Главная стр 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №5

г. Амурска

имени Романа Александровича Турского

Амурского муниципального района

Хабаровского края





СОГЛАСОВАНО

на методическом совете

протокол № ____ от ___________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ООШ № 5

_________ Е. А. Михайлюк

«___»_________________2013 г.


Программа

занятий внеурочной деятельности

«Юный математик»
Выполнила: Бондарчук Н.В.

учитель математики,

МОУ ООШ № 5
Амурск 2013 г.


  1. Пояснительная записка

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном классе. Программа «Юный математик» рассматривается в рамках реализации ФГОС ООО и направлена на общее интеллектуальное развитие обучающихся.

Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество проводимых занятий – 34.



Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.

Цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Воспитать у учащихся чувство коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

2. Воспитать высокую культуру математического мышления.

3. Пробуждать и развивать устойчивый интерес учащихся к математике и ее приложениям.

4. Оптимально развивать математические способности у учащихся и прививать учащимся определенные навыки научно-исследовательского характера.

5. Развивать у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Устанавливать более тесные деловые контакты между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубоко изучать познавательные интересы и запросы школьников.

7. Создать актив, способный оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 5 - 6 классов, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- эврестическая беседа;

- практикум;

- интеллектуальная игра;

- дискуссия;

- творческая работа.

Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.

Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на внеурочных занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках.

Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:


занятия

Определение уровня трудности занятия


Настроение

Самооценка работы на занятии




легкое

среднее

трудное










  1. Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач



  1. Содержание программы

Программа состоит из 34 тем.

  1. Организационное занятие. История развития математики (2 часа)

Учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса. 

  1. Старинные задачи (1 час)

Учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.

  1. Шуточные задачи и загадки (1 час)

Сколько кошек? Число 666. Дележ. Разрубить подкову. Что сказал старик.

  1. Восстановление знаков действий (1 час)

Восстановление знаков действий и скобок


  1. Запись цифр и действий у других народов (1 час)

От зарубок через символы к цифрам. Математика в древней Руси. Единицы измерения. Древнегреческая нумерация. Славянская нумерация. Вавилонская поместная нумерация. Римские цифры. Индийская поместная нумерация.

  1. Действия с римскими цифрами (1 час)

Просто о числах. Занимательные задания. Мнемоническое правило запоминания римских цифр.

  1. Приемы устного счета (1 час)

Как умножить на 11. Быстрое возведение в квадрат.

  1. Как сосчитать? (1 час)

Движение пальца. Рейс через океан. Продажа яблок. Гусеница. Быстрое возведение в квадрат. Сбор яблок. Сумма натуральных чисел. Сумма нечетных чисел.

  1. Числовые ребусы (1 час)

Спорт. Множества. Слова из песни. Ребусы про города. Ребусы с цифрами.

  1. Числа великаны и числа малютки (1 час)

Запись и произношение чисел – великанов и чисел – малюток.

  1. Логические задачи (1 час)

Кувшинки на пруду. Бабушкины гренки. Фальшивая монета. Пожар на острове. Незадачливый рыбак. Возраст.

  1. Задачи, решаемые с конца (1 час)

Магия чисел. Яблоки. Черт и бездельник. Туристы. Гуси.

  1. Переправы и разъезды (1 час)

Через ров. Волк, коза и капуста. Отряд солдат. Переправа в трехместной лодке. Разъезд шести пароходов.


  1. Решение олимпиадных задач (1 час)

Олимпиадные задачи.

  1. Сказки и старинные истории (1 час)

Как гусь с аистом задачу решали. Крестьяне и картофель. Два пастуха. Расстановка часовых. Сколько было. Хитрецы.

  1. Переливания (1 час)

Банка сока. Бальзам. Дележ.

  1. Взвешивания (1 час)

Взвешивание слив. 68 монет. Взвесить слона. Сортировка по весу.

  1. Математические ребусы (1 час)

Зашифрованные ребусы. Ребусы в картинках.

  1. Упражнения с куском бумаги (1 час)

Прямоугольник. Квадрат. Правильный шестиугольник. Из квадрата- три квадрата. Из квадрата – два квадрата.

  1. Геометрические софизмы (1 час)

Загадочное исчезновение. Искусная починка. Еще один софизм

  1. Геометрические парадоксы (1 час)

Похожая задача. Земля и апельсин.

  1. Угадывание чисел (1 час)

Угадать число. Сколько осталось предметов. Волшебная таблица. Кто выбрал четная число. Число 1089. Угадать несколько задуманных чисел.

  1. Соревнование. Математический конкурс «Кенгуру» (1 час)

Решение задач.


  1. Игры с числами (1 час)

Записать единицу тремя пятерками. Кто первый скажет «сто». Собрать группы по три. Интересная игра.

  1. Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом (1 час)

Кроссворд.

  1. Игры с предметами (1 час)

Собрать в группы по 2. Собрать в группы по 3. Детская пирамида.

  1. Комбинаторные задачи с квадратами (1 час)

Расставить 3 числа. Расставить 9 чисел. Расставить 25 чисел. Расставить 4 буквы. Разместить 16 офицеров.

  1. Геометрия путешествий (1 час)

О пауке и мухе. Мосты и острова. Переход через 15 мостов. О фигурах, вычерчиваемых одним росчерком.

  1. Дележки при затруднительных обстоятельствах (1 час)

Вместо мелких долей крупные. Кто прав? Дележ между двумя. Дележ пополам.

  1. Занимательные задачи (1 час)

Что быстрее? Два числа. Сколько мне лет? Шум леса. Два человека. Зеленая Земля.

  1. Решение математических задач с помощью рассуждений (1 час)

Использование чертежей и рисунков при решении задач.

  1. Лабиринты (1 час)

Решение задачи о лабиринтах. Головоломный лабиринт. Беседка. Лабиринт английского короля. Еще лабиринт

  1. Итоговое занятие (1 час)

Подведение итогов. Демонстрация и показ накопленного материала.

  1. Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса «Юный математик» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Литература:

  1. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.

  2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.

  3. Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. – Л.:Дет.лит., 1982.

  4. Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.

  5. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.уденкоР

  6. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.

  7. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.

  8. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.

Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий для учащихся 5-го класса: «Юный математик»




Название разделов и тем

Количество часов




Общее

Теоретические работы

Практические работы

Контрольные работы

Виды работ

Организационное занятие.

История развития математики



2

1

1




Эвристическая беседа

Старинные задачи

1

1







Эвристическая беседа

Шуточные задачи и загадки

1




1




Практическая работа

Восстановление знаков действий

1




1




Личная олимпиада

Запись цифр и действий у других народов.

1

1







Мини-доклады

Действия с римскими цифрами

1

1







Эвристическая беседа

Приемы устного счета

1




1




Практическая работа

Как сосчитать?

1




1




Практическая работа

Числовые ребусы

1




1




Практическая работа

Числа великаны и числа малютки

1




1




Поиск информации

Мини-доклады



Логические задачи

1






1




Практическая работа

Задачи решаемые с конца

1

1







Эвристическая беседа

Переправы и разъезды

1




1




Игра. Выполнение творческих заданий

Решение олимпиадных задач

1




1




Практическая работа

Сказки и старинные истории

1




1




Практическая работа

Переливания

1




1




Практическая работа

Взвешивания

1




1




Практическая работа

Математические ребусы

1




1




Практическая работа

Упражнения с куском бумаги

1




1




Практическая работа

Геометрические софизмы

1




1




Практическая работа

Геометрические парадоксы

1




1




Практическая работа

Угадывание чисел

1




1




Практическая работа

Соревнование. Математический конкурс «Кенгуру».

1




1




Выполнение конкурсных заданий

Игры с числами

1




1




Мини-доклады

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

1




1




Практическая работа

Игры с предметами

1




1




Практическая работа

Комбинаторные задачи с квадратами

1




1




Практическая работа

Геометрия путешествий

1

1







Эвристическая беседа

Дележки при затруднительных обстоятельствах

1




1




Практическая работа

Занимательные задачи

1




1




Выполнение творческих заданий

Решение математических задач с помощью рассуждений

1




1




Практическая работа

Лабиринты

1




1




Практическая работа

Итоговое занятие

1




1








Смотрите также:
Юный математик
139kb.
Задание заочной школы «Юный математик» для 5-го класса
18.69kb.
Программа кружка «Юный математик» для учащихся 8-9 классов
68.27kb.
Решение квадратных уравнений различными способами. Работа ученицы 9 б класса, члена дто «Юный математик»
212.77kb.
Отчёт о работе объединения "Юный стрелок" в мбоу «Гостеприимная сош»
27.14kb.
«Станция юных натуралистов»
116.7kb.
Программа кружка «Юный конструктор»
144.14kb.
Образовательная программа творческого объединения «Юный журналист»
148.23kb.
О кадетском классе «юный спасатель»
83.85kb.
Публичный доклад г. Черногорск 2012 год Структура Общая характеристика учреждения
1348.43kb.
Пояснительная записка Программа предметного кружка «Юный журналист»
98.51kb.
Программа кружка по химии "Юный химик"
131.26kb.