Главная стр 1
скачать
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ

2012-2013 УЧ. ГОД

Время на выполнение – 150 минут (2,5 часа)

10 КЛАСС

Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду в перечне деятелей, входивших в Избранную раду : (1 балл)

  1. Андрей Курбский.

  2. Алексей Адашев.

  3. Иван Висковатый.

  4. Иван Пересветов.

Задание 2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала крупнейших народных выступлений? (1 балл)

  1. 1607 г., 1671 г., 1708 г., 1775 г.

  2. 1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

  3. 1606 г., 1670 г., 1707 г., 1773 г.

  4. 1649 г., 1678 г., 1698 г., 1711 г.

Задание 3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём. (3 балла)

А) 1325 г., 1327 г., 1328 г., ________г.

______________________________________________________________________

Б) классицизм, сентиментализм, романтизм, __________________.

______________________________________________________________________

В) Екатерина I, Анна Ивановна, ____________________, Екатерина II.

______________________________________________________________________
Задание 4. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор) ? (3 балла)

А) Мурома, вятичи, древляне, дреговичи, тиверцы.

______________________________________________________________________

Б) Духовенство, купечество, горожане, крестьяне.

______________________________________________________________________

В) Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.И. Беринг, Н.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Г.М. Невельской.

______________________________________________________________________

Задание 5. Какой из перечисленных рядов составлен только из художников-передвижников? (1 балл)


  1. В.Г. Перов, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин, П.А. Федотов.

  2. И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов.

  3. И.И. Шишкин, П.А. Федотов, В.Г. Перов, В.А. Тропинин.

  4. К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.И. Суриков.

Задание 6. Заполните пропуск в ряду. (2 балла)

1) Кутузов М.И., Отечественная война, 1812 г.; ________________, Семилетняя война, 1756—1763 гг.; Скобелев М.Д., Русско-турецкая война 1877—1877 гг.; Румянцев-Задунайский П.А., Русско-турецкая 1768—1674 гг.

2) Судебник Ивана III; Указ Ивана IV о «Заповедных летах»; _____________________________________________________________; Соборное уложение.

Задание 7. Историк должен уметь грамотно писать исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин. (8 балл)


  1. Б…г…дельня — __________________________________________________

_________________________________________________________________;

  1. Л…ств…чное право — ____________________________________________

_________________________________________________________________;

  1. Ф…л…грань — ___________________________________________________

_________________________________________________________________;

  1. Ф…льк…нет — ___________________________________________________

_________________________________________________________________;

Задание 8. Прочитайте высказывание. О каких точках отсчета идет речь? Своё мнение кратко аргументируйте. (2 балла)

«…Прямо из старинных, жестоких времен не могли бы появиться люди с тем личным достоинством и честью, что мы привыкли видеть у Пушкина, у декабристов… для того чтобы появились такие люди, понадобится, по меньшей мере, два «непоротых поколения»… начиная с… ».

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


Задание 9. О каких договорах XIX века говорится в документах? (2 балла)

А) Ст. 4. Постановлено, что река Прут со входа ее в Молдавию до соединения ее с Дунаем и левый берег Дуная с сего соединения до устья Килийского и до Моря будут составлять границу обеих империй, для коих устье сие будет общее.

Б) В рассуждении же военных судов: то так как прежде войны, так равно во время мира и всегда российский военный флаг один существовал на … море; то в сем уважении и теперь предоставляется ему одному прежнее право с тем, что кроме Российской державы, никакая другая держава не может иметь на … море военного флота.

А)____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Б)_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________
Задание 10. О каком князе говорится в документе? (1 балл)

«Когда … вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храб­рых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив ее на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все прочие его воины».



  1. Игорь.

  2. Владимир Мономах.

  3. Святослав.

  4. Ярослав Мудрый.

Задание 11. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.

  1. Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке. _(2 балла) _______________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Используя текст, укажите особенности этой битвы. ____________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________



Записки из дневника командующего группой армий «Центр»

генерал-фельдмаршала фон Бока

«...Я направил главному командованию сухопутных войск нижеследующую телеграмму.

«На неоднократно посылавшиеся главному командованию сухо­путных войск запросы и донесения группы армий с указанием на угрожающее состояние войск был получен ответ: наступление сле­дует продолжать даже при наличии опасности, что войска полнос­тью сгорят. Однако ведущееся сейчас наступление с использованием всех тактических возможностей осуществляется в общем и целом фронтально. Для более крупных маневров с целью охвата против­ника, как уже докладывалось, сил нет, а теперь нет и возможности и большом объеме перебрасывать войска. Наступление приведет к дальнейшей кровавой борьбе за ограниченный выигрыш террито­рии, а также к разгрому частей противника, но оперативное воздей­ствие оно вряд ли окажет.

Представление, будто противник перед фронтом группы армии был "разгромлен", как показывают бои за последние 14 дней, — галлюцинация… ».



Задание 12. Определите, о деятельности каких приказов рассказывает подьячий одного из приказов Г. К. Котошихин, бежавший в Швецию? (4 балл)

А) « …а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подъячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чюжеземских принимают и отпуск им бывает; такъже и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает ис того ж Приказу»;

Б) «А ведомо в том Приказе двор, где делают ружье, и казенная оружничья полата, и стволного и ложного и замочного и иного дела мастеры. <...> ...да ружье же, карабины, и пистоли... на царской обиход покупают в ыных государствах, где прилучитца...»;

В) «А ведомо в том Приказе всего Московского государства ямщики, и дается им царское жалованье по 20 рублев и болши человеку на год, а лошадей держат они для гонбы по 3 лошади у всякого человека указное... <...> А устроены ямские слободы дворов по 30 и по 40 и по 50 и по 80 и по 100, а слобода от слободы по 30 и по 40 и по 60 и по 90 и по 100 верст и болши»;

Г) «…а в нем сидит околничей, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомо в том Приказе всего Московского государства земля, и что кому дано поместья и вотчин, или кто у кого вотчину купит и кому вновь что дадут...».

А)____________________________________________________________________

Б)_____________________________________________________________________

В)____________________________________________________________________

Г)_____________________________________________________________________
Задание 13. Ученику случайно попал в руки Указ… «об урочных летах»…

Смысл прочитанного ученик понял не до конца. Помогите ему, выполнив задания и ответив на вопросы:

1) Напишите в современном летосчислении год, соответствующий указанному в документе «7106». _________________________________________________

2) Что такое урочные лета? ____________________________________________

______________________________________________________________________

3) После какого срока беглые крестьяне могли оставаться у принявшего их помещика или вотчинника? ____________________________________________

4) Почему указ был принят 24 ноября? __________________________________

«Лета 7106-го ноября в 24 день царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из <...> …вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем они выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, <...> давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил. А которые крестьяня выбежали до нынешнего 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, а те помещики и вотчинники, из-за ково они выбежали <...> на тех своих беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, из-за них выбежав, живут до нынешняго 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, государю не бивали челом, – и государь указал на тех беглых крестьянех в их побеге... <...> суда не давати и назад их, где хто жил, не вывозити. А давати суд и иск в беглых крестьянех, которые до нынешняго 106-го году выбежали за пять лет. А которые дела в беглых крестьянех засужены, а до нынешняго государева указу не вершены, – и государь указал те дела вершить по суду и по сыску».


Задание 14. На Южном Урале исследовано много археологических памятников древней истории. В какой пещере находится знаменитая "картинная галерея" каменного века?

1) Колокольная 3)Комсомольская

2)Игнатиевская 4)Сикияз-Тамакская

Задание 15. Как называли Челябинск в годы Великой Отечественной войны?

(1 балл)


-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 16. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. (3 балла)

  1. Политический, или, нескольких, союз, государства, военный.

  2. Прямоугольник, форма, в, войска, построение.

  3. Плата, временное, за, земля, предоставление, строения, и, пользование, прочего, во.

  1. ___________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________

Задание 17. Среди исторических деятелей, перечисленных ниже, трое — современники. Укажите их. (3 балла)

  1. Фернан Магеллан.

  2. Андрей Рублёв.

  3. Ян Жижка.

  4. Василий III.

  5. Леонардо да Винчи.

  6. Борис Годунов.

Ответ: ______________________________________________________________
18. Соотнесите портреты художников-передвижников с написанными ими картинами. (16 баллов)

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7. 8.
А. Б.

В. Г.

Д. Е.

Ж. З.




Ф.И.О. художника

Название картины

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




19. Выберите правильный ответ. (2 балла)

А) Из перечисленного к творчеству архитектора Андрея Никифоровича Воронихина в С.-Петербурге относится создание (1 балл):

  1. Казанского собора.

  2. Смольного монастыря.

  3. Михайловского дворца.

  4. Александровской колонны.

Ответ: _____________________________________________________________

Б) О каком из перечисленных ниже русских историков это сказано?

Петра соратник, дипломат,

Любитель старины…

Одним из первых написал



Историю страны.

  1. С.Ф. Платонов.

  2. Н.М. Карамзин.

  3. В.О. Ключевский.

  4. С.М. Соловьёв.

  5. В.Н. Татищев.

Ответ: _____________________________________________________________
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ (40 баллов)

  1. «Добрыня крестил мечом, а Путята огнем». (Новгородцы о крещении Новгорода.)

  2. Сказал брат брату: «Это мое, и то мое ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. («Слово о полку Игореве».)

  3. «Аще ли умру, с вами, аще ли жив буду, с вами же!» (Дмитрий Донской на Куликовом поле.)

  4. «Судите праведно, наши виноваты не были бы». (Иван Грозный.)

  5. «Чтоб всякие дела своею рукою подписывали, ибо сим всякого дурость явлена будет». (Петр I.)

  6. «Не Пугачев важен; важно общее негодование». (Генерал-аншеф Александр Бибиков.)

  7. «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкой». (Александр Пушкин.)

  8. «Никакой другой воли не будет». (Александр II.)

  9. «Мы доведем войну, какая бы она ни была, до конца». (Николай II.)

  10. «…Судьба войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент внезапности, а постоянно действующими факторами…» (Приказ народного комиссара обороны 23 февраля 1042 г.)

  11. «Олигархи должны быть равноудалены от власти». (Владимир Путин.)

  12. «Если к слову «демократия» приставляются какие-то определения, это создает странный привкус». (Дмитрий Медведев».)


Ваше сочинение-эссе будет оценено жюри из следующих критериев:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

  4. Четкость и доказательность основных положений работы.

  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.





скачать


Смотрите также:
Школьный этап всероссийской олимпиады по истории 2012-2013 уч. Год время на выполнение – 150 минут (2,5 часа)
90.16kb.
1 (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году география 10 класс Время выполнения: 60 минут
28.77kb.
1 (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году география 9 класс Время выполнения: 60 минут
35.13kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год 9 класс Время выполнения 120 минут
53.29kb.
1 (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году география 11 класс Время выполнения: 60 минут
31.35kb.
Результаты Всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 учебный год Школьный этап
121.08kb.
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по праву 2012-2013 учебный год 9 класс максимальный балл – 105 Задание 1
82.77kb.
I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников 2012-2013 учебного года по информатике Задания для 9-11 классов Время выполнения – 2 часа. Максимальное количество баллов – 100
34.3kb.
Рейтинговый список Всероссийской олимпиады школьников (школьный этап) 2012-2013
1391.99kb.
I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 9 классе в 2012-2013 учебном году ( 240 минут)
105.99kb.
I школьный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 2011 – 2012 учебный год
79.66kb.
11 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1
64.5kb.