Главная стр 1
Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году.

11 класс

Время выполнения работы – 120 минут

I тур

Задание 1.

Обозначьте в транскрипции звуки, которые произносятся на месте подчеркнутых букв, в следующих словах. По каким словарям можно проверить правильность своего решения?



Артерия, патент, пресса, шинель.
Задание 2.

Родственны ли слова диктант, диктатор, диктофон, диктат, диктор, диктатура? Обоснуйте свой ответ.


Задание 3.

Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение К.Ваншенкина?



Пусть и впредь в нашей долгой судьбе

Гордость с нами идет, как доныне.

Я желаю тебе и себе –

Больше гордости, меньше гордыни.
Задание 4.

Есть ли в предложении В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран ошибка? Обоснуйте свой ответ.



Задание 5.

Какие лингвистические термины используются применительно к следующим группам языков?



1. Русский, английский, немецкий, испанский, арабский, китайский.

2. Латинский, старославянский, санскрит.
Задание 6.

О ком из отечественных лингвистов идет речь?



Годы жизни: 1900-1964. Уроженец города Кувшинова Тверской области. Выдающийся языковед, лексикограф. Один из основоположников и теоретиков научной нормализации языка, автор трудов по культуре речи. Составитель первого однотомного «Толкового словаря русского языка» (1949), неоднократно большими тиражами переиздававшегося в нашей стране и за рубежом. В ХХ1 веке этот словарь называют главной книгой России, кладезем русской речи. Принимал деятельное участие в разработке свода «Правил русской орфографии и пунктуации» (1959).
Задание 7.

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.



Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.
Задание 8.

Определите синтаксическую роль выделенных слов.



1. Он хотел пить. – Он хотел чаю.

2. Она начала писать – Она начала письмо.

3. Мечта победить в гонке преследовала его. – Мечта о победе в гонке

преследовала его. Победить – вот его мечта.

4. Отец был машинистом. – Отец был в отъезде. – Отец был в ярости.

Задание 9.

Какие пословицы и поговорки используют говорящие на русском языке в ситуациях, когда англичане скажут:



Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

У него еще за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит её день.

Не стоит пороха и дроби.

Чёрная овца в семье.
Задание 10.

Определите лексическое значение выделенных слов.



Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретер, живший вместе с Анатолем. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом, людской, с парком. (А.П.Чехов. «Крыжовник»)

Зеркала, вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметов на память. (И.А.Гончаров. «Обломов»)
II тур
Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

  1. Читайте, читайте, читайте!

  2. О времена! О нравы!

  3. Мой дом – моя крепость!


Ответы и критерии оценивания.

11 класс

I тур
Задание 1.

Обозначьте в транскрипции звуки, которые произносятся на месте подчеркнутых букв, в следующих словах. По каким словарям можно проверить правильность своего решения?



Артерия, патент, пресса, шинель.
Количество баллов.

1. Транскрипция - 4 балла.

2. Тип словаря – 1 балл.

Всего 5 баллов

Ответ.


1. Ар[тэ]рия, па[т̓ э]нт, п[р̓ э]сса, ши[н̓ э]ль.

2. Орфоэпические словари.


Задание 2.

Родственны ли слова диктант, диктатор, диктофон, диктат, диктор, диктатура? Обоснуйте свой ответ.


Количество баллов.

  1. Ответ на вопрос – 1 балл.

  2. Комментарий – до 6 баллов.

Максимум 7 баллов.
Ответ.

Этимологически родственны все эти слова (1), но при этом они восходят к разным значениям лат. (1) diktare (1): диктант, диктофон, диктор (1) – произносить вслух (1), а диктатор, диктат, диктатура (1) – предписывать что-либо для безоговорочного выполнения, приказывать (1).


Задание 3

Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение К.Ваншенкина?



Пусть и впредь в нашей долгой судьбе

Гордость с нами идет, как доныне.

Я желаю тебе и себе –

Больше гордости, меньше гордыни.
Количество баллов.

1 балл.

Ответ.


Паронимы.
Задание 4.

Есть ли в предложении В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран ошибка? Обоснуйте свой ответ.



Количество баллов.

  1. Ошибочное выражение – 1 балл.

  2. Комментарий - до 3 баллов.

Максимум 4 балла.
Ответ.

Выражение снежный буран (1) - это плеоназм (1), ошибка, заключающаяся в употреблении слов, семантически дублирующих друг друга (1): ср. снежный и буран – сильный зимний ветер, снежная буря, метель (1).



Задание 5.

Какие лингвистические термины используются применительно к следующим группам языков?



  1. Русский, английский, немецкий, испанский, арабский, китайский.

  2. Латинский, старославянский, санскрит.


Количество баллов.

2 балла.
Ответ.

  1. Живые языки. (1)

  2. Мёртвые языки. (1)


Задание 6.

О ком из отечественных лингвистов идет речь?



Годы жизни: 1900-1964. Уроженец города Кувшинова Тверской области. Выдающийся языковед, лексикограф. Один из основоположников и теоретиков научной нормализации языка, автор трудов по культуре речи. Составитель первого однотомного «Толкового словаря русского языка» (1949), неоднократно большими тиражами переиздававшегося в нашей стране и за рубежом. В ХХ1 веке этот словарь называют главной книгой России, кладезем русской речи. Принимал деятельное участие в разработке свода «Правил русской орфографии и пунктуации» (1959).
Количество баллов.

1 балл.
Ответ.

С.И. Ожегов.


Задание 7.

1. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.



Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

Количество баллов.

  1. 1 балл.

Ответ.

  1. Что написано пером, то не вырубишь топором.


Задание 8.

Определите синтаксическую роль выделенных слов.



1. Он хотел пить. – Он хотел чаю.

2. Она начала писать – Она начала письмо.

3. Мечта победить в гонке преследовала его. – Мечта о победе в гонке

преследовала его. Победить – вот его мечта.

4. Отец был машинистом. – Отец был в отъезде. – Отец был в ярости.
Количество баллов.

Максимум 10 баллов.
Ответ.

1, 2. Пить, писать - часть сказуем. (2); чаю, письмо - дополн. (2)

3. Победить - несогл.определ. (1), о победе – несогл.опредлел. (1); победить – подлежащ. (1)

4. Машинистом – часть сказуем. (1), в отъезде – обстоятельство (1), в ярости - часть сказуем. (1)


Задание 9.

Какие пословицы и поговорки используют говорящие на русском языке в ситуациях, когда англичане скажут:



Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

У него еще за ушами не просохло.

Для каждой собаки наступит её день.

Не стоит пороха и дроби.

Чёрная овца в семье.
Количество баллов.

До 7 баллов.
Ответ.

Одного поля ягоды (1); два сапога пара (1).

Молоко на губах не обсохло.(1)

Будет и на нашей улице праздник. (1)

Овчинка выделки не стоит.(1)

В семье не без урода (1); паршивая овца в семье. (1)


Задание 10.

Определите лексическое значение выделенных слов.



Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретер, живший вместе с Анатолем. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом, людской, с парком. (А.П.Чехов. «Крыжовник»)

Зеркала, вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметов на память. (И.А.Гончаров. «Обломов»)
Количество баллов

3 балла.
Ответ.

Бретер – человек, любящий драться на дуэли, скандалист и забияка.

Людская – помещение для дворни, прислуги.

Скрижаль – доска, плита с написанным на ней текстом (преимущественно священным, культовым).

Максимальное количество баллов за I тур - 41 балл
II тур

Критериями оценки являются логичность(2), разнообразие привлекаемого языкового материала (2), ориги­нальность мышления(2), композиционная стройность(2), грамот­ность(2).


Максимальное количество баллов за II тур -10 баллов
Итого: 51 балл



Смотрите также:
11 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1
64.5kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год 9 класс Время выполнения 120 минут
53.29kb.
Литература 11 класс Общее время выполнения работы 240 минут (4 часа) Задание 1
116kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 120 минут
36.66kb.
Учебный год 8 класс Время выполнения 4 академических часа (180 минут) 1 задание тест
79.91kb.
Олимпиадные задания по истории (9 класс). Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 90 минут Задание 1
80.27kb.
Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 1 часа (60 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 21 задание
186.33kb.
Демовариант для экзамена по истории России в 8 классе Время выполнения экзаменационной работы 100 минут
37.38kb.
Инструкция для учащихся
531.67kb.
Репетиционный тест (время выполнения: 240 минут) Часть Нормы письменной речи
325.72kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 180 минут. 8 класс. I. Комплексный анализ прозаического текста И. А. Бунина «Поздней ночью»
74.62kb.
Тур 1 Анализ художественного текста. 50б Напишите отзыв о стихотворении в прозе И. С. Тургенева «Два богача»
60.24kb.