Главная стр 1

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 10-11 кл.,2010г.

Школьная олимпиада по обществознанию 2010-2011 учебный год

10-11 класс

Время выполнения -1час.20 мин.


Задания с рядами

1. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили (максимум 3 балла).

1. Республика, монархия, федерация.

2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

3. Административное право, гражданское право, семейное право.



2. Заполните пропуск в ряду (максимум 5 баллов).

1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,

«Капитал»; ……………………….., «Общая теория занятости, процента и денег».

2. Н.Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о

государственном правлении», Ж.Ж.Руссо «Об общественном договоре».

3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, ……...

………………………………………………………………………….……. , подписание

закона Президентом РФ, опубликование закона.

4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.

5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………. .


Выбор из перечня
3. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия (максимум 3 балла).

1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).

2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).


Определение правильности или ошибочности утверждений
4. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет» (максимум 10 баллов).

1. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.

2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

6. Государство не является единственным носителем политической власти.

7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.

9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает общеобязательность их предписаний.

10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

Задания на соответствия
5. Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы.

Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков (максимум 5 баллов).

Века

Науки

Имена ученых

1. IV в. до н.э.

2. XVI в.

3. XVIII в.

4. XIX в.

5. XX в.


I. История

II. Политическая теория

III. Этика

IV. Психология

V. Правоведение

VI. Экономика

VII. Социология

.


А. П.И.Новгородцев

Б. П.Абеляр

В. Аристотель

Г. А.Смит

Д. Н.Макиавелли

Е. О.Конт

Ж. Б.Спиноза





Века

Науки

Имена ученых

1







2







3







4







5








Работа со схемами

6. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов (максимум 5 баллов).

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.


Задания на знание обществоведческих понятий

7. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия (максимум 2 балла).

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления

2. социальной, стремление, противостояние, политической, группы, курсу, бороться, или, влияние, официальному, власть, за, нее, на.


Заполнение пропущенных слов и словосочетаний
8. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте (максимум 10 баллов).

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .




1. социализация

2. роль


3. родители

4. личность

5. группа сверстников


6. биологические и социальные

7. индивид

8. на протяжении жизни

9. социальная регуляция

10. только биологические


11. социально значимые

12. в детские годы

13. индивидуальность

14. статус

15. адаптация



Задания по тексту

9. Прочитайте текст. Выполните задания к нему (максимум 10 баллов).

Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности 1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.

В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов.

В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока – жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане. Индустриальное общество (7) вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых.

Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя.

Исследуя процесс зарождения профессий, Г.Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало-помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.

1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

2. Автор пишет о первобытности и древности. Назовите известные вам признаки, отличавшие древность от первобытности.

3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?
Познавательные задачи
10. Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера (максимум 4 балла).

MV = PQ,

где М – количество денег, V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг.

Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции.

Опираясь на уравнение Фишера, оцените приведенные ниже утверждения как правильные или ошибочные. Свои выводы обоснуйте математически.

1. Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, цены вырастут.

2. Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены вырастут.

3. Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег увеличится в 1,5 раза, объем товаров и услуг останется прежним, цены вырастут.


Школьная олимпиада по обществознанию 2010-2011 учебный год 10-11 класс

Критерии проверки
1. Ответ:

1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли частного права.

Количество баллов-3

2. Ответ: 1. Дж.М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия. 5. Неосторожность.

Количество баллов-5



3. Ответ: 1. Философия. 2. Демократия. 3. Рынок.

Количество баллов-3



4. Ответ: 1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.

Количество баллов-10



5. Ответ:

Века

Науки

Имена ученых

1

III

В

2

II

Д

3

VI

Г

4

VII

Е

5

V

А

Количество баллов-5



6. Ответ:

Количество баллов-5



7. Ответ: 1. Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть. 2. Противостояние социальной или политической группы официальному курсу, стремление бороться за власть или за влияние на нее – оппозиция.

Количество баллов-2



8. Ответ: 7, 13, 6, 4, 11, 1, 8, 2, 3, 5

Количество баллов-10



9. Ответ: 1.

Деятельность – такая форма активности, для которой характерно целенаправленное преобразование окружающего мира. Профессиональная группа – совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием, как профессия. Первобытное общество – самая длительная в истории человечества эпоха, охватывающая время от появления первых людей до возникновения государства. Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения. Дифференциация – разделение целого на различные части. формы и ступени. Жрецы – социальная группа, занимавшаяся отправлением культов в первобытных и древних обществах. Индустриальное общество – стадия развития общества, сменяющее традиционное общество. Институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. 2. Переход к производящему хозяйству, усложнение социальной структуры, возникновение городов, появление государства, писаного права, письменности. 3. Г Спенсер (1820 – 1903), английский философ и социолог. Учащимся известен как представитель позитивизма.

Количество баллов-10



10. Ответ:

Все три вывода правильные,

что доказывается выведением формулы: Р = MV : Q

Количество баллов-4


Максим. кол-во баллов за работу-57





Смотрите также:
Школьная олимпиада по обществознанию 2010-2011 учебный год 10-11 класс Время выполнения -1час. 20 мин. Задания с рядами
92.41kb.
Школьная олимпиада по обществознанию 10, 11 класс 2010-2011
130.66kb.
Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию 2010-2011 учебный год 8 класс Часть 1
115.81kb.
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012-2013 уч год
60.97kb.
Ответы на задания I (школьного) этапа олимпиады. 2010/2011 учебный год проверка олимпиады время выполнения олимпиадных заданий 4 часа (240 минут)
63.23kb.
Районная олимпиада по технологии 2010/2011 учебный год. Красногвардейский район Оренбургская область. 8 класс
43.19kb.
Задания школьного тура олимпиады школьников Московской области по географии (2010-11 учебный год) 9 класс
72.85kb.
Олимпиада по литературе Муниципальный тур 2010-2011 уч год
59.33kb.
Олимпиада по литературе (школьный этап) 7 класс 2009-2010 учебный год
34.98kb.
Анализ выполнения программы информатизации моу сош №99 за 2010-2011 учебный год
138.41kb.
Анализ работы образовательного учреждения за 2010-2011 учебный год
402.95kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год 9 класс Время выполнения 120 минут
53.29kb.