Главная стр 1стр 2
скачать
VI. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Перспективная начальная школа» с учетом методических разработок издательства «Академ-книга» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.) МОУ АСОШ №2.

Наша школа - обыкновенная и может быть интересна только тем, что имеет богатую историю, славится своими традициями, направленными на формирование гражданско-патриотического сознания. Воспитательная практика в нашей школе всегда была богата патриотическим содержанием, интересными формами работы.

Стержнем являются коллективно-творческие дела, обеспечивающие каждому ребенку точку приложения своих знаний, умений и навыков творчества.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:



Структура образовательной среды, взаимодействие данного учреждения с учреждениями основного и дополнительного образования:


Портрет ученика МОУ АСОШ №2

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:



  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.


Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

  • любовь к образовательному учреждению, городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте.

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости


Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Направления, ценности

Содержание

Формы работы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

 

 



-элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

-представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

-элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

-элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

-уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

-ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

-начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

-элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

-интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

-стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

-любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;

-уважение к защитникам Родины;

-умение отвечать за свои поступки;

-негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

.


-Беседы, чтение книг, изучение предметов, преду­смотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах;

-в процессе экскурсий, путешествий по историческим и па­мятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и ва­риативных учебных дисциплин;

-сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, праздники, изучение вариативных учебных дисциплин;

-посильное участие в социальных проек­тах,

-проведение бесед о подвигах Рос­сийской армии, защитниках Отечества, подготовке и прове­дении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;

-встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.




Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.


-первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

-различение хороших и плохих поступков;

-представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

-элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

-уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-бережное, гуманное отношение ко всему живому;

-знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

-стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

-представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.


-изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности

- театральные постановки, художественные выставки;

-проведение экс­курсий в места богослужения, встреч с ре­лигиозными деятелями;

-проведение внеурочных меро­приятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,

-беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в пе­дагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей;

-обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совмест­ной деятельности;

-посильное участие в делах благотворительности, мило­сердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о живот­ных, других живых существах, природе;

-беседы о семье, о родителях и прародителях;

-проведение открытых семейных праздников, вы­полнение презентации совместно с родителями (законны­ми представителями) и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемствен­ность между поколениями).


Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие


-первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

-уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

-элементарные представления об основных профессиях;

-ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

-элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

-первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-умение соблюдать порядок на рабочем месте;

-бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 


-экскурсии по селу, во вре­мя которых знакомятся с различными видами труда, различ­ными профессиями в ходе -экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий;

-беседы о профессиях своих родителей (законных пред­ставителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

-проведение сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения вне­урочных мероприятий- праздники труда, конкурсы, города мастеров, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

-презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей твор­ческой инициативы в учебном труде;

-изучение предмета «Технология», участие в разработке и реализации различ­ных проектов;

-занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, деятельность трудовых и творческих обществен­ных объединений в учебное, и в каникулярное время;

-встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческо­го отношения к труду и жизни.


Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

 


-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

-элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

-элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

-интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

-первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

-первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

-отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

 


-на уроках фи­зической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий;

 - беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

-в спор­тивных секциях школы и внешкольных учреждений, при под­готовке и проведении подвижных игр, туристических похо­дов, спортивных соревнований;

-составление здоровьесберегающего режима дня и конт­роль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в по­мещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

-просмотра учебных фильмов, игро­вых и тренинговых программ в системе взаимодействия об­разовательных и медицинских учреждений;

-беседы с педагогами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями);

 

 

 



 
 










Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

 

 



 

 

 



 

  

 ______________  



Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.

 
 


 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

-элементарный опыт природоохранительной деятельности;

-бережное отношение к растениям и животным.

 

 

 



 

 

 



  

___________________________ 

-представления о душевной и физической красоте человека;

-формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

-интерес к занятиям художественным творчеством;

-стремление к опрятному внешнему виду;

-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

 


-изучение учебных дисциплин, бесед;

-экс­курсии, прогулки по родному краю;

-высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, создание и реализация коллективных природо­охранных проектов;

-посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций

-участие вместе с родителями (законны­ми представителями) в экологической деятельности по месту жительства;

_____________________________


-изучения учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художествен­ные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;

-изучение ва­риативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов исполнителей народной музыки, художественных мастерских, тематических выставок;

-разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фраг­ментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружаю­щего мира через художественные образы;

-беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», бе­седы о прочитанных книгах, художественных фильмах, теле­визионных передачах, компьютерные игры; обучение разли­чать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного;

-на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования;

-проведение выставок семейного художественного твор­чества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с по­следующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий твор­ческих работ;

-участие в художественном оформлении кабинетов.

 

 



 


Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей, следующих направлений:
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:



  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:



  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

УМК «Перспективная начальная школа»
Характеристика ведущих идей проекта "Перспективная начальная школа"

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов.

Содержательные линии индивидуального развития:

1. формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;

2. воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;

3. воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;

4. формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;

5. социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.

В содержание системы учебников «Перспективная начальная школа» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся в комплексе учебников «Перспективная начальная школа» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Перспективная начальная школа» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Перспективная начальная школа» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Перспективная начальная школа» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Перспективная начальная школа» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные принципы концепции "Перспективная начальная школа"

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной или клубной деятельности.

Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии.

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования). Следовательно, необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех лет начального обучения. Выполнение этого требования стало возможным в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт предоставляет каждому ребенку возможность освоить все содержание образования на уровне обязательного минимума. Вместе с тем определены «Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу», которые фиксируют удовлетворительный уровень обученности.

Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).

Принцип развивающего обучения и принципов прочности и наглядности становится возможной через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих как методике обучения грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, так и всем остальным предметам. Эти типические свойства, в свою очередь, определяют и особую структуру учебника, единую для всего комплекта.
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания.

Направления воспитания

Задачи воспитания

Виды и формы воспитательных мероприятий

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

- сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

- сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России;

- развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре;

- сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

- мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- воспитывать уважение к защитникам Родины;

- развивать умение отвечать за свои поступки.


- беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная);

- классный час (внеурочная);

- краеведческая работа (внеурочная, внешкольная);

- просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

-виртуальные путешествия по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная);

- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная);

- творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внеурочная, внешкольная);

- изучение учебных дисциплин;

- участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациям (внеурочная, внешкольная);

- встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеурочная, внешкольная)



Формирование нравственных чувств и этического сознания.

- сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

- сформировать представления о правилах поведения;

- сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;

- развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.


- беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная, внеурочная, внешкольная);

- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции (внеурочная, внешкольная);

- художественные выставки, уроки этики (внеурочная, внешкольная);

- встречи с религиозными деятелями (внеурочная, внешкольная);

- классный час (внеурочная);

- просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

- праздники, коллективные игры (внеурочная, внешкольная);

- акции благотворительности, милосердия (внешкольная);

- творческие проекты, презентации (урочная, внеурочная, внешкольная).


Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

- сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

- сформировать элементарные представления о профессиях;

- сформировать первоначальные навыки коллективной работы;

- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.



- экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий (урочная, внеурочная, внешкольная),

- беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

- сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внеурочная, внешкольная);

- праздники труда, ярмарки (внеурочная, внешкольная);

- конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная);

- работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции (внеурочная, внешкольная).



Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.



- сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

- сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.



- беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

- встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий (внеурочная, внешкольная);

- прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная);

- урок физической культуры (урочная);

- спортивная секция, кружок (внеурочная, внешкольная);

- подвижные игры (урочная, внеурочная, внешкольная);

- туристические походы (внеурочная, внешкольная);

- спортивные соревнования (внешкольная);




Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к растениям и животным.



- предметные уроки (урочная);

- беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная),

-экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеурочная, внешкольная);

- участие в деятельности детско-юношеских

общественных экологических организаций (внешкольная),


Формирование ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).



- сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях;

- сформировать представления о душевной и физической красоте человека;

-сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

- развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским

спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- развивать интерес к занятиям художественным творчеством;

- развивать стремление к опрятному внешнему виду;


- предметные уроки (урочная);

- беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);

-экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамбле; посещение музея, выставок (внеурочная, внешкольная);

- посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок (внеурочная, внешкольная);

- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров (внеурочная, внешкольная)

- участие в художественном оформлении помещений (внеурочная, внешкольная).


В таблице показаны виды и формы воспитательных мероприятий, направленные на реализацию основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.



        Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся обеспечивает присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-цен­ностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосозна­ния) гражданина России.
скачать

следующая >>
Смотрите также:
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
443.84kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
208.7kb.
VI. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
626.87kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
544.61kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
467.03kb.
Развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Введение Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
638.06kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
244.77kb.
Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
444.89kb.
Пояснительная записка 1 раздел «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». 2 раздел «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских
533.82kb.
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся»
303.18kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
842.07kb.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся 2011 2014 у г
549.04kb.