Главная стр 1
Отдел Народного Образования администрации Тулунского муниципального района муниципальное общеобразовательное учреждение «Умыганская средняя общеобразовательная школа»






Выполнила: Шубина Снежана

ученица 10 класса

Руководитель: Боровикова Е.А.

учитель немецкого языка,

2 квалификационная категория




2009

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………… 2

2.Праздник Светлого Христова Воскрешения в России…………… 4

а) исторический экскурс о происхождении праздника…………. 4

б) Светлая пасхальная седмица ……………………………………5

в) из воспоминаний наших предков ………………………………6

3. Пасхальные празднования в Германии …………………………. 8

4. Традиционные пасхальные атрибуты в России и Германии …… 9

а) Почему на пасху дарят яйца?......................................................... 9

б) Почему же именно заяц? ………………………………………. 10

5. Пасхальный стол в России и в Германии …………………………11

6. Пасхальные игры в России и в Германии…………………………12

7. Заключение………………………………………………………… 13

8. Приложение ……………………………………………………… 14



1. Пояснительная записка
Современная эпоха – это эпоха развития нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, это ситуация кардинальной переоценки ценностей, поиска ответов на выдвинутые историей вопросы, время пересмотра прежних основ человеческого существования-все вышеназванное не дает право забывать людям о национальной культуре, обычаях и народных традициях. За последнее десятилетие мы оказались оторванными от своих национальных корней, нарушилась связь времен, и это пагубно сказывается на нашей культуре и духовности. Отрицать же наличие национального характера, индивидуальности – значить делать мир народов серым и скучным. «Народ умирает, когда становиться населением. А населением он становиться тогда, когда забывает свою историю и культуру». Ф. Абрамов

Отсутствие в России национального воспитания привело практически к потере нами этнического лица. Путь к величию России лежит через воспитание нового поколения высококультурных, высокообразованных граждан, уважающих свой народ, его традиции, историю, культуру, посвятивших свою жизнь делу служения Отечеству на разных поприщах.

Важность и актуальность исследования народных традиций послужило обоснованием для определения темы исследовательской работы: «Народный праздник «Пасха» в России и Германии».

Цель исследования: - выявление особенностей и раскрытие сущности празднования народного праздника «Пасха» в России и Германии; -содействие подрастающему поколению в созидании своего внутреннего мира, в понимании значения живых и искренних традиций, несущих людям душевное тепло, добро и милосердие.





2. Праздник Светлого Христово Воскресения

а) исторический экскурс о происхождении праздника
Пасха - один из главных весенних праздников в Христианстве, главное
событие года для православных христиан и самый большой православный

праздник. Установлен он был в Никейском соборе в память воскрешения

Иисуса Христа. Даже люди неверующие в этот день становятся добрее. Пасха

завершает Великий пост, во время которого человек должен подготовить себя к

встрече этого светлого праздника. Первые христиане называли Пасху

праздником всех праздников, «великим днём Господа». Начало праздника

приходится на 4 апреля - 8мая (по новому стилю). В русский язык слово

«Пасха» пришло из еврейского языка и в переводе означает «исход»,

«избавление», «освобождение». В Ветхом Завете, Священном Писании,

записанном до Рождества Христова, праздник Пасхи был воспоминанием о

выходе евреев под предводительством пророка Моисея из Египта и избавлении

израильского - народа от мучительного египетского рабства. Празднуя Пасху

Христову, мы тоже празднуем избавление от рабства, но другого рода - рабства

греха. Библейские записи свидетельствуют, что в один из четвергов был

казнен- распят на кресте Иисус Христос. На третий день -в субботу ночью-

Иисус Христос после своих страданий, мук и смерти силою своего божества

ожил- воскрес из мертвых. Настал день перехода от смерти к жизни, переход от

земли к небу. Душою своей он сошел в ад, к душам людей, освободил их всех

из ада. Люди ждали своего спасителя и в радости сказали «Христос Воскрес!»

Воскрешение Иисуса Христа-избавление человечества от рабства дьяволу,

дарование людям жизни и вечного блаженствия. На земле Господь творил

чудеса: воскрешал мертвых, прощал людям грехи.

Завистники казнили его, но он воскрес из мертвых и принял господство над

всей вселенной. В Библии мы читаем: « Верующий в Него не будет судим, кто

же не верит, тот уже осужден, потому что он не поверил значению имени Сына

Божьего…»

В происхождении немецкого названия праздника Пасхи - Ostern – нет

единого мнения. Полагают, что это слово восходит к древневерхненемецким

словам Ostar a и Eostra, обозначавшим древнегерманскую богиню утреннего

света. В древности месяц апрель назывался также по имени этой богини –ostarmanoth. Пасху (Ostern)

или Вознесение Христово отмечают немцы, как и другие христиане в воскресение

после первого весеннего полнолуния - не ранее 22 марта не позднее 25 апреля.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано

различием в дате церковных полнолуний, и разница между солнечными

календарями- 13дней в 21 веке. Западная Пасха в45% случаев на неделю раньше православной, в 30% случаев совпадает, 5%- разница в 4 недели, и 20%- разница 5 недель. Разницы в 2,3 недели не бывает. В 2008 году христианскую Пасху праздновали в России 27 апреля, а католическая Пасха пришлась на 23 марта. В современной Германии отмечают пасху два дня: пасхальное

воскресенье, пасхальный понедельник. Оба дня являются государственными

выходными. Изначально древние германцы отмечали в этот день весеннее

равноденствие и восхваляли богиню весны и плодородия Отару, от имени которой

и пошло название праздника. Христианская церковь терпимо отнеслась к этому

языческому обычаю, вследствие чего объединила данное празднование

Воскресением Христовым.

Пасхальные празднества начинаются с церковной службы в России в Великую

субботу, в 11 часов вечера начинается пасхальная заутреня. Все молящиеся зажигают свечи и ждут, когда священники в светлых ризах с крестом и

иконами выйдут из церкви для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма

и как бы прийти к запечатанному гробу Спасителя. Крестный ход останавливается

перед закрытыми дверями церкви, и священник начинает петь радостную пасхальную песнь: «Христос воскреснье из мертвых, смертию смерть поправ, и

сущим во грабех живот (т. е. жизнь) даровал».

В ответ на эту радостную песнь распахиваются двери, крестный ход входит в

храм, наполняя его радостным пением. Священник всё время кадит храм и,

проходя, приветствует людей: «Христос Воскресе», на что люди отвечают

«Воистину Воскресе». Все, как братья, обнимаются и трижды целуются. В

радости о вести Воскресения забывают горе и обиды. Ночная служба

заканчивается Литургией, после, которой люди, которые исповедовались

накануне, причащаются, при этом происходит со- воскресение с Христом.

Приготовленные блюда, которыми принято разговляться в пасхальное

воскресение, обязательно освящаются в церкви.



б) Светлая пасхальная седмица
В России Пасха празднуется семь дней, то есть неделю и поэтому эта неделя

называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже

называется светлым. Ежедневно совершаются богослужения Царские Врата

открыты всю седмицу. С первого Светлой недели, по старинному, уже

забытому приданию, Христос ходит по земле в сопровождении своих

апостолов, вплоть до Вознесения. Ходят они испытывают людское милосердие,

награждают великими и богатыми милостями добрых и карают злых людей. Со

вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай

обливать в этот день холодной водой тех, кто проспал заутрению. Со Светлой

среды начинаются весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня-

каждый вечер. В Чис­тый четверг все обязательно ходили в баню, и за­тем до

Пасхи нельзя было мести пол. В Светлую пятницу, именуемую «прощенным

днем» или просто «прощеньем»,тесть с тещей зовут зятя и его родных «на

молодое пиво», которое называли также «моленным».

Пасхальная суббота слывет в народе «хороводницею»; в этот день самый разгар

молодого веселья. К этому дню приурочивается обычно изгнание или

«провожание» русалок.. В воскресенье со Светлой седмицы на Фомину-

проводы Пасхи. В этот день оставшиеся от праздничной снеди кости,

благославясь, несут в поле, где и зарывают их. Обычай этот считается охраной

посевов от градобития. Другой же обычай подсказывает беречь эти кости в хате

и бросать их в топящуюся печь во время летних гроз. Всю Светлую неделю

льется по Руси радостный пасхальный звон. Всю Святую неделю ходили от

деревни к деревне, разнося благостную весть о Воскресении Христовом,

богоносцы с крестами образами «Ходить под богом» на Святой считалось в

народе за благочестивый подвиг.
в) из воспоминаний наших предков о Пасхе

В нашей деревне пожилые люди соблюдают народные традиции и

стараются передать их подрастающему поколению. Много нового и

интересного я узнала о православном празднике Пасха из рассказа моей

прабабушки.

В тридцатые годы маленькой девочкой жила она в Иркутске. Родители целыми

днями работали, и жизнь ее проходила со старенькой няней, которая в: начале

века приехала из деревни в город и жи­ла в нашей семье. Она была очень

религиозна и исполняла все положенные обряды. По праздни­кам за ручку водила

мою прабабушу в церковь, и праздник Пасхи ей с детства запомнился особенно.

Все семь недель предпасхального Великого по­ста няня строго постилась. Ела в

основном тюрю— в воду нарезала маленькими кусочками черный хлеб,

прибавляла немного лука, немного постного масла и подсаливала. На шестую

неделю в Вербное воскресенье из своих домишек к церкви тянулись старушки в

бе­лых платочках освящать вербу. Она, по поверью, приносит в дом счастье и

оберегает от болезней и неприятностей. Ее хранят в доме целый год. Последняя

неделя поста, седьмая, — самая главная. Это великая Страстная неделя

Страстная неделя — самая трагическая неделя поста, когда Христос был предан,

осужден, возведен на Голго­фу, распят и умер на кресте. В Великую пятницу

перед верующими проходит вся жизнь Иисуса, его учение и его страдания, а в

субботу происходит ожидание чуда — воскрешения Христа.

В этот день в церкви идет освящение пасхальной снеди: куличей, пасхи и

крашеных яиц. А по­здно вечером к церкви стекается народ. Ровно в 12 часов из

храма выносят иконы, кресты, выходят священнослужители в нарядных

светлых одеж­дах. Звонят колокола, и вся процессия с горящими свечами идет

вокруг церкви. А после Крестного хода в церкви начинается литургия о

воскреше­нии Христа. Евангелие на ней читают на разных языках: на

старославянском, на русском, на древ­нееврейском, на древнегреческом и на

латыни — это означает, что проповедь о воскрешении Хрис­та проходит по

всему миру. После окончания службы верующие поздравляют друг друга и про­

исходит обряд христосования. На слова «Христос воскресе» отвечают:

«Воистину воскресе», и об­мениваются поцелуями. В послании апостола Павла

сказано: «Приветствуйте друг друга с це­лованием святым». При этом

обмениваются крашеными яйцами — символом возникновения жизни. Согласно

леген­де капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид красных

куриных яиц, а слезы Бого­матери, падая на эти яйца, оставляли на них пре­

красные узоры. Пасхальные яйца часто делали из стекла, дерева или металла и

красиво расписыва­ли. Во всем мире известны знаменитые работы русского

ювелира Фаберже. Вернувшись домой, все садятся за накрытые бе­лыми

скатертями праздничные столы с угощения­ми, украшенными цветами и

зеленью. Пасхальный стол не имеет никаких запретов. Вначале

едят освященное, а затем жареных поросят, ин­дейку, кур и все, что только

можно было приду­мать. Смысл Пасхи в равенстве всех перед Богом,

во всепрощении и примирении с врагами. Об этом говорится в конце

пасхальной заутрени. В этот день угощают всех пришедших в дом: и знакомых,

и незнакомых — таков старый русский обычай. (Приложение 4)


«Праздников праздник и торжество из тор­жеств» — так следует называть Великую Святую Пасху.

В стародавние времена, в нашей деревне Умыган, Иркутской области

Тулунского района, где основными жителями были выходцы из Белоруссии,

которые собой в деревню привезли свой национальный фольклор, обычаи,

традиции, гуляния. Во время празднования пасхи молодежь собиралась группами,

ходили по деревне от двора ко двору и спевали пасхальные песни.




АЙ, ШЛИ ПОШЛИ И ВОЛОГОБНИЧКИ

«ХРИСТОС ВОСКРЕС - СЫН БОЖИЙ!»

АЙ, ПРИШЛИ ОНИ К НОВОМУ ДВОРУ

К НОВОМУ ДВОРУ К МЛАДУ ТОЛЕЧКИ.

ТИ СПИШЬ, ТИ ЛЯЖИШЬ АЙ, ПОЧУВАЕШЬ?

А КОГДА НЕ СПИШЬ ГУКАКАЙ СО МНОЮ,

УСТАНЬ РАНЕНЬКО И МЫЙСЯ БЕЛЕНЬКО,

МЫЙСЯ БЕЛЕНЬКО ТРИСЯ СУХОНЬКО.

ПОГЛЯДИ В ОКНО ПРИЯВА СТОЛА,

ПРИЯВА СТОЛА ПРИВИЛАСЯ.

НОВА ЦЕРКОВКА СТАНОВИЛАСЯ,

А В ТОЙ ЦЕРКОВКИ ПРИСТОЛЫ СТОЯТЬ,

А ЗА ПРИСТОЛОМ САМ ГОСПОДЬ СИДИТЬ,

САМ ГОСПОДЬ СЯДИТЬ И КНИЖЕЧКУ ДЕРЖИТЬ.

А КОГО ЯВО ПРАЗДНЕЧКИ ЕГО

И ЦАТУЮТСЯ И РЯХУЮТСЯ (СОВЕТУЮТСЯ),

А И КОМУ ЖЕ ИЗ НАС НА ПЕРЕД ПОЙТИ?

СВЯТО РОЖДЕСТВО НА ПЕРЕД ПОШЛО,

ЗА РОЖДЕСТВОМ НОВЕНЬКИЙ ГОДОК,

А ЗА НОВЫМ ГОДКОМ СВЯТО КРЕЩЕНЬЕ

СВЯТО КРЕЩЕНЬЕ И ВОДУ КРЕСТИЛА.

А ЗА КРЕЩЕНИЕМ СВЯТОЙ АЛЕКСЕЙ

СВЯТОЙ АЛЕКСЕЙ ОЗЕРА ДЕРЕТ,

ОЗЕРА ДЕРЕТ, РЫБОЧКУ ЖАРИТ.

А СВЯТОЙ ЕГОР ГОНИТ ВОДУ С ГОР,

А ЗА ЕГОРОМ БЛАГОВЕЩЕНЬЕ.

А ЗА БЛАГОВЕЩЕНЬЕМ СВЯТО ПАСХА

МАСЖИ И НАДОЧКУ И ЗОВИ В ХАТОЧКУ.

АЙ ,ЗАПЕВАЛУ ЧАРКУ ГОРЕЛКИ,

ЧАРКУ ГОРЕЛКИ И СЫРА НА ТАРЕЛКИ

И ПАРУ ЯЕЦ, КОЛБАСЫ КОНЕЦ,

А И ПОДХВАШНИЧКАМ И ПО ЯИЧЕЧКУ.

НЕ ДАЛИ КОКА, ВЫДЕРУТ ОКА

НЕ ДАЛИ ЯЕЦ, ПОИСТЬ ВО ВЕК ОВЕЦ.
Пасхальным песнопением славили они хозяев, а в благодарность хороший

хозяин выносил им различные угощения и крашенные яйца. В современном обществе отмечать предстоящую Пасху собирается подавляющее большинство россиян: лишь 6% опрошенных указывают, что не будут праздновать Пасху. За три года доля тех, кто не отмечал Пасху, сократилась (в 2005году было 12%). Возросло число тех, кто планирует участвовать в различных приготовлениях к христианскому празднику: Будут готовить пасхальные блюда-яйца, пасху, куличи(с 46% до 60%), освещать их в церкви(с 14-21%,будут принимать гостей и сами ходить в гости(от 23% до 30%).



3. Пасхальные празднования в Германии

В происхождении немецкого названия праздника Пасхи - Ostern - нет единого

мнения. Полагают, что это слово восходит к древневерхненемецким словам Ostara

и Eostra, обозначавшим древнегерманскую богиню утреннего света. В древности

месяц апрель назывался также по имени этой богини –ostarmanoth. Пасху (Ostern)

или Вознесение Христово отмечают немцы, как и другие христиане в воскресение

после первого весеннего полнолуния - не ранее 22 марта не позднее 25 апреля.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано

различием в дате церковных полнолуний, и разница между солнечными

календарями- 13дней в 21 веке. Западная Пасха в45% случаев на неделю раньше православной, в 30%

случаев совпадает, 5%- разница в 4 недели, и 20%- разница 5 недель. Разницы в 2,3

недели не бывает. В 2008 году христианскую Пасху праздновали в России 27 апреля, а католическая Пасха пришлась на 23 марта. В современной Германии отмечают пасху два дня: пасхальное воскресенье, пасхальный понедельник. Оба дня являются государственными выходными. Изначально древние германцы отмечали в этот день весеннее равноденствие и восхваляли богиню весны и плодородия Отару, от имени которой

и пошло название праздника. Христианская церковь терпимо отнеслась к этому

языческому обычаю, вследствие чего объединила данное празднование

Воскресением Христовым.

Страстная неделя в Германии проходит необыкновенно тихо. Самый печальный день- пятница. Прекращается даже колокольный звон, который возобновляется лишь в субботу. Как справедливо отмечают исследователи, «запрети предписания определяют поведение и быт в эти дни». Суббота- день очищения и уборки, в Кельне этот процесс называется «выметанием Иуды».


Исторические документы свидетельствуют о том, что впервые в 751 году

германцы отмечали окончание зимы зажиганием костров. В ночь на

пасхальное воскресенье по берегам морей, озер и рек снова и снова зажигают

пасхальные костры в Нижней Саксонии, Северном Рейнланде, Гамбурге. И

сегодня считают, что прыжок через пасхальный костер приносит очищение.

Еще одной традиции следует немецкий народ: в Германии стараются

встретить Пасху в обновах.

В католических церквях в пасхальную ночь происходит ритуал освящения

пасхального огня. Все члены общины выходят из церкви. Перед церковью

разжигается полено, от которого священник зажигает свою свечу и

возвращаются в церковь, освещая её новым светом, Светом Жизни. Во время

пасхальной службы в немецких церквях поются две хорошо известные песни:
„Frolocket, ihr Chöre der Engel, frohlocket, ihr himmlischen Scharen, lasset die

Posaune erschallen, preiset den Sieger, den erhabenen König“, а также

„Christ ist erstanden” .

В пасхальное воскресение в католических церквях может также совершаться обряд крещения. Крещаемого младенца одевают в белое платье, которое в некоторых семьях передаётся из поколения в поколение. В Германии в этот день принято святить в церкви, только распустившиеся ветки. Их украшают сладостями (особенно шоколадом), фруктами, лентами и приносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов, каминов. Засушенные ветки хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях. В пасхальную ночь принято в церкви освещать воду.

Считается, что после умывания такой водой весь год не будет

веснушек, бородавок.

Важным элементом Пасхи в Германии считается венок. Он характеризует

просыпание природы, возрождение новой жизни. Пасхальный венок

вывешивается на входной двери или окна. Его украшают цветами,

распустившимися ветками.

Перед пасхой на главных площадях отрываются пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшают зеленью и разноцветными яйцами, символизируя Пасхальные ручьи-Обновления и Весну Радости. И еще одна примета праздника Пасхи в Германии - Важным элементом Пасхи в Германии считается венок.
4. Традиционные пасхальные атрибуты в России и Германии

а) Почему на пасху дарят яйца?
Во времена римского владычества приходившие к императору люди

обязательно должны были принести с собой дары. Богатые несли

золото, бедняки - что было в доме. Весть о воскресении Христа Мария

Магдалина решила донести до императора Тиберия. В дар она могла

принести только белое яйцо, но её пропустили. «Христос воскрес!» -

воскликнула она. Тиберий презрительно ответил, что в такую ересь он

поверит, только когда вот это белое яичко станет красным. Свершилось

чудо. Прямо в руке императора яйцо стало ярко-алого цвета, и он

потрясённо воскликнул: «Воистину воскрес!». Одно из преданий гласит:

обычай сей возник, потому что в момент воскресения Иисуса- камни на Голгофе, окропленные его кровью превратились в красные яйца.

Бытует и другое предание: после смерти Христа, осудившие его на казнь,

собрались на пир. Среди блюд была жаренная курица и яйца. Во время пира

один из гостей вспомнил про казненного и пошутил, что Иисус собирался

воскреснуть на третий день. На это хозяин дома ответил: «Если курица на

столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг

яйца изменили свой цвет, а курица ожила. «Дорого яичко ко Христову дню!»-

гласит народная пословица. Но к Пасхе оно действительно дорого - без него не

разговляется даже ни один нищий. Издревле православные люди дарят друг

другу эти подношения, троекратно целуясь и произнося слова: «Христос

воскрес!» - « Воистину воскрес!» Первое яйцо, полученное в Христов день, по

народному поверью никогда не испортится, если оба похристосовшиеся

приветствовали друг друга от чистого сердца. Поэтому многие верующие люди

хранят его на божнице в течении всего года- до новой Пасхи. Деревенское

поверье советует на Пасху каждое утро оглаживать лошадей яйцом, оглаживать

и приговаривать: «Будь гладок( гладка) как яичко». Это должно приносить

лошади здоровье и спорость в работе. «Не огладишь лошадку крашенным

яйцом -корм ей не на пользу пойдет»-говорят старые люди.

Яйцо имевшее ранее значение жизни и плодородия, в христианстве стало символом новой жизни и Нового Завета. В Германии яйца стали основным символом Пасхи примерно с 5 века, и уже тогда их красили в разные цвета, предпочитали зеленый цвет, как символ чистоты. Красили яйца, как и в России в Чистый четверг используя различные средства для крашения. (Приложение 6) Согласно статистике жители Германии съедают в праздничные дни около 2 млрд. яиц.


б) Почему же именно заяц?
Другой символ Пасхи в Германии - заяй. Первые упоминания о данном персонаже относятся к 1682 году, причины появления зайца в пасхальной символике называются самые различные. Вспоминают даже то, что заяц лунное животное, а праздник как раз приходится на первое воскресенье после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия. Помимо всего прочего заяц повсеместно является символом плодовитости и плодородия. Это объясняет, почему на Пасху неожиданно появляется так много яиц. Другие источники свидетельствуют о том, что заяц позаимствован из древних культов, и по народным поверьям несет праздничные яйца (считается, что их не может нести обычные куры). Георг Франс фон Франкснау написал трактат «О пасхальном зайце».

Но известно также, что в средние века пасхальный заяц подвергался гонениям и этим важным делом (крашением яиц и их прятаньем) не всегда занимался только он. Вплоть до 15 столетия пасхальными яйцами занимались животные самых разных видов. В некоторых регионах их прятали лисы и петухи, в других – аисты, журавли и глухари.

Сейчас пасхальный заяц очень популярен – он любимец всех детей. Накануне праздника Воскресения Христова заяц прячет от ребятишек в траве в саду пасхальные яйца, которые дети к удовольствию родителей, в дни праздника с интересом ищут. (Приложение 3) Этот очень забавный и увлекательный пасхальный обычай Германии, напоминающий русскую игру «12 записок». Согласно статистике, немцы покупают к празднику 10000 тонн шоколадных зайцев. Накануне Пасхи его можно видеть везде: на шторах полотенцах, на дверях и окнах: от шоколадного или привычной мягкой игрушки до деревянных, керамических и даже восковых. Фантазиям на тему зайцев нет счету. В Мюнхене существует музей пасхальных зайцев. Особый интерес представляют первые самодельные игрушки. Их делали из папье-маше, полыми внутри. Голова отделялась от туловища и внутри можно было найти пасхальное яйцо. В музее собранно более двух тысяч самых разных экземпляров пасхальных зайцев.
5. Пасхальный стол в России и Германии
Пасхальный стол в России должен быть изыскан и красив. Букет

освященной вербы, крашенные яйца, пасха и кулич являются в этот день

обязательными атрибутами любого русского стола. Однако, пасхальный

завтрак — это не только прием пищи, но серьезное действо, подчиняющееся

определенным правилам. Сначала происходит разговение. Обычно

разговляются пасхальными яйцами, обязательно освященными в церкви. По

правилам, хозяин (старший мужчина в доме) должен взять одно яйцо,

разрезать его по числу членов семьи, сидящих в данный момент за столом, и

дать каждому его долю, в которой, как верили раньше, заключено счастье и

судьба человека на весь предстоящий год. После яйца таким же образом

делят кулич и творожную пасху, вслед за тем можно приступать к другим

блюдам: мясным, рыбным и т. п. Пасхальные куличи готовят по старинным рецептам которые передают из поколения в поколения.(Приложение 5) Обильный пасхальный завтрак (обычно достаточно поздний) дополняется не менее обильным обедом, также проведенным всей семьей вместе дома.

А вот ужинать в этот день не принято— из уважения к празднику. Заметим, что в первый день Пасхи ни в коем случае не следует ходить в гости или звать гостей к себе. Это сугубо семейный праздник. И, наконец, еще одно требование: считается, что остатки пасхальной пищи, особенно в том случае, если эта пища была освящена в церкви, не должны быть выброшены в отходы или скормлены домашним животным, ведь они священны так же, как и всё остальное, прошедшее церковное освящение. Вот почему их не выбрасывали, а обычно сжигали или закапывали где-нибудь в землю.

Оказавшись в Германии в пасхальное время непременно попробуйте некоторые традиционные блюда, ведь многие из них готовят только раз в году. В страстной четверг в Германии принято есть суп из овощей и зелени. Интересно, что добавить в него следует девять трав. Немецкий пасхальный стол тоже украшают богато и со вкусом. Пасхально украшенная гостиная, стол, накрытый красивой скатертью с пасхальным рисунком - все это хорошее начало для пасхального утра. Разноцветные примулы и пасхальные колокольчики поставлены в небольшую вазу.

В Германии на семейный праздник приглашаются гости. Перед каждым из них стоит столовый прибор, раскрашенное яйцо и праздничная открытка,

пришедшая утром. В центре стола, обычно в вазе ставится пасхальное дерево

- веточки какого-либо дерева с молодыми зелёными побегами. Пасхальное

дерево украшается, как правило, и, не должны быть выброшены в ведро c

отходами или скормлены крашеными или шоколадными яйцами. Под дерево, в

«гнездо» кладут крашенные или расписанные накануне яйца. В некоторых

семьях к столу выпекается хлеб в форме ягнёнка, который символизирует

Христа.


Современный немецкий пасхальный стол невозможно представить

без Пасхального Зайца (Osterhase). Появился он на пасхальном столе

благодаря тому, что с давних пор считался символом плодовитости, а

значит продолжения жизни. В тех местах Германии, где не занимались

разведением овец, на праздничный стол вместо баранины подавалась зайчатина.

Позже в некоторых деревнях стали даже выпекать хлеб не в форме

(ягнёнка), а в форме зайца.

Немецкие дети охотно расскажут вам о том, что яйца и пасхальные подарки приносит в дом никто иной как Osterhase. В России символ Пасхального зайца отсутствует потому, что народ издревле считал, что заяц сотворен чёртом (по этой причине заяц такой же косой, как и черт). Заяц считается нечистым животным, и во многих русских сёлах до сих пор не едят зайчатину. Но немецкий шоколадный пасхальный заяц получил в последнее время широкое распространение и в России. Появилась даже песня о шоколадном зайце, правда и здесь сказалось негативное народное представление о косом - в песне он назван хотя и ласковым, но мерзавцем. Как мы уже отметили выше, яйца присутствуют как на русском, так и на немецком праздничных столах. И это не случайно. Существует очень красивое предание.


6. Пасхальные игры

Главные пасхальные развлечения связаны с праздничными яйцами. Яйца катают с горки или по траве, бьют друг об друга острым или тупым концом. В Германии принято еще кидать яйца в друзей, или в яйца бросают монетками. Как правило надо сделать так, чтобы яйцо противника разбилось раньше собственного или бросить его так, чтобы оно укатилось дольше других.

Самым любимым детским развлечением в Германии остается «охота за

яйцами». Смысл игры заключается в том, чтобы найти все яйца, предварительно

спрятанные в доме или саду и обнаружить «гнездо» пасхального кролика с

множеством разноцветных яиц. (Приложение1) После пасхальной трапезы немецкие дети, как

правило, идут в сад, где они ищут подарки от пасхального зайца.

Взрослые заранее прячут их в саду. В Германии популярна веселая игра: 100-

200яиц раскладывают на некотором расстоянии друг от друга. По сигналу

игроки начинают их собирать. Выигрывает тот, у кого урожай больше.

Такая традиция существовала до революции и в России. Вот, например,
воспоминания одной пожилой женщины: «Собиравшиеся у нас на Пасху внуки

очень любили искать яйца в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал в саду

яички с сюрпризами - картонные или склеенные конвертики в форме яичек, в

которых были маленькие выигрыши. Если детей было много, они делились на

команды, и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в

отведённое для этого время».

Много веков любимой пасхальной игрой, как на Руси, так и в Германии было

катание яиц. Устраивали эту игру так: делали простой деревянный или

картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное, пустое место, на

котором раскладывали или крашенные яйца или маленькие выигрыши и

игрушки. Играющие подходили по очереди к «катку» и катили своё яйцо.

Выигрывал тот предмет, который был затронут яйцом.

Между собой в семье, любили также «чокаться» пасхальными яйцами,

стукая тупым или острым концом крашенного крутого яйца яйцо соперника.

Выигрывал тот, чьё яйцо не треснуло.
7. Заключение

В данной информационно-исследовательской работе описаны основные особенности того, что хранит русская и немецкая культура о Светлом Христовом Празднике. На основании проведенных исследований позволительно отметить то, что у традиций празднования Пасхи в России и Германии есть много общего, но есть и отличительные черты. (Приложение 1,2) Это объясняется прежде всего тем, что у истоков Пасхи стоит Христианство - общая для наших народов религия и в тоже время это две культуры. Также из исследования видно, что языческие обычаи гармонично вплелись в традицию празднования Пасхи, внося тем самым своеобразный национальный колорит. Вместе с тем нельзя не отметить, что на современном этапе наблюдается всплеск интереса русских к немецкой культуре, а немцев – к русской. На этом фоне через другую культуру идёт более глубокое познание собственной.

По поводу обычаев и обрядов Пасхи Н.В.Гоголь сказал: «В русском человеке есть особое участие к празднику Святое Воскрешение. Не умирают те

обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в душе». Люди связывают Пасху с весной: с возрождением природы, с ярким свечением солнца. От его света светлеют души людей, сердца открываются добру, милосердию, благодати. С верой в душе человек становится

красивее, благороднее становятся его поступки, с радостью несет он близким

людям душевный покой и любовь. Пасха-Источник радости Светлое Христово Воскресение. Христос воскрес! В этом году христиане всего мира будут праздновать Пасху 19 апреля.

Распахнем же сердца навстречу страдавшему и умершему и воскресшему ради нас. И Он войдет и наполнит Собой и светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы, в ответ на это, с любовью устремимся за Ним, по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскрешение - спасительное состояние наших душ.

Список использованной литературы

1. Григорьева В.М., Немецкий язык / Учебное пособие для 9 класса школ с углубленным изучением немецкого языка. М., Просвещение, 1988.

2. Ерина, Е.М. Обычаи поволжских немцев (Текст)=Site und Brauche der Wolgadeutschen \ (Международный союз немецкой культуры).-М., Готика, 2002.-102с.

3. Долгих Г.В. Семейные традиции. Праздники \ Классый руководитель.-2001. №2.-С.81-86.

4. Жарова И.И., Читаем-по-немецки / Хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс,2000.

5. Козьмина О.Г. По странам изучаемого языка.\ -М., Просвещение, 1994.-123 с.

6. Лесничева, Т.И. Россия, Русь! Храни себя, храни! Приложение к авторской программе «Россия. Родина. Отечество» –Братск, 1996.- 93 с.

7. Лыхина Е.А. Дорога, которую мы выбираем /Классый руководитель.-2003.-№3.-С.51-59.

8. Разумова В.П. С любовью к бабушке \ Классный куководитель.-2000.-№4.-С.65-68.

9. Шанский Н.М. \\ Краткий этимологический словарь русского языка. –М.,1975

10. Штурбина Е.Б. Смена эпох / Классный руководитель.-2001.-№4.-С.55-60.


Приложение 1

Россия Германия

Общие черты:
- у истоков Пасхи стоит Христианство - общая для наших народов религия;

- пасха - один из главных праздников у христиан;

- пасха завершает Великий пост;

- связь праздника со свидетельствами Библейских записей;

- в 30% случаев празднование православной и католической «Пасхи совпадает;

- пасхальные празднества начинаются с церковной службы;

- наличие Страстной недели — самой трагической недели поста;

- наличие традиционных пасхальных атрибутов;

- яйцо, имевшее ранее значение жизни и плодородия, в христианстве стало символом новой жизни и Нового Завета;

- крашение яиц, выпечка куличей.

- освящение в церкви пасхальной снеди: куличей пасхи, крашенных яиц, воды а также вербы;

- пасхальный стол изыскан и красив;

- главные пасхальные развлечения связаны с праздничными яйцами;

- на слова «Христос воскрес!» отвечают: «Воистину воскрес!»;

-с верой в душе человек становится красивее, благороднее становятся его

поступки;




Приложение 2


Отличительные черты



Россия

Германия

Православный праздник

В русский язык слово «Пасха»

пришло из еврейского языка и в переводе означает «исход», «избавление», «освобождение».
В России Пасха празднуется семь дней- «Светлая Пасхальная Седмица».
Светлая пятница именуется «прощенным днем».
Всю Светлую неделю льется по Руси радостный пасхальный звон.
Пасхальная суббота слывет в народе «хороводницею»

В воскресенье со Светлой седмицы на Фомину- проводы Пасхи.

Расхождение между датами православной и католической Пасхи.

Пасха это сугубо семейный праздник.


В России заяц считается нечистым животным.



Католический праздник

В немецком языке слово восходит к древневерхненемецким словам Ostar a и Eostra, обозначавшим древнегерманскую богиню утреннего света.

В современной Германии отмечают пасху два дня. Оба дня являются государственными выходными.

Пятница-«самый печальный день».

Страстная неделя проходит необыкновенно тихо.

Суббота- день очищения и уборки.


В древности отмечали окончание весны зажиганием костров.

В Германии стараются встретить Пасху в обновах.

Совершается ритуал освящения пасхального огня.

Важным элементом Пасхи в Германии считается венок

На семейный праздник Пасху приглашаются гости.
Один из символов Пасхи – заяц.

В Германии выпекается хлеб в форме ягнёнка, который символизирует Христа.


В пасхальное воскресение в католических церквях может совершаться обряд крещения.



Приложение3.
Чудесное яичко

Говорит сестре зайчонок: - Посмотри, яичек разных, Приготовил я немало Золотых, цветных, алмазных, Подставляй скорей передник - Их снесёшь ты милым детым. Всех прилежных добрых крошек Мы сейчас с тобой наметим. В ночь святую под подушку, Не зевай смотри сестричка, Тихо каждому положишь Ты чудесное яичко. Христос воскрес!

(В.Хрущёв)


Приложение 4

Солнечная радость

Прабабушке Варваре

Когда весна встречает лето,

Любуясь шелковым рассветом,

Мне шепот слышится с небес:

«Христос воскрес! Христос воскрес!»

Картины старины далекой

Мелькают перед взором синеоким.

О. эта солнечная радость

И тайной встречи с прошлым сладость…

Из русской беленькой печи

Варвара вынет куличи.

К Софии тянется народ,

Бабулин плащ в толпе мелькает.

Глядят внучата, чуть дыша,

Как просветляется душа.

С улыбкой солнышко встает

И радость новую несет,

А небо крестит хмурый лес:

«Христос воскрес! Христос воскрес!»

(Н. Сафронова)



Приложение 5




Кулич (старинный русский рецепт)
Мука 1 кг, масло сливочное 100 г. Сахар 150-200г, изюм 50-1000 г, молоко 400г, дрожжи, соль. Дрожжи растворяются в теплом молоке, добавляют половину муки, замешивают тесто и оставляют для брожения в тепле на 2-3 часа. Когда тесто поднимется, кладут остальные продукты и хорошо вымешивают. Тестом заполняют смазанную форму на ¾ высоты, посыпают толчеными орехами, миндалем и выпекают кулич.

Кулич немецкий( Бавария)
Замесить тесто из 5 стаканов муки, 200 гр. Сливочного масла, 1 стакан сахара, 200 гр. горячего молока, 15-20 гр. Дрожжи развести в 100 гр. теплого молока, соединить с тестом. Когда тесто поднимется, ввести в него сначала 3 желтка, потом 3 белка и 3\4 стакана изюма. Дать тесту подойти, уложить в форму. Дать тесту подняться и выпекать.

Приложение 6

Ритуал крашения пасхальных яиц
С языческих времен яйцо считалось символом гроба и вознесение в ее недрах новой жизни. Окрашенное яйцо народе называют « крашенка», а расписанное узорами «писанка». В старину в деревнях было принято окрашивать яйца луковой шелухой. Моя бабушка и сейчас пользуется этим способом и научила меня. Луковую шелуху заливают водой, кипятят и процеживают. В окрашенную воду кладут яйца и варят 10 минут. Затем охлаждают в холодной воде и смазывают масленой тряпочкой для блеска. Получается цвет от светло- коричневого до темно-красного. Немцы также предпочитают красить яйца луковой шелухой или корой дуба. Можно красить также специальными красителями, и наклеивать на вареные яйца переводные картинки. Пожилые люди красят пасхальные яйца в отваре почек тополя, молодых листьев березы, сушеной крапивы, чтобы получился рисунок, можно перед окраской обмотать яйца нитками. Также для окрашивания яиц можно использовать кофе, чай, свеклу, смороду, морковь.








Смотрите также:
Шубина Снежана
328.53kb.
Статья Шубина В. И. «Валерий Сагатовский русский философ и поэт»
249.29kb.
Хазова Снежана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Адыгейского государственного университета
149.07kb.
Хазова Снежана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Адыгейского государственного университета конкурентоспособность специалистов и профессионализм: сопоставление феноменов
174.52kb.
Хазова Снежана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Адыгейского государственного университета факторы прогрессивного развития физической культуры и спорта на современном
112.64kb.
Н. П. Шубина назывные предложения урок
81.86kb.
Хазова Снежана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Адыгейского государственного университета Управление спросом на услуги физкультурно-спортивных организаций как функция работников
117.89kb.
Компьютерная зависимость, как проблема неправильного воспитания. Шубина Надежда Николаевна
45.82kb.
Цель проекта: знакомство учащихся с фактами биографии Тютчева и Фета, с отображением её в поэтических произведениях; раскрытие художественных особенностей поэзии Тютчева и Фета; сопоставление творчества двух поэтов
152.93kb.