Главная стр 1
скачать
МОУ Томинская СОШ


Открытый урок

по МХК




11 класс

Учитель МХК

I категория Матвеева О.К.
2008
Тема: «Шедевры Санкт-Петербурга»
Форма урока: комбинированный урок.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями архитектуры Санкт-Петербурга.

Задачи:

1. Привить интерес учащимся к архитектуре XVIII-XIX веков г. Санк-Петербурга.

2. Воспитать бережное отношения к памятникам истории

Ход урока


  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Прошу всех садиться.
II. Сообщение темы, цели урока. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на север нашей родины в прекрасный город Санкт-Петербург, мы познакомимся с архитектурными творениями великих мастеров XVIII – XIX веков. Тема урока «Архитектурный облик Северной Пальмиры»,

Прежде чем перейти к теме урока, мы с вами вспомним материал прошлого урока и как обычно выполним небольшую викторину.



  1. На прошлом уроке мы знакомились с особенностями архитектуры древней Москвы.

На экран проецируются иллюстрации архитектуры Москвы.

1.В каком году и кем была образована Москва?

2. Какие знаменитые памятники Москвы вы знаете?

3. Что особенно запомнилось из прошлого урока? ( история храма Василия Блаженного, и история храма Христа Спасителя)


Викторина:

Прошу класс быть внимательными. Вы должны назвать памятник и скульптора, архитектора и здание.


Викторина.
,


Молодцы, я думаю что дальше вы также активно будете работать.

А сейчас мы переходим к теме урок «Шедевры Санкт – Петербурга»



С-П называли новым Вавилоном и Северной Пальмирой, Его сравнивали с Римом и Венецией, именовали «Российской Европиёй». Но ни одно название и ни одно описание не может передать его неуловимый и изменчивый образ. Основанный в 1703 году, он более двух веков был блистательной столицей Российской империи и главной ареной, где происходили самые важные события, влиявшие на судьбы страны и народа.

Три века истории города на Неве спрессованы в историческом центре. Петропавловская крепость, Кунсткамера, Академия наук хранят память о царственном основателе города, Петре Великом.( Портрет Петра I)

В начале XVIII века из Западной Европы сюда ехали мастера разных специальностей живописцы, граверы, скульпторы и архитекторы. Петр их всячески поощрял, иностранцам платили в 10 раз больше, чем русским, но обязательным пунктом в договорах с приезжающими было обучение русских учеников «художествам и ремеслам, которые сам знает». Таким путем рядом с иностранцами: Трезини, Росси, Растрелли появились русские мастера: Земцов, Коробов, Воронихин, Захаров.
Пушкин А.С.

Прошло 100 лет, а юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво….

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Её покрылись берега.


Все достоверно. Действительно, по берегам «громады стройные теснятся дворцов и башен». Стоит взглянуть на любое изображение невской набережной, на правом или левом берегу, мы увидим плотным строем стоящие дворцовые здания. - здания города могут служить настоящим учебником зодчества.

На экране «Колокольня Петропавловского Собора»

Обратим внимание на Колокольню Петропавловского Собора. Исторический памятник расположен на заячьем острове, заложен по чертежам Петра 1 16 мая 1703 г., этот день считается днем основания С-П. Колокольня Петропавловского Собора воздвигалась в целях защиты Нивы от неприятеля, но очень скоро утратила военное значение и стала использоваться как тюрьма. В которую в свое время были заключены Радищев, Чернышевский, Горький. В настоящее время это архитектурный памятник.

На экране «Кунсткамера.»

Ребята вспомним значение этого слова.

Я хочу прочесть вам строки стихотворения.


Он, русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венцы.
В морозных зорях видел роз румянец
И на снегу выращивал дворцы.

Это стихотворение русского поэт В. Рождественнского.

Кто из вас догадался, о каком архитекторе идет речь?

Учащиеся отвечают: В.Растрелли.

Так можно сказать наверное не только об одном Ф.Растрелли. В С-П много великих мастеров построили свои знаменитые дворцы.

Я прошу всех в дневниках записать домашнее задание:

V. Домашнее задание:

1.Описание одного из архитектурных произведений В.Растрелли с выявлением характерных черт стиля барокко.

Второе задание дается по желанию 1 ученику.

2. Подготовить сообщение о жизни и творчестве В.Растрелли.


Продолжим наш разговор о красотах Санкт-Петербурга.

Я не была здесь лет 700,

Но ничего ни изменилось,

Все так же льется Божья милость,

С непререкаемых высот.

Эти строки А.Ахматовой лишний раз доказывают, что красота Ленинграда неизменна. Сколько бы не прошло лет, а архитектурные шедевры В.Растрелли, М.Казакова, Н.Львова, В.Баженова будут удивлять и поражать современников своей красотой.


Не я одна, но и другие тоже,
Заметили, что он подчас умеет
Казаться литографией старинной…
А.А.Ахматова.

Эти ассоциации вовсе не случайны. Строгость и стройность формы, четкая выверенность пропорций русской классической архитектуры XVIII в. Напоминают наиболее совершенные образцы то древнегреческого, то римского зодчества, отмеченного знаком «вечной красоты».

VI. Сегодня у нас защита первой презентации. Тема презентации «Мои впечатления о Санкт-Петербурге»

Струнин Максим летом была в Санкт-Петербурге и сейчас поделиться своими впечатлениями. Презентация

Учитель выставляет оценку за презентацию.
Презентация заканчивается иллюстрацией Государственного Эрмитажа.

Об Эрмитаже заранее готовилось сообщение Ченьков Виктор. Вызывается ученик с сообщением.

«Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, является одним из значительных музеев мира. Расположен он в здании Зимнего дворца архитектор В.Растрелли. Богатейшая коллекция Эрмитажа, начавшись с 225 картин, купленных 1764 году для украшения Зимнего Дворца Екатерины Великой, насчитывает сейчас около трех миллионов экспонатов, среди которых всемирно известные произведения искусства как мадонны Рафаэля и Леонардо да Винчи, «Святой Себастьян» Тициана, «Даная» Рембранта и т.д.

В музее собраны сокровища со всего мира,

уникальные коллекции, китайские рукописи, древнеегипетские статуи, скифское золото.»

Учитель: выставляет оценку за сообщение.

На экране высвечивается краткое сообщение об Эрмитаже и учащиеся списывают его в тетрадь.
VII. Учитель знакомит учащихся с картиной Рембранта «Даная».

В залах Эрмитажа, насчитывается сейчас около трех миллионов экспонатов и у каждого из них своя история. Сегодня мне хочется познакомить вас с историей картины известного художника Рембранта «Даная».



На экране высвечивается картина.

Даная в греческой мифологии дочь аргосского царя Акрисия. Согласно мифу, Акрисию была предсказана смерть от руки внука, в связи с чем он заключил свою единственную дочь Данаю в медную башню, куда не мог проникнуть никто из смертных. Зевс проник в башню под видом золотого дождя. Даная родила будущего героя Персея. Акрисий наказывает дочь, веля посадить её с ребенком в ковчег и бросить в море. Но Персей спасается и когда вырастает случайно убивает своего отца.

. Этот миф и послужил сюжетом к картине.

Рембрант писал Данаю со своей горячо любимой жены.
Долгое время Рембрант не продавал картину и только испытывая большую нужду, художник продал картину. «Даная» была приобретена для Екатерины II и помещена в Эрмитаж. При императоре Павле картину убрали из зала музея, дабы не смущать подданных. Но после смерти Павла картина вернулась на свое законное место. Так «Даная» провисела до 1986 года. Но вот в один из дней упомянутого года в зале Эрмитажа появляется неприметный человек, который улучшает момент, когда на него никто не обращает внимания. Он перескакивает ленту отгораживающую посетителей от картин и выхватив нож дважды ударяет картину. Но как впоследствии скажут реставраторы, в это время над Эрмитажем пролетал Бог и не дал картине погибнуть. Нож пришёлся оба раза в деревянную планку картины. Но мужчина выхватил из пакета банку и плеснул в «Данаю» кислотой, в это время милиционер, дежуривший в зале бросился на мужчину и только несколько капель попало на картину. Но для великого шедевра и этого было достаточно, картина была испорчена. «Даная» немедленно была унесена в реставрационный зал. Для работы над картиной были собраны лучшие реставраторы и искусствоведы. Через год картина должна была быть восстановлена. Но прошло долгих 11 лет прежде, чем «Даная» вернулась в зал Эрмитажа. Искусствоведы тогда говорили, что картине повезло дважды. 1 когда нож пришёлся на деревянную планку, 2-й когда Рембрант сам спас «Данаю». Вспомните, когда мы говорили о творчестве Ребранта, за что критиковали современники художника.

Учащиеся: за огромное количество краски на холсте.

Учитель : действительно так, вот этот огромный слой мазков и спас картину. Когда вы будете в Санкт-Петербурге я думаю вам захочется побывать в Эрмитаже



и воочию увидеть спасенную «Данаю».
VIII. Подведение итогов. Прошу всех сдать тетради для выставления оценок за викторину.
скачать


Смотрите также:
Закон санкт-петербурга об образовании в санкт-петербурге принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
261.83kb.
Закон санкт-петербурга о медико-социальной программе Санкт-Петербурга "Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга"
286.34kb.
Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге"
249.1kb.
Закон санкт-петербурга о системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга
300.71kb.
Правительство санкт-петербурга комитет по градостроительству и архитектуре
20.48kb.
Региональное межотраслевое тарифное соглашение между Правительством Санкт-Петербурга, Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга»
440.94kb.
«Шедевры Санкт-Петербурга»
66.76kb.
Закон санкт-петербурга о жилищной политике Санкт-Петербурга (с изменениями на 28 июля 2004 года) Документ с изменениями, внесенными
782.37kb.
Закон санкт-петербурга о профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге (с изменениями на 21 сентября 2011 года) Документ с изменениями, внесенными
344.98kb.
Спортивная автомобильная федерация Санкт-Петербурга Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга
340.82kb.
Из истории Невского устья до постройки Санкт-Петербурга
33.42kb.
Экспертный центр
89.28kb.