Главная стр 1стр 2
скачать


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Сказка»


Автор: Рудакова Нина Николаевна

«Мы – вместе»

Система сотрудничества с семьей в условиях ДОУ.

( Конспекты воспитательно-образовательных мероприятий; информационно-познавательный материал; поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми. Старший дошкольный возраст)

ОГЛАВЛЕНИЕ





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность

1.2. Новизна

1.3. Гипотеза

1.4. Цель работы

1.5. Основные задачи


  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

2.1. Практическая работа с семьей

2.2. Система работы воспитателя с семьей

2.3. Ожидаемые результаты

2.4. Реализация задач работы с детьми

2.5. Перспективный план работы


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  2. ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Анкета для родителей

  2. Практикум для родителей: «Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка»

  3. Практику для родителей: «Общение с ребенком в семье как диалог»

  4. Занятие «Зачем детям крестные нужны?»

  5. Консультация для родителей: «Как знакомить ребенка с историей семьи»

  6. Консультация для родителей: «Только раз в году: день рождения в кругу семьи»

  7. Консультация для родителей: «Капризы и упрямство»

  8. Консультация для родителей: «Бродит сон у окон»

  9. Памятка для родителей: «Делайте это чаще!»

  10. Памятка для родителей: «Закаливание в домашних условиях»

  11. Памятка: «Заповеди для родителей»

  12. Круглый стол для родителей: «Зачем человеку детство»

  13. Семейный праздник: «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я»

  14. Досуг, проводимый родителями: «Я – хлебопек!»

  15. Родительское собрание: «Зачем детям мама нужна»

  16. Родительское собрание: «Зачем детям папы нужны»

  17. Родительское собрание: «Искусство хвалить»

  18. Посиделки с родителями: «Разговор при свечах»

  19. Рекомендации для воспитателей: «Аутогенная тренировка»

  20. Вопросник к самоанализу проведения коллективной встречи с родителями

  21. Билль о правах личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Мы - вместе»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.

Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско-родительских отношений. Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроению взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это, в свою очередь, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого – нарушение половой идентификации (исследования А.Я.Варга, А.Я. Захарова), дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины (исследования А.Б. Никитина, Т.А.Репина).

Для решения возникшей проблемы встала необходимость поиска новых форм работы с семьей, так как традиционные методы стали не всегда эффективны.
НОВИЗНА
В настоящее время появился ряд методических руководств и рекомендаций по работе с семьей. В одних представлены содержание, формы и методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи. В других дан практический материал по изучению семейного воспитания, оптимизации общения педагога с семьей. Но, на мой взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей, как двух равноправных и равновеликих сторон, а в иных источниках работа с детьми как таковая, совсем не представлена. В то же время существует ряд программ и технологий по проблеме социализации ребенка в обществе. Например, в программе А.М. Шипициной «Азбука общения» в разделе «Ребенок и взрослый» дан перспективный план и практический материал по работе с детьми в различных видах деятельности по обучению навыкам общения со взрослыми, однако отсутствует координация работы с ними. По моему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с работой с детьми и вести одновременно и параллельно.

В связи с этим необходимо решить задачу поиска эффективных форм работы с детьми и родителями по предупреждению и преодолению семейных проблем.


ГИПОТЕЗА
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого – К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Л.Н. Толстой и другие говорили о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка сейчас можно получить разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах.
Результаты нашей работы по преодолению кризиса при возникновении трудностей семейного воспитания не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерить цифрами и процентами. Да и нужно ли это делать?

Однако мы предполагаем, что в результате целенаправленной работы:



  • у родителей появится интерес к работе ДОУ, воспитанию детей;

  • увеличится количество обращений за индивидуальными консультациями к специалистам ДОУ;

  • возрастет интерес к мероприятиям, проводимым работниками детского сада (встречи, выставки, дни открытых дверей), а также количественный состав их участников.

ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ:


Поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания через разработку единой модели сотрудничества с семьей в условиях детского сада.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
Работа с родителями:

  1. Формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.

  2. Обогащение совместного эмоционального опыта членов семьи, обучение навыкам взаимодействия между ними.


Работа с детьми:

  1. Формировать понятие «семья».

  2. Вырабатывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением.

  3. Развивать навыки взаимодействия с членами семьи.

  4. Воспитывать уважение к жизненному опыту, ласковое, чуткое отношение к близким.


Предметно-развивающая среда:

  • Уголок «Семья – зона сюжетно-ролевой игры».

  • Подборка дидактических, творческих игр.

  • Цикл картин «Семья».

  • Семейные альбомы.

  • Изобразительный материал.

  • Книги по теме.

  • Ко всем предметам свободный доступ.



Практическая работа с семьей


Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с детьми

Специально организованное обучение

Просветительство

Обучение практическим умениям

Вовлечение в образовательный процесс

Анализ и корректировка работы

Анализ и корректировка работы

Заполнение социальных паспортов

Цель: особенности и трудности семейного воспитания – определение популярных форм работы.

Наблюдение за играми, продуктивной деятельностью.

Цель: отношения между детьми и родителями.

Работа с детьми

Работа с родителями



Обратная связь

(шкатулка вопросов)



Ежедневные беседы

Групповые консультации

Наглядно-текстовая информация

Групповые родительские собрания

Просветительство

Обучение практическим умениям

Вовлечение в образовательный процесс

Планирование работы

Анкетирование

Цель: особенности семейного воспитания, индивидуальные особенности ребенка; выяснение ожидания родителей на образовательные услуги.



Система работы воспитателя с семьей

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:




  • Гармонизация семейных, детско-родительских отношений; повышение родительской ответственности за судьбу ребенка; активности в отношениях с сотрудниками детского сада.

  • Повышение уровня социальной компетентности детей; улучшение эмоционального климата в группе; улучшение здоровья ребенка.

  • Активизация принципа социального партнерства в отношениях: дети – родители – педагоги.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ



Непосредственно образовательная

деятельность





  • Занятия познавательного цикла.

Цель: дать новые знания, обобщить знания о семье, профессиях и увлечениях родителей.

  • Экскурсии на предприятия родителей.

Цель: знакомство с трудом близких, воспитание гордости за них, важности их труда.

  • Продуктивные занятия.

Цель: изготовление сюрпризов и подарков для родителей, приглашений на праздники.

  • Музыкальные занятия.

Цель: слушание и разучивание музыкального репертуара к праздникам. Тематические занятия.

  • Занятия с психологом «Страна понимания».

Цель: развивать коммуникативные способности, доброжелательное отношение к членам своей семьи и окружающим людям. Побуждать к открытому проявлению эмоций и чувств.




Совместная деятельность воспитателя с детьми

  • Беседы о семье – рассматривание семейных альбомов.

Цель: определение роли родителей в жизни детей, важности семьи для каждого.

  • Составление и рассматривание «Генеалогических древ» и «Гербов семьи».

Цель: знакомство с историей семьи, родственными связями.

  • Рассматривание картин художников, серии картин «Семья».

Цель: осознание важности семьи для человека.

  • Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок.

Цель: осознание важности семьи для человека.

  • Заучивание стихотворений.

Цель: подготовка к праздникам, воспитание желания порадовать близких.

  • Игры: подвижные, творческие, дидактические.

Цель: вызвать желание помогать взрослым, показать заботу взрослых о своих детях.

  • Психогимнастика.

Цель: формирование чувства близости между детьми и родителями, ценности и принятия друг друга.

  • Праздники и досуги.

Цель: возникновение совместных переживаний, желание радовать близких.

Самостоятельная

деятельность





  • Игры.

  • Продуктивная деятельность.

  • Рассматривание семейных альбомов, древ, гербов.

  • Рассказ о своих близких.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

(старший дошкольный возраст)


месяц

дети

родители

сентябрь

Беседы: «Как моя семья провела лето», «Моя семья».

Рассматривание семейных альбомов о летнем отдыхе.

Чтение: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка».

Наблюдение за играми детей, режимными моментами.



Цель: диагностика детско-родительских отношений.

Общее родительское собрание.

Цель: утверждение плана работы на год, особенности работы каждого специалиста.

Анкетирование: заполнение «Социальных паспортов».

Беседа «Итоги обследования речи детей (логопед).

Наглядно-текстовая информация: «Особенности развития речи детей»


Совместно (дети и родители):



  • Фотовыставка «Летние фантазии»

  • Совместный праздник старшей и подготовительной к школе группы «День знаний».




октябрь

Беседы: «Ты болеешь», «Как быть послушным».

Рассматривание картин «Мадонна с младенцем» Л. Крамах, «Мать» А. Дайнека.

Чтение: «Портрет» Е. Благинина, «Кукушка» (нен. нац. сказка).


Круглый стол: «Зачем человеку детство» (Приложение 12)

Консультация «Здоровье без лекарств» (ст. медсестра).

Практикум « Артикуляционная гимнастика» (логопед).

Наглядно-текстовая информация «Заповеди для родителей» (Приложение 11).

Помощь в подготовке костюмов к утреннику.

Совместно:



  • День открытых дверей.

  • Утренник «Осенины».




ноябрь



Занятия: «Портрет мамы», «Подарок для мамы».

Экскурсия « Мама – продавец»

Беседы по пословицам: «Материнское сердце в детях», «Материнская ласка не знает конца».

Чтение: «Айога» нен. н. сказка

Заучивание: «Разговор с матерью» Р. Гамзатов.

Тренинг «Страна понимания» (5 занятий с педагогом-психологом)



Анкетирование матерей при подготовке к родительскому собранию.

Родительское собрание «Зачем детям мама нужна» (Приложение 15).

Наглядно-текстовая информация: «Семейные праздники: день рождения» (Приложение 6).

Совместно:



  • Фотовыставка «Мама – солнышко мое».

  • Семейный праздник «Неразлучные друзья бабушка, дедушка, мама, папа и я» (Приложение 13).

  • Тренинг сотрудничества «Изготовление нестандартного физкультурного оборудования».




декабрь

Занятие: «Новогодние подарки для родственников».

Экскурсия на почту: «Бабушка – почтальон» (с отправкой писем Деду Морозу).

Беседа « Как мы дома готовимся к празднику».

Психогимнастика: «Любящий сын», «Улыбнемся маме».

Чтение: сказка «12 месяцев».

Тренинг «Страна понимания» (4 занятия)

Сюжетно-ролевая игра «Семья: подготовка к Новому году».


Подгрупповая работа с родителями: «Страна понимания» (психолог).

Музыкальная гостиная: «Мама спой мне песенку» ( музыкальный руководитель).

Наглядно-текстовая информация: «Бродит сон у окон» (Приложение 8), «Музыкальные игры дома».

Помощь в подготовке новогодних костюмов.



Совместно:



  • Тренинг сотрудничества «Новогодние игрушки своими руками».

  • Новогодний утренник.




январь

Беседы: «Семейные традиции» и по пословицам «Хороша дочь Аленушка, когда хвалит мать да бабушку», «Яблоко от яблони недалеко падает».

Занятие: «Зачем детям крестные нужны» (Приложение 4).

Рассматривание семейных фотографий с крестными.

Чтение: сказка «Гвоздь из родного дома».

Психогимнастика: «Клубочек», «Иголочка и ниточка».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»



Семинар-практикум «Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка» (Приложение 2).

Консультация «Капризы и упрямство» (Приложение 7).

Наглядно-текстовая информация: «Как знакомить ребенка с историей семьи» (Приложение 5).

Создание альбома «Рецепты счастья за обеденным столом».



Совместно:



  • Посиделки «Разговор при свечах» (Приложение 18).

  • Совместный досуг-развлечение «Зимние забавы».




февраль

Занятия: рисование «Мой папа», «Мой дедушка».

Беседы по пословицам: «Каков батька, таков и сын», «Отец сына не на худо учит».

Экскурсия: «Папа – железнодорожник».

Рассматривание семейных фотографий пап и дедушек.

Изготовление сюрпризов к празднику.

Заучивание стихотворений: «Папа» М. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов.

Игры: «Кто что делает», «Помоги дедушке».


Анкетирование при подготовке к родительскому собранию.

Групповое родительское собрание «Зачем детям папы нужны» (Приложение 16).

Индивидуальные консультации по запросу отцов.

Наглядно-текстовая информация: «Новый папа» как убрать кавычки».


Совместно:



  • Открытое занятие «Мой папа».

  • Спортивный праздник «Армейские учения с Незнайкой».

  • Выставка «Умелые руки».


март

Беседа по пословице «Бабушке только один дедушка не внук».

Рассматривание семейных альбомов: мамы и бабушки.

Выставка картин «Образ матери в искусстве».

Изготовление подарков к празднику.

Чтение: «Косточка» Л.Н. Толстой.

Заучивание стихотворения по выбору воспитателя.

Психогимнастика «Бабушкины ладони», «Мама заболела».

Игры: «Собери букет», «Маленькая хозяйка»



Практикум: «Крепкие ножки» ЛФК (инструктор по физической культуре).

Консультация «У ребенка аллергия» (ст. медсестра).

Наглядно-текстовая информация: «Поиграйте со мной», «Бабушки и дедушки».

Совместно:



  • Досуг, проводимый родителями « Я – хлебопек» (Приложение 14).

  • Утренник «8 марта» с чаепитием.

  • Досуг-развлечение «Тяни-толкай»




апрель

Беседы: «Хорошо, когда есть брат или сестра», «Матери все дети равны – одинаково сердцу больны».

Рассматривание семейных альбомов: братья и сестры.

Психогимнастика: «Хвост дракона», «Клубочек».

Чтение: сказка «Три дочери».

Изготовление сюрпризов для братьев и сестер.


Практикум: «Общение с ребенком как диалог» (Приложение 3).

Консультация «Смотри, аист принес тебе братика».

Памятка « Закаливание в домашних условиях» (Приложение 10).

Совместно:



  • День смеха «Хорошее настроение».

  • Спортивный праздник «Путешествие в страну Нехочух»



май


Занятия: «Генеалогическое древо», «Герб моей семьи».

Беседы по пословицам: «Все в семье вместе, так и душа на месте», «В родной семье и каша гуще».

Игры, чтение по желанию детей.

Психогимнастика: «Любящие родители».

Рисование по желанию детей.

Наблюдение за играми.

Анализ рисунков и поделок детей.


Родительское собрание «Искусство хвалить» (Приложение 17).

Вечер вопросов и ответов «Итоги года».

Анкетирование: «Удовлетворенность работой детского сада» (Приложение 1).

Наглядно-текстовая информация: памятка «Делайте это чаще» (Приложение 9).


Совместно:



  • Фотовыставка «Наша дружная семья».

  • Совместный праздник «День семьи».

__________________________________________________________________

Заключение.


Подводя итоги деятельности по данному направлению, хочется еще раз сказать, что результативность работы очень сложно отследить. Особенно в отношении родителей. Они могут соглашаться с тем, как правильно нужно себя вести, воспитывать ребенка, давать ему знания, но не осуществлять это на практике. Устойчивость модели семейного поведения очень сложно расшатать. Иные родители, даже убеждаясь в ошибочности своего поведения, не всегда хотят меняться. В этом вся сложность, но в то же время и удовлетворенность от проделанной работы, если она приносит положительный результат.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Именно поэтому работа с детьми в данном направлении более прогнозируема и поддается анализу.

Наблюдения за детьми в разных видах деятельности выявили, что работа в данном направлении по улучшению детско-родительских отношений, дает свои результаты:


  • сформировано понятие «семья»;

  • дети могут рассказать о всех членах семьи;

  • способны распознать эмоциональные проявления других людей, выражать свои чувства;

  • появилось желание самостоятельно сделать подарок, сюрприз для близких;

  • возникли сюжетно-ролевые игры, отображающие заботливое, доброе отношение между членами семьи.

Представленный опыт работы по сотрудничеству детского сада с семьей будет интересен всем, кого интересует координация взаимодействия всех заинтересованных сторон. Направленность на успешное развитие ребенка – вот та единая цель, к которой стремятся и родители и воспитатели. Будем же терпеливы на этом пути, и тогда сможем увидеть по- настоящему счастливую семью.



Приложение 1

Анкета для родителей

Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится в ДОУ детский сад «Сказка». Ваши ответы помогут качественнее организовать работу детского сада с родителями.

Пожалуйста, прочтите вопросы, отметьте ответ, с которым Вы согласны или напишите свой.

(Фамилию можно не указывать).

1. Насколько Вас удовлетворяет работа с семьей, проводимая в детском саду:

а) абсолютно удовлетворен

б) скорее удовлетворен

в) скорее не удовлетворен

г) не удовлетворен.

2. Следует ли по вашему мнению, продолжать проведение встреч родителей с различными специалистами:

а) да

б) нет


в) другое ______________________________________________________

Сформулируйте, пожалуйста, вопросы, ответы на которые Вы бы хотели получить на ближайшей встрече для родителей________________________

_______________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

Практикум «Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка»

Цель: привлечь внимание родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, на других членов семьи.

ХОД:


  1. Дискуссия на тему: «Что такое семейные отношения?»

  2. Анализ отрывка «Жена мужа в Париж провожала» В. Шукшина.

  3. Обобщение мнений.

  4. Проигрывание проблемной ситуации об управлении своим настроением.

  5. Советы специалистов.

  6. Разработка собственных способов реагирования в трудных ситуациях.

  7. Памятка «Внимание эмоциональному благополучию ребенка»

  8. Подведение итогов.


Приложение 3

Практикум «Общение с ребенком в семье как диалог»
Цель: дать возможность родителям поделится своим опытом и мыслями о том, как каждому дается воспитывать своего ребенка, сотрудничать с ним.

ХОД:


  1. Знакомство с коммуникативными техниками, реализация общения-диалога: активное слушание, использование «я-сообщений».

  2. Игровое упражнение с мячом: «Закончи предложение».

  3. Упражнение «Заблуждающиеся родители».

  4. Анализ проблемных ситуаций.

  5. Обобщение мнений.

  6. Упражнение «Гармоничные родители».

  7. Упражнение «Выбор ответа, который больше всего соответствует «я-сообщению».


Приложение 4

Занятие «Зачем детям крестные нужны»
Цель: дать понятие о русском обряде крещения, выбора крестных для ребенка, их обязанностях в воспитании крестника. Выяснить смысл пословиц: «Духовное родство пуще плотского», «Добрая кума - прибавит ума»; развивать логическое мышление, память; воспитывать интерес к истории своей семьи.

Материал: кукла-младенец, одежда для него, наглядный материал для игр.

План:


  1. Рассказ воспитателя об обряде крещения младенца, показ атрибутов. Дидактическая игра «Одень младенца».

  2. Выяснение смысла пословиц: «Духовное родство пуще плотского», «Добрая кума – прибавит ума».

Разъяснение обязанностей крестных в воспитании и обучении ребенка ремеслу.

  1. Дидактические игры: «Как поступить, чтобы крестному угодить?», «Что кому?».

  2. Рассматривание фотографий с детьми и их крестными. Рассказы детей о них.

  3. Подведение итогов занятия.


Приложение 5

Консультация для родителей «Как знакомить ребенка с историей семьи»
- Расскажите ребенку о том, как вы были детьми. Рассмотрите вместе с ним семейный альбом и расскажите о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами (ваша мама, ваша бабушка, ваш папа и т. д.). Рассматривая фотографии, обращайте внимание на то, как вы одевались в детстве, как в детстве одевались ваши родители; Если на фото есть какие-либо другие детали – расскажите о них.

- Вспомните, в какие игры вы играли в детстве, с кем. Какие у вас были игрушки и как вы в них играли. Как выглядел дом и комната, где вы жили, спали, делали уроки. Чем больше мелочей вы вспомните, тем легче ребенку будет представить жизнь во время вашего детства.

- Если вы знаете о происхождении вашей фамилии, расскажите об этом. Постарайтесь воспитать в нем чувство гордости за свою фамилию с детства.

- Обязательно расскажите сыну или дочери, как ваша семья оказалась в тех местах, где вы сейчас живете, откуда вы приехали, на какой улице жили вы или ваши родители раньше, и как вы переехали в этот дом.

- Если в вашей семье сохранились какие-нибудь семейные реликвии, расскажите ребенку историю этих предметов. И если это старый плюшевый мишка или даже китайские фарфоровые вазы 17 века, позвольте ему прикоснуться к этим вещам. Представьте вместе, что их также осторожно касалась прабабушка, когда была маленькой. Может вам стоит сделать ребенка хранителем какой-то семейной реликвии или рассказать ему о том моменте, когда эти предметы перейдут к нему. Если таких предметов, передаваемых из поколения в поколение, в вашей семье нет, то, возможно, среди ваших вещей сохранилась какая-нибудь игрушка, которая принадлежала вам в детстве, или просто милая безделушка, которую можно отдать ребенку как весточку из «маминой или папиной страны детства». Эта игрушка может стать талисманом, символом преемственности в семье. Пусть ребенок возьмет ее с собой, когда будет рассказывать о вашей семье в саду.

- Расскажите какой-нибудь необычный случай из вашей жизни, из жизни ваших родителей (бабушки или дедушки).

- Расскажите ребенку о том, как изменилась ваша жизнь, когда родился он и его братья и сестры, о том, как вы ждали их появления, обрадовались, когда они родились. Как вы выбирали имя для него. Вспомните смешные случаи из детства, первые слова, сказанные им. Пусть ребенок поймет, что он желанный.

-Вы не обязательно должны следовать именно этим пунктам и рассказывать именно в этом порядке. Не стоит рассказывать все за один день.



Очень важно…

остановиться до того, как ваш ребенок заскучает. Пусть лучше малыш с нетерпением ждет продолжения, обещанного на завтра.

Старайтесь искренне отвечать на вопросы, которые возникают у вашего ребенка во время рассказа. Зачастую в истории семьи есть моменты, которые мы пытаемся скрыть от детей. Конечно, кроме вас никто не сможет решить, о чем говорить с ребенком и о чем промолчать, но помните, что дети хорошо чувствуют неискренность взрослого. А вот понимать и прощать они порой умеют лучше, чем многие взрослые.

Чтобы не запутаться во множестве имен, нарисуйте вместе генеалогическое дерево. Причем не за один вечер, а постепенно. Двигаясь вслед за историей, дорисовывайте новые веточки. Если не сохранились фотографии ваших предков, можно попросить вашего ребенка нарисовать портреты ваших бабушек и дедушек так, как он себе представляет их по рассказам.

Поверьте, вечер воспоминаний доставит удовольствие не только вашему ребенку, но и вам. «Семейная история» - это хороший повод, чтобы навестить бабушек и дедушек, если они живут недалеко. Возможно вы также откроете для себя много нового.




Приложение 6

Консультация для родителей

«Только раз в году: день рождения в кругу семьи»
День рождения – один из самых любимых праздников ребят разного возраста. И поэтому нужно постараться сделать так, чтобы в этот день именинник почувствовал внимание к себе, любовь окружающих, необыкновенное тепло. Пусть он ощутит, как рады его дню рождения все близкие люди.

Утро.

- Поздравлять именинника нужно с самого утра, когда он только проснется, пусть именинника разбудит веселая песня, под которую вся семья войдет в комнату.

- Вручите имениннику загадочный конверт с письмом, в котором, находится поздравление и план поиска клада с подарками ко дню рождения.

- Когда подарок будет найден, можно посмотреть семейные фотографии, где именинник еще маленький.



Торжество.

- Празднование дня рождения проведите в торжественной обстановке с множеством гостей в комнате, украшенной шарами и плакатами.

- Начать праздник необходимо с традиционного каравая, после которого можно вручить имениннику шапочку ил именную медаль с надписью: «Награждается за………отлично прожитых лет!»

- Затем именинник приглашает всех к столу, рассаживаться за которым можно, используя разрезанные открытки (кто с кем сложил открытку, тот с тем и садится).



Игры и развлечения.

  • « Музей – заходи глазей», экспонатами которого могут стать детские фотографии виновника торжества, его первые игрушки.

  • «Собери картинку»: разрезанные на много частей открытки нужно сложить так, чтобы получилась первоначальная картинка.

  • «Найди пару»: несколько открыток режутся пополам, девочкам достается одна половина, мальчикам – другая. Пары ищут друг друга и танцуют.

  • «Дискотека»: пригласить детей на дискотеку, входной билет на которую стоит одну загадку. Во время дискотеки можно провести игру «Танцуем как…»: находящийся в центре круга ведущий показывает движения, остальные повторяют.



Приложение 7

Консультация для родителей «Капризы и упрямство»
,,Душа ребенка равно сложна, как и наша,

полна подобных противоречий, в тех же

трагичных вечных борениях: стремлюсь

и не могу, знаю, что надо, и не умею себя

заставить ,,

Януш Корчак

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с :


  1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

  3. Своеволием

  4. Недисциплинированностью

Все вышеперечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

Упрямствоэто психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. Ребенок настаивает на своем не потому, что очень хочется, а только потому, что ОН этого потребовал.

Если ребенок что-то первоначально потребовал, он оказывается связанным своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступить от него, даже если обстоятельства давно изменились.

Настойчивость - это когда ребенок хочет получить что-то и просит об этом, добивается этого. Упрямый же ребенок настаивает на том, чего ему не так уж и хочется или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Проявления упрямства:



  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:



  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

  • в недовольстве, раздражительности, плаче.

  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы и упрямство в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

  3. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

  4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

  5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

  6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 20 раз!

  7. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.

  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.

  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:



  • за поступок, за свершившееся действие.

  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:



  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или не оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

  7. когда вы сами не «в себе».

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:



  1. наказание не должно вредить здоровью.

  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

  3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

  5. надо наказывать и вскоре прощать.

  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то эффекта не будет, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

  7. ребёнок не должен бояться наказания.

Также необходимо отметить, что упрямство легче не искоренять, а превращать его в настойчивость. Ребенок растет и с помощью упрямства осваивает свое право на поступки. Помогите ребенку усвоить слова «надо» и «нельзя». Если ребенок знает, что бабушкины очки брать нельзя, он не будет упрямиться.

Запретов должно быть не много, они развивают ориентировку малыша в окружающем мире. Но каждому «нельзя» противопоставляйте множество «можно». Не мешайте ребенку становиться самостоятельным.

Например:

-Я тоже хочу варить кашу, - говорит Маша, наблюдая за тем, как мама варит кашу.

-Ты еще маленькая, нельзя, обожжешься. Кашу варят взрослые.

-А я хочу, я умею, я буду,- настаивает девочка.

В такой ситуации покажите ребенку, как сварить кашу кукле или плюшевому мишке. Ведь совсем не сложно показать малышу, какую игрушечную кастрюльку и ложку взять, сколько положить крупы, как сварить кашу, а потом похвалить маленького повара за работу.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.



Приложение 8


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Анкета для родителей Практикум для родителей: «Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка»
556.29kb.
Памятка для родителей (для каждого). Тема: Родительское собрание: «Конфликты родителей с детьми и пути их разрешения»
169.91kb.
Памятка для родителей по теме собрания, режим дня ребенка для родителей, анкеты для диагностирования родителей и детей
57.47kb.
Консультация для родителей «Здоровая семья счастливый ребенок»
92.54kb.
Семинар-практикум для родителей по проблеме «Конфликт в семье»
103.05kb.
Памятка для родителей. Анкета для родителей №1
75.47kb.
Анкета для родителей «Ребенок и его семья»
157.54kb.
Практикум для родителей «Пальчиковый игротренинг»
90.61kb.
Правила для родителей
41.45kb.
Памятка для родителей, будущих первоклассников мбоу сош №4
12.97kb.
Памятки для родителей Принципы отношений родителей с детьми
1679.75kb.
Памятки для родителей Принципы отношений родителей с детьми
144.88kb.