Главная стр 1
скачать




ПОИБ Л 17-03-2009
§ 2. Понятие, структура и признаки информации с ограниченным доступом
Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация в свою очередь включает в себя то множество тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные, служебная тайна.

Законодательство РФ устанавливает ряд обязательных признаков и условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом. Первым обязательным признаком ,при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита.

Целями защиты информации с ограниченным доступом при этом заявляются:

• предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации;

• предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

• реализация прав и законных интересов на государственную тайну и конфиденциальную информацию их обладателей.

При этом ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указывает, что режим защиты информации устанавливается в отношении:

• сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными органами на основании Закона РФ "О государственной тайне";

• конфиденциальной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона;

• персональных данных - федеральным законом. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах возложен на органы государственной власти.

Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.

Другим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что защите подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе).

Под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ст. 1 ФЗ «О библиотечном деле»).

Третьим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом выступает ее соответствие ограничениям, установленным в законодательстве.

В ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приведен общий перечень случаев, когда не могут быть отнесены (запрещено относить) к информации _ с ограниченным доступом следующие сведения:

• законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

• документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

• документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интересов или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Наряду с этим, в каждом конкретном случае закон может устанавливать специальные перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом (например, в Законе РФ "О государственной тайне" - ст. 7). Такой подход в целом соответствует принципу приоритетности установления правовых запретов перед разрешительной практикой нормотворчества.. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (в п. 2 ст. 13), установлено, что «право искать, получать и свободно распространять информацию может ограничиваться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности». При этом, только перечень сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованием Декларации, должен быть установлен законом, что позже было закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.29). Из этого следует, что при принятии законов по каждому из видов информации с ограниченным доступом (кроме государственной тайны) не требуется законодательно закреплять перечень сведении, составляющих конфиденциальную информацию.

В то же время, необходимо в каждом случае указать дополнительные критерии охраноспособности такого объекта правоотношений, отличительные признаки субъектов прав, а также особенности правовой охраны и защиты этих прав .


§ 3. Государственная тайна
3.1. Источники права о государственной тайне
К основным источникам права о государственной тайне относятся:

1. Конституция РФ (п.4 ст.29);

2. закон РФ от 21.07.1993 г. "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями от 6.10.1997 г.);

3. отдельные нормы законов - УК РФ (ст.275, 276, 283, 284), УПК РСФСР (ст.18, 167), ГПК РСФСР (ст.9, 114, 115, 119, 239.4), Таможенный кодекс РФ (ст.16, 338), ФКЗ от 17.12.1997г. «О Правительстве РФ» (ст.23 Основы законодательства РФ от 7.07.1993 г. "Об Архивном фонде РФ и архивах" (ст.20), ФЗ от 3.04.1995 г. "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" (ст.7, 9, 11, 12, 13, 17, 19), ФЗ от 17.12.1994 г. "О федеральной фельдъегерской связи" (ст.4, 7), ФЗ от 12.08.1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 12, 17), ФЗ от 10.01.1996 г. "О внешней разведке" (ст.6, 24), ФЗ от 15.08.1996 г. "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" (ст.15, 17, 38), ФЗ от 13.12.1996 г. "Об оружии" (ст. 12, 31) и др.;

4. подзаконные нормативные правовые акты - Указы Президента РФ № 61 от 24.01.1998 г. "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне", № 71 от 20.01.1996 г. "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны", Постановления Правительства РФ № 483 от 30.04.1998 г. (о структуре федеральных органов исполнительной власти), № 9 от 05.01.1992 г. «О создании Гостехкомиссии при Президенте РФ», № 334 от 03.04.1995 г. «О мерах по соблюдению законности в области разработки производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления "услуг в области шифрования информации», № 170 от 20.02.1995 г. "Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР, № 608 от 26.06.1995 г. "О сертификации средств защиты информации", № 333 от

15.04.1995 г. "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" (с изм. № 509 от 23.04.1996 г., № 513 от 30.04.1997 г.), № 1050 от 28.10.1995 г. "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне", № 1161 от 14.10.1994 г. "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне", № 973 от 02.08.1997 г. о положении о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам", № 870 от 4.09.1995 г. "Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным, степеням секретности" и др.;

5. судебная практика - Постановления Конституционного суда РФ № 17-П от 20.12.1995 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «А» ст.64 УК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А.Смирнова»; № 8-П от
3.2. Объект права на государственную тайну
Объектом правоотношений здесь выступает право на государственную тайну.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Сведения могут считаться государственной тайной (могут быть засекречены), если они отвечают следующим требованиям:

соответствуют перечню сведений, составляющих государственную тайну, перечню сведений, не подлежащих засекречиванию, и законодательству РФ о государственной тайне (принцип законности);

- целесообразность засекречивания конкретных сведений установлена путем экспертной оценки вероятных экономических и иных последствий, возможности нанесения ущерба безопасности РФ, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и личности (принцип обоснованности);

- ограничения на распространение этих сведений и на доступ к ним установлены с момента их получения (разработки) или заблаговременно (принцип своевременности);

- компетентные органы и их должностные лица приняли в отношении конкретных сведений решение об отнесении их к государственной тайне и засекречивании и установили в отношении их соответствующий режим правовой охраны и защиты (принцип обязательной защиты).

В соответствии с п.4 ст. 29 Конституции РФ "перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом".

К сожалению, эту конституционную формулировку нельзя признать удачной, так как по своему содержанию перечень сведений, составляющих государственную тайну, сам по себе является информацией с ограниченным доступом. Для уточнения этой конституционной нормы и, выполняя решение Конституционного суда РФ, законодатель был вынужден ввести промежуточное понятие - «перечень сведений, составляющих государственную тайну»- совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

В статье 5 Закона РФ «О государственной тайне» приведен такой перечень. В соответствии с ним государственную тайну могут составлять:

1. Сведения в военной области

- содержание стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, их боевая и мобилизационная готовность, создание и использование мобилизационных ресурсов;

- планы строительства Вооруженных Сил и других войск РФ, направления развития вооружения и военной техники, содержание и результаты выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

- разработка, технология, производство, объемы производства, хранение, утилизация ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, технические средства и (или) методы защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также ядерные энергетические и специальные физические установках оборонного значения;

- тактико-технические характеристики и возможности боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойства, рецептуры или технологии производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

- дислокация, назначение, степень готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектирование, строительство и эксплуатация, а также отвод земель, недр и акваторий для этих объектов;

- дислокация, действительные наименования, организационная структура, вооружение, численность войск и состояние их боевого обеспечения, а также военно-политическая и (или) оперативная обстановка;

2. Сведения в области экономики, науки и техники

- о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники., об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

- о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в РФ в целях обеспечения безопасности государства;

- об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях заказанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

- об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых РФ;

3. Сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

- о финансовой политике в отношении иностранных

государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности

- о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

- об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

- о методах и средствах защиты секретной информации;

- об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

- о защите государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

- о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ;

- о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Исходя из конституционных прав и законных интересов граждан и общества, Закон устанавливает изъятия из этого перечня.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию следующие сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

- о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям;

- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

- о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.


3.3. Субъекты права на государственную тайну
К основным субъектам правоотношений в этой сфере относятся государство (в лице уполномоченных органов государственной власти их должностных лиц, органов защиты государственной тайны) и предприятия, учреждения, организации, а также граждане, допущенные к гостайне.

1. Уполномоченные органы государственной власти и их должностные лица, имеющие полномочия по отнесению сведений к государственной тайне - руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (в соответствии с Перечнем должностных лиц, утверждаемым Президентом РФ).

К таким должностным лицам в соответствии с Распоряжением Президента РФ № 226-рп от 30.05.1997 г. с учетом действующей структуры федеральных органов государственной власти отнесены 23 руководителя:

- Министр РФ по атомной энергии;

-Министр внешних экономических связей и торговли РФ;

-Министр внутренних дел РФ;

-Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

-Министр иностранных дел РФ;

-Министр науки и технологий РФ;

-Министр общего и профессионального образования РФ;

-Министр обороны РФ;

-Министр финансов РФ;

-Министр экономики РФ;

-Председатель Госкомсвязи России;

-Председатель Госстандарта России;

-Председатель ФПС России;

-Директор ФСБ России;

-Директор СВР России;

-Руководитель Роскартографии;

-Директор ФСНП России;

-Руководитель ФСО России;

-Генеральный директор РКА;

-Председатель ФСТЭК России;

-Председатель Банка России.

2. Органы защиты государственной тайны, к которым относятся:

а) органы федеральной исполнительной власти и их органы на местах (ФСБ, МО, СВР, ФСТЭК РФ):

- Федеральная служба безопасности - обеспечивает контрразведывательную деятельность, как составную часть мер по сохранности государственной тайны; участвует в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществляет контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих гостайну в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; осуществляет меры по допуску граждан к сведениям, составляющим гостайну;

- Министерство обороны РФ - определяет степень защиты сведений, составляющих гостайну, при размещении заказов на проведение научных исследований, производство вооружения и военной техники. Требования Минобороны устанавливаются на основании договоров (контрактов) с производителями (исполнителями);

ФСТЭК РФ - формирует общую стратегию защиты информации от иностранных технических разведок и ее утечки по техническим каналам связи на территории страны; осуществляет проверки организации защиты информации в государственных органах, на предприятиях, в организациях (за исключением систем ФСБ); осуществляет радиоконтроль за отечественными радиолиниями, доступными для иностранных радиоразведок;

- Служба внешней разведки РФ - обеспечивает безопасность учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим гостайну;

б) структурные подразделения по защите государственной тайны в органах государственной власти, предприятиях, учреждениях;

в) Межведомственная комиссия по защите государственной тайны - коллегиальный орган, координирующий деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.

3. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну на законных основаниях (в соответствии с полномочиями либо на договорной основе).

4. Физические лица - граждане РФ, взявшие на себя добровольные обязательства (по договору) или обязанные по своему статусу (в силу исполнения служебных полномочий) не разглашать сведения, составляющие государственную тайну.

К последним относятся: члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы Федерального Собрания РФ, судьи (на период исполнения ими депутатских полномочий), адвокаты (участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным с государственной тайной). Эти лица имеют допуск к государственной тайне по должности (по статусу).
3.4. Правовая охрана и защита прав на государственную тайну.
Правовая охрана прав наступает с момента отнесения конкретных сведений к государственной тайне и действует в течение всего периода их засекречивания.

Государство в отношении сведений, составляющих государственную тайну, имеет следующие основные права:

1. Устанавливать степень секретности информации и грифа секретности носителей этих сведений в соответствии со степенью тяжести и возможного ущерба в случае их распространения:

- особой важности - ущерб интересам РФ;

- совершенно секретно - ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики;

- секретно - ущерб интересам предприятия, учреждения или организации.

2. Рассекречивать сведения, составляющие государственную тайну. Основаниями для рассекречивания сведения являются:

- взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, нецелесообразна;

- истечение установленного срока засекречивания (не более 30 лет, а в исключительных случаях - срок установлен по заключению МВК по защите государственной тайны).

3. Разрешать допуск (прекращать допуск) граждан (в т.ч. должностных лиц), предприятий, учреждений и организаций к государственной тайне с ограничением их прав и законных интересов в установленном законом порядке.

В отношении должностных лиц и граждан (кроме лиц, допущенных к государственной тайне по статусу) по их добровольному согласию перед их доступом к государственной тайне проводится обязательная процедура допуска к государственной тайне, которая предусматривает:

- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

- согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с законом;

- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

- определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных Законом;

- ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

- принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. Руководитель органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации может отказать конкретному должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне с учетом результатов проверочных мероприятий. Отказ может быть обжалован в вышестоящий орган или суд.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

- наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации;

- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

- выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

- уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Должностным лицам и гражданам, имеющим допуск к государственной тайне, допуск может быть прекращен при возникновении вышеназванных оснований, а также при расторжении с ним трудового договора в связи с проведением организационных штатных мероприятий, либо однократном нарушении им взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны. При этом прекращение допуска не освобождает его от ранее взятых обязательств по неразглашению.

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничении могут касаться:

- права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется на основе получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензирование предусматривает в т.ч. специальную экспертизу этого предприятия, учреждения, организации и государственную аттестацию их руководителей.

4. Ограничивать право собственности российских предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию (на ее распространение) в связи с ее засекречиванием. Материальный ущерб государство возмещает собственнику информации на основе договора.

5. Распоряжаться сведениями, составляющими государственную тайну (передавать другим государственным органам РФ, предприятиям, учреждениями, организациям, а также другим государствам).

6. Требовать защиты государственной тайны от органов государственной власти, предприятий, учреждений или организаций, их должностных лиц и граждан РФ в режиме, установленном уполномоченными государственными органами в соответствии с законом, в течение всего срока ее правовой охраны.

7. Требовать обязательной сертификации средств защиты информации на соответствие требованиям защиты сведений, соответствующей степени секретности (проводят ФСТЭК РФ, ФСБ, МО РФ).

8. Требовать привлечения лиц, виновных в нарушении закона, к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Наряду с правами, государство и его органы, их должностные лица обязаны строго соблюдать установленные законом порядок и ограничения под страхом наступления ответственности (уголовная, административная или дисциплинарная ответственность за неправомерное засекречивание сведений, не подлежащих засекречиванию - ст.7; административная, дисциплинарная ответственность за уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса о рассекречивании сведений по существу - ст.15, персональная ответственность руководителей - 9, 16, 25). При этом предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам предоставляется право обжаловать в административном или судебном порядке действия государственных органов и их должностных лиц, если они сочтут такие действия неправомерными (ст.7, 10, 22, 23, 26 Закона РФ "О государственной тайне").

Защита прав государства в отношении сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в юрисдикционной форме - в судебном порядке (по общему правилу) или административном порядке (в указанных законом случаях). Так Закон «Об основах государственной службы в РФ» предусматривает возможность увольнения госслужащего при однократном нарушении им своих обязанностей по защите гостайны.

В тоже время в действующем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях нет ни одной статьи, прямо устанавливающей ответственность за правонарушения в этой сфере. Поэтому в новом проекте Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо учесть следующие составы правонарушений:

- осуществление деятельности, связанной с использование сведений, составляющих государственную тайну, а также с разработкой специальных технических средств,

предназначенных для негласного получения информации;

- невыполнение представлений и предписаний органов, осуществляющих контроль за обеспечением защиты государственной тайны, воспрепятствование деятельности этих органов;

нарушение правил обращения со сведениями, составляющими государственную тайну.

В судебном порядке декларируется в Законе возможность наступления гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, но реально может наступить при рассмотрении дела в судебном порядке только уголовная ответственность.

Уголовная ответственность устанавливается за преступления, связанные с государственной тайной, в ст.275, 276, 283, 284 УК РФ. К таким преступлениям относятся государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны, утрата документов, содержащих государственную тайну.

Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ, наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет с конфискацией имущества или без таковой.

При этом лицо, совершившее преступления (государственная измена и шпионаж), освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Шпионаж - передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству,, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства - наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Разглашение государственной тайны -разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.



То же деяние, повлекшее тяжкие последствия (переход сведений в руки иностранных разведок, срыв важных государственных мероприятий, передислокация режимного объекта и т.п.), - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Утрата документов, содержащих государственную тайну -нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Из состава преступления в двух последних случаях следует исключить правонарушения в отношении сведений с грифом «секретно», т.к. в этих случаях вполне можно ограничиться административной ответственностью.
скачать


Смотрите также:
Целями защиты информации с ограниченным доступом при этом заявляются
214.67kb.
Лекция 19-09-08 Орг обеспечение иб тема Допуск и доступ к конфиденциальной информации и документам
142.62kb.
Организационные меры защиты информации в ас
156.11kb.
Защита информации и информационная безопасность
293.69kb.
4. организационные меры защиты информации в ас организационная структура, основные функции службы компьютерной безопасности
156.12kb.
Семинар №1 по истории защиты информации Какие примеры достоверных данных о тайнописи в древности вы можете привести?
100.17kb.
Лекция 30. 11. 09 Оу сзи рекомендации по определению мер инженерно-технической защиты информации
272.85kb.
Лекция 23-11-09 оу сзи методическое обеспечение инженерно-технической защиты информации
214.69kb.
Лекция 23-11-09 оу сзи методическое обеспечение инженерно-технической защиты информации
214.69kb.
Защиты информации в ведущих зарубежных странах» (о/о) по специальности 075300 «Организация и технология защиты информации»
29.24kb.
Современные методы защиты информации
285.72kb.
Средства защиты информации
380.74kb.