Главная стр 1стр 2 ... стр 5стр 6
скачать




Содержание:


I часть. Обязательная часть программы




1 Раздел. Пояснительная записка.




1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

5-12

1.2. Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

13-14

1.3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

14-17

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса.

17-22

1.5. Принципы и подходы к формированию основной общеобразовательной программы учреждения.

22-25

2 Раздел. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.




2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в образовательном учреждении.

27-29

2.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса.

29-31

3 Раздел. Содержание, цели и задачи педагогической работы учреждения по: формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей в процессе освоения ими образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

33-103

4 Раздел. Содержание коррекционной работы.

104

5 Раздел. Планируемый результат освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

105-129

6 Раздел. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

130-146

II Часть. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса




1. Региональный компонент

148-152

2. Особенности организации образовательного процесса

152-163

3. Дополнительное образование – английский язык. Муниципальный эксперимент

164-179

Приложения к основной общеобразовательной программе.

63




Обязательная часть Программы.

1 Раздел. Пояснительная записка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с.Двулучное Валуйского района функционирует с 1961 года. Детский сад расположен в центре села Двулучное, в здании «Двулученской СОШ».

График работы: с 7.00 до 17.30, суббота, воскресенье - выходные дни.

В своей деятельности ДОУ опирается на:



  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 18 января 2012 г. Регистрационный N 22946);

  • Приказы и распоряжения регионального и муниципального уровня;

  • Конвенцию о правах ребенка;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.1.2660-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от « 22» июля 2010 г. № 91;

  • Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко»» с.Двулучное Валуйского района Белгородской области.

Основная общеобразовательная программа ДОУ :

  • Учитывает потребности детского контингента ДОУ.

  • Нацелена на достижение предполагаемого результата совместной деятельности ДОУ и семьи.

  • Содержание воспитательно-образовательного процесса ориентировано на социальный заказ.

  • Учитывает культурно-образовательные особенности региона

  • Учитывает уровень квалификации педагогов, особенности деятельности специалистов.

  • Позволяет показать конкурентоспособность ДОУ.

  • Является основой для разработки и совершенствования структуры управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.



    1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

В МДОУ детский сад «Солнышко» с.Двулучное Валуйского района Белгородской области принимаются дети в возрасте от 2 мес. до 7 лет на основании Устава и в соответствии с п.28 ст. п. 26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 18 января 2012 г. Регистрационный N 22946) «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»).

В детском саду функционируют 3 разновозрастные группы общеразвивающей направленности:



  • Младшая разновозрастная (от 2 до 4 лет) – 16 человек;

  • Средняя разновозрастная (от 4 до 5 лет) – 18 человек;

  • Старшая разновозрастная ( от 5 до 7 лет) – 18 человек.

Списочный состав контингента детей в МДОУ составляет 52 воспитанника.
Ранний возраст.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, что связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами; ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развиваются соотносящие и орудийные действия, что развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. Речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие ребенка, формирование функциональных систем детского организма. В этот период увеличивается рост и вес ребенка.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как

отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.



Младший дошкольный возраст.

Младший возраст — важнейший период в развитии дошколь­ника, который характеризуется высокой интенсивностью физичес­кого и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, пред­метным миром.

В младшем дошкольном возрасте ребенку предоставляется больше самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.

Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. В совместной деятельности воспитатель помогает ребенку осво­ить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных дей­ствий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положи­тельной оценкой усиливает стремление без помощи взрослого добиться лучшего результата. Под руководством воспитателя дети успешно ос­ваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания.

Обязательное условие организации жизни в младших подгруппах - вос­питатель ежедневно общается с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2—3 ребенка).

Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грам­матический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем.

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться по­требность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразны­ми способами обследования формы, цвета, величины и других при­знаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник).

Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепри­нятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).

У младших дошкольников возрастает целенаправленность дейст­вий. В играх, в предметной и художественной деятельности воспита­тель помогает детям принимать цель и связывать результат с по­ставленной целью.

На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверс­тниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе ин­тереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый ха­рактер. Игра — любимая деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в тече­ние всего времени пребывания в детском саду.



Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюда­тели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
Пятый год жизни:

Возросли физические возможности детей. Дошкольники испыты­вают острую потребность в движении. В этом возрасте особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Новые черты появляются в общении детей 4—5 лет с воспитате­лем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к позна­вательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Развивающееся мыш­ление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отно­шения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающе­му миру.



Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способст­вует освоение детьми системы разнообразных обследовательских дей­ствий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать.

Воспитателю необходимо уделить особое внимание на разный темп развития у детей в этом возрасте: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедля­ется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо про­являть черты более старшей возрастной ступени.



У детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложня­ется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов.

Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Как и в младшем возрасте, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. Задача воспитателя — создать возможности для вариативной игровой деятель­ности через соответствующую предметно-развивающую среду.



Примечательной особенностью детей является фантазирование. Все виды развивающих образовательных си­туаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых при­емов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразны­ми формами наглядности и практической деятельностью детей.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к прави­лам поведения.



В этом возрасте идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспита­тель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобрета­ют опыт дружеского общения, внимания к окружающим.

Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его индиви­дуальности, а особенность возраста. Воспитателю необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь — подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Задачей воспита­теля является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой за­дачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.



Педагог развивает эстетические чувства детей.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-испол­нительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение вос­питателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельно­сти составляют основу правильного воспитания и полноценного раз­вития детей в среднего возраста.


Шестой год жизни:

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре­бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло­гические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процес­са. Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В тече­ние шестого года жизни совершенствуются основные нервные процес­сы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится белее вынослив психически. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.

Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы.

Расширяются интеллектуальные возможности детей, общий кругозор. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления у детей.

Продолжает совершенствоваться связная и монологическая речь. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование – любимое занятие дошкольников, ему они посвящают много времени.

В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся
Седьмой год жизни:

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении.

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития – от отделения себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.

Дети 6-7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. В этом возрасте у старшего дошкольника формируются его личные особенности, становятся более выраженными индивидуальные черты в поведении, более определенно проявляется характер. Все это необходимо учитывать в подходе к ребенку.

У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления. Формируется социальная направленность поведения, достаточно устойчивая самооценка. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно-личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком самого себя и других людей. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной симпатии. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры.

Изменяется статус дошкольника в детском саду – в общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – развивать интерес к творчеству.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. В этом возрасте перед воспитателем стоит задача становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативности, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориентаций, укрепления здоровья будущих воспитанников.




Сведения о семьях воспитанников: Таблица №1

группа


Полная семья



Непол-ная семья



Воспитывает


Мать - одиночка



Образование родителей




мать

отец

мать

отец

Младшая разновоз-растная

12


4


4




Ср. –

Ср. спец.- 8

Высшее -8


Ср. – 3

Ср. спец.-7

Высшее -2


Средняя разновозрастная

15

3

3




1

Ср. – 1

Ср. спец.- 10

Высшее -7


Ср. – 3

Ср. спец.- 11

Высшее -1


Старшая разно-возрастная

17

1

1







Ср. – 1

Ср. спец.- 8

Высшее -9


Ср. – 6

Ср.спец.-9

Высшее -2


Итого

44

8

8




1

Ср. – 2

Ср. спец.- 26

Высшее -26


Ср. – 12

Ср. спец.- 27

Высшее -5


В настоящее время семей группы риска в ДОУ нет, детей, находящихся под опекой нет.

1.2. Приоритетные направления деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Направление деятельности МДОУ детский сад «Солнышко» с.Двулучное Валуйского района Белгородской области определяется на основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от от 18 января 2012 г. Регистрационный N 22946 «Об утверждении нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» в соответствии с видом учреждения:

МДОУ детский сад «Солнышко» с.Двулучное Валуйского района Белгородской области:

Тип: дошкольное образовательное учреждение.

Вид: детский сад

Категория: третья

Приоритетными направлениями деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы являются:



  • художественно – эстетическое;

  • познавательно-речевое;

  • физическое

  • социально-личностное.

Художественно-эстетическое развитие :

- формирование эстетического отношения к миру и художественное развитие ребенка средствами искусства;

- приобщение детей к высокохудожественной литературе;

- развитие художественных способностей ребенка (музыкальных, художественных, изобразительных) ;

- развитие детского творчества в различных видах детской деятельности

Познавательно-речевое развитие :

- развитие речи и форм речевого общения детей;

- обеспечение работы по подготовке к обучению грамоте;

- развитие устойчивого интереса к познанию окружающего мира;

- формирование у дошкольников умения выбирать необходимую информацию;

- формирование у дошкольников сенсорных, элементарных математических представлений;

- формирование у дошкольников начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы;

- развитие у дошкольников конструктивного мышления через конструирование и моделирование



Физическое развитие :

- внедрение здоровьесберегающих технологий;

- совершенствование двигательных навыков дошкольников, развитие основных движений детей;

- воспитание потребности у дошкольников в физическом совершенствовании;

- формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни

Социально-личное развитие:

- формирование навыков культуры общения и социализации в обществе;

- формирование качеств социальной зрелости личности, т. е. усвоение им нравственных общечеловеческих, национальных традиций, гражданственности;

- формирование интереса к ознакомлению с культурными ценностями и историей родной страны, города.


1.3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Цель: создание условий для целостного и гармоничного развития личности каждого ребёнка, формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

Задачи:



  1. Реализовать федеральные требования к образовательной программе

дошкольного образования.

  1. Создать условия по обеспечению равных стартовых возможностей для

обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

  1. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей за счёт

здоровьесберегающей организации образовательного процесса;

  1. Обеспечить включенность ребёнка как субъекта деятельности в

образовательный процесс с опорой на его познавательные потребности, поисковую активность, самостоятельность, позитивное эмоциональное восприятие ситуации;

  1. Обеспечить профессиональную компетентность педагогов в овладении

комплексно-тематическим принципом организации образовательного процесса как условие реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  1. Организовать полноценное взаимодействие педагогов с родителями и

учреждениями социоокружения в режиме реального сотрудничества через активное включение в деятельность дошкольного учреждения.

  1. Способствовать модернизации пространственно-развивающей среды в

ДОУ, ориентированной на формирование здоровья и физического развития ребенка, формирование интеллектуально-развитой, творческой личности ребёнка.

Задача развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопережи­ванию, готовности к проявлению гуманного отношения. Эта задача решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого и организацию социально-эмоционального опыта. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с миром людей и отношений, с доступными для их понимания пере­живаниями и проблемами людей (взрослых и сверстников), с их поступками, эмоциональными состояниями. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей, независимо от возраста и пола. Они начинают осознавать смысл социальных, культурных норм поведения и отношений людей в обществе. Так постепенно формируются социально-ценностные ориентации детей, понятия о гуманном и негуманном поведении, умение замечать общность на­строения природы и человека, сострадать человеку, животным, рас­тениям, желание участвовать в гуманистически направленной дея­тельности.

Задача способствовать развитию у детей познавательной активности, любо­знательности, стремления к самостоятельному познанию и размыш­лению, развитию умственных способностей и речи.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любозна­тельности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами, расширению круга объектов познания (люди и их отношения, город, страна, мир предметов и трудовая деятельность, природа,, искусство и др.) и познавательных умений.

Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущ­ностных характеристик групп объектов, установлению связей и за­висимостей между объектами и явлениями, формированию спосо­бов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и т.п.). Это приводит к по­степенному формированию целостной картины мира.

Итогом становится способность ре­бенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логичес­кому познанию, интеллектуальная готовность к школе.



Задача развития самостоятельности и творчества детей, обогащение опыта самостоятельной деятельно­сти, пробуждение творческой активности детей, стимулирование вооб­ражения.

Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений (игровых, коммуникативных, художествен­но-изобразительных, трудовых), на многообразие проявлений дет­ского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобра­зительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сферах.



Задача укрепления физического и психического здоровья ребенка, формиро­вания основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры.

Программа предусматривает валеологическое просвеще­ние дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здо­ровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах ока­зания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения стано­вятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

Исходя из принципов гармоничности образования в основной общеобразовательной программе МДОУ детский сад «Солнышко» с.Двулучное Валуйского района Белгородской области предус­мотрено для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской ли­тературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и тру­дом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успеш­ной социализации в современном мире.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования : ребенок с детства приобщается к истокам народ­ной культуры своей страны, так как уделяется большое вни­мание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Программа предполагает осуществление образовательного процесса на национально- культурных, демографических, климатических особенностях нашей страны

Одновременно программа предполагает вос­питание уважения к другим народам, интерес к мировому сооб­ществу. В программе сделан акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки, уча­ствовать в охране окружающей среды.

В основу работы МДОУ детский сад «Солнышко» с.Двулучное Валуйского района Белгородской области заложены задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей .

Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь примерной основной общеобразовательной «Детство» под редакцией В.И.Логиновой , Т.И.Бабаевой, реализуемой в детском саду педагоги считают главной целью всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства.

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие)

Основная общеобразовательная программа МДОУ детский сад «Солнышко»» с.Двулучное Валуйского района Белгородской области реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения.

Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья. Педагоги создают во время непосредственно образовательной деятельности и в других формах обучения эмоционально-насыщенную атмосферу, наполняя их сказочными сюжетами и персонажами, импровизациями, что позволяет преодолеть учебно-дисциплинарные приемы. Непосредственно образовательная деятельность в основном проводится по подгруппам и индивидуально.

В МДОУ детский сад «Солнышко» с.Двулучное Валуйского района Белгородской области созданы благоприятные условия для обеспечения всестороннего развития личности ребенка, комфортности пребывания его в дошкольном учреждении. Работа дошкольного учреждения обеспечивает каждой семье государственные гарантии доступности и равных возможностей для детей при поступлении их в школу и в полной мере отвечает запросам родителей.

Главным условием развития ребенка в образовательном процессе ДОУ является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:

- образовательный процесс;

- предметно – развивающая среда;

- взаимодействие участников педагогического процесса.

Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

• воспитательная - развитие ценностных отношений - развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

• образовательная (познавательная) - воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;

• развивающая - развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

• коррекционная - организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у детей;

• социализирующая - овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

• оздоровительно-профилактическая (валеологическая) - приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

В детском саду определены основные подходы построения образовательного процесса:

- приоритет ценностной составляющей в воспитании, приобщение к ценностям культуры родного края ;

-признание личностного начала в ребенке, признание его прав и свобод;

- признание мониторинга как достижения детей;

-учет влияния всех факторов социального развития (микрофакторы – ближайшее окружение; мезофакторы – этнокультурные условия; макрофакторы – общество, государство и т. д.) ;

Содержание образовательной программы ДОУ направлено на изучение и создание адекватных условий для развития различных сторон познания ребенком окружающего мира. Познание, осмысление, чувственное познание духовных, социальных и природных явлений является основой приобщения дошкольников к национально-культурным ценностям. Задача педагогического коллектива детского сада так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку предлагалось осваивать знания, умения и навыки (ЗУН, адекватные его возрасту (адекватные его интересам и направленности, что позволит соблюсти существующий в дошкольном детстве принцип обучения, а именно: дошкольник учится в меру того, в меру чего программа педагога становится его собственной программой (т. е. в меру того, что он в ней принимает, что ему интересно). В этом принципиальное отличие обучения в дошкольном возрасте от обучения в младшем школьном возрасте. При этом ЗУНы в полном смысле слова становятся средством развития ребенка, поскольку знания и навыки, приобретенные ребенком в соответствии с его потребностями, являются для него осмысленными, и он их активно применяет в своей жизнедеятельности. Владение новыми ЗУНами позволяет ребенку осваивать новые виды деятельностей и продвигаться вперед в той деятельности, которой он уже занимается. Таким образом, ЗУНы становятся средством развития ребенка. А в результате детской самодеятельности, на выходе из дошкольного возраста появляются новые качества необходимые для обучения в школе.

В основе организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс строится на основе законодательно-нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки зрительных нарушений, оценки речевых нарушений, системы психолого-педагогических принципов, отражающих представление о самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности. Акцент делается на интеграцию образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка).

Основанием преемственности дошкольного и начального школьного образования являются ориентиры образовательного процесса на этапе дошкольного детства, а также исходные ориентиры начального общего образования.

Учебная деятельность осуществляется только в подгруппах 6-7 лет.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
I часть. Обязательная часть программы
1578.58kb.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса
2073.1kb.
Раздел 1: Обязательная часть программы
2799.43kb.
Обязательная часть – на
41.05kb.
Обязательная часть
855.63kb.
Инвариантная (обязательная) часть
163.45kb.
Обязательная часть
1923.92kb.
Часть Обязательная Раздел
2166.14kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования мбоу оош с. Малая боевка елецкого муниципального района на 2013-2014 учебный год Содержание. Обязательная часть
1579.51kb.
1. Пояснительная записка Обязательная часть >21. Организация режима пребывания детей в доу
2162.43kb.
1. Обязательная часть
5331.54kb.
Инструкция к выполнению
106.59kb.