Главная стр 1
Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры декан факультета философии и политологии

философии и культурологии ______________ Ю.Н. Солонин

Востока


протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

__________________ К.Ю. Солонин
2. На заседании методической комиссии

факультета философии и политологии

протокол от ______ № ____

Председатель методической комиссии

_________________ В.М. Дианова


Программа учебной дисциплины
«ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ: ПОЭТИКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ»
Специальность 031401 – культурология

Специализация 031401.3 – культура Востока


Составитель:

Профессор, доктор филол. .наук Я.В. Васильков

Рецензент:

Доцент, канд. филол. наук А. В. Парибок

Санкт-Петербург, 2009 г.



1. Организационно-методический раздел


    1. Цель изучения дисциплины: Целью данного учебного курса является ознакомление студентов с древнеиндийской эпической традицией, включая мировоззренческие основы санскритского эпоса (ранние формы религиозно-философских учений) и с конкретными эпическими религиозно-философскими памятниками. Практическая часть курса включает в себя чтение и анализ оригинальных текстов.

    2. Задачи изучения дисциплины: Основными задачами данного курса являются: 1. ознакомление студентов с эпической традицией Индии (главным образом на материале «Махабхараты»); 2. ознакомление с собственно эпическим мировоззрением в его различных формах, а также с раннеиндуистскими учениями и некоторыми общими особенностями индийской культуры (синкретизм, отсутствие резких переломов в развитии, тенденция к сосуществованию исторически гетерогенных, «старых» и «новых» элементов в рамках единой системы и пр.) и индийской религиозно-философской мысли (детерминированность религиозным [йогическим] опытом, сглаженность противоречий, интегрированность противоречащих друг другу на рациональном уровне учений в одну систему, благодаря концепции «разных уровней истины», и пр.). 3. Выработка у студенческой аудитории ясного представление о месте, занимаемом эпическими учениями в общем ходе развития индийской религиозно-философской мысли. 4. Приобретение студентами первоначальных практических навыков чтения и интерпретации религиозно-философских текстов на эпическом санскрите.

    3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Учебный курс продолжает собой блок дисциплин, направленных на подготовку специалистов по специализации «Культура Востока» и направлен на глубинное изучение культуры, философии, религии и литературного творчества Индии, а также на совершенствование студентами практических (языковых) навыков.

    4. Требования к уровню освоения дисциплины. После завершения изучения данной учебной дисциплины студенты должны:

  • отчетливо представлять себе основные этапы развития и мировоззренческие особенности эпической традиции.

  • понимать внутреннее содержание произведений в их связи с религиозно-философскими учениями.

  • уметь использовать полученные знания при изучении других культурных феноменов и идеологических традиций Индии.

  • овладеть начальными навыками чтения и анализа оригинальных текстов.


2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля


Всего аудиторных занятий


34 часа


из них: - лекций


34 часа


- практические занятия


----------


Самостоятельная работа студента


11 часов


Итого (трудоемкость дисциплины)


45 часов



Изучение дисциплины по семестрам: читается в течение седьмого семестра.
Форма промежуточного контроля (промежуточной аттестации): аттестация по итогам посещения; чтение, филологический анализ и перевод на занятиях подготовленных дома студентами отдельных текстов на санскрите.
Форма контроля – зачет.
3. Содержание дисциплины
3.1. Темы занятий и их краткое содержание.


Тема 1. Общие сведения об индийском эпосе 1.

«Махабхарата», ее происхождение и основные этапы развития. Историко-типологическая характеристика «Махабхараты».



Тема 2. Общие сведения об индийском эпосе 2.

Миф и ритуал в «Махабхарате». Историзм индийского эпоса. Уникальность «Махабхараты» на фоне других эпосов.



Тема 3. Основные этапы развития и содержательные «слои» эпического мировоззрения по данным «Махабхараты» 1.

Архаика: мифология «вечного возвращения» и судьбы как «доли».



Тема 4. Основные этапы развития и содержательные «слои» эпического мировоззрения по данным «Махабхараты» 2.

Классическая героика: калавада и другие фаталистические доктрины эпоса в конфликте и взаимодействии с раннеиндуистскими учениями. Калавада в постэпической индийской традиции.



Тема 5. Предыстория раннеиндуистских эпических учений 1.

Космогонические гимны «Ригведы» и «Атхарваведы». Пуруша-сукта и Насадия-сукта («Сотворение мира»).



Тема 6. Предыстория эпических раннеиндуистских учений 2.

Прото-веданта, прото-санкхья (санкхья-йога) и теизм в Упанишадах. Кришна, сын Деваки, и проповедь Гхоры Ангирасы в «Чхандогья-упанишаде».



Тема 7. Санкхья и йога в эпосе 1.

«Бхагавадгита» в сопоставлении с «Анугитой».



Тема 8. Санкхья и йога в эпосе 2.

Соотношение двух основных раннеиндуистских эпических сотериологических доктрин - санкхьи и йоги по данным текстов «Мокшадхармы».



Тема 9. Эпическая Панчаратра.

Оригинальное учение Панчаратры, сочетающее эпическую Санкхью с вишнуитским теизмом (рассматривается на материале «Нараянии»).


3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:


  1. В какой традиции зародился индийский эпос?

  2. Где и в какой среде совершился переход эпической традиции под контроль брахманов?

  3. Герои и боги в «Махабхарате». Эпос и миф.

  4. Как индийский эпос отражает историю?

  5. Основные направления в научной интерпретации «Махабхараты».

6. Основные этапы эволюции эпического мировоззрения.

  1. Что мы понимаем под «героической дидактикой» в Мбх?

  2. Калавада (учение о Времени) в историческом развитии.

  3. Понятие судьбы (дайва) в индийском эпосе.

  4. Как проявлялось взаимовлияние героического фатализма с раннеиндуистскими учениями?

  5. Внеэпические истоки раннеиндуистских учений (Веды, упанишады).

  6. Краткая характеристика «Бхагавадгиты».

  7. «Анугита» в сопоставлении с «Бхагавадгитой».

  8. Бхагавадгита: история изучения. Основные переводы и интерпретации.

  9. Социальный аспект учения «Бхагавадгиты».

  10. Охарактеризуйте вкратце религиозно-философское содержание «Мокшадхармы».

  11. Эпическая панчаратра (по данным «Нараянии»).

  12. Постэпическая история панчаратры.

3.4. Примеры тестовых заданий на зачете.


В программу зачетных требований входит также список базовых санскритских религиозно-философских терминов (на зачете – 25, при подготовке - несколько десятков), значение которых студент должен будет раскрыть по-русски, письменно, не прибегая при этом к помощи конспектов лекций, словарей и прочей справочной литературы. Отпущенное время – 30 минут.

Образец окончательной версии списка для зачета:


Дайте русский эквивалент или краткое определение содержания термина:
kàlacakra avyakta
bhàga svadharma
daiva nivçtti


Dhàtà (Dhàtç) pramàõa

prasàda vyåha


kàlavàda mahàbhåta
puruùakàra nirguõa

puruùottama nirã÷vara

dhyàna lokasagraha


jãva ràjavidyà
ahakàra bhàgavata
manas kaivalya
buddhi


4. Учебно-методическое обеспечение курса
4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов.

В данном курсе не потребуются.


4.2. Активные методы обучения:

В данном курсе используются классические аудиторные методы обучения, выполнение студентами практических заданий.


4.3.Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля.

Стандартно оборудованные аудитории.


4.4. Литература.
4.4.1. Основная
Махабхарата II. Бхагавадгита. Буквальный и литературный перевод, введение и примечания академика АН ТССР Б.Л.Смирнова. Ашхабад, 1956. [Введение – стр. 5-77].

Переиздана под заголовком: Философские тексты «Махабхараты». Вып. I. Книга I. Бхагавадгита. …Ашхабад, 1977.


Махабхарата. Вып. V. Книга 1. Мокшадхарма (Основа освобождения). Изд. 2-е. Пер., предисл. академика АН ТССР Б.Л.Смирнова. Ашхабад, 1983.
Махабхарата. Вып. V. Книга II. Нараяния. Изд. 2-е. Пер., примечания и толк. словарь акад. АН ТССР Б.Л.Смирнова. Ашхабад, 1984.
Махабхарата VII. Часть 2. Книга о Бхишме. Книга о побоище палицами. Изд. 2. Пер. с санскр., послесловие, примечания и толк. словарь акад. АН ТССР Б.Л.Смирнова. Ашхабад, 1981 [статьи «Санкхья и йога» – стр. 79-214; «Очерк развития вишнуизма по текстам «Махабхараты» – стр. 215 – 242].
Философские тексты «Махабхараты». Вып. I. Книга II. Анугита и Книга Санатсуджаты. . Пер. с санскр., предисловия, примечания и толк. словарь Б.Л.Смирнова. Ашхабад, 1977.
Махабхарата. Книга шестая. Бхишмапарва, или Книга о Бхишме. Издание подготовил В.Г. Эрман. М., 2009.
Махабхарата. Книга десятая. Сауптикапарва, или Книга об избиении спящих воинов. Книга одиннадцатая. Стрипарва, или Книга о женах. Издание подготовили С.Л.Невелева и Я.В.Васильков. М.: Янус-К. 1998.

Махабхарата. Книга четырнадцатая. Ашвамедхикапарва, или Книга о жертвоприношении коня. Издание подготовили Я.В.Васильков и С.Л.Невелева. СПб, 2003 («Анугита», перевод – стр. 38-102, комментарий – 226-252, сопроводительная статья - 179-195).
Я.В. Васильков. Эпос и паломничество (О значении «паломнической» темы в «Махабхарате» // Литературы Индии. Статьи и сообщения. М., 1979. Стр. 3-14.
Я.В. Васильков. «Бхагавадгита» спорит с будущим: «Гита» и «Анугита» в контексте истории санкхья-йоги // Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология. М., 2008. Стр. 212-261.
Я.В. Васильков. О значении «Махабхараты» для сравнительного эпосоведения // Donum Paulum. 262-274. Studia Poetica et Orientalia. К 80-летию П.А. Гринцера. М., 2008. Стр. 262-274.
Я.В. Васильков. Учение о Времени как судьбе в индийском эпосе // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 году. СПб., 2009. Стр. 48-53.
Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь. Под общ ред. М.Ф. Альбедиль и А.М. Дубянского. М., 1996.
С.Л. Невелева. Махабхарата: изучение древнеиндийского эпоса. М., 1991.
С.Семенцов. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М., 1985 [переиздание: Бхагавадгита. Пер. с санскр. В.С.Семенцова. М., 1999].
4.4.2. Дополнительная
Г.М.Бонгард-Левин, А.В.Герасимов. Мудрецы и философы Древней Индии. М., 1975.

С.Д.Серебряный. Многозначное откровение «Бхагавад-гиты» // Древо индуизма. М., 1999, стр. 152-194.



Б.Л.Смирнов. Нирвана, кайвалья, мокша в философских текстах «Махабхараты» // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Вып. 3 (Труды Бурятского института общественных наук. 1968, Вып. 1. Серия востоковедения). Улан-Удэ, 1968, стр. 8-21.
Упанишады. Перевод с санскрита, предисловие и комментарий А. Я. Сыркина. М., 1967 (или переиздания).
Larson G.J. Classical Sākhya: an Interpretation of its History and Meaning. 2nd rev. ed. New Delhi, 1979.
Malinar A. The Bhagavadgīā: Doctrines and Concepts. Cambridge, 2007.
Ramakrishna Rao, K.R. Theism of the pre-Classical Sаmkhya. Mysor, 1966.

Sharma A. The Hindu Gita: Ancient and Classical Interpretations of the Bhagavadgita. London, 1986.


Vassilkov Ya. Indian practice of pilgrimage and the growth of the Mahābhārata in the light of new epigraphical sources // Stages and Transitions: Temporal and Historical Frameworks in Epic and Purāņic Literature. Proceedengs of the Second Dubrovnik International Conference on the Sanskrit Epics and Purāņas. Ed. by M.Brockington. Zagreb: Croatian Academy of Sciences and Arts, 2002. Pp. 133-157.







Смотрите также:
1. Организационно-методический раздел
71.26kb.
1. Организационно-методический раздел
102.45kb.
Религиоведение Организационно-методический раздел
44.47kb.
Организационно-методический раздел
85.7kb.
Организационно-методический раздел
90.29kb.
Организационно-методический раздел
134.64kb.
1. Организационно-методический раздел
102.43kb.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Тематический план изучения дисциплины Организационно методический раздел
569.26kb.
Управление образования администрации Чернянского района Организационно-методический информационный центр
171.53kb.
Муниципальное учреждение «Методический кабинет» Ртищевского муниципального района Саратовской области Муниципальное учреждение «Методический кабинет»
16.21kb.
Лекции по дисциплине «Менеджмент» Раздел Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм
50.34kb.
Организационно-распорядительная деятельность руководителя оу 3 Нормативно-методические материалы, регламентирующие работу с документами 4 Основные требования к оформлению организационно-распорядительной документации 5
647.1kb.