Главная стр 1
скачать
Аналитическая справка
«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому.

Именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим инструментом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания.

Проанализировав результаты исследований, которые проводились в нашей школе по изучению социума, мы пришли к выводу, что причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить, внутрисемейные отношения, нарушены нравственные представления о браке и семье.

Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная проблема национальной безопасности России. Заметно увеличился в обществе, особенно в подростковой среде, рост социально-обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД.

Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи и школы.

В нашей школе созданы и работают Совет профилактики и наркологический пост. Проводятся профилактические беседы, родительские всеобучи, встречи со специалистами. Результатом этих мероприятий являются следующие показатели:

  • неблагополучные семьи

43

31

22

  • внутришкольный учет учащихся

34

14

12

  • состоит на учете в ОДН

12

10

6


Но как бы мы хорошо ни работали, все равно существуют факторы, препятствующие осуществлению заданных планов.



Проблемы:

  • неблагополучные семьи (22 семьи);

  • негативное отношение некоторых родителей к школе (родители оберегают свою семью от попыток вмешательства посторонних людей, а призывы и требования педагогов зачастую оставляют без внимания);

  • равнодушие родителей (контакты между родителями и детьми носят случайный, эпизодический характер).

Проанализировав работу по программе «Школа и семья» в рамках воспитания, мы пришли к выводу о необходимости продолжить её в данном направлении, ведь без взаимодействия школы и семьи невозможна полноценная реализация воспитательной системы «Ориентация форм и методов воспитания на развитие личности». Считаем, что направление «Моя семья» поможет пересмотреть ряд вопросов, связанных с ролью семьи в воспитании школьников, возрождении семьи как главного воспитательного института.

В разделе «Школа и семья» велась воспитательная работа в течение пяти лет. Задачи, которые были поставлены для достижения цели, выполнены. В течение этого времени систематически на общешкольных родительских собраниях проводилось психолого-педагогическое просвещение родителей, на классных родительских собраниях - беседы, анкетирование. Одно из очень важных направлений в работе раздела «Школа и семья» - диагностика. Без использования диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу.

Систематически проводятся мероприятия, позволяющие создавать благоприятные условия для развития ребенка и сплочения семьи, приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни: спортивные соревнования по волейболу, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие. Благодаря сотрудничеству семьи и школы благотворно развивается семейное творчество, появились мероприятия, которые стали традиционными для нашей школы (концерты ко Дню Матери, спортивные соревнования, «Зов джунглей», «Последний герой», семейные праздники).

Данные мероприятия и диагностика помогли конструктивно спланировать работу в разделе «Семья и школа», быстро получать ту или иную информацию о детях. Это позволило лучше узнать социум учащихся, их интересы, круг общения, а также их взаимоотношения с родителями.

Результаты исследований показали, что у нас достаточно большое количество неблагополучных семей, которые не только не участвуют в воспитательном процессе, но и оказывают отрицательное воздействие на ребенка. Поэтому проводится коррекционная работа (психологическая служба) с трудными детьми и их семьями. Неудовлетворенность родителей деятельностью школы рассматривалась на уровне администрации школы, где совместно находили компромиссные решения, различные формы взаимодействия. Для ознакомления родителей с деятельностью школы проводились «Дни открытых дверей» для родителей, где они могли познакомиться и побеседовать с учителями-предметниками, ознакомиться с планом работы школы, ее уставом, правилами для учащихся.

В педагогическом коллективе изучаются проблемы работы с семьей с учетом социума. Для решения педагогических проблем проведены педагогические советы: «Экология воспитания», «Изучение социума учащихся – необходимое усилие в работе с учащимися», «Создание ситуации успеха как одно из направлений гуманизации учебно-воспитательного процесса», «Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса», «Экология воспитания: что можно и чего нельзя, чтобы всем в школе было хорошо».

Можно отметить, что в последнее время уменьшилось количество неблагополучных семей, происходит активизация роли семьи в воспитательном процессе.

Но наряду с положительными результатами есть и недостатки в работе по данному направлению. Был создан Совет отцов, но он не работал. В связи с этим в школе организован совет профилактики, который проводит работу с учащимися и их семьями; тематические родительские собрания: «Создание ситуации успеха», «Взаимодействие школы и семьи» и др.

Проанализировав материалы по работе с родителями, можно сделать вывод, что эта работа не всеми классными руководителями ведется в системе.

Считаем, что в рамках новой воспитательной системы «Школа как социокультурный центр поселка» программа «Школа и семья» должна стать одним из центральных направлений, поэтому наша группа включается в работу по созданию новой воспитательной системы.

Концепция программы «Моя семья» основана на возрождении приоритетности семейного воспитания и опирается на следующие идеи:



  • развитие личности в процессе воспитания;

  • совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания;

  • формирование единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе личного подхода;

  • восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;

  • социального партнерства общества, семьи, школы в процессе формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.

При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей на основе единых принципов:

  • гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему, как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;

  • признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;

  • взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотрудничество педагогов – детей – родителей – общества;

  • преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания;

  • системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности детей, возможно, обеспечить целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;

  • открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьей, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении, а также повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.

Направление «Моя семья» программы «Школа как социокультурный центр» предполагает тесное взаимодействие воспитанников и родителей.



Цель – способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи:

  • пропаганда и возрождение семейных традиций;

  • воспитание у детей ответственности, чувства гордости, уважения к своей семье;

  • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности;

  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • оказание психологической помощи семьям при решении внутрисемейных проблем и проблем взаимопонимания с ребенком.


Мероприятия по реализации программы «Моя семья» воспитательной системы «Школа как социокультурный центр» Подтёсовской СОШ № 46 имени В.П. Астафьева:



№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Составление характеристик семей обучающихся (изучение социума)

Ежегодно

Классные руководители

2.

Организация диагностической работы по изучению семей

Ежегодно

Социальный педагог

3.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей (создание социально-психологической службы)

Ежегодно

Психолог, социальный педагог, классные руководители

4.

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей учащихся

В течение всего периода

Зам.директора по ВР, социальный педагог, общешкольный родительский комитет, классные руководители

5.

Организация работы управляющего совета, родительского комитета

2006-2007 уч.год

Директор школы

6.

Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей)

В течение всего периода

Социальный педагог, библиотекарь, классные руководители

7.

Организация взаимодействия школы с семьей и учреждениями ДО детей в интересах развития личности ребенка (через разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; семейные туристко-краеведческие и экскурсионные программы; систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей; благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды)

Ежегодно

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, фельдшер школы

8.

День открытых дверей

Ежегодно

Классные руководители, учителя предметники, администрация школы


Ожидаемый результат:


  • возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни;

  • улучшение микроклимата в семье;

  • уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде;

  • уменьшение количества правонарушений.


Формы отслеживания результатов:


  • мониторинг уровня воспитанности учащихся, их успешности и тревожности;

  • конкурсы творческих работ учащихся;

  • создание методической копилки по программе «Семья и школа».

скачать


Смотрите также:
Аналитическая справка «Мы все родом из детства»
89.71kb.
Пояснительная записка «Мы все родом из детства»
89.86kb.
Все мы родом из детства
101.9kb.
«Мы родом из детства»
20.75kb.
Уроках русского языка и литературы «Все мы родом из детства…»
86.29kb.
Аналитическая справка
258.58kb.
Аналитическая справка
173.92kb.
Аналитическая справка
228.2kb.
Аналитическая справка по итогам региональных экзаменов в 4-х, 7-х, 8-х классах мбоу «Джарлинская оош» в 2011-2012 учебном году. Во исполнение приказа мку «Отдел образования администрации муниципального образования «Адамовский район»
191.61kb.
Информационно-аналитическая справка о школе общая характеристика
774.17kb.
Аналитическая справка о качестве преподавания математики в школах №2,4,5,8,10,11,14,16,18,19,20,22
324.5kb.
«Информационно-аналитическая справка о деятельности доу с Приложениями»
804.24kb.