Главная стр 1
скачать
Приложение № 1.

Выступление Министра сельского хозяйства Скрыник Е.Б. на расширенном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства РФ, 21.04.2010 г., г.Москва

Начало статьи смотрите на 1 странице номера.

Индекс производства продукции животноводства составил 104,1%. Реализовано 22 региональные программы в области мясного и 44 в области молочного животноводства. Наибольшие темпы роста показали Новгородская (+46%), Белгородская (+24%), Калининградская области (+14%).

В целом взятые на себя обязательства по производству мяса скота и птицы выполнили 40 субъектов (Белгородская, Новгородская, Ростовская области), увеличили производство, но не выполнили показатели – 30 (Волгоградская, Свердловская, Орловская области), допустили снижение 10 (Вологодская, Костромская, Смоленская области). По молоку снизили производство 32 региона (Московская, Пензенская области, Республика Марий Эл).

Несмотря на засуху в ряде регионов, собран хороший урожай зерновых – 97 млн. тонн. Второй год зерно остается стратегическим экспортным продуктом с потенциалом до 20-23 млн. тонн.

Министерством реализован комплекс мер по поддержке пострадавших регионов:

- Субъектам предоставлена возможность получения беспроцентных бюджетных кредитов;

- Пролонгированы субсидируемые краткосрочные кредиты в объеме 4 млрд. 200 млн. рублей,

- Принято решение об отсрочке на один год лизинговых платежей на сумму около 1 млрд. рублей.

Хочу отметить, что собран рекордный урожай риса в объеме 908 тыс. тонн. В Краснодарском крае намолочено 727 тыс. тонн (81% от сбора в стране) при урожайности 60,5 ц/га.

 

О материально-техническом обеспечении АПК

Сельхозорганизациями было закуплено более 28 тыс. единиц сельскохозяйственной техники. В результате, показатель энергообеспеченности увеличился до 149 лошадиных сил на 100 гектаров и превысил расчетный показатель Госпрограммы.

Благодаря системным мерам государственной поддержки нам удалось сохранить стабильность потребительских цен на основные виды продовольствия, но при этом из-за падения мировых цен на сельскохозяйственную продукцию, произошли изменения в экономике отрасли – снизился уровень рентабельности с 15% до 10%, что потребует дополнительных усилий по повышению эффективности управления сельскохозяйственным производством и использованию бюджетных средств.

Министерством решен вопрос по переходящим остаткам бюджетных ассигнований, которые остались в регионах на 1 января 2009 года. Напомню, что эта сумма составляла 5 млрд. руб. Все эти средства были доведены до сельхозтоваропроизводителей, а Министерством в течение всего года проводилась системная и комплексная работа по оптимизации технологии финансирования отрасли и повышению финансовой дисциплины и ответственности на местах.

Несколько слов о федеральных целевых программах, реализуемых в агропромышленном комплексе.

По программе «Социальное развитие села» введено 1 млн. 392 тыс. кв. метров жилья, в том числе 712 тыс. – для молодых специалистов. Жильем были обеспечены более 18 тыс. семей (+33% к плану). Наилучшие показатели отмечены в Республике Дагестан (44 тыс. В.м), Белгородской области (40 тыс. В.м), Чувашской Республике (25 тыс.кв.м).

В результате реализации федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв» предотвращено выбытие из оборота 900 тыс. га пашни, внесено 2 млн. 380 тыс. тонн минеральных удобрений.

Таким образом, основные показатели федеральных целевых программ Министерством выполнены. Совместно с Минэкономразвития и Минфином России ведется работа по их пролонгации до 2013 год. Предполагается, что недофинансированные по программам объемы в 2009 и 2010 годах будут перенесены и восстановлены в 2013-ом.

Одним из главных приоритетов в работе Министерства остается развитие малых форм хозяйствования на селе (в рамках поручений Президента и Председателя Правительства по поддержке малого бизнеса). Государственную поддержку получают почти 460 тыс. малых и средних сельхозорганизаций.

Основное направление - это субсидирование процентной ставки. Объём субсидируемых банковских кредитов для малого бизнеса составил 35 млрд. рублей. Всего с 2006 года привлечено более 175 млрд. руб.

Учитывая особую роль малого предпринимательства в развитии АПК, реализуются отдельные программы.

Во-первых, это семейные молочные фермы. Построено 52 объекта на 5 тыс. голов. Проекты запущены в Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Ленинградской, Амурской областях, Ставропольском крае, Республике Мордовия, Удмуртской Республике.

Во-вторых, Министерством разработана концепция развития агропромышленных парков

Хочу подчеркнуть, что на малые формы хозяйствования распространяются все формы государственной поддержки. Эта работа в 2010 году будет продолжена.

 

О новых подходах к управлению отраслью

В основу положен принцип эффективности, прозрачности и адресности государственной поддержки. Министерством создан реестр всех бюджетополучателей и сформированы критерии оценки результативности использования средств федерального бюджета.

Ведется работа над повышением ответственности регионов за выполнение показателей Государственной программы. Введена практика подготовки субъектами «паспорта региона» - отчетного документа по ее реализации.

Хочу обратить внимание, что выполнение целевых показателей Госпрограммы – это совокупность выполнения субъектами своих обязательств, которые они на себя взяли в рамках подписанных с Министерством соглашений до 2012 года. От этого зависит наш общий результат.

Министерством внесены в Правительство предложения по включению в перечень критериев для оценки эффективности деятельности руководителей регионов показателей по производству продукции сельского хозяйства, в том числе мяса и молока, и социальному развития села.

 

***


В целях достижения адресности, направляемых в регионы средств, создан реестр инвестиционных проектов.

Утверждены прогнозные балансы по мясу, молоку, зерну, сахару. Аналогичные балансы в настоящий момент разрабатываются в регионах с учетом их биоклиматического потенциала и роли на агропродовольственном рынке страны. Основная задача – производство продукции, востребованной на рынке, работа «под потребителя», а также привлечение инвестиций в те отрасли сельского хозяйства, где необходимо импортозамещение.

Для выполнения поставленных задач разрабатывается Система государственного информационного обеспечения, которая будет выполнять информационно-аналитические, прогнозные и контрольные функции. Будут автоматизированы блоки по мониторингу ситуации на региональных рынках сырья и продовольствия, прогнозные балансы, информация о стандартах, реестры бюджетополучателей, инвестиционных проектов и федеральной собственности.

Отдельными блоками выделены системы дистанционного зондирования земли и прогнозирования урожая с использованием спутниковой группировки. Она станет мощным инструментом для оперативного принятия управленческих решений на всех уровнях, а также в бизнес-структурах.

Приоритетной задачей Министерства является повышение эффективности выполнения контрольно-надзорных функций и снятие излишних административных барьеров для бизнеса. Завершена работа в службе ветеринарного и фитосанитарного надзора. В результате реализации предложенных изменений, а это, прежде всего, централизация всех основных управленческих и контрольных полномочий на федеральном уровне,только в области ветеринарии нагрузка на бизнес снизится в 8-10 раз.

Работа будет продолжена и по другим направлениям.

 

О международном сотрудничестве

- Проведен первый Всемирный зерновой форум в Санкт-Петербурге,

- Разрабатывается комплексная программа по международному сотрудничеству в области сельского хозяйства,

- Активизировано сотрудничество с ВПП ООН по участию России в донорских программах (зерно),

- Прошла первая встреча Министров сельского хозяйства стран БРИК, на которой достигнуты договоренности об увеличении взаимного товарооборота, информационном обмене и разработке прогнозных балансов производства и потребления по основным видам сельскохозяйственной продукции, а также создана постоянно действующая Экспертная рабочая группа.

- Проведены общие коллеги с Казахстаном, Украиной и Белоруссией.

 

Несколько слов о Доктрине продовольственной безопасности

Основным документом, который будет определять политику импортозамещения и дальнейшее развития отрасли, является Доктрина продовольственной безопасности, разработанная Министерством в прошлом году и утвержденная Президентом в феврале 2010 года. 

Министерством разработан план реализации и определены направления по отдельным рынкам сельхозпродукции.



О ситуации на рынке мяса. В 2009 году в результате роста отрасли и принятия эффективных мер таможенно-тарифного регулирования импорт сократился на 25% и составил 28% (2 с половиной млн. тонн).

Тенденция к импортозамещению определяется опережающим развитием мясного животноводства в ряде регионов страны. В передовых субъектах объем производства существенно превышает внутреннее потребление: в Белгородской области в 4 раза, Липецкой области в 1,7 раза, Ленинградской области – в 1,4 раза.



О ситуации на рынке молока. Молоком отечественного производства мы обеспечены на 83% при пороговом значении, предусмотренном Доктриной – 90%.

Задача по импортозамещению данного вида продукции будет осуществляться за счет реализации комплекса мер:

- Отраслевых программ по развитию молочного скотоводства и развитию семейных молочных ферм,

- Взвешенных мер таможенно-тарифного регулирования в части повышения ставки ввозных таможенных пошлин на молочную продукцию.

Мы совместно с Национальным союзом производителей молоко выступили инициаторами подписания Соглашений между производителями и переработчиками молочной продукции о фиксировании минимальных закупочных цен (на уровне 11 рублей). Идет процесс заключения Соглашений в субъектах - уже охвачено более 50 регионов, что позволит обеспечить стабильное ценообразование на рынке и даст возможность справедливо распределять доходы от реализации молока между всеми участниками производственной цепочки.

В успешных регионах объем производства существенно превышает потребление: в Республике Мордовия – в 1,8 раза, Алтайском крае и Вологодской области – в 1,7 раза. Фактически, происходит специализация регионов на молочном животноводстве. Именно на базе этих субъектов будет решаться задача импортозамещения на рынке молока и молочной продукции.



О ситуации на рынке сахара. С целью увеличения производства сахара из сахарной свеклы, Министерством разработана и реализуется программа «Развитие свеклосахарного подкомплекса до 2012 года».

Программа предусматривает не только развитие сырьевой составляющей, но и строительство и модернизацию перерабатывающих мощностей, развитие семеноводства.

При этом важным инструментом регулирования сахарного рынка будут оставаться меры таможенно-тарифного регулирования, что позволит поддерживать рентабельность производства сахарной свеклы и увеличивать объемы ее переработки. Уже в этом году посевные площади под сахарной свеклой увеличены на 24%, при этом рентабельность производства составляет более 20%.

В целом хочу подчеркнуть, что в течение ближайших 4-5 лет, мы сможем полностью выполнить основные показатели, заложенные в Доктрине. В то же время опережающие темпы роста производства мяса птицы, позволят нам полностью обеспечить внутренние потребности в этом виде продукции.



О ситуации на рынке зерна. В целом ситуация понятна. Более подробно ее изложит в своем докладе Левин Сергей Львович, а также наши отраслевые союзы.

При этом в целях стабилизации ситуации на зерновом рынке Министерством разрабатывается комплекс мер, которые обеспечат устойчивое развитие растениеводства на долгосрочную перспективу.



Первое. Разработана Концепция развития логистической инфраструктуры зернового рынка.

Второе. Повышены прозрачность и уровень конкуренции в ходе биржевых торгов по закупкам зерна в интервенционный фонд. Это позволило стабилизировать цены на рынке и обеспечить рентабельность при продаже зерна в интервенционный фонд на уровне 10%.

Третье. Для наращивания мощностей по хранению зерна с этого года осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным для реконструкции и строительства элеваторов. Срок кредитов определен до 10 лет.

Четвертое. Мы рекомендуем регионам:

  • провести анализ и изменить структуру посевных площадей в пользу кормовых культур. В результате, уже в этом году посевные площади под кормовыми культурами увеличены на 22%;

  • организовать на постоянной основе разработку и контроль региональных прогнозных балансов по зерну;

  • принять меры по выполнению показателей Государственной программы в части увеличения производства животноводческой продукции и обеспечения роста потребления фуражного зерна.

На проведенных в Министерстве совещаниях перечисленные меры были одобрены отраслевыми союзами, руководителями регионов. Их реализация позволит более эффективно регулировать рынок зерна и создавать более предсказуемые и стабильные условия работы для сельхозорганизаций.

 

О перспективах развития отрасли в 2010 году

В 2010 году на поддержку АПК выделено 107 млрд. 600 млн. руб., при этом на 30% увеличен объем субсидирования процентных ставок по кредитам – до 80 млрд. рублей.Государство будет в полном объеме выполнять все ранее взятые на себя обязательства по субсидированию кредитов, привлеченных сельхозорганизациями.

Министерство не только продолжит финансирование уже действующих инвестиционных проектов, но и начнет финансирование новых. Эти проекты будут отобраны на комиссии Министерства в соответствии с новой методикой оценки.

Приоритетными направлениями для финансирования определены следующие:


  • молочное и мясное животноводство, птицеводство,

  • первичная переработка молока и мяса,

  • приобретение отечественной сельхозтехники,

  • строительство и модернизация сахарных заводов,

  • модернизация и строительство элеваторов для хранения зерна.

Объем кредитования по новым проектам составит 230 млрд. рублей, будет реализовано более 220 проектов в мясном и молочном животноводстве, что позволит увеличить производство мяса на 5% (на 500 тыс. тонн), молока - на 1,3% (на 450 тыс. тонн). Детально о ситуации с кредитованием отрасли доложит в своем выступлении Председатель Правления ОАО «Россельхозбанк» Юрий Владимирович Трушин.

На 2 месяца раньше мы приступили к перечислению субсидий в регионы. В результате, сельхозорганизации получили средства до начала весенних полевых работ, что позволит провести их в оптимальные сроки, более качественно и эффективно.

На текущую дату в субъекты направлено 33 млрд. рублей или более 30% годовых лимитов. Такой график финансирования реализован впервые.

По просьбе регионов объемы софинансирования снижены до 35%. Это позволит обеспечить стабильный процесс финансирования отрасли по господдержке.

 

О перспективных направлениях работы Министерства

В завершении своего выступления, хочу остановиться на перспективных направлениях работы Министерства. К ним относятся:



Первое. Принятие Концепции устойчивого развития сельских территорий, программ по развитию птицеводства и семеноводства, а также инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка.

Второе. Совершенствование земельного законодательства.

Третье. Создание региональных «агропромышленных парков», которые будут включать в себя перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозорганизаций.

Четвертое. Развитие потребительской кооперации как инструмента обеспечения переработки (прежде всего, мяса и молока) и сбыта продукции.

Пятое. Создание информационно-аналитической системы для повышения эффективности управления отраслью.

 

Уважаемые коллеги!



Уверена, что в 2010 году мы сохраним положительную динамику развития и выполним основные показатели, заложенные в Государственной программе развития сельского хозяйства. Будут приняты все необходимые меры для обеспечения стабильного функционирования аграрного рынка и поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Благодарю за внимание! 
скачать


Смотрите также:
104,1%. Реализовано 22 региональные программы в области мясного и 44
109.61kb.
Программа повышения квалификации
15.72kb.
Отчет региональной встречи за круглым столом центральной и южной азии г. Бишкек, Кыргызстан
410.14kb.
Отчет региональной встречи за круглым столом центральной и южной азии г. Бишкек, Кыргызстан
410.14kb.
Закон об образовании в пермской области
293.82kb.
Отчет моу «Лицей №104»
132.78kb.
Учебно-методический комплекс информационные системы в экономике для студентов-заочников
1089.62kb.
Коллективный договор негосударственного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №104 открытого акционерного общества
384.33kb.
Игр: «Освоение космоса необходимо для развития цивилизации»
26.73kb.
Наше видение развития мясного животноводства России до 2020 года. Резюме
132.26kb.
Закон об образовании в ред. Законов рб от 17. 03. 1997 n 84-з, от 07. 03. 2001 n 198-з, от 25. 07. 2001 n 233-з
1140.92kb.
Правила внутреннего трудового распорядка негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №104 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
258.27kb.