Главная стр 1
скачать




Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной:

- по телефону 8-909-267-26-98 или

- эл.почте o-a-a@mail.ru

Содержание


Введение 7

Глава 1. Общая характеристика организаций, осуществляющих банковскую деятельность 13

1.1. Понятие и сущность организаций осуществляющих банковскую деятельность 13

1.2. Государственно-правовой статус, система и организационная структура организаций осуществляющих банковскую деятельность 13

1.3. Взаимодействие банковских структур с другими финансовыми учреждениями и органами государственной власти, управления и надзора 13

Глава 2. Правовые основы современного государственного регулирования банковской деятельности 14

2.1. Понятие и правовая природа государственного регулирования банковской деятельности 14

2.2. Виды и специфика государственного регулирования банковской деятельности 14

2.3. Индивидуально-правовое регулирование в системе государственного регулирования банковской деятельности 14

Глава 3. Деятельность банковских организаций в условиях отдельных правовых режимов 16

3.1. Правовой режим лицензирования кредитных организаций
3.2. Правовой режим деятельности проблемных банков
3.3. Правовой режим банковской деятельности в чрезвычайных ситуациях и особых государственных состояниях 16

Заключение 17

Список использованных источников 29



Введение

Банковская система любой страны оказывает крайне важное воздействие на темпы, направленность и эффективность экономических преобразований, происходящих в стране. Значение банковского сектора в переходный период обусловлено той ролью, которую он играет в экономике страны в целом. Поэтому во всех странах мира неслучайно банковская деятельность находится под неослабным контролем государства.

Во всех современных странах банки объединены в системы. Для этого есть объективные основания. В отличие от других организаций, которые ведут свой бизнес, банки и другие кредитные организации привлекают денежные средства других лиц и размещают их, как правило, от своего имени и за свой счет. Получается, что они используют в своем бизнесе чужие деньги большого числа лиц, в том числе деньги населения, которые часто выступают в роли вкладчиков. Соответственно, такая деятельность способна создавать риск для большого числа людей, которые обслуживаются в этих банках. Там они открывают свои банковские счета, осуществляют расчеты за купленные товары и услуги. Иногда риск может быть слишком высок. И если им не управлять, то может возникнуть цепочка неплатежей, а за ней и кризис в экономики страны. Именно поэтому все кредитные организации, включая банки должны объединяться в систему, в которой есть центральный банк. Он осуществляет банковское регулирование, а чаще всего, - еще и банковский надзор. Подробнее этот круг вопросов мы еще будем рассматривать в лекциях о правовом статусе центрального банка, о банковском регулировании и банковском надзоре. Пока же заметим, что в эту систему входят различные банки: государственные и муниципальные банки, которые прямо так не названы в законах, но по факту таковыми являются, коммерческие кредитные организации, банки, в капиталах которых участвует Центральный банк России, банки с участием иностранного капитала.

Россия находится на пути рыночных реформ. Она все еще в переходном периоде. Это движение от плановой экономики к экономике, в которой есть частная собственность. В этом смысле ее банковская система по многим параметрам все еще отличается от банковских систем в зарубежных государствах, которые формировались на протяжении столетий.

Банковская система в России восприняла многое из зарубежного опыта. В некоторых зарубежных странах сложились разветвленная банковская система, включающая несколько уровней. В некоторых странах банковская система объединяет не только банки, но и другие финансовые организации, например страховые компании (трех и четырехуровневые банковские системы), в зависимости от того, какое понятие вкладывается в определение банка.

В результате преобразований, и с принятием в 1990 г. банковских законов в России сложилась двухуровневая банковская система.

Первый уровень банковской системы, – кредитные организации, филиалы и представительства иностранных кредитных организаций.

Второй ее уровень, – Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Заметим, что Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности” предусматривал, что во второй уровень наряду с Центральным банком входят Сбербанк и Внешторгбанк.

Но потом в этот Закон были внесены изменения, и на верхнем уровне остался только Центробанк.

Центральный банк является эмиссионным банком страны и наряду с другими функциями осуществляет банковское регулирование и банковский надзор.

Банковская система – это регулируемые банковским правом структурные и функциональные взаимосвязи между центральным банком и кредитными организациями, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с осуществлением банковского регулирования и банковского надзора.

Обратим внимание на то, что юридически, понятие российской банковской системы в законодательстве, закреплено как ее структура.

Неэффективность государственной политики по отношению к банкам серьезным образом сказывается на всей экономике. Между тем проблема повышения эффективности государственного регулирования банковской деятельности с учетом специфики России слабо исследована. До сих пор остается множество недостаточно разработанных вопросов, связанных с формированием условий для активизации деятельности банковского сектора, с переориентацией российской банковской системы на операции с реальным сектором экономики. Недостаточно раскрыты институциональные основы обеспечения банковской деятельности, в том числе и вопросы взаимодействия банковского и реального секторов экономики. В экономической литературе и на практике допускается недооценка экономической роли государства в решении многочисленных вопросов, связанных с формированием макроэкономических условий восстановления воспроизводственной функции коммерческих банков.

Недостаточная степень научной разработанности проблемы правового положения организаций, осуществляющих банковскую деятельность в России в специфических условиях реформирования отечественной экономики и ориентации ее на рыночную модель управления, а также несомненная практическая значимость активизации взаимодействия банковского и реального секторов экономики обусловили выбор и актуальность темы настоящего исследования.

Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением организациями банковской деятельности.

Предмет исследования – нормы российского гражданского законодательства, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банках и банковской деятельности, а так же норм, определяющих правовое положение организаций, осуществляющих банковскую деятельности.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи дипломной работы:

Цель дипломной работы – рассмотреть особенности правового положения организаций, осуществляющих банковскую деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать законодательство России и специальную литературу относительно темы работы.

2. На основании теоретического анализа изучения темы, систематизировать знания об особенностях правового положения организаций, осуществляющих банковскую деятельности.

3. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной теме.

4. Предложить собственное виденье на складывающиеся в российском законодательстве проблем правового положения организаций, осуществляющих банковскую деятельность.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной тематике.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при разработке положений о внесении изменений в действующее законодательство.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых правоведов общей теории права, арбитражного процессуального права, гражданского процессуального права, гражданского права, административного права, в том числе представителей правовой науки дореволюционного периода, а также иностранного права: А. Добровольский; К.  Малышев; А. Сергеева; М. Телюкина; Т. Андреева; П. Бунич; Н. Весенева; В. Витрянский; П. Баребой; В. Лопач; В. Зинченко; И. Викторов; А. Ершов; Н. Лившиц; О. Никитина; Ю. Свит; Г. Таль; Г. Тосунян; А. Викулин и других.

Методологические основы исследования составляют комплексы принципов законодательства о банках и банковской деятельности, а также всеобщие, обще-научные и специальные методы научного исследования: диалектический; метафизический; историко-правовой; сравнительно-правовой; формально-логический.

Эмпирическую основу дипломного исследования составили: действующее законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; судебно-арбитражная практика, в том числе результаты официальной статистики Арбитражного суда РФ за 2000-2009 гг. и обзоры судебной практики ВАС РФ; изученные материалы судебных дел (определения, постановления, решения и т.д.), а также личный опыт работы. 

Структура дипломной работы выражается в ее содержании.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.


Глава 1. Общая характеристика организаций, осуществляющих банковскую деятельность




1.1. Понятие и сущность организаций осуществляющих банковскую деятельность

1.2. Государственно-правовой статус, система и организационная структура организаций осуществляющих банковскую деятельность

1.3. Взаимодействие банковских структур с другими финансовыми учреждениями и органами государственной власти, управления и надзора

Глава 2. Правовые основы современного государственного регулирования банковской деятельности




2.1. Понятие и правовая природа государственного регулирования банковской деятельности

2.2. Виды и специфика государственного регулирования банковской деятельности

2.3. Индивидуально-правовое регулирование в системе государственного регулирования банковской деятельности

Выводы


Задачи совершенствования законодательной и правоприменительной практики в банковской сфере наряду с вопросами корпоративного управления, банковского регулирования и банковского надзора связаны с такими проблемами, как соблюдение налогового и антимонопольного законодательства, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, контроль за валютными операциями. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по указанным направлениям также должно осуществляться с использованием международного опыта.

Следует заметить, что многие из задач, которые были намечены в Стратегии воплощены законодателем в жизнь. Так, к примеру, внесены изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», расширяющие понятия «банковская группа» и «банковский холдинг». Только за 2006 год в Закон «О банках и банковской деятельности» изменения и дополнения внесены шесть раз.

Перспективой правового регулирования банковской деятельности должна стать кодификация банковского законодательства. «Банковский кодекс» должен стать фундаментальным правовым актом не только в плане количественного регулирования банковских и связанных с ними иных правоотношений, но он должен, прежде всего, адекватно отражать качественную сторону соответствующих общественных отношений1.

Глава 3. Деятельность банковских организаций в условиях отдельных правовых режимов




3.1. Правовой режим лицензирования кредитных организаций
3.2. Правовой режим деятельности проблемных банков
3.3. Правовой режим банковской деятельности в чрезвычайных ситуациях и особых государственных состояниях




Заключение

Таким образом, в широком смысле “банковское регулирование” характеризует все (государственные и негосударственные) формы управляющего воздействия на банковскую систему.

В настоящей работе содержание “банковского регулирования” анализируется с учетом положений закрепленных в банковском законодательстве, т.е. в “узком” смысле. В этом смысле банковское регулирование является разновидностью деятельности (управляющего воздействия) государства в банковской сфере. Направления (виды), субъекты и объекты банковского регулирования закреплены в главе 10 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”. Так, согласно ст. 55 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” органом банковского регулирования в РФ является Банк России. Действительно, именно этот орган государства непосредственно обеспечивает исполнение банковского законодательства и регулирует банковскую деятельность в РФ на подзаконном уровне. Следовательно, субъектом банковского регулирования в соответствии с банковским законодательством является Банк России, а объектами такого регулирования - кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Главной целью банковского регулирования является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Однако, провозглашая упомянутые цели, банковское законодательство не устанавливает их содержание, объективные критерии, позволяющие судить о стабильном или нестабильном состоянии банковской системы, либо о степени или уровне защищенности вкладчиков и кредиторов.

Несомненными целями банковского регулирования являются: 1) обеспечение соблюдения государственных, общественных и частных интересов в процессе предпринимательской деятельности кредитных организаций; 2) обеспечение непрерывного денежного обращения, эффективности платежей и межбанковских расчетов между субъектами экономического оборота, бесперебойного функционирования платежно-расчетных отношений в рамках банковской системы.

Анализ действующего банковского законодательства позволяет выделить следующие основные направления (виды) банковского регулирования:

а) регулирование порядка осуществления банковской деятельности, установление обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, в том числе валютных;

б) координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ, а также установление правил, форм, сроков и стандартов безналичных расчетов (ст. 80 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”;

в) установление специальных государственных стандартов, предъявляемых к кредитным организациям;

г) осуществление денежно-кредитного регулирования (процентные ставки по операциям, операции на открытом рынке, рефинансирование и т.п.);

д) установление порядка ведения кассовых операций, бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности для организаций, включенных в банковскую систему;

е) установление порядка создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций; установление требований к уровню подготовки и квалификации руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций (п.п. 4, 5, 6,10 ст. 4 и ст. 56, 59 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”);

ж) регистрационно-лицензионная деятельность;

з) установление порядка осуществления банковского надзора и контроля.

Направления банковского регулирования могут быть:

а) организационными, т.е. способствующими созданию, регистрации, лицензированию кредитных организаций;

б) функциональными, т.е. связанными с регулированием банковских операций, функционированием платежно-расчетных систем;

в) направленными на создание государственных стандартов, обеспечивающих устойчивость банковской системы и кредитных организаций.

В основе банковского регулирования лежат законность и единство, как всеобщие принципы организации и функционирования механизма государственной власти в России. Равное отношение государства к кредитным организациям означает, что банковское регулирование: а) осуществляется только в порядке и в соответствии с федеральным законодательством; б) основывается на принципе юридического равенства кредитных организаций, как субъектов предпринимательской деятельности; в) осуществляется в едином для всех кредитных организаций порядке. В то же время, законодательство предоставляет Банку России право устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета “по видам банков и иных кредитных организаций” (ст. 73 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”). Применительно к размерам обязательных резервов соответствующие нормативы также могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций (ст. 38 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”). Возможность дифференцированного подхода к установлению государственных банковских стандартов закреплена и ч. 2 ст.15 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". В названной статье за Банком России закреплено право предоставлять банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Значительное место в процессе банковского регулирования занимает такое направление, как валютное регулирование. Банковское регулирование признает валютное регулирование инструментом денежно-кредитной политики. Однако в реальности валютное регулирование имеет настолько широкое содержание, что само по себе образует самостоятельное комплексное направление государственного регулирования, включающее как административные, так и гражданско-правовые методы регулирования. Поэтому правовые основы валютного регулирования в России закреплены не столько в банковском законодательстве, сколько в Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 г. “О валютном регулировании и валютном контроле”.



Для правильного понимания банковского регулирования немаловажное значение имеет уяснение сущности и значения для РФ международных стандартов банковской деятельности. Тем более что таких стандартов может быть несколько, в зависимости от группы государств их принявших. Статья 73 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”, предоставляет Банку России право устанавливать методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов. Но международные стандарты в банковской системе России могут применяться при условии присоединения РФ к соответствующим международным договорам (соглашениям). Без установления четкого соотношения международных стандартов банковской деятельности и внутреннего законодательства суверенного государства (РФ) ссылки на них, а тем более их использование в практической деятельности не может быть признано обоснованным. Данный вывод основан на том, что в процессе государственного регулирования, установления стандартов банковской деятельности реализуется государственный суверенитет России в банковской сфере. Поэтому, например, рекомендации Международного банковского конгресса от 6 июня 1998 г. обращенные не к РФ, а к Банку России, в части касающейся присоединения к Базельским принципам эффективного банковского надзора, выглядят, по меньшей мере, странными. К международным стандартам, распространяемым на территории России, присоединяются не отдельные государственные институты, а государство в целом, т.е. Российская Федерация. Как следует из ст. 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, ратифицированного Федеральным законом от 25 ноября 1996 г. N 135-ФЗ Россия взяла на себя обязательство лишь стремиться к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества. Причем, процесс сближения законодательств распространяется и на банковскую деятельность. Но из упомянутой статьи Соглашения вовсе не следует, что РФ присоединилась к Рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору, равно как и к каким-либо иным международным стандартам банковской деятельности. Не содержится в Соглашении и какого-либо поручения Банку России присоединиться к международным стандартам банковской деятельности или банковского надзора от имени РФ. Реализуя государственную политику, Банк России, вправе представлять в отношениях с субъектами международного права Российскую Федерацию. Кстати, именно такой вывод следует из содержания ст. 50 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”: “Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях”. Поэтому Банк России, конечно же, обязан строить свои взаимоотношения с упомянутыми выше лицами руководствуясь государственными решениями РФ, как субъекта международного права.

Одной из предусмотренных законом правовых форм банковского регулирования является нормотворчество, включающее совокупность последовательно совершаемых действий государства и его уполномоченных органов по формированию банковского права, составной частью которого являются нормативные правовые акты Банка России. Нормативные акты устанавливают правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные соответствующим актом (Постановление Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону” от 27 апреля 1993 г.). В результате нормотворчества устанавливаемые в процессе банковского регулирования положения приобретают статус юридических норм, выступают в виде норм писаного права.

Применительно к регулированию банковской деятельности на подзаконном уровне федеральное законодательство ограничивается упоминанием о нормативных правовых актах Банка России (Нормотворческие полномочия Президента РФ, Правительства РФ в сфере регулирования банковской деятельности в федеральном банковском законодательстве не упоминаются.). Особая роль Банка России в нормативном регулировании банковских правоотношений обусловила придание нормотворчеству Банка России характера самостоятельного направления банковского регулирования.

С учетом повышенных требований к законности нормативных актов Банка России необходимо уточнить в законодательстве конкретные формы нормативно-правовых актов, принимаемых Банком России, порядок их издания и содержание.

Важнейшим направлением банковского регулирования является установление специальных государственных банковских стандартов, призванных обеспечить устойчивость кредитных организаций и банковской системы в целом.

Анализируя особенности регистрации кредитных организаций, как разновидности коммерческих организаций, нельзя не обратить внимание на некоторые противоречия, возникающие между нормами банковского и гражданского законодательства. В отличие от банковского, гражданское законодательство устанавливает иные правила регистрации юридических лиц в РФ независимо от сферы их коммерческой деятельности. Причем от законности регистрации юридического лица зависит его правовое положение как участника гражданских правоотношений. Так, согласно ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Существование каких-либо особенностей для регистрации кредитных организаций в качестве юридических лиц или юридических возможностей для закрепления в банковском законодательстве иных правил, чем те, которые установлены в гражданском законодательстве, ГК РФ не предусматривает. Более того, согласно ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах (например, в банковском законодательстве), должны соответствовать ГК РФ. Банковское законодательство не может противоречить гражданскому законодательству по вопросу о порядке регистрации кредитных организаций, как юридических лиц. Вместе с тем, такое противоречие существует, что весьма опасно с точки зрения обеспечения законности и согласованности банковского и гражданского законодательства. С учетом изложенного, особенности регистрации кредитных организаций, как юридических лиц, закрепленные в банковском законодательстве, должны быть согласованы с ГК РФ, либо в ГК РФ надлежит внести изменения, учитывающие особенности регистрации кредитных организаций, предусмотренные банковским законодательством.

Еще одно направление банковского регулирования - лицензирование деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг. Помимо регистрации кредитных организаций, лицензирования банковской деятельности и банковского аудита, на Банк России возложены полномочия по лицензированию деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг.

Согласно ст. 6 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” только банки могут осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций, с которыми не требует получения специальной лицензии, а также доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами. Причем для этого им достаточно иметь лицензии Банка России на осуществление банковских операций. Что же касается лицензирования профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, то в России сложилась труднообъяснимая ситуация, когда государственному органу (Банку России) для выполнения возложенных на него Конституцией РФ и федеральным законодательством функций требовалось получение лицензии в федеральном органе исполнительной власти - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, от которой он обязан согласно Конституции РФ оставаться независимым. Подобная практика свидетельствует не только о нарушении принципа независимости Банка России, как государственного органа, регулирующего банковскую деятельность в РФ, но и способствует нарушению единства государственного управления денежно-кредитной сферой в стране. Тем более что во многих случаях профессиональная деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг непосредственным образом связана с осуществлением межбанковских расчетов (например, клиринговая деятельность).

В процессе банковского регулирования Банком России применяются и гражданско-правовые (договорные) инструменты государственного воздействия на функционирование кредитных организаций. К этой группе относятся валютные интервенции (разновидность валютного регулирования); операции на открытом рынке; рефинансирование банков; выпуск Банком России от своего имени облигаций. Реализуя свои полномочия при применении названных инструментов денежно-кредитной политики, Банк России опирается не только на банковское законодательство, но и, в не меньшей степени, на гражданское законодательство, предполагающее юридическое равенство сторон. Однако, несмотря на это содержание, цели и задачи упомянутых инструментов денежно-кредитной политики имеют публично-правовое значение.

При совершенствовании правового регулирования отношений по корреспондентским счетам следует более детально уточнить, какие денежные средства могут концентрироваться на этих счетах. В настоящее время на корсчете могут храниться все деньги, которыми владеет кредитная организация: и ее собственные, и принадлежащие клиентам, и взятые в кредит. Необходимо создать возможности дифференцировать бухгалтерский учет денежных средств, хранящихся в кредитных организациях. Дифференцированный учет денежных средств на счетах кредитных организаций позволит прекратить существующую практику необоснованного расходования и использования не только кредитными организациями, но и судами, судебными исполнителями и иными лицами любых денежных средств, находящихся на корреспондентских счетах (не только собственных средств кредитных организаций, но средств их клиентов и кредиторов).

В целях обеспечения устойчивости банковской системы России и бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы России кредитные организации используют денежные средства юридических и физических лиц при их размещении от своего имени для выдачи кредитов.

Возможность использования денежных средств физических и юридических лиц, находящихся на их банковских счетах, в том числе и для предоставления банковских кредитов, подтверждается п. 2 ст. 845 ГК РФ, согласно которому "банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами", и п. 1 ст. 852 ГК РФ: "Если иное не предусмотрено договором банковского счета, за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет". Учитывая, что субъектом использования денежных средств, находящихся на счетах физических и юридических лиц, выступает банк, можно предположить, что и подобная операция по использованию денежных средств относится к банковским операциям. В перечне банковских операций ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности, который является исчерпывающим, такая операция отсутствует.

Таким образом, статью 5 Закона о банках и банковской деятельности в разделе о перечне банковских операций необходимо дополнить пунктом следующего содержания «10) использование денежных средств юридических и физических лиц при их размещении от своего имени и за свой счет».

Исследуя проблемы банковского регулирования нельзя не отметить, что особенности организации и функционирования платежно-расчетной системы в России в юридическом аспекте исследованы явно недостаточно. Вопреки устоявшемуся мнению в России существует (и на вполне законных основаниях) параллельная и не связанная с банковской системой, система институтов, выполняющих операции, связанные с обеспечением денежного обращения. Речь идет о федеральной почтовой службе и Межгосударственном банке, которые не включены в банковскую систему России, их деятельность не основывается на банковском законодательстве России и не является предметом государственного банковского регулирования, надзора и контроля со стороны Банка России. П. 9 ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности операцию изложен в следующей редакции «осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)». Для устойчивого функционирования денежной системы России необходимо изложить данный пункт в следующей редакции «осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов», что сделает обязательным лицензирование, осуществляемого Почтовой службой. Банковскую деятельность.

В действующем законодательстве закреплена еще одна специфическая группа правовых средств банковского регулирования. Включенные в эту группу инструменты денежно-кредитной политики не могут быть в полной мере отнесены ни к административным, ни к гражданско-правовым средствам регулирования. Упомянутые правовые средства имеют в основном экономически ориентирующее значение для участников банковских правоотношений и позволяют им прогнозировать перспективы экономического развития и состояния рынка банковских услуг (процентные ставки по операциям Банка России, установление ориентиров роста денежной массы, валютный курс). Наиболее концентрированно ориентирующие инструменты денежно-кредитной политики проявляются в принимаемых Банком России совместно с Правительством РФ ориентирах единой государственной денежно-кредитной политики. Кроме того, валютный курс, а также процентные ставки (учетная ставка, ставка рефинансирования), устанавливаемые Банком России, используются в действующем законодательстве в качестве критерия для расчетов по денежным обязательствам (доходы, подлежащие налогообложению, расчет пенсий и т.п.), при привлечении к имущественной ответственности за нарушения денежно-кредитных, бюджетных, налоговых отношений, правил банковских операций и гражданско-правовых сделок.

В заключение необходимо отметить, что банковское регулирование это новое направление государственного регулирования в России. Закрепление основных направлений, форм, методов банковского регулирования в банковском законодательстве, несомненно, значительный шаг, способствующий усилению роли права в сфере денежно-кредитных отношений. Поэтому нормы банковского законодательства, наряду с экономико-юридическими аспектами практики банковского регулирования в России требуют обстоятельного научного анализа, теоретического, юридического и экономического осмысления. Одна из задач настоящей работы состоит именно в том, чтобы способствовать формированию систематизированного понимания правовых основ банковского регулирования, как составной части банковского права.




Список использованных источников



Нормативно-правовая литература


  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // «Российская газета» от 25 декабря 1993г. №237.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля 2008 г., 9 февраля, 9 апреля, 29 июня, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 21 февраля 2010 г). // «Российская газета» от 8 декабря 1994 г. № 238-239., 6, 7, 8 февраля 1996 г. № 23, 24, 25., 28 ноября 2001 г. № 233., от 22 декабря 2006 г. № 289. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Вестник Банка России. - 29 декабря 2003г. - №71.

  3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 июля 2002г. - №28. - Ст.2790.

  4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. - 6 декабря 1990г. - №27. - Ст.357.

  5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 марта 1999г. - №9. - Ст.1097.

  6. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 28. С. 3493

  7. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 25-ФЗ «О ратификации Договора о создании Союзного государства». //СЗ РФ. 2000. № 2.

  8. Приказ Минюста РФ от 14 июля 1999 г. №217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2 августа 1999г. - №31

  9. Приказ ЦБР от 2 апреля 1996 г. N 02-78 «О введении в действие Положения «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации» // Вестник Банка России. -9 апреля 1996г. - №15.

  10. Положение Банка России от 5 декабря 2002г. N205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ".

  11. Положения Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» //Вестник Банка России. 1998. № 7

  12. Положение ЦБР от 21 сентября 2001 г. N 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» // Вестник Банка России. - 27 сентября 2001г. - №60.

  13. Положение ЦБР от 18 июля 2000 г. N 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России» // Вестник Банка России. - 26 июля 2000г. - №41.

  14. Положение ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям» // Вестник Банка России. - 10 августа 2005г. - №40.

  15. Положение Банка России "О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций", утв. письмом ЦБ РФ от 10.02.92 г. N 14-3-20.

  16. Указание Банка России от 7 июля 1999 г. № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» // Вестник Банка России. 1999. № 41

  17. Указание ЦБР от 19 июня 2003 г. N 1292-У «О порядке представления небанковской кредитной организацией в Банк России документов для принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка» // Вестник Банка России. - 23 июля 2003г. - №41

  18. Инструкция Банка России от 1 октября 1997 № 1 "О порядке регулирования деятельности банков"

  19. Инструкция ЦБР от 26 апреля 2006 г. N 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» // Вестник Банка России. - 31 мая 2006г. - №32.

  20. Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России/ - 20 февраля 2004г. - №15

  21. Инструкция Банка России N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" // Вестник Банка России. N 55, 12.08.98 г.

  22. Инструкция Центрального банка РФ N 1. Утверждена Приказом Банка России от 1 октября 1997 г. N 02-430 // Вестник Банка России. N 66 от 16.10.97 г.


Специальная литература


  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: Изд. 4-е, стереотипное. - М.: 2008

  2. Банковское регулирование в Российской Федерации" в учебнике "Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: В 2 т.: Учебник. М.: Юристъ, 2009. – Т.1.

  3. Береговой А.Ю. Большая книга бухгалтера банка (БКББ): Ежегодный справочник-альманах 2005-2006 гг. Часть III. Отчетность - "БДЦ-пресс", 2005 г.

  4. Братко А.Г. Банк России: правовой статус и компетенция. - Система ГАРАНТ, 2006 г.

  5. Братко А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. - №7. - 2006г.

  6. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). - Система ГАРАНТ, 2007 г.

  7. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (постатейный) - Система ГАРАНТ, 2008 г.

  8. Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит 2006.-№8

  9. Ерпылева Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика. – 2005. - №3, 4.

  10. Ефимова Л. Правовая природа Центрального банка Российской Федерации // Хозяйство и право. 2007. N 5.

  11. Иностранные банки в России и зарубежная экспансия российских банков (И.А. Епишева, "Международные банковские операции", N 2, март-апрель 2007 г.)

  12. Калантырский Д.Я. Пути совершенствования правового регулирования банковского надзора в Российской Федерации // Юридическая работа в кредитной организации – №1 - 2006 г.

  13. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. – М.: 2009г.

  14. Костькова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". - Система ГАРАНТ, 2007 г.

  15. Красова О.С. Совместная деятельность: бухгалтерские и налоговые аспекты. - "Бератор-Паблишинг", 2008 г.

  16. Кредитные организации в России: правовой аспект / Отв. ред. Е.А. Павлодский. – М.: 2006г.

  17. Латус Е.Б. Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности. - "Волтерс Клувер", 2008 г.

  18. Методология основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору (Базель, Швейцария, октябрь 1999 г.) // Вестник Банка России. - 19 апреля 2002г. - №23

  19. Маркунцов С.А. О необходимости законодательного закрепления понятия «банковская деятельность» // Российская юстиция. - №4. - 2006г.

  20. Новый порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях (В.Ф. Рощина, "Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", N 5, сентябрь-октябрь 2008 г.)

  21. О некоторых вопросах регулирования карточных банковских счетов (Е.Н. Бостан, Н.А. Павлова, "Налоговый вестник", N 5, май 2009 г.)

  22. Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков. Правовое регулирование: Практическое пособие. - М.: 2009.

  23. Свищева В.А. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение, финансирование. - "ГроссМедиа: РОСБУХ", 2008 г.

  24. Суханов Е.А. Гражданское право. Том I. М., Волтерс Клувер, 2008.

  25. Состояние и перспективы развития банковской системы (О.А. Глазкова, "Управление в кредитной организации", N 4, июль-август 2008 г.)

  26. Правовое регулирование открытия банковского счета (С.П. Карчевский, "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", N 6, июнь 2006 г.)

  27. Пруденциальное регулирование банковской деятельности в России (Н.Ю. Ерпылева, "Юридическая работа в кредитной организации", N 1-2, январь-июнь 2008 г.)

  28. Пыхтин С.В. Лицензирование банковской деятельности в РФ. – М.: 2005.

  29. Тенденции регулирования банковской деятельности в России (Н. Бутузова, "Международные банковские операции", N 5, сентябрь-октябрь 2006 г.)

  30. Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М., 2005.



1 Маркунцов С.А. О необходимости законодательного закрепления понятия «банковская деятельность» // Российская юстиция. - №4. - 2006г.



скачать


Смотрите также:
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
192.31kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
273.13kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
157.14kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте
176.43kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте
156.12kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте
195.45kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте
178.09kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
174.28kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
132.81kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте
174.97kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
196.13kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте
160.07kb.