Главная стр 1стр 2стр 3
скачать

Анализ работы

МБУ «Информационно-методический центр образовательных учреждений» Яшкинского муниципального района
Непрерывное развитие профессионализма педагога как фактор повышения качества образования
Развитие учительского потенциала одно из ключевых направлений инициативы «Наша новая школа» и в условиях модернизации образования наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т. п.) актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование, становятся востребованными коммуникативные функции (умение вести социальный диалог, обеспечивать социальное партнерство). Сегодня от педагога, требуется критическое соучастие, "содумание". Кивающий, исполнительный, опекаемый руководством сотрудник больше не в состоянии обеспечить эффективный и результативный процесс, а обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы учителя. И, наверное, каждый учитель в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях. Новые требования к профессионализму учителя повлекли за собой изменения в методической работе по организации их непрерывного дополнительного образования.

В нашем районе методическая служба последние годы реально обеспечивает методическое и организационное сопровождение многих направлений развития системы образования: организацию и участие в повышении квалификации кадров, методическое и информационное сопровождение обеспечение учебно-воспитательного процесса, мониторинг муниципальной системы образования и мониторинг предметных достижений учащихся, профильное обучение, работа с одаренными детьми, независимая оценка качества знаний выпускников, государственно-общественное управление в системе образования, воспитательная работа, летнее оздоровление и занятость детей во внеурочное время, предоставление образовательным учреждениям специалистов для психолого-педагогического, социально-педагогического и библиотечно-методического сопровождения образовательного процесса и др.

Кроме того, деятельность службы построена на принципах сетевой организации и маркетинга, что заложено в Концепции модернизации Российского образования применительно к методической работе. В связи с этим в основу организации непрерывного повышения квалификации педагогических работников района положена идея актуализации взаимосвязей трех уровней (схема 1):



- 1 уровень включает информационно – методический центр, районный методический совет, районные методические объединения, ассоциацию победителей конкурсов профессионального мастерства;

- 2 уровень представлен опорными образовательными учреждениями, проблемными и творческими группами, мобильными проектными командами, педагогическими мастерскими.

- 3 уровень (внешних связей), включает взаимодействие с КРИПКиПРО, учреждениями высшего профессионального образования и другими социальными партнерами в сфере повышения профессиональной компетентности педагогов района.

Основной целью деятельности «ИМЦ» в 2009-2010 учебном году являлось повышение качества методической поддержки образовательного процесса на уровне, отвечающем актуальным потребностям муниципальной системы образования, обеспечивающем рост профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров.

Для достижения поставленной цели:


  1. Создавались условия для организации непрерывного образования педагогов посредством совершенствования структуры методической работы.

  2. Создавалось информационно-методическое пространство, способствующее развитию системы образования, реализации программ модернизации образования, организации инновационной и экспериментальной работы, аналитико-диагностического и экспертного обеспечения деятельности образовательных учреждений.

  3. Обеспечивалось развитие педагогической компетентности работников образования.

  4. Осуществлялось методическое сопровождение реализации целевых, региональных и муниципальных программ.

  5. Осуществлялось индивидуальное сопровождение педагогов, участвующих в разнообразных образовательных, методических проектах и программах или требующих особого внимания в случае профессиональных затруднений.

  6. Обеспечивалась реализация психолого-педагогических, социально-педагогических и библиотечно-методических услуг (предоставление персонала) по заказу образовательных учреждений.

Основными направлениями деятельности муниципальной методической службы стали: информационно-аналитическая, организационно-методическая, консультационная, деятельность в области информатизации системы образования, а так же оказание образовательным учреждениям услуг психолого-педагогического, социально-педагогического и библиотечно-методического сопровождения образовательного процесса на основе договоров гражданско-правового характера (предоставление персонала).

В Яшкинском районе 43 образовательных учреждения. Все традиционные: основные и полные средние школы, коррекционная школа-интернат, детские сады, детские дома, учреждения дополнительного образования. Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная специалистами муниципальной методической службы, в составе которой 11 методистов, курирующих работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.

Муниципальная методическая служба оказывает поддержку более 1000 педагогическим работникам, среди которых 400 педагогов-предметников, 60 педагогов дополнительного образования, 123 воспитателя, руководители образовательных учреждений и их заместители.

С высшим образованием в образовательных учреждениях работают 337 педагогов, что составляет 58%, со средним специальным образованием 238 человек (42%). Возрастной ценз: 15% или 84 человека в возрасте от 20 до 30 лет, от 31 до 45 лет - 228 человек (40%), от 46 до 55 лет – 196 человек (34%), пенсионеров 78 человек (14%). Из общей численности педагогов имеют стаж педагогической работы от 2 до 10 лет 130 человек (25%), от 10 до 25 лет - 266 человек (46%), более 25 лет – 201 человек (35%).

Стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического труда, развитие творческого потенциала предполагает процесс аттестации педагогических руководящих работников. На 01.06.2010 имеют квалификационные категории 503 (87%) педагогических и руководящих работников. По сравнению с прошлым годом на 6% выросло число педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории (таблица 1).

Таблица 1



Квалификационные характеристики


Учебный год

Всего пед.

работников



Имеют квалификационные категории

Из них

высшую

первую

вторую

2007-2008

672

560 (83,3%)

76 (11,3%)

296 (44%)

188 (30%)

2008-2009

537

469 (87,3%)

73 (14%)

237 (44,1%)

159 (29,6%)

2008-2009

583

507 (83%)

72(13%)

297 (51%)

138 (24%)

Таким образом, более половины педагогов района имеют высшее образование, первую или высшую квалификационные категории и педагогический стаж более 10 лет. Количество педагогических работников в возрасте от 45 лет и старше составляет практически половину всех педагогических работников района. Т.е. можно говорить о том, что кадровый потенциал в районе достаточно высоко квалифицирован, практически все педагоги имеют наработанную годами методику преподавания и сформировавшиеся профессиональные принципы.
Необходимо отметить, что современный социальный мир меняется очень быстро. Вместе с ним неизбежно меняется и система образования. Во главу угла встает личность ученика, формирование его общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого. Для достижения приоритетной цели образования – развития личности каждого ребенка, педагогу уже недостаточно тех знаний, которые он получил в вузе, и того опыта, который он успел наработать за время своей педагогической практики. Повышение квалификации становится для учителя насущной проблемой. Традиционно организация процесса повышения квалификации строится на основе формирования районного заказа в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО).

Сегодня в системе образования 82% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации в объеме не менее 102 часов, 131 педагог прошел переподготовку по профилю деятельности, 7 руководящих работников имеют квалификацию «Менеджер образования», 10 руководителей общеобразовательных учреждений прошли курсовую подготовку по модульной программе «Современный образовательный менеджмент». В течение 2009-2010 учебного года 95 педагогических работников прошли курсы повышения квалификации (диаграмма 1) из них 25 с санаторием - профилакторием.

Однако, в связи с оптимизацией сети образовательных учреждений, необходимо пройти переподготовку по профилю деятельности 42 педагогическим работникам, 86-ти педагогам необходима курсовая подготовка.

Диаграмма 1



Прохождение курсовой подготовки педагогами

Вместе с тем, повышение квалификации в том виде, в котором оно традиционно осуществлялось один раз в пять лет, в современных условиях не дает той отдачи, которая необходима как образовательному учреждению в целом, так и каждому педагогу в частности. Стремительно меняющиеся условия жизни вынуждают искать новые подходы к качественному изменению состояния дополнительного профессионального образования. В первую очередь происходит осознание резкого возрастания потока информации, возникновения новых знаний, потока такого стремительного, что, по сути, исчезает переходный период между получением этих знаний и их использованием.

На современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности методического сопровождения педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога - поиска новых ресурсов развития в себе. Один из способов решения этой задачи видится в предоставлении свободы выбора форм и методов повышения квалификации, получения вариативной методической помощи, поддержки инициатив представления индивидуального опыта педагога.

Проанализируем рейтинг востребованности некоторых форм методической работы педагогами Яшкинского района. Небольшое исследование, целью которого было выявление эффективности организации методической работы в районе, проведенное в 2007 и в 2010 годах, показало, что за три года налицо переход от форм репродуктивных, информационных к продуктивным, исследовательским, требующим активного участия самого педагога в процессе образования. А это значит: существенно изменилось отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, возросла доля педагогов с развитым самосознанием, которые способны принимать участие в технологических, организационных, социальных и инновационных мероприятиях (диаграмма 2).


Диаграмма 2

Рейтинг методических форм работы с педагогами

Рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, что является внутренним стимулом профессионального самоопределения. В аспекте методической работы муниципальная служба предоставляет педагогу выбор форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит (таблица 2).

Таблица 2

Соответствие цели форме повышения квалификации


Цель

Форма

Совершенствование педагогической техники

Курсы повышения квалификации, школа молодого педагога, семинары, деловые игры

Становление стиля педагогической деятельности и совершенствование педагогического мастерства

Педагогические мастерские, тренинги, круглые столы, практикумы

Развитие креативных способностей

Проблемные и творческие группы, деловые игры, практикумы, мастер-классы, круглые столы.

Формирование готовности к инновациям

Школа педагогического мастерства, мастер-классы, практикумы

Формирование педагогической культуры

Методические семинары – практикумы, мастер-классы

Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы

Школа педагогического опыта, научно-методические семинары, мастер-классы

Диагностика этого выбора позволяет методисту проектировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательным запросом педагога.

Очевидно, верное бытует мнение, что "все течет, и ничего нет более постоянного, чем постоянные изменения". И по итогам диагностического анкетирования педагогов и руководителей образовательных учреждений района в 2010 году уже наивысшую оценку получили такие формы работы муниципальной методической службы с педагогами, как методические дни, мастер-классы, практикумы, деловые игры и круглые столы.

На настоящий момент сложилась трехуровневая модель организации работы по повышению профессиональной компетентности педагогов Яшкинского района, используемая в практике работы муниципальной методической службы (схема 1). Модель отражает взаимосвязь уровня педагогического мастерства педагога, готовность его к инновационной деятельности с выбором форм и методов работы с ним специалистов методической службы.

Предложенные алгоритмы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность - это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет нам в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами, к новым, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы потребителя, формам, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога. Диагностическая основа планирования работы методической службы на год позволяет реализовать на практике, как вариативность дополнительного образования педагогов, так и адресность методической помощи.

Схема 1

психологический

Методы работы

Проблемные и творческие группы, мастер-классы, школа педагогического опыта, семинары, практикумы

Семинары - практикумы, тренинги, педагогические мастерские, школа педагогического мастерства

Школа молодого педагога, семинары, курсы повышения квалификации, деловые игры



становление

мастерство

поиск

Уровень пед.мастерства

репродуктивный

Продуктивный, активный

Исследовательский, творческий

теоретический

практический

Модель непрерывного дополнительного образования педагогов

Необходимо отметить, что к участию в методической работе привлекаются высокопрофессиональные педагоги-практики, которых значительно больше, чем штатных методистов ИМЦ. В структуре муниципальной методической службы 23 руководителя районных методических объединений, проблемных групп и педагогических ассоциаций, назначенных из числа наиболее компетентных и квалифицированных педагогов образовательных учреждений.

В каждом образовательном учреждении сформированы и работают школьные методические объединения. В течение года в районе действовало 19 районных методических объединений, 1 педагогическая ассоциация, 3 проблемных группы, 5 опорных площадок.

В 2009-2010 учебном году было проведено более 100 обучающих мероприятий. Акцент делался на методическую поддержку педагогических и руководящих кадров при реализации приоритетных направлений модернизации образования. Основные усилия методической службы были направлены на обеспечение стабильного функционирования ОУ района в условиях реформирования и модернизации муниципальной образовательной сети. Помимо теоретической основы, каждое заседание РМО дополнялось практической частью: педагогические работники делились опытом организации обучения на уроке, опытом применения на уроках различных методик и технологий, что в конечном итоге способствовало повышению мастерства учителей, изучению и обобщению опыта работы педагогов в районе.



Приоритетными направлениями работы методических объединений стали:

  • рассмотрение учебно-методических комплектов, рекомендованных на 2010-11 учебный год и наиболее полно удовлетворяющих требованиям современного образования;

  • работа с одаренными детьми (организация подготовки учащихся к олимпиадам, научно-практическим конференциям);

  • подготовка выпускников к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ и новой форме в 9-х классах (ГИА), анализ репетиционных экзаменов ЕГЭ и ГИА;

  • требования к современному уроку: организация проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной работе, применение информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения;

  • о федеральных государственных образовательных стандартах (концепция, технологии обучения);

  • формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности;

  • мультимедиа библиотека и ее использование в работе учителя;

  • изучение и распространение передового педагогического опыта;

  • подготовка к участию педагогов в муниципальных, региональных педагогических семинарах, выставках, конкурсах, научно-практических конференциях.

В прошедшем учебном году в рамках МО продолжалась работа по повышению профессионального мастерства педагогов в форме мастер-классов: Немчина Н.Н., учитель математики Акациевской СОШ, Иванов В.М., учитель физкультуры Пачинской школы, Гаврилова Л.И., учитель физкультуры Ботьевской школы, Бакшина Г.Ю., учитель физкультуры МОУ СОШ № 2, Зайкова О.А, учитель английского языка МОУ СОШ № 5), где педагоги делились опытом с коллегами, использовались интерактивные формы работы со взрослыми, а также компьютерные презентации, что позволяет постепенно уходить от традиционного доклада и максимально использовать накопленный опыт каждого участника мастер-класса.


В условиях модернизации содержания общего образования, а так же совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг, внимание Министерства образования и науки Российской Федерации, научной, педагогической и родительской общественности в значительной мере сосредотачивается на учебниках как на основном средстве реализации образовательных программ.

Вот и встает перед учителем вопрос, а какой учебник будет проводником его идей в обучении?  Поэтому, конечно же, решение проблемы выбора школьных учебников требует  четкой организации этой деятельности, которая предполагает целенаправленную работу муниципальной методической службы, районных и школьных методических объединений, которые могут дойти в решении этого вопроса до каждого учителя, заинтересованного в разрешении проблемы выбора учебника.

В течение 2009-2010 учебного года в рамках районных методических объединений проводились семинары по обсуждению новых УМК (таблица 3):

Таблица 3



Семинары по обсуждению новых УМК




Тема семинара


Основные рассматриваемые вопросы

Совещание заместителей директоров по УВР

Концептуальные основы УМК «Школа 2100», «Перспективная начальная школа»

1. Соответствие содержания курса проекту ФГОС второго поколения.

2. Основные содержательные линии.



Совещание руководителей районных методических объединений

«ФГОС: перспективы внедрения»

Соответствие содержания учебников для начальной и основной школы ФГОС второго поколения.


МО учителей начальных классов

«УМК «Перспективная начальная школа»

Обсуждение учебника «Музыка» для 1, 2 класса (авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.)


МО учителей математики

«Учебно-методический комплект под ред. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.»

Соответствие содержания учебников требованиях стандартов второго поколения и заданиям на ГИА.

МО учителей истории и обществознания

«Взаимодействие участников образовательного процесса в реализации принципа преемственности в образовательной системе «Школа 2100»

Преемственность на уровне содержания основных учебных программ, учебного материала учебников по истории России для основной школы.


МО учителей географии

«Программно-методическое сопровождение преподавания географии в 2010-2011 учебном году».

1. Концепция структуры стандарта общего образования второго поколения.

2. Структурные и содержательные особенности учебников по географии для 6 класса.



МО учителей русского языка и литературы

«Особенности преподавания литературы по УМК под ред. Чертова В.Ф.»

1. Современные аспекты реализации коммуникативно - деятельностного подхода в преподавании литературы.

2. Организация работы с учебником в 5-6 классах.



В принципе, система работы по внедрению новых УМК и консультирования по выбору УМК стандартна: информационные семинары, встречи с авторами программ и учебников, курсы повышения квалификации и т.д. Но на наш взгляд, мало рассказать о программе и показать практическое наполнение, важно показать технологичность УМК, поэтому при содействии методической службы организуются обучающие семинары на базах школ, учителя которых уже работают в новых условиях. В районе созданы и функционируют две опорные площадки по апробации УМК «Перспективная начальная школа» и ОС «Школа 2100», которые работают на базе Пачинской средней школы и школы №1 соответственно. Педагогические коллективы этих образовательных учреждений регулярно проводят обучающие, практико-ориентированные семинары, консультации для учителей начальных классов района.

Результаты апробации линии учебников по математике под редакцией А.Г. Мордковича («Математика» авторы Зубарева И.И., Мордкович А.Г., «Алгебра» -Мордкович А.Г., «Алгебра и начала математического анализа» - Мордкович А.Г.) обсуждались на РМО учителей математики учителями МОУ «СОШ №1» Полевиковой М.Г., Галле В.Г., Кирюхиной С.А., которые используют их в практике работы с 2008-2009 учебного года и выпускники этих учителей показали на ЕГЭ и ГИА среднетестовые баллы не только выше, чем в районе, но и выше областных.

На МО учителей русского языка и литературы под руководством к.п.н. Вертилецкой И.Г. состоялось знакомство с новыми УМК, новыми пособиями по подготовке к ЕГЭ. Под ее же руководством с февраля 2010 года на базе МОУ «СОШ №5» учителем Лопоуховой Е.В. было апробировано пособие С.А. Павловой «Рекомендации по подготовке к ЕГЭ. Русский язык». Несмотря на то, что пособие использовалось в течении небольшого периода времени (с февраля 2010 г.), оно оказало неоценимую помощь при подготовке к ЕГЭ, т.к. разработано с учетом требований к итоговой аттестации обучающихся и результат: в этом образовательном учреждении средний тестовый балл ЕГЭ по русскому языку выше, чем по Кемеровской области. Так же под руководством Вертилецкой И.Г. проведена организационная работа по подготовке к апробации в 2010-2011 учебном году УМК Г.Г. Граник и Г.Ф. Хлебинской по русскому языку, соответствующих стандартам второго поколения, которая будет осуществляться на базе МОУ «СОШ №2» учителем Максимчук О.Н.

Цель таких семинаров - демонстрация технологических приемов, которые возможны с использованием материала учебника и показ уровня обученности детей по новому учебно-методическому комплексу. В свете тестирований (мониторинги предметных достижений, репетиционные ЕГЭ и ГИА), учителю важно увидеть, что дети обучены, имеют тот необходимый запас ЗУНов, что естественно обеспечивается материалом учебников. Поэтому, осуществляя методическую поддержку, необходимо искать пути снятия естественных педагогических страхов учителя.

Информация о новых учебниках, семинары, участие педагогов во встречах с авторами программ и учебников, - это, конечно, необходимая и существенная часть методической подготовки учителя к обоснованному выбору учебника, но всё же главная задача методиста - донести до сознания учителя, что именно он, учитель, отвечает за этот выбор. Однако, методическая подготовка учителя должна включать овладение (знание и умение использовать) критериями оценивания современного учебника, среди которых главным является соответствие учебника особенностям учащихся, образовательной среды в которой он будет использоваться. Именно этому посвящено обсуждение учебников на федеральном сайте общественно-государственной экспертизы учебников, где зарегистрировано около 60 педагогов наших образовательных учреждений. Являясь пользователями федерального сайта, они дают комментарии, высказывают пожелания относительно качества различных учебников из Федерального перечня, принимают участие в работе форума. Наиболее активными являются учителя МОУ «ООШ №4» и МОУ «Акациевская СОШ». С ноября 2009 по май 2010 года наши учителя приняли участие в обсуждении следующих вопросов:


  • учебник Граник Г.Ф. «Русский язык» 5 класс «Школа – 2100»;

  • учебно-методические материалы к учебнику «География России» 9 класс. Хозяйство и географические районы под редакцией А.И.Алексеева;

  • участие в мастер – классе «Уроки русского языка»;

  • обсуждение на форуме «Подготовка молодых специалистов» по русскому языку;

  • обсуждение на форуме «Методическая подготовка учителя необходимое условие обоснованного выбора учебника»;

  • новые стандарты начального образования с новыми учебниками. А какими вы их видите?

  • обсуждение УМК «Обществознание» для 6 класса под ред. Боголюбова Л.Н.;

  • работа на форуме «Преемственность между учебниками начальной, основной и старшей школы» существует ли проблема;

  • работа по учебнику «Обществознание. Профильный уровень» под ред. Боголюбова;

  • учебник 'Deutsch. Kontakte' Воронина Г.И. 10-11 класс.

В целях привлечения внимания не только педагогической, но и родительской общественности в местных СМИ (газета «Яшкино» и «Яшкинский вестник») была опубликована статья Фольгеновой О.С. «Стань экспертом учебников». Работа по вовлечению педагогической и родительской общественности в процедуру общественно-государственной экспертизы учебников продолжается и в настоящее время. Методической службой разработан информационный листок, который размещен на информационных стендах образовательных учреждений.

К сожалению, практика показывает, что многие из посетителей сайта ОГЭУ не видят пользы от его использования в своей работе, как возможности обмена опытом по использованию учебников с указанием их преимуществ или выявлением недостатков и указанием путей их преодоления, т.е. подходят к экспертизе формально. Поэтому в 2010-2011 учебном году планируется вести работу в данном направлении через школьных библиотекарей. Их роль как координаторов будет сводится к:



    • своевременному информированию руководителей ОУ, а через них учителей и родителей о мероприятиях, проводимых на портале ОГЭУ;

    • организации работы по привлечению общественности к участию в сетевых мероприятиях, проводимых на сайте;

    • консультированию по вопросам регистрации на сайтах для участия в предлагаемых мероприятиях;

    • методической помощи в проведении качественной экспертизы учебников.

В этом же направлении будет функционировать день для консультаций (среда каждого месяца) по работе на сайте «Общественно-государственная экспертиза учебников».
Взаимодействие педагога с методической службой района - важное звено непрерывного образования педагогических и руководящих кадров. Тематические методические дни в образовательных учреждениях - это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности педагогов и руководителей. В течение 2009-2010 уч.г. методическая служба организовала и провела 18 методических дней во всех школах района, тематика которых определялась актуальными для педагогических работников проблемами: работа в совмещенных классах-комплектах, подготовка к ЕГЭ и ГИА-10, организация процесса обучения по развивающим УМК в начальной школе. При этом особое внимание уделялось требованиям к современному уроку.

Какие же методы обучения используют в практике работы учителя основной школы? Из анализа посещенных уроков у учителей прослеживаются следующие тенденции в работе:

- отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитан на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей, при изучении предмета ограничиваются рамками школьного учебника;

- домашние задания не носят дифференцированный характер с учетом индивидуальных особенностей;

- не в полном объеме используются ТСО, наглядные средства обучения.

В большинстве случаев учителя используют репродуктивные методы обучения, которые не позволяют в должной мере развивать гибкость мышления, и особенно самостоятельность,, формировать у обучаемых навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность.

Нет в этом мире ничего вечного, давно известно, все течет, все изменяется. Вот и педагог, некогда вполне заслуженно завоевавший репутацию одного из лучших, застыв на достигнутом, вдруг начинает тормозить, и не сегодня завтра может оказаться на обочине. Профессиональный рост учителя связан, прежде всего, с поиском ответа на вопрос «Как?». В настоящее время необходимо полностью отказаться от учебного процесса как процесса передачи информации. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом остается ученик.

Общий уровень в учебно-воспитательном процессе создается богатством и разнообразием применяемых методов и технологий. Однако, отдельный школьник далеко не всегда испытывает, ощущает и получает это богатство, т.к. попадает под влияние только того набора методов и технологий, которые применяет учитель и которые часто даже не отвечают его возрастным и индивидуальным особенностям.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются низкий уровень навыков обучения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их пассивности, а в процедуре, которую задает применяемая технология.

Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других примеров, позволяющих заинтересовать учеников, стимулирует послушание и исполнительство.

В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика. Установки учителя ориентированны на социальный заказ, на прохождение программы. Желания ученика связаны с удовлетворением его познавательных способностей, потребностей, интересов, а также утверждением себя в среде сверстников как яркой индивидуальности. Между тем многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учащимися. 73% учителей отмечают, что имеют контакт с детьми, в тоже время положительно ответили на этот вопрос только 18% учащихся. Опытный педагог знает, что знания учителя – это еще не знание ученика. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в этот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал.

Понимая необходимость совершенствования знаний в области моделирования урока, технологий и методики преподавания, как главнейшего условия повышения качества образования был проведен районный семинар «Требования к современному уроку» с участием методиста КРИПКиПРО Могутто Е.П., способствующий не только обновлению знаний в методике, но и пересмотру приемов и средств, применяемых в обучении и соответствующих современным требованиям. На всех МО проводились практические занятия, тренировочного и творческого характера в ходе которых у учителя развиваются умения применять теоретические положения к конкретным педагогическим ситуациям и процессам.



В дальнейшем необходимо уделить особое внимание проблеме преемственности обучения при переходе обучающихся из начальной в основную школу поскольку в настоящее время для организации обучения в начальной школе в районе используются развивающие учебно-методические комплекты (УМК) и образовательные системы такие как образовательная система «Школа 2100», УМК «Перспективная Начальная школа». Однако, по итогам опросов учителей основной школы, большая часть из них слабо владеет информацией об особенностях содержания комплектов, использования технологии обучения и в целом достижения цели образования, т.е. принцип преемственности реализуется достаточно формально. Основным способом решения проблемы преемственности является выстраивание преемственных связей между начальным и основным общим образованием на следующих уровнях:

  1. Реализация основной идеи и цели на всех ступенях обучения.

  2. Использование в обучении на всех ступенях целостного учебно-методического комплекса (учебных программ, учебников, методических пособий и т.д.), т.е. выстроить содержательную преемственность.

  3. Использование единых методов, средств и организационных форм обучения.

  4. Использование единой методики определения результативности.

Преобладающим методом обучения в используемых УМК в начальной школе является проблемный метод. Поэтому, при переходе обучающихся из начальной школы в основную, учителям необходимо продолжить работу по организации активной деятельности учащихся на уроках при создании и разрешении проблемных ситуаций на основе выстраивания диалога между участниками учебного процесса. Использование объяснительно-иллюстративного метода с учащимися, обучавшимися по новым УМК является неприемлемым. Особое внимание в контексте преемственности следует уделять формированию навыков самоконтроля и самооценки, которые и определяют результативность учебного процесса в начальной школе. Наиболее перспективный путь в самодиагностированию полученных знаний, умений и навыков. Таким образом, выстраивание преемственных связей между начальным и средним ступенями обучения на всех уровнях позволит целостно развивать личность учащихся, а значит повышать качество предоставляемых образовательных услуг.
Новая школа требует учителей открытых ко всему новому, активно изучающих и внедряющих в учебный процесс современные образовательные технологии и прежде всего информационно-коммуникационные. На сегодняшний день 88% учителей прошли обучение навыкам пользователя персонального компьютера. В школах района активно используются 15 мультимедийных комплексов и 12 интерактивных досок. Растет доля учителей, использующих компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе, сегодня она составляет 40 % от общего числа учителей. Компьютерные ресурсы все шире используются педагогами при подготовке к занятиям: создание мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к ЕГЭ. Наблюдается стабильное и постепенное увеличение трафика, потребляемого ОУ.

Начиная с 2007 года все общеобразовательные учреждения, детские дома и учреждения дополнительного образования подключены к сети Интернет. Компьютерные технологии стали активней использоваться и в управлении школой. Во всех школах района открыты школьные сайты. Школьный сайт - это официальный документ, представляющий образовательное учреждение во всемирной сети Интернет, это, наряду с Управляющими советами, одна из форм государственно-общественного управления школой. Однако, по-настоящему интересных, «рабочих» сайтов школ в районе мало, поскольку опубликованы на нем в первую очередь официальные документы. Из остальной информации очень мало такой, которая составляет индивидуальность школы - "методическая копилка учителей", проектная деятельность детей, школьный музей, социальные проекты школы и т.п. Даже если такие разделы и запланированы, то они до сих пор остаются пустыми (МОУ «СОШ №1»). Обновляется информация крайне редко, на некоторых сайтах «весит» информация за 2007-2008 уч.год (например, расписание экзаменов у Пачинской СОШ, характеристика ученического коллектива у Леинской школы). Таким образом, сайт используется в основном, как визитная карточка, но не как средство общения с родительской и педагогической общественностью. Также, среди недостатков можно отметить следующие:



  • нет оперативного обновления информации;

  • не используются непосредственные ссылки на другие ресурсы Интернет;

  • нет форума для общения.

Вместе с тем, стоит отметить сайты Колмогоровской СОШ, Пашковской СОШ, Поломошинской СОШ, Таловской СОШ на которых оперативно меняется информация.

При современной компьютеризации всех сфер жизни общества сегодня уже не обсуждается необходимость введения электронных журналов с указанием не только пропусков занятий и отметок обучающихся, но и домашних заданий. И это направление развития государственно-общественного управления должно стать одним из приоритетов в работе методической службы.


В ходе выполнения решений Правительства РФ, посвященных оснащению школ программными средствами поддержки учебного процесса, в течение 2008-2009 гг. все образовательные учреждения Яшкинского района получили базовые пакеты свободно распространяемого программного обеспечения (ПСПО), предназначенного для обучения компьютерной грамотности, основам информатики и новым информационным технологиям в операционной среде Linux. Для организации работы в ней в декабре 2009 году было организовано дистанционное обучение педагогов района внедрению и использованию пакета свободного программного обеспечения по результатам которого 8 педагогов получили свидетельства.

Наши учителя стали использовать в учебном процессе исследовательские и проектные технологии и свидетельство тому - конкурсы проектов и научно-практические конференции различного уровня, в которых приняли участие 25 школьников района из которых 6 стали победителями или призерами. Так, например, обучающихся МОУ «СОШ №5» и МОУ «Поломошинская СОШ» приняли участие во Всероссийском фестивале исследовательских работ «Портфолио», обучающиеся МОУ «СОШ №2» в областном конкурсе экологических проектов «Цивилизация: благо или опасность?», обучающиеся МОУ «Пачинская СОШ» участвовали в областном конкурсе проектов «Мы за здоровый образ жизни».

Отрадно, что впервые в районе под руководством методической службы проведена 1 районная научно-практическая конференция «Открытия юных исследователей». Под руководством педагогов, ребятами были представлены разнообразные исследовательские работы: «Математика в живописи», «Влияние рекламы на сознание человека», «Энергосбережение в школе. Светодиоды», «Законы в мировой практике», «Выявление эффективности применения методики доктора Джекоба Р. Митлайдера в климатических условиях Яшкинского района» и многие другие, которые актуальны, имеют большую практическую значимость. Защита каждой работы сопровождалась видеопрезентацией. Все работы были настолько яркими и увлекательными, что не оставили равнодушными членов жюри. В адрес многих участников конференции прозвучали пожелания продолжить работу и представить результат на будущих конференциях. Первая районная научно-практическая конференция школьников Яшкинского района взяла удачный старт. Необходимо, чтобы проведение подобных мероприятий стало традицией.

Под руководством методиста Р.И.Колесниковой для учителей начальных классов на базе опорных школ по внедрению УМК «Перспективная начальная школа» (МОУ «СОШ № 1») и ОС «Школа 2100» (МОУ «Пачинская СОШ») проведены семинары-практикумы по темам «Проблемно-поисковый метод в обучении младших школьников» (СОШ №1) и «Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе» (Пачинская СОШ). Учителя увидели возможность применения форм, методов и принципов развивающего обучения в традиционной системе обучения, что положительно сказывается на результатах обучения. На уроках можно было увидеть, как прививается учащимся умение работать в большом и малом коллективе, выдвигать гипотезы и делать выводы; навыки самостоятельной работы и поиска новой информации. Семинары-практикумы показали роль школы в выборе наиболее эффективной системы оказания помощи обучающемуся в его подготовке к реальной жизни, наиболее эффективной системы обучения науке жить.

Актуальным и своевременным явился семинар-практикум по теме «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», проведенный педагогами Тутальской специальной (коррекционной) школы. Тема актуальна и для общеобразовательных школ, т.к. основная цель этой работы – развитие и коррекция речи: правильное произношение, развитие лексико-грамматического строя, расширение словарного запаса; развитие познавательной деятельности учащихся.

При содействии КРИПКиПРО для учителей начальных классов проведены проблемно-обучающие семинары, с приглашением специалистов КРИПКиПРО на которых присутствовали учителя начальных классов, зам. директора по УВР.



  • «Современные образовательные технологии в практике начальной школы (в связи с переходом на ФГОС нового поколения): технология работы с текстом, технология проблемно-диалогического обучения» (в работе семинара приняли участие 31 человек).

  • «Подготовка учителя к формированию рефлексивных умений младших школьников в условиях перехода на ФГОС нового поколения» (в работе семинара приняли участие 40 человек).

Тем не менее, необходимо активизировать процесс освоения современных образовательных технологий, особенно в связи с переходом на стандарты второго поколения. Проблема недостаточного владения технологиями, побуждающими детей думать и самостоятельно добывать знания, уже сегодня отрицательно сказывается на качестве образовательных услуг (невысокие результаты средних тестовых баллов ЕГЭ, ГИА, мониторингов предметных достижений). Поэтому работа в этом направлении должна стать одной из приоритетных в ближайшие два года.
скачать

следующая >>
Смотрите также:
Анализ работы мбу «Информационно-методический центр образовательных учреждений» Яшкинского муниципального района Непрерывное развитие профессионализма педагога как фактор повышения качества образования
992.95kb.
Анализ работы мбу «Информационно-методический центр образовательных учреждений» Яшкинского муниципального района 2010-2011 учебный год
1284.7kb.
Анализ работы мо педагогических работников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений (пгт Никель) Методическая тема. «Развитие профессионализма педагога как условие повышения качества образования на этапе освоения стандартов второго
254.43kb.
Департамент образования администрации Кстовского муниципального района Информационно-методический центр Информационно-аналитическая справка о результатах единого государственного экзамена по биологии выпускников 11 –х классов оу кстовского муниципального
342.82kb.
Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом муниципального учреждения «Информационно-методический центр»
111.21kb.
Муниципального образования «город бугуруслан» муниципальное казённое учреждение «информационно-методический центр» приоритетный национальный проект «образование»
829.77kb.
«Развитие интеллектуальных способностей как фактор повышения качества образования»
76.5kb.
Муниципальное казенное учреждение «методический центр петровского муниципального района ставропольского края»
343.94kb.
Г. В. Марчукова приказ от 2 сентября 2013 года №
228.79kb.
Муниципальное учреждение управление образования администрации муниципального образования Каневского района Краснодарского края Районный информационно-методический центр
601.62kb.
Отдел образования администрации Красногвардейского района Развитие творческого потенциала учащихся в условиях развивающей направленности обучения посредством проектной деятельности как фактор повышения качества знаний на уроках информатики
272.36kb.
Комитет по образованию Администрации Старорусского муниципального района
95.29kb.