Главная стр 1
скачать
Черкасова Ж.П., преподаватель

ГБОУ СПО «Черемховский педагогический колледж»
духовно-нравственное образование молодежи в условиях территориального сообщества: проблемы и перспективы
Актуальность рассматриваемой проблематики определяется, во-первых, той острой необходимостью кардинального улучшения духовно-нравственной составляющей всей системы российского образования, о которой было заявлено Президентом РФ еще в июле 2009 г. Практика жизни убедительно показывает, что общество, лишенное духовно-нравственных идеалов, осознанных разумом и принятых сердцем, исторически обречено. Фундаментальной основой таких идеалов и ценностей для России могут быть только вечные истины, выработанные человечеством и сохраняемые в культуре, традициях и истории народов. Во-вторых, потребностью целенаправленной подготовки молодых людей к созидательному труду и общественной деятельности, формирование и развитие духовно-нравственной, духовно-познавательной активной личности. В-третьих, осознанием необходимости углубленного изучения религии как основы культуры, нравственности и духовности личности. Именно поэтому апробирован экспериментальный религиоведческий курс «Основы религиозных культур и светской этики», имеющий комплексный характер и представляющий пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику. За два года в стране более 250 тысяч учеников изучали этот предмет в соответствии с выбором родителей.

Успешный эксперимент привел к тому, что с 1 сентября 2012 г. во всех российских школах в учебном плане появится новый курс ОРКСЭ. В то же время повсеместное его преподавание в общеобразовательной школе несет с собой необходимость подготовки педагогических кадров, способных решать труднейшие культурологические, этические, правовые, психологические, дидактические и воспитательные проблемы, связанные с данным курсом.

Одним из подводных камней на пути реализации данного курса может стать личность педагога, преподающего ОРКСЭ. Он должен осознавать огромную ответственность за свои действия. Очень многие задают вопрос: где найти квалифицированных учителей для этого дела. В большинстве школ преподавание этого курса возложили на плечи в основном на учителей истории, обществознания, других гуманитарных предметов.

Мы хотим поделиться накопленным опытом по подготовке и переподготовке педагогических кадров, поскольку ключевые направления моделирования духовно-нравственного образования – это, прежде всего, решение стратегических задач. В ряде моментов они сочетаются с функциями: обеспечение нормативно-правовой базой; обновление содержания образования, ориентация на гибкую и динамичную сферу образовательных услуг; структурное преобразование в соответствии с потребностями социума; создание комплексов в рамках непрерывного образования; реализация социального партнерства; укрепление и развитие материально-технической базы.

Подготовка кадров по религиоведению в колледже осуществляется с 2005г. Студенты, будущие учителя начальных классов, колледжа готовы к обучению детей по этому курсу, т.к. они получают диплом по дополнительной подготовке по специальности Религиоведение. В этом году они обучаются по откорректированной программе в соответствии с ФГОС нового поколения по специальности Преподавание в начальных классах, разработанной на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г., Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г., Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р об апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. приказом Минобразования  от 06.10.09 № 373), Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Студенты после изучения данного модуля, во-первых, приобретают знания об основах православной, мусульманской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур и светской этики; о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; о способах нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития; о воспитательных возможностях урока ОРКСЭ в школе; об основах методики преподавания ОРКСЭ и др.; во-вторых, приобретают практический опыт исследовательской и проектной деятельности по ОРКСЭ, определения цели и задач, планирования и проведения уроков по данной дисциплине, ведения учебной документации, определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы по ОРКСЭ, определения целей и задач работы с семьей по религиоведческому образованию, анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) по ОРКСЭ, оформления портфолио педагогических достижений, презентации педагогических разработок по ОРКСЭ в виде отчетов, рефератов, выступлений.

В профессиональном модуле на изучение ОРКСЭ отведено 100 часов, из которых по 15 часов предусмотрено на изучение содержательных аспектов каждого из 6 модулей. Кроме того, профессиональный модуль учитывает 8 часов на создание и презентацию индивидуального творческого проекта студента, которые, накапливаясь, образуют информационный банк. В настоящее время в нем находятся такие студенческие проекты как: «Притчи о вечном, духовном, нравственном», «Интервью о БОГЕ или с БОГОМ», «Галерея православных (мусульманских) образов», «Иллюстрация Библии (Корана)», «Символы православия (ислама)», «Экскурсия в православный храм (мечеть)», «Мое православие», «Моя малая родина – город Черемхово», «Памятники религиозной культуры в моем городе», «Герои России – Валентина Терешкова», «Герои России – Чилингаров Артур Николаевич», «Памятник религиозной культуры в С.Голуметь», «Мое отношение к исламу», «Герой России – Евгений Родионов» и др.

Много самостоятельных и исследовательских работ выполнено студентами и преподавателем с помощью информационных технологий, которые, по нашему мнению, позволяют решить проблему комплексности средств обучения на уроках ОРКСЭ. Чередование видов деятельности, способов подачи информации (видеосюжеты, например, «В Афонском монастыре», анимированные карты (например, «Распространение ислама в мире», схемы (например, «Классификация религий», мультипликация (например, «Маленький Будда», музыка) позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности студентов на уроке, снижает их утомляемость. А использование презентаций делает уроки ОРКСЭ более яркими, запоминающимися, способствует развитию информационной компетенции как студентов, так и самого преподавателя.

После изучения ОРКСЭ в рамках профессионального модуля накоплен большой банк презентаций и электронных книг: 30 презентаций преподавателя, 62 проекта – презентации студентов, более 10 звуковых лекций, более 20 электронных книг религиоведческой направленности, более 10 видеофильмов.

Качественную подготовку по изучению дисциплины ОРКСЭ помогают осуществить учебно-методические комплекты, учебники, пособия, составленные педагогами колледжа и отрецензированные экспертами высшей школы. Стоит отметить сборник нормативно-правовой и методической базы для организации процесса обучения курса «Основы религиозной культуры и светской этики». В пособии систематизирован нормативный, учебный, учебно-методический материал для организации и проведения занятий теоретического и практического характера. В основу данного сборника положены адаптированные учебно-методические материалы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования для обучения тренеров-преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также опыт по духовно-нравственному воспитанию учреждений образования Тамбовской области.

Другое научнометодическое пособие «Духовная безопасность России» посвящено актуальным теоретикометодологическим и практическим проблемам духовной безопасности в России. Студенты, пользуясь данным пособием, рассматривают (преимущественно исходя из социологических и политологических позиций) теоретические и практические вопросы духовной безопасности, уточняют специфику духовности, анализируют состояния веры, религиозности, иных универсалий, категорий и понятий, связанных с духовной безопасностью. Пособие имеет внешнюю рецензию Иркутского государственного университета.

В методической копилке преподавателя также имеются хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием модуля; документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира); религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества).

В колледже после изучения данного курса проводилось анкетирование студентов с целью выявления знаниевых пробелов, удовлетворенности обучающихся от изучения ОРКСЭ, степени готовности будущих учителей к ведению данного предмета в школе. В исследовании принимали участие 44 студента, получающих дополнительную подготовку по Религиоведению. Им было задано несколько вопросов:

1. Перечислите модули ОРКСЭ:

А) правильно: 89%

Б) не верно сформулировали: 0

В) не все модули назвали: 11%

2. Объясните слова:

2.1. Библия

А) правильно:68%

Б) не верно: 32 %

2.2. Завет

А) правильно: 58%

Б) не верно: 42 %

2.3. Ислам

А) правильно: 84%

Б) не верно: 16%

2.4. Хиджаб

А) правильно: 79%

Б) не верно: 21%

2.5. Хадж

А) правильно: 68%

Б) не верно:32%

2.6. Коран

А) правильно:68%

Б) не верно:32%

3. В каком классе будет преподаваться ОРКСЭ

А) правильно:100%

Б) не верно

4. Сколько всего отводится на изучение ОРКСЭ часов

А) правильно:79%

Б) не верно:21%

5. Перечислите по 3 православных и

А) правильно:100%

Б) не верно

3 исламских праздника

А) правильно:53%

Б) не верно47%

6. С какой религией себя соотносите

А) православием:90%

Б) исламом: 5%

В) буддизмом

Г) иудаизмом

Д) другими: 5%

7. Какой модуль при изучении у вас вызвал наибольший интерес?

А) православием: 16

Б) исламом: 63%

В) буддизмо:16%

Г) иудаизмом:5%

Д) другими

8. Нужен ли курс в школе

А) да- 100%

Б) нет

10. На сколько % вы готовы к ведению к ОРКСЭ в общеобразовательной школе?



А) от 100 до 80%: 16%

Б) от 79 до 50%: 68%

В) от 49 до30%: 9%

Г) менее 29%: 5%


Самая главная стратегическая задача в развитии кадрового потенциала - совершенствование кадровой подготовки, укрепление и развитие связей с высшей школой, с управлением муниципального образования города и района в рамках непрерывного образования.

Мы считаем, что модельное конструирование по духовно-нравственному образованию должно быть рассчитано на отдаленные и скрытие социальные и социально-экономические эффекты.

Модель педагогического колледжа как социо – культурного центра единого образовательного пространства территории является средой подготовки специалистов, из числа которых формируется работники местных, поселковых, районных школ. Дополнение знаний предметной подготовки дисциплинами религиоведческого направления, расширяет сферу подготовки специалистов, их ориентацию на духовно-нравственную деятельность в социуме.

Подготовка кадров по разработанной нами модели осуществляется с 2005 года. В этой модели активно используется образовательный капитал Иркутского государственного университета для становления религиоведческого образования. На этом пути мы видим эффективной модель, естественными границами которой становится конкретная историко-культурная общность с муниципальными сообществами, а центром – творческое сотрудничество «колледж».

В нашем представлении миссия колледжа состоит в трансформации религиоведческого образования для обеспечения муниципальных территорий необходимыми кадрами через тесное сотрудничество с ИГУ по фундаментальной подготовке в условиях непрерывного образования с сокращенным сроком обучения .

Полагаем, обеспечение муниципальных территорий кадрами будет осуществляться по направлениям:

1. Реализация единства образовательных процессов на основе интеграции интеллектуального потенциала.

2. Ведение маркетинговых исследований в сфере духовно-нравственного состояния на территории.

3. Разработка духовно-нравственной модели образовательного процесса, обеспечивающей формирование личности на основе гуманитарного знания, способной ориентироваться в нестандартных ситуациях, используя религиоведческое знание.

4. Создание системы непрерывного образования «ДОУ-школа- колледж-вуз»; факультетов и отделений повышения квалификации и переподготовки кадров; получения второго высшего образования.

5. Разработка междисциплинарных программ, принципиально новых учебных курсов религиоведческой направленности с реализацией на базе университета или с использованием университетского научного потенциала.

6. Решение задач духовно-нравственного развития территорий через подготовку кадров для организации центров духовного возрождения, патриотического воспитания, историко-культурного наследия.

7.Формирование территориальных центров духовно-просветительского воспитания.

Это позволяет создать целостную структуру, обеспечить преемственность образовательных действий на различных уровнях и разрешить проблемы подготовки специалистов, востребованных социокультурной средой. Примером такой структуры является наше взаимодействие с сельской школой Новгоромово.

В рамках экспериментальной деятельности и договора о социальном партнерстве ОРКСЭ как факультативный курс реализовывался и в 4-ом классе. С самого начала ключевым моментом введения нового предмета было право выбора модуля для изучения (одного из шести). С этой целью для родителей сельской школы были подготовлены памятки-разъяснения об общих особенностях ОРКСЭ и отличительных чертах модулей. Работа шла в тесном сотрудничестве с классным руководителем, который организовал родительское собрание по данной проблематике. В итоге, все родители (15 учеников) выбрали модуль «Основы светской этики».

Почему именно этот модуль привлек родителей более всего. Во-первых, следует учесть, что большинство из них ничего или почти ничего о религии, в том числе и той, которая стала основой культуры нашей страны, не знают. Во-вторых, многих родителей (детей СССР) привлекает само слово «светская», по-видимому они привыкли, что религия – «опиум для народа», а «мы живем в светском государстве». В-третьих, родители, скорее всего, посчитали, что этот блок более доступен восприятию детей. Кроме того, для сельской школы с классами с небольшим количеством детей «Основы светской этики» явились неким компромиссом при нехватке отученных в высшей школе педагогических кадров.

Выбирая модуль, родители не учли, что все темы модуля «Основы светской этики» связаны с такими понятиями как «Мораль», «Нравственность», «Этика», «Культура», «Гражданственность», «Патриотизм» и т.п. - сложнейшими категориями, которые требуют философского, методологического, психолого-педагогического и методического осмысления.

Решая эти задачи, при изучении светской этики в 4-ом классе мы использовали разнообразный арсенал форм, методов, средств, приемов учебной деятельности. При этом особое место занимала работа в группах, которая, по нашему мнению, позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создать эффект включенности в общую работу класса.

Формы, методы и приемы учебной работы на занятиях по изучению светской этики должны быть разнообразны. Мы можем привести фрагменты уроков, которые вызвали живой интерес у школьников: «Терминологический бег», инсценировка «В магазине» (дети «показывали» вежливого и «невежливого» покупателя»), работа с текстом сказки (притчей) В.А.Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе», рисование в мандале (круге), составление памяток «Нравственный человек – это», «Семья – это..» ; придумывали на каждую букву слова «добро» слова, обозначающие положительные качества характера человека (д – дружелюбный; о – отзывчивый; б – бережливый; р – рассудительный; о – откровенный); выбирали из предложенных сказок ту, где отрицательный персонаж совершает добрый поступок и т.п.

Ученики с удовольствием составляли небольшие творческие проекты: например, при изучении темы «Ценности семьи» из заготовок сердцевинки и лепестков цветка составляли образ своей семьи, подписывая лепестки именами членов семьи (из цветков формировалась полянка класса на доске); на заранее заготовленных листах в круге дети рисовали семью, используя ассоциации, символы, знаки, числа, буквы; обращаясь к моделям дерева, изображали на нем себя, свою семью, ценности, традиции.

Оживление в классе вызывал прием по представлению и составлению Галереи образов («Герои России», «Богатыри в Отечественной культуре», «Дети Саласпилса», «Символы России» и др.), оформленную в виде презентации, подготовленной с использованием программы Power Point.

Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам духовной культуры, позволил максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. При создании презентаций, мы придерживались ключевого принципа репрезентативности: рассматриваемые сюжеты и образы выражали основные идеологические, этические, эстетические доминанты изучаемой светской культуры. При этом мы старались, чтобы мультимедийная презентация к уроку не была перегружена материалом, быть максимально иллюстративной, разнообразной по форме и содержанию.

Неотъемлемым компонентом уроков по изучению светской этики в сельской школе являлись рефлексия и домашнее задание. Практически каждый урок ученики заканчивали фразами:

Сегодня на уроке я «узнал, что …»

Сегодня на уроке я хорошо «запомнил, что…

Сегодня на уроке «мне понравилось…»

Сегодня на уроке «мне не понравилось…»

После урока чувствовал себя…

Домашние задания носили творческий, поисковый или проблемный характер: например, написать сочинение-эссе на тему «С чего начинается Родина?»; вместе с родителями нарисовать герб своей семьи или заполнить родовое дерево (по выбору); сочинить стихотворение о человеке-патриоте (труженике), нарисовать защитника Отечества; написать рассказ о защитнике Отечества в твоей семье или подготовить презентацию и т.д.


Наблюдения за четвероклассниками показали, что новый предмет вызывает интерес у учащихся, нравится им. Это доказывает промежуточное анкетирование. Учащиеся ответили на вопросы:

1. Какой модуль из курса «Основы религиозных культур и светской этики» ты изучаешь?

А) основы православной культуры

Б) основы светской этики – 100%

В) основы мировых религиозных культур

Г) основы исламской культуры

2. У тебя есть учебное пособие по выбранному модулю?

А) да


Б) нет – 100%

В) другой ответ:

3. Понятны ли тебе объяснения учителя?

А) да, всё понятно - 86%

Б) не всё понятно – 14%

В) ничего не понятно

Г) другой ответ:

4. Нравиться ли тебе новый предмет?

А) да, очень интересно – 83%

Б) не очень интересно – 7%

В) не интересно

5. Что тебе понравилось на уроках по новому курсу?

А) беседы о хороших и плохих поступках детей – 56%

Б) изучение праздников и традиций – 23%

В) беседы о нравственных качествах человека (доброта, ответственность и т.д.) – 19%

Г) знакомство с памятниками культуры (картины, священные книги, здания и т.д.)

Д) работа на компьютере

Е) игры и театральные инсценировки – 2%

Ж) другое

6. Если тебе не было интересно на уроках по новому курсу, то почему?

А) не понятно, много незнакомых слов -67%

Б) на уроках было скучно

В) я многое уже знал (а) – 33%

7. Обсуждаешь ли ты с родителями, бабушками, дедушками изученные на уроках темы по новому курсу?

А) да, всегда – 65%

Б) иногда- 35%

В) нет

8. Хотел бы ты продолжить изучать этот курс?



А) да – 83%

Б) нет – 17%

В) не знаю

9. Хочешь ли ты в дальнейшем поменять модуль курса?

А) да – 21%

Б) нет – 56%

В) не знаю – 23%

Введение комплексного учебного курса нашло поддержку у большинства родителей обучающихся. Это доказывает анкетирование родителей, которые отмечают, что содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой (34%), влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий (23%), расширять кругозор детей (14%), духовное и культурное развитие детей (12%), формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям (7%).

В целом от 83% родителей считают, что курс детям нравится.

Вместе с тем, родители отмечают риски, связанные с введением курса: они боятся дополнительной нагрузки на школьников (45%), принудительного навязывание веры, религии (23%), формирования формального отношения к религии, вере (14%).

Работа по апробации курса ОРКСЭ в педагогическом колледже и сельской школе выявила проблемы:

- Материал в существующих учебных пособиях сложен, объемен. Необходима адаптация их содержания с учетом возрастных особенностей обучающихся. Необходимо значительную часть времени на уроках тратить на разъяснение сложных для понимания учащимися терминов, т.к. многие тексты уроков трудны для восприятия школьников, перегружены терминами и понятиями.

- Учебно-методический комплект по курсу ОРКСЭ является недостаточным, необходимо дополнительное методическое сопровождение курса: методические рекомендации и поурочное планирование, дополнительный дидактический материал, рабочие тетради, хрестоматийное сопровождение, словари. В сельской школе не хватает учебников.

- В сельской школе недостаточно индивидуальных рабочих мест за компьютерами, дети вынуждены работать группой, что усложняет ведение контроля над выполнением заданий каждым учеником.

- Недостаточно печатных пособий, иллюстративных материалов, картографических материалов;

- Отсутствие постоянного мультимедийного оборудования в сельской школе;

Несмотря на перечисленные проблемы, нельзя не отметить, что новый предмет создает условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе и студентов в колледже. Курс помогает и ученикам и студентам стать образованными, толерантными людьми, развивает их творческие способности.

Мы считаем, что если мы научим детей и студентов любить свою Родину, уважать своих родителей, ценить и уважительно относится к тем, кто находится рядом, то это верный путь к тому, чтобы человек стал жить чище, светлее, а это, в свою очередь, даст человеку возможность задуматься и о жизни вечной, и о Боге, и открыть для себя те истины вечные, которые нужны. Поэтому мы считаем, что у этого предмета есть будущее, и нам есть, над чем поработать, и к этому совместному взаимодействию мы всех призываем.

С учетом профессионального уровня педагогического сообщества территории можно выстроить новую систему повышения квалификации и переподготовки кадров в логике устойчивого развития территории. С 2001 года на базе колледжа в рамках развития социального партнерства создан центр по курсовой подготовке и переподготовке работников педагогических профиля и других социальных сфер. Основное назначение этого центра – соответствовать требованиям современной экономики и актуальным задачам, определенным модернизацией российского образования и президентской инициативой «Наша новая школа».

Историческое соседство города Черемхово с сельскими районами (Заларинским, Аларским, Нукутским, Зиминским) предопределило участие колледжа в социальной политике, подготовке кадров не только для школ, но и для общественно-социальной сферы, системы управления. Примером тому могут быть активное сотрудничество по повышению квалификации по актуальным темам. Примером неравнодушного отношения к развитию кадрового потенциала может служить Заларинский район, его отдел образования, во главе с Ковальчуком Дмитрием Петровичем, который заинтересован в повышении профессионального мастерства педагогических кадров, особенно в области духовно-нравственного воспитания. В 2010 году на этой территории более 170 работников дошкольных учреждений и общеобразовательных школ прошли переподготовку по проблеме «Инновационная деятельность в образовании: духовно-нравственный аспект».



Анализ изменений культурно-духовной сферы, обозначенных муниципальных образований, позволил выстроить модель структуры деятельности колледжа по воспроизводству кадрового потенциала этих территорий.
скачать


Смотрите также:
Черкасова Ж. П., преподаватель
155.56kb.
Черкасова Ж. П
110.16kb.
Лекции №4 и №5 Преподаватель
23.26kb.
Конкурса «Преподаватель года 2012»
23.51kb.
Арийская империя. Гибель и возрождение
10903.2kb.
Ж. П. Черкасова
181.36kb.
Моу «Погорельская сош» имени Героя Советского Союза Н. И. Черкасова
5694.7kb.
Черкасова Ж. П
81.49kb.
Моу «Гимназия №5» Конференция «баму 30 лет» Паспорт проектной работы «Памятники бама»
21.11kb.
Организации образовательного процесса с учетом внеурочной деятельности
1684.93kb.
Савицкая Ольга Владимировна Преподаватель спецдисциплин по профессии «Повар, кондитер» огоу нпо пу №58, п. Юрты план-конспект
102.52kb.
Публичный доклад руководителя Аверьяновой Ирины Анатольевны Общая характеристика дошкольного образовательного учреждения
75.08kb.