Главная стр 1
скачать
МОУ «Средняя общеобразовательная школа р.п. Пинеровка Балашовского района Саратовской области»







Утверждаю







Приказ №____ от "__"  _____________ г.
Директор школы







Фандина С.А.










Рассмотрено

Согласовано

Принята

на заседании ШМО учителей ЕМД Протокол №_ от "__" августа _____ г.

Рук.ШМО


"__" августа _______ г.
Зам.директора по УВР

на педагогическом совете
Протокол №____ от "__" августа ____ г.

Пичугин В.В.

Акользина Е.А.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

11 класс

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ

1 час в неделю, всего 35 часов

Учитель
Евгения Георгиевна Чиченкова

2013-2014 учебный год



Пояснительная записка.

Программа элективного курса по химии в общеобразовательном учреждении, составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений, авторской Программы курса химии для профильного изучения химии в 10-11 классах общеобразовательных учреждений.

Автор элективного курса «Решение задач по химии на нахождение формул органических веществ».

Терентьева Л.М., учитель химии МОУ " Лицей№2"г. Саратова.

Химия особая учебная дисциплина, в которой наряду с теоретическими знаниями формируются также экспериментальные и расчетные знания и навыки. Через решения задач разных типов и уровня сложности может быть эффективно освоен курс химии. Поэтому на экзамене и в вузе главный критерий при оценке знаний- умение решать расчетные задачи и применять свои знания в незнакомой ситуации, мыслить творчески.

Анализ школьных программ по химии показывает, что на обучении решении задач не выделено хоть какое-нибудь время. Эпизодическое включение расчетных задач в процесс обучения, приводит к разрыву двух взаимосвязанных сторон рассмотрения химических объектов ( веществ и реакций) качественный и количественный. В имеющихся учебниках химии очень мало задач или они не очень доступны пониманию. Расчет молекулярных формул соединений, в частности органических, обучение решению которых начинается в 10 классе, вызывает у школьников наибольшие затруднения, которые можно объяснить тем, что, как правило, эти задачи преподносятся как особый вид задач, у учащихся не формируются теоретические знания о структуре разнообразных задач этого типа, о сходстве и различиях в их решении.

Элективный курс в 11 классе " Окислительно- восстановительные реакции в вопросах и ответах" носит ориентированный характер. Содержание курса поможет ученикам подготовиться ксдачи ЕГЭ по химии, где затронуто много вопросов по данной теме. Овладение методикой составления ОВР различными способами необходимо при записи и уравнении многих химических реакций, а значит и для решения задач. Так как уровень повышенный, курс позволяет ученику ответить на вопросы "Могу ли я?", " Хочу ли я?", свободно ориентироваться в большом количестве всевозможных ОВР, знать типичные окислители и восстановители, типы ОВР, закономерности их протекания, владеть методикой составления ОВР различными способами, уметь проводить химический эксперимент, уравнивать реакции.

Практическая часть курса нацелена не только на механическое повторение уже полученных знаний, она дает возможность проявления творчества. Для большей заинтересованности задания подобраны с использованием научной- познавательной литературы, задачи снабжены подсказками, разработаны не только в помощь ученику, но и дают алгоритм действия учителя при возможных затруднениях, возникающих у учащихся. Актуальность данных курсов в том, что они позволяют начать и продолжить обучению данных тем, на основе обобщения и переноса знаний, полученных в 8-9 классах. Знакомит с различными способами решения, позволяет формировать у учащихся относительно устойчивые инвариативные знания и элементы действий, дает возможность воспринимать свойства химических соединений и их количественных отношений независимо от частных задач определенного вида или группы. Выбор рациональных приемов способствует активизации познавательной деятельности. Систематическое, а не от случая к случаю, решение задач делает обучение успешным. Элективные курсы ориентированы на развитие у школьников интерес к занятиям, на организацию познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. Элективный курс 10 класса состоит из введения, шести взаимосвязанных тем и итогового занятия. В 11 классе из введения, классификации окислительно-восстановительных реакций, алгоритмов составления ОВР различными способами, и определения ОВ свойств соединений различных химических элементов, окислительно-восстановительные процессы в промышленности, быту и живой природе.

Каждая тема имеет небольшой теоретический материал, примеры решения задач несколькими способами и задачи для самостоятельного решения, что необходимо для формирования и развития навыков анализа. Сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умения установит причинно-следственные связи. Умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Содержание курсов построено по принципу от простого к сложному – от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Знания и умения, полученные при изучении этих курсов, могут быть применены в дальнейшем, для успешного решения задач при подготовке к экзаменам, ЭГЭ и при учебе в высшей школе. Цели: Обучающие:

--закреплять и совершенствовать: а) основные химические понятия,

б) вычислительные навыки и владение алгоритмами для решения типовых задач, умения их составлять;

в) умения применять для решения задач важнейшие физические законы; --отрабатывать навыки ;

-расширять знания учащихся о способах решения задач данного типа; -закреплять умения выбора рационального способа решения задач;

-формирование образовательной среды, способствующей удовлетворению познавательных интересов учащихся, усилению мотивации обучения и как следствие, повышению успеваемости;

Развивающие: -формирование:

а) рационального образного мышления;

б) прием обобщения знаний, применения знаний для решения конкретной задачи; в) самостоятельности и самоконтроля;

г) умения самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию химического содержания и использовать приобретенные знания для решения практических, жизненных задач; -совершенствовать культурой устной и письменной речи;

-способствовать формированию собственного мнения и умению его отстаивать.

Воспитательные: воспитания трудолюбия целеустремленности, формирование само-ивзаимовыражения в условиях работы в группе, умения использовать приобретенные знания для практически жизненных задач.

В результате изучения элективного курса учащиеся 10 класса должны

знать: -стандартный план решения задачи на нахождение молекулярной формулы;

- основные и дополнительные способы решения задач данного типа;


Учебно-тематическое планирование элективного курса в 11 классе по теме: «Решение задач по химии на нахождение формул органических веществ».

п\п


Тема урока

дата

Виды деятельности

1.

Введение. Место химических задач в процессе обучения химии

Условные обозначения, названия и единицы измерения физических величин, их взаимосвязь. Приближенные вычисления, значащих цифр, правила округления.






Вводная лекция. Демонстрация справочных таблиц.

Тема 1.Химические формулы

2.

Химические формулы: простейшая (эмпирическая), молекулярная (истинная, брутто-формула),графическая, структурная, электронная.




Лекция с элем беседы. Выполнение письменных упр.

3.

Информационно составляющая формула. Выполнение упражнений.




Выполнение письменных упр.

Тема II. Решение расчетных задач на нахождение простейшей формул органических веществ.

4.

Решение задач несколькими способами на примере задачи на нахождение простейшей формулы органического вещества по данным о массовых долях химически




Алгоритмы решения задач

5.

Решение задач на нахождение простейшей формул органических веществ по данным об отношении масс химических элементов в нем.




Решения зада различными способами.

6.

Решение задач на нахождение простейшей формул органических веществ по данным о его массе и продуктах реакции горения.




Письменная работа.

7.

Решение задач на нахождение простейшей формул органических веществ по данным о его массе и продуктах реакции горения.




Письменная работа.

8.

Контрольная работа №1 по теме II.




Письменная работа.

Тема III. Решение задач на определение молекулярных формул органических веществ с использованием количественных данных.

9.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества по данным о массовых долях химических элементов и относительной молекулярной (молярной) массе.




Решение задач

10.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества по данным об отношении масс химических элементов в нем и относительной молекулярной (молярной) массе.




Задания для см. решения

11.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества по данным о массовых долях химических элементов в нем и относительной плотности его паров по другому газу (DН2,Dвозд.,DО2,D N2 и др.)




Задания для см. решения

12.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества по данным о массовых долях химических элементов в нем и относительной плотности его паров по другому газу (DН2,Dвозд.,DО2,D N2 и др.)




Выступление уч-ся в роли докладчика, оппонента, рецензента.

13.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества по данным о массовых долях химических элементов в нем и плотности паров вещества, измеренной при н.у..




Выступление уч-ся в роли докладчика, оппонента, рецензента.

14.

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества по данным о массовых долях химических элементов в нем и плотности паров вещества, измеренной при н.у..




Выступление уч-ся в роли докладчика, оппонента, рецензента.

15.

Закон объемных отношений. Нахождение молекулярной формулы с применением закона объемных отношений.




Выступление уч-ся в роли докладчика, оппонента, рецензента.

16.

Определение формул органических веществ по соотношению продуктов их горения.




Выступление уч-ся в роли докладчика, оппонента, рецензента.

17.

Определение формул органических веществ по соотношению продуктов их горения.




Выступление уч-ся в роли докладчика, оппонента, рецензента.

18.

Нахождение молекулярной формулы органического вещества по общим формулам гомологических рядов ( классов соединений) и относительной молекулярной(молярной) массе.




Выступление уч-ся в роли докладчика, оппонента, рецензента.

19.

Нахождение молекулярной формулы органического вещества по общим формулам гомологических рядов ( классов соединений) и относительной молекулярной(молярной) массе.




Выступление уч-ся в роли докладчика, оппонента, рецензента.

20.

Уравнение Клапейрона- Менделеева. Нахождение молекулярной формулы органического вещества с применением уравнения Клапейрона- Менделеева.




Лекция.

21.

Контрольная работа №2 по теме3.




Письменная работа.

Тема IV. Нахождение простейших и молекулярных формул органических веществ по свойствам этих веществ и результатам реакций с их участием.

22.

Нахождение простейших и молекулярных формул органических веществ по свойствам этих веществ и результатам реакций с их участием.




Использование самоучителя

23.

Нахождение простейших и молекулярных формул органических веществ по свойствам этих веществ и результатам реакций с их участием.




Использование самоучителя

24.

Нахождение простейших и молекулярных формул органических веществ по свойствам этих веществ и результатам реакций с их участием.




Использование самоучителя

25.

Нахождение простейших и молекулярных формул органических веществ по свойствам этих веществ и результатам реакций с их участием.




Использование самоучителя

Тема V. Решение задач по курсу.

25.

Усложненные расчетные задачи.




Отработка тестов

26.

Усложненные расчетные задачи.




Отработка тестов

27.

Усложненные расчетные задачи.




Отработка тестов

28.

Усложненные расчетные задачи.




Отработка тестов

29.

Усложненные расчетные задачи.




Отработка тестов

30.

Усложненные расчетные задачи.




Отработка тестов

Тема VI. Решение задач по курсу с использованием современных информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).

31.

Решение задач по курсу с использованием современных информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).




Применение компьютерных программ

32.

Решение задач по курсу с использованием современных информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).




Применение компьютерных программ

33.

Итоговое занятие.




Защита проектов

34.

Резервное время.









Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

стандартный план решения задачи на нахождение молекулярной формулы;

основные и дополнительные способы решения задач данного типа;

физико-химические величины и единицы;

формулы применяемые при решении задач;

уметь:

схематично записывать условие задачи;

проводить анализ химической части задачи и ее решения;

правильно использовать физико-химические величины и их единицы;

грамотно оформлять решение;

составлять и применять алгоритмы действия при решении;

использовать основные способы решения ( соотношение масс элементов, сравнение масс элементов, величину " количества вещества" и ее единицу " моль", составление пропорций, коэффициент пропорциональности;

использовать дополнительные способы решения (вывод алгебраической формулы и расчет по ней, через химические теоремы);

оперировать понятия: относительная атомная масса элементов:

применять закон Авогадро и его следствия, закон Гей- Люссака;

использовать уравнение Менделеева-Клапейрона;

решать комбинированные задачи рациональными способами.



Содержание программы элективного курса " Решение задач по химии на нахождение формул органических веществ"– 10 класс.

На изучение курса отводиться 34 часа (1ч.В неделю). Он ориентирован на органическую химию и изучается в 10 классе и является курсом, выполняющий функции " надстройки" профильного курса. Для успешного усвоения курса необходим запас базовых знаний по химии, знания физических величин и их взаимосвязь, газовых законов, навыков вычисления и доказательства. Введение. 1ч. Место химических задач в процессе обучения химии. Условные обозначения, названия и единицы измерения физических величин, их взаимосвязь. Приближенные вычисления в курсе химии при решении расчетных задач.. Значащие цифры, правила округления. ТемаI-2ч.Химичекие формулы: простейшая (эмпирическая), молекулярная ( истинная, брутто- формула), графическая, структурная, электронная. Информационная составляющая формулы. Выполнение упражнений.

ТемаII.-4ч.Решение расчетных задач на нахождение простейших формул органических веществ.


  1. Решение задач несколькими способами на примере решения задач на нахождение простейшей формулы органического вещества по данным о массовых долях химических элементов в нем.

  2. Нахождение простейшей формулы органического вещества по данным об отношении масс химических элементов в нем.

  3. Нахождение простейшей формулы органического вещества по данным о

его массе и продуктах горения.

ТемаIII-14 ч. Решение расчетных задач на определении молекулярных формул органических веществ с использованием количественных данных.

1.Нахождение по данным о массовых долях химических элементов в нем и относительной молекулярной (или молярной) массе.


  1. Нахождение молекулярной формулы органического вещества по данным об отношении масс химических элементов в нем и относительной молекулярной (или молярной) массе.

3-4Нахождение молекулярной формулы органического вещества по данным о массовых долях химических элементов в нем и относительной плотности его паров по другому газу 9 водороду, воздуху, кислороду, азоту и т. д.)

5.Нахождение молекулярной формулы органического вещества по данным о массовых долях химических элементов и плотности его паров измеренной при н.у.

6-7. Нахождение молекулярной формулы органического вещества по данным о его массе и продуктах горения, а также по плотности его паров: абсолютной и относительной по другому газу.

8-9. Нахождение молекулярной формулы органического вещества с применением закона объемных отношений.

10. Определение формулы органических веществ по соотношению продуктов их горения.

11-12. Нахождение молекулярной формулы органического вещества по общим формулам гомологических рядов 9 классов соединений) и относительной молекулярной (или молярной) массе.

13. Нахождение молекулярной формулы органического вещества с применением уравнения Клапейрона- Менделеева. Тема IV.-4ч. Нахождение простейшей молекулярной формулы органических веществ по свойствам и результатам химических реакций с их участием Тема V-6ч. Решение задач по всему курсу.

Литература.

1Д.Л. Ерыгин, Е.А. Шишкин «Методика решения задач по химии». М: Просвещение, 1989.

2. В.И. Дайнеко «Как научить школьников решать задачи по органической химии», М: Просвещение, 1987.

3. Д.Н. Чернова, М.И. Бровко, П.М. Волович «Сборник задач по органической химии», М., АЙРИС ПРЕСС, 2000 г.

4. М.Б. Беликова «Бенефис задачи» , «Химия» - прложение к газете «Первое сентября» №№29-30, 1999.

5. В.я. Вивюрский «Задачи на определение формул органических веществ по соотношению продуктов горения», «химия « - приложение к газете «Первое сентября» №16, 1999.

6. Г.В. Прохорова «Математика и химия»: значащие цифры, правила округления», журнал химия в школе, №1 1999.

7. Е.А. Шишкин «Обобщение в процессе обучения решеню задач», журнал «Химия в школе», №5, 2000 г.

8. ьЛ.А. Нуязина «Алгоритмы решения задач по уравнениям», «Химия» - приложение к газете «Первое сентября» №26, 2001.

9. Задачи повышенной сложности для абитуриентов, Пенза. Областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997.

10. Л.А. Слета, А.В. Чёрный, Ю.В. Холин «1001 задача по химии «ИЛЕКСА», «РАНОК», Москва-Харьков, 2004.

11. Ю.К. Губанова «Сборник задач по химии с решениями», Саратов, издательство «Лицей», 1999.

12. А.Ф. Хрусталёв «Химические теоремы», «Химия в школе» №7, 1998.

13. Ю.В. Лавий «Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств», М., Просвещение, 1987.

14. Л.А. Слета, Ю.В. Холин 2002 задач по химии», Ростов-на Дону, «Феникс», 2007.

15. Е.П. Ким «Вопросы, задачи и упражнения по органической химии» для учащихся химико-биологических классов, Саратов, СГМУ, 1996.

16. В.Малышкина 2Занимательная химия». Серия «Нескучный учебник» С-П6, Тригон, 1998.

17. Е.Н. Дмитров «Познавательные задачи по органической химии и их решения», Тула, «Арктоус».

18. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффектные опыты» М., «Дрофа», 2002.

19. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова «Книга по химии для домашнего чтения», М., «Дрофа».



20. В.В. Девяткин, Ю.М. Ляхова «Химия для любознательных или о чём не узнаешь на урокае», Ярославль, «Академия», 2000 г.
скачать


Смотрите также:
Элективный курс по химии 1 час в неделю, всего 35 часов Учитель Евгения Георгиевна Чиченкова 2013-2014 учебный год
161.65kb.
Рабочая программа 9 класс Основы здорового образа жизни 1 час в неделю, всего 34 часа Учитель Евгения Георгиевна Чиченкова 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа
181.81kb.
Программа по предмету русский язык 5 часов в неделю (всего 170 часов) 2013 2014 учебный год
1279.87kb.
Тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса на 2013-2014 учебный год Учитель начальных классов маоу «сош №131» г. Перми
338.38kb.
Уроков литературы в 6 классе 2013 2014 год Учитель: Ермакова М. В. Количество часов: всего 68 часов; в неделю
129.6kb.
Уроков литературы в 9 классе 2013 2014 год Учитель: Ермакова М. В. Количество часов: всего 102 часов; в неделю
43.57kb.
Элективный курс по информатике информатика для любознательных
249.3kb.
Рабочая программа по литературе класс- 7 Всего часов на учебный год -70 Количество часов в неделю -2 Учитель: Беспалова
309.09kb.
Рабочая программа по литературе класс- 9 Всего часов на учебный год -105 Количество часов в неделю -3 Учитель: Беспалова
441.92kb.
Программа по технологии в 3 классе учитель Курылева Е. С. 2013-2014 учебный год
71.79kb.
Уроков по физике. 10 класс (профиль) (5 часов в неделю, всего 170 часов)
793.83kb.
Рабочая программа по истории класс IX всего часов на учебный год 70 Количество часов в неделю 2 Учитель: Лисицкая
409.73kb.