Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать
Муниципальное общеобразовательное

учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11

Новоургальского городского поселения

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

Информатика


«Программирование на языке TURBO PASCAL
(Учебник для начинающих)»

Выполнила: Варламова Кристина

ученица 11 «в» класса

Проверила: Касприк Елена Анатольевна

учитель информатики

п. Новый Ургал

2007 г.




Содержание
1. Введение 3

2. Основные этапы проектирования программ 5

3. Тема: Числовые типы данных. Выражения.

Стандартные функции. Решение задач линейной структуры

3.1 Числовые типы 8

3.2 Выражения и операторы действий 10

3.3 Ввод и вывод данных 12

4.Тема: Логические выражения. Логический тип. Условный оператор. Оператор выбора. Программирование разветвляющихся алгоритмов

4.1 Логические выражения 13

4. 2Логический тип 13

4.3 Условный оператор 14

4.4 Оператор выбора 15

5.Тема: Циклические структуры. Программирование циклических алгоритмов

5.1 Циклы 18

5.2 Простой арифметический цикл (цикл с параметром) 18

5.3 Арифметический цикл с произвольным шагом 20

5.4 Итерационные циклы 20

5.5 Оператор цикла с постусловием 21

5.6 Оператор цикла с предусловием 22

6.Заключениее 25

7. Литература 26

8 Приложения 27

8.1 Приложение 1 Лабораторная работа №1 27

8.2 Приложение 2 Лабораторная работа №2 .32

8.3 Приложение 3 Лабораторная работа №3 38

ВВЕДЕНИЕ
Универсальные языки программирования создавались в разное время, в разных условиях и с разными целями. Однако все они представляют набор функциональных возможностей, определяющих их как универсальные языки. Этим объясняются различия и сходство всех универсальных языков. Различия заключаются в основном в наличии или отсутствии тех или иных возможностей, средств и в меньшей степени в их синтаксисе. Сходство определяется семантикой этих средств.

Можно изучать языки программирования независимо друг от друга, не обращая внимания на их общие черты. Однако приобретенные таким образом семантические знания, скорее всего, окажутся неполными, а может быть и неправильными, что зависит от выбранного языка и способностей человека. Альтернативный путь изучения языков – усвоение в первую очередь семантики с последующим (или параллельным) переложением семантических знаний на конкретные синтаксические формы тех или иных языков.

Цели обучения:


  • привить навыки изучения и использования языков программирования;

  • выработать умение разрабатывать и использовать программы для решения определенных типов задач.

Программист хранит в своей памяти сложные многоуровневые знания о понятиях и методах программирования. Часть их относится к общим для программирования понятиям, не связанным с конкретным языком программирования, назовем эти знания семантическими. Семантические знания состоят из знаний трех уровней:

нижнего, включающего данные о семантике языков программирования, например, назначение оператора присваивания, структура массива, типы данных;

среднего, включающего методы организации и обработки информации, например, алгоритмы суммирования массива, поиска большего из двух значений, двоичного поиска, использования стека для организации рекурсии, методы сортировки и поиска;

высшего, включающего общие методы в прикладных областях, таких, как статистический анализ, информационные системы и др.



Синтаксические знания представляют собой вторую часть знаний и включают, например, правила записи цикла, условного оператора и оператора присваивания, правильные наборы символов или имена библиотечных функций. Эти знания точнее, подробнее и относительнее семантических знаний.

Как осуществляется программирование, какие процессы происходят при этом? Решение любой задачи состоит из четырех этапов:



  1. осознание задачи, когда решающий определяет, что дано и какова цель;

  2. разработка плана, в котором раскрывается стратегия решения;

  3. выполнение плана, при котором план преобразуется в определенную последовательность действий;

  4. проверка правильности решения.

Эти этапы применительно к программированию называют соответственно постановкой задачи, проектированием, кодированием и тестированием.

Второй этап реализуется как пошаговое уточнение. Прежде всего, решение задачи представляется в виде планов через обобщенные понятия, такие как общие методы программирования, понятия алгебры, анализа и др. Общие планы развиваются от общих очертаний к более точным планам вплоть до генерации конкретных кодов, отражающих самые мелкие детали.

Когда сформировалась определенная внутренняя семантика, само составление программы (кодирование) становится относительно механической работой. Программа может быть составлена на любом знакомом программисту языке, допускающем необходимые семантические структуры.

Тестирование заключается в проверке соответствия внутренней семантики построенным синтаксическим структурам. Если при тестировании обнаружены ошибки, производится их исправление – отладка программы. Другим процессом, при котором производится изменение программы, является ее модификация. В обоих случаях перед изменением операторов программы необходимо понять программу, т.е. сформировать внутреннее семантическое представление.

Поскольку внутренняя семантическая структура программы формируется самим программистом, эти знания не скоро забываются и доступны для самых разных преобразований. Программист может относительно легко конвертировать данную программу на другой язык, разработать новое представление данных или объяснить программу другим.

Семантические знания необходимы на всех этапах разработки программы и играют главную роль. Синтаксические знания, приобретенные в основном благодаря механическому заучиванию, полностью ограничены языком.



2. Основные этапы проектирования программ

Проектирование и последующая поддержка программного обеспечения включает несколько этапов:



  1. разработка спецификации (specification);

  2. проектирование или конструирование программы (design);

  3. доказательство правильности проекта (verification);

  4. кодирование, т. е. описание программ на языке про­граммирования (coding);

  5. отладка и проверка правильности программ (debugging and testing);

  6. доработка и улучшение программ (refining);

  7. производство окончательного программного продукта (production);

  8. поддержка программного продукта в процессе его ис­пользования (maintenance).

Рассмотрим перечисленные этапы более подробно. На первом этапе детально анализируется основная цель разработки программы и составляется подробное описание всех действий, которые она должна выполнять. Такое содер­жательное описание называется спецификацией. При разра­ботке спецификации необходимо дать ответы на следующие вопросы:

  • какими должны быть входные данные;

  • какие данные являются корректными и какие ошибоч­ными;

  • кто будет использовать разработанное программное обеспечение и каким должен быть интерфейс (средство общения с пользователем);

  • какие ошибки необходимо выявлять и какие сообщения желательно выдавать пользователю при наличии оши­бок;

  • какие упрощения, предположения и допущения можно сделать по отношению к программам;

  • перечислить все особые ситуации, которые требуют до­полнительного учета и специального рассмотрения;

  • какими должны быть выходные данные;

  • какая документация по программам должна быть подго­товлена;

  • как развивать и улучшать программы в будущем.

На этапе проектирования необходимо построить структу­ру программы, выбрать или разработать все алгоритмы, ко­торые она будет реализовывать, решить все вопросы по орга­низации данных. Здесь эффективным подходом является раз­деление сложной исходной задачи на некоторые подзадачи.

В частности, общую схему любой программы можно (и даже полезно) представить в виде трех последовательных блоков, причем правильность этой схемы сомнений не вызывает:



Блок 1. Задание исходных данных.

Блок 2. Решение поставленной задачи.

Блок 3. Вывод полученных результатов.
Выделение первого блока полезно для того, чтобы в самом начале проектирования программы подумать о том, что представляют собой ее исходные данные, в каком виде они должны быть представлены во внешней среде и в программе. Если исходные данные при каждом запуске программы должны задаваться человеком, то следует позаботиться об удобстве пользователя. При вводе исходных данных нетрудно допустить ошибку, поэтому при проектировании программы следует продумать, как должна вести себя программа при вводе ошибочных данных, предусмотреть реакцию программы на ошибку.

Многое из того, что говорилось об исходных данных, относится и к окончательным результатам.

После разработки общей структуры программы необхо­димо выполнить следующие этапы:


  1. установить, какие библиотечные (ранее разработанные) средства можно использовать и какие новые процедуры необходимо разработать;

  2. разработать новые структуры данных и алгоритмы вы­полнения новых процедур;

  3. обосновать (доказать) правильность проекта. При до­казательстве правильности проекта в первую очередь не­обходимо проверить критические части алгоритмов, ка­кими являются циклы и условные переходы. Выявление ошибок на этом этапе позволяет существенно упростить последующие этапы кодирования и отладки программ;

  4. произвести кодирование, т. е. описание алгоритмов и данных с помощью инструкций выбранного языка про­граммирования. Многие рассматривают этот этап как главный в программировании, хотя в действительности он является относительно второстепенным;

  5. произвести отладку и проверку (тестирование) програм­мы, цель которых — устранение логических ошибок. Ос­новным инструментом здесь являются отладчики, кото­рые позволяют проверить программу в некоторых спе­циальных режимах ее выполнения (пошаговый режим).

В процессе выполнения этапов 1—5 накапливается опре­деленный опыт, который дает основание для усовершенство­вания программы (этап 6). В этом случае дорабатываются или изменяются некоторые алгоритмы и модули. Усовершен­ствование не должно приводить к повторению цикла разра­ботки с самого начала.

После завершения программного продукта он передается пользователям (этап 7).

Последующая поддержка программного обеспечения (этап 8) сводится к устранению возможных ошибок, выявлен­ных пользователями на этапе эксплуатации. Другая цель под­держки — постепенное улучшение (развитие и модификация) программного продукта.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Числовые типы данных. Выражения
581.63kb.
Лекция №13. § 12. Типы данных Введение
43.64kb.
Типы данных на Паскаль. Целочисленные типы данных
44.52kb.
Программа для поступающих на Направления подготовки бакалавров 230700 «Прикладная информатика»
53.18kb.
Работа с величинами. Ввод-вывод Выражения. Линейные алгоритмы
152.76kb.
Представление данных из таблицы в графическом виде
196.19kb.
Билет №17. Табличные базы данных (БД) основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в бд
31.72kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Базы данных»
12.53kb.
Практическая работа № «Создание базы данных»
18.04kb.
Типы данных Type Name
47.05kb.
Лабораторная работа №2, элементы теории. Система управления базами данных Access 2003 Создание взаимосвязанных таблиц. Типы данных, используемые в поле таблицы
60.7kb.
Практическая работа №6 «Обработка строковых данных»
89.5kb.