Главная стр 1




ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

(шестой-седьмой годы жизни)

К концу пребыва­ния в детском саду ребенок превращается в довольно про­порционально сложенного человека. Это естественно — идет активная физиологическая перестройка, созревание организма, интенсивно развиваются все жизненно важные системы. Но функциональные системы детского организ­ма еще не сложились окончательно. Продолжает нарастать мускулатура как верхних, так и нижних конечностей. Относительно хорошо в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кисти. И это — еще одна при­чина утомления, жалоб ребенка («болит рука»), которые можно услышать от него, скажем, при зарисовке на бумаге большого пространства. Совершенствуется также сердеч­но-сосудистая система дошкольника.



Здоровье детей этого возраста при благоприятном образе жизни становится более крепким, организм легче справляется со сменами климатических условий, кратковременными и умеренными воздей­ствиями внешней среды (легкие сквозняки, прохладный воздух, вода и т. д.).

В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гар­моничности физического развития и здоровьем, трудоспособностью и функциональным состоянием организма. У детей, имеющих откло­нения в физическом развитии, более высокая заболеваемость. Они, как правило, неорганизованны, их внимание неустойчиво и непродол­жительно. Для таких детей характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем как недисциплиниро­ванность.

Функциональные возможности организма детей в этот период создают фундамент для более крепкого здоровья по сравнению с возрастом двух-четырех лет. У детей возникает желание быть краси­выми, здоровыми; появляются расстройства, огорчения от частых заболеваний. Частые и продолжительные болезни могут стать при­чиной «комплекса неполноценности». Дети начинают осознавать фак­торы, воздействующие на их здоровье. Функциональные возможности организма старших дошкольников создают базис для формирования физической и умственной трудоспособности.

Двигательная активность детей этого возраста гораздо выше по сравнению с младшим. Малая подвижность — чрезвычайно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблаго­приятных факторов. Несформированность двигательной активности может отрицательно отразиться на школьном обучении.

Возрастают физическая и умственная работоспособность детского организма. Происходят изменения и в органах внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характер­ные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.

В этот период происходят и глубокие психические изменения. Связаны они не только с функциональной перестройкой организма, его взрослением. Ведь изменяется и социальный статус ребенка. Детей по-прежнему привлекает мир взрослых, вместе с тем они начинают понимать, что настоящий путь в этот мир лежит через школу. Шестилетний возраст — это тот период, когда формируется психологическая готовность к обучению в школе (интеллектуальная, социально-личностная, волевая). Кризис семи лет еще впереди. Сейчас же ребенок — еще дошкольник и до конца пребывания в вашей группе будет дошкольником, хотя и старшим. Поэтому воспримем как нормальное явление полимотивированность «фанта­зеров», связанную с поступлением в школу. Их тянет в школу не только желание учиться, но и новая обстановка, новое положение в жизни, обладание аксессуарами, связанными со школьной жизнью («У меня будет новый портфель!» и т. д.)- Главное сейчас — чтобы они захотели вступить на эту новую ступеньку, не боялись ее; чтобы их ожидания, связанные с поступлением в школу, базировались на благоприятном эмоциональном фоне. Мы заметим, как с возникно­вением стремления к школе и учебе будет меняться поведение наших воспитанников. Их будут привлекать не только специфические до­школьные виды деятельности (игра, рисование и др.). Все чаще, особенно у самых старших «фантазеров», будет возникать желание заняться «серьезным» делом, выполнять «ответственные» поручения, задания учебного характера. Даже играя в школу, дети все чаще начинают воспроизводить эти «серьезные» занятия — уроки письма, чтения начинают вытеснять не только свободное время, но и «уроки» рисования, физкультуры...

И все же ведущей для наших воспитанников остается игровая деятельность. Ребята любят играть, но их игры отличаются от игр младших детей. В этом возрасте можно наблюдать игры не только на бытовые сюжеты (дочки-матери и т. п.), но и расцветают игры на производственные темы, получают развитие игры на общественные темы. Главное содержание игр детей — уже не столько воспроизведение действий с предметами, сколько отношений с людьми и выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Именно из-за них чаще всего возникают детские конфликты. Увеличивается состав участни­ков ролевых игр, значительно возрастает продолжительность сущест­вования игровых объединений. Еще до начала игры дети предвари­тельно ее планируют, распределяют роли, отбирают необходимые игрушки, другие предметы, а в ходе игры постоянно контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, как должен вести себя тот или иной персонаж (чего не наблюдалось ранее). Если при­смотреться и прислушаться к играющим детям, то можно заметить несколько типов взаимоотношений — стабильные межличностные (возникающие до начала игры), сюжетно-ролевые (обусловленные сюжетом и содержанием игры), организационно-деловые отношения по поводу игры.

Большое место в жизни ваших воспитанников занимают и режис­серские игры, а также игры с правилами (подвижные, дидактичес­кие),игры-драматизации.

Развивается и художественная деятельность детей — изобразительная, музыкальная, конструктивная, художественно-ре­чевая. В ней проявляются и активно формируются художественные способности детей и вместе с тем идет приобщение их к общечелове­ческой и национальной культуре.

Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы, ваши воспитанники все чаще включаются в эксперименти­рование.

Развивается и трудовая деятельность детей. Ваши питомцы уже не только занимаются самообслуживанием, но и все чаще становятся реальными помощниками в вашей работе (вместе сажают растения, собирают урожай и т. д.).

Важной особенностью детей является появле­ние зачатков новой для них деятельности — учебной. Они готовы обучаться по программе взрослого, умеют слушать и слышать педа­гога, вычленить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности, осуществить самоконтроль. Степень их проявле­ния может быть различной: многое зависит от готовности конкретного ребенка к новой социальной позиции — позиции школьника.

Важную роль в психическом развитии детей играет об­щение, и прежде всего со взрослыми. Проявление ласки, деловое сотрудничество по-прежнему важны для них. Однако все большее место занимает внеситуативно-познавательное общение. Потребность в сопереживании, внимании со стороны взрослых удовлетворяется в новой форме общения — внеситуативно-личностной. Детям все интереснее становятся разговоры об окружающих людях, героях литературных произведений, фильмов и, безусловно, о самих себе. В таких беседах не только расширяются и углубляются представле­ния детей, но, что очень важно, активно формируется их коммуника­тивная готовность к школе, к взаимодействию с будущим учителем. Не исчезает потребность «фантазеров» и в общении с ровесника­ми. Их сотрудничество носит деловой, практический характер. Содер­жанием общения становятся не только эпизоды конкретных ситуа­ций, но и обобщенные представления детей.

В объединениях детей все выразительнее проявляется такой фено­мен, как общественное мнение по поводу тех или иных аспектов взаимодействия в игре, полезном труде, учебе. Ребенок учится со­гласовывать свои желания со сверстниками, соотносить их с группо­выми и в то же время отстаивать собственные интересы. Так развива­ются умения совместного планирования, формируются отношения взаимной ответственности и помощи.

Если вы присмотритесь к вашим питомцам, то заметите, что они по-разному ведут себя с окружающими, чувствуют возможную реак­цию на свое поведение или конкретный поступок — они способны к рефлексии. В процессе совместной деятельности ребенок обучается ставить себя на место того или иного человека, в нем развивается способность сопереживать — эмпатия. Вообще взаимоотношения старшего дошкольника с людьми (как взрослыми, так и ровесника­ми) — наиболее мощный и важный источник его переживаний.

На основе чувства доверия к людям, стремления соответствовать требованиям взрослых, быть ими признанными возникает такое мо­ральное чувство, как совесть. В процессе взаимодействия с окру­жающими получают свое дальнейшее развитие такие чувства, как гордость, стыдливость. Дети могут гордиться не только конк­ретными поступками, одобренными взрослым, но и своими положи­тельными качествами, умениями, которые они сами осознают. Чувст­ва все чаще становятся мотивом поведения детей.

Серьезные изменения претерпевает и мотивационная сфера детей. Вместе с мотивами, связанными со стремлением быть похо­жим на взрослых, большую побудительную силу у ребенка приобре­тают познавательные, соревновательные мотивы стремления к са­моутверждению, желание сохранить хорошие взаимоотношения с ровесниками, улучшить свое положение среди них.

Для ребят характерны не только новые мотивы поведе­ния. Они уже способны соподчинять их. Это новооб­разование — «одно из важнейших в развитии личности в дошколь­ном возрасте» (А. Н. Леонтьев). Оно позволяет отказаться от при­влекательного в данный момент предмета или действия ради выпол­нения более важного, хотя, возможно, и более скучного дела. И то, какие мотивы преобладают у конкретного нашего воспитанника, определяет направленность всего его поведения. Безусловно, в шесть лет этот стержень только складывается, но определенную направленность в поведении конкретного воспитанника уже можно наблюдать (созидательную, эгоистичную, потребительскую, разрушительную...). Будем же в своем взаимодействии с детьми побуждать ценные для развития личности мотивы, опираться на них. И не забудем: мы в группе «Фантазеров». Воображение, лежащее в основе творче­ства, особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте — в играх, рисунках, детских постройках, в созданных детьми мелоди­ях, танцах, стихотворениях...

Творческая активность наших воспи­танников — в их стремлении не придерживаться готовых образцов, штампов, а искать собственные, оригинальные решения, в выраже­нии своего личного отношения к окружающему как уже известными способами, так и самостоятельно придуманными...

Развивается у наших воспитанников и волевая сфера. Форми­руются основные элементы волевого действия: ребенок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилия для преодоления трудностей. На этом этапе развития существенно меняется степень произвольности движений ребенка, возрастает умение управлять ими и добиваться их точности. Произвольность проявляется в реакциях поведения и психической деятельности в целом. Заметим: более высоких результатов в волевом действии ре­бенок достигает при игровой мотивации и при положительной оцен­ке его поведения со стороны ровесников и взрослых.

К шести годам у воспитанников формируется довольно высокий уровень познавательной деятельности. Вот основные достижения шес­тилеток в этой области:

• усвоена система общественно выработанных сенсорных этало­нов, пользуясь которыми ребенок овладевает некоторыми рациональ­ными способами обследования свойств предметов (рассматриванием, ощупыванием, прослушиванием и т. п.);

• доступно понимание общих связей, принципов, закономернос­тей, лежащих в основе научных знаний (знаний о взаимодействии организма и окружающей среды);

• дети обладают относительно большим объемом как стабильных знаний об окружающем мире и о себе, так и знаниями гипотетичес­кими, проявляющимися в догадках, предположениях, вопросах;

• важным результатом интеллектуального развития ребят является достижение высокого уровня образного мышления, опираясь на которое они могут вычленять существенные свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения, создавать новое и оригинальное (в игре, рисунке, речевом и музыкаль­ном творчестве, конструировании и т. п.). Ряд проблем решается уже с помощью словесно-логического понятийного мышления;

• одним из основных достижений шестилеток и показателем их готовности к обучению в школе является формирование предпосылок к усвоению знаковых систем (овладение счетными операциями, пере­ход к оперированию числом и знаком, звуковой анализ слова, чтение, овладение нотными знаками и т. п.);

• старшие дошкольники овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память. К концу до­школьного возраста дети овладевают отдельными приемами логичес­кого запоминания. Вместе с тем преобладает непроизвольная память, легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая интерес. Продуктивность непроизвольного запоминания увеличи­вается, если задание, предлагаемое детям, предусматривает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выпол­нение мыслительных операций (придумывание, установление конк­ретных связей и т. д.).

Общаясь со своими воспитанниками, наблюдая их взаимодействие с окружающими, мы, безусловно, заметим, как изменилась их речь. Дети ко времени поступления в школу практически овладевают всеми сторонами родного языка — словарем, звуковым составом, грамматическим строем. Более того, наши питомцы начи­нают осознанно относиться к языку: у них развивается фонемати­ческий слух (способность воспринимать на слух звуки речи, раз­личать и обобщать их в словах как отдельные элементы).

Дети используют различные формы речи (си­туативную, контекстную, объяснительную). Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь). Вторая сигнальная система приобретает все большее значение в ре­гулировании (и саморегулировании) деятельности детей.



Шестилетний ребенок... Он на пути от беззаботного дошкольного детства к школьной жизни с ее непростыми требованиями, обязаннос­тями... Готовность к школе, к обучению в ней — один из важных результатов психического развития в дошкольный период.

Литература: Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении //Базисная программа и методические рекомендации.– Мн. 2000.


Смотрите также:
Психолого- педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития(зпр)
66.63kb.
Консультация для воспитателей. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой пси- хического развития
55.42kb.
Согласована управление образования администрации мо «Каргопольский муниципальный район»
258.32kb.
Характеристика психического и физического развития детей
94.95kb.
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития Задержка психического развития (сокр. Зпр)
109.88kb.
Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
38.89kb.
Библиография «Раннее детство»
58.01kb.
Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития
62.06kb.
Понятие «задержка психического развития». Классификация
116.65kb.
Жестокое обращение с ребенком. Влияние жестокого обращения на развитие ребенка
237.25kb.
1. Особенности детей с задержкой психического развития
284.81kb.
Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (V—ix классы)
751kb.