Главная стр 1
скачать
Астахова Ю.Л.,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №10»
Развитие теоретического мышления младших школьников как основная цель обучения в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова
Методология Д. Эльконина-В. Давыдова — один из подходов к обучению, достаточно резко отличающийся от сложившихся школьных традиций и позволяющий осуществить плавный переход к Стандартам нового поколения, потому что, как известно, новое – это хорошо забытое или своевременно незамеченное старое.

Одна из первых попыток практически реализовать идеи РО была предпринята Л.В. Занковым, который в 50-х-60-х г.г. разработал новую систему начального обучения, сочувственно встреченную педагогической общественностью, но так и не прижившуюся в то время в школе.

Однако наиболее полно и последовательно идеи Л.С. Выготского были развиты в рамках психологической теории деятельности, которая не только подтвердила реалистичность и плодотворность этих идей, но и в конечном счете привела к кардинальному пересмотру традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением.

Этот подход был сформулирован в начале 60-х гг. Д.Б. Элькониным, который, анализируя учебную деятельность школьников, усматривал её своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в самоизменении ребенком самого себя как субъекта. Тем самым был заложен фундамент концепции РО, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. Свой развернутый вид эта концепция приобрела в 60-80-е г.г. под общим руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова существует в школьной практике уже более 50 лет. Но до конца восьмидесятых годов двадцатого столетия она «жила» только в экспериментальном режиме. За это время были проведены достаточно основательные исследования, доказывающие возможность и чрезвычайную ее эффективность.

Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Так, стратегической целью развивающего школьного образования в системе Эльконина–Давыдова является обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Основной целью начального этапа развивающего образования является формирование психологических механизмов учебной деятельности, то есть механизмов, позволяющих ученикам ставить перед собой очередную учебную задачу и находить средства и способы ее решения.

Важнейшим условием достижения этой цели является включение в деятельность учащихся понятия, то есть той особой формы знания, в которой фиксируется общий способ построения определенного класса действий с изучаемым объектом.

Для достижения основной цели начального образования образовательная система Эльконина – Давыдова призвана решить следующие задачи:

1. Сформировать класс как учебное сообщество, способное учиться вместе, то есть определять содержание очередной учебной задачи и находить средства и способы ее решения в групповой работе.

2. Сформировать действия контроля и оценки как индивидуальные способности младших школьников. Разработать технологию безотметочной системы оценивания как условия для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника.

3. Выделить возрастные этапы («ритмы») жизни в условиях младшего школьного возраста и разработать педагогическую технологию организации образовательного процесса на выделенных этапах. Создать условия для организации непрерывного образования детей с выделением переходных этапов в образовании школьников (1-й класс, 5–6 классы).

4. Выстроить предметное содержание учебных дисциплин на деятельностной основе через систему решения учебных задач.



Основными результатами к концу начальной школы в классах, обучающихся по системе Эльконина – Давыдова, можно назвать следующие:

– высокая познавательная активность и устойчивый познавательный интерес у младших школьников;

– направленность на поиск общего способа решения широкого класса задач, а не попытки найти результат решения каждой конкретной задачи;

– способность к анализу и критической оценке собственных действий и точки зрения партнеров, действующих иначе;

– инициативность при столкновении с новой задачей, которая проявляется в поиске недостающей информации, в экспериментальной проверке собственных гипотез, в самостоятельной организации взаимодействия с учителем и другими учениками. Эти способности и составляют подлинное умение учиться.

Цель развивающего обучения - формирование у детей основ теоретического мышления или, более широ­ко, основ теоретического сознания. Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений по их внешней форме и действовать в соответствии с ней (разумное мышление). Другими словами, учащиеся должны повторить путь ученых, осуществлять мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались продукты духовной культуры. Учебная деятельность школьников строится в соответствии со способом изложения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному (а не наоборот, как во всех остальных программах и системах обучения!).

Способность к теоретическому осмыслению действительности – это умение и желание мыслить самостоятельно, действовать ответственно, осознавая предпосылки и возможные последствия своих действий и действий других людей. Она не дана человеку от рождения, а формируется в течение жизни, прежде всего, в обучении. Вопрос только, в каком обучении.

Многие ученики по окончании начальной школы не в состоянии анализировать теоретический материал, они не видят за схемами, формулами и графиками содержание реальных процессов, которые в них отображены.

Каждый ребенок, пришедший в школу, — уже личность, обладающая ярким набором индивидуальных характеристик. Что делать педагогу с этим удивительным существом, чтобы по­мочь, с одной стороны, развить индивидуальные особенности, с другой — адаптироваться в сложном мире детей и взрослых? Задача, согласитесь, не из легких.

Безусловно, ребенок должен получать в школе определен­ный объем знаний. Но как пойдет процесс их добывания? Это будет давление на память? Или можно выбрать иные подходы для разумного обучения человека? Это теперь не риторические вопросы. Система развивающего обучения, делая приоритетной мыслительную деятельность маленького учени­ка, не разрушает его личность. Она дает ему возможность самостоятельно действовать: размышлять, прогнозировать свои действия, придумывать и решать задачи, вступать в диалоговые отношения с любым человеком и, конечно, воображать. По­скольку каждый ученик получает право быть понятым, ува­жаемым, то его успешность в учении возрастает.

Успех в любом начинании — явный симптом нормального развития человека. Именно успех помогает каждому человеку двигаться дальше, достигать, казалось бы, недостижимых вер­шин, развивать свои таланты, которые даны от природы. Система РО обладает явными и еще не раскрытыми возможностями на пути развития, воспитания личности ребенка. Она формирует теоретическое мышление с раннего школьного возраста. Но этот вид мышления является только средством для достижения образовательной цели.

«Чтобы научиться мыслить, надо мыслить». Эта древняя мудрость наиболее точно подходит к определению развивающего обучения. Надо только сделать одно уточнение: ребенок мыслит в действии. Идеалом ученика в РО является ребенок, готовый проверить верность любого утверждения в практическом действии с конкретными вещами и, если это надо, буквально руками.

То, что мы называли образованием, не более чем накапливание информации с опорой на вторичную функцию мозга – память, в то время как его основной функцией является мышление. Очень редко в традиционной школе детям предоставляется возможность задуматься над тем, как может быть получен тот или иной результат, как самому придумать такую же задачу, как научить других придумывать и решать те или иные задачи, всегда ли может быть получен однозначный правильный ответ.

Дети, которые приходят в школу с представлением о том, что на многие вопросы можно ответить по-разному, вскоре эту уверенность теряют.

В традиционной школе детей фактически приводят к мысли, что на уроке главное – правильные ответы, а основной их источник – учителя и учебники. Но ведь многие проблемы не имеют однозначных решений!

Успех или поражение ребенка во многом зависит именно от первых лет обучения. Возраст 10 лет является критической точкой отсчета, и хотя детям можно помочь на любом этапе обучения, самое главное – не упустить время в начальной школе.

Если ребенок постоянно познает горечь поражения, то вряд ли у него останется надежда на успех в будущем. У него должны быть гарантии на успех.



Главная задача учителя в системе РО: не передача знаний учащимся, как в традиционном классе, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала (В.В. Давыдов).

К сожалению, сложилось искаженное представление о программе РО по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Часто полагают, что эта программа рассчитана лишь на развитых детей с высокой психологической готовностью к школе, с такой дошкольной подготовкой, при которой ребенок идет в школу, умея хорошо читать, считать и писать. Эти заблуждения связаны прежде всего с непривычными для учителя как содержанием начального образования, так и формами организации и общения детей в процессе обучения.

Программа не только не требует никакого специального отбора детей, но и была неоднократно опробована (как це­ликом, так и частично) в классах, где обучались дети с тяжелыми нарушениями речи, в коррекционных классах и других. Благодаря этим много­летним экспериментам удалось создать такую программу и пособия, которые дали возможность быть успешным каждому ребенку.

На самом деле материал, который нам кажется чрезмерно сложным — ребенок может усвоить достаточно быстро. Но при одном условии: то, что ребенку предлагается запомнить, должно быть ему необходимо для решения какой-то определенной задачи и в дальнейшем появиться как результат его собственных действий. Вместе с тем, если посмотреть на объем теоретических понятий в программах РО и в традиционных, легко обнаружить, что в последних он даже больше. Просто в этой системе более глубокое изучение тех же понятий, которые преподаются при традиционном обучении. И это вовсе не для того, чтобы вырастить в начальной школе математиков или лингвистов. Глубина изучения теории обусловлена самим подходом. Чтобы ребенок по-настоящему осознанно выполнял какие-то действия — письма, вычислений и прочих, он должен хорошо ориентироваться в системе математических или лингвистических понятий, которые лежат в основе той или иной деятельности. Если же ребенок усваивает материал, благодаря той логике, которую он сам выстраивает вместе с другими детьми и учителем — такое обучение, напротив, способствует разгрузке. И прежде всего — психологической.

Логика построения курса, задания для детей и техноло­гия обучения разработаны таким образом, что дают воз­можность обучать в одном классе как слабого ребенка, так и одаренного. Каждый ребенок из предложенных ему заданий может сам выбрать те, которые максимально отвечают способностям, темпераменту и интересам. А это, в свою оче­редь, позволит нам создавать ситуацию успеха для каждого ученика.

На уроках по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова понятия задаются не в готовом виде, не в форме правил. Ребенок является научным исследователем, маленьким ученым, делающим собственное открытие. На уроках создаются такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность (или мотив) именно в этом понятии или способе действия, тогда ребенок стоит на границе между знанием и незнанием (а не наоборот, как в традиционной школе) – рефлексивный контроль. Учитель организует учебное сотрудничество детей, направляет и поддерживает содержательный учебный диалог, результатом которого и является совместно найденное решение новой учебной задачи (а не механическое зазубривание правила по учебнику с последующей отработкой его на практике).

Учебник — это главный носитель содержания обучения. В системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова главным содержанием обучения является не информация о чем-либо, а способы ее получения, решения определенных задач в рамках изучаемого предмета. Поэтому учебник в данной системе нацеливает ребенка на самостоятельный — конечно, не без участия учителя и других учеников — поиск таких возможностей. В пособии содержится система заданий, которая помогает учителю организовать поисковую деятельность учащихся. Понятно, что при таком подходе учебник не может изобиловать правилами и определениями, которые должны быть результатом исследовательских действий самих учеников, а не навязываться им учителем или авторами учебника.

В системе РО урок перестает быть единицей планирования и анализа обучения. Как это возможно?

Движение учеников в любом предмете, построенном на принципах теории учебной деятельности, предполагает решение ими системы учебных задач. Это означает, что решение первой учебной задачи приводит к постановке следующей и ее решению и т.д. При этом учебная задача – это не любое задание, решаемое детьми на уроке. Учебная задача – понятие, введенное в психологию обучения авторами теории учебной деятельности, и оно означает только такую задачу, решая которую дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач.

Постановочный, или вводный, – урок, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного, способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче. Часто предложения детей бывают совершенно оригинальными, и учителю приходится на ходу придумывать, как выйти из сложившейся ситуации.

Таким образом, нужно быть заранее готовым к тому, что учитель не всегда может реализовать свой проект урока в точности. Это совершенно естественно.

Система Эльконина-Давыдова нацелена на формирование учебной самостоятельности ребенка, которая обязательно должна включать в себя и самооценку. Оценочная самостоятельность означает, с одной стороны, сформированность у ребенка собственных понятий оценки. С другой стороны — понимание: на основе чего складываются критерии, по которым его учебные достижения оценивает общество. Понятно, что общепринятая «отметочная» система не создает условий для формирования указанной способности.

Система Эльконина — Давыдова, несмотря на все ее преимущества, слабо внедряется в массовую школу. Это связано, прежде всего, с проблемой переподготовки учителей. Ведь для того, чтобы качественно работать по данной методике, нужна специальная подготовка. Поскольку это не новая методика, а новая философия образования, создание педагогического коллектива школы, целиком разделяющего идеи развивающего обучения, — совсем непростая задача.

Развивающее обучение может быть осуществлено только как целостная система, во всей совокупности своих компонентов. Широкую популярность приобрела идея внедрения в практику школы, в частности начальной, методов обучения, «ориентированных на развитие учащихся». Но, во-первых, методы развивающего обучения, в основе которых лежит совмест­ное решение учебных задач учителем и учениками, не могут быть реа­лизованы без существенного изменения самих этих задач, т.е. без ра­дикальной перестройки содержания школьного обучения. Во-вторых, внедрение в практику некоторых внешних особенностей этих методов может в лучшем случае несколько рационализировать традиционный процесс обучения, повысить его эффективность, но не может превратить его в обучение развивающее.

Не менее важно учитывать, что развивающее и традиционное обу­чение являются альтернативными системами. Это значит, что зада­ваться вопросом о том, какая из этих систем «лучше», бес­смысленно. Каждая из указанных систем обучения предназначена для дости­жения вполне определённых, существенно отличающихся друг от друга целей образования.



Тема: Сравнение по массе. (1 класс)

Цели:

  • формировать понятие массы;

  • учить сравнивать предметы по массе с помощью весов и фиксировать результат сравнения с помощью схемы и формулы;

  • «открыть» способы сравнения предметов по массе без весов.

1. «Ситуация успеха» (работа в парах)

А.Задания для работы в парах:

  1. Нарисуй фигуры, которые могли сравнить и написать данную формулу и схему.

  2. Начерти схему.

  3. Запиши формулу.

Б.Проверка работы пар (у доски)
2. Введение понятие массы.

А. Сказочный сюжет.

Знайка вместе с друзьями готовился к путешествию на воздушном шаре. Перед тем, как надуть шар теплым воздухом, Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков песком и положить их в корзину.
- С какой целью в корзину нужно класть мешки с песком? Можно ли вместо песка в мешок насыпать соль или положить другой груз?

- По какому признаку нужно сравнивать мешки между собой, если в полет нужно взять несколько одинаковых мешков?

- «Настоящие математики» скажут: «Мешки должны быть одинаковыми по массе, или массы этих мешков одинаковые».

- А как определить, одинаковые мешки по массе или нет? Оказывается, для этого нужен специальный прибор – весы.



Б. Сравнение мешков по массе М1< М2; М1=М3.
В. Построение схемы и запись формулы (на доске и в тетрадях)
3. Постановка учебной задачи.

А. Сравнение двух кубиков (предметные действия, практическая работа).

- Сравните 2 кубика. Они одинаковые или разные? (одинаковые по форме, цвету, размеру, материалу).

- Вы совершенно точно определили, кубики абсолютно одинаковые. Вы уже умеете сравнивать предметы по всем признакам!

Б. Сравнение кубиков по массе.

- А теперь немного отдохните: закройте глазки, положите руки на парты, положите свои головки на руки и расслабьтесь. (В это время положить кубики на весы и накрыть разноцветными колпачками).

- По какому признаку сравнивают предметы под колпачками? (по массе)

- Под каким колпачком лежит предмет с большей массой?

- Вы же не видели, что я положила на весы!? Как же вы определили, где масса больше? Вот это да! Куда вы смотрите? Как узнаете, где масса больше? (раз чашка весов ниже, значит, там тяжелее груз, значит, масса его больше).

- Как вы думаете, а что там может лежать? Что я могла положить на весы?



(ребенок снимает колпачки).

- Какой вывод можно сделать?


Вывод: Могут быть такие свойства предметов, которые скрыты от внешнего взгляда, и масса – один из них. О ней нельзя судить, не положив сравниваемые предметы на весы. Только положение чашек весов, а не размеры и внешний вид, могут дать ответ на вопрос, что тяжелее, а что легче.
4. Применение нового способа сравнения по массе на практике.

А. Игра «Могут ли руки обманывать?»

1. Одному ребенку завязать глаза.

2. Положить на весы 2 предмета: ластик и точилку;

ручку и карандаш;

2 пенала и т.п.

3. Положить предметы в вытянутые руки ребенку с завязанными глазами.

4. Спросить: «Что тяжелее?»
- Почему одна чашка весов опускается ниже другой, когда на них лежит разный по массе груз, а рука – нет, хотя груз на ладошках разный по массе?

Б. Задание с ловушкой

Ученики из другого класса смотрели на предметы, которые держал мальчик, и, сравнивая их по массе, начертили такую схему.

- Как вы думаете, правильно ли они определили, какая масса больше? (По положению рук мальчика и по внешнему виду предметы сравнивать по массе нельзя. Нужно положить предметы на весы).

- В каком отношении могут быть массы этих предметов? (Массы могут оказаться одинаковыми, или меньший по размеру предмет может оказаться тяжелее).


5. «Открытие» новых способов сравнения предметов по массе.

А. Опыт Пиаже

1. Вызвать одного ребенка, завязать глаза.

2. Дать в руки 2 пластилиновых шарика.

- У тебя в руках 2 предмета. По каким признакам ты можешь их сравнить, не глядя? (по форме, материалу).

3. Вызвать другого ребенка, глаза не завязывать, шарики в руки не давать.

- По каким признакам можешь сравнить предметы с открытыми глазами? (по цвету, по форме, по размеру).

4. Вызвать третьего ребенка, дать в руки шарики.

- Сравни шарики по массе (надо положить на весы). Почему? Что скажете о массе шариков? (массы шариков одинаковые)

5. Учитель берет в руки шарики.

- Превращу один шарик в лепешку!

- Чья теперь масса больше – шарика или лепешки? Почему? (нужно взвесить!)

Б. Игра «Можно ли сравнивать без весов?» (работа в группах)

В каждой группе – 1 стакан с водой, 1 пластилиновый шарик, 1 пластилиновый кубик, маркер.

- Возьмите 2 пластилиновых предмета и попробуйте сравнить их по массе без весов.

- Какой из предметов больше по массе? Как узнали? Почему вы выбрали именно этот способ? (Оба предмета по очереди бросают в стакан с водой и отмечают уровень воды в стакане маркером. Масса того предмета больше, когда вода в стакане поднялась выше).

- Начертите схему. Запишите формулу.

6. Итог.

- Как бы вы научили ребят из другого класса сравнивать предметы по массе?

Примерно таким образом строятся уроки в системе РО. Как видите, нет ни одного навязанного ребенку правила, понятия. До всего дети доходят сами, пытаясь решить поставленную в начале урока учебную задачу, путем выполнения практических действий, установления взаимосвязей, путем проб и ошибок.

Давайте кратко рассмотрим урок математики по теме «Умножение на двузначное число» (4 класс).



При работе с классом на первых этапах можно использовать следующие приёмы обучения: создание проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, постановки проблемных задач, проблемных опытов и др. В дальнейшем к вышеназванным добавляются приемы: формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций, ситуации «разрывов», диспут, дискуссия и др. На завершающем этапе формирования рефлексии рекомендуются: сопоставление своих действий и результата с образцом, классификация задач по способу их решения, обнаружение причин ошибок и способы их устранения, создание «помощника» для проверки работы и др.

Следует отметить, что на всех этапах становления рефлексии у младшего школьника учителю на каждом занятии независимо от предмета можно использовать арсенал приёмов: задания «ловушки» (нацелены на рефлексию способа действия); составление заданий с «ловушками»; сопоставление своих действий и результата с образцом; составление задачи, подобной данной; классификация задач по способу их решения; составление задачи по чертежу; обнаружение причин ошибок и способы их устранения; создание «помощника» для проверки работы; составление проверочных заданий; обоснованный отказ от выполнения задания.
скачать


Смотрите также:
Астахова Ю. Л., учитель начальных классов моу «сош №10» Развитие теоретического мышления младших школьников как основная цель обучения в системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова Методология Д. Эльконина-В. Давыдова
153.43kb.
Из опыта работы Масловой Е. В. по системе Эльконина-Давыдова
160.8kb.
Урок обучения грамоте (по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова). Тема урока: Буквы Ч, Щ. Буквы А, у после Ч, Щ. Цель урока: Постановка и решение учебной орфографической задачи
79.48kb.
Эмоционально привлекательный фон учебной деятельности как условие успешного обучения и воспитания школьников в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова
43.22kb.
Технология обучения правилам в системе развивающего обучения
43.62kb.
Реализация фгос ноо средствами педагогической системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. По материалам пособия для учителя 1 класса «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы
123.52kb.
Федорова Екатерина Семеновна, учитель начальных классов педстаж 28 лет, высшая квалификационная категория 2012 2013 учебный год
305.15kb.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» во 2
220.42kb.
Милосердова валентина александровна учитель начальных классов моу сош №2
700.13kb.
Проблемное обучение как метод развивающего обучения
75.15kb.
Семья и школа
54.31kb.
Характеристика учебного
1638.57kb.