Главная стр 1стр 2стр 3
скачать

Утверждаю

Директор ________/_________/

«__»_____________2011 г.

М.П.


Согласовано

«___»________2011 г.

Зам. директора по УВР

________/___________/


Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № ___от «__»_____2011г.

Руководитель МО

________________/______________/












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса «МАТЕМАТИКА»
УМК система Л.В. Занкова

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения (2009г.)

Программа разработана

учителями начальных классов

МОУ СОШ № 34


Кирова О.Я.

Адерихина О.И.

Григорьева В.М.

Шмакова О.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса разработана на основе:



  • примерной программы начального общего образования в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения» (2008 г.) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;

  • авторской программы И.И. Аргинская «Математика», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, Корпорация «Федоров», 2009).

Учебный курс «Математика» в 1 классе соответствует образовательной области «Математика» базисного учебного плана.

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.



В начальной школе у учащихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они выполняют устно и письменно арифметические действия с числами, находят неизвестный компонент арифметического действия по известным, составляют числовое выражение и находят его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин. В ходе работы с таблицами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. В результате школьники выделяют признаки и свойства объектов: простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). Ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений).



Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания, предложения), уточняющие их смысл. Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения:

  • планировать этапы предстоящей работы;

  • определять последовательность учебных действий;

  • осуществлять контроль и оценку, поиск путей преодоления ошибок.

В процессе обучения математике школьники участвуют в совместной деятельности при решении математических задач (распределяют поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявляют инициативу и самостоятельность.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:



  • математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

  • освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

  • воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


Основное содержание обучения в начальной школе в программе представлено разделами:

Числа и величины (70 часов), арифметические действия (190 часов), текстовые задачи (110 часов), пространственные отношения, геометрические фигуры (50 ч), геометрические величины (40 часов), работа с данными (40 часов). Резерв 40 часов.



Распределение часов:




1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Общее количество часов по программе

132

140

140

140

Количество рабочих недель

33

35

35

35

Количество часов в неделю

4

4

4

4

Основные разделы программы:













1.Сравнение

В течение года










2. Числа и величины. (70 +28ч резерв)

25

24

25

25

Однозначные числа






-

-

Двухзначные числа





-

-

Трехзначные числа

-



-

-

Римская нумерация

-





-

Натуральные числа

-




….



Дробные числа

-








Положительные и отрицательные числа

-







….

3. Арифметические действия (190ч + 12 ч резерва)

47

52

51

52

Сложение и вычитание

47







Умножение и деление

-







Сложные выражения

-



В течение года

….

Возведение в степень

-

-

-

….

4.Изучение элементов алгебры

в течение года

-

в течение года

в течение года

5. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. (50 часов)

14 ч и в течение года

12ч + в течение года

12ч + в течение года

12ч + в течение года

6. Геометрические величины (40 часов)

В течение 2 полугодия -10ч

10ч

10ч

10ч

7. Текстовые задачи 110 часов


Подготовитель

ный этап (26 ч и в течение года)



28ч

28 ч

28 ч
















9. Работа с данными (40 часов)


10ч

10ч

10ч

10ч


Раздел «Тематическое планирование» представлен базовым вариантом. Первый вариант планирования не только обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающегося о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, расширяет его эрудицию, воспитывает математическую культуру.

Структура тематического планирования представлена в табличной форме. Она включает основное содержание курса, собственно тематическое планирование и характеристику основных видов учебной деятельности учащихся.


Формы организации учебного процесса:

  • сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий, уроки – проекты и исследования. Обучение строится на системно - деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности.

  • используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.


Контрольные работы проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный ( математический диктант, проверочные работы, контрольные работы) и устный опрос (собеседование).



В оценочной деятельности используются три вида оценивания:

  • стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению;

  • текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования;

  • итоговое оценивание происходит в конце обучения в 1 классе в форме целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 1 класса.

Количество контрольных работ в начальной школе «Вестник Образования» 2000 год


Предметы

Классы




1 класс

2 класс

3 класс

4 класс




1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Математика













контр. работ

-

-

-

1

1

1

2

2

2

2

3

2

2

2

3

2

Проверочная работа

















































Арифметический диктант










1





































Тест


















































Для реализации программного содержания предметов, используют методические пособия:

  1. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009.

  2. И. И., Аргинская Е. П., Бененсон Л.С. Итина Учебник-тетрадь для 1- 4 класса в 4 частях – Самара : Корпорация «Федоров», 2010.

  3. И.И. Аргинская , Е.И. Ивановская Математика 1 – 4 класс в 2 частях - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009.

  4. И.И. Аргинская , Методическое пособие к учебнику Математика 1-4 класс - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009.

  5. И.И. Аргинская Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе 1 – 4 классы, - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009.

 

Результаты учебной деятельности выпускника начальной школы.





Универсальные действия

Специальные предметные умения

Личностные универсальные учебные действия.

• принимает положительное отношение к школе, ориентируется на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентируется на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• оценивает свою деятельность на основе критериев успешности учебной деятельности;

• осознаёт себя (личность « Я») гражданином России, гордится за свою Родину, народ и историю, несёт ответственность за общее благополучие, толерантен;

• ориентируется в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знает и принимает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение;

• осознаёт этические чувства (стыд, вина, совесть) как регулятор морального поведения;

• воспринимает прекрасное на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.



Регулятивные универсальные учебные действия

• принимает учебную задачу;

• учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

•воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различает способ и результат действия;

• вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;



• сотрудничает с учителем;

• преобразовывает практическую задачу в познавательную;

• проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• ориентируется в новом учебном материале;

• осуществляет контроль по результату и по способу действия;

• самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы.



Познавательные универсальные учебные действия

• осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• выбирает и фиксирует информацию об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения орфографических задач;

• строит сообщения в устной и письменной форме;

• ориентируется в разнообразии способов решения орфографических задач;

• воспринимает художественные и познавательные тексты,

извлекает информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществляет синтез как составление целого из частей;

• проводит сравнение и классификацию по сданным критериям;

Коммуникативные универсальные учебные действия

• использует коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание;

владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулирует собственное мнение и позицию;

• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задает вопросы;

• контролирует действия партнёра;

• использует речь для регуляции своего действия;

собственную позицию;

• аргументирует свою позицию и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Раздел «Числа и величины»

- называет, различает и сравнивает числа и величины;

- находит числа на отрезке натурального ряда чисел;

- соотносит цифру и число;

- составляет равенства и неравенства;

- называет и записывает числа первого и второго десятка;

-определяет разряд единиц и разряд десятков, их место в записи числа.

- располагает числа в порядке возрастания и в порядке убывания;



- называет основные свойства натурального ряда;

-различает сходство и различие между натуральным рядом и его отрезком;

- выделяет число «нуль» и место среди других.



Раздел «Арифметические действия»

- выполняет сложение чисел разными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду;



- определяет состав чисел первого и второго десятков (рассмотрение случаев получения чисел их двух и большего количества слагаемых);

-составляет таблицу сложения на основе получения чисел из двух однозначных натуральных слагаемых;

- объясняет переместительный закон сложения;



- понимает смысл действия вычитания;

- называет термины, связанные с вычитанием и сложением:



- выполняет вычитание чисел различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду;

- объясняет взаимосвязь сложения и вычитания;



- использует таблицу сложения для выполнения вычитания на основе этой связи.

- находит неизвестный компонент сложения, вычитания.



- излагает сочетательный закон сложения;

- выполняет устное сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах двух десятков, в пределах ста ;

-использует алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.



Числовые выражения

- читает и записывает числовые выражения;

- определяет порядок выполнения действий в числовых выражениях и находит значения числовых выражений со скобками и без скобок;

- использует свойства арифметических действий для

удобства вычислений.


Раздел «Текстовые задачи»

- составляет рассказ математического содержания к рисунку;



-упорядочивает несколько данных рисунков и создаёт по ним сюжет, включающий математические отношения;

-дополняет несколько связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета;

- изменяет и устраняет искажение смысла сюжета, в данные рисунки;

- выделяет условие и вопрос задачи;


Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»

- ориентируется в пространстве и плоскости;



- описывает местоположения предмета в пространстве и на плоскости;

- располагает предметы в пространстве и на плоскости: выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между.

- Распознаёт и называет геометрические фигуры: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная (замкнутая и незамкнутая), угол (прямой, острый, тупой), многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг..

- определяет вид угла при помощи угольника;

- строит углы, обозначает при помощи букв;

- чертит фигуры от руки и с помощью чертежных инструментов (линейки, чертежного угольника)

на нелинованной бумаге и на бумаге в клетку.


Раздел «Геометрические величины»

- сравнивает модули отрезков приложением, наложением, на глаз, при помощи циркуля;

- определяет длину отрезков при помощи произвольно выбранных мерок;

- называет и обозначает общепринятые меры измерения длины; 10см=1дм, 10дм=1м.

- строит отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

- классифицирует многоугольники по числу углов.


Раздел «Работа с данными»

- читает и заполняет строки, столбцы таблицы;

- даёт характеристику предмета, объекта, события;



Тематическое планирование по математике 1 класс система Л.В. Занкова (132 ч)


Содержание курса

Тематическое планирование

Числа и величины

25 часов

Характеристика деятельности учащихся

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от нуля до ста. Разряды. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин

Сравнение множеств. Рассмотрение параметров абсолютного (много-мало) и относительного (больше-меньше) сравнения. Установление взаимно однозначного соответствия между элементами множеств как основа отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами. Знаки, используемые для обозначения этих отношений (=,< ,>) Число как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств. Знакомство с однозначными натуральными числами. Цифры как знаки, используемые для записи чисел. Сравнение чисел на основе сравнения соответствующих им множеств. Числовые равенства и неравенства. Верные и неверные равенства и неравенства. Упорядочение чисел и его многовариантность. Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания и в порядке убывания. Упорядочивание расположения множеств с разным количеством элементов и соответствующих им чисел. Знакомство с натуральным рядом в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда. Отрезок натурального ряда чисел. Сходство и различие между натуральным рядом и его отрезком. Число «нуль», его запись и место среди других однозначных чисел. Характеристика ряда целых неотрицательных чисел как особой последовательности, отличной от натурального ряда.



Двухзначные числа

Десяток как новая единица счета. Счёт десятками в пределах двухзначных чисел. Классы и разряды. Знакомство с понятием разряда. Разряд единиц и разряд десятков, их место в записи числа. Устная и письменная нумерация в пределах двух первых десятков, а также двухзначных чисел, оканчивающихся нулем.



Величины

Сравнение модулей отрезков приложением, наложением, на глаз, при помощи циркуля. Длина отрезка. Понятие мерки. Сравнение длин отрезков при помощи произвольно выбранных мерок. Основное правило использования мерок при сравнении. Числовая характеристика отношения длины отрезка к выбранной мерке, её зависимость от выбора мерки.



Числа

Однозначные числа

Счет предметов. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел, знаки сравнения. Сравнение множеств. Рассмотрение параметров абсолютного (много-мало) и относительного ( больше-меньше) сравнения. Установление взаимно однозначного соответствия между элементами множеств как основа отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами. Знаки, используемые для обозначения этих отношений (=,< ,>) Число как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств. Знакомство с однозначными натуральными числами. Цифры как знаки, используемые для записи чисел. Сравнение чисел на основе сравнения соответствующих им множеств. Числовые равенства и неравенства. Верные и неверные равенства и неравенства. Упорядочение чисел и его многовариантность. Составление числовых последовательностей.

Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания и в порядке убывания. Упорядочивание расположения множеств с разным количеством элементов и соответствующих им чисел. Знакомство с натуральным рядом в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда. Отрезок натурального ряда чисел. Сходство и различие между натуральным рядом и его отрезком. Число «нуль», его запись и место среди других однозначных чисел. Характеристика ряда целых неотрицательных чисел как особой последовательности, отличной от натурального ряда.

Двухзначные числа

Десяток как новая единица счета. Счёт десятками в пределах двухзначных чисел. Классы и разряды. Знакомство с понятием разряда. Разряд единиц и разряд десятков, их место в записи числа. Образование двухзначных чисел. Запись и чтение чисел от 1 до 100. Устная и письменная нумерация в пределах двух первых десятков, а также двухзначных чисел, оканчивающихся нулем. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.



Величины

(в течение 2 полугодия)

Сравнение и упорядочение величин по разным признакам: массе, вместимости, стоимости. Стоимость. Единицы стоимости: копейка, рубль. Сравнение модулей отрезков приложением, наложением, на глаз, при помощи циркуля. Длина отрезка. Понятие мерки. Сравнение длин отрезков при помощи произвольно выбранных мерок. Основное правило использования мерок при сравнении. Числовая характеристика отношения длины отрезка к выбранной мерке, её зависимость от выбора мерки.



Сравнивает числа по классам и разрядам.

Создаёт ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Группирует числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Исследует ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.

Описывает явления и события с использованием чисел и величин


Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Выполнение сложения разными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду. Состав чисел первого и второго десятков (рассмотрение случаев получения чисел их двух и большего количества слагаемых). Таблица сложения. Составление таблицы сложения на основе получения чисел из двух однозначных натуральных слагаемы. Переместительный закон сложения. Сокращения таблицы сложения на основе использования этого закона. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в натуральном ряду. Термины, связанные с вычитанием: уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности. Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи. Арифметические

действия с числами «нуль» и «единица». Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в сумме. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Знакомство с сочетательным законом сложения и свойствами вычитания: вычитания числа из суммы и суммы из числа.

Знакомство с сочетательным законом сложения и свойствами вычитания: вычитания числа из суммы и суммы из числа.

Способы проверки правильности вычислений.

Прикидка и оценка суммы, разности.




Арифметические действия

47 часов

Сложение и вычитание

Первое представление о действии сложения. Сложение. Термины, связанные со сложением: слагаемые, сумма, значение суммы. Знак сложения (+). Выполнение сложения разными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду. Состав чисел первого и второго десятков (рассмотрение случаев получения чисел их двух и большего количества слагаемых). Составление таблицы сложения на основе получения чисел из двух однозначных натуральных слагаемых. Таблица сложения. Сложение с нулем. Перестановка слагаемых в сумме двух чисел. Переместительный закон сложения. Сокращения таблицы сложения на основе использования этого закона. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в натуральном ряду. Перестановка и группировка слагаемых в сумме нескольких чисел. Вычитание. Термины, связанные с вычитанием: уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности. Знак вычитания.

Вычитание нуля из натурального числа. Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду. Взаимосвязь сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи. Нахождение неизвестного

компонента сложения, вычитания.

Знакомство с сочетательным законом сложения и свойствами вычитания: вычитания числа из суммы и суммы из числа.

Устное сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах двух десятков, в пределах ста (и в случаях, сводимых к выполнению действий в пределах ста). Рассмотрение различных способов выполнения этих операций. Использования таблицы сложения как основной способ их выполнения.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
Числовые выражения

Чтение и запись числового выражения. Скобки. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без скобок. Использование свойств арифметических действий для

удобства вычислений. Способы проверки правильности вычислений. Прикидка и оценка суммы, разности.




Сравнивает разные способы вычислений, выбирать удобный.

Моделирует ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

Использует математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия

(сложения, вычитания, умножения, деления).



Моделирует изученные арифметические зависимости.

Прогнозирует результат вычисления.

Пошагово контролиорует правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического

действия.


Использует различные приемы

проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических

действий, прикидку результата)





Текстовые задачи 26 часов




Составление рассказов математического содержания к рисунку. Упорядочивание нескольких данных рисунков и созданием по ним сюжета, включающего математические отношения. Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета. Внесение изменений, устраняющих искажение смысла сюжета, в данные рисунки. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.

Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом.

Задачи, содержащие отношения

«больше на(в)…», «меньше на

(в)…». Решение задач разными способами.


Задача

( подготовительный этап, в течение года)

Составление рассказов математического содержания к рисунку. Упорядочивание нескольких данных рисунков и созданием по ним сюжета, включающего математические отношения. Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета. Внесение изменений, устраняющих искажение смысла сюжета, в данные рисунки. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с

величинами при решении задач.

Решение текстовых задач арифметическим способом

Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического действия (сложение, вычитание,

умножение, деление); понятия

«увеличить на…», «уменьшить на …»; сравнение величин.




Моделирует изученные зависимости.

Находит и выбирает способ решения текстовой задачи. Выбирает удобный способ решения задачи.

Планирует решение задачи.

Действует по заданному и самостоятельно составленному плану

решения задачи.



Объясняет (поясняет) ход решения задачи.

Использует геометрические образы для решения задачи.

Обнаруживает и устраняет ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.

Наблюдает за изменением решения задачи при изменении ее условия. Самостоятельно выбирает способ решения задачи.





Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

14 ч




Ориентация в пространстве и плоскости. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между

и пр.). Осознание относительности этих положений в зависимости от положения наблюдателя.

Знакомство с линиями - прямой, кривой, ломаной. Первое представление о бесконечности прямой.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Линии и точки. Их взаимное расположение относительно друг друга. Луч и отрезок. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи, отрезки.

Первое представление об угле. Различные интерпретации понятия «угол»: как фигуры, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки, и как части плоскости, ограниченной такими лучами. Знак, обозначающий угол на письме. (<) Прямой, острый и тупой угол. Соотношение между видами углов. Установление вида угла при помощи угольника. Построение углов. Их обозначение при помощи букв. Незамкнутые и замкнутые ломаные и кривые линии. Взаимное расположение кривых и ломаных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками. Различение окружности и круга, построение окружности с помощью циркуля.

Геометрические тела. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус

Сравнение реально встречающихся объёмных предметов. Выделение групп предметов сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Выделение на поверхности объемных тел знакомых плоскостных геометрических фигур.


Ориентация в пространстве и плоскости. Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между. Осознание относительности этих положений в зависимости от положения наблюдателя.

Геометрические фигуры

Знакомство с линиями - прямой, кривой, ломаной. Первое представление о бесконечности прямой. Распознавание и называние геометрической фигуры: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная (замкнутая и незамкнутая), угол (прямой, острый, тупой), многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Линии и точки. Их взаимное расположение относительно друг друга. Луч и отрезок. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи, отрезки.

Первое представление об угле. Различные интерпретации понятия «угол»: как фигуры, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки, и как части плоскости, ограниченной такими лучами. Знак, обозначающий угол на письме. (<) Прямой, острый и тупой угол. Соотношение между видами углов. Установление вида угла при помощи угольника. Построение углов. Их обозначение при помощи букв. Незамкнутые и замкнутые ломаные и кривые линии. Взаимное расположение кривых и ломаных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками. Выделение фигур на чертеже. Изображение фигуры от руки и с помощью чертежных инструментов (линейки, чертежного угольника)

на нелинованной бумаге и на бумаге в клетку. Построение окружности с помощью циркуля.
Геометрические тела

Распознавание и называние геометрического тела: куба, шара, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса. Сравнение реально встречающихся объёмных предметов. Выделение групп предметов сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Выделение на поверхности объемных тел знакомых плоскостных геометрических фигур.



Моделирует разнообразные ситуации расположения объектов в

пространстве и на плоскости.


Изготавливает (конструирует) модели геометрических фигур, преобразовывает модели.

Описывает свойства геометрических фигур.

Сравнивает геометрические фигуры.

Соотносит реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел





Геометрические величины 10 часов




Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Измерение длины отрезка. Построение прямых, лучей и отрезков при помощи чертёжной линейки (без делений). Обозначение прямых, лучей и отрезков при помощи букв латинского алфавита. Построение отрезка, равного данному, при помощи циркуля и чертежной линейки. Сложение и вычитание отрезков при помощи этих инструментов.

Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов. Простейший многоугольник – треугольник.




Длина

Сравнение модулей отрезков приложением, наложением, на глаз, при помощи циркуля. Длина отрезка. Понятие мерки. Сравнение длин отрезков при помощи произвольно выбранных мерок. Основное правило использования мерок при сравнении. Числовая характеристика отношения длины отрезка к выбранной мерке, её зависимость от выбора мерки. Знакомство с общепринятыми мерами измерения длины: сантиметром (см), дециметром (дм) и метром(м0. Соотношения: 10см=1дм, 10дм=1м. Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой, складным метром, рулеткой и др. Измерение длины отрезков при помощи одной или двух общепринятых мер.( например, 16см и 1дм 6 см). Построение отрезков заданной длины при помощи измерительной линейки. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр; соотношения между ними. Переход от одних единиц длины к другим.

Измерение отрезка. Построение

отрезка заданной длины. Сравнение длин. Построение прямых, лучей и отрезков при помощи чертёжной линейки (без делений). Обозначение прямых, лучей и отрезков при помощи букв латинского алфавита. Построение отрезка, равного данному, при помощи циркуля и чертежной линейки. Сложение и вычитание отрезков при помощи этих инструментов. Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов. Простейший многоугольник – треугольник. Изображение прямоугольника с определенными длинами сторон.

Длина ломаной.


Разрешает житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

Находит геометрическую величину разными способами
Проводит сравнение и классификацию многоугольников по числу углов.

Оказывает в сотрудничестве необходимую помощь при построении и измерении геометрической фигуры.

Оценивает правильность выполнения действия при построении и измерении геометрических фигур.






Работа с данными 10 часов




Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора.

Таблица. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация таблицы.




Таблица. Чтение и заполнение

строк, столбцов таблицы. Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.

Сбор информации по плану. Фиксирование результатов сбора.

Представление информации в таблице.



Собирает, обобщает и представляет данные (работая в группе или

самостоятельно).

Находит необходимую информацию в учебной и справочной литературе





Изучение элементов алгебры

(в течение года)

Знакомство с равенствами и неравенствами. Понятие об уравнении как особом виде равенства. Первое представление о решении уравнения. Корень уравнения. Решение уравнений вида х+ а =в, а-х=в, х-а=в различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблицы сложения, на основе связи между сложением и вычитанием)



Использует математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

Моделирует равенства и неравенства. Различает способ нахождения корня уравнения и результат действия. Строит понятные для партнёра высказывания. Учитывает разные мнения при обсуждении в группе.






Сравнение (в течение года)

Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, размер, форма, ориентация на плоскости или пространстве и т.д.)

Преобразование заданных объектов по одному или нескольким признакам.

Рассмотрение различных параметров сравнения объектов (высокий – низкий, выше-ниже, широкий – узкий, шире - уже, далёкий – близкий, дальше- ближе, тяжёлый – легкий, тяжелее- легче и т.д.. Относительность проводимых сравнений.



Учитывает установленные правила в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Классифицирует объекты по различным признакам.

Преобразует заданный объект по одному или нескольким признакам. Задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебный курс «Математика»
779.03kb.
Практикум (2005): Математика 5-11 (часть 1, диск №1) Математика 5-11
10.32kb.
Элективный курс: «Финансовая математика»
61.41kb.
Пусвацет Елена Владимировна 2011-2012 учебный год
610.92kb.
Учебный курс «Основы животноводства»
96.35kb.
Учебный курс для юридических вузов Под редакцией
4086.86kb.
Рабочая программа элективного учебного предмета Информационные системы и модели 10 класс Учитель: С. Р. Кононова Тутаев 2009 Пояснительная записка Учебный курс «Информационные системы и модели»
92.37kb.
Литература 3 Иностранный язык 3 Математика 4 Информатика и икт
41.84kb.
В. Холмогоров Основы web-мастерства учебный курс
191.25kb.
Учебный курс «Основы Православной культуры»
624.22kb.
Учебный год Класс: 10 в. Учебный курс
101.24kb.
Фгбоу впо «мггу» 2011/2012 учебный год Специальность: 050201. 00 – математика с дополнительной специальностью «информатика»
240.7kb.