Главная стр 1

СОДЕРЖАНИЕ




1. Нормативно-правовое регулирование процесса банкротства градообразующих предприятий 3

2. Понятие градообразующей организации 4

3. Особенности процедуры банкротства градообразующих организаций 5

Список использованной литературы 14





1. Нормативно-правовое регулирование процесса банкротства градообразующих предприятий

Институт банкротства должен обеспечить решение таких задач, как реструктуризация убыточного сектора экономики, повышение платежной дисциплины. При применении процедур банкротства должны надлежащим образом защищаться права кредиторов.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой достаточно сложный комплекс правовых норм, которые содержатся в целом ряде нормативных актов.

Основным законодательным актом в данной области является Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит отдельные положения о несостоятельности юридических лиц (ст.65 ГК РФ), а также Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Это закон подробно регулирует основные процедуры банкротства, а также выделяет ряд специальных требований к особо важным субъектам экономической деятельности - градообразующим предприятиям.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" выделил в отдельную группу стратегические предприятия, которые раньше могли иметь статус градообразующих.

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

организации оборонно - промышленного комплекса - производственные, научно - производственные, научно - исследовательские, проектно - конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Ранее понятия "стратегического предприятия" в законодательстве не содержалось, таким образом, можно констатировать, что часть градообразующим предприятий на сегодняшний день имеют статус стратегических, поэтому особенности их банкротства регулируются параграфом 5 Главы 9 Федерального закона "О банкротстве"


2. Понятие градообразующей организации

Роль градообразующих предприятий в экономической и социальной жизни населенного пункта может быть очень велика, что объясняется следующим. Во-первых, на градообразующих предприятиях занято большое количество работников. Их высвобождение в случае закрытия предприятия приводит к резкому увеличению количества безработных, которые не могут быть трудоустроены из-за отсутствия аналогичных рабочих мест. Во-вторых, многие градообразующие предприятия финансировали объекты жилищно-коммунального хозяйства и объекты социальной сферы (детские сады, санатории и пр.). В случае их банкротства эти объекты также остаются без финансирования, что еще больше усугубляет напряженность.

Статус градообразующей организации определен в ст. 169 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Такой статус получают:

1) юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

2) также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Необходимо отметить, что требования к статусу градообразующих организаций с течением времени изменялись

Таблица 1

Сравнительная характеристика порядка определения статуса градообразующей организации


Показатель



Постановление Правительства 1994 г.

Федеральный закон «О банкротстве» 1998 г.

Федеральный закон «О банкротстве» ото 26.10. 2002.

Число работающих в % к численности работающего населения

Не менее 30%

Численность работников с учетом членов их семей составляет 50%

Не менее 25%

Численность работников

Требования не установлены

Не менее 5 тыс.

Не менее 5 тыс.

Объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры

Обслуживающие не менее 30% населения города

Требования не установлены

Требования не установлены

Решение вопроса об отнесении предприятия к градообразующим принимается в срок не более одного месяца с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса.


3. Особенности процедуры банкротства градообразующих организаций


Процедура банкротства градообразующих организаций в целом, происходит по той же схеме, что и банкротство прочих организаций. Так, градообразующее предприятие считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Установление признаков банкротства вовсе не означает, что предприятие - банкрот подлежит обязательной ликвидации. Кроме процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника – градообразующего предприятия, к такому должнику могут быть применены и иные процедуры:

наблюдение;

финансовое оздоровление;

внешнее управление;

мировое соглашение.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

Во время наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя градообразующего предприятия - должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с учетом ряда ограничений (нельзя отчуждать имущество, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов, создавать филиалы и представительства, реорганизовывать предприятие и пр.). В процедуре наблюдения участвует временный управляющий.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику – градообразующему предприятию в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Арбитражным судом утверждается административный управляющий.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Оно вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления:

прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

взыскание дебиторской задолженности;

продажа части имущества должника;

уступка прав требования должника;

исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

продажа предприятия должника;

замещение активов должника и иные меры.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

В то же время, законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлен ряд особенностей этой процедуры для данной категории предприятий. Рассмотрим их подробнее.

1. Участники процедуры банкротства

По общему правилу, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании градообразующей организации банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующего предприятия участвующими сторонами, помимо вышеперечисленных, являются:

соответствующий орган местного самоуправления (в обязательном порядке).

федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации(по решению арбитражного суда)

Участие государственных и муниципальных органов власти необходимо для того, чтобы гарантировать социальную защиту населения при банкротстве крупного предприятия.

2. Особенности введения процедуры внешнего управления.

Если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по общим основаниям, предусмотренным Федеральным законом, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.

Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.

Под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:

сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;

график погашения задолженности.

К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату предоставления поручительства.

Должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством. В случае неисполнения требований кредиторов и уполномоченных органов в порядке и в сроки, которые предусмотрены графиком погашения задолженности, кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в общем порядке, предусмотренном законодательством.

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих одной третьей частью всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

3. Продление сроков финансового оздоровления

Специфика банкротства градообразующего предприятия заключается в том, что финансовое оздоровление или внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на 1 год (в отличие от максимального срока продления внешнего управления, равного шести месяцам, установленного пунктом 2 статьи 93 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" для других организаций).

Ранее действовавшая редакция этого закона предусматривала возможность продления финансового оздоровления под поручительство органа власти на срок до десяти лет.

Дело о банкротстве градообразующей организации может быть прекращено, если Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией произвело расчет со всеми кредиторами либо погасило требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным способом.

4. Особенности продажи градообразующего предприятия

В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.

Банкротство любого предприятия - всегда сложный и конфликтный процесс для всех сторон, участвующих в этой процедуре. Для градообразующего предприятия в числе наиболее актуальных и трудноразрешимых проблем - положение работников предприятия, находящегося на различных стадиях процедуры банкротства.

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации существенным условием договора купли - продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу. Иные условия могут быть установлены по предложению органов власти исключительно с согласия собрания кредиторов

Ранее действовавший закон предполагал предоставление больших гарантий работникам градообразующего предприятия – банкрота. В соответствии со ст. 137 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01. 1998 обязательными условиями при продаже такого предприятия было:

сохранение рабочих мест для не менее чем 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи;

обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников.

В настоящее время социальные гарантии для работников законом фактически не установлены, так как условие о сохранении рабочих мест является рекомендательным, но необязательным.

В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации данных условий, договор купли - продажи подлежит расторжению арбитражным судом. При расторжении договора купли - продажи покупателю такого предприятия за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию

В случае, если указанное ходатайство органов власти не было подано или предприятие градообразующей организации не было продано на указанных условиях, предприятие подлежит продаже на общих основаниях.

Таблица 2

Сравнительная характеристика особенностей процедуры банкротства градообразующих организаций


Особенности процедуры банкротства градообразующих предприятий

По закону 1998 г.

По закону 2002 г.

Срок продления финансового оздоровления

До 10 лет под поручительство органов государственной власти или местного самоуправления

До 1 года под поручительство органов государственной власти или местного самоуправления

Условия при продаже предприятия

Обязательно сохранение рабочих мест для 70% работников и переобучение работников при смене профиля

Сохранение рабочих мест для 50% работников по ходатайству органов власти

Таким образом, действующая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве)» ориентируется в большей мере на защиту интересов кредиторов, а не трудового коллектива, в отличие от редакции 1998 г.

Подводя итоги рассмотрения особенностей банкротства градообразующих предприятий, можно сделать следующие выводы.

1. Институт банкротства подобных предприятий выделен в силу того, что они играют ключевую роль в экономическом развитии отдельных населенных пунктов;

2. Из ряда градообразующих предприятий действующим законодательством выведена группа стратегических предприятий и субъектов естественных монополий. Процедура их банкротства еще более сложная.

В частности, стратегические предприятия и естественные монополии считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (для градообразующих организаций - три месяца)

Для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятий и естественных монополий принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей (для градообразующих организаций - сто тысяч рублей).

Разделение понятий "градообразующее" и "стратегическое" предприятие предоставляет кредиторам первых больше прав при отстаивании собственных интересов. Поддержка государства более ощутима для стратегических предприятий и естественных монополий.



Список использованной литературы

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"// "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190

Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"// "Собрание законодательства РФ", 12.01.1998, N 2, ст. 222

Постановление Правительства РФ от 29.08.1994 N 1001 "О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий - должников, являющихся градообразующими" // Собрание законодательства РФ", 05.09.1994, N 19, ст. 2217



Старостина О., Степанова О., Тимохина, Е. Несостоятельность (банкротство) предприятий в РФ. М, 2003.




Смотрите также:
1. Нормативно-правовое регулирование процесса банкротства градообразующих предприятий 3
133.48kb.
Планов и ее место в экономической политике торгового предприятия
27.68kb.
Экономические причины возникновения банкротства
39.36kb.
Чтобы получить полную версию дипломной работы свяжитесь со мной: по телефону 8-909-267-26-98 или эл почте o
192.31kb.
Вопросы для подготовки к зачету Правовое регулирование финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства)
66.28kb.
Мустакимов Ш. Р. Эволюция законодательного регулирования управлением деятельности государственных предприятий в СССР
321.81kb.
Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»
49.73kb.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности
269.5kb.
Российская академия наук
2851.11kb.
Учет и анализ на предприятиях малого бизнеса Вопросы к экзамену для мгиу к 27. 10. 2007г
19.96kb.
Общая характеристика судебной системы и ее нормативно-правовое регулирование
36.8kb.
Тема правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятия тема разгосударствление и приватизация государственной и муниципальной собственности
7.59kb.