Главная стр 1
скачать
МОУ «Михайловская сош»

Яшиной Галины Александровны,

Образование- высшее,

Предмет-русский язык и литература.

Стаж по предмету-31,

категория – высшая,

5-11 классы,

Тема: «Проблемное обучение как условие формирования исследовательских умений и навыков учащихся при обучении русскому языку и литературе».



Тема инновационного педагогического опыта.

Отличительные для конца XX- начала XXI века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентирует его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании», Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года. Кроме того, быстрое нарастание потока научной информации поставили перед педагогической наукой и школой сложную задачу повышения эффективности процесса обучения. Со всей остротой встала эта задача и перед методикой русского языка и литературы. Для того, чтобы быть на уровне времени, выпускник школы должен глубоко усвоить важнейшие идеи современного языка и овладеть системой основных научных понятий, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и быстро отыскивать нужные сведения, научиться самостоятельно и систематически пополнять знания и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

Решение возникших новых задач педагогическая наука и школа ищут, в первую очередь, совершенствуя содержание образования, активизируя познавательную деятельность учащихся, развивая их мышление и способности в процессе обучения. В последнее время особые надежды в этом отношении связываются с проблемным обучением.

Мною в течение 5 лет тоже была проведена работа по сбору информационного материала по проблемному обучению, выявились находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно - воспитательной работе. Кроме того, я использовала обобщение собственного опыта работы, составила развернутую программу внедрения проблемного обучения, провела эксперименты в классах разных возрастных категорий и разных уровней обученности. Гибкие, ненавязчивые формы работы, которые я использовала на своих уроках, позволили мне фиксировать познавательные предпочтения ученика, степень активности и самостоятельности школьника. Эта система способствовала созданию новых условий для учебной деятельности и качества обученности. Получив результаты, я их сопоставила, сравнила, проанализировала факты, выявила взаимосвязи между ними, выяснила характер зависимости процесса обучения от конкретных условий.



Актуальность и перспективность опыта:

Несмотря на то, что исследования в области проблемного обучения ведутся уже сравнительно давно, что позволяет некоторым ученым уже подводить какие-то итоги, тем не менее, проблемное обучение привлекает к себе пристальное внимание ученых и на современном этапе. Возникает ощущение, что после некоторого затишья начинается новая волна исследований этой, несомненно, интересной области дидактики. Новые проблемы возникают в связи с использованием достижений теории искусственного интеллекта в обучении, индивидуализацией в проблемном обучении, применением различных форм (группового, кооперативного) обучения, использованием компьютера в проблемном обучении. Сущность проблемного обучения заключается в том, что он переставил образовательные акценты с выслушивания учениками предметного материала на их учебную деятельность и развитие мышления. Метод проблемного обучения отличается от традиционно существующих подходов обучения по готовым образцам, правилам, алгоритмам, когда ученик получает полную систему действий, последовательность их существования, усваивает ее, а затем неоднократно воспроизводит.



Источник изменений.

На мой взгляд, проблемные вопросы, задания, как никакие другие вопросы и задания, носят обучающий характер. Они способствуют умению ориентироваться в различных проблемных ситуациях, обогащают учащихся знаниями и опытом, учат их самостоятельной деятельности. При решении проблемных задач результатом усвоения я считаю не воспроизведение образцов, заданных мною, а их самостоятельное добывание. На практике это проявляется в том, что я демонстрирую классу сложную и противоречивую картину поисков решения, всю трудность этой работы, показывая не только продуктивные, но и «тупиковые» ходы мысли, соответственно анализируя и оценивая их. Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения. В этом процессе они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают с теми, которые предлагаются другими учащимися. Средством достижения этой задачи - это технология, основанная на индивидуальной самостоятельной работе учащегося. Данная педагогическая технология ведет к более полному раскрытию творческого потенциала ученика, удовлетворению его более высоких потребностей к изучению русского языка и литературы и саморазвитию. Таким образом, решение проблемных вопросов формирует у учащихся учебно-познавательную компетентность как ключевую компетентность гуманитарного образования.



Теоретическая база опыта.

Эффективность проблемного обучения убедительно доказана как в работах отечественных (А. М. Матюшкин, В.Т.Кудрявцев, М. И. Махмутов и др .) и зарубежных (Дж. Дьюи, Э. де Боно, В. Оконь и др.) ученых, так и непосредственно на практике при обучении различным дисциплинам в разных типах школ: начальной, средней специальной и высшей..



Новизна опыта.

Применение технологии проблемного обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы. Разработка серии уроков по теме «Синтаксис и пунктуация » ( русский язык 5 класс) с использованием технологии. Разработан элективный курс «Культура устной и письменной речи для учащихся 9 класса». Публикация «Рабочей тетради по стилистике русского языка как одно из средств подготовки к ЕГЭ по русскому языку».



Идея изменений.

1.Проблемное обучение как образовательная технология является одним из интенсивных методов обучения. Оно может быть использовано в сочетании с обучением, распределенным по времени.

2. Проблемное обучение имеет различные разновидности, которые целесообразно применять для различных возрастов, а соответственно и для различных образовательных программ.

3. Данная технология применима как к общеобразовательным программам, так и программам профильного обучения.

4.Проблемное обучение можно использовать учителями предметниками, а также при проведении исследовательских работ.

Технология опыта.

Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации) делится на 6 этапов.



I этап постановка педагогической проблемной ситуации, при которой у ребёнка возникают вопросы, реакция на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью различных вербальных и технических средств.

II этап — перевод педагогически организованной проблемной ситуации в логическую: состояние вопроса — начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы и т.д. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение психологической проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому учителю нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы.

Ш этап — поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречий. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

IVэтап — «Ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, появление нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.

V этап реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап отслеживание (контроль) отдалённых результатов обучения.

Условия реализации изменений технологии проблемного обучения:

Использование технологии проблемного обучения имеет ряд условий:

Применять данную технологию может лишь педагог, обладающий способностями системного видения материала и свободного владения разными формами учебной работы;

Применять технологию нужно постоянно, а не от случая к случаю при полном сотрудничестве учителя и учащегося.

В процессе поиска и создания научного знания у школьника не может быть ошибок, у ищущего, постигающего человека могут быть только пробы, а в процессе продвижения мысли, осмысления различных вариантов получение результата могут встречаться затруднения.

Результативность

1. Позитивная динамика успеваемости и качества знаний за время применения технологии (успеваемость 100%, качество знаний увеличилось за три года на 4,3 % и составило 64,3%).

2. Увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах по русскому языку и литературе различного уровня и улучшение результативности ( победители районной олимпиады 2005г, 2006 год, лауреаты 2007 года. Региональный конкурс сочинений «Энергетика России в 20050году»,конкурс детского литературного творчества «Рукописная книга»; участники международного конкурса-игры «Русский медвежонок-языкознание для всех», участники заочной олимпиады по литературе в рамках проекта «Познание и творчество», участники во Всероссийских конкурсах сочинений «Мы гордимся Отечеством нашим», «И помнит мир спасенный…»; участники фестиваля научно-практической конференции).

3. Участие в проектной деятельности (проект «Фольклор Оренбургского края» удостоен диплома в областном конкурсе проектов Intel «Обучение для будущего» в 2007 году)

4. Опыт работы Яшиной Г.А. по теме «Проблемное обучение как условие формирования исследовательских умений и навыков учащихся при обучении русскому языку и литературе» обобщен в районе.

5. Учитель участвовала в Интернет-педсовете с докладом «Дифференцированный подход на уроках русского языка» в 2007 году.



6. Учитель является участником фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
скачать


Смотрите также:
Яшиной Галины Александровны, Образование- высшее, Предмет-русский язык и литература
68.83kb.
Обухов Алексей Анатольевич высшее нгпи им. М. Горького 23 в русский язык и литература
87.04kb.
Литература русский язык изо математика география физкультура русский язык литература физика
41.84kb.
Основное общее образование Учебный предмет «Русский язык»
242.52kb.
Высшее профессиональное образование – бакалавриат
57.39kb.
Сорокина Ирина Владимировна Учитель чувашского языка Образование – высшее Квалификация – Учитель по специальности «Чувашский язык и литература»
73.12kb.
Абдухаликова Сания Сафиулловна 26. 12. 1954 59 Высшее, нгпи, 1990, русский язык и литература
183.62kb.
Программа предмет русский язык (профильный уровень) среднее (полное) общее образование, 11 класс
319.24kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература (уд-04. 13-030) Для направления 540300 Филологическое образование
933.92kb.
В 2013-2014 учебном году вузы города организуют работу следующих секций ноу
53.7kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологическое образование
1849.24kb.
Программа предмет русский язык основное общее образование, 8 класс
502.91kb.