Главная стр 1
скачать
Содержание:

Введение


1. Языческая культура и ее традиции на Руси: верования, божества, праздники.

2. Введение христианства на Руси. Роль православной церкви в формировании русского средневекового общества.

2.1. Выбор веры князем Владимиром

2.2. Поход Владимира на Корсунь

2.3. Крещение Владимира

2.4. Крещение Руси

2.5. Благотворное влияние христианской веры на русский народ

Заключение

Список литературы

Введение
С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество, с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями и пр., перестало отвечать новым условиям общественной жизни. Предпринятые киевским князем Владимиром I (980—1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность.

Соседи Руси — Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и центр православия — Византия пытались обрести единоверие в лице стремительно набирающего силы Русского государства.

Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к XI в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве имелись христианская община и церковь Святого Ильи. К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир Красное Солнышко был женат на сестре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Византии сыграли в этом выборе не последнюю роль. Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития древнерусского государства. Оно идеологически закрепляло единство страны. Создавались условия для полноправного сотрудничества племен Восточной -Европейской равнины в политической, торговой, культурной областях с другими христианскими племенами и народностями на основе общих духовных и нравственных принципов. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром, оторвало Русь от язычества и магометанского Востока, сблизив с христианским Западом.

Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название — православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение. Однако православие не давало стимулов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.

Таким образом, тема работы является весьма актуальной.



1. Языческая культура и ее традиции на Руси: верования, божества, праздники.

В IX веке в Восточной Европе сложилось мощное государство, объединившее восточных славян и их ближайших соседей - Киевская Русь. Международный авторитет этой державы возрастал с каждым годом, налаживались контакты с окружающими народами, достигла расцвета торговля. В то же время крупнейшие государства того периода не хотели считаться с северным соседом из-за приверженности населения Руси старым традиционным языческим культам. Постепенно языческая религия - прогрессивная для эпохи военной демократии - стала тормозящим фактором в развитии средневековой государственности феодального типа, требовавшей жесткой централизации социальных институтов и объединения под руководством единого правителя. Кроме того, язычество на определенном этапе перестало обеспечивать достаточно интенсивное развитие торговли и культурного обмена с христианским и исламскими странами.

Поэтому принятие одной из мировых религий стало тогда исторической необходимостью, в определенной степени, уровнявшей Русь с остальными европейскими державами. Принятие христианства в позднейшей культурной политической традиции неизменно рассматривалось как важнейший поворотный пункт в русской истории. Древнейшие авторы, жившие во времена Ярослава Мудрого (ум.1054), - Иларион и Иаков-мних (то есть монах) - сообщают о крещении Владимира коротко, отмечая лишь самый этот факт. В "Повести временных лет" этому событию посвящено обширное повествование. В нем, однако, не просматривается ни логика, ни последовательность событий. Она буквально соткана из противоречий, и когда в конце повести летописец довольно резко оспаривает инакомыслящих, становится ясно, что уже у ближайших поколений за наследие Владимира шла борьба.

Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и опять жизнь у такого человека считалась подвигом сострадания. Религия восточных славян поразительносходна с первоначальной религией арийских племен: она состаяла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям. Но следов героического элемента, так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это может означать, что между ними не образовались завоевательные дружины под начальством вождей - героев и что переселение их совершались в родовой, а не в дружинной форме.

Восточнославянское язычество накануне создания Киевской Руси и в его дальнейшем сосуществовании с христианством отражено в большом количестве материалов, являющимися источниками для его изучения. Это, прежде всего, подлинные и точно датируемые археологические материалы, раскрывающие самую суть языческого культа: идолы богов, святилища, кладбища без внешних наземных признаков ("поля погребений", "поля погребательных урн"), а также и с сохранившимися насыпями древних Курганов. Кроме того, это - находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях городов многообразные изделия прикладного искусства, насыщенных архиальной языческой символикой. Из них наибольшую ценность представляют женские украшения, часто являющимися в погребательных комплексах свадебными гарнитурами и в силу этого особенно насыщенные магическими заклинательными сюжетами и амулетами - оберегами.

Очень важным источником, являются свидетельства современников, занесенные в летописи, или в специально записанные научения против язычества.

Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В киевской Руси IX - X вв. сложилось влиятельное сословие жрецов ("волхвов"), руководившие обрядами, сохранявшие давнюю мифологию и разрабатывавшие продуманную аграрно-заклинательную символику.

В эпоху Святослава, в связи с воинами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникновению на Русь христианству: так называемый "Пантеон Владимира" был, с одной стороны, ответом христианству, а с другой - утверждением княжеской власти и господства класса воинов - феодалов.

Выполнение общеплеменных ритуальных действий ("соборы", "события"), организация ритуальных действий, святилищ и грандиозных княжеских курганов, соблюдение календарных сроков годичного обрядного цикла, хранение, исполнение и творческое пополнение фонда мифологических и этических сказаний требовало специального жреческого сословия ("волхвы", "чародей", "облакопроганителей", "ведуни", "потворы" и др.) . Через столетие после крещения Руси волхвы могли, в некоторых случаях привлечь на свою сторону целый город для противодействия князю.

Наши первые летописцы писали не раньше XI века. А о событиях IX-X вв., за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности, так как они подвергались вымыслам и изменениям. Таким образом, можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которой собственно и нет истории.

Восточная территория Европейской России была населена чудскими и тюркскими племенами, а в западной половине, кроме литовского и чудского народов, примыкавших своими поселениями к Балтике, жили славяне под разными местными названиями держась берегов рек: Волхово, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сумы, Десны, Оки и их притоков. Жили небольшими общинами. Никаких установлений, связывающих между собой племена, не было. Признаки государственной жизни так же отсутствуют. Религия славян состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, воде, небу, земле, ветру, деревьям, птицам. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. У них не было ни храмов, ни жрецов, поэтому их религия не могла претендовать на повсеместность. Так же у славян не было ясных представлений о существовании жизни после смерти, верили они и в волшебство.

«Древние славяне никогда не были объединены ни политически, ни экономически, и едва ли они могли иметь общих богов, общие культы. Очевидно, у каждого племени были свои предметы почитания, и даже у каждого рода свои. Но конечно многое было одинаково или сходно у разных племен.» Число богов древних славян велико и каждый из богов относился к той или иной стороне быта славян – например Перун – бог грозы, Велес (Говядо) – бог скотоводства, Даждьбог и Хорс – солнечные боги, и.т.д.

Рассмотрим богов, их функции и предназначения в языческой культуре древних славян.

Упыри – злые духи (вампиры, оборотни, ожившие мертвецы), подстерегают и нападают на людей по ночам, сосут у них кровь и причиняют прочие неприятности.

Берегыни – добрые духи, помогающие людям и ведущие постоянную борьбу со злыми духами.

Надо отметить, что культ служения добрым и злым духам появился ещё в эпоху каменного века.

Род и Роженицы – божества плодородия (появление подобных божеств говорит о переходе древних славян от кочевой жизни к оседлой). Род – творец вселенной, повелитель дождей, неба, огня и подземного царства. Вместе с ним 2 роженицы – богини плодородия. Каждый год 9 сентября отмечался праздник День Рода и Рожениц (праздник урожая). У Рода были помощники Ярило и Купала. Ярило – молодой юноша на белом коне, бог весны. Купала – “плодотворящее божество лета”, праздник отмечался 24 июня.

Время шло, и на смену старым богам приходили новые:

Сварог – властитель неба и вселенной.

Сварожич (сын Сварога) – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела.

Волос (Велес) – покровитель скота и скотоводов, праздник отмечался в начале января (2 и 6 числа). К празднику выпекали печенья в виде зверей и надевали звериные маски и шкуры. Надо отметить, что несмотря на кажущуюся незначительность Велес являлся одним из центральных богов у славян (например русские князья клялись его именем).

Перун – вначале повелитель грома и молний, покровитель воинов, а затем и главный бог (то, что главным божеством становиться бог воинов говорит о том, кто приходит к власти в древней Руси). Праздник его отмечался 20 июля. Каждый четверг считался его днём, по этому все работы старались начинать в четверг.

Вследствие значительного количества богов, а также разобщенности религиозных ценностей и верований «особенно убого было язычество Руси, жалки ее боги, грубы культ и нравы».

2.Введение христианства на Руси. Роль православной церкви в формировании русского средневекового общества

2.1.Выбор веры князем Владимиром

“Повесть временных лет”, так называемая Начальная летопись, рассказывает о крещении Руси весьма противоречиво. Мы рассматриваем корсунскую легенду, которой А. А. Шахматов посвятил специальное исследование и отвергнув ее как недостоверную, остановившись на киевской версии. Согласно “ Повести временных лет Святой князь Владимир был воспитан княгиней Ольгой, которая подготовила его к принятию христианства, но он оставался в первые годы своего княжения язычником. В Киеве и во всех городах стояли идолы, которым приносили жертвы, но храмы существовали тоже во многих местах, и богослужения совершались свободно. Основной причиной, которая подвигла Русь к принятию христианства можно считать зарождение на Руси раннего феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое не могло существовать без сильной и обоснованной идеологии. Владимиром предпринималась попытка усовершенствовать языческие верования славян и на этой основе создать религию в большей степени соответствующую современному этапу развития общества. Но процесс образования новой религии происходит очень долго, следовательно нужно было взять готовую религию, которая бы удовлетворяла всем требованиям данного социально-политического момента. К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм) претендовавших на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось только сделать выбор.

Он поддерживал отношения с тремя христианскими центрами того времени: Константинополем, Римом и Охридом, но старался сохранить для своей страны полную независимость, как государственную, так и церковную. По летописному рассказу, в 986 году к князю Владимиру в Киев прибыли магометане, иудеи и христиане из Рима и Византии и убеждали принять каждый свою веру. Князь Владимир выслушал их всех, но не выразил кому-либо своего предпочтения.

После этого он решил испытать каждую веру на месте, для чего избрал 10 мужей и послал их к мусульманам, латинянам и грекам. Прибыли киевские послы в Камскую Болгарию. Храмы там стояли бедные, люди молились уныло, лица у всех были грустные. Не понравилось это русским. Пошли они в земли немецкие. Храмы в Германии богаче, только слишком много в них острого, серого, каменного, словно скопированного со скал горных хребтов. На фоне неукрашенного камня и обряды исполнялись “без всякого величия красоты”. Отправились посланцы в Константинополь. Поплутав по европейским дорогам, прибыли они в город и лишь открылись пред ними городские ворота, лишь увидели они — пока снаружи! — храм Святой Софии, как тут же, будто что-то давно известное, но почему-то забытое всколыхнуло память, порадовало сердца уставших путников. Из того же камня, что и храмы в Западной Европе, построена была София Константинопольская в 532—537 гг., но в линиях и пропорциях главного храма Греческой Церкви чудились русским послам мягкие овалы родных далей, незатейливая вязь речных узоров на холмистом, бескрайнем полотне российской природы, плотно закрашенной многоцветьем лесов. Камень - живительно пластичный материал в умелых руках. София Константинопольская мощно стояла на земле, и богатырское что-то чудилось в ее крепких линиях.

Византийский император Василий II повелел отправить гостей в храм Святой Софии, где патриарх совершал литургию. Переступив порог церкви, послы замерли. Изысканное благолепие и богатое убранство алтарей, строгая по форме, но щедро украшенная одежда греческого духовенства и проникновенное многоголосие с клироса, мелодия которого обволакивала собравшихся в храме единоверцев, соединяла их друг с другом и всех — с Богом. Благоухание фимиама и торжественные лики икон и лица людей, принесших в церковь все самое доброе, человеческое, поразили гостей. Они нашли здесь свою веру.

Вернувшись в Киев, мужи предстали перед Владимиром и его людьми. "И созвал князь Владимир бояр своих и старцев, и сказал им: "Вот, пришли посланные нами мужи, послушаем же их". Послы очень ярко рассказывали о приёме в Царьграде, о церковной службе в соборе Святой Софии, патриархе в золотых ризах. «И не знали - на небе мы или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом», словом, лучше, чем во всех других странах. Посланцев Владимира изумила и восхитила красота и торжественность церковной службы, великолепие убранства храма, богатство святительских облачений. Люди своего времени, они нерасчлененно воспринимали окружающий их мир — прекрасное, несомненно, являлось для них в той же степени истинным. Но не будем забывать и того, в каком храме они побывали! Даже и сегодня Константинопольская София, превращенная некогда в мечеть, многократно разоренная и оскверненная, способна потрясти воображение человека, заставить его забыть о сиюминутном, открыть для него как бы иной мир, соединяющий небесное и земное. Что же говорить о тех временах, когда храм этот был в полном своем величии и великолепии!

После долгих духовных поисков князь Владимир решил принять христианство из Византии.

Принятие христианства из Византии, для Владимира было наиболее удачным выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех отраслях жизни. Арабские государства терпели поражения от Византии, претендовавшей на Сирию и Закавказье. Также успех сопутствовал Византии и на Балканах. Уже исходя из этого принятие крещения из Константинополя было выгодным. К тому же Византия нуждалась в военной помощи Руси. “Среди сложного комплекса побудительных причин выбора Византийского варианта христианства Русью времен князя Владимира Святославовича, на одном из первых мест, стоит культурно-историческая значимость государственного соседства с Византией”.



2.2. Поход Владимира на Корсунь

С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императоров-соправителей Василия и Константина. Летопись сообщает о том, что в 988 г.

В 988 г. князь Владимир с дружиной подошел к греческому городу Корсунь, расположенному неподалеку от современного Севастополя. Греки построили его еще в V в. до н. э., назвали город Херсонесом и вели здесь выгодную торговлю, окружив крепость мощными стенами. Власть императоров Византии купцы формально признавали, но дань им не платили. Жители Корсуни избирали себе начальников, установили для себя республиканские законы. Не боялись они никого. Всех врагов громили без труда. Неприступная крепость, сильный свободолюбивый народ, мудрые руководители, дисциплинированная, боеспособная армия.

Зачем же явился в эти края Владимир, недавно решивший принять крещение и крестить Русь? Князь начал осаду, предупредив горожан, что если они не сдадутся, то он будет стоять здесь год, два и три, пока они все не умрут с голоду. Корсуньцы не сдавались.

Русский князь приказал соорудить огромную насыпь, ведущую к стене. Работа пошла полным ходом. Люди трудились весь световой день. Рано утром они вышли к сооружаемой так старательно насыпи и удивились: гора земли, камня и щебня явно уменьшилась. Люди нехотя продолжили работу. Они ходили словно в полусне к насыпи и обратно, не догадываясь о том, что защитники крепости сделали подкоп под насыпь, а трудолюбивые жители Корсуни переносили все это в центр города, где на площади поднимался холм. За несколько дней упорного труда большая гора образовалась в центре Корсуни, и ее наконец-то увидел Владимир. Всю ночь думал он, как взять город, а утром принесли ему стрелу с запиской. Некий человек по имени Анастас, враг города, написал Владимиру о том, что на востоке от лагеря русских находятся колодцы — единственный источник питьевой воды в Корсуни, перекрыв которые, можно легко справиться с упрямцами. Князь повелел перекрыть подземные ручьи, и вскоре осажденные сдались.

2.3.Крещение Владимира

Эта победа изумила и напугала византийских императоров


Василия и Константина. В Константинополь прибыли послы Владимира с грозной вестью о том, что киевский князь хочет жениться на царевне Анне. Если же, объявили послы, им будет отказано, то русское войско возьмет
Константинополь. Дела в Византийской империи после смерти Иоанна Цимисхия ухудшились. Междоусобица подточила силы могучей державы. А тут еще угроза киевского князя. Лучше было бы уважить Владимира. Он имел большое войско и, породнившись с императорами, помог бы им справиться с врагами Византии. Оказавшиеся в безвыходном положении византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку христианам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого решивший принять крещение, потребовал, однако, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят его в захваченном городе. Царевне Анне не хотелось идти замуж за дикого варвара, да делать было нечего: в сопровождении высших государственных чиновников и знаменитых духовных деятелей она села на корабль и поплыла в Корсунь.

В то время, как корабль с греческой царевной Анной и священниками приближался к Корсуни, Владимир захворал глазами и так сильно, что едва мог видеть. Тому, кто вернет князю зрение, обещана была большая награда. Многие искусные греческие лекари пытались вылечить князя, но все было тщетно. Прибыв в корсунский порт, царевна Анна узнала о болезни своего жениха и послала сказать ему, что если он хочет прозреть, то должен, не мешкая больше, креститься. Владимир согласился, и свершилось чудо! Лишь только святитель возложил на него руку, как прозрел князь. Это чудо видели все русские бояре, сопровождавшие Владимира. Они в тот же миг решили принять веру Христову и крестились. Владимир женился на византийской царевне Анне, отдал Корсунь грекам, возвратился в Киев. В крещении Владимир принял имя св. Василия, вероятно, по совету своей новой жены, в честь ее брата, императора Василия, и в память своего крещения построил в Корсуни церковь во имя св. Василия. Так рассказывает о крещении князя Владимира "Повесть временных лет"



2.4. Крещение Руси

Вернувшись в Киев из Херсонеса, Владимир повелел уничтожить языческих идолов. Повергнутые, они были сожжены или изрублены в куски. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду. Специально отряженные люди должны были отталкивать плывущего вниз по Днепру идола от берега, пока тот не окажется за порогами. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов, их неспособность постоять за себя.

    После разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян христианство. В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.

После принятия крещения святой великий князь Владимир внутренне преобразился. Исполнение заповедей Христовых, выполнение предписаний Святой Церкви, следование ее строгим уставам — все это стало мерилом жизни и поведения великого князя. Заботясь о бедных, благотворя нуждающимся, упокоевая странников он вскоре снискал всенародную любовь и по достоинству получил в народе ласковое прозвище "Владимир — Красное Солнышко. Жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты.

После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы. Русские летописи сообщают, что князь Владимир особенно заботился о духовном просвещении народа: "И повелел попам по городам и селам приводить людей к крещению и детей учить грамоте, ученью книжному…" В храмах, устрояемых по велению князя, богослужение совершалось по православному чинопоследованию на понятном народу родном словянском языке, по книгам, которые еще за столетие до того были переведены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, первоучителями Словенскими (память 11 мая). Благодаря этому храмы Божии становились всенародными училищами веры, а вера Христова мирно и сравнительно быстро распространилась по всей Руси. Святое Крещение приняли после Киева жители Новгорода, Смоленска, Полоцка, Турова, Пскова, Луцка, Владимира Волынского, Чернигова, Курска, Ростова Великого и других русских городов. Апостольская ревность великого князя Владимира простиралась так далеко, что он посылал христианских проповедников на берега Двины и Камы, в степи диких печенегов и половцев.

Труды великого князя Владимира и первых киевских митрополитов Михаила и Леонтия, верных его сподвижников, дали замечательные плоды. Уже к концу X века на Руси уже были свои епископы, священники и диаконы, значительно возросло количество грамотных людей всякого возраста и звания. Русь приобщалась к более передовой христианской культуре и цивилизации, вошла в семью христианских народов Европы.

Блаженная кончина святого равноапостольного великого князя Владимира наступила 15 июля 1015 года в селе Берестове, близ Киева. При великом князе Ярославе Мудром (1054) Русская Церковь уже почитала память святого князя Владимира, просветителя Руси. Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены. Честная глава его покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.

Из Киева христианская вера православная, при помощи Божией, скоро распространилась и утвердилась по всей русской земле. Народ русский всею душою воспринял веру православную, которая несла с собою духовное просвещение: письменность, монастыри и учреждение школ, развитие всякого рода искусств, и создала всю русскую культуру. Свет Христов воссиял над нашей страною. Она стала называться "Святою Русью", а народ - "православным русским народом".

Спустя тысячу лет, мы вспоминаем Крещение Руси, как неоценимую заслугу перед народом и перед Россией князя Владимира, в крещении Василия Святославовича. В истории личность вел. князя Владимира-Василия Святославовича выделяется на фоне других правителей, благодаря свойственным ему мудрости, доброте, справедливости, заботе об огромном государстве, благоустройстве дел, связанных с недавно возникшей церковью, умелым и дипломатическим подходом к греческому влиянию на русскую церковь, разумным и твердым отношением к соседям, а, главное, - милостивому, сердечному и доброму отношению к окружающим людям, в том числе и к бедным и обездоленным.

2.5. Благотворное влияние христианской веры на русский народ

Христианство оказало благотворное влияние на русский народ. Начинают распространяться добрые христианские обычаи: молитва, благотворительность, путешествия к святым местам. Строились храмы, вместо языческих богов. Ревность к храмостроительству была такая сильная, что иногда небольшие деревянные церкви строились в один день (так называемые «однодневные»).

     Благотворное влияние христианства на жизнь и нравы русского народа содействовало развитие письменности. В особенности заботились о христианском просвещении народа архипастыри и князья. По совету первого митрополита Киевского Михаила, князь Владимир открыл училища в Киеве и в других городах. Сам митрополит Михаил наставлял учителей как нужно обращаться с детьми. Он советовал действовать на детей не гневом и наказаниями, а лаской и любовью.

Святые мученики Борис и Глеб, дети князя Владимира, тоже представляли в своей жизни пример высокого христианского благочестия. Из русских митрополитов известны святостью жизни, Михаил, Иларион и другие. Особенно много примеров святой жизни было в монашестве.

Сын князя Владимира, Ярослав Мудрый, строя церкви по городам и селам велел священникам обучать народ. В Новгороде он устроил школу для 300 детей. Сам он, читая книги «день и ночь» и собирая вокруг себя «писцов многих» которые переписывали и переводили с греческого на славянский язык. Ярослав тоже построил храм св. Софии Премудрости Божией, в Киеве, на подобие такой же известной церкви в Константинополе.

     Примеру Владимира и Ярослава подражали и князья которые правили после них, а так же духовенство и особенно иноки в монастырях.

В монастырях на книжное дело смотрели как на Божие дело. Поэтому свое свободное от молитвы время, монахи посвящали переписыванию книг и переводу их. Иногда, для того чтобы переписать книги, монахи даже путешествовали на Восток - в Константинополь и на Афон.

Кроме заботы о христианском просвещении народа, архипастыри и пастыри Русской Церкви старались утвердить в русской земле гражданский порядок и законы на основах христианского учения. Особенно благотворно было их влияние на вражду и споры между князьями. Митрополиты или сами старались остановить споры князей, или для этого присылали своих епископов. Все это содействовало объединению и укреплению русской страны.

Крещение Руси имело неизмеримое влияние на весь русский народ. В то время когда другие народы принимали христианство, то у них уже была своя языческая культура. Поэтому часто христианство у них принималось с трудом. У русских же глубокой культуры не было, а также некоторые языческие поверия были похожы на христианские и поэтому христианство привилось сравнительно легко. Русская культура и народная история фактически и начинается с принятием христианства.

    С принятием христианства русские люди получают истинную веру, православно-христианское мировоззрение, письменность, литературу, школы, государственность, право и т. д. Все это и имеет начало в православной вере. Русский характер тоже создан под влиянием 1000-и летней христианской проповеди. Этим и объясняется изобилие христианских качеств в русском народе, которые часто подмечают наблюдательные иностранцы, имевшие продолжительный контакт с русскими. Можно свободно сказать что православная вера является колыбелью русской культуры и воспитательницей русского характера.



Заключенее

Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен – событие большого исторического значения. Этапными шагами в утверждении христианства на Руси стали обращение в христианство Княгини Ольги в 955 г. (по некоторым историческим источникам в 957 г.) и принятие христианства в качестве государственной религии Князем Владимиром (988 г.). Процесс христианизации затянулся на долгие годы. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты.

Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Огромное значение христианство имело и для утверждения новой общественной системы.

Таким образом, принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю




Список литературы


  1. Абрамов И.А. Роль Византии и Болгарии в крещении Руси. М.: Мысль, 2003г. с.83

  2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.: Экопрос, 2005 г.

  3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: АСТ , 2003г.




  1. Лихачёв Д.С. Крещение Руси и государство Русь / Новый мир. - 2007. - N6. - С.257.

  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века Русской истории. М.: ”М.Г.” 2008 г. с.142

  3. Рапов О.М. Официальное крещение Руси. Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 2001 г. с.108-112

  4. Сухов А.Д. Введение христианства на Руси /Отв. Ред.-М.: Мысль, 2000г.-с.302

  5. Торопцев А. П. Рюриковичи. Становление династии. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006г., с. 208




скачать


Смотрите также:
1. Языческая культура и ее традиции на Руси: верования, божества, праздники
213.6kb.
Программа факультативных занятий «Праздники и традиции» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений
90.2kb.
Календарные и обрядовые праздники
169.72kb.
Конкурс Мастеровые Тематическое направление исследовательской работы Верования, обряды и праздники, семейный быт народов Нагайбакского района Название исследовательской работы Проводы казака на службу Работу
42.76kb.
Урок истории в 6 классе по теме «Культура Древней Руси» Тема урока. Культура Древней Руси. Цель урока: Сформировать представления учащихся о особенностях культуры Древней Руси
68.58kb.
Православные праздники на Руси
62.49kb.
Культура в социологической традиции
72.36kb.
Восточные славяне в древности. Их расселение, быт, хозяйство, верования
29.29kb.
1. Крещение Руси и его значение
30.56kb.
Православные праздники в русской литературе
113.73kb.
Классный час в 1-4 классах: «Семья и христианские семейные традиции»
98.84kb.
Урок истории в 3-м классе по теме "Семья и семейные традиции"
85.79kb.