Главная стр 1
скачать

Учитель начальных классов Филатова Ирина Николаевна



Учитель начальных классов

Филатова И.Н.

2012 – 2013 учебный год

Содержание.

1.Тема опыта.

2.Сведения об авторе.

3.Условия возникновения и становления опыта.

4.Актуальность темы.

4.1.Актуальность темы для меня.

5. Предполагаемые результаты.

6. Технология опыта.

7.Теоретическая база опыта.



7.1.Виды проектов.

7.2. Исследование и проект: сходство и различие.

7.3. Понятие «исследовательская деятельность школьников»

7.4.Роль учителя в проектно – исследовательской деятельности.

8.Длительность работы над опытом.



8.1. Проектно-творческая деятельность учащихся.

8.2. Проектные работы с использованием компьютерных технологий.

9. Результативность опыта.

10. Вывод.

11. Библиографический список.




  1. Тема опыта: Проектно – исследовательская деятельность младших школьников.

  2. Сведения об авторе: Филатова Ирина Николаевна, учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ ООШ имени Героя Советского Союза И.И. Борзова села Середниково. Образование – высшее, окончила Орехово-Зуевский педагогический институт в 1995 году. Стаж работы – 24 года.

  3. Условия возникновения и становления опыта.


«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия» В. Гузеев
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. (2)

Во всех сферах общественной жизни востребованы творческие, активные, инициативные, самостоятельные люди, которые умеют жить среди людей. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые будут необходимы в их будущей жизни, помогут объективно оценивать свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Современная школа должна создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.


  1. Актуальность темы.

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Проектно - исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах» (А. Маслоу) Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. (2) Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности, в том числе и в неодобряемые обществом.

Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.



    1. Актуальность этой темы для меня.

Я работаю по программе «Школа России». Концептуальные основы этой программы предполагают деятельный подход к обучению, «предпочтения отдаются проблемно-поисковому подходу». Но, я считаю, что построение материала в учебниках не способствуют в полной мере развитию исследовательских навыков школьников, формированию информационной компетенции учеников.

Исходя из вышесказанного, у меня назрела необходимость в выборе данной темы. Я решила заняться с детьми проектно – исследовательской деятельностью еще и потому, что данная проблема:



  1. отвечает современным требованиям времени,

  2. формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

  3. развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

  4. приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

  5. вызвала у меня самой большой интерес.

  1. Предполагаемые результаты

В результате работы по этой теме, я предполагаю формирование следующих ключевых компетенций:

  • Учебно-познавательные: (в сфере самостоятельной познавательной и общеучебной деятельности)

  • Способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки

  • Добывание знаний непосредственно из окружающей среды

  • Владение приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартной ситуации;

  • Информационные: (навыки деятельности по отношению к информации)

  • Владение современными средствами информации информационными технологиями;

  • Умение найти, проанализировать и отобрать необходимую информацию, её преобразовать, сохранить и передать.

  • Коммуникативные: (способы взаимодействия с окружающими людьми)

  • Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;

  • Умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, высказать своё мнение;

  • Иметь свою точку зрения, уметь грамотно отстаивать её;

  • Ценностно-смысловые:

  • Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;

  • Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий,

  • Уметь принимать решения, самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

  1. Технология опыта.

В связи с современными требованиями к образовательному процессу я поставила перед собой педагогическую цель: создание условий для формирования и развития исследовательского поведения учащихся, вовлечения их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Гипотеза: создавая условия для формирования у детей первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности в начальной школе, я сформирую основы ключевых компетенций младших школьников.

Предмет обобщения опыта: активизация познавательной деятельности учащихся на основе проведения проектно-исследовательской работы младших школьников.

Перед собой поставила следующие задачи:



  • выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность формирования у учащихся исследовательской деятельности, как основы формирования ключевых компетентностей;

  • апробировать комплекс приёмов и методик формирования у учащихся ключевых компетентностей в результате проектно-исследовательской деятельности.

  1. Теоретическая база опыта.

    1. Виды проектов

Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.

Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализации, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.

Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.

Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

В проектной технологии чаще всего используются долгосрочные проекты. Но иногда, затягивание времени может привести к потере интереса младшего школьника к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и просто в дальнейшем нежеланию участвовать в каких – либо проектах. Поэтому из-за отсутствия у детей 7-9 лет способностей к долговременной работе в одном направлении, выполнять проекты необходимо «на одном дыхании», т.е. на одном уроке. Монопроекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.


Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.



    1. Исследование и проект: сходство и различия.

В современной педагогике используются два очень близких по содержанию понятия – «проектное обучение» и «исследовательское обучение». В образовательном обиходе они часто соединяются в «проектно-исследовательское» и даже иногда отождествляются. Однако специалисты в области исследовательского поведения детей рекомендуют различать их. Это разные виды деятельности, что не исключает возможности их сочетания в структуре обучения.

Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи. Человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он решает реально перед ним проблему. Разрабатывая проект чего-либо, человек представляет это что-то по крайнем мере мысленно. Иначе говоря, проектировщик знает, что он собирается получить в результате проектирования. Работа над проектом – дело творческое, однако зависящее от многих внешних обстоятельств, зачастую никак не связанных с задачами исследования, и оно всегда направлено на создание какого-либо нового продукта.

Исследование же основывается на любознательности и предполагает достижение определенного результата. В отличие от проекта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины». Результатом исследования являются новые знания. Следует также различать научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность. (Н.В. Засоркина, М.Ю. шатилова, Н.Б. Полянина, Е.А. Андреева, С.Г. Щербакова, О.А. Шавейко «Метод проектов в начальной школе»)


    1. Понятие «исследовательская деятельность школьников» в педагогической литературе рассматривается с позиции организации такой деятельности педагогами. Как правило, под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:



  • постановку проблемы;

  • изучение теории, связанной с выбранной темой;

  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;

  • сбор собственного материала;

  • анализ и обобщение материала;

  • собственные выводы.

Научно-исследовательская деятельность – такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимся творческой, исследовательской задачи в различных областях знания с заранее неизвестным результатом.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы. И лишь потом ставятся цели и задачи предстоящей работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал, которым располагает ученик, а также оснащённость исследования и свои возможности.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть, доказать.

Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел, создавая, тем самым, предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость исследования.

Объект исследования - это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Любая цель начинается с глаголов «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т.д. Цель конкретизируется и развивается в конкретных задачах исследования. В задачах выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер, т.е. технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько - какие-то подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: «Если…, то…» или «Чем…, тем…». В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.

Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.

Необходимым компонентом программы эксперимента является установление сроков исследования. Сроки должны быть достаточны для проверки надежности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации. Проведение эксперимента осуществляется по плану. Основанием плана являются этапы исследования, рекомендуется выделение нескольких этапов исследования:



  • Первый этап исследования - подготовительный - включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования.

  • Второй этап - конструирующий - это формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

  • Третий этапэкспериментальный.

  • Четвёртый этап - контрольный.

Пятый - заключительный - подведение итогов и оформление результатов.

7.4.Роль учителя в проектно – исследовательской деятельности.

Учитель должен помнить о том, что он выступает не как толкователь готовых знаний, а как равноправный соучастник их добывания. «Я – некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся».

Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 2 - 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Правила, по которым учителю – руководителю нужно строить свою работу:


  1. Подходить творчески к любому проекту своего ученика.

  2. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

  3. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.

  4. Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).

  5. В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

  6. Тесно сотрудничать с родителями.

  7. При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.

  8. Длительность работы над опытом.

Первые исследовательские работы и проекты мы с детьми начали выполнять уже давно ( с 1993 – 95 г.г.), не называя их проектами. Во время весенних прогулок наблюдали за развитием лягушки с момента появления икры и до развития из головастика лягушки. Вели дневник наблюдений, делали рисунки и схемы развития лягушки. Во время осенних экскурсий в лес наблюдали, в каких местах растут грибы, под какими деревьями, какие животные питаются грибами, видели, как на ветках дерева были нанизаны грибы, вероятно, белкой. Дети писали сочинения о своих впечатлениях. Дети делали книжки – малышки, книжки - раскладушки по чтению, по окружающему миру готовили доклады на тему «Животные родного края», «Луг. Лес. Водоем», «Сезонные изменения в природе», по русскому языку – карточки «Словарные слова», при подготовке дети изучали дополнительную литературу в школьной, сельской, домашней библиотеке. Сейчас возможностей для проведения и представления проектов стало гораздо больше – это большое количество различных энциклопедий, современные технологии: компьютер, Интернет, мультимедийная установка, интерактивная доска, цифровые фотоаппараты и т.д

В течение нескольких лет работы по данной теме я убедилась, что задача педагога увлечь детей, заинтересовать. Учить детей рассуждать, делать выводы, находить новые оригинальные подходы, получать положительные результаты для того, чтобы получать удовольствие от выполненной работы, а значит удовольствие от обучения.

Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности осуществляю в рамках урочной деятельности. В рамках традиционных учебных занятий использую:


  • проблемное введение в тему урок;

  • постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

  • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

  • выдвижение идеи (мозговой штурм);

  • постановку вопроса (поиск гипотезы);

  • формулировку предположения (гипотезы);

  • обоснованный выбор способа выполнения задания;

  • составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

  • поиск дополнительной литературы;

  • подготовку доклада (сообщения);

  • самоанализ и самооценку, рефлексию;

  • поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Особое внимание стараюсь уделять развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Для этого использую следующие приемы:

•   оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

•   классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

•   определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

•   доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

8.1.Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является основой проектно - исследовательской деятельности.

На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. Узнают с помощью книг, журналов новые сведения по изученным темам и представляют их одноклассникам в виде сообщений или макетов. По математике, например, находят или составляют самостоятельно ребусы, загадки или задачи в стихах на определенное число. По русскому языку выполняют проект «Словарные слова», дети выбирают любое словарное слово и находят информацию: происхождение, значение, использование данного слова в нашей речи. К выбранному слову рисуют или приклеивают готовую картинку или фотографию.

Творческие задания мы выполняем на уроках литературного чтения и окружающего мира. Составляем книжки–малышки или блокноты с описанием понравившегося произведения, с иллюстрациями. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и других специалистов книжного дела, в роли проектировщиков и строителей (проект деревенского дома, техника для использования в строительстве), в роли оформителей (проект детской площадки, новогоднее блюдо, клумба с необычными цветами).

Со своим последним классом работу над мини – проектами мы начали в 1 классе. Это составление коллекции камней, гербария из осенних листьев, наблюдения за птицами на кормушке зимой, проект «Мое родное село», фантастический проект «Динозавры». Во 2 классе мини – проекты были более серьезными, но в основном это групповая работа под руководством учителя. Дети выполнили следующие проекты: «Выращивание кристаллов из соли», «Бабочка махаон», «Выращивание кресс-салата», «Витамины зимой». Фотографии мини – проектов размещены на сайте интернет – портала «ProШколу. ru» - http://www.proshkolu.ru/user/irnikfil/folder/264648/

Во внеклассной работе выполняем совместные творческие проекты, в которых принимают участие все дети класса. Это, конечно же, стенгазеты. Руководителями данного проекта, кроме учителя, являются члены редколлегии, а оформителями – все. В нашей копилке уже имеются новогодние стенгазеты, стенгазеты – поздравления с Днем Учителя, с Юбилеем школы, «День Победы», плакаты о здоровом образе жизни, плакат «Наше настроение», «Дерево вежливости», «Мы желаем Вам...» и т.д. Результатом такой работы я считаю самостоятельный проект, выполненный выпускниками 4 класса. Это плакат «Подарок учителю». Проектная деятельность во внеклассной работе особенно способствуют развитию коммуникативной компетентности у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения – учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учатся оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности. 

Совместная творческая работа способствует сплочению коллектива, умению распределять обязанности в группе, развивает взаимоуважение и взаимопонимание.

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам проектно – исследовательской деятельности (по Андриянову П.Н.)

ЭТАПЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

2.Технологическая разработка идеи.

Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

3. Практическая работа над идеей.

Практическая реализация идеи.

4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы.

Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

Важным фактором на 1 этапе проектной деятельности является работа с родителями. Поэтому я провожу родительские собрания и консультации, на которых знакомлю мам и пап с особенностями проектной деятельности.

8.2. На втором этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.

Так проекты «Профессии моих родителей» и «Город России, где я был(а)» совместил в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием приносили материал, сумели с помощью родителей отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде газеты или книжки. Также подготовили загадки и кроссворды по теме. Очень интересными были фотографии, которые ребята представили одноклассникам. По ходу выступления у слушателей возникали вопросы, на которые выступающие с удовольствием отвечали.

Проекты, которые выполняли учащиеся прошлых лет, этому классу еще предстоит выполнить. Это такие проекты, как «Мой лучший друг», «Домашний любимец», «Природа нашего края» и многие другие.

Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель – ученик – родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.

На этом этапе появляется парная и групповая форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах.

Приобретая навыки проектной и исследовательской деятельности, дети становятся более самостоятельными, и постепенно помощь родителей сводится к минимуму. На третьем этапе дети уже имеют навыки групповой, индивидуальной и коллективной форм работы. Вместе с учителем оформляют презентацию в PowerPoint. Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях.



Оформление проектной и исследовательской работы.

Структура исследования.
Ход исследовательской работы (на примере):


Этапы занятия

Деятельность на занятии

1.Выбор темы исследования.

Растения-забавы.

2.Постановка целей исследования.

Вырастить самостоятельно растения корнеплодов моркови и свеклы, из семян спелых растений.

3.Задачи исследования.

Приобрести корнеплоды, семена, горшки, землю, изучить соответствующую литературу.

4.Объект, предмет и база исследования

Семена и корнеплоды.

5.Гипотеза исследования.

В домашних условиях при правильном уходе и удовлетворительных условиях можно вырастить практически любое растение.

6.Методы исследования.

Изучение информации о растениях, выбор и посадка семян, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки, анкета для одноклассников, фотографии – на доступном для этого возраста уровне.

7.План исследования.

-сбор материала для посадки,

-заготовка почвы,

-изучение информации об условиях ухода,

-посадка растений,

-наблюдение за растениями,

-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.

-изучение информации о растениях


8.Самостоятельная деятельность.

-изучение информации о растениях,

-изучение информации и почве,

-изучение информации об условиях ухода,

-посадка растений,

-наблюдение за растениями,

-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.



9.Результаты исследования.

Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, оформление слайд - презентации, помощь учителя в оформлении.

10.Представление и защита проекта.

Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и т.д.

11.Выработка решения.

При создании необходимых условий можно вырастить в домашних условиях практически любое растения, но есть растения, которые в комнатных условиях не растут.

12.Оценивание исследовательской деятельности.

Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.

13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.

Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.




  1. Результативность опыта.

В 2009 – 2010 учебном году учащиеся 4 класса выполняли коллективные и индивидуальные исследовательские работы. Соболев Владислав представлял исследовательскую работу «Середниковская школа», Попов Илья – «Город Москва», Верзунова Валерия – «Кукла – любимая игрушка». А группа учащихся, Архипова Юлия, Щербакова Светлана, Кудрявцева Анастасия, разрабатывала и представляла исследовательскую работу «Растения-забавы».

Работа «Растения – забавы» была представлена на муниципальном конкурсе «Я – исследователь». Из 34 представленных на конкурс работ было выбрано 7, в том числе и наша коллективная работа. Все финалисты конкурса были награждены дипломами лауреатов муниципального конкурса. Выступление учащихся показывали по местному телевидению, о них писали в районных газетах и на сайте администрации Шатурского района. Исследовательская работа «Растения-забавы» размещена на сайте «Проект для одаренных детей «Алые паруса» - http://nsportal.ru/ap/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/library/issledovatelskaya-rabota-rasteniya-zabavy, некоторые слайды презентации – на сайте группы «Любители комнатных растений» в социальной сети работников образования – http://nsportal.ru/lyubiteli-komnatnykh-rastenii.

В течение года четвероклассники выполняли индивидуальный проект «Портфолио учащегося». В конце года дети представляли свое портфолио одноклассникам, лучшие работы Соболева Владислава и Верзуновой Валерии были представлены учащимся начальных классов и их родителям. Верзунова Валерия принимала участие в муниципальном этапе конкурса «Портфолио» и стала победителем.

Могу считать себя непосредственным руководителем исследовательских работ моей дочери Филатовой Анны. Она выполнила две работы «Волшебная соль» в 2010 – 2011учебном году (сайт МБОУ ООШ с. Середниково - http://serednikovo.ucoz.ru/index/issledovatelskaja_dejatelnost_uchashhikhsja/0-44) и «Чудесный мир бумаги» в 2011 – 2012 учебном году, обе работы заняли призовые места в муниципальном этапе конкурса «Я – исследователь». На протяжении трех лет обучения в школе, я, как мама, помогала ей собирать портфолио достижений. В 2012 году она представляла портфолио на муниципальном конкурсе «Портфолио ученика начальных классов» и стала призером.

Также помогала моей старшей дочери Филатовой Анастасии выполнять исследовательские работы по краеведению «Река Летовка» (сайт МБОУ ООШ с. Середниково– http://serednikovo.ucoz.ru/index/issledovatelskaja_dejatelnost_uchashhikhsja/0-44), «Никольская церковь села Середниково» (сайт МБОУ ООШ с. Середниково - http://serednikovo.ucoz.ru/index/issledovatelskaja_dejatelnost_uchashhikhsja/0-44, сайт газеты «1 сентября» - http://portfolio.1september.ru/work.php?id=596993). Обе работы были представлены на муниципальных конкурсах юных исследователей. Работа «Никольская церковь села Середниково» стала лучшей в секции «Культурное наследие», Анастасия была награждена дипломом победителя.

10.Заключение.

Проектно-исследовательская деятельность, которой занимаются дети, расширяет их интерес, наблюдательность, расширяет кругозор младших школьников, способствует умственному развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей среды и активно использовать полученные знания в повседневной жизни.



11. Библиографический список.

  1. А.И. Савенков. Игры, дающие старт исследовательской деятельности, журнал «Директор школы», №1, 2004, с. 46 - 50

  2. В.Ф. Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников, Волгоград, «Учитель», 2009;

  3. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников, Волгоград, «Учитель», 2008;

  4. М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И. Самохвалова, Ю.А. Радионова, О.Ю. Эктова, Т.А. Гордиенко, Т.Е. Силаева. Проектная деятельность в начальной школе», Волгоград, «Учитель», 2007;

  5. Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина, Е.А. Андреева, С.Г. Щербакова, О.А. Шавейко. Метод проектов в начальной школе, Волгоград, «Учитель», 2009

  6. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа» №2, 2006 

  7. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся, журнал «Начальная школа», №2, 2007, с.45

  8. Т.Е.Соколова. Информационная культура младшего школьника. Учебно – методическое пособие. Самара, «Учебная литература», 2007



скачать


Смотрите также:
Учитель начальных классов Филатова Ирина Николаевна Учитель начальных классов
276.96kb.
Епанешникова Ирина Николаевна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» Направление программы: научно-познавательное Старый Оскол 2010
294.22kb.
Программа кружка по информатике для учащихся начальных классов "Творческое проектирование в мультимедийной среде ПервоЛого"
54.89kb.
Учитель начальных классов Егорова Галина Алексеевна. Учитель начальных классов Егорова Людмила Алексеевна. Праздник цветов
76.7kb.
Беляева Т. П. учитель начальных классов моу «Гимназия №75»
87.51kb.
Государственные требования
843.72kb.
Доклад на рмо начальных классов Штанникова Г. Ф. учитель начальных классов моу «Шахматовская оош»
201.88kb.
Доклад на рмо начальных классов Штанникова Г. Ф. учитель начальных классов моу «Шахматовская оош»
217.22kb.
«Использование информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся начальных классов»
35.63kb.
Жакулина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов моу-оош №23 г. Чапаевска Самарской области
77.31kb.
Основная образовательная программа моу «Гимназия №17»
2840.97kb.
Сумина Юлия Александровна, учитель начальных классов
43.53kb.