Главная стр 1стр 2стр 3
Я – в этом мире
Объект психокоррекции: подростки с проблемами агрессии и тревожности.
Подростковый возраст – один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности, физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием. Это период активного формирования мировоззрения человека – системы его взглядов на действительность, самого себя и других людей. Часто этот период характерен раздражительностью, возбудимостью, агрессивностью, тревожностью. Чтобы помочь подросткам справиться с проблемами и переживаниями этого возраста, была создана эта коррекционная программа, помогающая подросткам удовлетворить потребности в самореализации и развитии собственного Я, почувствовать себя более уверенными и успешными.
Содержание программы
Блок 1

Снятие состояния психического дискомфорта.

Блок 2

.

Снижение уровня личной тревожности.


Блок 3
Обучение ребенка техникам контроля над эмоциональными состояниями, развитие навыков саморегуляции.

Блок 4
Формирование навыков конструктивного общения; обучению конструктивному взаимодействию.
Блок 5
Развитие эмпатии и уровня самооценки.
Блок 1

Снятие состояния психологического дискомфорта.

Занятие 1
Наша с вами встреча – одна из немногих, которые будут проходить в вашей группе в течение трех месяцев.

Для чего они нужны?

Каждый человек в своей жизни, в том числе и мы с вами, чувствовал себя «не в своей тарелке», не знал, как себя вести в незнакомом месте, с незнакомыми людьми, чувствовал себя тревожно и неуверенно в различных жизненных ситуациях. Каждый когда – либо ссорился с друзьями, родителями, одноклассниками и не знал, как справиться со своими отрицательными эмоциями.

На наших занятиях вы научитесь разбираться в себе и анализировать свои внутренние проблемы, также, вы будете знать, как вести себя в обществе, друг с другом, узнаете, как достичь взаимопонимания, как научиться сдерживать и выплескивать свои эмоции, как сохранить и восстановить свое душевное равновесие.

А для начала я предлагаю вам включиться в игру «Знакомство».

Конечно, мы знаем друг друга по именам, но всегда ли мы знаем, чем больше всего любят заниматься наши друзья, знакомые, одноклассники, с которыми мы проводим большую часть своего времени.

Сейчас по очереди мы будем передавать рядом сидящему человеку волшебный клубок, оставляя ниточку у себя, и рассказывать всем о наших увлечениях.

После того, как мы узнали друг о друге чуточку больше, чем всегда, я предлагаю вам выслушать и принять некоторые правила наших дальнейших встреч. Они нужны нам для того, чтобы в группе создалась обстановка откровенности и доверия.


Итак, правило первое

«Правило доверия» - для того, чтобы мы с вами работали с отдачей в группе, мы должны доверять друг другу.
Правило второе

«Искренность и откровенность» - во время работы в группе мы говорим только то, что чувствуем и думаем и только правду. Если нет желания говорить искренне, мы молчим. Естественно, никто не обижается на участников. Мы испытываем только чувства признательности и благодарности за искренность и откровенность.
Правило третье

«Никакой критики!» - Во время занятий никакой критики! Каждый должен подчеркивать только положительные качества. Каждому члену группы как минимум одно хорошее и доброе слово!
Правило четвертое

«Общаемся со всеми!» - У каждого из нас есть определенные симпатии и антипатии. Кто – то нравится больше, кто – то меньше. Во время занятий мы стараемся общаться со всеми без исключения.
Правило пятое

«Активное участие!» - Мы активно участвуем во всех занятиях! И не говорим: «Я не хочу» или: «Я не буду».
Правило шестое

«Уважение к говорящему!» - Мы молчим и не перебиваем друг друга.
Ну а сейчас вплотную переходим к нашему занятию.

Я думаю, каждый из нас в своей жизни испытывал состояние душевного дискомфорта. Иногда оно бывает непродолжительным, а иногда длится достаточно долгое время.

Например, вы можете испытать такое состояние, будучи в незнакомом коллективе, где создается особая атмосфера, настораживающая, где каждый сам себя спрашивает, что это за человек, что из себя представляет, зачем пришел?

Приведите примеры, где еще можно испытать такое состояние дискомфорта?......(дети приводят примеры). Это может быть магазин, автобус, библиотека, даже если вы приходите в собственный класс на дискотеку, вы будете какое - то время чувствовать себя неуверенно.

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми упражнениями, которые помогают снять чувство зажатости, неуверенности в себе.
Упражнение «Улыбка».

Ваша задача, зайти в класс с улыбкой и поприветствовать одноклассников разными способами.

Рефлексия: Трудно ли было проделать такое упражнение?

Как изменилось ваше самочувствие, после улыбки и приветствия?

Что вы почувствовали, когда вам улыбнулись в ответ ваши товарищи?
«Шестерка».

Участники встают в круг, по очереди каждый называют по порядку числа числового ряда. Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру «6» и «9». Если игроку попалось такое число, он должен сказать «Ой!», хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть.


«Автобус».

Прижавшись друг к другу, участники скучиваются как пассажиры в плотно набитом автобусе (автобус находится в движении, участники должны раскачиваться). Задача «вошедшего в автобус», пробиться сквозь массу народа напролом и силой и «сесть» на заднее сидение. Народ в автобусе не имеет права хвататься руками за пассажира. Более того, не пуская телами, автобус помогает игроку словами, криками – «давай!», «еще!», «вперед!» и т. д.


«Марионетка».

Один участник – слепой, другой – поводырь, остальные – препятствия. «Поводырь» словами должен указывать путь «слепому» так, чтобы он смог пройти все препятствия, не задев их.

Рефлексия: Комфортно ли было слепому?

Какие чувства вызывала неизвестность?

Легко ли было идти?

Где такая ситуация присутствует в жизни?


Игра – разрядка «Радиостанция»

Участники выстраиваются в три шеренги лицом друг к другу

Первая – передающая радиостанция

Вторая – забивающая волна

Третья – принимающая радиостанция.
Задача первой – передать любое слово, фразу,

Задача второй – забить процесс криком, свистом, топаньем

Задача третьей – узнать слово, которое передала первая радиостанция.

Через некоторое время участники меняются местами.


Ритуал прощания: предается мягкая игрушка соседу со словами «Я желаю тебе…»
Занятие второе «Кто Я?»
Сегодняшнее занятие мы посвятим обсуждению нашего «Я». А для начала давайте поприветствуем друг друга интересным способом.

Упражнение «Здравствуй!»

Вы должны хаотично двигаться по классу и здороваться со всеми, кто попадается вам на пути по сигналу:

1 хлопок – глазами;

2 хлопка – плечами;

3 хлопка – за руку.

Рассаживаемся (все садятся в круг) поудобнее и продолжим ритуал приветствия в тесном кругу. Передавая игрушку, мы должны будем продолжить фразу «Я очень рад тебя видеть…» и, передавая игрушку назад, мы продолжаем фразу «Я тоже очень рад тебя видеть, потому что…»

Наше «Я» - какое оно бывает? Наше «Я» - одно из самых больших загадок. Иногда это «Я» обладает здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды и злости, иногда – доброты и участия, иногда – фантазии.

Сегодня наше «Я» будет отвечать на вопрос «Кто я такой?» и «Кому я нужен?»


Упражнение «Ласковое имя»

Вспомните и произнесите ласковое имя, которым вас называют дома, (дети отвечают).

Нравится ли вам, когда вас так называют? (дети отвечают).

А теперь вспомните и произнесите, какими ласковыми словами называете вы своих близких? (дети отвечают).

Задумайтесь, часто ли вы обращаетесь ласково к своим близким? В каких ситуациях вы делаете это чаще?


  • Когда вам что – то потребуется?

  • Или когда вам хочется обратиться ласково?

  • Или просто когда у вас хорошее настроение?




  • Что мешает вам проявлять свою любовь к близким людям? – стеснительность, боязнь, что неправильно поймут или что – то еще?

  • Что вы испытываете, когда вас называют ласковым именем?

  • Что вы испытываете, когда вы сами называете своих близких ласково?

  • А как люди реагируют на ваше ласковое обращение?


Упражнение «Приятно сказать»

Давайте встанем поближе друг к другу, образуем тесный круг и протянем руки к его середине. Возьмемся за руки, но сделаем это так, чтобы у вас в руке оказалась рука человека напротив. Соприкоснувшись руками, улыбнитесь друг другу и скажите ласковое слово.



Упражнение «Я – нужен»

Попробуйте вспомнить, какие вещи необходимы каждому учащемуся в школе? (Дети отвечают)

Учебные вещи, конечно, важны, ученику трудно без них на уроках. Но школа не могла бы существовать без многих людей, необходимых ученику. Кто это? (Дети отвечают).

А теперь закончите предложение:



  • «В классе мне нужны»…, передавая эстафету соседу прикасанием к колену и назад – «Дома я нужен…» и «В классе я нужен…»

В заключение этого упражнения давайте пофантазируем и ответим на вопрос, что бы я делал, если бы превратился в невидимку на 10 минут, на 1 час; и что бы случилось, если бы вы превратились в невидимку.
Ритуал прощания: На этом наше занятие подходит к концу. Давайте встанем в круг, руки положим на плечи друг другу, приветливо посмотрим друг на друга, улыбнемся и попрощаемся: До следующей встречи!

Блок 2

Снижение уровня тревожности
Занятие №3

«Моя индивидуальность»
Ритуал приветствия: «Я очень рад(а), что…»

Мы продолжаем знакомство с нашим «Я». Это занятие поможет вам научиться слышать себя, анализировать свой внутренний мир. Вы научитесь находить в себе лучшие качества и ваши индивидуальные особенности.

Закройте глаза, расслабьтесь и настройтесь на серьезное восприятие моих слов. Повторяя про себя за мной слова, попробуйте осознать себя, свой внутренний мир, почувствовать уверенность в себе.

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня – это мое, потому что именно Я выбрал это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает, мое сознание, включая все мои мысли, мои глаза и все, что они могут увидеть, мои чувства – какими бы они ни были – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносит – вежливые и ласковые, грубые и добрые, правильные и неправильные. Мой голос – громкий или тихий, все мои действия, обращенные к людям или к самому себе. Только мне принадлежат все мои мечты, надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи, поражения и ошибки. Все это принадлежит мне и поэтому только Я могу близко познакомиться с собой.

Я могу полюбить себя и подружиться с собой. Только Я сам могу отказаться от грубых слов и действий. Только я сам могу сохранить в себе хорошее и доброе.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать.

У меня есть все, чтобы быть близким другим людям, дружить с ними. У меня есть все, чтобы увести раздражение из своего мира, а общение с другими сделать добрым, радостным и теплым.

Я принадлежу себе и поэтому только Я могу строить себя! И только Я могу сделать так, чтобы другим рядом со мной было хорошо и уютно. Я – это Я, и это замечательно!

Медленно откройте глаза! И послушайте притчу, которая называется «Бабочка».

В одном селении жил мудрец. Люди приходили к нему за советом. И вот однажды появился в селении злой завистник. Он решил доказать, что мудрец на самом деле не так уж умен. Завистник решил: «Поймаю бабочку и зажму ее между ладонями. Попрошу мудреца угадать, живая она или мертвая. Если мудрец скажет, что бабочка живая, я легко придавлю ее, и он окажется не прав. Если скажет, что мертвая, отпущу бабочку, и он будет опозорен»

Завистник собрал толпу людей, и они вместе отправились к дому мудреца. Мудрец вышел к ним на крыльцо.

«Скажи, - крикнул завистник, что в моих руках: живая бабочка или мертвая?»

Мудрец помолчал и ответил: «Все в твоих руках, человек».

Задумайтесь над тем, что я вам рассказала. Все в ваших руках и свое «Я» вы можете сделать сами. И впредь, общаясь с другими людьми, будете задумываться над своими словами и действиями.


Ритуал прощания: «Я желаю тебе…»

Занятие №4

«Моя индивидуальность»
Приветствие: «Я так же, как и вы…»

Мы продолжаем разговор о нашем «Я».

Наше «Я» многолико. Чтобы понять, что же такое «Я», я предлагаю вам представить его в виде дерева, которое как бы разделено на несколько этажей:







Я – во внешнем мире


. Я – в семье





Я – в учебе




Я – с друзьями





Каждая веточка в вашей причудливой кроне отражает вашу многоликость

Ваша задача – проанализировать себя и подписать на ветвях дерева, какой вы на всех четырех этажах.

А теперь всмотритесь в свой рисунок и подчеркните те качества,

которыми вы гордитесь. Продолжите фразу «Я горжусь тем, что…» и подпишите под деревом.

(Для сокращения времени можно использовать заранее приготовленные различные качества, из которых ребенок выбирает то, что ему нужно).

Есть такие люди, которым очень неуютно и тревожно бывает среди людей, в коллективе. Они чувствуют себя неуверенными в любом деле. Им кажется, что если они что – то скажут или сделают, над ними все будут смеяться, их будут критиковать, осуждать.

Разделитесь по парам. Представьте себя в роли человека (каждый по очереди), который бы мог поддержать товарища, сказать ему именно такие слова, чтобы он мог поверить в себя, почувствовать уверенность в себе, в своих силах. Реализуйте эту ситуацию.

Рефлексия: Удалось ли кому – нибудь полностью исполнить задачу?

Сложно ли было убедить товарища в том, что он не хуже других?

Кто почувствовал уверенность в себе?

Теперь, зная, каким образом можно убедить, поддержать человека, я думаю, вы всегда сможете помочь одноклассникам стать уверенными в себе людьми.


Ритуал прощания: «Я желаю тебе,…»

Занятие №5

Эмоции
Ритуал приветствия: Продолжить фразу «Как хорошо, что сегодня ты…»

Сегодня мы продолжаем разговор о неуверенности. Как мы уже отмечали, каждый человек в своей жизни, в определенный момент испытывает чувство неуверенности – в себе, в своих действиях, в общении с другими людьми. Как помочь себе и другим стать уверенными людьми? Об этом и будет сегодня идти речь.

Что же такое неуверенность?

Я предлагаю вам, передавая эстафету по кругу, продолжить фразу: «Я думаю, что неуверенность это…»

Неуверенность в жизни может надевать разные маски. Чаще всего, это маска агрессивности и маска суперуверенности.

Как вы думаете, что любит больше всего делать агрессивная маска? (дети отвечают). – Унижать других различными способами – высмеиванием, злым подшучиванием, поддразниванием обидными словечками, может где – то «нечаянно» стукнуть и т.д.

А что делает маска суперуверенности?.....- хочет доказать, что она лучшая, тем самым скрыть свою неуверенность, кроме того, она всячески стремится к похвалам и первенству во всем. Подумайте, встречались ли вы в жизни с такими масками?

А как по – настоящему помочь человеку почувствовать уверенность в своих силах? Надо чаще говорить ему об этом.

Я предлагаю вам игру «Я – король»

Группа делится на две команды, каждая команда пишет как можно больше хороших качеств или свойств характера о каждом члене противоположной команды. Затем, поочередно, каждого из команд садят на стул в центр круга и говорят ему комплименты, как королю:«Ваше величество, вы самая…».

Так продолжается до тех пор, пока через «короля» не пройдут все члены группы.

Рефлексия: Какие чувства вы испытывали, когда были «королем»?

Почувствовали ли вы уверенность в своих силах, поверили ли в себя?

Следующее упражнение – «Автопилот»

Напишите в тетради шесть – семь установок типа: «я – умная», «я – сильная», я – справлюсь», я – нисколько не хуже других» и т. д.

Дома повесьте эти установки на зеркало и каждое утро, глядя на себя в зеркало, повторяйте их.

Я очень надеюсь, что в жизни, почувствовав неуверенность в каком - либо деле, вы сможете справиться со своими чувствами и сумеете сказать себе: «Я смогу!», «Я сумею!», «Я сильный!», «Я справлюсь!»
Ритуал прощания: Я желаю тебе…»

Занятие №6

Знакомство с эмоциональными состояниями.
Мы продолжаем наши встречи. И сегодня мы начнем пополнение копилки хороших поступков. Я предлагаю вам начать приветствие со слов: «А я сегодня…», которые вы должны продолжить и рассказать нам, что хорошего вы совершили за этот день. Эстафета фразы будет передаваться с помощью дотрагивания до руки соседа. Следующий участник, в свою очередь, говорит комплимент рассказчику и предлагает свой вариант продолжения фразы. (Например, это может выглядеть таким образом:

-А я сегодня смогла ответить по русскому.

- Я очень рад за тебя, ты хорошо подготовилась, а я сегодня помог малышу перейти дорогу…)

Рефлексия: Ребята, что вы чувствовали, будучи участником такого общения? Что вам было легче – рассказывать о себе или дарить человеку комплимент?

То, что вы сейчас чувствовали, называется вашим эмоциональным состоянием. На эту тему мы сегодня с вами и поговорим.

Что же такое эмоциональное состояние? (Дети отвечают)…

Таким образом, эмоциональное состояние – это то, как ты себя чувствуешь на данный момент. Это может быть радость, грусть, переживание, чувство приподнятости, счастья, злости, беспокойства и т.д.

А сейчас попробуйте представить свое эмоциональное состояние.



  • Если бы вы могли его увидеть, каким бы оно было по цвету, по форме?

  • Если бы вы могли его потрогать, то какое оно было бы на ощупь? (мягкое, пушистое, скользкое, неприятное, холодное, теплое, горячее, острое…)

  • Если бы вы могли его попробовать, то какое оно было бы на вкус? (Приятное, мягкое, замороженное, сладкое, кислое…)

  • Если бы вы могли его услышать, то какой бы оно имело звук?

Игра «Эмоции»

А сейчас я предлагаю вам разделиться попарно, выбрать карточку с каким – либо чувством (эмоцией), подумать и попытаться изобразить его. Это может быть скульптурное изображение или какое – либо действие. (Эмоции на карточках: радость, гнев, переживание, грусть, веселье, восторг, восхищение, взволнованность, скука)



Игра «Эмоциональное состояние»

Изобразите эмоциональное состояние:



  1. Вам принесли неожиданное письмо;

  2. Вы увидели двойку в тетради;

  3. Вам подарили подарок;

  4. Вам сейчас выступать с докладом;

  5. Вы дома один, света и воды нет, заняться нечем;

  6. Вас пригласили на день рождения;

  7. Вы поссорились с другом;

  8. Вы нагрубили учителю;

  9. Вы выиграли соревнования;

  10. Вам предложили свою дружбу.

И закончим сегодня занятие упражнением «Забей радиостанцию», которая позволяет снять напряжение и выплеснуть накопившиеся эмоции.

Ритуал прощания.


Занятие №7

«Эмоции»
Приветствие: Добрый день, я рад(а) вас видеть!

Займите удобное положение. Закройте глаза и расслабьтесь. Дышите глубоко. Почувствуйте, как кровь течет по вашим кровеносным сосудам. Вам хорошо и спокойно. Ваше сердце бьется четко и ритмично… Попробуйте вникнуть в то, о чем я сейчас буду говорить.

Вас окружают люди, которым вы интересны и которые интересны вам. Вы доверяете им, вы один из группы, и от каждого из вас зависит успех нашей работы. Вы ощущаете свои силы, свои возможности. Вы – растение. Вас окружают такие же растения, похожие на вас, но другие. Их внешний вид очень разный, но они и вы развиваетесь по одним законам. Никто никому не мешает, вам радостно, что вы не один: вы можете слышать и чувствовать других. Вам хорошо и приятно, что у вас есть друзья, которые вас поймут и поддержат. Откроем глаза, возвратимся в класс.

Каждый из вас ощущал себя во власти своего эмоционального состояния. И мы продолжаем говорить об эмоциях.

Эмоции в переводе с латинского означают – потрясать, волновать. Эмоции отражают наш внутренний мир.

Любая ситуация, которая нас удовлетворяет, вызывает положительные эмоции. И, наоборот, отрицательные эмоции у нас выплескиваются, если ситуация нам не нравится. Поэтому, в одних случаях мы выбираем такое поведение, которое может усилить радость, восхищение, восторг, интерес. В других – такое, которое ослабляет страх, гнев, огорчение.

Так эмоции регулируют поведение, а также общение с другими людьми.

На последующих занятиях мы поговорим с вами о том, как можно регулировать поведение, а сейчас вы попытаетесь общаться друг с другом при помощи чувств.



Игра «Подарок»

Разделитесь попарно. Каждый из вас должен подарить своему партнеру подарок, и не просто так, а молча, с помощью мимики и жестов. Дарить можно все, что угодно, но так, чтобы партнер понял, что вы ему дарите, и такой подарок, чтобы он понравился ему. То, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят и поблагодарить также с помощью мимики и жестов. Пока все не получат подарок, говорить нельзя.

Рефлексия: Что было сложно? Понять, что дарят или показать сам подарок? Что труднее, показывать жестами или сказать словами вслух?

На прошлой встрече мы говорили с вами о том, как эмоции используются нами в различных жизненных ситуациях. Сегодня на занятии я хочу рассказать вам о том, как можно полезно для себя использовать такое чувство, как скука.

Итак, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните несколько раз.

…А теперь перенеситесь в такое воображаемое место, где бы вам сейчас хотелось очутиться…Найдите место, которое вам больше всего нравится. Возможно, это будет уютная комната, где бы вам хотелось побыть в одиночестве. Представьте себе это место в красивой обстановке, в розовом, голубом сияющем свете…Или, возможно, вы представите себя в уютном уголке на природе, может быть, в горах среди прекрасных цветов и чистейшего воздуха, или у родничка с кристально чистой водой, почувствует тихое журчание ручейка…Каждый свое место выбирает сам. Осмотритесь вокруг, привыкните быть там…А сейчас откройте глаза и вернитесь в класс. Внимательно оглядитесь вокруг, прислушайтесь к звукам и шорохам. Теперь снова закройте глаза и мысленно вернитесь в то место вашего воображения. Осмотритесь, обратите внимание на чудесные звуки, которые слышны в этом месте. Расположитесь в своем воображении поудобнее, почувствуйте блаженство, умиротворение, удовольствие. А теперь снова вернитесь сюда и откройте глаза.

Подумайте, чего не хватает вашей данной ситуации из того, что вы нашли в воображении. Подумайте, что вы сможете сделать, чтобы ваше пребывание в этом мире стало таким же приятным, как в воображаемом месте. Когда в следующий раз вы почувствуете скуку, вы можете воспользоваться этим способом.

И закончить сегодняшнее занятие я предлагаю Упражнениемпантомимой на тему выражения радости, доброжелательности всем присутствующим.


Блок 3

Обучение ребенка техникам контроля над эмоциональными состояниями, развитие навыков саморегуляции.
Занятие №8

Агрессия
Приветствие: Добрый день, ребята. Мы продолжаем разговор об эмоциях, а вначале я предлагаю вам поприветствовать друг друга, продолжив фразу: «Я рад(а) тебя видеть, потому что…»

Сегодня мы поговорим с вами о гневе, о злости, об агрессии.

Нет такого человека на земле, который хотя бы раз не испытывал эти чувства. Вспомните, когда в последний раз вы ругались с кем – либо, что вы испытывали?...


  • Как обычно начинается ссора? …(Кто – то сказал грубое слово, как – нибудь обозвал, толкнул, ударил, что – то взял без спросу со стола…)

  • Что вам нравится в ссоре?...(Чувствуешь себя сильнее соперника, испытываешь чувство удовлетворения)

  • А что не нравится в ссоре?...(Когда поругаешься, чувствуешь себя одиноким, плохое настроение).

Что же такое гнев?... Это чувство сильного раздражения, негодования, которое, подчас, невозможно контролировать.

На что может быть похож ваш гнев? Каков он на цвет, на ощупь, какой он формы, попробуйте нарисовать его.

Способом выражения гнева является агрессия.

Попробуйте подобрать ассоциации к слову «агрессия» (злость, кулак, слезы, драка).

Что же такое агрессия? (Дети отвечают)

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Это поведение человека, приносящее физический и моральный ущерб другим людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности.

Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, задиристости, а может быть затаенным, имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Агрессивный человек часто теряет контроль над собой. Часто спорит, ругается со всеми. Часто специально раздражает людей. Часто винит других в своих ошибках. Часто завистлив, мстителен. Часто сердится и отказывается сделать что – то. На почве постоянной агрессивности у таких людей развиваются различные заболевания – головные боли, заболевания сердца и сердечно – сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и другие. Как выглядит внешне агрессивный человек? Это мы сейчас пронаблюдаем с помощью упражнения «Отрицательные эмоции».
Упражнение «Отрицательные эмоции»

Разделитесь по парам, и давайте попытаемся выразить агрессию, то есть гнев, раздражение с помощью некоторых способов. Возьмите карточки, подумайте и покажите способы выражения агрессии с помощью действий. На карточках:



  • Ногой;

  • Глазами;

  • Руками;

  • Ртом;

  • Плечом;

  • Звуками «Мяу»

  • «Гав»

  • Здрасьте!

Следующее упражнение – «Агрессивные скульптуры»

Разделитесь на две команды, и каждая команда попробует угадать агрессивную скульптуру команды напротив.

(Учеников, учителя, продавца, технички, родителей, шофера).

А сейчас, попробуйте подобрать к агрессивным действиям приятные, добрые слова или действия. (Каждая команда придумывает по три действия и отрицательных и положительных).

Бывают случаи, когда человек не может справиться сам со своей агрессией в конфликтной ситуации. Он уже не может себя контролировать, ему хочется размахивать руками, кричать, драться. И такого человека бывает очень трудно успокоить.

Я хочу научить вас справляться со своим гневом.

Есть несколько правил, позволяющих человеку справиться с отрицательными эмоциями.

Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните несколько раз. Представьте себе свою ссору, гнев на собеседника, попробуйте проделать эти упражнения и запомните их, они пригодятся вам в будущем.



Упражнение «Стоп!»

  1. Прежде, чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!»

  2. Затем глубоко вдохни и посчитай до десяти.

  3. Затем сильно сожми кулаки, сосчитай до трех и повтори несколько раз.

  4. Проанализируй свой поступок.

  5. Подумай, а тебе это надо?

  6. Затем попробуй рассмеяться в ответ на оскорбление и уйти.

  7. Или, не отвечая на оскорбление, развернись и уйди.

Проделав все эти упражнения, вы почувствуете, как ваша злость отступает, вы чувствуете удовлетворение, а соперник окажется в недоумении.

А лучше всего, запомните и возьмите себе на заметку известное изречение, которое, может быть поможет вам в различных конфликтных ситуациях:

«Улыбнись над горестями – горечь их исчезнет.

Улыбнись своему противнику – исчезнет его озлобление.

Улыбнись над своим озлоблением – не станет и его». Я. Райнис

Ритуал прощания: Встали в круг, руки на плечи улыбнулись друг другу и сказали: «До новой встречи!».


Занятие №9

Способы разрядки агрессии
Приветствие: Ребята! Сегодня я предлагаю вам поприветствовать друг друга по обычаям людей из разных стран. Для этого образуем два круга – внешний и внутренний. Оба круга вращаются в разные стороны. Здороваемся:

  • За руку, как здороваются русские;

  • Легонько потрепав друг друга по плечу, как здороваются эскимосы;

  • Как японцы, замерев на месте и сложив руки перед грудью в лодочки.

Рассаживаемся поудобнее и продолжим разговор о способах разрядки агрессии.

А для начала давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии. Я предлагала вам при ссоре сдерживать свои эмоции.

Таким образом, вы, конечно, сможете освободиться от агрессии, но не до конца. Вы, как бы, загоняете агрессию вовнутрь, и она вам мешает какое – то время жить. Что же делать? Копить негативные эмоции нельзя, от этого у вас могут появиться различные заболевания – например, болезни сердца, желудочно-кишечного тракта или головы. Поэтому от отрицательных эмоциональных накоплений надо освобождаться. Конечно, это не означает, что мы сразу же побежим заканчивать свой конфликт руганью или кулаками. Просто мы должны научиться сбрасывать с себя свою отрицательную энергию в нужное время и в нужном месте.

Что же нужно делать, чтобы произошла разрядка от агрессии?



  • Во – первых, можно выразить свой гнев на бумаге, то есть написать письмо своему обидчику, все, что ты о нем думаешь, даже нарисовать его в виде какого – нибудь Змея Горыныча, или описать свое состояние, свои переживания, а затем все это жирно и с силой зачеркнуть, порвать, скомкать, растоптать или просто порвать письмо на мелкие кусочки и поджечь или выбросить.

  • Можно просто найти ненужные газеты и тетради и разорвать их с силой.

  • Можно таким же образом поступить со старыми ручками и карандашами.

  • Можно пойти в спортзал и наиграться до упадка сил в мяч или просто с большой силой побить его об стенку.

  • Можно найти укромное место и отжаться большое количество раз от пола.

  • Можно топать ногами и прыгать, пинать воздух на улице, там, где вас никто не увидит.

  • Можно забраться в глухое место и очень сильно покричать все громче и громче.

  • Можно послушать любимую музыку.

  • Можно заняться любимым делом.

  • Можно заняться хозяйственной деятельностью, это упражнение очень хорошо снимает стресс.

Что еще можно сделать, чтобы снять чувство злости?

Представьте себе ситуацию, которая злит, и отметьте, в какой части тела при этом возникает напряжение. Нужно напрячь по очереди грудь, руки, ноги, лицо, шею. Затем также по очереди расслабить все.


Следующее упражнение «Апельсин»

Представьте себе, что вы греетесь на солнышке, и к вашей руке подкатился апельсин, из которого вам нужно выжать сок. Вы должны очень сильно сжать руку в кулак и напрячь в течение 8 – 10 секунд.

Разожмите кулак, почувствуйте тепло, рука мягкая, отдыхает, расслаблена. То же самое проделайте с другой рукой, но представьте, что в руке яблоко.
Упражнение «Камень»

Представьте, что у вашей правой ноги лежит камень. Вам нужно хорошенько опереться и откатить его в сторону. А для этого приподнять ногу и сильно напрячь ее в течение 8 – 10 секунд, затем расслабить. Нога должна быть теплая, мягкая. Проделайте то же с другой ногой. Затем вздохните, потянитесь одновременно руками и ногами, глубоко вздохните и встаньте.


Упражнение «Судно, на котором я плыву»

Устройтесь поудобнее, закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь. Ваше тело постепенно расслабляется, Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. Ваше дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко и ритмично. Расслабляются руки, ноги, по всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, создается ощущение покоя и отдыха. Вы не торопясь, идете по дороге и вот уже слышите шум моря – волны накатываются на берег и снова отбегают. Еще поворот, и перед вами во всю ширь все море! Вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов тут нет! Тут и огромные современные лайнеры, и индейские долбленки, и яхты, и пиратские шхуны, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины. Вы идете и любуетесь всем этим разнообразием кораблей. Знайте, что любое из этих судов может стать вашим. Выберите себе то, что вам больше всего нравится, что больше всего соответствует вашим потребностям. Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Какова форма вашего судна?

Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость или тяжеловесная, прочная конструкция, способная выдержать любой шторм. В какой цвет окрашены борта вашего корабля? Прочитайте надпись на борту, каково его название? Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там? Или на борту никого нет? Не торопясь, обойдите корабль, посмотрите, какой он внутри, прогуляйтесь по палубам, зайдите в каюты, поднимитесь на капитанский мостик. Посмотрите, здесь лежит свернутый в несколько раз лист бумаги – это ваша карта. На ней обозначена цель вашего плавания. Что это за цель? Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт. Все дальше и дальше берег. Вот уже и скрылись верхушки других кораблей в порте. Вы в море, на своем судне. Вы выбрали свой путь в этом безбрежном морском пространстве. Вы двигаетесь к своей цели. Далеко ли она? Что вы встречаете на своем пути?...Но пора сделать остановку в нашем плавании. Направьте свое судно в ближайшую гавань. Вот и завершается сегодня ваше путешествие. Вы спускаетесь по трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, посмотрите еще раз на свое судно, запомните его. Возможно, вы не раз еще будете возвращаться сюда, чтобы продолжать свое плавание. Помните, это судно всегда ждет вас на пирсе. Вы уходите все дальше и дальше от своего судна и вновь переноситесь сюда, в свой класс. Сейчас я начну считать. С каждой следующей цифрой вы все больше будете выходить из состояния расслабленности. Вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.

Итак, семь, Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела. Вы начинает возвращаться в нормальное состояние. Шесть, ваши мышцы наполняются силой и энергией, Пять, Сохраняется состояние спокойствия, но оно наполняется ощущением силы и возможности действовать. Четыре, вы чувствуете, что окончательно пришли в себя. Три, пошевелите ступнями, пальцами рук, медленно сожмите пальцы в кулак. Два, не открывая глаз подвигайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией, вы хорошо отдохнули, вы спокойны и уверенны в себе. Один, открыли глаза.


В заключение, я предлагаю вам самим поразмышлять над образами, подаренными вам вашим подсознанием.

Ритуал прощания.


Занятие №10

Конфликты. Актуализация опыта переживания конфликтов.
Ритуал приветствия: «Улыбка»

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о конфликте. Что такое конфликт, и какие бывают конфликты.

Как только человек делает свои первые шаги в жизни, его тут же ожидают конфликты. Вспомните, какие конфликты могут быть у маленького ребенка в раннем детстве, в садике?

Вы стали старше, и конфликты также приобрели другую форму. Смоделируйте ситуацию конфликта в вашем возрасте.

Конфликты в жизни человека неизбежны и причин их много. Какие? Попробуйте сами определить. Различия в характерах, неумение выслушать противоположную сторону, различные взгляда на проблему и т.д. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта может произойти ссора или драка, человек может затаить обиду, чтобы потом отомстить. Разберем ситуацию конфликта.

Ситуация: Миша забросил на шкаф шапки и шарфы трех девчонок и радостно посмеивался: как они теперь пойдут домой?

Девочки на это отреагировали по – разному:


  • Оля заплакала и стала просить Мишу достать шапку;

  • Настя сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила ее еще дальше;

  • Нина спокойно подошла к Мише и предложила ему встать на ее место и подумать, каково ей идти без шапки по морозу домой, а потом обсудить, как быстрее достать все шапки.

Ваша задача, решить, чей способ поведения в конфликте быстрее приведет его к разрешению и почему? Обратите внимание на действия участников конфликта, их позиции, последствия при решении проблемы и выраженность их чувств. Заполните таблицу:




Действия

Категории

Позиции в решении проблемы


Последствия решения проблемы

Чувства


Оля

плачет

застенчивая

отказывается

Конфликт разрешен не будет

Обида, горечь, растерянность

Настя

дерется

агрессивная

Решает силой

Конфликт усилится

Победитель–чувство удовлетворенности, побежденный –обиды, горечи

Нина

Мирно решает

Уверенная в себе

Стремится договориться

Разрешен

Радость, удовлетворение

Таким образом, можно сделать вывод, что разрешение конфликта мирным путем дает положительный результат, чувство удовлетворения для обеих сторон.

А сейчас разделитесь на три команды, придумайте и проиграйте варианты продолжения конфликтной ситуации с учетом позиции в решении проблемы, последствий и чувств участников конфликта с точки зрения агрессивных детей, застенчивых и уверенных в себе:

Класс писал контрольную работу. Двое из класса выполнили ее на «пять». Остальные не справились. Одноклассники решили, что оценки несправедливы и решили устроить девочкам бойкот. Решите, чей способ поведения в конфликте быстрее приведет к положительной развязке.
До сих пор мы говорили с вами о конфликтах равных сторон, то есть сверстников. Какие еще бывают конфликты? Бывают конфликты взрослых и детей.

Как вы думаете, почему происходят такие конфликты?

Скорее всего потому, что взрослый чаще всего потому, что смотрит на мир другими глазами.

Упражнение «Глаза ребенка – глаза взрослого»

Попробуйте оценить ситуации глазами ребенка и глазами взрослого:


  • Утро. Семья просыпается. За окном выпало много мокрого снега;

  • Рома включил громко музыку;

  • Мама открывает дверь и видит: на пороге лежит бездомный пес.

Решите ситуацию: Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее и застала дочь. Девочка вырвала записку из рук матери, та накричала на нее. Девочка хлопнула дверью и закрылась в другой комнате.

    1. Что произошло между матерью и дочерью?

    2. Кто виноват в конфликте?

    3. Как надо было поступить в этом случае?

Что обычно случается, когда подросток и взрослый не понимают друг друга?

(Доска делится на две части и на каждой половинке записываются типичные действия взрослого и ребенка)

подросток – плачет, обижается, взрослый – кричит, наказывает,

огрызается, грубит,… объясняет, обвиняет, угрожает


Как сделать так, чтобы все правильно понимали друг друга? Надо чаще общаться друг с другом, рассказывать друг другу о своих чувствах, мыслях, переживаниях, нужно уметь прощать друг друга, нужно уметь понимать друг друга.

Ваша задача – составить памятку «Родителю от ребенка»

Ритуал прощания.


следующая >>
Смотрите также:
Я – в этом мире Объект психокоррекции
643.03kb.
Основы психокоррекции 09. 06. Введение в психокоррекцию Виды психокоррекции
34.56kb.
Решение логических задач 7 класс (второй урок)
152.38kb.
«Психология педагогической саморегуляции. Элементы психокоррекции в деятельности педагога»
71.72kb.
Все сроки кратки в этом мире…
103.08kb.
Понятий «объект» и «свойство» в философии Объект
590.66kb.
Предмет – это «входная дверь» в объект. Г. Х. Валеев
12.27kb.
Светлана Левашова Откровение Часть Детство Том Пробуждение
8552.71kb.
Сценарий классного часа по теме «Конфликт: за и против» в одной известной песне поётся: «Не прожить нам в мире этом без потерь…»
79.39kb.
А. П. Анисимов Объект права остров
74.41kb.
Основы психокоррекции 30. 09. Особенности составления психокоррекционных программ
34.16kb.
Лекция № Тема Россия в современном мире 2 часа. Россия мировая держава и объект национальной безопасности
85.49kb.