Главная стр 1
Выступление на педсовете

Тема: «Формирование персонального познавательного стиля ученика в условиях профилизации обучения»


Современные государственные и правительственные документы об образовании поставили перед сельской общеобразовательной школой новые цели и задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, обусловленные перестройкой и становлением сельского хозяйства как приоритетного направления в политике обновления страны. Актуальность данной проблемы стимулируется тем, что сельская общеобразовательная школа является одним из главных источников пополнения трудовых ресурсов сельскохозяйственного производства: в сельской местности современной России проживает порядка сорока миллионов человек, две трети всех школ страны - сельские.

Ведущей задачей современной сельской школы в русле обозначенных документов является воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, высоких нравственных принципов, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.


Формирование у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений и знаний стимулируется введением профильного аграрно-технического курса образования, синтезирующего научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающей их использование в промышленности, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Обучение по курсу профильного аграрно-технического образования предусматривает внедрение более глубоких, специфических, а так же и совершенно новых знаний и умений в некоторых областях, что служит причиной появления новых предметов (агрономия, агрохимия, хозяйка усадьбы , сельхоз/техника, основы физиологии растений).

С другой стороны:

процессы развития общества неразрывно связаны с активацией человеческого фактора, развитием творческой и познавательной активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Формировать человека с такой активной жизненной позицией - на первом этапе , призвана школа . В частности проблема формирования агро-ориентированной познавательной активности старшеклассников обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной успешно выполнять социальные функции в области сельского хозяйства.

Эта педагогическая проблема требует поиска и последующего применения эффективных способов организации познавательной деятельности школьников на уроках профильного курса.

Преподаватель профильного предмета для формирования познавательной активности у учащихся использует те же приёмы и методы, что и учитель обычных предметов, о них мы уже много говорили, обсуждали на предыдущих педсоветах и методобъединениях, это проекты, мозговые штурмы, ролевые игры, перспективный - коллективные способы обучения (КСО), тестовые формы и технологии др., но для предметников аграрного профиля эта задача несколько усложняется: нет учебников, нет примерных разработок, нет примеров раздаточные материалов, контрольно-измерительных материалов, то есть, нет ничего - проходиться начинать с нуля. А урок надо провести , заинтересовать, да ещё и развивать познавательную активность, приходиться потрудиться. Покажу на примере своего предмета - агрохимия. Есть единственная книга у меня «химия в сельском хозяйстве» под редакцией Сударкиной рекомендованная в качестве учебника по курсу агрохимии для школьников (к слову книги по агрохимии для школьников нового издания есть, но как объяснили мне агрохимия не основной предмет, надо сначала основные предметы обеспечить учебниками). Вернёмся к единственной книге, в ней следующие разделы с теорией:

1. агрохимическое исследование почвы

2. определение химического состава растений

3.минеральные и органические удобрения

4. полевой и вегетационный метод в агрохимии

Помимо рутинной работы по подготовки некоторых печатных материалов c теорией на каждую парту, необходимо продумать как лучше и интереснее организовать опрос и изучение каждой темы, чтобы максимально вовлечь учащихся.

Например, начиная изучать почву, каждый учащийся получает теоретические навыки, как правильно взять почвенный образец; затем он выполняет эту работу практически, выступая в роли агронома, получая почвенный образец со своего домашнего участка (огорода), и в течение последующих уроков при изучении различных параметров почвы: структуры, влагоёмкости, химич состава, кислотности он подкрепляет теоретические знания - практикой. Обмениваясь информацией с одноклассниками, в ходе урока учащийся выступает в роли людей различных профессий: агроном взял почвенный образец, лаборант проанализировал состав, картограф отметил на карте полученные результаты, выполнил картограмму, агроном-ученик по результатам исследования решает ряд задач: что дела с почвой на каждом поле-участке, как лучше распределить культуры для посадки, с меньшими экономическими затратами, просчитывает если нужно количество вносимых удобрений, извести, решает вопрос о видах удобрений, т.к. некоторые из них подкисляют почву, усугубляя проблему полей, сталкиваясь с этими вопросами, учащиеся удивляются, как много нужно учитывать при подготовки к посеву.

Или, к примеру, вчерашняя работа по определению крахмального числа у картофеля, которую легко можно повторить и в домашних условиях при наличии плотномера, просто, но свой картофель, интересно узнать, что выросло. И дети с интересом выполняют работу. Или работы по ОФР по определению внутреннего давления в растениях, определение интенсивности испарения с поверхности листа, подготовка семян к посеву, проверка на всхожесть и др., требующие постановки эксперимента и расчета, можно привести множество других примеров.

Таким образом, практическая и исследовательская деятельность, ролевая игра выступают на моих уроках по профилю одним из основных средств при формировании познавательной активности ученика.

Кроме этого использование таких приёмов позволяет создать хороший доверительный климат в классе между учащимися и учителем. Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта.

Эпиграфом к исследовательской деятельности может служить следующая китайская пословица:

“Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь”.

А ещё слова учёного- физиолога Павлова:

«Знания, не подкреплённые телесным опытом или чувственными впечатлениями, не усваиваются. В коре головного мозга формируются центры нейтрализации этой информации» .

Деятельностный подход в обучении неразрывно связана с велением времени, уместно вспомнить стандарт образования второго поколения, где говорится о том, что теперь надо формировать практико - ориентированную личность, функционально-грамотную, иными словами ученик должен непросто иметь багаж знаний, а что намного важнее уметь применять полученные знания на практике, в жизни, что сейчас считается самым важным в подготовке учащегося. Не научить на всё жизнь, а учить учиться.


Задача развития познавательной активности решается мной и через различные формы развивающих заданий. Причём задания должны быть продуктивные, творческие,

заставляющие ученика мыслить, сопоставлять, а не бездумно воспроизводить заученную информацию, как обычно бывает в традиционных заданиях.

Приведу один пример:

Задание в традиционной форме: «Раскройте смысл осмотического давления для растений»

Задание продуктивное по требованию стандарта второго поколения:

« Опишите явление, о котором говорится в стихотворении Пушкина « Анчар»


Удобно использовать задания в виде тестов, кроссвордов. С интересом дети занимаются их выполнением и поиском ответов. Тесты позволяют отслеживать успешность усвоения учащимися знаний, дать оценку их умениям и навыкам. Такой вид контроля ЗУН даёт мне возможность видеть результативность работы учащихся быстро, практически после каждой изученной темы. Тесты помогают выявить типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении различных тем. Для запоминания терминологии мне нравиться создавать задания «смысловые цепи», когда подбираются слова, имеющие смысловую связь, а дети выстраивают слова в цепочку так, чтобы получилась логическая связь, которую поясняют, иногда встречаются неожиданно-оригинальные решения.

Часто достичь желаемого можно и при использовании приёмов проблемного обучения, мне нравиться использовать этот приём при изучении нового материала.

Часто сформулировать проблему бывает очень просто: поставить перед учащимися растение, которое вытянулось в сторону света, и постепенно дойти до понятия тропизм (в теме «индивидуальное развитие растений», влияние одностороннего действия – фото, гемо, хемо тропизмы), или при изучении водного баланса в растениях: поставить подвявшее растение и вывести детей к понятию тургорного давления, транспирации (возможностей много).
Не секрет, что перспективы остаться на селе устраивает мало кого из наших учащихся, на что есть свои причины, поэтому я вижу задачу наших предметов хотя бы дать больше житейских знаний, которые могут всегда пригодиться в жизни. Например, на уроках ОФР, курс, которого разработан по учебнику Алешина, и состоит из разделов:

1.физиологические характеристики клетки

2.водный режим

3.дыхыние растений

4.корневое питание

5.рост и развитие растений


Я стараюсь показать возможность применения этих знаний в обычной жизни.

Например:

Изучая процесс фотосинтеза, то, как условия его прохождения влияют на урожай, учащиеся уясняют для себя вопрос - почему надо правильно размещать тене и светолюбивые растения. При изучении темы дыхания и хранения: учащиеся открывают для себя, то, что, например, картофель уже при +4 градусах начинает сластить ( начинается разрушение крахмала и превращение его в сахар), а капуста при-1 лучше храниться, чем при +. Они узнают почему нежелательно хранить плоды крупные и мелкие вместе ( крупные сильнее дышат и раньше созревают, а от их тепла и мелкие быстрее спеют и меньше хранятся), дети находят научный ответ на вопрос почему переувлажнённые растения часто погибают ( кислородного голодание, отравление корневых клеток продуктами обмена).

Интересны вопросы по выделению растениями различных веществ в почву, отсюда, что нужно учитывать при размещении растений, одно может угнетать другое, выделение в почву эфиров–дезинфицирует почву. Очень удивляет детей тема, о выращивание растений в водных растворах, главное рассчитать правильно количество необходимых удобрение (изготовить так называемый раствор Кнопа), осмысливаются процессы период покоя для растений и семян, как управлять покоям семян, приёмы закаливания и прорастания и др.

Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться

исследовать, открывать.


Активизировать познавательный интерес школьников помогает разрабатываемый дидактический материал: рабочие карты знакомой местности, раздаточный материал, обучающие таблицы. К сожалению, пока я не располагаю видеоматериалами, а также мультимедийные разработками по темам курса, но человеческие возможности неисчерпаемы, есть к чему стремиться.

Применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием и многофункциональной (интерактивной) школьной доской, позволяет сделать обучение более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными, особенно если презентации готовят сами учащиеся, проявляя свои творческие способности.


Ребёнок, начиная обучаться в школе, с первых уроков, каждый день делает открытия, только с той разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека. Очень важно и дальше развивать эту познавательную активность. В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к сожалению, у многих детей исчезает.
Самым важным для учителя всегда считался вопрос: « как»?

Как вызвать интерес к учёбе?

Как повысить мотивацию?

Как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение материала?

Как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?

Как эффективно использовать в работе новые методы и новые педагогически технологии, способствующие повышению качества образования?

Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
То есть учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В научной литературе развитие познавательной активности учащихся связывают со следующими навыками учащихся:

1.Умением использовать дополнительных сведений при подготовке к уроку (у нас учащиеся готовят рефераты по определённым растительным культурам (ОФР). Это заставляет учиться пользоваться дополнительной литературой, а также использовать в своей работе новейшие компьютерные технологии)

2.Умение активно работать с учебным материалом (использую самостоятельную работу с раздаточными источниками, конспект, работу с научной литературой)

3.Самостоятельность в решении поставленных задач

4.Стремление к выполнению заданий повышенной трудности

5.Активное участие в коллективной работе


Высокий уровень познавательной деятельности предусматривает: развитие умений учащихся самостоятельно добывать знания о природе, устанавливать факты взаимодействия живых организмов.

Формирование познавательной активности — задача каждого урока.


И эту задачу, я думаю, каждый учитель старается решать по возможности целенаправленно и систематически через активные формы и методы.


Смотрите также:
Формирование персонального познавательного стиля
86.07kb.
Развитие познавательного интереса у дошкольника
21.17kb.
«Мы за чаем не скучаем!»
83.23kb.
«Формирование познавательного интереса к предмету «история» через изучение и развитие мотивации освоения знаний»
439.01kb.
Мастер-класс «Создание персонального сайта учителя»
124kb.
Работаю над проблемой «Формирование познавательного интереса на уроках истории в условиях личностно-ориентированного обучения»
52.78kb.
Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения
62.62kb.
Треугольник и его элементы
328.32kb.
«Культура и этика общения. Деловое общение»
35.77kb.
Отчет учителя русского языка и литературы моу «Лицей естественных наук г. Кирова» Перевощиковой Маисы Николаевны
124.84kb.
Анкета для изучения коммуникативных взаимоотношений педагогов с администрацией. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
40.59kb.
Подготовка к сочинению публицистического стиля
22.74kb.