Главная стр 1
скачать
1. Реализация плана работы на учебный год

Основной целью психолого-педагогической службы в школе на 2012-2013 учебный год являлось создание условий в учреждении, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процесса, направленных на социализацию, личностный рост ребенка с ОВЗ.

Основные задачи, стоявшие перед психолого-педагогической службой на 2012-2013 учебный год:

● содействие успешному процессу адаптации обучающихся при поступлении в школу, при переходе из младшего звена в среднее, а также профилактика дезадаптации к новым условиям обучения;

● участие в профориентации и помощь обучающимся в обоснованном выборе профессии, учитывая интересы, склонности и направленности личности;

● развитие недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер обучающихся, воспитанников;

● проведение профилактической работы;

● оказание своевременной психологической помощи и поддержки участникам образовательного процесса в налаживании межличностных отношений в учебной среде.



Направления работы педагога-психолога:

I. Диагностическая работа;

II. Коррекционно-развивающая;

III.Консультативно-просветительская;

IV. Экспертная работа;

V. Организационно-методическая.

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы на 2012-2013 учебный год и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
2. Организация взаимодействия с педагогическими работниками, другими специалистами школы-интерната

В рамках данного направления осуществлялись следующие направления сотрудничества школьного психолога с педагогическим коллективом:

1. Участие в педагогических советах (октябрь - «Значение нетрадиционных и интегрированных уроков при формировании знаний у обучающихся коррекционной школы», январь – «Психолого-педагогические аспекты деятельности педагогического коллектива по сохранению психического и физического здоровья девиантного поведения») и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы (доклад на МО классных руководителей – «Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка», доклад на МО коррекционного блока - «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»).

2. Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития обучающихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.

3. Индивидуальные консультации для учителей и воспитателей по вопросам поиска форм и методов работы с обучающимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.

4. Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включал оценку организации деятельности обучающихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводилась беседа с учителем и давались рекомендации.

5. Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.

Взаимодействие с социальным педагогом проходило по следующим направлениям:



  1. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей и условий жизни детей.

  2. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций и свое­временное оказывание психолого-педагогической помощи и поддержки.

  3. Определяли задачи, формы, методы социально-психологической

работы с детьми "группы риска".

4. Консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.

5. Определяли необходимость формирования у педагогов и детей потребность в психологических, правовых, морально - нравственных знаниях, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и интеллекта ребенка.

Взаимодействие с учителем-логопедом проходило по следующим направлениям:



  1. Участвовали в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

  2. Разрабатывали индивидуальный маршрут сопровождения ребенка на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.

  3. Консультировали и направляли родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.

  4. Участвовали в ПМПК (организация работы, составление заключений).

  5. Проводили совместный анализ результатов диагностики и продуктов учебной деятельности детей, стандартизированное наблюдение за первоклассниками в рамках учебной и внеучебной деятельности.


3. Работа, направленная на коррекцию поведенческих нарушений обучающихся, воспитанников

Проводилась психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками, в том числе: личные беседы-консультации с родителями, тренинги, тестирование детей «группы риска». С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, ежедневный контроль за посещаемостью, наблюдение на уроках. Давались рекомендации и консультации учителям-предметникам, работающим с такими детьми и их родителям.

Была проведена работа следующая работа:

- индивидуальные и коллективные профилактические беседы: «Правила поведения в школе», «Как воспитывать в себе сдержанность», «Ты и закон», «Вредные привычки и их преодоление», «Сотвори сам себя», «Общение с товарищами», «Школа и ты», «Свое, чужое», «Школьная жизнь и закон»; » и др;

- индивидуальные беседы по выявлению интересов обучающихся; вовлечение их в классное самоуправление и кружковую деятельность;

- велась индивидуальная работа с обучающимися, замеченными в курении;

- диагностическая работа: была проведена анкета «Критерии агрессивности» для дальнейшей выработки стратегии поведения с ребенком, данные анкеты показали, что у 29% обучающихся выявлена высокая агрессивность, у 42% - средняя агрессивность и 29% - низкая агрессивность, по результатам полученных данных были разработаны рекомендации для педагогов и воспитателей школы, усилена работа с группой детей с высокой агрессивностью; был проведен тест-опросник «Аддиктивная склонность», результаты исследования показали, что у 65% обучающихся риск зависимого поведения не выражен; у 30% - умеренно выраженный риск зависимого поведения, и у одного подростка, что составляет 5%, выявлены выраженные признаки склонности к зависимому поведению; по запросу полиции было проведено углубленное обследование Шевлякова Михаила и Баскакова Джеаги для составления психологического портрета, данные направлены в полицию, а с подростками прошло обсуждение волнующих их тем с выяснением приоритетности разрешения существующих проблем психологического характера;

- проводилась коррекционно-развивающая работа: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, необходимые для преодоления нарушений психофизического и эмоционально-личностного развития, трудностей обучения: тренинг «Учимся владеть собой»; тренинг с элементами игры «Мы разные, но мы вместе»; просмотр видеофильма с обсуждением «Я выбираю жизнь», деловая игра «Наши права», круглый стол «Что такое хорошо, что такое плохо», занятия – диспут «Преступление и наказание», мозговой штурм «Осмысление причин, по которым люди становятся членами той или иной неформальной группы»; индивидуальные занятия на развитие навыков адекватного поведения в конфликтных ситуациях.

- велась консультативная работа: выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми «группы риска», единых для всех участников образовательного процесса; консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми; консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения;

- посещение уроков, наблюдение, с целью изучения поведения обучающихся на уроках, взаимодействия со сверстниками, предупреждения психических нагрузок школьников, соблюдение условий обучения и воспитания, необходимых для нормального формирования личности обучающихся;

- вопрос о работе с «трудными» детьми рассматривался на заседаниях МО классных руководителей, где говорилось об основных направлениях работы классного руководителя с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете.
4. Организация работа с семьями, родителями

Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка и проблемам межличностных отношений в семье. С группой детей и родителей велась кропотливая работа на протяжении всего года.

Работа с родителями в 2012-2013 учебном году велась через выступления психолога с лекциями, беседами на общешкольных и классных родительских собраниях, индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей.

Было проведено общешкольное собрание «Психическое здоровье школьника», на котором психолог рассказала о том, что такое психическое здоровье и как правильно беречь его.

В 4 классе была проведена лекция «Особенности развития психики младшего подростка при переходе в среднее звено», на котором я рассказала, почему стоит обратить на это особое внимание, какие особенности в поведении могут наблюдаться у детей, об их новом предстоящем положении.

В октябре встречалась с родителями обучающихся 5 класса по проблеме «Период адаптации – пути преодоления трудностей», рассказала родителям о том, с какими трудностями предстоит столкнуться их детям, как может меняться поведение пятиклассников, а так же оповестила родителей о результатах диагностики 5 класса (по выявлению тревожности в школе, мотивации к обучению).

В старших классах на родительских собраниях я рассказывала о причинах возникновения конфликтов по теме «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешений».

На некоторых собраниях обсуждались вопросы дисциплины детей, гиперактивности, агрессивности обучающихся, психолог давала советы родителям детей, имеющих эмоциональные нарушения.

Кроме родительских собраний проводилась индивидуальная работа с родителями, с целью психологического сопровождения.
5. Проведение классных часов, воспитательских мероприятий совместно с классными руководителями, воспитателями

В течение учебного года проводились совместные классные часы с классным руководителем 4 класса: занятие «Учимся играя», занятие «Добро и доброта. Добрый ли ты?», психологическая игра «Крестики-нолики», тренинг «Учимся общаться»; с классным руководителем 6 «б» класса: тренинг «Учимся владеть собой», с классным руководителем 9 класса: тестирование «Профессиональное самоопределение школьников», беседа-рассуждение «На пороге новой жизни» (выявление уровня тревожности).

В марте был проведен социально-психологический тренинг «Мы разные, но мы вместе», подготовленный педагогом-психологом и социальным педагогом, и направленный на сплочение коллектива и формирование толерантного отношения друг к другу. На данном мероприятия присутствовали гости из Большого Мурашкино.

В апреле была организована «Неделя коррекционного блока», в течение которой проходили различные мероприятия, подготовленные специалистами школы, учителями-предметниками.

Педагогом-психологом был оформлен стенд «Как выбрать профессию», который включал информацию о выборе профессии, предлагались также задания для младших школьников. Проводилось внеклассное мероприятие для обучающихся младших классов «Все профессии важны», где в игровой форме предлагались разные задания о профессиях. Для старшеклассников прошло занятие по профориентации «Мой выбор».

6. Анализ проведенной консультативной помощи различным участниками образовательного процесса

За отчетный период было проведено 117 индивидуальных консультаций по следующим проблемам:

- эмоциональное состояние обучающихся во время уроков и на переменах;

- осуществление индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения учащихся;

- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями (лицами, их заменяющими);

- результаты коррекционной работы, успехи ребенка;

- проблемы в детско-родительских отношениях;

- трудности в профессиональном самоопределении;

- трудности обучения;

- консультации по результатам групповой диагностики.

Консультации были даны для детей – 31 консультация, для взрослых – 86 консультаций.

В течение учебного года систематически проводились индивидуальные и групповые консультации с обучающимися 5 класса для снятия тревожности и напряжения. Также с этой целью велись беседы с обучающимися 1 и 4 класса (с вновь прибывшими). Через консультации оказывалась помощь в решении проблем в общении («ученик» - «ученик»).

Для обучающихся 9 класса значение выбора профессии заключается в осознании ими потребности в реализации всех своих возможностей в выбранной сфере деятельности и углублении личностной направленности этой профессии. С этой целью проводились групповые и индивидуальные профориентационные беседы-консультации с учениками 9 класса, цель которых - оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Несмотря на ограниченный спектр доступных для выбора профессий, фактор сознательного выбора обеспечивает устойчивость мотиваций, глубину развития профессиональных интересов при овладении выбранной специальности на достойном уровне.

В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями обучающихся.


7. Статистический учет о проделанной диагностической работе

В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психических новообразований, соответствия уровню развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических проблем, трудностей в обучении и воспитании детей находится в центре внимания психолога.

Задачи психодиагностирования школьников:


  1. Контроль динамики психического развития школьников с целью создания оптимальных условий и возможностей развития учащихся.

  2. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью разработки рекомендаций для повышения их эффективности.

Психолого-педагогическое диагностирование осуществлялось как в

группах, так и индивидуально. В целом проведено за 2012-2013 учебный год 17 первичных обследований, групповых диагностик – 15.

При реализации диагностического направления были выполнены следующие мероприятия:


  1. Первичная диагностика первоклассников с целью определения уровня школьной готовности, использовался тест Керна-Йерасика (сентябрь)

    1. Для изучения школьной тревожности были использованы следующие методики: для учащихся начальной школы — тест «Рисунок школы», а для учащихся 6-9 классов — тест школьной тревожности, разработанный Филипсом (октябрь).

3. Для изучения социально-психологического климата коллектива применялся «Диагностический опросник социально-психологического климата группы» (октябрь).

4. Тестирование на выявление аддиктивных наклонностей, позволяющий определить степень выраженности зависимого поведения (октябрь)

6. Диагностика «Изучение адаптации ребенка к школе» обучающихся 1, 5-х классов (октябрь)

7.Изучение познавательных процессов обучающихся с целью написания характеристик по запросу классных руководителей, воспитателей.

8. Диагностика сформированности представления о здоровом образе жизни у обучающихся 5-7 классов (ноябрь)

9. Анкетирование по табакокурению и употреблению спиртных напитков обучающихся 8-9 классов (декабрь)

10. Анкетирование обучающихся 9 класса «Профессиональные предпочтения»

11. Изучение мотивации общения и взаимоотношений в коллективах классов (январь).

12. Диагностика межличностных отношений в 5-9 классах (март).

13. Вторичная диагностика по изучению адаптации обучающихся 1, 5–х классов

14. Проводилась диагностика структуры и показатель интеллектуального развития среди учащихся, а также выпускников школы, проходящих областную комиссию.

По результатам диагностики были составлены аналитические справки, проведены консультации для педагогов и родителей по выявленным проблемам, даны рекомендации.

Также проводилась диагностическая работа по индивидуальным запросам со стороны администрации, педагогов, родителей и самих учащихся. Причины обращения: проблемы связанные с обучением, поведением, определение актуального уровня развития и выявление личностных особенностей. По результатам диагностики были даны индивидуальные рекомендации и намечены повторные консультации.
8. Участие в учебно-методической работе, в конкурсах профессионального мастерства

Организационно-методическое направление является неотъемлемой частью деятельности каждого педагога-психолога. В рамках этого направления педагогом – психологом, во-первых, осуществлялось планирование и анализ своей деятельности (составление годового, еженедельного плана работы, годового анализа работы, статистической справки); во-вторых, велась текущая документация (заполнение рабочего журнала, составление графика работы, оформление справок); в-третьих, осуществлялась подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т.д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, подготовка материалов для выступления на методических объединениях педагогов и оформления тематических стендов).

Принимала участие в межрайонных семинарах: «Проблемы обучения и

воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья», «Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся специальных коррекционных школ VIII вида в учебно-воспитательном процессе»; в областном зональном семинаре - «Проблемы семейного воспитания».

Участвовала в городском методическом объединении коррекционного блока.

Кабинет педагога-психолога пополнился новым оборудованием для коррекционно-развивающей работы.


9. Выводы, перспективные направления работы на 2013-2014 учебный год

Таким образом, можно сделать вывод, что в течение 2012-2013 учебного года психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось в достаточной мере. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

В целом, работа психологической службы была построена в соответствии с планом, проведенные мероприятия позволили решить поставленные задачи, анализ полученных результатов дал возможность наметить перспективу развития и план работы на следующий учебный год.

Это:


- продолжать работу по основным направлениям прошедшего учебного года;

- продолжить работу с обучающимися «группы риска» в тесном сотрудничестве с администрацией, воспитателями и учителями;

- внедрение новых психологических методов и методик;

- приобретение современной психологической литературы;

- создание разновозрастных групп общения для обучающихся имеющих проблемы в общении и трудности адаптации;

- усилить работу детско-родительских отношений.


педагог


скачать


Смотрите также:
Семинар Анализ работы мо за прошедший 2011-2012 уч год
121.08kb.
1. Реализация плана работы на учебный год
144.15kb.
Составление плана работы библиотеки образовательного учреждения на учебный год Шаг 1
49.56kb.
План воспитательной работы 5 класса на 2012 – 2013 учебный год Классный Лысенко Т. А
317.32kb.
На 2013 2014 учебный год г. Кандалакша 2013г. Структура плана работы. I. Анализ методической работы за 2012-2013 учебный год
318.09kb.
Анализ воспитательной деятельности за 2011-2012 учебный год
232.82kb.
Школы на 2012 13 учебный год с. Шишкина 2012 г. Содержани е плана учебно воспитательной работы
725.62kb.
Ы плана работы школы
1999.2kb.
Пояснительная записка к учебному плану на 2013 2014 учебный год
166.31kb.
Структура плана воспитательной работы Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год
41.53kb.
Методические рекомендации по технологии составления плана и анализа работы школы на учебный год
141.28kb.
Информационно аналитическая справка о выполнении годового плана работы за 2011- 2012 учебный год
524.26kb.