Главная стр 1
3. ИНСТРУМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Территории, имеющие неодинаковые условия и потенциал развития, в разной степени способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям внешней среды. Для муниципальных образований и регионов с низкими социально-экономическими показателями характерен повышенный риск возникновения кризисных ситуаций, что требует создания действенной системы антикризисного регулирования, определяющей наиболее общие схемы недопущения кризиса и сглаживания его негативных последствий. При наличии такой системы муниципальные образования смогут выбрать конкретные инструменты, с помощью которых возможно сохранение налогооблагаемой базы и рабочих мест в краткосрочном периоде и переход к устойчивому росту в долгосрочном.

Антикризисное регулирование развития территории – это система мер организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства и органов местного самоуправления, обеспечивающих создание условий для снижения риска возникновения кризисных ситуаций, преодоления кризисных явлений и для дальнейшего устойчивого развития как самой территорий, так и находящихся на ней предприятий и организаций.

Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по антикризисному регулированию сводится к разработке антикризисной политики, которая, в свою очередь, реализуется через антикризисные программы и проекты в сфере поддержки предпринимательства, привлечения инвесторов, социальной защиты, оптимизации бюджета и управления муниципальным долгом. Поскольку кризис территории затрагивает практически все сферы жизнедеятельности регионов и муниципальных образований, антикризисное регулирование осуществляется путем разработки законодательных и иных нормативных правовых актов в рамках региональной (муниципальной) инвестиционной, промышленной, налоговой, бюджетно-финансовой, в т.ч. долговой, социальной, экологической и др. политики (рисунок ).



ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА


ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА


ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ


ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ УПЛАТЫ НАЛОГОВ


БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ


СУБСИДИИ


РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ


БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ


НЕФИНАНСОВЫЕ ЛЬГОТЫ


СОЗДАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ






СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА


СОЦИАЛЬНАЯ СЕТКА БЕЗОПАСНОСТИ




СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАЛОГ


БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА




мягкие бюджетные ограничения


ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА


ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ИЗ БЮДЖЕТОВ ДРУГИХ УРОВНЕЙ


МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ


бюджетные ссуды


Облигации





Кредиты


Гарантии



БЮДЖЕТ РАЗВИТИЯ


СВЯЗАННЫЙ БЮДЖЕТ


среднесрочная бюджетная основа


БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ




взаимные расчеты




Рисунок – Инструменты территориальной антикризисной политики

Система антикризисного регулирования развития территории необходима для достижения следующих основных целей:



  1. формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и механизмов, позволяющих привлекать дополнительные инвестиции на развитие территории;

  2. создание систем налогообложения, бюджетного инвестирования и бюджетного финансирования, обеспечивающих развитие реального сектора экономики;

  3. обеспечение баланса интересов органов власти, хозяйствующих субъектов и населения на территории муниципального образования, включая четкое разграничение собственности, полномочий, прав и ответственности на всех уровнях управления;

  4. создание системы межбюджетных отношений, повышающей степень самостоятельности местных бюджетов;

  5. формирование механизмов повышения эффективности управления региональными (муниципальными) финансами и региональной (муниципальной) собственностью;

  6. разработка системы мер, направленных на улучшение качества жизни населения всех социальных слоев и категорий, создание благоприятных условий для образования новых рабочих мест.

Исходя из содержания поставленных задач, деятельность по антикризисному регулированию развития территорий должна включать в себя:

  1. формирование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) муниципалитетов, а также о санации (финансовом оздоровлении) и государственной финансовой поддержке кризисных и депрессивных территорий, включая их временную консервацию, реструктуризацию и тотальную санацию;

  2. проведение активной долговой политики, повышение качества и институционализация процедур управления государственным и муниципальным долгом, формирование условий для получения и поддержания регионом и муниципальными образованиями кредитного рейтинга;

  3. разработку системы мер по преодолению кризиса неплатежей (диагностика кризисных предприятий, содействие реструктуризации потенциально рентабельных и ликвидация убыточных предприятий, реструктуризация и конвертация долгов государственных и муниципальных унитарных предприятий);

  4. проведение активной инвестиционной политики с целью повышения инвестиционной привлекательности как региона в целом, так и конкретных муниципальных образований;

  5. проведение активной промышленной политики, включая прямую государственную и муниципальную поддержку социально и экономически значимых предприятий;

  6. однозначную регламентацию и упрощение процедур приватизации и ликвидации предприятий-должников, а также представления интересов собственника имущества должника – унитарного предприятия;

  7. создание института антикризисных управляющих, в т.ч. подготовка государственных и муниципальных служащих для работы в условиях кризиса.

Для облегчения процесса адаптации региональной (муниципальной) экономики к рыночным условиям и выхода территории из кризиса используются специальные инструменты, направленные на смягчение давления рынка на предприятия, формирующие налоговую базу (промышленная и инвестиционная политика), защиту населения кризисной территории (социальная политика), а также на создание эффективной системы управления государственным и муниципальным долгом и реформирование межбюджетных отношений (бюджетная и долговая политика).

Инструменты региональной (муниципальной) инвестиционной и промышленной политики в целом совпадают, они направлены на привлечение дополнительных инвестиций на развитие территории, увеличение налогового потенциала, сохранение рабочих мест, т.е. на создание предпосылок для устойчивого роста как самой территории, так и расположенных на этой территории предприятий. К числу таких инструментов можно отнести:



  1. льготное налогообложение, изменение сроков уплаты налогов в виде налогового кредита и инвестиционного налогового кредита;

  2. бюджетные кредиты, льготные займы, инвестиционные кредиты, поручительства и гарантии администрации по коммерческим кредитам;

  3. субсидии на погашение процентов по кредитам коммерческих банков, предоставляемых для реализации инвестиционных проектов;

  4. реструктуризацию задолженности по налоговым платежам, платежам за коммунальные услуги, по арендной плате за нежилые помещения;

  5. нефинансовые льготы: размещение государственного и муниципального заказов, оказание помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, стимулирование развития сети инфраструктуры услуг предприятиям промышленности, помощь при получении в аренду и лизинг оборудования, при получении в аренду и приобретении в собственность земельных участков и нежилых помещений;

  6. участие в управлении акционерными обществами, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, учреждение хозяйственных обществ и товариществ с закреплением пакетов акций в государственной или муниципальной собственности;

  7. бюджетное финансирование программ развития промышленности на долевых началах с другими участниками;

  8. содействие предприятиям в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутрирегиональной и межмуниципальной кооперации и внешнеэкономических связей и др.

Все эти инструменты используются региональными и местными администрациями при реализации антикризисных программ, причем выбор и сочетание тех или иных инструментов зависит от стадии антикризисного управления: предкризисная, кризис или банкротство.

Как правило, развитие кризисных и депрессивных территорий и выравнивание уровня их социально-экономического развития основывается на экономическом и административном стимулировании инвесторов к размещению производительных сил в слабо развитых и периферийных районах. Инвесторам, вкладывающим средства в реализацию проектов, региональные (муниципальные) органы власти могут предоставлять налоговые льготы. Кроме того, новым организациям могут быть предоставлены государственные гарантии, бюджетные и инвестиционные налоговые кредиты, субсидии на оплату процентов по привлеченным кредитам. Достаточно эффективна передача имущества в лизинг. Вместе с тем, практика свидетельствует о целесообразности государственной поддержки не только новых, но и уже существующих на кризисных территориях предприятий. При пониженной ставке налога на имущество и земельного налога льготы по налогу на прибыль для них могут быть теми же, что и для новых инвесторов, при условии увеличения фонда оплаты труда.

Для получения налоговых льгот (кроме снижения размера налога на вмененный доход) инвесторам необходимо заключить с региональной (местной) администрацией договор о региональной (муниципальной) поддержке. В случае предоставления организации дополнительных преференций, кроме налоговых льгот, договор должен быть трехсторонним: участниками договора должны быть региональная администрация, администрация муниципального образования и предприятие. В этих договорах (соглашениях) устанавливаются обязанности предприятия по размерам вкладываемых средств, срокам реализации проектов и объемам производимой продукции.

Социальные последствия экономических и финансово-бюджетных кризисов проявляются, прежде всего, в высокой безработице, сопровождающей процессы банкротства и реструктуризации промышленных предприятий, в снижении бюджетных расходов, в резком падении доходов населения и уровня жизни в целом. Использование традиционных и создание новых инструментов антикризисной социальной политики для смягчения последствий неизбежно высокой на какое-то время безработицы, постепенный перевод субсидий убыточным предприятиям и отраслям напрямую в социальную сферу, укрепление государственных и общественных систем социальной поддержки – все это позволит наименее защищенным социальным группам противостоять неблагоприятным экономическим условиям и сохранять свои средства к существованию, материальные ценности и доходы в период кризисов.

Рассмотрим более подробно механизмы использования различных инструментов антикризисного регулирования, применяемых на региональном и муниципальном уровнях.

1. Льготное налогообложение инвестиций. Налоговые льготы по федеральным налогам определяются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и федеральными законами о федеральных налогах и сборах. Льготы по налогам в части сумм, зачисляемых в региональный (местный) бюджет, предоставляются инвесторам на основании региональных законов (решений органов местного самоуправления), в которых определяются:


  • виды налогов;

  • категории налогоплательщиков;

  • виды и размеры льгот;

  • сроки действия льгот;

  • обязанности налогоплательщиков, на которых распространяются льготы;

  • условия предоставления льготы.

В самом общем виде льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, включая возможность не уплачивать налог (сбор) либо уплачивать их в меньшем размере посредством применения налогового вычета, уменьшения налоговой базы, исключения определенных элементов из объекта налогообложения или снижения налоговых ставок.

Предоставляемые налоговые льготы могут быть:

1) абсолютными, при предоставлении которых налогоплательщики частично или полностью освобождаются от уплаты налога в соответствующий бюджет без заранее оговоренных условий использования прибыли (дохода), получаемой в результате льготирования;

2) условными (целевыми), предоставление которых возможно при выполнения заранее оговоренных требований (условий). Эти льготы предоставляются только при наличии налогового соглашения, заключенного соответственно между региональной администрацией или администрацией муниципального образования и налогоплательщиками, претендующими на получение льгот.

Стандартная схема льготного налогообложения инвестиций предполагает, что предприятиям, направляющим собственные средства и привлекающим инвестиции для реализации программ и проектов по созданию новых, реконструкции и модернизации своих производств, уменьшается ставка налога на прибыль. Например, в Московской области ставка уменьшается на 4%, в Сахалинской области – до уровня 13,5%, в Тюменской области – до 13% и т.д. Предприятие может быть полностью освобождено от уплаты налога на прибыль, но необходимо еще раз подчеркнуть, что льготы распространяются только на ту часть прибыли, которая получена от реализации продукции, произведенной на созданных по инвестиционному проекту производственных мощностях.

Предприятие освобождается на определенный срок (как правило, на два года) от уплаты земельного налога в части земельной площади, на которой осуществляется реализация инвестиционного проекта и от налога на имущество в части тех объектов, которые созданы при реализации инвестиционного проекта.

Льготы устанавливаются на ограниченный срок, не превышающий период окупаемости проекта (3-5 лет). Администрация может поставить некоторые условия предоставления льгот, например, суммарная доля привлеченных и собственных средств не должна быть менее 50% от общей стоимости инвестиций.

Средства, высвободившиеся в результате предоставления льгот, как правило, могут использоваться строго по целевому назначению и направляются на финансирование инвестиционного проекта, а в оставшейся части – на развитие материально-технической базы предприятия.

В процессе разработки антикризисной политики, в частности, при формировании бюджета на очередной финансовый год администрация учитывает общую сумму налоговых льгот, которая не может превышать объем фактически привлеченных и направленных в инвестиции средств. Для четкого определения не подлежащих налогообложению сумм и, соответственно, выпадающих доходов бюджета предприятие должно вести раздельный бухгалтерский учет имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта. При изменении федерального и регионального налогового законодательства, приводящего к увеличению суммы налогов для инвестора против суммы, предусмотренной инвестиционным договором, администрация должна компенсировать инвестору дополнительные издержки.

Право на получение налоговых льгот должно периодически подтверждаться органом исполнительной власти, осуществляющим управление инвестиционными программами и проектами на территории региона (муниципального образования). С этой целью проводится экспертиза инвестиционных проектов. При экспертизе учитывается соответствие проекта приоритетным направлениям развития территории, а также стоимость законченных этапов, выполненных за счет собственных средств инвесторов.

В ходе экспертизы:


  • оценивается финансовое состояние предприятия – инициатора проекта, т.е. его платежеспособность и финансовая устойчивость;

  • определяется соответствие проекта программе социально-экономического развития территории;

  • оцениваются основные показатели эффективности проекта: срок окупаемости, внутренняя норма прибыли, чистая текущая стоимость и др.

При нецелевом использовании налоговых льгот платежи налогов взыскиваются в региональный, местный бюджеты в полном объеме с начислением пени в установленном порядке.

Кроме инвесторов, ставка налога на прибыль может быть снижена лизинговым компаниям, оказывающим инвесторам услуги в виде финансовой аренды, страховым организациям при страховании инвестиций, а также кредитным организациям, кредитующим инвестиционные проекты (в зависимости от доли кредитных вложений со сроком не менее двух лет, направленных на финансирование инвестиционных проектов и программ).



2. Поручительства региональной (местной) администрации. Поручительства предоставляются в качестве обеспечения обязательств инвестора по возврату заемных денежных средств, привлекаемых для осуществления инвестиционной деятельности. Администрация определяет срок окупаемости и норму доходности инвестиций, под которую предоставляют поручительство. Общая сумма поручительств устанавливается на финансовый год при формировании бюджета и не может превышать установленный лимит. В свою очередь, этот лимит не может быть меньше суммы, предусмотренной к выплате в текущем финансовом году по уже заключенным договорам поручительства. Срок поручительства – не более 5 лет. Как правило, администрация ведет реестр действующих поручительств.

Администрация вправе поставить условия предоставления поручительств:



  1. отсутствие признаков банкротства у инвестора;

  2. отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет;

  3. доля заемных средств, привлекаемых инвестором под поручительство, в общем объеме инвестиций составляет не более 50%;

  4. расчетный срок окупаемости инвестиций составляет не более шести лет с момента начала осуществления инвестиционной деятельности и др.

Поручительство предоставляется на возмездной основе. Размер и условия платы за поручительство определяются администрацией. Плата за поручительство может составлять от 0,25% до 10% от суммы обеспечиваемых обязательств инвестора. Эта плата зачисляется в соответствующий бюджет. При прочих равных условиях приоритетом при предоставлении поручительств обладают проекты с меньшими сроками окупаемости и с меньшими сроками запрашиваемого поручительства.

3. Изменение сроков уплаты налогов. Порядок и условия изменения сроков уплаты налогов или сборов в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита регулируется гл. 9 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации. Такое изменение возможно при наличии поручительства или залога имущества (не обязательно на всю сумму задолженности).

Основания и условия изменения сроков уплаты налогов представлены в таблице ХХ.



Таблица – Основания и условия изменения сроков уплаты налогов

Основания (ст.64 НК РФ)

Плата за пользование бюджетными средствами, %

Отсрочка (рассрочка)

Налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит

1. Ущерб в результате стихийного бедствия

% не начисляются

-

2. Задержка финансирования из федерального бюджета / выполнение государственного заказа

-

3. Угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога

½ ставки рефинансирования

Ставка рефинансирования

-

4. Производство / реализация товара, работ, услуг носит сезонный характер

-

5. Проведение НИР, НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе с созданием рабочих мест для инвалидов, для защиты окружающей среды и др.

-

-

В течение первых 2-х лет – ½ ставки; в течение последних лет – ¾ ставки рефинансирования

6. Осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья, материалов

7. Выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставление особо важных услуг населению


Отсрочка – изменение сроков уплаты налогов от 1 до 6 месяцев с единовременной выплатой.

Рассрочка – изменение сроков уплаты налогов от 1 до 6 месяцев с поэтапной выплатой.

Налоговый кредит – изменение срока уплаты одного или нескольких налогов на срок от 3 месяцев до 1 года. Предприятию предоставляется возможность уменьшать свои платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от 1 года до 5 лет по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам, если средства в размере снижения налога будут использоваться по целевому назначению. Договор по инвестиционному налоговому кредиту содержит положения, в соответствии с которыми не допускается реализация либо передача во владение, пользование третьим лицам оборудования и иного имущества, приобретение которого было условием для предоставления кредита.

4. Реструктуризация задолженности по обязательным платежам в бюджет. Реструктуризация предполагает предоставление предприятию отсрочки или рассрочки по выплате задолженности по налогам и сборам на период до 6 лет и задолженности по штрафам и пени на период до 10 лет (см. постановления Правительства РФ от 03.09.99 №1002, от 11.11.02 №818 и др.). Графики реструктуризации разрабатываются для каждого предприятия в зависимости от конкретной финансовой ситуации. Как правило, большая часть суммы долга должна выплачиваться в конце срока реструктуризации. Одновременно с задолженностью по налогам реструктурируется задолженность по штрафным санкциям, причем на более льготных условиях. На период реструктуризации предприятию устанавливается плата за пользование бюджетными средствами. При погашении задолженности по основному долгу допускается списание долга по пеням и штрафам.

Порядок реструктуризации задолженности по региональным и местным налогам регламентируют законодательные и нормативные акты соответствующего уровня. Субъекты федерации и муниципальные образования могут устанавливать свои сроки и свою плату за пользование бюджетными средствами. На практике реструктуризация, как правило, проводится одновременно в бюджеты всех уровней.

Условием реструктуризации является своевременная и полная уплата текущих платежей в течение всего периода отсрочки или рассрочки. Дополнительно субъекты федерации могут выдвигать свои условия, например, невозможность или нецелесообразность погашения задолженности имуществом или имущественными правами или поставками продукции; невозможность бесспорного списания средств со счетов предприятия в погашение задолженности; предоставление предприятием-должником плана финансового оздоровления.

Реструктуризация позволяет предприятиям обеспечить уплату текущих налоговых платежей, повысить показатели своей деятельности, сократить объем кредиторской задолженности, включая выплаты зарплаты, и снизить темпы падения производства. В отдельных случаях увеличиваются объемы производства и собственных оборотных средств. Таким образом, достигается одна из основных целей антикризисного управления территорией – сохраняются налогооблагаемая база и рабочие места. С другой стороны, бюджет получает дополнительные доходы за счет платности использования бюджетных средств.



5. Бюджет развития. Бюджет развития формируется в составе капитальных расходов регионального (местного) бюджета и аккумулирует средства, предназначенные для поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты. Объем денежных средств бюджета развития устанавливается законом о бюджете на очередной финансовый год.

Источниками формирования бюджета развития выступают:



  1. внутренние и внешние заимствования на инвестиционные цели;

  2. доходы бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности;

  3. доходы бюджета от аренды земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;

  4. доходы бюджета от использования и приватизации объектов государственной (муниципальной) собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджета развития;

  5. доходы бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;

  6. отчисления части поступлений в бюджет от размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг в доле, устанавливаемой законом о бюджете на очередной финансовый год;

  7. средства, получаемые от исполнения залоговых обязательств (реализации ликвидного залога) заемщиков средств бюджета развития и гарантийных обязательств;

  8. средства, поступающие в бюджет развития в порядке возврата, и платежи за пользование ими;

  9. другие источники.

В соответствии с целями формирования, направлениями использования средств бюджета развития могут быть:

  1. финансирование в форме бюджетных кредитов инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, в т.ч. реализуемых предприятиями на условиях лизинга в объемах не более первоначальной (авансовой) суммы лизингового платежа;

  2. внеконкурсное финансирование доли администрации в уставном капитале вновь создаваемых для целей реализации инвестиционных проектов предприятий и инвестиционных проектов:

- имеющих статус "особо важный инвестиционный проект", реализуемых предприятиями, в состав учредителей которых входит администрация;

- включенных в утвержденные целевые программы производственного назначения;

2) компенсация процентной ставки по привлеченным для реализации инвестиционных проектов кредитам (на конкурсной основе);

3) исполнение обязательств администрации по предоставленным инвесторам государственным гарантиям (на конкурсной основе);

4) финансирование мероприятий по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (с ограничением суммы, например, не более 1% от общего объема бюджета развития) – издание каталогов инвестиционных проектов, рекламные кампании, формирование информационных баз, консалтинг и т.д.

Администрация может установить приоритетные направления расходования средств бюджета развития: городская инфраструктура, ресурсосберегающие технологии и т.д.



В условиях кризиса (недостатка финансовых ресурсов) бюджет развития формируется в небольших объемах и используется в основном на компенсацию части процентной ставки. Преимущество отдается краткосрочным – до восьми месяцев – проектам, которые способны обеспечить быструю отдачу.

6. Субсидии на компенсацию части процентной ставки по коммерческим кредитам. Субсидии предоставляются на основе соглашения между администрацией и инвесторами, получившими кредиты на цели развития производства. Для заключения соглашения о предоставлении субсидий инвесторы, на конкурсной основе получившие право на государственную поддержку, представляют в администрацию заявление на предоставление субсидий по утвержденной форме, кредитный договор с банком, с приложением графика получения, погашения кредита и уплаты процентов по нему. Администрация, в соответствии с заключенными соглашениями и представленными документами, производит расчет сумм субсидий исходя из норматива субсидирования в размере ¼ - ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату предоставления банковского кредита, и ежемесячно предоставляет субсидии инвесторам. При инвестировании в основной капитал доля субсидии может быть увеличена до 4/5 ставки рефинансирования. Как правило, администрация формирует программу и определяет перечень включенных в нее банков, готовых снижать процентные ставки инвесторам при условии получения компенсации из бюджетных средств.

7. Субсидии на компенсацию части лизинговых платежей предоставляются по аналогичной схеме.

8. Микрокредитование позволяет малым и средним предприятиям решить проблему доступа к финансовым ресурсам, который ограничен для них высокой стоимостью кредита, невыгодными для банковского сектора размерами кредита (в среднем от 1000 до 10000 у.е.) и отсутствием у организаций имущественного залога, что тормозит развитие деловой активности. В России, как и за рубежом, микрокредитование осуществляется не только банковскими структурами, но и обществами взаимного кредитования, кредитными кооперативами, а сами микрокредиты выдаются не вновь создаваемым, а уже существующим предприятиям. Очевидно, что формирование эффективной системы микрокредитования на кризисных и депрессивных территориях приобретает особую актуальность в связи с объективной необходимостью государственной поддержки малых и средних предприятий, попавших в зону кризиса. Микрокредиты дают предприятиям возможность стабилизировать свое положение как за счет пополнения собственных оборотных средств, так и – в отдельных случаях – за счет приобретения основных средств.

9. Социальный залог. Получение кредита в банке предполагает внесение залога, однако, как уже было сказано выше, в условиях кризиса далеко не все предприятия могут иметь имущество, обладающее залоговой стоимостью, поэтому целесообразно переориентироваться на общества взаимного кредитования и кредитные кооперативы, которые выдают кредиты только своим членам под низкий процент (на уровне накладных расходов) и которые в своей деятельности могут применить схему социального залога. Это означает взаимную ответственность членов группы за выплату кредита. Кредит выдается без имущественного залога, но члены группы гарантируют возврат кредита, отвечая друг за друга, являясь солидарно ответственными. Тем самым создается доступ к финансовым ресурсам для субъектов предпринимательства, временно находящихся в состоянии кризиса, но имеющих рыночные перспективы. Практика свидетельствует, что своевременность погашения кредитов является отличительной чертой микрокредитных схем во всем мире: по данным Института экономики города, возвратность выданных средств составляет 96%.

10. Социальный заказ – это совокупность размещаемых на конкурсной основе договоров между муниципальным заказчиком и поставщиком, по условиям которых заказчик обязуется оплачивать социальные, образовательные, культурные, медицинские и другие социально значимые виды услуг, оказываемые поставщиком населению на бесплатной или частично оплачиваемой для потребителей этих услуг основе. Такая схема финансового обеспечения позволяет оптимизировать бюджетные расходы на социальную сферу, поскольку предполагает выделение средств по конкурсу на предоставление определенного вида и объема услуг, указанного в муниципальном контракте.

В отличие от других видов контрактов на поставку товаров, работ, услуг для социальной сферы договоры, заключаемые в рамках социального заказа, имеют свою специфику. Если в обычном договоре заказчик и потребитель совпадают, то в договоре социального заказа они разделены. Заказчик (которым может быть отраслевой орган исполнительной власти - главный распорядитель или распорядитель бюджетных средств) не является потребителем социальных услуг. Таким образом, договор, заключаемый в рамках социального заказа, является договором в пользу третьего лица. Учитывая, что потребителем услуг по договору является физическое лицо, размещение этого заказа в перспективе должно осуществляться путем предоставления права выбора поставщика услуг непосредственно потребителю через систему ваучеров. При этом предварительный отбор поставщиков следует предоставить органам местного самоуправления: заказчик производит отбор круга поставщиков с оптимальным соотношением "цена - качество", а потребитель может выбирать конкретного поставщика услуг из круга лиц, с которыми главный распорядитель (распорядитель, получатель) бюджетных средств уже заключил предварительный договор социального заказа на определенных условиях.

Как и все вышеперечисленные инструменты антикризисной политики, бюджетная политика в условиях кризиса направлена на расширение налогового потенциала, создание новых рабочих мест, улучшение экологической ситуации, прекращение спада производства, то есть исправление деформаций в региональной и местной экономике, вызванных кризисами различной природы. Соответственно, среди приоритетов территориального развития следует выделить два направления бюджетной поддержки:

1) кризисное – выявление в экономической или социальной сфере субъекта федерации очагов, сдерживающих нормальное развитие территории, и ориентация средств бюджета развития на реализацию проектов и программ, обеспечивающих бюджетную эффективность не за счет прямого коммерческого эффекта, а за счет снижения бюджетных расходов в долгосрочной перспективе. Устранение названных диспропорций позволит в будущем сократить нагрузку на текущий бюджет и снизить бюджетную зависимость территории;

2) перспективное – поддержка перспективных с точки зрения развития территории производств и видов деятельности. Направление бюджетных инвестиций в эти объекты может обеспечить быструю окупаемость, высокую эффективность вложений, а также дать импульс для подъема всей экономики.

Таким образом, процесс выхода регионов и муниципальных образований из зоны кризиса (независимо от природы его возникновения) предполагает изменение экономического и налогового потенциала территории, внутренней структуры и внешних связей, и одной из важнейших проблем, возникающих в период реструктуризации экономики, сопровождающейся серьезными структурными и институциональными преобразованиями, является выбор целесообразных форм смягчения «структурного шока».








Смотрите также:
3. инструменты антикризисного регулирования развития территорий муниципальных образований
235.65kb.
Методологические подходы и современные инструменты для развития муниципалитетов в условиях нехватки бюджетных инвестиционных ресурсов. Повышение конкурентноспособности муниципальных образований. Муниципально-частное партнерство
130.45kb.
Нп центр инноваций конгресса муниципальных образований
59.28kb.
О порядке выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований и кандидатов на должности глав муниципальных образований на выборах в Свердловской области в октябре 2012 года
454.13kb.
Ежегодное общее собрание членов окмо
224kb.
Статья 13 фз-89. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями
674.38kb.
Закон о наделении муниципальных образований статусом
3027.89kb.
Заседание Фамилия Имя Отчество Ученая степень / звание, должность
276.61kb.
Формы и механизмы инновационного развития регионов и муниципальных образований
328.35kb.
Законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов Тема №1. Система и источники законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов Понятие права
169.85kb.
Программа проведения круглого стола «Сельский туризм одно из направлений развития территорий муниципального образований Куркинский район»
20.07kb.
1. Понятие кризис 4 Классификация кризисов 4
194.98kb.