Главная стр 1
скачать
МОУ «Ибряевская основная общеобразовательная школа»

Красногвардейского района

Оренбургской области


КАЛЕЙДОСКОП ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

Номинация «Обобщенный педагогический опыт»

Тема:

«Формирование познавательного интереса к предмету «история» через изучение и развитие мотивации освоения знаний»



Автор: Юлдашева Светлана Авгальевна

учитель истории

высшей квалификационной категории

год разработки : 2008


Актуальность темы исследования обусловлена комплексом новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации российского образования: повышение его доступности, качества и эффективности, значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. В программных документах (Закон РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.) определены основные принципы модернизации образования: гуманизация и гуманитаризация, личностная ориентация, обеспечение практической значимости получаемых знаний и усиление деятельностного компонента.

Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие творческой, социально-активной личности, выявление его познавательных способностей, интереса к истории, повышении уровня мотивации учащихся к исторической науке. Особое внимание обращается на взаимосвязь обучения и воспитания, развития, влияющих на повышение уровня мотивации, самостоятельной познавательной деятельности, формирование комплекса устойчивых интересов.

Результаты современных психолого-педагогических исследований показывают, что проблема развития познавательного интереса учащихся при изучении истории в школе остается актуальной и в наши дни. Как свидетельствуют научные исследования и опыт преподавания, внимание обращается на поиск эффективных приемов и средств формирования познавательного интереса и познавательной самостоятельности учащихся. На первый план выдвигается работа с различными источниками знаний, разнообразными педагогическими технологиями, позволяющих формировать самостоятельную социально-активную личность.

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме интереса (Б.Г. Ананьев, Ю.К, Бабанский, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.С, Выготский, Н.Г. Морозова, Г. И. Щукина) рассматриваются основные вопросы теории интереса, его влияние на воспитание и развитие личности, разработаны концептуальные положения о формировании познавательной активности и самостоятельности учащихся. Исследователями отмечается, что интерес имеет сложную психологическую структуру. Поиску новых форм, направленных на развитее самостоятельности, познавательной активности учащихся, посвящены исследования П.В. Горы, Н.Г, Дайри, Ф.П. Коровкина, П.С. Лейбенгруба, И.Я. Лернера и других. Дидактические условия творческой учебно-познавательной активности нашли отражение в исследованиях В.И. Загвязинского, Н.Я. Левина, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина и др.

Актуальность темы исследования определялись задачами модернизации российского образования, необходимостью повышения его качества на основе концепции личностно-ориентированного обучения, определения методических условий; новых подходов формирования познавательного интереса к истории, воспитания у учеников уважения и любви к истории Отечества.

Актуальность темы, а также ее недостаточная разработанность в методике преподавания истории обусловили выбор объекта, предмета, целей и задач исследования.

Цель моей деятельности: сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету и развить у учащихся стремление к успеху.

Предмет исследования: процесс развития и формирования устойчивого познавательного интереса к истории.

Объект исследования: мотивация освоения знаний – как средство развития познавательного интереса учащихся к предмету.

Гипотеза исследования:

В ходе исследования проверялась рабочая гипотеза: успешное и последовательное формирование познавательного интереса на уроках истории может быть достигнуто, если:



  • Учебно-познавательная деятельность уч-ся строится в соответствии с концепцией личностно-ориентированного подхода,

  • В ходе структурно - функционального анализа отбираются фактический и теоретический материал, методические приемы и средства обучения, которые обеспечивают формирование обобщенных знаний и умений , интереса уч-ся к изучаемому материалу.

  • Организация обучения строится с учетом имеющегося уровня познавательного интереса учащихся, позволяющего более эффективно управлять самостоятельной познавательной деятельностью в целях достижения запланированного результата обучения.

Задачи исследования:

  1. Дать анализ теоретических основ формирования интереса к предмету на основе изучения и развития мотивации освоения знаний, выявить сущность познавательного интереса, структуру и механизм его формирования с учетом индивидуальных особенностей учащихся

  2. выявить особенности развития познавательного интереса на уроках истории.

  3. провести диагностику изучения проблемы

  4. сделать вывод о влиянии интереса на формирование устойчивых знаний учеников по истории.

В целях проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы, педагогической практики, наблюдение, анкетирование учащихся, эксперимент, специальные методы обработки, обобщение и систематизация экспериментальных данных.

Адресная направленность: Опыт решает не только узкометодические, но общепедагогические задачи, так как история имеет глубокие межпредметные связи с различными дисциплинами. Интерес к истории формирует мировоззренческие начала подрастающего поколения, имеет громадный воспитательный ресурс гражданственности и патриотизма. Данный опыт может быть интересным не только начинающему учителю истории, но и педагогу со стажем. Полученные результаты исследования могут быть использованы при составлении методических рекомендаций по формированию познавательного интереса учащихся, при разработке спецкурсов, чтении лекций и проведении семинаров в институтах повышения квалификации работников образования.

Трудоемкость. Учитель, влюбленный в свой предмет - натура ищущая, целеустремленная. Он совершенствует свое мастерство через новейшие педагогические технологии, изучает передовой опыт своих коллег и создает свою методику преподавания истории, мотивированную на потребности и запросы времени. Педагог обязан не только учить других, но и учиться сам!

База исследования: МОУ «Ибряевская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района, Оренбургской области, экспериментальный класс.

Этапы эксперимента.

Для успешной реализации проекта разрабатываем следующие этапы и сроки реализации.



1 этап: подготовительный 2002-2003 гг

Анализ теоретической базы педагогическо-психологического подхода по изучению проблемы формирования познавательного интереса, анализ учебных программ , практикуемой методики преподавания, практической работы. Формировались исходные посылки исследования, проводился констатирующий, готовились материалы для формирующего эксперимента.



2 этап: внедренческий2003-2005гг.

Обобщались результаты констатирующего эксперимента, отбирались методические приемы и средства, формы урока для развития познавательного интереса.

Разрабатывалась модель деятельности учеников для формирования у них любознательности и расширения кругозора также формирования потребности в образовании и стремления к интеллектуальному развитию.

3 этап: корректировочный 2006-2007 .

Действия по исполнению контроля и проведения мониторинга реализации проекта, результатов функционирования; уточнение рабочей гипотезы, систематизирование и обобщение экспериментальных данных, оформление результатов исследования.



Мой подход:

Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению.

Не учитель-мотив, а внутренний мотив ученика:

Я – хочу!

Я – буду

Я – могу!

Названные мотивы составляют ситуацию успеха и эти ситуации надо создать для каждого.

Мой девиз: Не навреди!

Глава 1 .Теоретические основы формирования интереса к предмету через изучение и развитие мотивации освоения знания.


    1. Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы формирования познавательного интереса к предмету, изучение внутреннего мотива ученика.

В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения – познавательного интереса. Анализ многочисленных исследований и наши собственные данные приводят к выводу, что у «старшеклассников познавательный интерес ...как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне, к самому процессу овладения знаниями»1 занимает различное положение в структуре мотивов учения.

Во многих исследованиях познавательный интерес как мотив учения рассматривается во взаимной связи с другими мотивами. С.Я. Рубинштейн, Г.И. Щукина, Ф.К. Савина и другие рассматривают познавательный интерес как самый сильный мотив учения. По данным Г.И. Щукиной познавательный интерес фигурирует среди других мотивов как центральный. «На высоком уровне развития, повторяясь, укрепляясь во многих ситуациях, интерес играет роль ведущего мотива учения, другие же мотивы (долг, ответственность, профессиональные намерения), совпадая с целью предстоящей деятельности, определяя ее смысл, выводят саму деятельность на интерес»,- утверждает Ф.К. Савина.2.

Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию, на наш взгляд. Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Подростковый возраст практические педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания. Известный публицист Соловейчик С. выразил свое отношение к нему очень четко: “В 6 – 7-х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет”. Действительно ли все так безнадежно? В данной работе мы попытаемся представить пути решения выше обозначенной проблемы, исходя из собственного педагогического опыта.

Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только “от случая к случаю” провести интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход.



Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, в нашем понимании обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. в рамках исторического образования. Данный подход широко представлен сотрудниками лаборатории “Метар” В.В. Суховым, А.Ю. Морозовым, Э.Н. Абдулаевым в рубрике “История и развивающее обучение” в журнале “Преподавание истории в школе”, а также в других публикациях. В процессе педагогической деятельности нами учитывались рекомендации психолога Зимней И.А. , которая предлагает учитывать следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:

  • активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности;

  • создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью: большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает;

  • эмоциональная окраска, живое слово учителя.

В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует человека к совершению какого-либо действия. Мотивация представляет собой сплав движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она – стержень личности, к которому стягиваются такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.3

Исследуя структуру мотивации, Б.И. Додонов 4 выделил ее 4 компонента: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного ее результата, «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, принуждающее давление на личность. В общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по таким основаниям:



  • характер участия в деятельности (понимаемые, знаемые, реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву)

  • время (протяженность) обуславливания деятельности (далекая – короткая мотивация , по Б.Ф. Ломову)

  • социальная значимость (социальные- узколичные, по П.М. Якобсону)

  • факт их включенности в саму деятельность или нахождения вне ее (Л.И. Божович)

  • определенный вид деятельности, например учебная мотивация.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой она определяется самой образовательной системой, ОУ, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося; субъектными особенностями педагога и прежде всего системой отношения к ученику, к делу; спецификой школьного предмета.

Согласно исследованиям, учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой основными могут быть внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и не выполнением, или социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов. Соответсчтвенно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо определять не только доминирующий побудитель, но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу, А.К. Маркова5 говорит об иерархичности ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Рассмотрим особенности мотивации школьников на примере подросткового возраста. Отечественные психологи считают, что одно из центральных новообразований этого периода – чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, в утверждении своего личного достоинства . чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие по их мнению, взрослого человека .

В переходном возрасте происходят существенные изменения в организме и психике ребенка. Развитие мотивационной сферы личности подростка определяется изменениями отдельных мотивационных образований и усложнением их связей и отношений. Как отмечал Л.С. Выготский, в этом возрасте существенно меняется сфера интересов ребенка: появляются новые влечения, затем происходит становление новой системы интересов, надстраивающимся над новым влечением. Каково отношение к учебной деятельности и учебная мотивация у подростков? В этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интересов к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, к более высокой форме учебной деятельности. У подростков постепенно по мере накопления знаний появляется стойкий интерес к определенному предмету. Причем происходит это на фоне всеобщего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности.. необходимо постоянное подкрепление мотива учения. Ведь для школьника сейчас особенно важна объективная оценка его деятельности. Это отражается на самооценке способностей подростка: помимо интереса к тому или иному учебному предмету на нее начинает влиять следующий фактор – ориентация на реальные достижения. При этом симптоматика достижения характеризует в человеке стремление к улучшению собственной деятельности, к соревнованию с самим собой. Это направленность на успех , на получение нестандартного результата, который лучше прежнего. Это склонность и готовность к переживанию успеха, достижение которого требует длительный усилий, увлеченности и оценки перспективы.

Решению любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка не может быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа. Проблемами возрастной и педагогической психологии занимался выдающийся ученый I половины XX века Выготский Л.С. Ему принадлежит фундаментальная теория психического развития человека, до сих пор имеющая серьезное практическое значение. Выготский – создатель культурно-исторической теории психического развития. Он взял за основу ведущую деятельность (понятие Леонтьева А.Н.). Согласно этому понятию, на каждом этапе жизни человека среди многих других выполняемых им видов деятельности существует некоторая главная деятельность, определяющая возникновение и становление основных психологических новообразований данного этапа. Эльконин Д.Б. завершил работу Выготского по периодизации потребностей.

Согласно данной теории в подростковом возрасте (10/12 – 15 лет) ведущая деятельность – “общественно-полезная”, интимно-личностное общение со сверстниками. Человек начинает ориентироваться в поведении не на взрослых (родителей, учителей), а на таких, как он (друзей, одноклассников). В данный период формируется “личность”. Главным для подростков является самоидентификация, самовыражение, самореализация, успешная социализация. Как же найти выход из создавшейся ситуации? Как организовать деятельность подростков так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебному труду? Поиски ответов на поставленные вопросы и легли в основу нашей педагогической деятельности, направленной на повышение познавательного интереса учащихся II ступени.

В среднем школьном возрасте (10 – 15 лет) задачи обобщения и систематизации материала, ликвидации пробелов в знаниях учащихся дает успешно решать конкурсная методика, игровая деятельность (викторины, разнообразные игры, конкурсы). Игровой характер таких занятий создает творческую раскованность и позволяет себя проявить учащимся с различными индивидуальными возможностями. При проведении таких мероприятий развивается активная познавательная деятельность учащихся. Состязательность способствует формированию познавательных интересов, выработке положительных эмоций. Зачастую гораздо важнее не результат, непосредственно мероприятие, а процесс подготовки к нему, когда учащиеся сплачиваются, договариваются, распределяют роли, обязанности, проявляют самостоятельность, инициативу и творческие способности.

При подготовке к интеллектуально-познавательной игре “Час средневековья”(приложение №6) учащиеся повторяют даты, понятия, основные сведения о событиях, явлениях, исторических личностях эпохи. Происходит деление на группы по интересам: одни готовят представление, герб с девизом, другие, превратившись в “участников средневекового цеха”, изготовляют шедевр (изделие), третьи – осуществляют подготовку к конкурсу “Оживи картину”. Конечно, очень важно, чтобы учитель заинтересовал ребят, провел четкий инструктаж, помог в процессе подготовки. И главный результат такой работы не заставит себя долго ждать – это удовлетворение и радость в глазах детей, а также вопрос: “А когда еще у нас будет такая игра?”

Для юношеского возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях и спорах. Общеизвестно, что в истории по сей день, остается определенный круг вопросов, “правильных” ответов на которые не существует. Все это можно очень удачно использовать при проведении диспута. Такой диспут был проведен среди учащихся 8-х классов в рамках изучения новой истории XIX века “Кто он – гений или злодей? (о Наполеоне Бонапарте)”. При подготовке к аналогичному диспуту “В политике кто гений, тот злодей” (о Петре I), развернутый план предлагался учащимся заранее. В процессе подготовки они изучали рекомендуемую литературу по теме, писали творческие работы, знакомились с различными точками зрения на личность и деятельность Петра I. В ходе обсуждения вопросов учащиеся демонстрировали знание исторической эпохи, умения аргументировать и обобщать, выступать и слушать друг друга, уважать иное мнение. Очень важно, что у ребят в процессе подготовки и участия в диспуте создается объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, и они определяются в своем отношении к этому незаурядному правителю. По итогам подготовки и проведения диспута создан буклет, в который вошли: фрагменты произведений известных историков о Петре I; отрывки из художественной литературы, посвященной личности и деятельности Петра; сравнительная таблица взглядов историков на личность и деятельность Петра I; лучшие творческие работы (эссе-рассуждения) учащихся о Петре Великом и его реформах; схемы, таблицы, диаграммы, характеризующие петровские реформы; список использованной литературы и др.

Таким образом, познавательные возможности учащихся связаны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений, поэтому учитель обязан учитывать особенности возрастной психологии при выборе методов работы. Посильное познание в наибольшей степени способствует развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. В этой связи в процессе обучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуацию выбора. Результаты обучения напрямую связаны с тем, насколько развиты у ребенка познавательные способности и мотивация к обучению. Существует огромное множество способов, методов, приемов развития навыков познавательной работы и актуализации обучения используемые учителем в процессе обучения. В своей работе я познакомлю с теми методами и приемами познавательной деятельности из всего существующего разнообразия, которые особенно часто используется на моих уроках (см.раздел 2.3. проекта).



1.2. Особенности развития познавательного интереса на уроках истории.

Задачу формирования интереса к истории выдвигает любая из ныне действующих учебных программ. К сожалению, за декларациями часто стоит непонимание сущности категории «интерес» . Для многих учителей интерес – это «когда тебя слушают раскрыв рот», «когда дети выполняют все задания, которые я им предлагаю». Поэтому начнем с определения понятий.



Интерес – главный двигатель развития личности, социальной группы, этносов, человечества. Его материальная основа – потребность. Интерес является осознанной потребностью, он проявляется в избирательной направленности, помыслов и эмоций. Познавательный интерес – главный двигатель познания. Определяющее влияние познавательных интересов в процессе обучении осознавалось передовыми дидактами и методистами и в дореволюционное время.6 Всестороннее рассмотрение проблемы было осуществлено в докторской диссертации и последующих работах Г.И. Щукиной, обосновавшей дидактическую теорию формирования познавательных интересов уч-ся как центральную задачу обучения.

В средней школе задачу формирования познавательного интереса к истории следует дифференцировать. В обычных классах достаточно, постоянно создавая на уроках ситуативный интерес, формировать положительную интеллектуально-эмоциональную установку на восприятие предмета. В гуманитарных классах следует ставить задачи формирования относительно устойчивого интереса у всех уч-ся и устойчивого интереса у наиболее способных из них.

Стимуляция познавательного интереса.

Познавательный интерес выполняет три основных функций , он является :

- средством \ стимулом\ обучения

- мотивом учебной деятельности

- устойчивой чертой личности

Как стимул обучения он позволяет с помощью внешних воздействий сделать обучение привлекательным, вызывать непроизвольное внимание, активизировать мышление и эмоции уч-ся, увлечь учебной задачей. В процессе обучения истории источниками стимуляции познавательного интереса являются содержание учебного материала, организация и характер познавательной деятельности, характер отношений между участниками учебного процесса.



Решающее значение здесь имеет содержание учебного материала. Это обусловлено ведущей ролью информационного мотива. Отсюда особые требования к организации и способам подачи исторической информации. Ей должны быть свойственны следующие качества:

  • занимательность, новизна, яркость, парадоксальность. В учебном процессе занимательность является первоначальным толчком познавательного процесса, опорой эмоциональной памяти и условием запоминания трудных разделов, средством разрядки напряжения учебного труда, активизации и переключения внимания, мыслей, эмоций. Как правило, непроизвольное внимание уч-ся вызывает: сюжетный рассказ, построенный по законам детективно-приключенческого жанра, побочный исторический сюжет или характеристика деятеля с использованием всего арсенала устных и наглядных методов, исторический анекдот, использование в речи учителя поэтических цитат, шуток, афоризмов, опора на наглядные образы, особенные на произведения искусства

  • отстранение – рассмотрение известного с новой точки зрения. Этот термин Г.И. Щукина позаимствовала у Б.Брехта, в пьесах которого общеизвестные истины удивительным образом приобретают эпатирующую парадоксальность. Примером глобального отстранения является массовый интерес к истории России в перестроечные годы.

  • Нравственная значимость информации, порождающая эмоциональное сопереживание, чувство моральной солидарности или наоборот, резкое неприятие. Это качество обычно придается рассуждениям, активизирующим нравственные чувства и размышления, патриотизм.

  • Научность, доказывающая ученику достоверность информации, открывающая ее мировоззренческое значение или практическую значимость, способы ее анализа и оценки. Научность изучаемому материалу придают историографические справки по важнейшим дискуссионным вопросам, объяснение или наглядное подтверждение ошибочности некоторых устоявшихся выводов и оценок путем сопоставления их с историческими документами или авторитетными научными изданиями, использование свидетельств современников и программных цитат, специальный подбор однородных фактов, показывающий тенденции и закономерности исторических процессов, доказательное раскрытие их исторического значения, сравнение исходных явлений отечественной и мировой истории, объяснение происхождения терминов, устойчивых словосочетаний и крылатых выражений.

  • Рассмотренные аспекты содержания вызывают ситуативный интерес учащихся. Для придания ему относительной устойчивости необходимо развитие учебных и познавательных умений. Этому способствуют различные методы организации познавательной деятельности, позволяющие сделать процесс формирования умений незаметным и привлекательным, в частности, задания версионного типа, на исправление текстов с историческими ошибками, текстовая проверка знаний. Ученики с выраженной гуманитарной направленностью с у довольствием выполняют задания по анализу и систематизации учебного материала в виде текстовых таблиц. В 5-9 классах эффективны игровые формы закрепления знаний и опроса.

Важным источником стимуляции познавательного интереса являются отношения между участниками учебного процесса. Здесь крайне важны:

- высокая требовательность к учащимся в сочетании с искренней доброжелательностью, уважительное отношение к ученику, недопустимость эмоциональных срывов и повышенного тона, целенаправленное воспитание чувства собственного достоинства, основанного на осознании своего интеллектуального и духовного роста

- создание атмосферы нетерпимости к лени и недобросовестности. Лучшим «наказанием» индивидуальный или групповой зачет по теме, выполнение индивидуальной творческой работы. Необходимо стремиться, чтобы наказание в конечном счете превратилось в поощрение – высокий балл и похвалу перед классом. Формирование у каждого школьника убеждения в том, что явная недобросовестность в учебе унижает его достоинство.

- учет индивидуальных интересов и склонностей каждого ученика, зон его ближайшего и актуального развития

- создание атмосферы коллективизма как духовного братства, взаимопомощи и моральной ответственности каждого перед коллективом

- объективность учителя и выставление оценок. Любимчики фавориты неизбежны, но они не должны об этом догадываться. Учитель должен иметь мужество признавать свои ошибки. Если достоинство ученика задето в присутствии класса, пусть даже и справедливо, то после исчерпания инцидента учитель должен похвалить или извиниться перед ним также перед классом.

На практике, к сожалению, формирование интереса к истории сводится к ярким сюжетам и образам. В качестве показателей сформированности интереса используются исключительно внешние его проявления на уроках: сосредоточенность внимания, вопросы учащихся, свидетельствующие об ориентированности в знаниях и стремлении проникнуть в сущность проблемы, добровольное участие в беседе или дискуссии, исправлении и дополнении ответов своих товарищей, готовность выполнению заданий, заинтересованное отношение к результатам познавательной деятельности, речевые выражения чувств, эмоциональная взволнованность, соответствие реакции эмоциональному содержанию материала, реакция на звонок.

Вывод по разделу: познавательный интерес как стимул обучения позволяет с помощью внешних воздействий сделать обучение привлекательным, вызвать непроизвольное внимание, активизировать мышление и эмоции учащихся, увлечь учебной задачей. В процессе обучения истории источниками стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, организация и характер познавательной деятельности, характер отношений между участниками учебного процесса.


Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы познавательного интереса учащихся.

    1. Диагностика изучения проблемы мотивации

познавательного интереса.

Процитируем применительн о к школе древнюю мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.». Да, можно усадить детей за парты и добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет. Это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную активность учащихся? Как пробудить у ребят желание напиться из источников знаний? Вот и придумывают учителя различные завлекалочки на уроках – игры, слайды и т.д. Но все это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности, и в конечном счете качество образования зависят от мотивации внутренней.

Интерес как мотив играет важную роль в обучении. Детям должно быть интересно учиться. Интерес должен вызывать не только содержание материала, отдельного учебного предмета, но и сам процесс приобретения знаний: наблюдать и делать выводы из наблюдений, анализировать и обобщать полученные знания, преодолевать трудности и препятствия в учебной работе.

«Все педагогические поиски превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. А желание учиться не пропадет только при одном условии – когда есть успехи в учебе. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение. В начале успеха – уверенность ребенка в том, что он его достигнет. Успех рождает вдохновение» 7.

Таким образом, кроме содержания учебного материала, на формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения влияет много таких факторов, таких, как четкость организованность учебного процесса, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, эмоциональность изложения, мастерское использование различной наглядности и технических средств обучения .

Широкое вовлечение учащихся к активной познавательной деятельности на уроке является одним из важнейших путей формирования у них интереса к учению.8

С 2003 по 2007 учебные годы отслеживала результаты экспресс-диагностики изучения мотивации учения одного и того же класса, для того , чтобы выяснить на каком уровне внутренний мотив уч-ся, так как от этого зависит, на мой взгляд интерес к предмету и последующая успешность учебной деятельности уч-ся и в итоге качество образования.

Для этого прежде всего выделяются определенные содержательные блоки, которые отражают наиболее существенные компоненты в мотивации учения.



Результаты по блокам мотиваций.


  1. Личностный смысл учения.

А. К. Маркова определяет его как внутреннее отношение школьника к учению, «прикладыванию » его к себе, к своей жизни. Постижение смысла учения, его личной значимости не происходит автоматически, его надо формировать в процессе усвоения знаний. Личностный смысл учения в школьном возрасте различен. Поэтому содержание обучения, его методы учителю полезно анализировать с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам школьников этого возраста.

Для ребят смысл учения определяется системой их идеалов, ценностей, которые они усваивают из окружения.

Это сложное качество предполагает осознание ребенком объективной и субъективной значимости учения, активное стремление к знаниям, восприятие знаний и процесса познания как личностной ценности. Основной вопрос в этом блоке «Для чего мы учимся?».

Как видно из диаграммы, уч-ся вполне осознают, для чего они учатся. Таким образом, показатель осознания уч-ся увеличился с 32% до 48%. На мой взгляд, особую роль в мотивации имеет успешность учебной деятельности – запас и качество знаний, способы и приемы из приобретения. Все что легче усваивается, становится доступным – к тому и интерес не гаснет. Материал лучше запоминается, легче концентрируется внимание, возрастает работоспособность.




  1. Целеполагание.

Этот блок отражает существенные компоненты мотивации – целеполагание.

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения школьников ставить цели, обосновывать и достигать их. Развитие данного процесса предполагает сформированность умения воплощать свои мотивы с помощью системы целей, способность к волевым усилиям и подчинению своего поведения целям деятельности.

Результаты целеполагания следующие

На этой диаграмме наблюдается, что в 5-7 классах ребята еще не определились с постановкой цели. к 8 классу наблюдается изменение к лучшему. Оказывается, ребят надо обучать, раскрывать последовательную систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели – отдельные учебные действия.

Умение ставить цель – показатель зрелости мотивационной сферы школьника, один из волевых компонентов мотивационной сферы. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной профессиональной деятельности.9




  1. Виды мотивов.

Анализ основных показателей учебной мотивации показало, что у уч-ся

преобладает познавательный и социальный мотивы, это свидетельствует о том, что уч-ся задания доступны, у учителя с уч-ся хорошие взаимоотношения, нет конфликтов, значит, учебная деятельность успешна и это как раз и порождает внутреннюю мотивацию.

Диаграмма «Изменение внутренней мотивации» показывает, что к 7 классу внимание учеников начинает приобретать устойчивый характер. Но связанный с ним интерес к истории в это время заметно падает. Поэтому в том и в последующих классах важно больше работать над воспитанием интереса к истории. В противном случае в старших классах уч-ся не смогут обстоятельно, с должным вниманием изучать наиболее важные разделы истории человеческого общества.

Анализ анкет позволил сделать вывод о том, что тревожность и беспокойство тоже имеют место быть – это показатель стрессовой ситуации у учеников и эмоционального отношения к школе, учителям. Анализ основных показателей учебной мотивации помогло выявить также учеников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и тех, которые стремятся избегать неудач в учении.

Методика изучения мотивации учения еще ценна тем, что показывает отношение уч-ся к Родине, Отечеству. На вопрос «Цель моей жизни» ребята в первую очередь выбирали ответ «принести добро моей Родине», указывающий на чувства и переживания ребят.

Педагогический опыт (преподавание истории 11 лет) позволяет сделать определенные выводы.

Формирование интереса к истории, к сожалению, сводится обычно к ярким сюжетам и образам. В качестве показателей сформированности интереса используются исключительно внешние его проявления на уроках: сосредоточенность внимания, вопросы уч-ся, добровольное участие в беседе, дискуссии, исправления и дополнения ответов уч-ся , готовность к выполнению заданий, заинтересованное отношение к результатам познавательной деятельности, речевые выражения чувств, эмоциональная взволнованность, реакция на звонок. Убеждена в том, что во всех классах ученики отдают предпочтение изучению истории сословий и классов, военной истории (этой стороной жизни общества больше интересуется мужская половина уч-ся ), истории трудовой деятельности и быта людей, интересуются яркими сведениями из истории родного края – Оренбуржья.

Выяснению результативности применяемой методики позволило наблюдения за работой уч-ся, регистрация устных ответов, проведение письменных работ с их последующим анализом.

Постоянное отслеживание позволило мне осознать проблему личностно-ориентированного обучения, почувствовать свою ответственность, искать способы оптимального использования возможностей каждого ребенка, проявлять адекватные требования к нему в учебной деятельности, а соответственно повысить результативность образовательного процесса. Результаты мониторинга позволяют полнее узнавать ребенка, его достижения и трудности, а в целом – создать комфортные условия каждому ученику.

Таким образом, познавательные возможности учащихся связаны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений, по этому учитель должен учитывать особенности возрастной психологии при выборе методов работы. Посильное познание в наибольшей степени способствует развитию мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. Учителю очень важно мотивировать ученика к познавательной деятельности.

Диагностика качества знаний в исследуемом классе.



Анализ диаграммы позволяет увидеть стабильность в обучении уч-ся и качество знаний у учащихся остается неизменным.
Диагностика уровня успеваемости

в исследуемом классе




Уровень успеваемости в исследуемом классе !00% в течении всего периода обучения уч-ся истории с 5 по 8 классы. Это позволяет сделать вывод о том, что применяемая методика дает положительные результаты и учитель находится на верном пути.
2.2. Опыт деятельности по формированию у учащихся мотивации к познавательной деятельности.

На современном этапе развития технологий заинтересованному, влюбленному в прошлое ученику доступна любая историческая информация, от многочисленных детских справочников до телепередач и международной сети «Интернет». Именно иногда, поэтому заинтересовать класс прежними средствами и приемами удается далеко не всегда.

В этой связи предлагается вынести на первый план задачу «оживления» исторического процесса, наполняя его чувствами, переживаниями, страстями, придавая эмоциональную окраску историческим событиям. Учитель творческий, мыслящий просто обязан показать историческими процесс не только как сухие факты: цепочку войн, переворотов, революций, изобретений, но и путь эмоциональных, а иногда и драматических, взлетов и падений человечества на протяжении развития и существования. Хорошо продуманная и организованная работа, направленная на решение этого вопроса позволит воспринимать историю как нечто живое.

Одним из методов «оживления» истории выступают развивающие и познавательные вопросы, в результате ответа на которые учащиеся не просто воспроизводят изученный ранее материал, а, как правило, самостоятельно приходят к необходимым выводам, пишут историю. Практика показывает, что ученик, услышав, что учитель собирается задать ему репродуктивный вопрос, не всегда подготовленный, настораживается. А после неправильного ответа, даже при вежливой реакции учителя, может и вовсе замолчать, а как следствие снижается познавательная активность ученика. Поэтому составлять познавательные вопросы необходимо таким образом, чтобы их с нетерпением встречали и радовались как долгожданной новой игрушке с одной стороны, и с другой не ответить на которые совсем было бы просто невозможно, и наконец, чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив повышал познавательную активность ученика.

При этом следует помнить, что данный вид деятельности будет стимулировать познавательную деятельность учащихся только в том случае, если:


  • Формулировка вопроса будет достаточно проста и лаконична

  • В тексте вопроса будет присутствовать «ниточка» к ответу \ключевое слово, дополнительная конкретизация, ссылка на известное и т.п.\, потянув за которую учащиеся быстрее приходят к правильному ответу.

  • Поиск ответа призван не только развивать умственные способности школьника, но и стимулировать его дальнейшую потребность в историческом познании

  • Ответ на вопрос \результат деятельности должен не только укрепить положительную обратную связь между учителем и учащимися, но и создать чувство взаимного удовлетворения ходом учебного процесса и желание дальнейшего совместного творчества.

Следует также несколько слов сказать и о заданиях, мотивирующих познавательную активность. Речь идет о тех типах заданий, которые обладают определенной привлекательностью для учащихся (см. раздел 2.3 проекта, приложение №7,№8).

Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества: во-первых, от ученика их решение требует привлечение опыта, лежащего вне предметной сферы, что в известном смысле уравнивает шансы всех учеников; во вторых, результат выполнения этих заданий легко проверяется и одновременно свидетельств ует об определенном прогресс е в области изучения предмета, т.е. может быть объектом оценивания. Понятно, что такими контрастными качествами обладают задания, материал которых пересекается с содержанием учебного предмета, а формат заимствован из области интеллектуальных игр и развлечений.10

Задания, подобного рода обладают еще одним преимуществом: их удобно использовать на уроке для индивидуальной работы или работы в группах, так как они компактны и требуют ограниченного времени для своего решения. Кроме того составление этих заданий является таким же привлекательным и посильным для ученика, как и их решение, поэтому оно может быть предложено в качестве творческой части домашнего задания, а наиболее удачные «авторские» образцы можно в дальнейшем использовать и предлагать для решения на уроке другим ученикам.

На уроках истории я формирую познавательный интерес, через размышление, самонаблюдение, самопознание и творческий подход. Нестандартные формы работы, позволяют мне сделать урок более содержательным, интересным, вызвать у школьников интерес к исторической науке в целом это – уроки- семинары, работа в группах, уроки решения проблемных задач, уроки презентации. Использование мною компьютерных технологий более активно формирует познавательный интерес и творческую активность. Ребята самостоятельно готовят презентации, которые можно использовать на уроках истории.

Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, так как ученику по своей природе нравиться играть. Школьники любят игры, знают правила поведения в группах, и во время игры и к предварительным заданиям относятся очень серьезно, ищут дополнительную литературу, прикладывают свое умение и творческую смекалку. При изучении нового материала, мобилизую внимание и познавательную активность на уроках посредством познавательных проблемных заданий. Не малое время уделяю работе с историческими источниками. Работа с источниками это самостоятельное дополнительное приобретение знаний, когда ученики в процессе учебного исследования делают открытия для себя. Источники способствуют углублению и конкретизации знаний, актуализируют процессы мышления и воображения, исследование развивают у учащихся интерес к истории. Документы дополняют текст учебника, позволяют понять жизнь, характеры людей того времени, их отношения с государством. Источником таких знаний у меня на уроке являются письма с фронта, документы, фотографии. Современные учебники снабжены историческими документами, что в немалой времени облегчает работу на уроке. Также в кабинете имеются хрестоматии. Работа с источниками актуальна еще и потому, что школьники с подобными заданиями сталкиваются на ЕГЭ.

С целью воспитания патриотизма у учащихся ко Дню Победы провожу уроки «Мужества», «Праздник со слезами на глазах», на которые приглашаю ветеранов войны и труда. Ребята большим уважением и интересом слушают о боевых буднях и подвигах, рассматривают боевые награды. Воспитывая уважение к Родине , к своему Отечеству, я провожу уроки, посвященные государственным символам России. Прививая любовь к Родине нельзя обойти личность в истории. Главное в истории – человек. Мои ученики к урокам готовят сообщения, доклады о выдающихся деятелях нашего Отечества , родного края, малой Родины. История России всегда была богата явлениями и личностями, которые могли бы послужить детям примером для подражания, вызвать гордость за свой народ и Родину.

Подготовка к урокам требует от меня большой ответственности. Хочется, чтобы дети приходили с желанием на урок истории. Очень важно, чтобы урок истории был историей личностной, историей людей, известных и неизвестных, которые ее делают.

В следующей части работы приведем примеры некоторых заданий, способствующих развитию мотивации освоения знаний, что способствует формированию интереса к истории.



2.3. Система вопросов и заданий, способствующих развитию мотивации освоения знаний.
А. Словесная и образная стилизация исторической информации \дневники, письма, мемуары, листовки, газеты , проспекты и др.\-

Учащимся 7 класса было дано задание сочинить «письмо» из английской деревни 16 века. При выполнении задания ученики должны-



    1. В содержании своего письма отразить особенности социально-экономического развития Англии 16 века в эпоху развития капитализма.

    2. Логично включить в текст письма предлагающиеся в задании термины : Новый Свет, революция цен, батрак, «новые дворяне», огораживания – показав понимание их исторического смысла.

    3. использовать прием стилизации, чтобы сделать свою работу похожей на документ 16 века.

    4. выразить отношение к происходящим изменениям в обществе от имени своего героя, адекватно его социальному статусу и материальному положению.

Работа Абдрашитова Рустама, ученика 7 класса.

Письмо Дика Симсона другу Джеку Ньюланду в Новый Свет.

Дорогой Джек! Пишу тебе о нашем житье в Англии. Пришли эти гады\автор имеет в виду буржуазию\ и огородили нас. Это значит, взяли и вогруг наших владений забор поставили, а нас всех повыгоняли. И я теперь пасу овец, батрачу. Мне денег платят, чтобы я овец пас. Это такая работа от мануфактуры. Теперь все на «новых дворян» работают.

А как у вас там в Новом Свете? Будет возможность , пришли мне какую-нибудь одежонку сшить, а то у нас цену непоиерные. Говорят, революция цен какая-то. Заранее премного благодарен. Дик.

Анализ данной работы показывает, что ученик не только ярко и эмоционально обрисовал жизнь английской деревни ХVI века, но и выполнил все условия задания.



Б. Картографические задачи.

Ученикам 6 класса, работающим в парах, предлагается прочитать фрагмент из русской летописи «Повесть временных лет». Цель работы : выяснить где, по каким рекам, проходил древний торговый путь восточных славян, выделить древние географические названия и дать их современные варианты, формирование навык в работы с картой.



В.Лабораторная работа с документами.

На уроках истории учитель часто говорит о необходимости критического отношения к источнику. Учебник средней школы \ это тоже исторический источник, в котором автор вольно или невольно излагает свое отношение к тем или иным событиям. Поэтому важно научить ребят использовать в учебном процессе исторические документы, к тому же учащиеся положительно относятся к источноведческим заданиям, с удовольствием ощущая себя исследователями.

Например: учащимся 9 класса при изучении темы «Февральская буржуазная революция» предлагается следующее задание :

- прочитать выдержки из Манифестов об отречении НиколаяII и Михаила Александровича

- ответить , после прочтения и сравнения на вопросы

Вопросы и задания к документам:



      1. Как объясняет Манифест главные мотивы отречения Николая II? Какой завет дает Николай II своему брату?

      2. С каким чувством воспринимал происходившие события НиколайII2? Когда, по вашему мнению, он потерял реальную власть и возможность изменить ситуацию?

      3. Как вы думаете, каковы были мотивы от отречения Михаила? Что означает слова Милюкова: «Россия потеряла свою ось». Согласны ли вы с ним?

В результате, учащиеся подводят один из политических итогов Февраля: отречение царя, ликвидация монархии в России.

Г. Словарные задания.

Весьма эффективным средством для познавательной активности учащихся являются словарные задания, которые предлагаются ученикам во время опроса, при закреплении изученного материала, на специальных уроках. Один из таких специальных уроков предлагается рассмотреть ниже.

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме «Древняя Греция».

На доске написаны задания:



        1. найди ошибки в словах и объясни их правильное написание:

спарта, зевс, атика, рабавладелец, демас.

2. Подбери к историческому термину однокоренные слова\родословные слова\. Объясни их значение:

Раб, эксплуатация

3.Вставь пропущенные буквы. Объясни значение слов:

Дем_кратия, арист_крат, акроп_ль, амф_ора, _ратор.

4. Почему эти слова написаны с заглавной буквы? Сгруппируйте их. Объясни: Фермопилы, Саламин, Леонид, Мильтиад, Ксеркс, Платеи, Марафон, Перикл, Аттика, Геродот

5. Подчеркните слова, относящиеся только к истории Древней Греции: театр, фараон, государство, демос, гражданин, оратор, восстание, шадуф, триеры, стратег, иероглифы, шелк, сахар.


В начале урока 5 учеников получают задания и приступают к работе у доски. Условия заданий могут быть записаны на доске или розданы учащимся на карточках. Пока у доски готовят ответы, учитель работает с классом, проводит «историческую зарядку». Ученики отвечают не вставая \время!\. учитель в довольно быстром темпе называет исторический термин, получив краткий ответ, называет другое слово

.6. Историческая зарядка: амфора, оратор, фреска, Фермопильское ущелье, критяне, акрополь, Гомер, «Илиада», Зевс, Посейдон, аристократ, реформы, агора, гражданин, илоты, триеры.

7. Объясните историческое происхождение и смысл выражений.:

«ахиллесова пята», тучегонитель, марафонский бег, колебатель земли, со щитом иль на щите.

Затем учитель обращается к тем, кто работал у доски. Можно полностью или частично сменить отвечающих, то есть подготовили задание одни, а отвечают другие.

После того как ответили ребята , работавшие у доски, учитель работает со всем классом.

8. Задание классу. «Только одна битва».

Условие задания: учитель произносит слово, если оно относится к рассказу об одной битве, и только об одной, то ученики поднимают руки, подтверждая, что это слово можно применить, к примеру, только в рассказе о Марафонском сражении.

Вот один из примеров с ответом жестов.

Персы, греки, предатель, Ксеркс, Марафон, «Радуйтесь...», флот, клещи, триеры, Леонид, «Приди...».

Это задание очень нравится учащимся.

9. Историческая перестрелка.

К доске приглашаются 2 ученика. Им дается задание : поочередно называть слова, относящиеся только к истории Древней Греции. Учитель или ученик – консультант выступает в роли судьи. Судья выставляет руки вперед и, слегка согнув их, держит на уровне плеч. Справа и слева от него ученики. Судья медленно опускает руки, а ученики говорят слова. Так продолжается до тех пор, пока кто-то из учащихся не совершил ошибку. Ег место занимает другой. Смена играющих может произойти несколько раз в зависимости от времени. Не думайте , что это задание легкое, редко кому удается назвать сразу с десяток слов.

10. Объясните , почему эти слова написаны вместе:

Аид, Зевс, Посейдон

Леонид, Мильтиад, Ксеркс

Марафон, Саламин, Фермопилы, Платеи

11. Историческая цепочка. Работает весь класс. Условия

- отвечать не вставая

- назвав слово, передают эстафету

- ученик, который не смог ответить, встает и ждет, когда закончится цепчка. Для них проводится мини-цепочка с заданием: назвать слова темы, которые пишутся с заглавной буквы.

12. Составьте предложения, добавляя столько слов, сколько их содержится в предложенном наборе.

Высокая честь, Перикл, лет, стратег.

Солон, долги, рабство.

Независимость, греки, война

Если позволяет время, то задание можно провести письменно, а затем несколько человек зачитают свои варианты.

13. Кому принадлежат выражения, и с каким событием они связаны

«Приди и возьми»

«Радуйтесь, афиняне, мы победили!»

«Наши стрелы и дротики закроют вас от солнца»

Отвечать следует строго на вопрос, без подробностей.

14. Четвертое лишнее. Найдите это слово. Объясните.

Аристотель, Демокрит, Леонид, Эсхил

Перикл, Солон, Геродот, Ксеркс

Трагедия, театр, комедия, аристократия

15. Исторический диктант.

Автор поэм «Илиада», «Одиссея»?

Рабы в Спарте?

Сосуд с 2 ручками и узким горлом для хранения вина, масла?

Афинянин, избиравшийся 15 лет первым стратегом

Человек , умеющий красиво говорить.

Картина, написанная на сырой штукатурке.

Знатный человек

Рыночная площадь.

Учитель диктует, учащиеся пишут только ответы. Затем обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку. За диктант отдельно может быть выставлена оценка.
На данном уроке проведено 15 видов словарных работ. Дело не в количестве, а в том, что они объединены общей темой. Широта охвата материала, изученного в классе значительна. Форма проведения урока необычна, но практика показывает, что это вполне самостоятельная и серьезная форма.

Можно предположить , что выполнение заданий займет много времени, но так как ученики знакомы с постановкой заданий и встречаются с подобным видом работ не впервые, то долго объяснять не приходится.


Таким образом, существует огромное количество форм, методов и приемов развития мотивации освоения знаний и далеко не все они были раскрыты в данной работе. Я уверена, что существует большое поле для творческой деятельности каждого учителя в решении данной проблемы.

Познавательно-развивающие задания позволяют ученикам, облачившись в одеяния исследователей, первопроходцев, следопытов, очевидцев, совершать путешествия в прошлое. Во время обсуждения вопросов и ответов на них учащиеся развивают умение думать , сравнивать, анализировать, соотносить, отстаивать свою точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы. Во многом это происходит потому, что при выполнении познавательных заданий у них отсутствует опасение ответить неправильно, быть непонятым, неуслышанным, получив в результате плохую оценку.

Главными условиями использования познавательных заданий на уроках истории является совместное творчество учителя и ученика, взаимное удовлетворение от работы и создание четкой системы такой работы со стороны учителя. Проявив максимум педагогического мастерства, учитель обязан не только помочь учащимся в выборе правильного направления в их работе, но и щедро поощрить даже самые незначительные проявления самостоятельности, изобретательности, сообразительности, вселив еще большую уверенность в их собственной силе.

Заключение.
В структуре личности интерес составляет первооснову любого таланта или гениальности. Он не только пробуждает, развивает и доводит до абсолюта заложенные природные задатки, но и способен даже породить их и в некоторой степени исправить ошибки природы». Когда у личности, одержимой интересом к чему- либо, этот интерес начинает затухать - это признак тяжкого духовного кризиса.

Познавательный интерес – самый мощный мотив и основа учебной деятельности. Он сильнее всех остальных мотивов, ,всегда осознан, приоритетен, бескорыстен, не нуждается во внешних стимулах. Этот мотив сложный , состоящий из ряда частных мотивов.

Поддержание интереса учеников к истории необходимо для устойчивого внимания. Интересуясь учебным предметом, школьники без больших усилий овладевают глубокими историческими знаниями. Под влиянием интереса эффективно протекает их интеллектуальное, волевое, эмоциональное развитие.11

Который год отслеживаю результаты экспресс-диагностики изучения мотивации учения одного и того же класса, для того , чтобы выяснить на каком уровне внутренний мотив уч-ся, так как от этого зависит, на мой взгляд интерес к предмету и последующая успешность учебной деятельности уч-ся и в итоге качество образования.

Проведенное исследование подтвердило положения рабочей гипотезы об успешном и последовательном формировании познавательного интереса на уроках истории.

В ходе экспериментального обучения было выявлено что применение таких методических приемов, как диалоговая форма общения, объяснение учителя с использованием фрагментов источников, документов, постановка вопросов и заданий различного рода сложности, работа учащихся с текстом учебника и дополнительной литературой, отбор различных форм учебных занятий способствует наиболее эффективному усвоению школьниками фактического материала.

Установлено, что формирование познавательного интереса носит комплексный характер. Успех этого процесса зависит от применения разнообразных методических приемов и средств, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Постоянное отслеживание позволило мне осознать проблему личностно-ориентированного обучения, почувствовать свою ответственность, искать способы оптимального использования возможностей каждого ребенка, проявлять адекватные требования к нему в учебной деятельности, а соответственно повысить результативность образовательного процесса. Результаты мониторинга позволяют полнее узнавать ребенка, его достижения и трудности, а в целом – создать комфортные условия каждому ученику.

Выводы:


Проанализировав результаты экспресс-диагностики за 4 года, можно сделать следующий вывод:

лучше запоминается то, что интересно, что важно

На основе полученных результатов можно предложить модель формирования познавательного интереса к предмету история . В основе модели - принцип достижения ожидаемого результата.



Основные характеристики модели:

- тщательный отбор содержания учебного материала, являющегося необходимым для формирования знаний и умений

- присутствие познавательных, творческих заданий, вызывающих интерес новизной своего содержания и требующих эмоционального отношения к изучаемому материалу

- увеличение доли самостоятельных работ, их постепенное усложнение и увеличение разнообразия с целью совершенствования способов познавательной деятельности учеников.

- использование индивидуальной и групповой работы с учащимися для выявления, развития, закрепления познавательных интересов и склонностей отдельных учеников

- включение в учебный процесс элементов современных образовательных технологий

- наличие критериев активной познавательной деятельности ученика.

Таким образом, анализ эксперимента показывает, что познавательный интерес, развиваясь, занимает в структуре мотивации учения старших подростков все более значимое место. На высшей стадии своего развития познавательный интерес становится ведущим мотивом учения, определяя характер и продуктивность учения подростка. Занимая более значимое место в структуре мотивации, познавательный интерес уменьшает роль мотивов избегания, побуждает подростка к решению познавательных задач творческого характера.



Список использованной литературы.


    1. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение»,1999.

    2. Гончар М. Непрерывное образование в педагогическом коллективе на примере школы инновационного типа. //Н.О. №9, 2000,с. 114-115.

    3. Калинина Н., Лукьянова М. Результат образовательного процесса: пихолого - педагогические показатели и диагностика.// Н.О. №9,2000,с. 191-197.

  1. Кошелева Е. Уроки мотивации, или коллективное освоение новых технологий.// «Директор школы»,№4,2002,с.11-15.

  2. Кульневич С.В. и Лакоценина О.Б. «Нетрадиционные уроки». Изд-во «Учитель»,2002 ,с.16018.

  3. Кушнир А. Методический плюрализм и научная педагогика. //Н.О. №1,2000.

  4. Кулакова Н.И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории. // Преподавание истории в школе, №8, 1999г.

  5. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования. // Н.О. №8, 2001,с.77-89.

  6. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе.// Психология и педагогика,№2, 1979г

  7. Нидерман И.А. Различные формы урока и их влияние на развитие познавательной активности учащихся (статья \\Социально-гуманитарные науки: поиски, проблемы, решения.-М.:МПГУ,2006. с. 334-339.)

  8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., «Просвещение»,1991,с.52-73.

  9. Онищук В. О. Урок в современной школе. Пособие для учителя.М., «Просвещение»,1986,с.16-17.

  10. Немов Р. «Психология». М., «Просвещение»,т 3.

  11. Подопригоркина Е.В. Изучение истории и становление личности.// «Преподавание истории в школе»,№5,1998,16-17.

  12. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс:учеб.для студентов ВУЗов в 2 кн.- М.: Гуманит.изд.центр Владос,2003. – кн1.

  13. Педагогика . Справочник для студентов Вузов. Изд. Дом. «Март»,2001,с.107-108.

  14. Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педВузов. М., «Школа-пресс». 1998, с.195-198.

  15. Савина. Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы.: Учеб.пособие к спецкурсу.-Волгоград:ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. – 67с.

  16. Щукина Г.И. Активизация познавательной активности учащихся в учебном процессе.. – Просвещение, 1979.- 160с

  17. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся.- М.:Педагогика, 1971. 325-358 с




1 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. с.67.

2 Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учебное пособие к спецкурсу.- Волгоград: ВГПИ им А.С. Серафимовича, 1989. – с.61.

3 Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении .\\ Сельская школа №6,2006, стр.116.

4 Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности \\ Вопросы психологии, 1994, №4

53. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.. М.., 1983.

6 Историографический обзор проблемы формирования интереса к обучению до 1930-х гг. дан в работе : Липник В.Н. актуальные вопросы формирования интереса в обучении \Под ред.Г.И. Щукиной. М., 1984. с. 14-36

7 \\ Народное образование ,№ 9,2000г. с.159

8 В. О. Онищук. Урок в современной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. с.16-17.

9 //Народное образование №8, 2001г. М. Лукьянова. Учебная мотивация как показатель качества образования.С.77-89.

10 В.В. Шаполвал. Задания, мотивирующие познавательную деятельность. \\Преподавание истории в школе .№3, 2006, с.34

11 СМ.:Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М., 1971.


скачать


Смотрите также:
«Формирование познавательного интереса к предмету «история» через изучение и развитие мотивации освоения знаний»
439.01kb.
Презентация Раздаточный материал Описание игры
103.19kb.
Развитие познавательного интереса у дошкольника
21.17kb.
Викторина "Что? Где? Когда?"
53.83kb.
Викторина «Мой любимый сказочник»
53.02kb.
Программа элективного курса по математике
81.96kb.
«История русской математики»
79.32kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 8-ых классов Учитель географии: Жукова В. А. Орёл 2012
84.35kb.
Треугольник и его элементы
328.32kb.
В течение 5 лет учитель работал над темой «Формирование познавательного интереса на уроках и во внеурочное время через использование личностно ориентированного подхода»
82.36kb.
В течение 5 лет учитель работал над темой «Формирование познавательного интереса на уроках и во внеурочное время через использование личностно ориентированного подхода»
83.45kb.
Программа дополнительного образования детей Детское объединение «математика»
213.35kb.