Главная стр 1
Календарно – тематическое планирование курса ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

6 класс (68 час.)


урока
Дата

Тема

Кол.час.

Содержание

Понятия

Программа развития учащихся

Контроль

Домашнее задание

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (30 ЧАСОВ)




1

Введение. Живое средневековье

1

Понятие «средние века»;

Место ИСВ в ист. Челов-ва;

Хрон. Рамки средневековья;

Исторические источники.



Архив

Хроники


Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;

Называют хронолигические рамки средневековья;

Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья


Опрос

Введение

с 6-10







Раздел I Становление средневековой Европы (VI–XI века) (5 часов)




2

Древние германцы и Римская империя

1

Велик. Пересел. Народов;

Герман. Племена;

Падение Западной Римской империи;

Гунны.


Знать

Герцог


Народ. Ополчен.

Дружина


Гунны

Готы


Работают с контурной картой;

Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян.



Пересказ, работа с картой

§1





3

Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках.

1

Франки: ассел., занятия, хоз. И обществ. Устр-во;

Появление гос-ва;

Король Хлодвиг;

Христ. Церковь;

Монастыри


Король

Граф


Папа

Феодал


Миряне

Монастырь

Аббат


Выявляют отличия власти короля от власти вождя;

Работают с контурной картой;

Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.


Словарная работа

§2





4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

1

Карл Великий;

Франкская имп. И её распад;

Междоусоб.войныСеньоры и васс.;

Феод. Лестница.



Авары

Титул


Феод.раздроб.

Междоус. Войны

Сеньор

Вассал


Барон

Рыцарь


Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого);

Работают с историческими докум.;

Определяют причины и следствия важнейших исторических событий.


Характеристика исторического деятеля

(письменно)



§3





5

Западная Европа в IX – XI веках.

1

Слабость королев. Власти во Франц.;

Свящ.Рим.имп.;

англосаксы и норманн.завоев.


Норманны

Викинги


Замок


Указывают на контурной карте завоеванные норманнами земли;

Умеют объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.



Фронтальный опрос

§ 4





6

Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1

Представления людей о мире;

Каролингское Возрождение;

Иск-во, лит-ра.


Капелла

Пергамен


Инициалы

Заставки


Житие

Эпос


Жонглер

Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире:

Умеют работать с различными источниками дополнительной информации



Сообщения

§5





Раздел II. Византийская империя и славяне в VI – XI веках (2 часа)




7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

Терр., хоз-во, гос. Устр-во Византии;

Визант. Имп-ры;

Юстиниан и его реформы;

Войны Юстин.;

Вторж. Слав. И арабов.


Скипетр

Право




Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого);

Умеют анализировать и сравнивать исторические факты.



Работа с картой, фронтальный опрос

§6





8

Культура Византии.

1




Алтарь

Крестово-купрльный храм

Канон

Смальта


Икона

Составляют описание произведений искусства;


Письменная работа

§7





Раздел III. Арабы в VI – XI веках (2 часа)




9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Рассел., занятия араб. Племен;

Мухаммед и рождение ислама;

Роль ислама в объед. Арабских племен;

Распространение ислама.



Бедуины

Аллах


Мусульманин

Коран


Шариат

Паломничество

Халиф

Везир


Эмир

Работают с контурной картой;

Раскрывают систему у4правления арабами;

Объясняют объединительную роль ислама;

Знают основы вероучения ислама и обязанности.



Словарная работа

§9





10

Культура стран халифата.

1

Культура арабов: образование, литература, искусство, медицина

Медресе

Фарси


Альгамбра

Мечеть


Арабески

Минарет


Рассказывают о развитии культуры в странах халифата;

Составляют описание произведений искусства;

Дают устный отзыв на ответы одноклассников.


Тест

§10





Раздел IV. Феодалы и крестьяне (2 часа)




11

В рыцарском замке.

1

Замок феодала;

Снаряж. Рыцаря;

Развлечения рыцарей;

Правила повед. рыцарей;

Турниры, гербы


Замок

Донжон


Рыцарь

Кольчуга


Турнир

Герольд


Герб

Девиз


Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря;

Умеют раскрывать суть феодальных отношений;

Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала


Индивидуальный и фронтальный опрос

§11





12

Средневековая деревня и её обитатели.

1

Феод. землевл-е;

Феодальная знать;

Жизнь, быт кр-ян;

Крест. хозяйство;

Феод. завис-ть и повинности;

Крест. община.



Вотчина

Барщина


Оброк

Лично завис. крестьянин



Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян);

Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека.



Словарная работа

§12





Раздел V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)




13

Формирование средневековых городов.

1

Возник. Городов;

Города – центры ремесла, торговли, культуры;

Цехи и гильдии.


Сырье

Коммуны


Самоуправление

Бургомистр

Патриции

Устав



Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов);

Описывают облик средневекового города;

Раскрывают систему управления средневекового города


Работа с текстом, составление плана, работа с картой


§13





14

Горожане и их образ жизни.

1

Город. сословия;

Город. упр-ние;

Жизнь, быт, занят. горожан;

Средневек. гор. – республики.



Собор

Ратуша


Мастер

Ученик


Подмастерье

Шедевр


Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века

Пересказ, словарная работа

§14






Раздел VI. Католическая церковь в XI – XIII веках (2 часа)




15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Раздел. церквей;

Герман. имп-ры и церковь;

Ереси и преслед. еретиков.


Католичество

Православие

Фанатизм

Десятина


Еретик

Индульгенция

Сословия


Выявляют различия католической и православной церквей;

Объясняют причины раскола христ. церкви на католическую и православную;

Раскрывают прич. возникновения ереси.


План

§15





16

Крестовые походы.

1

Крестовые походы и их последствия;

Борьба народов Востока против крестоносцев.



Крестоносцы


Наносят на контурную карту походы крестоносцев;

Обозначают государства крестоносцев;

Раскрывают причины и последствия крестовых походов.


Работа с картой и учебным текстом, таблица

§16






Раздел VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века)(4 час.)




17

Объединение Франции.

1

Усиление королев. Власти;

Сослов-представ. монархия;

Генеральные Штаты;

Первые успехи объединения.



Денежный оброк


Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап);

Объясняют причины усиления королевской власти во Франции;

Перечисляют характерные черты сословной монархии.


Групповая работа

§17





18

Что англичане считают началом своих свобод.

1

Норманн. завоев.;

Генрих II, его реф;

Великая хартия вольностей;

Парламент;

Сослов. Монархия;

Экон. и социаль. развитие страны.



Баллада

Реформа


Шериф

Графство


Суд присяжных

Парламент




Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии;

Называют особенности государственной системы централизованного государства в Англии, делают выводы.



Индивидуальный опрос

§18





19


Столетняя война.

1

Причины войны и повод к ней;

Итоги и послед. Столетней войны.






Наносят на контурную карту ход боевых действий;

Излагают причины Столетней войны;

Сравнивают армии англичан и французов, оценивают их боеспособность.


Групповая работа

§19





20

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Пиреней.гос-ва: природа, климат, условия жизни, занятия;

Реконкиста;

Образ. Испан. Королевства;

Введ. инквизиции в Испании;

Раскол в катол. церкви


Реконкиста

Кортесы



Работают с контурной картой (на примере Реконкисты);

Показывают на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове;

Объясняют понятие «реконкисты» и рассказывают о ее ходе;

Знают причины образования самостоятельных государств Испания и Португалия.



Работа с учебным текстом и картой

§22





Раздел VIII. Германия и Италия в XII – XV веках (1 час)




21

Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

1

Княжества в Германии;

Натиск на Восток;

Союзы городов;

Гор. респ. в Ит.;

Гвельфы и гибелл.;

Правление Медичи во Флор.



Курфюрст

Булла


Кантон

Гвельфы


Гибеллины

Чомпи


Тирания


Сравнивают особенности развития Германии и Италии;

Дают самостоятельную оценку историческим событиям




Сравнительная таблица

§23-24





Раздел IX. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках (2 часа)




22

Гуситское движение в Чехии.

1

Чехия в XIV веке;

Ян Гус.;


Гус. войны, и их значение;

Народное войско.



Паны

Патриот


Церков. собор

Табориты


Сейм


Работают с картой;

Оценивают деятельность исторических личностей (Ян Гус);

Объясняют, почему гуситское движение называют национальным»;

Рассказывают о ходе и результатах гуситского движения.



Конспект

§25





23

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Балк. страны перед завоев.;

Завоевания турок-османов;

Битва на Косовом поле;

Гибель Византии;

Осман. Империя


Турки-османы

Янычары


Подушный налог


Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов);

Умеют работать с текстом учебника




Работа с картой

Фронтальный опрос



§26





Раздел X. Культура Западной Европы в XI – XV веках (1 час)




24

Культура Западной Европы в XI – XV веках

1

Представл. среднев. чел-ка о мире;

Место религии в жизни человека;

Наука и образ.;

Появл. универ.;

Возрожд. антич. Наследия;

Нов. уч. о чел-ке;

Гуманизм;

Иск. раннего Возрождения;

Разв. науки и тех;

Изобр.книгопеч.



Домна

Мушкет


Компас

Астролябия

Каравелла

Печат.станок

Ректор

Факультет



Трубадур

Ваганты


Арка

Свод


Готич. стиль

Химеры


Гуманизм

Выявляют новые черты в искусстве;

Сравнивают идеи гуманистов;

Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях;

Умеют работать с различными источниками информации.



Сообщения

§27-30





Раздел XI. Народы Азии. Америки и Африки в Средние века (3 часа)




25

Средневековый Китай

1

Имп-ор и поддан.;

Крест. война;

Кит.под вл. монг.;

Борьба против завоевателей. Культура Китая.



Шелковый путь

Монгол


Хан

Фарфор


Пагода

Пейзаж



Составляют описание достижений культуры стран;

Объясняют причины колониального вторжения в Китай;

Объясняют причины крестьянских выступлений и гражданской смуты.


Фронтаьный опрос

§31





26

Индия: государства и культура.

1

Индий. княж-ва;

Вторж. Мусульм;

Делий. Султанат;

Культура Индии.



Раджа

Брахман


Фрески


Сравнивают особенности развития Китая и Индии;

Рассказывают о политическом устройстве индийских княжеств до вторжения мусульман;

Понимают значение индийской культуры.


Фронтаьный опрос

§32





27

Государства и народы доколумбовой Америки

1

Народы Америки. Государства. Культура.

Майя

Ацтеки


Инки


Составляют развернутый план параграфа;

Выявляют особенности развития народов;

Рассказывают об особенностях политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев.


Фронтаьный опрос

§33





28

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История средних веков»

1







Систематизирован и обобщен материал по изученному периоду;

Умеют работать с тестовыми заданиями;

Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты;

Выявляют существенные черты исторических процессов;

Объясняют смысл изученных исторических терминов;

Определяют причины и следствия важнейших исторических событий Истории средних веков




Контрольная работа







ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI ВЕКА





29

Введение

1

Что изучает история Отечества;

История России – часть всемирной истории;

Исторические источники.

Структура учебника.

Приемы учебной деятельности.


История;

Летопись;

Археология;

Лингвистика;

Фольклористика

Этнография



Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.




Введение





Раздел I. Русь Древняя (10 часов)




30

Расселение восточных славян и их занятия

1

Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

Племя,

индоевропейцы,

подсеч.-огневая и переложная системы земледелия;

вервь;


вече;

язычество;

народ.. ополч.


Знают о происхождении славян и путях их расселения;

характеризуют быт, хозяйствен. занятия и верования;

Используют карту при рассказе о происхождении восточных славян; Работают с истор. документами


Фронтальный и индивидуальный опрос

§ 1, вопр.





31

Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями

1

Жители лесной полосы Вост. Евр.

Греческие полисы и Скиф. Гос-во.

Тюрк. и Авар. каг.

Хазар. каганат.

Волж. Булг. и Виз.


колонизация, полис

архонт


плуг

хакан (каган),

дань.


Ознакомлены с народами и государствами, соседствующими со славянами;

Характеризуют их занятия и определяют их влияние на развитие славянских племен;

Продолж. формирование умений работать с ист. картой.


Фронтальный и индивидуальный опрос

§ 2, вопр.





32

Формирование Древнерусского государства

1

Предпос. создания гос-ва у вост. славян: эконом. и политические.

Варяги в Вост. Ев.

Образ-ие гос-ых центров.

Внутр. орг-ция Древнер. гос-ва.



государство, предпосылки создания государства, конунг, князь

Выявляют предпосылки складывания государства у славян;

Характеризуют степень участия варягов в создании государства;

Продолж. формирование навыков и умений работы с историческими источниками и ист. картой;

Устанавливают причинно-следств. связи (на примере образования Древнерусского государства);

Работают с документами


Фронтальный и индивидуальный опрос
Терминологический диктант

§ 3,

Вопр. и зад с.27,







33

Первые киевские князья

1

Хаар-ер древнер. державы.

Князь и дружина. Полюдье.

Деят-ть Олега, Игоря, Ольги по укреп. Древнер государства.

Пох. Святослава.



государство, полюдье,

урок,


погост

Анализируют процесс становления Древнерусского государства;

Характеризуют систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей.

Показывают на карте походы князей


Урок-практикум

§ 4, вопр. с.35

Сообщение о князе (по выбору) , используя памятку «Как составить сообщ. об истор. деятеле» (устно или письм. – по выбору)






34

Владимир Святославович.

Крещение Руси



1


Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира.

Причины Принятия христианства. Крещение Руси. Знач. принятия христианства.



Государство

пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь,

церков. устав, митрополит


Анализируют время правления князя Владимира;

Дают личностную характеристику политическому деятелю;

Работают с исторической картой;

Решают проблемные задания, делают несложные выводы

Определяют причины и значение принятия христианства;

Формир. умения формул. неслож. выводы, давать уст. отзыв на отв. одноклассников;Дают оценку историческому событию.



Опрос, план

§ 5

вопр. и зад. с. 42

зад.раб.тетр.

Сообщен. о крещ. Киева






35

Ярослав Мудрый

1

Борьба за власть сыновей Владим. Русь при Яр. Муд: внутр. и внешняя пол-ка, упр-ние государством.

династич. брак,

Дают характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого);

Работают с документами;

Делают выводы;

Формир. умения давать уст. отзыв на отв. одноклассников;



конспект

§ 6

вопр.с. 53

Сообщ. (по желан.) об Иларионе, Кирилле и Мефод.





36

Политический строй и экономические отношения Древней Руси

1

Русская правда. Формир-ие древнер. народн. Земель. отношен. Основные социаль слои насел. Руси.

холоп,

рядович,


смерд,

закуп,


усобица, политика, наместник.

Характеризуют внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого;

Сравнивают результаты его деятельности с правлением предшествующих князей




Урок-практикум

§ 6

вопр.с. 53







37

Культура Древней Руси

1

Особен. культуры Древней Руси. Уст. нар. твор-во. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобр. искусство. Худож. ремесло.

патриотизм, миниатюра, фреска,

икона,


скань, зернь,

перегород. эмаль



Характеризуют развитие культуры Руси IХ-ХI вв.;

Выделяют факторы, повлиявшие на ее развитие;

Знают о выдающихся достижениях древнерусского искусства;

Формир. умение давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстраций учебника



Творческая лаборатория

§ 7

тесты к теме,

зад.6,с.63





38

Быт и нравы Древней Руси

1

Образ жизни князей и бояр. Военное дело.

Быт и образ жизни горожан и земледельцев.



общество, епископ,

«лихой человек»



Характеризуют слои древнерусского населения;

Рассказывают об их образе жизни;

Сравнивают образ жизни разных групп населения;

Формир. практические умения самостоятельной работы с учебником.



Урок-практикум

§ 8

сочинение по зад.5, с.71






39

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя»

1

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.




Умеют сравнивать исторические явления;

Умеют работать с исторической картой;

Работают с различными источниками информации, в том числе, учебником, документами, художественной литературой.


Тестирование

Раб.по карте

Раб. с термин.

Творч. задан.









Раздел II. Политическая раздробленность на Руси (11 часов)




40

От княжеских усобиц к политической раздробленности

1

Прич. раздр. Руси;

Образ. самостоят. княж. и земель;

Хаар-ер полит. власти в период раздробленности;

Владим.Мономах.



Усобица;

Ростовщик;

Рать;

Уделы;


Экономика;

Эксплуатация



Описывают деятельность исторических деятелей (на примере Владимира Мономаха);

Характеризуют развитие Древнерусского государства во второй половине ХI-начале ХII в.;

Выявляют причины и последствия государственной раздробленности


План

§ 9

Таб. «Последствия раздробленности Древнерусско-го государства»






41-42

Главные политические центры Руси.

1

Влад.-Суздаль кн.; хар-ер княж. вл, вн. и внеш. пол.;

Юр. Долгорукий; Борьба за Киев;

Возвыш. В.-С

княжества.



Государство;

Усобица


Показывают на карте границы русских земель;

Выявляют особенности их развития;

Знают о внутренней и внешней политике Юрия долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо;

Характеризуют деятельность русских князей.



Урок-практикум

§ 10-11





43

Новгородская земля

1

Новгород. земля: особенности соц. структуры и полит. устройства.

Республика;

Мятеж


Показывают на карте границы русских земель;

Выявляют особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты;

Характеризуют и сравнивают экономическое и политическое развитие Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли.


Урок-практикум

§ 10-11





44

Нашествие с Востока

1

Созд. державы Чингисхана;

Сраж. на Калке;

Вторж. в Ряз.зем.;

Разгром Владимир. кн-ва. Поход на Новгор;

Нашествие на

Ю-З Русь и Центр. Европу.



Курултай;

Фураж;


Нойон

Наносят на контурную карту направления походов Батыя;

Используют карту при рассказе о сопротивлении русских городов;

Определяют причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

Развивают умения работы с историческими документами



Работа с картой, план - конспект

§ 12

Работа с докум с.105-106 и вопр. к нему







45

Нашествие с Запада

1

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносц.

Дружина;

Ополчение;

Боевой порядок «свинья»


Пользуясь схемами сражений, рассказывают о битвах;

Характеризуют деятельность исторических личностей (Александр Невский);

Характеризуют внешнеполитическую обстановку в Северо-Западной Руси;

Анализируют политику князя по отношению к Золотой Орде.



Работ с картой

§ 13





46

Русь и Золотая Орда

1

Образование З. О.;

Ордын. владыч.;

Повинности русс. населения;

Борьба русс. насел против орд. влад. Последствия орд. владычества.



Ярлык;

Баскак;


Агрессия;

Улус;


Владычество;

Выход


Выявляют особенности зависимости Руси от Золотой Орды;

Определяют ее последствия на развитие Руси.



Терминологический диктант

§14





47

Русь и Литва

1

Формирование Лит-Русс.гос-ва;

Хаар-ер Лит-Русс государства. Значение присоединения русс. зем. к Литве.



Диалект;

Уния;


Государство

Учатся устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства);

Анализируют экономическое и политическое развитие Литовско-Русского государства



Фронтальный опрос

§ 15





48

Культура русских земель в XII-XIII вв.

1

Общерусское культ. единство;

Накапливание научных знаний;

Литература;

Идея единства Русской земли в произвед. кул-ры;

Зодчество;

Живопись.



Архитектурный ансамбль;

Аскетизм;

Канон


Выделяют особенности развития культуры;

Составляют описание достижений культуры;

Характеризуют главную идею литературного творчества;

Знакомы с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи ХII-ХIII вв.;

Анализируют влияние монгольского нашествия и ордынского владычества на русскую культуру


Сообщения

§16

Сост. кроссворд по теме

Сообщение о 2-3 памятниках культуры

(оформление творческой работы по теме)






49

Наш край в XI-XIII веках













Сообщения







50

Повторительно-обощающий урок по теме «Политическая раздробленность Руси»

1

Причины и последствия

раздробленности Руси.

Главные политические центры Руси и их особенности.





Обобщают знания по истории развития государств на территории нашей страны в XIII-ХIV вв.

Тестирование








Раздел III. Русь Московская (15 часов)




51

Предпосылки объединения русских земель

1

Соц.-экон. и полит. развитие С-В Руси. Прич. и предпос. Объед. Русс. земель.

политическая система,

вотчина


Анализируют предпосылки возвышения Москвы и усиления Московского княжества


План

§17





52

Причины возвышения Москвы

1

Борьба Моск.вы и Твери.

Правление Ивана Калиты.

Причины возвышения Москвы.





Анализируют внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты;

Определяют причины и предпосылки создания единого государства



Фронтальный опрос

§17

Творч.работа «Иван Калита»






53

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством

1

Борьба Москвы за полит. первенство. Взаимоотн. Москвы с З. Ордой и Литвой.

темник,

хан,


князь,

Определяют факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель


Письменно Дом.З:причины возвышения Москвы

§18





54

Куликовская битва

1

Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.

рать

Рассказывают о ходе и значении Куликовской битвы;

Используют схему при рассказе о битве;

Характеризуют деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).


Урок-практикум

§18

Рассказ о Дмитрии Донском






55

Московское княжество и его соседи

1

Василий I. Московская усобица, её значение.

Распад З. Орды. Союз Литвы и Поль. Грюнвальд. битва.

Образование русс., украин. и белорус. народностей.


централизованное государство,

поместье,

усобица,

диалект,


уния

Анализируют внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти ХIV в.;

Характеризуют взаимоотношения русских земель с соседями (Ордой и Литвой);

Используют карту при рассказе об объединении русских земель


Фронтальный опрос

§19





56

Создание единого русского государства

1

Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоед. Твери. Василий III.

Заверш. объед. русских земель.



скипетр,

держава,


шапка Мономаха,

Боярская Дума,

централизованное государство,

общество


Характеризуют развитие Российского государства в конце ХV века;

характеризуют основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.




Фронтальный опрос

§20





57

Свержение ордынского ига на Руси

1

Конец ордынского ига.




Работают с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве);

Делают выводы.



Терминологическй диктант

§20





58

Изменения в политическом, экономическом и социальном строе Московского государства в конце XV- первой половине XVI в.

1

Усиление великокняж. власти. Местничество. Система кормлений. Преобра. в войске. Огранич. свободы крестьян.

Появление казачества. Зарождение феодально-крепост. системы.



самодержец,

поместье,

вотчина,

трехполье,

Юрьев день,

пожилое,


черносошные крестьяне,

Боярская дума,

кормление,

местничество,

окольничий


Ознакомлены с системой управления, которая сложилась в этот период;

Анализируют Судебник 1497 г.;

Определяют причины и последствия формирования крепостного права.

Выявляют новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.



Индивидуальный опрос

§21





59

Иван IV. Реформы 50-х гг XVI в

1

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр.

Судебник 1550 г. Реф. Централь. и мест. управления. Стоглавый собор. Военные реформы.



централизованное государство,

Земский собор,

стрелец,

дворянин,

Избранная рада,

приказ,


губа,

копейка,


Монетный двор

характеризуют основные направления внутренней политики начального правления Ивана IV и процесс складывания самодержавной власти;

Устанавливают причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV);

Анализируют исторические документы.


План

§23





60

Завоевание Поволжья и Западной Сибири

1

Внешнеполит. успехи России в 50-е гг. Присоед. Казанского и Астрах. ханств. Оборона юж. рубежей.

Поход Ермака. Западной Сибири.



засечная черта,

острог,


ясак

ознакомлены с внешней политикой Российского государства, в сер.ХVI в.;

Работают с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).



Урок-практикум

§24





61

Ливонская война

1

Ливонская война.




Рассказывают о причинах и ходе Ливонской войны.

Работают с исторической картой (показывают ход войны).



Урок-практикум

§24





62

Итоги царствования Ивана Грозного. Опричнина

1

Обострение внутрипол. борьбы в начале 60-х гг. Падение Избр. рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

Избранная рада,

террор,


самодержавие,

опричнина,

земщина,

заповедные лета,

крепостное право,

тягло


Анализируют обстоятельства, приведшие к падению Избранной Рады;

Определяют факторы, способствовавшие усилению царской власти;

Характеризуют опричнину, выделяя ее причины и итоги;

Анализируют деятельность исторических личностей (Иван Грозный);

Делают выводы об итогах развития государства


Характеристика Ивана Грозного

§25,

вопр.с.220

сочинение «Каким мне представляется Иван Грозный»





63

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

1

Особенности развития русской куль. в XIV – XVI вв. Просвещение. Начало книгопеч. Иван Федоров.

Уст. нар. творчество. Литература



уставное письмо,

эпос,


энциклопедии,

летопись,

регалии,

публицистика,

четьи минеи


Ознакомлены с развитием культуры во второй пол. ХIV-ХVI вв.;

Выделяют ее особенности и определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период на развитие культуры;

Сравнивают особенности развития русской культуры в разные периоды истории.


Творческая мастерская

§26,

вопр.с.231

Сообщения о Феофане Греке, Андрее Рублеве, Дионисии





64

Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.

1

Зодч. в XIV – XV вв. Архитектура Моск. гос-ва в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

зодчество,

шатровый стиль,

юродивый,

икона,


иконостас

Определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период, на развитие зодчества и живописи;

Ознакомлены с выдающимися памятниками зодчества и произведениями живописцев;

Описывают достижения культуры; Выявлют новые черты развития искусства


Сообщения

§27





65

Быт XV-XVI вв.

1

Быт и нравы.

Города.


Русская изба. Одежда.

Еда.


административные здания,

кафтан,


полати,

харчевня,

лампада,

душегрея,

тулуп


Характеризуют быт горожан, крестьян и высших сословий;

Используют иллюстрации при рассказе о жизни



Сообщения

§28





66

Повторительно-обощающий урок по теме «Русь Московская»

1

Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.




Обобщ. знания по истории ХVI в.

определили итоги и значение внутренней и внешней политики Ивана IV;

Определили влияние политических процессов, происходящих в стране, на развитие культуры.


Тестирование

Раб.по карте

Раб. с термин.

Творч. задан.









67

Итоговое обобщение

1

Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.




Обобщили и систематизировали изученный материал.

Контрольная работа







68

Итоговый урок – игра «Что? Где? Когда?»























Смотрите также:
№ урока Дата Тема Кол час. Содержание Понятия Программа развития учащихся
403.65kb.
№ урока дата Тема урока (кол час) Дидактическая модель обучения Развиваемое общеуч умение Дата
259.26kb.
№ урока Раздел Тема урока Кол часов Дата урока Основные понятия Литература
166.15kb.
№ урока Тема урока Кол часов Дата Тип урока Понятия
208.53kb.
Дата № урока Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся Тема урока. Основное содержание Беседа. Тестирование
160.36kb.
Тип урока Кол часов по теме № урока Тема урока, содержание Требования к уровню обученности (знать, уметь) Домашнее
130.97kb.
Программа рабочая учебная программа основного общего образования по истории № урока Дата Тема Основные понятия 02 Введение. От средневековья к новому времени
45.85kb.
Календарно-тематическое планирование 10 класс № Дата Тема Тип урока Содержание Знание умении навыки Д. з 1\1
129.6kb.
Программа рабочая учебная программа основного общего образования по истории № урока Дата Тема Основные понятия Россия на рубеже XVI xvii веков (4 часа) 1
60.77kb.
Календарно-тематическое планирование по черчению. 9 класс. № п\п Дата Раздел программы Тема урока Практическое задание Цели и задачи Краткое содержание теоретической части урока
210.09kb.
Урока всего № урока в теме Дома Тема урока Содержание учебной программы I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
151.01kb.
№ урока Тема урока и содержание Применение и к т дата 1
59.9kb.