Главная стр 1
скачать


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» №1679



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

__________________________________________________________________

г. Москва, ул. Новопетровская д. 1а

контактные телефоны: (495) 450-3080, 459-4043, 450-8926 факс: (495) 459-3064

E-mail: coe1679@mail.ru

_________________________________________________________



Образовательная программа и тематическое планирование курса образовательной области «Искусство»


Мировая художественная культура 9 кл

«Искусство и культура ХХ века»

Москва 2012-2013 у.г.


Тематическое планирование курса образовательной области «Искусство»

Мировая художественная культура 9 кл

«Искусство и культура ХХ века»

Пояснительная записка

Искусство – это особый вид человеческой деятельности, который развивается по своим специфическим законам. Законы развития искусства и должны лечь в основание курса мировой художественной культуры точно так же, как математические законы лежат в основании школьной математики, а физические законы – в основании школьной физики.

Однако законы математики, естественных наук или языка сегодня более или менее ясны. Из них выделены наиболее элементарные закономерности, которые и являются предметом изучения в школе. В преподавании же художественной культуры все пока еще не так ясно. Этой областью человеческой деятельности занимаются либо практики, которые создают произведения искусства, не всегда вдаваясь в смысл внутренних закономерностей, либо искусствоведы. Последние как раз и занимаются специально законами искусства. Но по традиции и в силу сложности предмета исследования каждый искусствовед работает только в своей области, являясь довольно узким специалистом. Существует, правда, область знаний, которая специально изучает сущность красоты вообще, в любых ее проявлениях – эстетика. Но это философская наука. Построения ее сложны и требуют как знакомства с конкретными областями искусства, так и знания общих философских категорий. Для школьников этот уровень пока еще сложен.

Таким образом, закономерности искусства в целом, во всем его многообразии, сегодня не изучает ни одна наука. Поэтому выделить элементарный, «школьный уровень» изучения искусства пока еще очень трудно.

С другой стороны, потребность в этом необычайно велика. Сегодня, после мировых катаклизмов XX века, мы как никогда понимаем, что художественная культура прошлого – это не культура прошедшего. Культура – это не пейзажи, мелькающие в окнах поезда истории, которые можно просмотреть и выбросить из головы. Художественная культура «вырастает» подобно дереву, в котором каждый следующий слой покрывает предыдущий, и каждая плодотворная ветка не только разветвляется, но и дает плоды. Вот плоды эти и есть те произведения искусства, которыми мы можем наслаждаться. Не надо только забывать, что культура создает эти плоды не для нашего наслаждения, а для продолжения себя – в каждом из плодов есть семена будущих растений (направлений, стилей, гениальных озарений).

Закономерности роста этого «древа искусства» и призван изучать предмет мировой художественной культуры. Это очень важно: изучать закономерности, а не просто эмоционально восторгаться красотой произведений искусства. Потому здесь и не место пустому эмоционально-восторженному восхищению произведениями искусства. «Посмотрите, как это красиво!» - типичное восклицание на уроках МХК. А если ученик в ответ решается заметить, что ему это вовсе не нравится, то следует обвинение в отсутствии у него чувства прекрасного.

При этом забывается, что важнейшими условиями понимания явлений художественной культуры является знание ответов на вопросы: «Как сделано то, чем мы восхищаемся?» и «Почему оно сделано так, а не иначе?» То есть, в искусстве необычайно важны два компонента – технология и смысл. Они и должны составлять основное содержание любого курса МХК и, тем более, профильного курса. Не общие разговоры о красоте того или иного произведения, а конкретное изучение его смысла и технологии выполнения. Ведь большинство учеников, освоивших профильный курс, будут, так или иначе, продолжать свою «жизнь» в сфере искусства.

Сегодня уже накопилось большое количество самых разнообразных программ, учебников и учебных пособий по МХК. В них прослеживаются две тенденции: желание авторов дать историческое развертывание художественной культуры и стремление научить разбираться в основах разных видов искусства. Все чаще появляются также программы, пытающиеся объединить эти два подхода. Обилие программ и их разнонаправленность как раз и свидетельствуют о периоде становления предмета.

Однако главной проблемой в преподавании МХК сегодня является проблема учителя. Ведь учитель, полноценно преподающий этот предмет, должен знать не только специфику различных искусств, не только разбираться в технологических тонкостях каждого из них, но и знать историю и философскую основу искусства. Иначе объединения отдельных видов искусства в единый стиль, которое только и возможно на мировоззренческой основе, не произойдет. Мало быть даже хорошим специалистом в какой-то одной области (художником, музыкантом, историком или литератором). В преподавании общего курса МХК нужно как бы подняться над отдельным видом искусства, увидеть его в ряду других искусств, а все искусство – в целостной культуре человечества.

Важно также постоянно помнить, что в центре урока МХК всегда находится произведение искусства, а не рассказ о нем. Как бы зажигательно учитель не рассказывал о произведении, это не заменит ученикам общения с самим живописным полотном, архитектурным сооружением или музыкальным произведением. Любое произведение искусства – это текст, который создан художником и который нужно хотя бы «прочитать», чтобы начать разговор о нем. Для ученика лучше увидеть одно произведение художника, чем услышать о десятках, не видя их. И потому учитель должен не только сам уметь воспринимать произведение искусства, но и учить этому своих учеников.


Пассивное восприятие материала здесь сведено к минимуму. Урок ни в коем случае не должен выглядеть как лекция или страница из бумажного учебника. В связи с этим неизмеримо возрастает значение форм компьютерных технологий, как сетевых, так и локальных. Важной формой сетевой работы является организация поиска в Интернете. При этом важно отметить, что наиболее значимые ресурсы сети англоязычные. Поэтому для плодотворного поиска в занятии будут даны необходимые для этого англоязычные термины. Так постепенно ученик будет привыкать к работе не только в Рунете. При этом важно учитывать, что любой поиск должен быть организован по каким-то определенным критериям

Важным и трудным в дистанционном преподавании МХК является вопрос оценивания ученического труда. Мы постараемся в каждом конкретном случае предлагать критерии для оценивания и соответствующую шкалу. Однако многие виды учебной деятельности (выполнение творческих заданий) четко и однозначно оценить трудно.



Требования к выпускнику

Изучение мировой художественной культуры на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

  • освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;

  • овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В результате изучения мировой художественной культуры на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;

    • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

    • организации личного и коллективного досуга;

    • самостоятельного художественного творчества.



Художественная культура XX века - 34 часов




Изобразительное искусство - 9 часов




Разнообразие в русской живописи начала века (христианская живопись, реализм, жанровая и мифологическая живопись)




1

Направления и объединения в искусстве XX века





1

Синтез в искусстве XX в –время реформ.

Направления зарубежного модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм)



Создание таблицы.

3

Постимпрессионизм живописи (П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог, А. Тулуз-Лотрек)

Поиск материалов по теме в Интернете

2

Абстракционизм как способ видения мира




1

Сюрреализм как выражение подсознания художника

«Живопись XX века – развитие или деградация?»

1

Архитектура XX века - 3 часа

Стиль модерн (Ф. Шехтель)




1

Конструктивизм в архитектуре (Ле Корбюзье, советская архитектура)

Составление сравнительной таблицы (Word) по архитектуре модерна и конструктивизма

2

Театральная культура XX века - 4 часов




К.С. Станиславский и его “система”




1

Русский режиссерский театр В. Мейерхольда, Е. Вахтангова, А. Таирова

Сообщение

1

“Русские сезоны” С. Дягилева и русский балет начала века




1

Новые формы театрального действа (театр абсурда, мюзикл, хэппенинг и др.)




1

Музыкальная культура XX века – 11 часов




Поиски в русской музыке рубежа веков: религиозно-философская (С. Танеев), национально-романтическая (С. Рахманинов), национально-конструктивистская (И. Стравинский), символическая (А. Скрябин)

Поиск материалов по теме в Интернете (искусство светомузыки)

2

Мечта и реальность в музыке С. Прокофьева




2

Творчество Д. Шостаковича




2

Массовая музыкальная культура XX века




1

Джаз, его стили и направления




1

Творчество композиторов “нововенской школы” и обновление классического музыкального языка




1

Национальные композиторские школы XX века




1

Современные системы профессионального музыкального языка (алеаторика, коллаж, сонористика, конкретная и электронная музыка)

Форум «Проблема происхождения искусства»

1

«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств»

Художественная культура и техника - 7 часа

История фотографии




1

Творчество выдающихся художников -фотографов XX в . Развитие документальной фотографии.




1

Зарождение«Двигающих фотографий»

Луи Жан,Огюст Люмьер






1

История кино XX в.Немое кино.




1

Кино -школа нравственности формировавшее вкус. Федерико Феллини, Микеланджело Антониони.

Военная тема в кинематографе. Известные режиссеры XX в.






2

Достижение техники на службе в кино.




1

скачать


Смотрите также:
Федеральная инновационная площадка
102.06kb.
Федеральная стажировочная площадка
293.82kb.
Краевая инновационная площадка
29.79kb.
Отчет о деятельности мип моу сарафоновской сош
112.15kb.
Экспериментальная инновационная работа
130.41kb.
Курс по выбору «твои возможности, человек!»
914.72kb.
Городская инновационная площадка «Ключевые компетенции» актуальность темы
69.95kb.
Семинар «Практика реализации компетентностного подхода к организации образовательного процесса»; научно-практические конференции
52.45kb.
Программа пришкольной детской досуговой площадки
142.28kb.
Проект приложения к приказу ко абмр перечень площадок по организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в оу бмр в 2012-2013 учебном году Федеральная экспериментальная площадка
185.36kb.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
39.52kb.
Сборник статей «Инновационная деятельность педагогического коллектива Удельнинской гимназии Рамен-ского района Мос-ковской области»
161.69kb.