Главная стр 1
скачать




Анализ опытно-экспериментальной деятельности в рамках регионального эксперимента по внедрению ФГОС ООО МКОУ СОШ п.Мирный по итогам первого полугодия 2012 – 2013 учебного года

Раздел I

МКОУ СОШ п.Мирный участвует в апробации ФГОС ООО с 01.09.2012 г., входит в перечень региональных пилотных школ. В школе имеется вся нормативно-правовая база по обеспечению экспериментальной деятельности. Утверждены новые должностные инструкции учителей в соответствии с ЕКС. Утверждена приказом должностная инструкция учителя ОРКСЭ. На 30.12.2012 прошли курсовую подготовку в рамках внедрения ФГОС ООО 100% учителей-предметников и администрация школы.

За счёт личных средств педагогов приобретены примерные программы и методические материалы по всем предметам ООО. Обеспеченность учебниками в соответствии со стандартом для 5 класса составляет 100%. Созданы соответствующие локальные акты. Разработана в соответствии с ФГОС ООП ООО. В течение 2011-2012 учебного года было проведено 5 заседаний педагогического совета по проблеме внедрения ФГОС ООО. Создана система оценивания достижений новых образовательных результатов по ФГОС ООО (см. приложение 3). В наличии карта инновационной деятельности. По всем предметам учебного плана имеются рабочие программы педагогов. Программы разработаны каждым учителем школы самостоятельно на учебный год для каждого класса на основе примерных учебных программ. Программы соответствуют ФГОС ООО и ООП ООО. Рабочие программы составлены по каждому классу в соответствии с Положением о рабочей программе педагога.

В школе разработан и подписан трехсторонний договор между учредителем, ОУ и родителями, законными представителями обучающихся.

В личных делах учащихся имеются листы учета выдачи договоров с подписями родителей.

Заместителем директора по УВР ведется дневник наблюдений за ходом эксперимента по внедрению ФГОС ООО, в котором указаны: КПК педагогов в рамках реализации ФГОС ООО; мероприятия, проводимые в школе в рамках внедрения ФГОС ООО.

Педагогами 5 класса составляются технологические карты (основа отслеживания эксперимента), в которых четко отражён системно-деятельностный подход в обучении, формирование УУД. Заместителем директора по УВР посещены 14 уроков в 5 экспериментальном классе. Разработана система отслеживания формирования УУД на уроке. Администрацией школы постоянно проводятся обучающие семинары, по проблемным вопросам экспериментальной деятельности.

Учителя МКОУ СОШ п. Мирный принимали участие в заседаниях РМО, подготовлены выступления по теме: «Формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС ООО», а также был показан мастер-класс по географии «Технология продуктивного чтения».

В 2012-2013 учебном году проведено 2 родительских собрания в 5 классе по темам: «О вступлении в региональный эксперимент ФГОС ООО», «О ходе эксперимента по внедрению ФГОС ООО».

В помощь педагогам в школе создана «Методическая копилка по введению ФГОС ООО». После посещения педагогами КПК проводятся семинары по обмену новой информацией, обмену памятками, инструкциями. Например: как работать с текстом по технологии продуктивного чтения; как обучить обучающихся самоанализу деятельности на уроке; самоанализ урока в соответствии с ФГОС ООО.

Классным руководителем 5 класса составлен план воспитательной работы по-новому, т.е. в соответствии с рекомендациями с курсов ПК. Ведётся портфолио обучающихся, ответственным за ведение является классный руководитель, но ученики ведут его самостоятельно.

В планах работы всех ШМО отражена экспериментальная деятельность – темой работы всех школьных МО является «Внедрение ФГОС ООО», проведены по 1 - 2 занятия по теме эксперимента. Темы заседаний ШМО: Проектирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства; проектно-исследовательская деятельность учащихся, как одна из технологий повышения качества образования; формирование национальных базовых ценностей средствами предмета ОРКСЭ. В решениях заседаний ШМО имеется пункт о том, что элементы ФГОС ООО нужно внедрять во всех не экспериментальных классах.

В соответствии с заданием эксперимента по внедрению ФГОС ООО в МКОУ СОШ п.Мирный с 20.12.12. по 27.12.12 проведена диагностика формирования УУД в 5 классе по итогам I полугодия. В диагностическом обследовании приняли участие учащиеся 5 класса и педагоги-предметники, работающие в экспериментальном классе.

В соответствии с ООП ООО было проведено оценивание сформированности УУД с помощью оценочных листов (см. приложение 1) каждым педагогом:

- познавательные УУД оценивались по 15 показателям;

- регулятивные УУД оценивались по 8 показателям;

- коммуникативные УУД оценивались по 12 показателям.

Было осуществлено оценивание сформированности УУД по уровням: н – низкий уровень; с – средний уровень, в – высокий уровень.

Затем результаты были обобщены, проанализированы, выведены средние показатели, представленные на диаграммах (см. приложение 2).

Из полученных результатов следуют выводы:

1. Наиболее чётко сформированы

- регулятивные УУД: принимать решение на основе переговоров; могут адекватно оценивать правильность выполнения действий;

- коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества и взаимопомощи; работать в группе;

- познавательные УУД: проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя; давать определения понятиям

2.Самый низкий уровень сформированности УУД у Кулушева Р., средний уровень у Кусаиновой Р., выше среднего у Насановой Э, высокого уровня не достиг никто.

3.Самым низким по классу оказался уровень сформированности регулятивных УУД.

4. Слабо сформированы следующие коммуникативные УУД: стремление к координации различных позиций; адекватное использование речи для регуляции своей деятельности.

5.Слабо сформированы следующие познавательные УУД: навыки самостоятельного выдвижения гипотезы и поиск аргументов; обобщать и делать умозаключения; осуществлять расширенный поиск и отбор информации в Интернете;

6. Слабо сформированы следующие регулятивные УУД: установка целевых приоритетов; самостоятельно контролировать своё время и управлять им.



Выводы и рекомендации:

- во втором полугодии всем учителям-экспериментаторам обратить особое внимание на формирование УУД, указанных в пунктах № 2-6;

-строить урок в соответствии с ФГОС ООО;

- в технологической карте урока отображать проблемные показатели по всем видам УУД.

- всем учителям-предметникам при подготовке к урокам планировать виды индивидуальной деятельности для Кулущева Р, направленные на формирование УУД.

Приложение 2









Раздел II

Анализ опытно-экспериментальной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО в преподавании русского языка, литературы, ОРКСЭ в 5 классе за первое полугодие 2012-2013 учебного года

Для достижения современных образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны средства обучения, ориентированные на развивающийся потенциал новых стандартов.

В рамках внедрения ФГОС ООО в процессе обучения русскому языку, литературе, ОРКСЭ работаю над реализацией междисциплинарных программ:

1.Формирование универсальных учебных действий



2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

4.Основы смыслового чтения и работа с текстом.

Задача основной школы – учить ученика учиться в общении. Стандарт второго поколения определяет, что в качестве основного результата образования выступает овладение набором УУД. В процессе обучения русскому языку, литературе, ОРКСЭ работаю над формированием у обучающихся личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Овладение УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

На каждом уроке ставлю следующие деятельностные цели:

-создание условий для усвоения темы;

-создание ситуации успеха;

- развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;

-обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;

- развитие навыков самоконтроля;

- развитие схематичного мышления.

Развитие обучающихся осуществляю на всех этапах урока. Вовлекаю детей в такие мыслительные операции как анализ, синтез, классификация. На уроках использую приём нестандартного входа в урок ( притча, пословица, цитата, необъявленная тема), создания проблемной ситуации и её исследования, вовлекаю учащихся в групповую постановку цели на уроке. На каждом уроке использую приёмы и технологии, развивающие у детей навык сотрудничества со сверстниками, смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Анализ результатов наблюдений в первом полугодии 2012 – 2013 учебного года за формированием регулятивных универсальных учебных действий показал следующее: Жантлиев Р.- н/у- 70%, с/у- 30%, Кусаинова Р, Насанова Э. .-н/у-30%, с\у- 70%.



Выводы по формированию регулятивных универсальных учебных действий: продолжить работу по формированию умения осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия. Анализ результатов наблюдений в первом полугодии 2012 – 2013 у.г. за формированием коммуникативных универсальных учебных действий показал следующее: Жантлиев Р.- н/у- 66 %, с/у- 34 %, Кусаинова Р – с\у – 100%, Насанова Э.-в/у- 8 %, с\у- 92 %.

Выводы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий: продолжить работу над формированием умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Особое внимание необходимо обратить на Жантлиева Р., оказать ему содействие по развитию речевой деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Анализ результатов наблюдений в первом полугодии 2012 – 2013 у.г. за формированием познавательных универсальных учебных действий показал следующее: Жантлиев Р.- н/у- 93 %, с/у- 7 %, Кусаинова Р, Насанова Э. .-н/у-40 %, с\у- 60 %.



Выводы по формированию познавательных универсальных учебных действий: особое внимание уделить формированию навыков работать с метафорами, ставить проблему, аргументировать её актуальность, выдвигать гипотезы, организовывать исследование с целью проверки гипотез, осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотеки Интернета.

Работа по формированию УУД на уроках русского языка, литературы, ОРКСЭ будет продолжаться.

Реализуя программу «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» на уроках, обучаю пятиклассников работе с устройствами ИКТ,  осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет, входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты, осуществлять поиск необходимой информации. Но учащиеся на данном этапе обладают низким уровнем сформированности ИКТ- комтетентности.

Работа по программе «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

На уроках обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся осваивают умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретают опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой на уроках, работаю над развитием у пятиклассников потребности вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; основы ценностных суждений и оценок.

Проектная деятельность совершенствует важнейшее умение обучающегося - умение обнаруживать проблему, чётко её формулировать и найти пути её разрешения.

В течение первого полугодия выполнены следующие проекты и творческие исследовательские работы:

1.По русскому языку: сочинения « Звуки и краски осени», «Рассказ о себе», «Представляю: будущий чемпион» ( рассказ о четвероногом друге).

2.По литературе: «Басни» (подготовлены сообщения о баснописцах Эзопе, Крылове, Маршаке; рисунки, инсценировка басни Крылова И. «Свинья под дубом», создана презентация «Герои басен И.А.Крылова в живописи»); составлен электронный альбом «М.В.Ломоносов - великий россиянин», презентации «В.А.Жуковский», «Иллюстрации художников к сказке А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Иллюстрации к прологу поэмы «Руслан и Людмила», найдены обучающими в Интернете презентации к сказке А.Погорельского «Чёрная курица или Подземные жители», составлена презентация «Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова «Крестьянские дети».

3. По ОРКСЭ составлены кроссворды по темам «Религии мира и их основатели», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», составлен электронный альбом «Священные книги религий мира».

Работа по программе «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

На уроках русского языка, литературы, ОРКСЭ работаю над формированием и развитием основ читательской компетенции. Обучающиеся овладевают чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У пятиклассников формирую потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

На уроках учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретают устойчивый навык осмысленного чтения, получают возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов. В работе с текстом применяю технологию «Инсерт»- самоактивирующая (диалоговая) системная размётка для эффективного чтения и размышления.

Раздел III

Анализ опытно-экспериментальной работы в рамках регионального эксперимента по внедрению ФГОС ООО в 5 классе МКОУ СОШ п. Мирный по истории и обществознанию по итогам первого полугодия 2012 – 2013 учебного года

Оценивая итоги первого полугодия обучения в 5 классе в условиях внедрения ФГОС на уроках истории и обществознания, основой которого является системно-деятельностный подход в обучении, прежде всего, нужно отметить динамику развития универсальных учебных действий. Приоритетным является развитие личностных универсальных учебных действий. В частности основы гражданской идентичности личности формировались в рамках пропедевтического модуля учащиеся на уроках истории «Моя родословная», «Россия – многонациональное государство». В ходе изучения древних цивилизаций Востока учащиеся осознают культурное многообразие мира, вырабатывают уважение к культуре других народов, выявляя при этом, взаимосвязь с культурой своей страны,

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

На уроках обществознания огромное воспитательное значение играет формирование толерантности, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. При изучении тем проводятся тренинги, практикумы. В целом в сфере развития регулятивных универсальных учебных действий класс показал недостаточную сформированность регулятивных универсальных учебных действий: низкий уровень развития составляет - 49%, средний уровень -53%. Наблюдается у всех учащихся низкий уровень формирования действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, так же низкий результат по осуществлению контроля по результату и по способу действия. Учащиеся в большинстве умеют контролировать свое время и управлять им.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий

В целом по классу учащиеся показали низкий уровень развития - 42%, средний уровень -56%, высший - 8%. Самый низкий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий наблюдается у Жантлиева Руслана-25%, средние показатели у Насановой Эльмиры- 91 %. Средний результат у Кусаиновой Регины Необходимо уделить внимание формированию умений координации различных позиций в сотрудничестве, аргументировать свою точку зрения, вызывает затруднение осуществление взаимного контроля и навыки сотрудничества с партнерами, несформированность действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности. Преодолеть определенные трудности помогают применяемые мной ролевые игры: «Ситуация», «Угадай героя» и т д. особенно это актуально для уроков обществознания, где учащиеся приобретают навыки социализации.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий в целом класс показал результаты:

Низкий уровень- 53%,средний уровень-37%, высший уровень-9 %.

Несформированность познавательных УУД прослеживается у Жантлиева Р., низкий уровень -80%,неплохие показатели наблюдаются у Насановой Э. высший уровень развития составляет – 20%,стабильно средний результат у Кусаиновой Регины- 46%. Затруднения у учащихся вызывает работа с метафорами, понимание и употребление оборотов речи, построенные на скрытом уподоблении -100%, постановка проблемы и аргументация ее актуальности-100%, выдвижение гипотезы, делать умозаключения, обобщение понятий-100%. Прежде всего, я считаю, недостаточный уровень связан с низким уровнем читательской компетенции учащихся

Важную роль для повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение пятиклассников в проектно-исследовательскую деятельность. В рамках проектной деятельности в первом полугодии учащиеся выполнили проект по истории: родословная семьи с дальнейшей презентацией в классе.

В учебной деятельности учащиеся используют различные приёмы поиска информации в Интернете, приобретают навыки составления презентаций с помощью учащихся старших классов, учителя информатики.

На уроках истории и обществознания продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Перед обучающимися поставлена цель - владеть чтением как средством осуществления познавательных и коммуникативных задач. Учащиеся должны понимать основную мысль текста, искать конкретную информацию, комментировать текст, составлять план, уметь составлять краткий конспект. Достаточно высокий уровень развития навыков чтения наблюдается у Насановой Эльмиры и наоборот, низкий уровень у Жантлиева Руслана, у которого недостаточно развита техника чтения, что не позволяет ему успешно справляться с поставленными на уроках истории и обществознания задачами.

Подводя итог первого полугодия нужно сказать о необходимости активизации учебной деятельности, создании условий для личностного и познавательного развития учащихся, через разнообразные формы и методы обучения.

Раздел IV

Анализ опытно-экспериментальной работы в рамках регионального эксперимента по внедрению ФГОС ООО в 5 классе МКОУ СОШ п. Мирный по математике по итогам первого полугодия 2012 – 2013 учебного года

В результате изучения математики в основной школе в рамках внедрения ФГОС ООО формируются следующие УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Результаты наблюдений развития регулятивных универсальных учебных действий по классу показывают: низкий уровень 66,6%, средний уровень 20,8%, высокий 12,6%. Низкий уровень показали следующие обучающиеся: Жантлиев Руслан (100%), Кусаинова Регина(100%).

Особое внимание по формированию регулятивных УУД необходимо уделить формированию действий целеполагания, способности ставить новые учебные цели и задачи, планированию их реализации, осуществлению выбора эффективных путей и средств достижения целей, контролированию и оцениванию своих действий как по результату, так и по способу действия.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

Результаты наблюдений развития коммуникативных универсальных учебных действий по классу показывают: низкий уровень 61%, средний уровень 27,8%, высокий 11,2%. Низкий уровень показали следующие обучающиеся: Жантлиев Руслан (91%), Кусаинова Регина (91%).

Особое внимание необходимо уделить формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умению работать в группе и приобретению опыта такой работы; умению ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; умению действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; умению устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Руслану и Регине нужно оказать помощь по развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Результаты наблюдений развития познавательных универсальных учебных действий по классу показывают: низкий уровень 71,2%, средний уровень 22,1%, высокий 6,7%. Низкий уровень показали следующие обучающиеся: Жантлиев Руслан (100%), Кусаинова Регина(93,7%).

К анализу прилагаются листы наблюдений формирования УУД.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. В первом полугодии запланированы и проведены два урока проекта. Эта деятельность была ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих УУД, а именно: оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания; проводить эффективные групповые обсуждения; обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей; адекватно реагировать на нужды других.

На уроках математики учимся правильно работать с текстами, преобразовываем и интерпретируем содержащуюся в них информацию.

Учимся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах. Обучающихся учу выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм), заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Учу обучающихся находить информацию в Интернете. Все обучающиеся приобрели компьютеры. Есть выход в интернет через модем. Насанова Эльмира выполняет тесты по математике в интерактивном режиме дома. На уроках применяю ИКТ, что способствует развитию интереса к математике.
Раздел V

Анализ опытно - экспериментальной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО в процессе преподавания немецкого языка за І полугодие 2012 - 2013 года

Изучив основные положения концепции Федеральных Государственных стандартов общего образования, пришла к выводу, что главными ориентиром в работе должны быть такие моменты, как:



  1. Отслеживание достижения цели образования (планируемые результаты);

  2. Отбор содержания образования и организация образовательного процесса;

  3. Организация системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой ) достигаемых результатов.

Мною был освоен механизм разработки рабочих программ с учетом требований к образовательным результатам. Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебника. Блоки выделяются в зависимости от основного объекта усвоения и от доминирующего вида формируемой речевой деятельности школьников.

В программе прослеживается соответствия между предметными знаниями, УУД компетентностями. Основные типы заданий направлены на развитие и оценку УУД: ИКТ – компетентности, работа с текстом. В учебнике 5 класса для общеобразовательных школ по руководством И, Л. Бим, Л.И. Рыжова УМК серии «Deutsch. Die ersten Schritte» предусмотрены задания для формирования общеучебных УУД. Это предусматривает развитие умений решать следующие элементарные учебные и коммуникативные задачи, а именно:

1) Относительно правильно произносить уже известные, а также новые немецкие звукосочетания, слова и фразы, соблюдать наиболее важные интонационные правила.

2) Закрепить словарный запас, приобретенный ранее, и овладеть новым. (157 ЛЕ).

3)Более сознательно грамматически оформлять свою речь, оперируя основными типами немецкого простого предложения: утверждения, вопросом, возражение, восклицанием.

4)Расширить представления и развивать знания о некоторых основополагающих языковых правилах.

Коммуникативная ситуация, как метод обучения говорению создается на каждом уроке. Основными трудностями при обучении говорению, являются то, что обучающиеся стесняются говорить на немецком языке, боясь сделать ошибку; не всегда понимают речевую задачу; не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи; не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока.

Свои уроки я стараюсь планировать так, чтобы преодолевать проблемы, связанные с процессом обучения говорению (использую различные упражнения, задания, которые помогают мне делать уроки интереснее). Обучающиеся должны внимательно просмотреть представленные им картинки и назвать как можно больше слов-ассоциаций (словосочетаний, предложений), которые описывают данную картинку.На картинке изображено лето, ясная погода, солнечно, дети купаются в реке. Обучающиеся начинают называть свои ассоциации к данной картинке, описывая её: Es ist Sommer. Es ist scheint. Die Sonne scheint hell. Es ist heiter. Die Kinder baden im Fluss. Die Sonne gluht usw.

Приложение 1. Es ist Sommer. Es ist sonnig.

Die Sonne scheint. Die Sonne scheint hell.

Es ist heiter. Die Kinder baden im Fluss.

Die Sonne gluht usw.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, помогают реализовывать деятельностный подход в обучении. Вышеназванные технологии находятся в центре внимания, а метод проектов наиболее популярный. В учебнике 5класса после изучения больших тем предлагается выполнить проект, темы перечисляются. Обычно я их озвучиваю перед изучением данной темы. Например, создание «Книги о себе» после изучения лексики на тему «Знакомство».Проект или схема города «Старый немецкий город», «Мой дом» или «Моя квартира», «Мое любимое животное».



Раздел VI

Анализ опытно - экспериментальной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО в процессе преподавания биологии за І полугодие 2012- 2013 года

В эксперименте участвуют обучающиеся 5 класса (3 человека). Хотелось бы также отметить, что 1 сентября 2012 г. началась моя трудовая педагогическая деятельность. Осенью 2012 года я также прошел КПК учителей биологии в СарИПКРО и в данной справке хочу поделиться с вами результатами данного эксперимента.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Основная особенность подросткового возраста начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, обучающиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.

Обучающиеся 5 класса МКОУ СОШ п.Мирный первый год находятся в эксперименте. У данных обучающихся только прошел процесс адаптации к переходу из начальной школы в основную школу. С данными обучающимися мы прошли по программе 16 часов. Сейчас изучается раздел «Многообразие живых организмов», пункт 16 «Покрытосеменные(цветковые) растения.

У обучающихся 5 класса происходит развитие познавательной сферы. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.

Также наблюдается развитие таких качеств, как умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочнике, а также в сети Интернет). Развитие вышеперечисленных качеств относится к формированию у обучающихся познавательных универсальных учебных действий. Из регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 5 класса сформированы навыки самоконтроля и взаимоконтроля, работы по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно.

И в завершении, хотелось бы рассказать о формировании у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий.

Обучающиеся учатся адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Также у детей происходит формирование навыков работы в группе, причем лидером является каждый обучающийся по очереди, умения критично относиться к своему мнению и уметь договариваться с людьми иных позиций.

Раздел VII

Анализ опытно-экспериментальной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО при изучении географии и ОПД в 5 классе за первое полугодие 2012-2013 учебного года

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования ставит перед системой образования задачу воспитания выпускников, способных самостоятельно решать встающие перед ними новые ещё неизвестные проблемы. Наибольшие возможности для решения этой задачи представляет развитие УУД.

На каждом уроке географии обучающиеся под руководством учителя определяют тему урока и учатся процедуре целеполагания, выдвигают версии решения проблемы и самостоятельно выбирают средства достижения цели, развивая регулятивныеУУД. Развитие коммуникативных УУД у обучающихся 5 класса достигается путем формирования навыков работы в группах, освоения морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, умения действовать с учетом позиций другого. Развитию коммуникативных и личностных УУД способствуют и занятия обучающихся в кружках «Земля Саратовская» и «Этикет от А до Я», где ребята знакомятся с историей родного края и учатся навыкам повседневного общения, доброжелательного отношения друг к другу, групповому взаимодействию и умению понимать друг друга. Ведущую роль при изучении географии играют познавательные УУД. И поэтому на уроках обучающиеся учатся анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, составлять различные виды планов, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Анализ результатов учебной деятельности обучающихся 5 класса в период перехода на ФГОС ООО показал низкий уровень развития основных УУД у 33% обучающихся и средний уровень - у остальных. И поэтому во II полугодие 2012-2013 учебного года необходимо усилить работу по развитию УУД у обучающихся в данном классе.



Развитию ИКТ- компетентности обучающихся способствуют занятия, проводимые в кабинете информатики, где ребята приобретают навыки работы с компьютером, интерактивными картами. Здесь им демонстрируются презентации и видеоматериалы по предмету.

Основной формой учебной работы на уроках ОПД является приобретение опыта проектной деятельности. Проектной деятельности обучаются ребята и на уроках географии. Создание электронных дневников создало возможность обучающимся пользоваться информационными ресурсами – энциклопедиями, словарями и справочниками. Здесь обучающиеся приобретают навык поиска информации в Интернете, школьном информационном пространстве; строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска. Обучающиеся 5 класса создали проекты по темам «Саратовская область», «Географическое положение Саратовской области», «Волга». Эти проекты получились комбинированными. В каждом из них раскрыта тема по краеведению и систематизированы ресурсы, при помощи которых были созданы проекты.

В целях формирования и развития основ читательской компетенции на уроках использую тексты в режиме технологии продуктивного чтения. При работе с текстами обучающиеся усваивают технику чтения, приобретают навык осмысленного чтения. Часто применяю тексты, в которых нет готового ответа, выводов. К текстам предлагаю специальные продуктивные задания. В результате работы с текстами у обучающихся формируется потребность в систематическом чтении, как средстве познания мира и себя в этом мире, создании образа «потребного будущего».

Работа в этих направлениях способствуют формированию и углублению знаний по предмету и воспитанию выпускников, способных самостоятельно решать встающие перед ними проблемы.



.


скачать


Смотрите также:
Анализ опытно-экспериментальной деятельности в рамках регионального эксперимента по внедрению фгос ООО мкоу сош п. Мирный по итогам первого полугод
251.65kb.
Анализ работы по введению фгос ООО в 5-м классе
199.21kb.
Анализ состояния информатизации Крутоярской сош по итогам первого полугод
118.58kb.
О проведении эксперимента по введению фгос ООО в мобу сош №1 г. Свободного в 2012-2013 учебном году
229.51kb.
«Формирование модели профессиональной подготовки, соответствующей реальным запросам регионального рынка труда и требованиям работодателей к выпускнику по профессии повар-кондитер»
60.07kb.
Организация опытно-экспериментальной деятельности «Методики постановки научного экологического эксперимента в рамках формирования универсальных учебных действий»
58.05kb.
Положение об экспериментальной площадке и опытно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы
174.65kb.
Отчёт об опытно-экспериментальной работе в моу «сош №12» г. Братска за 2008-2009 учебный год Актуальность, новизна, значимость проблемы эксперимента. Противоречия и проблемы, которые предполагается решить в ходе экспериментальной работы
102.92kb.
Модель организации внеурочной деятельности младших школьников 2012 г. Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках внедрения фгос мкоу «Гауфская сош»
100.51kb.
I. Окружная пилотная площадка по внедрению федерального образовательного стандарта фгос ООО и апробации темы «Информационное сопровождение введения фгос ООО как условие и средство качественного обновления образовательного пространства»
2128.21kb.
Программа опытно-экспериментальной работы в рамках областной экспериментальной площадки тема оэр: «Технопарк в учреждении дополнительного образования детей»
322.53kb.
План деятельности, направленной на дидактическое и методическое обеспечение введения фгос ООО в моу «сош п. Нариманово»
42.26kb.