Главная стр 1
скачать
Управления образования Гродненского облисполкома

Районный отдел образования Ошмянского райисполкома

ГУО « Мурованоошмянковский УПК ясли-сад-средняя школа»


Формирование экологической культуры средствами познавательно-практической деятельности

Набатова Надежда Сергеевна

Воспитатель детского сад

Мурованая Ошмянка

2013



Введение.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Проблема развития познавательной активности детей была актуальна в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Л.С.Выготский писал: « Интерес - как естественный двигатель детского поведения, является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Рассматривая вопрос заинтересованности ребенком той или иной деятельностью, целесообразно обратиться к более научному понятию - познавательной активности. Развитие познавательной активности ребенка - актуальная проблема современной педагогической науки и практики, одно из основных направлений деятельности дошкольных учреждений.

Еще в 1953 году отечественный психолог Н.С. Лейтес показал, что всех одаренных детей, независимо от различий в возрасте, темпераменте, различий в самом проявлении этой одаренности отличает общая черта - познавательная потребность. Все обследованные одаренные дети активно стремятся к интеллектуальной деятельности, часто довольно сложной по содержанию. Близкие к этому результаты были получены и зарубежными исследователями, начиная с Ч. Спирмена, считавшего, что именно «умственная активность» или любознательность лежит в основе одаренности человека. В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры. По мудрому рассуждению Я.А.Каменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить свое поколение, приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. Образование должно начинаться в весне жизни - в детстве».

Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст является сензитивным для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека.

Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения - педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.

Проблема экологического воспитания была особенно остро обозначена в 20 веке. Это было связано с ухудшением экологии, глобальными изменениями в среде обитания, ухудшением качества питания, увеличением различных заболеваний, увеличением людей с хроническими болезнями, рождением детей с низким уровнем здоровья.

Таким образом, экологическое образование дошкольников демонстрирует большую заинтересованность авторов в интенсификации экологического образования детей дошкольного возраста, развития их познавательной активности.



Экопроекты в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста .
При работе по формированию экологической культуры детей учитываем, что интенсивное усвоение предлагаемого материала происходит при заинтересованности им детей и прохождении темы через различные виды деятельности детей: игру, экспериментирование, изодеятельность, общение и т.п. Поэтому в тематическом планировании уделяем место экопроектам.



I этап:

Подготовительный этап:


  • Подбор педагогической и детской литературы;

  • Подбор иллюстраций растений южных стран;

  • Подбор грамзаписей;

  • Изготовление по теме дидактических игр;

  • Продумать создание проблемных ситуаций:

Давай познакомимся,

От чего завял цветок,

Что растению не нравится,

Цветок зацвёл,

Как поливать растение зимой.
Комнатные растения:


  1. Аммарилис

  2. Аспарагус

  3. Бальзамин

  4. Бегонии

  5. Кливия

  6. Крапива, колеус

  7. Маранта

  8. Папоротник, нефролепис

  9. Шучий хвост, сансиеверия

10)Фиалка, симполия

11)Кактусы






II этап:

Реализация проекта:
I блок

1. Наблюдение в уголке природы.

Цель: способствовать решению проблемной ситуации «Чем мы похожи друг на друга – давай знакомиться», познакомить детей с нашими зелёными друзьями – комнатными растениями, показать связь с неживой природой, воспитывать интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.


II блок


  1. Познавательное занятие

«Нашим растениям нужна ваша помощь»

Цель: Знакомить детей с болезнями комнатных растений, вовлечь детей в деятельность по уходу за комнатными растениями, совершенствовать умение качественно выполнять трудовые действия, вызвать чувство удовлетворения от выполненной работы, воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них.

«Наши друзья – зелёные растения»

Цель: продолжать формировать знания детей о том, что комнатные растения живые, продолжать учить находить сходство и различия между человеком и комнатными растениями, отмечать внешние признаки и потребности, выделять светолюбивые и тенелюбивые растения, влаголюбивые и растения, требующие умеренной поливки, воспитывать бережное отношение к растениям.


2. Занятие по развитию речи.

«В хороводе фиалок»

Цель: Познакомить с новым комнатным растением – фиалкой, закрепить знания названий известных детям комнатных растений, правила ухода за растениями, учить находить растения по описанию его частей, учить составлять описательные рассказы с опорой на схемы – модели, закрепить знания об оптимальных условиях для лучшего роста и развития, воспитывать бережное отношение к растениям.

«Весенний уход за комнатными растениями»

Цель: учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить, закреплять знания детей о комнатных растениях.


  1. Занятие по ознакомлению с художественной литературой.

«Загадки и отгадки»

«Стихи о комнатных растениях»

Цель: чтение художественной литературы о комнатных растениях, совершенствовать выразительность речи, способствовать отражению своего отношения к стихотворению.


  1. Познавательные игры

    • «Растения нашей группы»

    • «Найди отгадку»

    • «Найди по описанию»

    • «Цветок примирения»

    • «Добрый ручеёк»

    • «Чего не стало?»

    • «Что не так?»

    • «Кому где хорошо?»

    • «Кто дружит с растениями?»

    • «Из каких частей состоит комнатное растение?»

Цель: уточнить, закрепить, расширить у детей представление о комнатных растениях, способствовать развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизировать умственные процессы, обогащать словарный запас.

5. Словесные игры:



Цель: закрепление знаний о растениях:

  • Закончи предложение: «Наше растение живое, оно умеет…»

  • Опиши наше растение, какое оно? (зеленое, колючее, с цветками, пахнущее, высокое, низкое…)

  • «Я люблю это растение, потому что оно…» (красивое, приносит пользу, за ним можно ухаживать, это мой зеленый друг)

  • «Я назову, а ты опиши» или «Узнай по описанию». (Учить ребенка строить предложения описательного характера, рассказывать о нем так, чтобы другие могли понять, что это за растение.)



III блок

  1. Исследовательская деятельность.

    • «Строение растения» - закреплять опытным путем знания детей о частях растения: стебля, корня, листа, цветка.




    • «Растения без воды» - закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы, об условиях необходимых для роста растения.




    • «Что происходит с листьями на ярком свету» - обесцвечивание.




    • «Почему опадают листья» - мало воды, много воды.




    • «Почему растения вытягиваются» - мало света.


IY блок

  1. Самостоятельная деятельность детей.

    • Рисование комнатных растений..

    • Иллюстрации рассказов и стихов о комнатных растениях.

    • Этюды или игры на воображение «Я цветочек не простой, отгадай кто я такой?», «Жизнь цветка».

    • Придумывание рассказов о комнатных растениях.

    • Прослушивание музыки о комнатных растениях.



III этап:

Заключительный:

  1. Создание альбома «Комнатные растения - наши зелёные друзья».

  2. Оформление выставки «Домашние любимцы на подоконнике».

  3. Викторина










Тема: «А у нас в садочке»

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…
Если все: и Я, и Ты –

Если Мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.
Цель проекта:

    1. Воспитание гуманного отношения к миру;

    2. Формирование осознанно правильного отношения к

объектам природы непосредственного окружения.
Задачи:

    1. Продолжать знакомить детей с цветами, растущими на участке детского сада.

    2. Учить детей любоваться ими, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, уважать труд взрослых, посадивших цветы, свой труд.

    3. Продолжать знакомить со связями живой и неживой природы.

    4. Продолжать активизировать и обогащать словарь детей.

    5. Развивать творческий потенциал детей.



Участники проекта: дети среднего возраста, воспитатели и родители

Срок реализации: 1год


I этап:

Подготовительный этап:


  • Подобрать детскую и педагогическую литературу.

  • Подготовить иллюстративный материал

  • Подготовить дидактические игры по теме

  • Продумать создание проблемных ситуаций:

    • Откуда появились цветочки - крошки

    • Зачем нужны цветы

    • Маленькие чудеса под снегом

    • Разноцветные чудеса на клумбе



Садовые цветы:


  • Роза

  • Маргаритк

  • Тюльпан

  • Георгин

  • Голубая незабудка

  • Гвоздика

  • Фиалк

  • Ноготки

  • Астра

  • Бархатцы

  • Настурция











II этап:

Реализация проекта:
Экскурсия к цветнику.

Цель: 1. Способствовать решению проблемной ситуации «Откуда появились

цветочки – крошки?» «Маленькие чудеса под снегом».

2. Познакомить с многолетними цветами: маргаритками, крокусами.

3. Показать связь с неживой природой.

Наблюдение на прогулке, даче, в повседневной жизни.
Познавательное занятие «Мы все такие разные»

а) Цель: расширить представление детей о цветах сада, учить созерцать природу,

накапливать эмоционально-чувственный опыт при непосредственном

общении с природой, учить составлять описательные рассказы.

б) Цель: рассматривать и сравнивать между собой семена различных цветочных

растений, определять семена по внешнему виду.


Занятие по развитию речи «Продлим жизнь растению цветника»

Цель: Пронаблюдать влияние отдельных факторов среды на жизнедеятельность

растений. Увидеть, что человек может реально помочь растению.
Самостоятельная деятельность детей.


  • Раскраска цветов сада

  • Рассматривание иллюстраций

  • Зарисовка цветов

  • Конструирование цветов

  • Аппликации цветов

  • Придумывание рассказов детьми о цветах

  • Прослушивание грамзаписей

  • Игры на воображение


III этап:

Заключительный:
Проведение КВН «Конкурс знатоков»

Цель: Закрепить знания о пересадке растений и биологическом смысле различных агротехнических мероприятий. Продемонстрировать практические навыки ухода за растениями. Определять по внешнему виду заранее принесенных растений, какое условие жизни нарушено и как выправить положение.


Конкурс «Сказки о цветах» вместе с родителями.


Готовимся к посадке цветов.



В нашем садочке мы сажаем цветочки.






Тема: « «В гостях у Капельки»

с детьми 3-4 лет)»

Цель проекта:


  • развитие познавательной и социально – эмоциональной

  • сферы; сенсорное развитие детей младшего возраста через занятия и игры с водой;

  • формирование экологической культуры.

Задачи:
1. познакомить детей со свойствами воды и ее ролью в окружающем мире, закрепить знания о воде;

2. стимулировать у детей процесс познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;

3. развивать мышление, познавательские способности у детей в играх с водой;

4. освоение способов изображения воды и всё, то с ней связано;

5. воспитывать экологическую культуру детей;

6. обогащать сенсорный опыт детей.
Участники проекта: дети среднего возраста, воспитатель и родители

Срок реализации: 6 месяцев.


Этапы проекта:
I. Начальный этап.
Постановка целей и разработка содержания учебно - воспитательного процесса в рамках проекта. Накопление информации по теме проекта.
II. Деятельный этап.


  • Прогулка.

  • Осенний дождь.

  • Лед.

  • Наблюдение за осенним небом.

  • Первый снег.

  • Иней.

  • Облака

  • Снегопад.

  • Снегопад.



III.Занятия.
Занятия с водой по сенсорному развитию и развитию действий с предметами: «Ловись рыбка большая и маленькая», «В гостях у Капитошки».
Опыты и наблюдения «Необыкновенная водичка».
Картотека игр - экспериментов с водой.
Клуб почемучек (беседы с детьми о воде и ее состояниях; введение в словарь детей новых слов: сосулька, зимние забавы и т.д.)
Аппликация «Дельфинчики» (коллективная работа).
Конструирование «Домик для тучки».
Рисование «Ладошки - осьминожки» (коллективная работа).
Лепка «Аквариум».
Рисование «Дождик идет» (техника рисования пальчиками).

Игры.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».


Подвижная игра «Тучка и капельки».
Подвижная игра «Рыбак и рыбки».
Подвижная игра «Капельки ходят по кругу».
Подвижная игра «Зонтики».
Подвижная игра «Я тучка, тучка, тучка…»
Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»
Пальчиковые игры - упражнения с водой.
IV. Коллективная презентация проекта.
Постановка сказки о маленькой Капельке, которая летит на землю.
Экологические занятия:
- «Берегите воду!»
- «Кому нужна вода?»
Выставка коллективных и отдельных работ детей, выполненных с воспитателями (в природном уголке).
Работа с родителями:
Консультация «Всемирный день водных ресурсов».
Консультация «Экологическое воспитание детей».
Выставка рисунков, поделок детей, выполненных совместно с родителями.


ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ



Беседа

Экскурсии


Игровая деятельность


Чтение худ.литературы

Формы работы с родителями

беседы




консультыции




поручения





То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, курлыкающие караваны журавлей в небе осенью, белые лилии в речной заводи, грибы и ягоды – всё это бесценное достояние нашего народа, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой и нынешней непростой и не у всех счастливой жизни очень важно всё это беречь и хранить.

Мы с ребятами очень много наблюдаем, рассматриваем, разговариваем, о природе нашего края. Детская непосредственность, любознательность и умение как «губка» впитывать всё интересное, необычное, помогают им воплотить свои знания и впечатления через словесное творчество. Детские сказки «оживают», они пропитаны добротой, любовью ко всему живому, пониманием того, что братья наши меньшие так же как и мы нуждаются в любви и понимании, сочувствии и помощи. В сказках дети осуждают небрежное отношение к окружающему миру и придумывают счастливый конец. Не остались в стороне и родители. Они с увлечением оформляли мини-книжки, вместе со своими детьми клеили, рисовали, врезали. В группе мы устроили выставку из семейных книг.
Пожар в волшебном лесу

В одном Волшебном лесу жило-было Маленькое семечко.

-Кем бы мне стать? -подумало оно.

Мимо ползла Умная-умная кобра. Маленькое семечко спросило:

-Кто ты такая?

-Я умная-умная кобра –сказала умная-умная кобра.

-А почему ты такая умная?

-Я жила у ученого, а потом уползла от него, чтобы на мир посмотреть, себя показать.

-Ну, раз ты такая умная, скажи, кем я стану?- спросило Маленькое семечко.

-Ты станешь Сиренью! – только и успела ответить Умная-умная кобра.

-Хулиганы разожгли костер прямо в лесу. Да еще разлили бензин из своей машины. А потом оставили костер гореть и уехали…Огонь быстро залез на дерево, на другое…Дальше и дальше Что нам делать? Как спастись от пожара?

Умная-умная кобра сказала:

-Пусть самые быстрые ягуары позовут пожарных!

-А кто такие пожарные? спросили звери.

Умная-умная кобра ответила:

-Пожарные- это смелые люди, которые могут потушить пожар. У них есть большая красная машина с водой.

И самые быстрые ягуары помчались за пожарными.

-Вы, кенгуру, принесите песок в своих сумках и закидывайте огонь песком!

Вы, слоны, идите к озеру, наберите воды в свои хоботы и заливайте огонь водой!

Кроты и земляные мыши! Копайте ров, чтобы огонь не мог идти дальше!

Вы, медведи, убирайте бурелом, чтобы могла проехать пожарная машина!

И пошла работа…

Вдруг все услышали сирену и шум моторов: это приехала пожарная машина, и прилетел пожарный вертолет. Скоро пожар был потушен.

-Ура! Ура! – закричали звери и птицы.

-Ура! Ура!- закричали мальчик и девочка.

…А маленькому семечку, которое лежало в земле, стало очень интересно, что там наверху, и оно стало расти. Сначала над землей появился маленький росток. Девочка увидела его и радостно закричала:

«Смотрите!»

И все увидели, как росточек превращается в кустик, на нем появляются листочки, бутоны. А когда они распустились красивыми сиреневыми цветами, все воскликнули:

-Какая красота!

-Какая красивая выросла Сирень! – сказала Умная- умная кобра.

Звери, птицы и люди радовались, а хулиганов больше не пускали в Волшебный лес!


Дружелюбный дуб.
Где-то далеко от города, глубоко-глубоко в лесу, была чудесная цветочная поляна. Рядом с поляной тек голубой ручей, а на берегу стоял большой красивый дуб. Очень много лет он один на поляне и никто с ним не общался.
Но как-то один раз, пролетали мимо него семена одуванчика. Увидели что дуб очень грустный стоит. Спрашивают они у дуба: «Что ты такой грустный», дуб отвечает: «Да скучно мне одному здесь стоять , никто ко мне не приходит.» А семена ему и говорят: «А давай мы у тебя остановимся и будем с тобой рядом жить, все веселее будет.»

«Я не против»- говорит дуб. И поселились семена рядом с дубом.

На следующий день пролетела пчела. Пригляделась ей поляна, но где же ей с семьей жить. И тут она увидела дуб. Подлетела она к дубу и спрашивает: «Милый дуб, уж очень мне поляна понравилась, а жить где не знаю, можно я с семьей на твоих ветках поселюсь?» А дуб говорит: «Конечно, и мне веселей будет.» Прилетели пчелы, сделали улей и стали жить на дубе.

На следующий день пролетали мимо две синицы. Увидели дуб, очень понравился он им, хорошее место для гнезда. Подлетели к дубу и спрашивают: «Милый дуб, можно мы на твоих ветках гнездо сплетем и потом вырастем.» «У меня и так много жильцов, что вы для меня делать будете» -говорит дуб. «Мы из твоей коры будем червяков убирать»- отвечают синицы. «Ну что ж хорошо, заселяйтесь.»

Вдруг из леса белка выскакивает напуганная и к дубу: «Милый дуб, разреши мне на тебе поселиться, в лесу страшно, еле от лисы ноги унесла.» «У меня и так много жильцов, а что ты для меня делать будешь?»- спрашивает дуб. «Я орехи буду собирать, твоим веткам легче будет.» «Ну хорошо, залезай.» -говорит дуб. И начали они друг другу помогать. А дуб был очень счастлив, что у него такая большая и дружная семья.

Но не долго радовались дуб и его жители. Однажды пришли на поляну лесорубы. Пригляделся им дуб. Подошли к нему затоптали одуванчик, который рос рядом, сбили улей, прогнали птиц и белку, и спилили дуб, а на его месте посадили два молоденьких деревца. Теперь на берегу ручья стоит пенек и только мох на нем живет. Но пройдет время и маленькие деревца вырастут в большие красивые деревья и будут на них поселяться новые жители.



Дуб
Жили-были у самого леса старик со старухой. И была у них маленькая белочка. Как то раз посадил дед желудь. И вырос из желудя большой красивый дуб, с дуплом и раскидистыми ветвями. В этом дупле стала жить белочка и грызть желуди. Летом она запасалась на зиму грибами и ягодами, которые собирала в лесу.

Грибы- это лисички, боровики, подосиновики, подберезовики. Ягоды- малина, черника, брусника, ежевика, земляника. И жила так белочка в дупле долго и счастливо. А иногда навещала старика со старухой


Сказка « Котенок и мышонок»

Жил был котенок. Звали его Барсик. Он жил совсем один и ему было очень скучно. Однажды он решил пойти и найти себе друга. На дворе стояло теплое лето. Светило яркое солнце. Вот он идет и видит пруд. На пруду летает стрекоза. Барсик спрашивает стрекозу: «Не видела ли она кого-нибудь кто нуждается в друге?» Стрекоза говорит: что видела мышонка, который тоже очень хочет найти себе друга. Стрекоза указала дорогу и котенок пошел дальше. Идет котенок и видит гусеницу. Котенок спрашивает: «Не видела ли она мышонка, который нуждается в друге.» Гусеница сказала, что не видела и предложила спросить у ежа, который живет в лесу. Барсик пошел дальше в лес. Вот идет он и видит ежика. Барсик спрашивает не видел ли он мышонка, который нуждается в друге. Ежик указал дорогу на цветочную поляну. Идет Барсик и видит сидит на цветочной поляне мышонок и плачет. Котик очень обрадовался , что нашел мышонка. Подошел Барсик к мышонку и предложил ему дружить Мышонок согласился. Барсик очень обрадовался, что нашел друга, даже цветы стали шептаться какой Барсик молодец. С тех пор Барсик и мышонок стали верными друзьями.


И даже летом мои воспитанники не остаются равнодушными к природе, которая их окружает в отпуске. А осенью с удовольствием делятся своими впечатлениями и наблюдениями. Вот какие интересные рассказы у них получаются.
Заключение.

Экологические знания дети получают не только на специально отведенных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов в экологической лаборатории, на занятии по изо, в играх и при решении логических задач.



Результатом этих проектов стало следующее: вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада.

Анализ проведённой совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы:



  • Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

  • Ценностно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

  • Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними.

Рекомендации последователям опыта:

  • Помните, что научить ребёнка проектированию с успехом может педагог, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

  • Работа по решению выявленной детьми той или иной проблемы не должна ограничиваться рамками образовательного учреждения, поэтому родители должны стать полноправными участниками педагогического процесса. Домашние задания по сбору необходимой информации приучат воспитанников и их родителей к поиску источников информации, работе с ними.


Литература
1. Комарова, И.А. Игра в экологическом воспитании дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.А. Комарова. – Мн.: Полымя, 1998. – 78 с.

2. Цыганова, Т.С. Экспериментально-исследовательская деятельность с объектами живой природы детей старшего дошкольного возраста //Исследовательская работа школ, 2010. - №3. –с.56

3. Міхальчук, М.В. Асновы экалагічнай адукацыі малодшых дашкольнікаў / М.В. Міхальчук, Т.А. Кавальчук. – Мн.: Выш. школа, 1996.- 198 с.

4. Эколого- воспитательная деятельность в ДОУ // Управление дошкольным образованием,2009. - №5

5. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ на 2011-2015 гг. // Выхаванне дадатковая адукацыя 2011. - №6. – с.3

6. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание дошкольников – С.Н. Николаева. – М.: АСТ, 1998.- 320 с.

7. Петрикевич, А.А. Маленький эколог: учебное пособие в д/с – А. А. Петрикевич. – Мн. : Сэр – Вит, 2003. – 55 с.

8. Авдейчук, О.О. О методах экологических проектов// Пралеска. – 2009. - №10. – с.28




скачать


Смотрите также:
Формирование экологической культуры средствами познавательно-практической деятельности
224.46kb.
Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности 13. 00. 07 теория и методика дошкольного образования
349.16kb.
Городской экологической конференции школьников
38.67kb.
Программа «Школа знаний»
94.59kb.
Реферат формирование экологической культуры школьников через систему эколого-биологического образования
915.91kb.
«Формирование экологической культуры младших школьников в рамках кружка «Загадки природы»
392.57kb.
«формирование экологической культуры у школьников при изучении экономической географии мира (10 класс)»
216.67kb.
Закона РФ «Об образовании» ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты»
1207.98kb.
Информационно-аналитическая справка о реализации комплексной программы «Экология и Здоровье»
99.78kb.
План: Актуальность и значимость познавательно-исследовательской деятельности в развитии ребёнка
182.95kb.
Статья «Развитие познавательно-языковой и коммуникативно-речевой компетенций младших школьников»
58.7kb.
Областная конференция юных исследователей природы родного края Направление: «Этнографические исследования» Учебно- исследовательский экологический проект
10.97kb.