Главная стр 1
скачать
Анализ краевой диагностической работы по физике 11 классов

по Кущевскому району

октябрь 2012 учебный год.

1. Общая характеристика заданий и статистика результатов

26 октября 2012 г. в Краснодарском крае в соответствии с планом подготовки учащихся 11(12) классов к ЕГЭ была проведена краевая диагностическая работа (КДР) по физике.

Цели проведения работы:

- отслеживание динамики уровня подготовленности выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

- основываясь на анализе результатов, определить пробелы в знаниях учащихся и помочь учителям скорректировать обучение, спланировать обобщающее повторение таким образом, чтобы устранить эти пробелы.

Работу выполняли все учащиеся Краснодарского края, в форме и по материалам ЕГЭ 11(12) классов, задача, которой дать возможность выпускникам решить и оценить недостаточность своей подготовки и отказались от участия в ЕГЭ, либо принять меры к ликвидации пробелов. Поэтому порог успешности был повышен и приближен к требованиям ЕГЭ: 5 баллов .

Перевод баллов в оценки

Оценка

два

три

четыре

пять

октябрь 2012 г.

Число баллов


< 5

5–9

10–12

13– 14

Результаты КДР 26 октября 2012 г.

Дата

проведения

Кол-во писавших

Доля оценок в %

«два»

«три»

«четыре»

«пять»

26.10.2012

265

6,4

59,2

34

0,4

Содержание заданий диагностической работы соответствовало обязательному минимуму содержания общеобразовательного курса физики.

Учителя и учащиеся были заблаговременно информированы о структуре и содержании работы: количестве заданий, их типах (расчетные, качественные, графические), темах, проверяемых видах деятельности, критериях оценивания. План работы был опубликован на сайте ККИДППО, с ним были ознакомлены тьюторы районов. Содержание работы основывалось на анализе результатов ЕГЭ по физике в 2012 году и включало в себя, задания изучаемые в 10 классе (задания А 1 , А2, В2). С другой стороны, в работу были включены задания по темам 11(12) класса, изученным на уроках до проведения КДР (А3-А6, В1 ) , задание А7 в школьном курсе физики не изучается (объемная плотность энергии).

Задания формулировались таким образом, чтобы обращать внимание учителей и учащихся на особенности формулировок заданий ЕГЭ.

Большая часть заданий (А1,А2,А3,А4,А6,А7) – базового уровня, с выбором ответа повышенного уровня и рассчитана на проверку знания фундаментальных физических законов, понимания предмета на качественном уровне и способности учащихся использовать в решении физических задач учебные умения извлечение информации из графиков, таблиц и рисунков, задание А5 было предложено в повышенном варианте (магнитное поле). Задания В1 и В2 – задания на установление соответствия, повышенного уровня. Качественное задание С1, требующее подробного развёрнутого решения, является заданием высокого уровня.

Количество заданий определялось, исходя из примерных норм времени, принятых в ЕГЭ по физике: около 3 - 5 минут на выполнение задания А или В, и 10 - 15 минут на выполнение задания С. Общее время выполнения работы – 45 мин.

При оценивании работы применены критерии, принятые для первичного оценивания в ЕГЭ по физике:

- за правильный ответ на вопрос каждого задания с выбором ответа (А1-А7) давался 1 балл;

- максимальная оценка задания В1 и В2 на установление соответствия – 2 балла. Она выставляется, если вся последовательность цифр в таблице ответа верна. Если одна из цифр ошибочна, то ставится 1 балл; если ошибок 2 или более - 0 баллов;

- за выполнение задания с развёрнутым ответом (С1) давалось от нуля до трёх баллов в зависимости от правильности и полноты решения.

2. Анализ выполнения отдельных заданий

В первой части работы с выбором ответа являются задания

А1- Потенциал из 265 учащихся справились 181 человека, что составило 68,3 %.

А2- законы постоянного тока выполнило 151 ученик (57%)

А3- магнитное поле проводника, правило буравчика 202 человека (76,2 %)

А4- магнитное поле, направление силы Ампера выполнило 223 человек, что составило 84,2%,

А5 – магнитный поток 170 человек (64,2%)

А6 – направление силы Лоренца 212 учеников справился (80%)

А7- объемная плотность энергии магнитного поля выполнило 207 (78,1%)

Подавляющее число заданий, вызвавших максимальные затруднения, - качественные. Большинство выпускников легче справляются с расчетными задачами, в которых данные представлены в вербальной форме, и затрудняются самостоятельно извлечь данные из рисунков, графиков, фотографий или схем.

3. Выводы и рекомендации:

1. Анализ результатов КДР показал, что подавляющее большинство учащихся,

выполнявших работу, преодолело порог успешности, но получило оценку «3», т.е. не смогло показать основополагающего компонента для дальнейшего обучения в технических вузах - умения решать задачи повышенного и высокого уровня.

2. Для преодоления трудностей при выполнении заданий типа В1, В2 и С1 рекомендуем использовать возможности физических кабинетов для включения в уроки отдельных заданий-демонстраций и коротких экспериментальных заданий, кроме выполнения предусмотренных учебной программой лабораторных работ. В целях экономии времени расчёты по спланированному и проделанному в классе эксперименту можно вынести в домашнее задание.

3. В качестве работы над ошибками учащиеся, получившие низкие оценки, должны выполнить другие варианты работы.

4. Учителям, чьи ученики показали низкие результаты, завести на каждого ученика диагностическую карту, составить на каждого ученика индивидуальный план подготовки к ЕГЭ, ввести в план задачи качественные, графические и экспериментальные заданий.

5. На РМО провести анализ пробного экзамена с разбором заданий, вызвавших затруднение у учащихся .

Однако следует иметь ввиду изменяющиеся требования к подготовке учащихся: повышение внимания к надпредметным умениям, формируемым и используемым в процессе изучения физики, к экспериментальным навыкам, особенно важным для учащихся, намеренных продолжить обучение в профильных классах.

Эти изменения диктуют необходимость постепенного перехода к использованию учебников нового поколения, позволяющих осуществлять дифференциацию уровня изложения материала, и усилить экспериментальную часть курса лабораторными работами и аудиторными и домашними экспериментальными заданиями.

Судя по данным таблицы, примерно десятая часть выпускников 11 класса, намеренных сдавать ЕГЭ по физике, к нему не готова. Т.к. убедить их отказаться от экзамена по физике в подавляющем большинстве случаев окажется невозможным, необходимо чётко определить задачи и план подготовки. Задача, стоящая перед этой категорией учащихся  в оставшееся до экзамена время, – довести свою подготовку до уровня, достаточного для преодоления порога успешности. Для этого необходимо «…продемонстрировать:

понимание смысла наиболее важных физических понятий, величин и законов, относящихся к различным темам из всех разделов школьного курса физики (механика, МКТ и термодинамика, электродинамика и квантовая физика);

выполнение заданий, требующих воспроизведения основополагающих теоретических сведений, а также применения отдельных формул и законов в типовых учебных ситуациях, в том числе в простейших расчетных задачах». (Из спецификации заданий экзаменационной работы ЕГЭ 2013 г.).

Из этого следует необходимость для наименее подготовленных учащихся сосредоточить внимание именно на качественной стороне предмета (понимание) и решении простейших расчётных задач. Выполнение заданий повышенного и высокого уровня для них непосильно и недостижимо в оставшееся до экзамена время.

Кроме того, следует обратить внимание на распределение заданий по разделам курса физики и по уровням сложности. Если ориентироваться на критерии оценивания экзаменационных работ в прошлые годы, для преодоления порога успешности достаточно будет выполнить 8-12 заданий базового уровня. Их можно набрать из заданий части А (согласно Спецификации 2013г из заданий с выбором ответа будут базового уровня) и части В (базового уровня будут задания с кратким ответом). Следовательно, при подготовке слабым учащимся следует обратить внимание на задания этого уровня.

Также бесполезно пытаться за данное время пройти заново весь курс физики даже на базовом уровне. Целесообразно потратить время на отработку необходимых умений на базе двух-трёх разделов. Приведённое в Спецификации распределение заданий по разделам показывает, что основательная подготовка по механике и молекулярной физике с термодинамикой (16-17 заданий с выбором ответа) или по механике и электродинамике (17-18 заданий с выбором ответа) позволят набрать количество баллов, достаточное для преодоления порога успешности.

Следует иметь в виду, что эти рекомендации нельзя считать определением достаточного уровня подготовки по физике, это всего лишь советы для предельного случая.



Результаты КДР показывают необходимость коренного изменения подходов к обучению физике в школах с опорой на экспериментальную, качественную и прикладную стороны курса.

Тьютор /Л.В. Петровская/
скачать


Смотрите также:
Анализ краевой диагностической работы по физике 11 классов по Кущевскому району октябрь 2012 учебный год
63.52kb.
Семинар Анализ работы мо за прошедший 2011-2012 уч год
121.08kb.
Школы на 2012 13 учебный год с. Шишкина 2012 г. Содержани е плана учебно воспитательной работы
725.62kb.
Анализа выполнения диагностической работы по физике (входная диагностика) в 10 классе 2012-2013 учебного год
79.37kb.
Школы на 2012-2013 учебный год
6115.62kb.
Анализ воспитательной работы гбоу сош №330 за 2011/2012 учебный год. Заместитель директора по вр
931.22kb.
Сентябрь – «За безопасность дорожного движения»
87.85kb.
Анализ учебно-методической работы школы за 2012-2013 учебный год
405.56kb.
Анализ воспитательной работы маоу «Гимназия №16» за 2012-2013 учебный год
164.6kb.
Анализ работы школы-интерната за 2012-2013 учебный год
910.06kb.
На 2013 2014 учебный год г. Кандалакша 2013г. Структура плана работы. I. Анализ методической работы за 2012-2013 учебный год
318.09kb.
Анализ работы школы за 2011-2012 учебный год
531.48kb.