Главная стр 1
скачать
1.Предмет и метод хоз. права.
Предмет хозяйственного права. Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

В составе предмета хозяйственного права можно выделить три группы отношений:



  • отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности (предпринимательские отношения)

  • отношения, тесно связанные с предпринимательскими, в том числе и некоммерческие, возникающие в процессе хозяйственной деятельности

  • отношения по государственному регулированию экономики

Хозяйственное право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают по вертикали между государством и иными субъектами хозяйствования.
Метод хозяйственного права. – совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью. Применяемый в хозяйственном праве метод регулирования отношений характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов, что дало основание утверждать, что в хозяйственном праве существует не один, а несколько методов правового регулирования.

Взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества, характерная черта хозяйственно-правового метода регулирования.


Предмет ХП – регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности. К особенностям предмета относятся: широкое разнообразие реальных хоз. отношений; самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности и т. д.; рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования; орг. деятельность и управление на основе разнообразных механизмов; возможность создания субъектами хозяйствования собственных механизмов взаимодействия. Метод правового регулирования

2. Принципы хозяйственного права.
Принципы хозяйственного права. Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится в первую очередь на основе следующих принципов:



  • Принцип экономической свободы, защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании

  • Принцип государственного воздействия на отношения в предпринимательской деятельности преимущественно на основе применения экономических мер и методов

  • Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма

  • Принцип законности



3. Источники хозяйственного права.
Под источником права понимается гос воля, выраженная в акте компетентного гос органа. Этими актами в хоз права явл: -

Конституция РФ – главный источник сист-мы права ;

- кодексы РФ ; - Федерал Законы РФ – основной источник ;

- Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм :

- постановления Правительства РФ, издаваемых в пределах компетенции в развитие и исполнение законов:

- гос стандарты на продукцию, услуги, строительные объекты, устанавливаемые Госстандартом и др. компетентными органами;

- акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и постановлений экономич. сфере (Министерство финансов РФ, Министерства экономики, Министерство торговли , Министерства по налогам и сборам, ЦБанк РФ и др.);

- акты региональных органов власти и управ-ия, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между РФ и субъектами РФ



4. Хозяйственное право как отрасль право. Отличие от других отраслей права.
Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. В существующей системе права в нашей стране не выделено хозяйственное право. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, , финансовое и др.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.

Отграничение хозяйственного права от других отраслей осуществляется по предметному признаку, то есть в сравнении его предмета правового регулирования с предметами, присущими каждой отдельной отрасли права.

Различия административного права и хозяйственного права. От административного права хозяйственное право отличается тем, что к предмету административного права отнесена исполнительно-распорядительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения.

Различия трудового права и хозяйственного права. От трудового права хозяйственное право отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и другим отношениям найма, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйственных образований.



Различия финансового права и хозяйственного права. От финансового права хозяйственное право отличается тем, что регулирование бюджета (государственного плана формирования и реализации доходов государства) является предметом финансового права.

5. Объекты предпринимательского права.

Объекты предпринимательского права - материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают хозяйственные правоотношения. В РФ объектами предпринимательского права являются:

  • Вещи. Вещь - целостная и относительно устойчивая часть объективной действительности, обладающая определенностью, выраженной в структурных, функциональных, качественных и количественных характеристиках. Вещь является основным объектом в имущественном правоотношении.

  • Плоды, продукция, доходы.

  • Деньги.

  • Ценные бумаги и их виды (акции, облигации, векселя, сберегательные сертификаты и т.д.).

  • Валютные ценности.

  • Имущественные права.

  • Работы и услуги.

  • Нематериальные активы. Нематериальные активы - активы предприятия, не имеющие физической, осязаемой формы: управленческие, организационные и технические ресурсы; репутация в финансовом мире; капитализированные права и привилегии; конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью; защита, обеспечиваемая страховкой; патенты и торговые марки, фирменные знаки; "ноу-хау" и другие виды интеллектуальной собственности; право на пользование.

  • Иное имущество.

Объекты предпринимательского права могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

6. Понятие и признаки субъектов предпринимательского права.

Субъект предпринимательского права - это лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения.

Признаками субъектов предпринимательского права являются:

  • зарегистрированность в установленном порядке или легитимация иным образом;

  • наличие хозяйственной компетенции;

  • наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

  • самостоятельная имущественная ответственность.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации.

Хозяйственная компетенция как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях - на основании лицензии. Это возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. Следует выделять общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственную компетенцию.

Наличие общей хозяйственной компетенции дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.

Субъект как носитель общей хозяйственной компетенции имеет право самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом случае говорят об ограниченной компетенции.

Некоторые субъекты предпринимательского права закон наделяет специальной компетенцией, то есть они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной компетенцией обладают унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.

Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности. Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных институтов, аудиторских организаций, страховых компаний и др.

Важнейшим признаком субъекта хозяйственного права является наличие обособленного имущества. Правовой формой такого обособления является право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, внутрихозяйственного ведения.

Признак самостоятельной имущественной ответственности означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника.

7. Создание субъектов предпринимательского права.
Под созданием субъектов предпринимательского права понимаются совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта предпринимательского права.

Классифицирует способы создания субъектов предпринимательского права, по тому из чьей воли и каким образом создаются субъекты права:


1.Учредительно-распорядительный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Государственные предприятия создаются по решению Правительства РФ, соответствующего органа субъектов РФ. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на Минимущество РФ, комитеты по управлению имуществом субъектов РФ. Решение о создании казенного предприятия принимается Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Поэтому основанием для учреждения унитарного предприятия является распоряжение соответствующего государственного органа.
2.Учредительный порядок применяется при создании коммерческих организаций с одним участником, а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.
3.О договорно-учредительном порядке, можно говорить при создании коммерческой организации с числом учредителей более одного, согласованно определяющих условия деятельности организ.
4.Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа как условие создания субъекта.

8. Реорганизация и ликвидация юридического лица.
Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, т.е. с переходом прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица. Порядок реорганизации субъектов определяется ст. 57-60 ГК РФ, а также Законом о регистрации.

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченным на то ее учредительными документами. Кроме как по воле юридического лица, реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе.

Действующим законодательством предусмотрено пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.


  1. При слиянии субъектами реорганизации являются несколько ю.л., которые объединяются и создают новое ю.л. Деятельность всех предыдущих ю.л прекращается. Обязанности каждого переходят к вновь возникшему ю.л.

  2. Присоединение отличается тем, что лицо, к которому присоединяется реорганизуемая организация, остается действовать, а то, которое присоединяется, свою деятельность прекращает. Права присоединенного лица переходят к тому, к которому присоединяется.

  3. При разделении деятельность лица, которое разделяется, прекращается и появляется одно или несколько новых форм. Права и обязанности переходят к вновь возникшим ю.л. в соответствии с разделительным балансом.

  4. При выделении из состава одного юридического лица другого юридического лица возникает одно или несколько новых лиц, а лицо, из которого выделилось юридическое лицо, продолжает свою деятельность. Каждому переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с разделительным балансом.

  5. При преобразовании меняется организационно-правовая форма юридического лица. Права и обязанности переходят новому юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Понятия "передаточный акт", "разделительный баланс" в бухгалтерском законодательстве четко не регламентированы. Поэтому на практике бухгалтеры следуют из экономической и бухгалтерской логики.

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.

Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, НК РФ, Федеральными законами.

Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица и прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности определяется Законом о регистрации.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Ликвидация юридических лиц считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр.



9. Понятие несостоятельности (банкротства).

Правовой институт несостоятельности (банкротства) является рыночным. В условиях административно-командной системы управления экономикой, допускавшей деятельность заведомо убыточных предприятий, он был практически неприменим.

Закон РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Указанный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Неспособность должника расплатиться с кредиторами или произвести обязательные платежи в бюджет говорит о его неплатежеспособности. Чтобы неплатежеспособность трансформировалась в несостоятельность, необходимо официальное признание судом.

Признаком банкротства является необходимая и достаточная совокупность формальных и материальных правовых фактов, дающих возможность суду признать лицо банкротом. Признаки банкротства определены Законом по-разному для граждан и юридических лиц.

В основу признаков банкротства гражданина положен принцип неоплатности, т.е. превышение кредиторской задолженности(в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены и задолженности по обязательным платежам над стоимостью его имущества.

Определение признаков банкротства юридических лиц базируется на принципе неплатежеспособности. Его суть состоит в презумпции невозможности должника удовлетворить требования кредиторов или произвести обязательные платежи в бюджет либо внебюджетные фонды, если он не выполняет это в течение длительного (свыше трех месяцев) времени.

Не учитываются при определении наличия признаков банкротства: подлежащие применению за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, иные имущественные или финансовые санкции.

10. Лицензирование предпринимательской деятельности.
Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Правовой основой лицензирования предпринимательской деятельности в настоящее время является ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями, которые утверждаются Правительством РФ.

Основные принципы осуществления лицензирования:

- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

- установление единого перечня лицензированных видов деятельности;

- установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдения законности при осуществлении лицензирования.


Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, получившим лиценз

11. Виды субъектов предпринимательского права.
Субъектами предпринимательского права являются носители хозяйственных прав и обязанностей, обладающие следующими признаками:

1) регистрация в установленном порядке или легитимация иным образом;

2) наличие хозяйственной компетенции;

3) наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

4) самостоятельная имущественная ответственность.
Классификация субъектов предпринимательского права м. б. проведена по различным снованиям: 1. характер их компетенции – субъекты не только ведут предпринимательскую деятельность, но и управляют ею; осуществляют гос. регулирование.

2. по форме собственности – частная, государственная, муниципальная

3. по тому, как определен их правовой статус – на базе ГК или одновременно и на других законодательных актах.

4. наличие или отсутствие статуса юр. лица.

5. по виду хоз. компетенции субъекта – общая, ограниченная, специальная, исключительная.

6. характер объединения предприятий – на организационной или договорной основе.



12. Предпринимательская деятельность гражданина.
Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц,

являющихся коммерческими организациями.

Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя является полной. Это означает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определен гражданским процессуальным законодательством.


Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
13. Хозяйственные товарищества и общества.
Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. В качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества осуществляется по соглашению сторон между учредителями (участниками) общества, а в предусмотренных законом случаях подлежит независимой экспертной проверке. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное или приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

В установленных случаях хозяйственное общество может создаваться одним лицом, которое становится его единственным участником.



Хозяйственным товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества), хозяйственные общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществе на вере могут выступать индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере – граждане и юридические лица. Если иное не установлено законом:

-- государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать участниками в хозяйственных обществах и вкладчиками в товариществах на вере;

-- финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществах и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника.

Закон может запрещать или ограничивать участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах или обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением предусмотренных ГК РФ и другими законами случаев.

Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в установленном ГК РФ порядке. Если преобразуется товарищество в общество, то каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежащих ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Аналогичные правила применяются при преобразовании товарищества в производственный кооператив.

Участники хозяйственного товарищества или общества имеют право:

-- участвовать в управлении делами товарищества или общества, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 84 ГК РФ и законом об акционерных обществах;

-- принимать участие в распределении прибыли;

-- получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в соответствии с установленном в учредительных документах порядком;

-- получать при ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники хозяйственного товарищества или общества имеют, в частности, следующие обязанности:

-- внесение вкладов в порядке, размерах, способами и в сроки, предусмотренные учредительными документами;

-- неразглашение конфиденциальной информации о деятельности товарищества или общества.


14. Правовое положение субъектов малого предпринимательства.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

— в промышленности, в строительстве — 100 человек;

— в сельском хозяйстве — 60 человек;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

— в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Приобретение статуса субъекта малогопредпринимательства дает право на получение государственной поддержки.
Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

15. Российская Федерация как особый субъект права.

Особым субъектом конституционно-правовых отношений является

государство - Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус

определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные

свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее

внутригосударственный и международно-правовой статус.

К участникам конституционно-правовых отношений относятся также

субъекты Российской Федерации:

- республики;

- края;


- города федерального значения;

- автономная область;

- атомные округа;

Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации

определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

- муниципальные образования;

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- население местного самоуправления;

- этнические группы;

- политические партии и другие общественные объединения граждан;

- собрания граждан;

- собрания избирателей;

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства и др.

Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-

правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли

его статус нормами конституционного права или нет.

В Российском обществе за последние годы произошли значительные

изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и

др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли

своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-

правовые отношения представляют собой специфическую форму многих

политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-

экономические и социально-политические ценности, национальные отношения,

основные права и свободы человека и др. рассматриваемые правовые отношения

имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых

правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев

предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет

понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство

из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта

индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной

всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений

провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их

группа.


Содержание конституционных правоотношений является социальное

поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и

широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные

участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и

компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать в

конституционно-правовых отношениях свои возможности.



16. Правовое положение товарных бирж.
Основы правового положения товарных бирж(ТБ)

установлены Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и



биржевой торговле» (далее – Закон о биржах), другими законодательными и

подзаконными нормативными актами, а также локальными нормативными актами,

принимаемыми самой биржей. ( например, Устав биржи, Правила биржевой, Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения споров и др.)
Под ТБ понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Основные цели деятельности ТБ – организация и регулирование биржевой торговли. Являясь ТБ не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной

с организацией биржевой торговли, в том числе торговой, торгово-посреднической,

осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций.
Биржевая деятельность представляет собой систему осуществляемых биржевых сделок.

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.
Закон о биржах выделяет две категории членов биржи:

1) полные члены – с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях биржи и на определенное учредительными документами биржи число голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены – с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи число голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи.

Посетители биржевых торгов – это лица, не являющиеся членами биржи, но имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми. Они приобретают право на участие в биржевой торговле на определенный срок за установленную плату.


Биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых брокеров, под которыми Закон о биржах понимает служащих или представителей организаций – членов биржи и биржевых посредников.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени биржи и за ее счет. Не являясь участником правоотношения, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам.



17. Правовое положение фондовых бирж.
Основы правового положения фондовых бирж установлены Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о РЦБ).

Большая роль в регулировании деятельности фондовой биржи отводится принимаемым ею локальным нормативным актам(правила допуска к участию в торгах; правила проведения торгов, включая правила совершения и регистрации сделок, а также меры по предотвращению манипулирования ценами, использования служебной информации и др.)


Фондовой биржей(ФБ) признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, отвечающий требованиям, установленным Законом о РЦБ. Под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг Закон понимает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Деятельность по организации торговли в качестве фондовой биржи является лицензируемой.



Основная цель деятельности фондовой биржи – организация гласных и публичных торгов.

В обязанности фондовой биржи входит контроль за совершаемыми на бирже сделками.

Споры между участниками торгов на фондовой бирже, а также между ними и их клиентами рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом.

Государственное регулирование деятельности фондовых бирж осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.


Будучи юридическим лицом, ФБ может существовать в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества.

ФБ имеет исключительную хозяйственную компетенцию. Она не вправе совмещать деятельность в качестве фондовой биржи с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной и товарной бирж; клиринговой деятельности; деятельности по распространению информации; издательской деятельности; деятельности по сдаче имущества в аренду.


Закон о РЦБ определяет исчерпывающий перечень лиц, которые могут быть участниками торгов на ФБ: это брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на ФБ только при посредничестве брокеров – участников торгов. Если биржа действует в форме некоммерческого партнерства, участниками ее торгов могут быть только члены ФБ.

18. Вещные права в хозяйственных правоотношениях.
Вещное право - субъективное гражданское право, разновидность имущественных прав.

Объектом В. п. является индивидуально-определённая вещь, т. е. вещь, обладающая особыми, присущими только ей свойствами.

В. п. обеспечивает собственнику возможность непосредственного воздействия на вещь: он не нуждается в чьих-либо действиях для осуществления владения, пользования и распоряжения вещью.

В. п. относится к числу абсолютных прав; это означает, что субъекту В. п. противостоит неопределённое число лиц, обязанных не препятствовать осуществлению его права. Эта обязанность всегда состоит в воздержании от действий, мешающих осуществлению

В. п. В гражданском праве к числу В. п. относятся: право собственности, право оперативного управления, право бессрочного пользования.

Кроме того, известны следующие В. п.: право пользования чужой вещью с извлечением из неё доходов - так называемый узуфрукт (Франция, Италия, ФРГ); сервитуты, например право прохода или проезда через чужой земельный участок (Франция, Италия, ФРГ, Япония); право залога движимого или недвижимого имущества (Франция, ФРГ, Великобритания, США, Япония); существует также В. п. вести с.-х. на чужом земельном участке (эмфитевзис); вещная повинность - право на периодические натуральные или денежные выплаты с определённого земельного участка.

Все эти В. п. могут возникнуть либо в силу заключённого собственником договора, либо на основании распоряжения наследодателя, договора, заключённого предыдущим собственником имущества и т.д.

В гражданском праве Великобритании и США все виды В. п., за исключением права залога, рассматриваются как разновидности права собственности.


В. п. пользуется абсолютной защитой; оно охраняется с помощью вещных исков, направленных на возвращение вещи, истребование её .

Для охраны В. п. может быть предъявлен и иск о возмещении убытков, если вещь уничтожена и не может быть возвращена в натуре.

Вещноправовые элементы характерны и для других видов субъективных гражданских прав: залога и иных обязательственно-правовых отношений (найма, хранения и др.).


Вопрос № 19 Приобретение и прекращение права собственности. Защита права собственности.

Под основаниями приобретения права собственности понимаются юридические факты, с которыми закон связывает возник­новение права собственности на имущест­во. Первоначальными принято считать такие основания приобретения права собственности, кото­рые не зависят от прав предшествующего собственника. Вполне понятно, что впервые может быть изготовлено (создано) как движимое, так и недвижимое имущество. Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее госу­дарственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. К числу пер­воначальных способов приобретения права собственности относится также возникновение этого права у субъекта на бесхозяйные вещи. К бесхозяйным ГК РФ относит вещи, если собственник от них отка­зался, находки, безнадзорных животных, клады, бесхозяйные вещи, право собственности на которые приобретается при определенных условиях владельцем в силу приобретательной давности Производные основания (способы) приобретения права собственности на праве собственности прежнего его субъекта. В этих случаях приобретение права собственности одними субъекта­ми одновременно служит основанием прекращения этого права у дру­гих субъектов. К производным основаниям (способам) отнесены договоры купли-продажи, дарения, иные сдел­ки об отчуждении имущества, переход имущества по наследству или его переход при реорганизации юридического лица в порядке правопреемства. Сюда же нужно отнести приватизацию, в силу которой имущество из государственной или муниципальной собственности пере­ходит в собственность других физических или юридических лиц. Основания (способы) прекращения права собственности.Способы прекращения права собственности можно разделить на те, которые происходят по воле собственника, и на те, которые имеют место помимо его воли. К первой из названных групп относятся:1)сделки по отчуждению имущества или расходованию денежных средств (купля-продажа, дарение и др.);2)отказ собственника от права собственности (публичное объяв­ление об отказе, выброс имущества и т.п.);3уничтожение собственником ненужных ему вещей.


Основаниями (способами) прекращения права собственности по­мимо воли собственника являются:1)обращение взыскания на имущество собственника по его долгам; 2)отчуждение имущества у собственника, которое в силу закона не может ему принадлежать;3)отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка; 4)гибель имущества вследствие стихийного бедствия или в ре­зультате неправомерного поведения субъектов, уничтожающих чужое имущество;5) конфискация имущества как санкция за совершенное правонрушение;6)национализация, осуществляемая на основании специального федерального закона и с возмещением собственнику стоимости иму­щества и всех причиненных убытков;

Защита прав собственности и других вещных прав

Под гражданско-правовой защитой отношений собственности по­нимается совокупность способов и средств, которые применяются в связи с совершенными против этих отношений гражданскими пра­вонарушениями. К такой защите относятся 1/вещно-правовые и 2/ обя­зательственно-правовые способы защиты.1/ Вещно-правовая защита складывается из двух исков: виндикационного и негаторного . Индикационный иск есть требование собственника о принудительном истребовании имущества из чужого незаконного владения. Субъек­том права на индикационный иск может быть собственник имущества .Субъектом обязанности по такому иску признается только тот, кто неправомерно владеет чужим имуществом на момент предъявления иска. Материальным объектом виндикационного требования всегда яв­ляется индивидуально-определенная вещь.



Негаторный иск представляет собой требование об устранении нарушений прав собственника, не связанных с лишением владения. Этот иск направлен на защиту правомочий пользования (например, иск о переносе забора, и др.) и распоряжения имуществом (иск об освобождении имущества от ареста запрещающего отчуждать имущества. К негаторным требованиям не применяется исковая давность

2./ Для осуществления обязательственно-правовой защиты собствен­ности требуется, чтобы собственник определенного имущества нахо­дился с правонарушителем не только в вещном, но и в обязательственном правоотношении, возникшем из договоров аренды, безвоз­мездного временного пользования имуществом, хранения, залога, при­чинения вреда и т.д.



Вопрос № 20 Обязательное право в хозяйственных правоотношениях

Обязательное право-(англ. law of obligation) - один из основных разделов гражданского права - совокупность правовых норм, регулирующих отношения экономического оборота, связанные с приобретением и обменом товаров, выполнением работ и оказанием услуг и т.д. В большинстве случаев эти отношения носят возмездный характер.

Урегулированные правовыми нормами отношения экономического оборота приобретают правовую форму и становятся обязательственными правоотношениями, которые в гражданском праве именуют обязательствами.

Субъектами обязательственных правоотношений являются как граждане, так и юридические лица. В ряде случаев для обязательств с участием предпринимателей гражданским законодательством устанавливаются особые правила. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Таким образом, в обязательственном правоотношении участвуют две стороны - управомоченная (которой принадлежит право требования) и обязанная. В качестве каждой из сторон обязательства могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.


Обязательства должны исполняться в сроки, предусмотренные законом или договором. По общему правилу обязательство может быть исполнено досрочно (если иное не предусмотрено в законодательстве или не вытекает из существа обязательства). Однако при осуществлении предпринимательской деятельности должник не вправе исполнить обязательство до срока: это допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством, условиями обязательства, обычаями делового оборота или существом обязательства.

Как правило, при нарушении обязательства ответственность лица наступает при наличии вины (умысла или неосторожности). Гражданское законодательство закрепляет принцип презумпции вины правонарушителя. Поскольку вина лица, нарушившего обязательство, предполагается, потерпевший не должен доказывать вину нарушителя, что облегчает его положение. Чтобы освободиться от ответственности, правонарушитель должен представить доказательства отсутствия своей вины. Однако за нарушение обязательств в сфере предпринимательской деятельности предусматривается безвиновная ответственность.



Для взыскания неустойки установлен судебный порядок, однако в случаях, предусмотренных законом, возможно ее бесспорное взыскание путем направления потерпевшей стороной требования в банк.

Широко распространенным основанием прекращения обязательств (в первую очередь денежных) является зачет встречных однородных требований. Для зачета достаточно заявления одной стороны, в связи с чем согласия другой стороны на зачет не требуется. Зачет также может быть произведен по соглашению сторон или при разрешении спора в суде. К зачету предъявляются требования, по которым не истек срок исковой давности.
скачать


Смотрите также:
1. Предмет и метод хоз права. Предмет хозяйственного права
297.88kb.
Вопросы по хозяйственному праву. Предмет и метод хозяйственного права. Источники хозяйственного права
20.54kb.
Предмет хозяйственного права
941.38kb.
Программа учебной дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы, методическими указаниями по изучению каждой
90.89kb.
Вопрос понятие (предмет метод) и система гр права
597.1kb.
Понятия, предмет, метод хозяйственного права Взгляды на хозяйственное право
31.25kb.
Понятие, предмет, метод, задачи и система уп РФ. Соотношение уп с другими отраслями права
3302.49kb.
План-конспект урока права в 11 классе по теме Предмет, метод, система и принципы гражданского права. Гражданское правоотношение. Источники гражданского права
45.03kb.
Вопросы для подготовки к госэкзамену по курсу "Трудовое право"
48.41kb.
Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран
2656.07kb.
Предмет и метод налогового права 1, Предмет налогового права
64.63kb.
Предмет и метод налогового права 1, Предмет налогового права
64.63kb.