Главная стр 1
скачать
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов – требование времени

Из опыта работы Арефьевой О.М.,

учителя начальных классов гимназии №1

г.Махачкала, РД


Разработаны, апробированы и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения для начальной школы.

В будущем учебном году учителям начальных классов РД уже придется вводить требования ФГОС в практику своей работы. Надо переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального общего образования.

В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

В рамках подготовки Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на ступени начального общего образования проводились исследования по оцениванию универсальных учебных действий (УУД) в первых классах РД. В эксперименте участвовала и МОУ гимназия №1 г. Махачкала. Контрольно-измерительные материалы отличались от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий.

При анализе результатов выполнения заданий учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

Анализ результатов выполнения заданий учащихся показал, что наибольшие затруднения учащиеся испытывали при выполнении заданий, где нужно было оценивать поступки детей в приведенных ситуациях, выявлять элементарные коммуникативные умения при установлении контактов в работе в парах, при выполнении заданий на пространственную ориентацию на листе бумаги и т.д.

Мой опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагаю ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач, независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены – математических, физических, химических и других.

Часто предлагаю ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служит коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения.

Для обеспечения условий успешного внедрения Программы развития УУД в практику начального школьного обучения, безусловно, необходима:



  • подготовка учителей в форме повышения квалификации;

  • внесение соответствующих корректив в систему высшего профессионального педагогического образования;

  • разработка нормативно-правовых документов, определяющих место Программы развития УУД в образовательном процессе;

  • разработка учебно-методического обеспечения Программы развития УУД;

  • создание и функционирование сайта в поддержку Программы развития УУД

скачать


Смотрите также:
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов – требование времени
60.64kb.
Щербань Оксана Сергеевна Учитель начальных классов Математика, русский язык, литература
82.51kb.
Формирование универсальных учебных действий мбоу «Саянская сош №32»
86.31kb.
Формирование личностных универсальных учебных действий
43.19kb.
Чтение в составе универсальных учебных действий
214.29kb.
Задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий»
152.6kb.
Семинар «Формирование универсальных учебных действий как требование фгос»
100.31kb.
Тематическое планирование по математике курс математики интегрирован с междисциплинарными учебными программами «Формирование универсальных учебных действий»
1239.7kb.
Программа надпредметного курса по развитию универсальных учебных действий для учащихся 4 классов
271.63kb.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
76.61kb.
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности мкоу ермоловская сош научно-исследовательская лаборатория
238.91kb.
Упражнения для развития личностных универсальных учебных действий Упражнение «Путешествие по Стране Эмоций»
102.02kb.