Главная стр 1
скачать

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ



Т.Г. Скулкина, учитель физики, МОУ СОШ №5
Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

Конфуций
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» образовательный стандарт по физике предусматривает формирование у школьников не только общеучебных умений, а еще и универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Если формирование знаний, умений и навыков достаточно хорошо освоено и успешно осуществляется в школьной практике, то формирование компетенций требует от учителя грамотного выбора методов обучения.

Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Образовательные компетенции должны осуществлять функции:

- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;

- быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;

- задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;

- быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;

- соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;

- представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

К основным компетенциям, формируемым на основе содержания курса физики, относят:

а) учебно-познавательные компетенции - владение способами организации, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

б) информационные компетенции - владение способами добывания знаний, поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования из одних знаковых форм в другие, сохранения и передачи с использованием современных средств;

в) коммуникативные компетенции - владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, умениями работать в группе, представить себя, могут быть сформированы у учащихся при выполнении разных видов учебной деятельности.

Посещение курсов по программе Intel "Обучение для будущего" убедило меня в том, что в качестве одного из способов формирования ключевых компетенций учащихся при обучении физике в основной школе необходимо использовать проектный метод.

Основные этапы формирования ключевых компетенций в рамках данного метода:

1) выявление начального уровня развития ключевых образовательных компетенций учащихся с целью определения дальнейших путей их развития и совершенствования;

2) разработка алгоритма действий по формированию компетенций;

3) формирование образовательных компетенций;

4) корректировка и дальнейшее совершенствование сформированных компетенций.

Реализация основных этапов формирования компетенций эффективно осуществляется посредством организации проектно – исследовательской деятельности учащихся.

В качестве примера рассмотрю формирование образовательных компетенций учащихся при изучении темы «Виды электроэнергии». В процессе работы сформировалось 3 проектно – исследовательских группы, которые занимались изучением альтернативных способов получения электроэнергии. Ими на научно – практической конференции школьников были представлены следующие работы:

1. Электрические рыбы;

2. Пьезоэффект и человек;

3. Биогаз – реальная альтернатива традиционным видам топлива и электроэнергии.

Организация этапов формирования образовательных компетенций производилась таким образом:

1 этап: осуществлялся посредством индивидуальных бесед и долгосрочного наблюдения за учебно – воспитательной деятельностью каждого учащегося выбранной группы. Форма выполнения: урочная, внеурочная деятельность.

2 этап: заключался в организации системы проблемных вопросов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и создании ситуаций, способствующих развитию устойчивых положительных мотивов обучения физике: интерес, новизна, доступность. (Можно ли получить электроэнергию, используя «живое электричество»? кристаллы? отходы?) Для учащегося происходит выявление фактов, подлежащих исследованию, а для учителя – выявление главных компетенций, подлежащих формированию.

Для данной серии проектов выделены главные формируемые компетенции:

а) общеучебные – уметь организовывать процесс обучения и выбирать собственную траекторию образования; решать учебные и самообразовательные проблемы; связывать воедино и использовать отдельные части знаний;

б) исследовательские – уметь получать и использовать информацию;

в) коммуникативные – уметь работать в команде, выступать на публике.

3 этап: заключался консультационной деятельности учителя по выбору форм и методов исследования, уточнению и корректировке целей и задач. Для учащегося это этап самостоятельного освоения образовательных компетенций, осуществляемый деятельностно. Количество методов и форм, предлагаемых для реализации ребятами в процессе работы, постоянно расширялось. (Метод социального опроса среди учащихся школы по вопросам альтернативной энергетики; экспериментальный метод проверки достоверности полученной информации добавлены к предложенным ранее.) Наблюдался очевидный прогресс в формировании предметных компетенций не только по физике, но и географии (исследовалось животноводство Калининградской области, рыбное хозяйство Южной Америки), химии (экспериментально изучались условия, способствующие анаэробному сбраживанию метанообразующих бактерий), биологии (исследовались пьезоэлектрические свойства человеческой кости, электрические органы угря и ската), экологии (изучалась возможность получение экологически чистого удобрения из биогаза), экономики (обоснована экономическая выгода создания и использования биогазовой установки).

4 этап: осуществлялся при анализе достигнутых результатов. Делался вывод о сформированности (или нет) выделенных компетенций у каждого учащего, определялись причины неудач.

В данной серии проектов считаю, что учащиеся приобрели главные компетенции, определенные учителем. Связь обучения с жизнью реализовалась в модели «пьезоботинок»; электрогенератора, использующего электричество угрей; созданной и действующей биогазовой установке «Радуга - 7». Ребята приобрели уникальный опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности за нее.

Созданные работы в рамках темы «Виды электроэнергии» подтвердили эффективность, целесообразность и перспективность процесса формирования образовательных компетенций учащихся, осуществляемого посредством проектной деятельности. В настоящее время проектная методика является одной из наиболее удачных и полно отвечающих требованиям формирования образовательных компетенций, поскольку она является и практико-ориентированной, и личностно-ориентированной.

Создание условий деятельности учащихся, способствующих формирования ключевых компетентностей, должно являться одним из важных аспектов организации обучения в школе.
Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.

2. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001.

3. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов// Эйдос, №» 2003.




скачать


Смотрите также:
Формирование образовательных компетенций при обучении физике
60.41kb.
Актуальности проблемы
88.42kb.
Роль краеведения в формировании ключевых образовательных компетенций
114.03kb.
Выпускная работа «формирование ключевых компетенций учащихся при обучении географии»
332.3kb.
Формирование ключевых компетенций студентов
103.93kb.
Цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников ключевых образовательных компетенций, позволяющей подготовить их к будущей самостоятельной жизни. Задача
269.16kb.
Учебная программа дисциплины теория и методика обучения физике Специальность: физика Квалификация: учитель физики
99.98kb.
Использование электронных образовательных ресурсов в обучении физике
35.82kb.
-
626.83kb.
«Проектный метод как методический приём при обучении орфографии «трудных» слов»
543.15kb.
Методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации в 9-х классах по физике в формате гиа-2012
283.95kb.
Мастер- класс учителя физики Кузнецовой О. Н. Некоторые приемы реализации компетентностного подхода при обучении физике. «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»
118.06kb.