Главная стр 1
скачать
«А.С.Пушкин и античность»,

10 класс.
Цель литературного образования – становление духовно-нравственного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности в непрерывном совершенствовании. Программа по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой позволяет учителю изучать произведения как искусство слова, акцентировать внимание учащихся на нравственные и эстетические ценности. Содержание курса по литературе в старших классах (9-10) построено на историко-литературной основе. Соотнесенность общечеловеческого и конкретно-исторического подхода предоставляет педагогу обратиться к «вечным темам», что позволяет приблизить произведения прошлых эпох к современности, изучать их через призму нравственно-художественных идеалов и тем самым усилить воспитательное воздействие на учащихся. Таким образом, в программе по литературе заложены основные дидактические предпосылки для становления духовного мира старшеклассника посредством нравственно-художественных идеалов писателей.

Без теоретических знаний о нравственно-эстетических ценностях писателей учащиеся оценивают произведения с формально-содержательной стороны, что резко снижает воспитательное влияние литературы на их духовный рост.

С понятием «нравственно-эстетический идеал» ученики знакомятся в 9 классе, а в 10 классе, исходя из дидактических принципов научности, системности и прочности знаний, закрепляют, уточняют и конкретизируют данное понятие, что является подготовительным (II этап) этапом для введения более сложного понятия о нравственно-художественном идеале.

Обратиться к «вечным темам», приобщиться к высоким идеалам, непреходящим ценностям в первую очередь позволяет изучение произведений А.С.Пушкина. Десятиклассникам предлагаются следующие аспекты творчества поэта: «Основные мотивы лирики», «Лелеющая душу гуманность», «Слияние личной и гражданской тем», «Утверждение высокого предназначения человека» и др. Каждая из тем предполагает рассмотрение учебного материала в свете нравственно-эстетических ценностей автора. Диссертант предлагает еще одну тему, мало изученную в школе, – «А.С.Пушкин и античность», предоставляющую учителю большие возможности: пробудить интерес к творчеству Пушкина; посредством анализа мифологем определить основные мотивы его поэзии; выяснить, чем вызван интерес поэта к культуре Древней Греции и Древнего Рима; выявить непреходящее значение идеалов античной культуры для западноевропейской и русской литературы; позволяет осуществить межпредметные связи между литературой, изобразительным искусством, музыкой и мировой художественной культурой; выявить нравственно-эстетические идеалы поэта; оказать благотворное влияние на духовно-нравственное и эстетическое воспитание старшеклассников.

Проблема изучения античного наследия в русской поэзии XIX века приобретает особую значимость в связи с частым использованием античных сюжетов в современной западноевропейской литературе. Явление это закономерное. Художественная культура античного мира явилась своеобразным этико-эстегическим идеалом, образцом для подражания и усвоения. Литературное переосмысление образов античных богов и героев позволило создать целую систему символов, перераставших в систему философско-эстетических категорий.

Никто из русских писателей XIX века не использовал античное наследие так многогранно, как Пушкин. По словам В.Г.Белинского, " Пушкин первый из русских поэтов овладел поясом Киприды". Александр Сергеевич глубоко интересовался античной культурой. В личной библиотеке поэта мы обнаруживаем труды Гиббона, Лагарпа, Нибура, Мишле и других исследователей Древней Эллады и Древнего Рима. Пушкин и сам переводил Ювенала, Вергилия, Горация, Катулла, Ксенофонта Колофонского. Знатоки античной поэзии, Гнедич, Катенин, Дельвиг, были близкими друзьями Пушкина. В Петербурге он часто навещал А.Н.Оленина'крупнейшего специалиста в области греческих древностей.

Неподдельный интерес Пушкина к античности вызван не только движением прогрессивной общественной мысли в начале прошлого века, но и новейшими открытиями в области классической филологии.

Античное наследие - неотъемлемая часть европейской культуры, и овладение этой сокровищницей помогло Пушкину поднять престиж русской литературы до мирового уровня.

Обращаясь к " бессмертным созданиям величавой древности", на протяжении всего творческого пути поэт пытался разгадать тайну истинной поэзии. "Идеалы высокой простоты ", которые Пушкин искал в далекой античности, как нельзя более соответствовали особенностям его поэтического дарования и тем новым задачам, которые стояли перед русской литературой.

В представлении Александра Сергеевича античная поэзия отличалась гармоничностью, простотой и прозрачностью, ведь все это отличало и творческую манеру самого Пушкина. Основные требования античной эстетики он образно объединил значимым для себя словом "гармония"(этим словом поэт отмечает на полях совершенные в художественном отношении произведения К.Батюшкова). "Истинный вкус со^шуоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности»,- утверждал Пушкин. Эстетическая позиция поэта ясна: равновесие между чувством и мыслью, соразмерность всех элементов художественного произведения, гармония между формой и содержанием. В

"Литературном вечере у Плетнева" И.С. Тургенев писал: « Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку- чувство меры." И Пушкин был, без сомнения, щедро наделен этим высшим даром богов. Античное наследие помогло поэту постичь законы совершенства.

На уроках литературы учитель не может обойти своим вниманием тему "Пушкин и античность". Ведь только благодаря изучению этой темы учащиеся в полной мере могут постичь истоки пушкинской поэзии, секрет красоты и изящества, предельной лаконичности, прозрачной легкости и рельефной очерченности его бессмертных стихов, гражданского пафоса и высокой гуманности наследия поэта. «Цивилизация греков соединяет мир и человека плодотворной дружбой, имя которой Гармония»,- писал А.Боннар.

Имя А.С.Пушкина у всех на устах. Но каждый раз открывая томик его стихов, невольно испытываешь трепет. Отчего это происходит? Н.В.Гоголь, размышляя об этом, сказал, что у Пушкина за каждым словом - бездна пространства. Бездна ... Много неразгаданного в его поэзии. Сколько еще тайн поэта нам предстоит постигнуть?!

Взоры Западной Европы и России всегда с трепетом обращались в прошлое, к Риму и Греции, с их прекрасными очеловеченными богами и не менее прекрасными гармонично развитыми людьми - героями, философами, воинами, писателями, оратарами, атлетами.

Вопрос учащимся:

- Почему античные мифы легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мысли современного человека?

- В чем заключается непреходящее значение идеалов античности для западно­европейской и русской культур?

Учитель: Античность всегда была для нас идеалом настоящей свободы тела и духа, выразительницей самых сокровенных идей. Древние греки стремились жить по законам Добра и Красоты.

Утверждая нравственное воздействие искусства, они не разделяли добро и красоту, о чем свидетельствует слово "калокагатия" - "красота -добро'1.

В.Г. Белинский с волнением писал; "Обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестною, потому что основа его жизни - гордость личности, неприкосновенность личного достоинства. Греческое искусство было освобождением человека из-под ига природы, прекрасным примирением духа и природы... И потому греческое искусство облагородило., просветило и одухотвотрило все естественные склонности и стремления человека.''

- Если Западная Европа, унаследовавшая латинскую ученость римлян, только в XIV - XV веках стала знакомиться с греческими подлинниками, то на Руси греческий язык и греческая мудрость никогда не была чужими. Знакомство с Древней Грецией у России началось уже с V века. Художников, поэтов, скульптуров в античности привлекало прежде всего глубина и художественность мифологических образов.

"Благородная простота и спокойное величие", "царство красоты и гармонии,... воплощение чистой человечности" ( по определению К.Маркса), античность коснулась и Пушкина.

Вопросы к учащимся:

- Когда поэт познакомился с шедеврами античной культуры?

- Перечислите античные мифологемы, обнаруженные вами в процессе исследования в лирике А.С.Пушкина.

- Поиски Пушкина эстетических идеалов в античности связаны с тем, что греческое искусство было наиболее близким к фольклору, ибо почвой его была мифология, и наиболее близким к народу, ибо оно было понятно каждому гражданину Афин; источником правил для греческих художников была сама природа, идеалом красоты - живой человек. Белинский этот феномен назвал "музыкой в стихах и скульптурой в поэзии".

За гармоничными звуками и прекрасными пластическими образами чувствуется светлый и верный взгляд на жизнь, близость природе, любовь к человеку - "тот ясный мир, который дышит чертами, знакомыми одним древним, в котором природа выражается так же живо, как в струе какой-нибудь серебряной реки".

(Н.В .Гоголь)

- В 1825г. Пушкин писал о славяно-русском языке: "В Х1в. древнегреческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом усыновил его ..."

- Чем отличаются мифологические имена непосредственно в мифах Древней Греции от античных мифологем, используемых поэтом?



- Что Пушкина привлекало в античности?

Учитель: Известно, что "предпосылкой греческого искусства является

греческая мифология" (К.Маркс).

Мы не должны забывать, что миф – это форма творческого осмысления греками

явлений природы, собственного происхождения, исторического прошлого, всего

окружающего мира. Мифологическое видение мира древними греками - это

отражение их языческого религиозного сознания.

А у А.С.Пушкина античные имена становятся лишь поэтическими символами.

Кун писал: "Греко-римская мифология столь глубоко проникла в русскую

литературу, что, человеку, читающему Пушкина и неосведомленному о

мифологических персонажах, не всегда будет ясен лирический или сатирический

смысл того или иного произведения."



В.Г.Белинскии писал: ."мифология была выражением жизни древних, и их боги были не аллегориями, не символами, не риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах."

Вопрос к учащимся:

- В ходе исследования вам предстояло определить, в какие периоды своего творчества Пушкин наиболее часто использовал античные мифологемы.

- С чем это связано?

- Какие мифологизмы наиболее частотны у поэта в лицейский период?

- Анализируя лишь один пласт лексики у Пушкина - мифологемы, можно ли выявить основные мотивы его лицейской лирики? Назовите их.

Учитель. Мощным аккордом зазвучали в лицейской лирике Пушкина мотивы

любви и дружбы, поэта и поэзии, гражданские и вакхические мотивы.

Многие лицейские стихи А.С. отражают не только увлечение модной в то время

античной поэзией, но и органически выражают - жизнерадостное

мироощущение юного поэта,

Жизнеутверждающие мотивы сильны в творчестве раннего Пушкина.

Вакхические мотивы,.

- Дай бог любви, чтоб ты свой век Питомцем нежным Эпикура Провел меж Вакха и Амура!

( "Князю Горчакову")

- А ты, красавец молодой, Сиятельный повеса! Ты будешь Вакха жрец лихой, На прочее - завеса!

( "Пирующим студентам")

- Нам жизни дни златые Не страшно расточать. Поделимся с забавой Мы веком остальным, С волшебницею - славой И с Вакхом молодым.

( "Послание к Галичу")

- Веселья бог, с широкой, полной чашей, И царствуй, Вакх. со всем двором своим.

( "Из письма В.Л.Пушкину")

- Казалося ему, что средь долины, Между цветов, стоит над миртом он, Вокруг него сатиров, фавнов сонм ... Иной смеясь льет в кубок пенны вины;

Зеленый плющ на черных волосах, И виноград, на голове висящий, И легкий фирз, у ног его лежащий,-Все говорит, что вечно-юный Вакх, Веселья бог, сатира покровитель.

( "Монах". Песнь вторая)



"Вакхическая песня". 'Торжество Вакха" Учащиеся читают наизусть Древняя Греция представлялась Пушкину золотым детством человечества. Вот почему образы, связанные с нею, так светлы, непосредственны и овеяны в его творчестве особой беззаботностью. Через всю лирику А.С.Пушкина проходит тема любви.

- Какие мифологемы Пушкин использует для раскрытия этой темы?

Любовные мотивы воспроизводит поэт на своей лире.

1) - Так и мне узнать случилось, Что за птица Купидон ...

- Как смеясь во зло Амуру. Я писал карикатуру На любезный женский пол ...

("К Натали" 1813г.)

2) - Младой Давние, гоняясь за Доридой. "Постой!"- кричал, - прелестная, постой, Скажи: "Люблю"- и бегать за тобой Не стану я - клянуся в том Кипридой. "Молчи, молчи!"- рассудок говорил. А плут Эрот: "Скажи, ты сердцу мил!"

("Рассудок и любовь")

3) - "Добрый путь! прости, любовь! За богинею слепою, Не за Хлоей полечу, Счастье, счастье ухвачу"-мнил я в гордости безумной. Вдруг услышал хохот шумный, Оглянулся ... и Эрот Постучался у ворот.

("Опытность")

Лицей. Пушкин юн. Его сердце переполнено любовью, светом, окрылено надеждой.

Его постоянными спутниками стали Эрот, Гименей, Амур, Купидон, Венера, Афро,л,ита ...

Мифологические обрады служат у Пушкина своего рода "покрывалом", которое дает возможность с особой силой выразить неповторимое и вполне реальное ощущение подлинного упоения жизнью, молодостью, чувство радости бытия. Мифологемы, возникая в эту пору под рукою Пушкина, придавали изображению порывов и увлечений молодости особую гармоничность и д.егкост_ь_,

Учитель:


Белинский оценивал роль античности в лирике Пушкина как "всемирную мастерскую, через которую должна пройти всякая поэзия в мире, чтобы научиться быть изящною поэзией."

Пушкину дано было чувствовать красоту слова еще в младенческие годы:

Я шцушх звуков наслажденья Младенцем чувствовать умел ... -признавался он по окончании Лицея Дельвигу.

Почему


по частоте употребления слова "муза", "лира" преобладают среди других мифологизмов, используемых Пушкиным?

(Демонстрация таблицы)

Вот любопытная таблица.

Частота Употребления



Вакх 34

Эрот 18


Гимен ей 20

Венера 19

Амур 43

Феб 42

Аполлон 32

Парнас 21

Свирель 18

Цевница 13

Лира 1491

Муза 1481

В центре пушкинской поэзии - образ Музы, который сопровождал поэта до конца жизни. Чтобы понять эту закономерность, вернемся в Древнюю Грецию. Музы ... - Расскажите о них.

Музы - сначала богини " покровительницы искусств (пение, музыка, танцы, поэзия), позднее - покровительницы наук и всей творческой деятельности. Мнсмосмпа родила их от Зевса в Пиэрии у Олимпа. Впервые их имена назвал Гесиод.

Почести им воздавались в Пиэрии, на Геликоне и в Дельфах, где бил Кастальский ключ. Музы вдохновляли поэтов, помогали советом, и поэтому поэты обращались к ним в зачинах своих произведений.

Музы в русской поэзии упоминались и до Пушкина, слово "муза" превратилось в тривиальное русское слово.

"Музы - существа идеальные", но определению Пушкина. Пушкин писал: "Христианское воображение наше к ним привыкло". Однако он сам не только часто употреблял это слово в его русском значении, но и много раз оживлял и заставлял перевоплощаться в богиню поэзии.


Вопрос учащимся:

- Какой предстала муза в поэзии Пушкина? Как в его творчестве она меняла свое обличие?

Муза посетила Пушкина уже в первые месяцы его лицейской жизни:

В 1С дни - во мгле дубравных сводов

Близ вод, текущих в тишине,

В углах лицейских переходов

Являться муза стала мне,

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась - муза в ней

Открыла пир своих затей.

- В младенчестве моем она меня любила И семиствольную цевницу мне вручила.

("Муза" 1821г.)

- И я - питомец важных Муз.

("К Галичу")

- Благослови поэт!.. В тиши парнасской сени Я с трепетом склонил над музами колени ...

("К Жуковскому")
Веленью Божьему, о муза, будь послушна...

Подводя итог своему творческому пути, поэт признается:

...чувства добрые я лирой пробуждал.

- Какие чувства, по-вашему, можно отнести к добрым?

Вот чему признана служить лира? ("Лирика" - производное от слова "лира")

По точному наблюдению Ю.Лотмана, "чем бы ни занимался, чтобы ни делал Пушкин в годы своей творческой зрелости, он был в первую очередь и прежде всего, Поэт".

Учитель: В одном ассоциативном ряду с мифологемами "муза", "лира", "Парнас", "Геликон", "Пегас" у Пушкина стоит слово "аполлон" (Феб). ( это достаточно частотная мифологема)

Словарная работа, ("словарь античности")

- Прочтите фрагменты пушкинских стихов, где присутствует образ Аполлона. Кем является Аполлон в древнегреческой мифологии?

Аполлон - бог солнечного света, покровитель Муз, бог гармонии, духовной /1,ся тельпости и искусств (прежде всего музыки и пения). Часто изображали его с лирой в руках, полученной им от Гермеса.

В.Белинский писал: "Все формы природы были равно прекрасны для художественной души Эллмпа: по как благородный сосуд духа - человек, то на его прекрасном станс и роскошном изяществе его форм и остановился с упоением и гордостью творческий взор эллина - и благородство стана и форм явились в бессмертных образах Аполлона Ьсльведсрского и Венеры..."

- Какова художественная функция мифологемы "Аполлон" в лирике Пушкина и как она связана с мировоззрением поэта?

Творчеству Пушкина присуще светлое, солнечное начало. Пе случайно А.С. назван "^рщщсмпашси лоэзиц".

Пушкин воспел изящество, красоту, любовь (аноллоничсское начало), мучительно раз мы шлял о судьбах искусства. По словам Мережковского, "Пушкин - дневное ... светило", "лучезарный Апшиюн"..

Обоб1и,аювд1тевопрось1к^ч^^^^

- Что значила для Пушкина античность?

- Почему он так часто использует мифологемы в своей лирике?

- За 'фудпяют или обогащают мифологизмы прочтение пушкинских произведений?

- Какие художественные задачи в своем творчестве Пушкин решает с помощью античных мифологем?

- Почему в лицейский и петербургский периоды поэт чаще использует античные образы, чем па других этапах творчества?



  • Какие грани жизни и творчества Пушкина помогли вам понять мифологемы?

  • Каково нравсвенно-эстетическое звучание мифологических образов, используемых Пушкиным?

«Пушкин умел увидеть мир таким, каким он был в его время и вместе с тем, каким он должен быть в бесконечном стремлении человека к светлому идеалу, гармонии». (Б.Мейлах). Воплощением гармонии для Пушкина стала античность. Античный мир привлекал поэта своей пластичностью, возможностью утвердить гармоничное начало в современной ему дисгармоничной действительности.

Мифологемы античности помогли Пушкину полнее и красочнее выразить поэтическое чувство, глубже раскрыть подлинный смысл современных событий или, наоборот, открыть людям XIX века неповторимый дух античного мира. Поэт в античном искусстве искал выражение своих нравственно-эстетических идеалов. Это первым заметил В.Г.Белинский: « К особенным свойствам его поэзии принадлежит чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека».



Античность связывает Пушкина нерушимой дружбой, имя которой Гармония. Поэт был бесконечно благодарен Древней Элладе за ее вечный поиск, за идеал прекрасного, за улыбку надежды. Свет античной культуры не меркнет. Античность вновь и вновь является нам, как древняя сказочная птица Феникс, в бессмертных творениях А.С.Пушкина.
скачать


Смотрите также:
А. С. Пушкин и античность, 10 класс. Цель литературного образования становление духовно-нравственного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности в непрерывном совершенствовании. Программа
129.63kb.
Приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы
248.59kb.
Рабочая программа ивановой Марьи Петровны учителя 1 квалификационной категории, по литературе для 10 класса 2010 2011 учебный год
410.46kb.
Урок №9 Свобода и моральный выбор человека
67.39kb.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию. Цель духовно-нравственного воспитания в школе является создание условий для становления духовно- нравственной культуры у школьников. Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию
24.54kb.
2 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
167.59kb.
Рабочая программа по литературе в 9-м классе предназначена для изучения литературы на базовом уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю. Цель литературного образования становление духовного мира человека
99.73kb.
Классный час в 10-м классе "Я личность"
75.18kb.
3. Анализ методической работы
401.49kb.
Программа детской организации «Республика Либерти»
48.02kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников маоу «Гимназия
612.49kb.
«здоровьесберегающие технологии в современной системе образования»
500.59kb.