Главная стр 1
скачать


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Грайворонского района Белгородской области

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД «ЦДТ»

Грайворонского района

Белгородской области



Левченко С.Ю.

« » 20 года





Модифицированная образовательная программа

Фольклорного ансамбля «Сударушки»

Срок реализации: 3 года

Возраст: 6-14 лет
Педагог дополнительного образования:

Бережная Галина Анатольевна


Грайворон-2012



Программа: Модифицированная дополнительная образовательная программа «Сударушка», художественно-эстетической направленности (творчество)
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета

От «_____»_____________2012г., протокол №_______
Председатель ____________________ Ф.И.О. ___________________


Аннотация

Образовательная программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит идея школьного музыкально-эстетического образования на основе Белгородского песенного фольклора и творческой деятельности. Программа ориентирована на базовый компонент музыкально-фольклорного образования школьников. Программа опирается на достижение русского вокально-хорового исполнительства и традиции певческой музыковедческой российской школы. Программа направлена на изучение, освоение народного творчества в единстве песни, танца, инструментальной музыки.


Содержание

Введение………………………………………………………….………….....3

Пояснительная записка………………………………………………………..5

Учебный план……………………………………...…………………………12

Учебно-тематический план для 1-го года обучения……………………….13

Содержание рабочей программы для 1-го года обучения………………....14

Учебно-тематический план для 2-го года обучения……………………......17

Содержание рабочей программы для 2-го года обучения……………..…..18

Учебно-тематический план для 3-го года обучения………………….….....21

Содержание рабочей программы для 3-го года обучения………………....22

Методическое обеспечение………………………………………………..…24

Список литературы…………………………………………………………...25



Введение
Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного музыкального творчества в эстетическом воспитании школьников. Несмотря на общеизвестную значимость русской народной музыки в воспитании детей, большинство учащихся, особенно городских, воспринимают народную музыку, как некую экзотику: непонятный речевой диалект, чуждая эстетика звукоизвлечения нередко вызывают у ребят реакцию неприятия, так как у современных детей сформировался стереотип музыкального мышления на восприятие массовой музыкальной культуры.

Грайворонский район один из ярких уголков Белгородской области, сохранивший народные традиции в их самобытной форме. Через фольклор - песню, пляску, музыку у россиян выражались радость, горе, тоска, печаль. Песня издревле объединяла людей, помогала в работе, поддерживала в горе и радости. Русский человек не мыслим без песни, без широкой задорной пляски. В песне отражается красота человеческой души, его суть.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам, к фольклору. Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь. Песни Белгородской земли стоят в ряду самых ярких и значительных явлений в художественном наследии русского народа, их притягательная сила – в искренности, глубине и совершенстве поэтических образов, в жизненной энергии музыкальных ритмов. Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее русской этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа. Народное пение- это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, история.


Пояснительная записка

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

На рубеже 20-21 вв. в условиях нарастающей урбанизации общества проблема сохранения традиционных фольклорных ценностей ощущается все более остро. Одной из сторон процесса урбанизации является постепенное угасание традиций народного песенного творчества в современной среде. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются традиционные детские игры, песни, потешки, народные традиции, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка. Одним из основных базисов изучения фольклора является дополнительное образование детей.

Образовательная программа фольклорного ансамбля «Сударушки» ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит идея школьного музыкально-эстетического образования на основе Белгородского песенного фольклора и творческой деятельности, программа ориентирована на базовый компонент музыкально-фольклорного образования школьников. Под музыкально-фольклорным образованием понимается освоение песенного фольклора как искусства народного пения.

Образовательная программа опирается на достижения русского вокально- хорового исполнительства и традиции певческой этнопедагогической и музыковедческой российской школы. В ней учитывается опыт различных исполнителей народной песни, ансамблевый опыт современных фольклорных коллективов и центров народной культуры, в частности Белгородского государственного центра народного творчества. Программа направлена на изучение, освоение народного творчества в единстве песни, танца, инструментальной музыки (обучение игре на кугиклах, лажках, рубель, бубнах, трещотках), народнопоэтического творчества, игры и костюма. Набор в фольклорный ансамбль производиться по желанию учащихся.

Пропаганда и агитация проходит через уроки музыки. В программные занятия обучающихся народному песенному наследию входят познание содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки, путем собственной активности, творческой деятельности каждого ученика, повышение уровня художественного воспитания способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство. Учебный репертуар программы включает лучшие образцы песенно-игрового фольклора, записанные в фольклорных экспедициях по Белгородской области. Изучение народных песен в программе осуществляется в их взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря, в культах и обрядах которого важное значение имело участие детей и подростков. Такой подход вводит детей в мир фольклора как в особое этнокультурное пространство и способствует формированию целостных представлений о русском фольклоре, народном миропонимании этических и эстетических ценностей.

Актуальность. Образовательная программа фольклорного ансамбля «Сударушки» ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Направленность - художественно-эстетическая.

Новизна программы - связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течении трёх лет изучать и воспроизводить обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от наблюдения к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим.

Программа является образовательной, профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям младшего школьного возраста и подросткам получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность. Участие родителей в образовательном процессе считается обязательным. Родители могут принимать активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в ансамбле.

Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛИ:

- Развитие творческих музыкальных способностей у детей,

- Привлечение детей к творчеству, через ознакомление с народной чувашской культурой на занятиях фольклора.

- Формирование учащегося, способного к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.



ЗАДАЧИ:

Воспитательные:

- Воспитать уважительное и бережное отношение к Белгородскому фольклору как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы. - Воспитать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.

- Воспитать творчески-активную личность.

- Формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;

- Воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре.

- Воспитание потриотизма.

- Формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;

- Воспитание толерантности.



Образовательные:

- Формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования.

- Формировать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, дыхание, опора).

- Обучение приемам исполнения (скольжение, спады, огласовки), освоение говора, диалекта коренных жителей Белгородской области.

-Обучать воспитанников основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам.

- Обучение навыкам народного звукоподражания и пения без сопровождения – аккопелло.

- Помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой, детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного календаря Белгородской области и Грайворонского района.

- Дать учащимся знания и представления о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте.

- Формирование навыков научно- поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов.

Развивающие:

- Развивать исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение (в манере своего народа, своей местности).

- Развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра;

- Развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;

-Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

-Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

-Формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания народной музыки на традициях и обычаях русского народа.

-Дать представление о традиционной одежде своего региона.

Очень важно в музыкальном воспитании обращение к родной, традиционной песенной культуре. Не менее важен и учёт самих принципов, заложенных в фольклоре:

- участие и нахождение своего места в творческом процессе всех, независимо от степени одарённости;

- тесная связь творчества с повседневной жизнью, семёй, бытом детей;

- взаимосвязь искусств (пения, танца, игры и т.д.);

- связь с художественной традицией своего края, села;

- свободное варьирование интонационного материала;

- слуховое ощущение лада и стиля многоголосия;

- собирательская деятельность (запись материала от родных, близкий на каникулах, в экспедициях).

Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо:

1. Кадровое обеспечение:

· педагоги дополнительного образования по различным направлениям деятельности: музыкальный фольклор, народная хореография;

· аккомпаниатор.

2. Материально- техническое обеспечение:


  • специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;

  • музыкальные инструменты: фортепиано, гармонь, барабан, трещотка и.т.д.;

  • технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура, наборы СD- дисков, микрофоны и др.;

  • зал для проведения праздников;

  • народные костюмы.

3. Методическое обеспечение:

  • дидактический и раздаточный материал;

  • пособия по народному творчеству;

  • комплект методической и теоретической литературы;

  • Разработанные сценарии игр и праздников.

Программа рассчитана на три года обучения. Возраст детей от 6 до 17 лет. Количество детей в группе первого года обучения - 15 человек, для второго года обучения - не менее 10 человек, для третьего года обучения - не менее 8 человек.

Режим работы кружка:

для детей 1-го года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 ч. в год;

для детей 2-го года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 ч. в год;

для детей 3-го года обучения – 2 раза в неделю по 3 часа, всего 216 ч. в год, согласно Уставу Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Грайворонского района Белгородской области.

Образовательный процесс программы построен как последовательный переход от одного этапа к другому. Каждый год обучения содержит два этапа: первый этап – обучающий; второй - самостоятельная творческая деятельность.



Формы и методы обучения

Основные виды творческо-педагогической деятельности и формы занятий фольклорного ансамбля определяются тремя составляющими:

- спецификой фольклорного материала;

- педагогическими (образовательными) задачами предмета, состоящего из усвоения сообщаемых учителем знаний, разучивания и исполнения песен, слушания музыки;

- возрастными психофизиологическими особенностями учащихся.

В процессе обучения используются следующие формы работы:


  • практические тематические занятия;

  • беседы;

  • мастер-класс народных исполнителей и умельцев;

  • фольклорные праздники;

  • отчетные концерты;

  • участие в конкурсах и фестивалях;

  • посещение театров, музеев, концертов;

  • экскурсии;

  • совместный досуг детей и родителей.

При изучении тем используются:

  • наглядные пособия;

  • изделия народных промыслов;

  • традиционные предметы домашнего обихода;

  • национальные костюмы;

  • фото, аудио, видеоматериалы.

Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. В фольклорном ансамбле «Сударушки» праздники приурочивают к наиболее важным датам народного календаря: «Масленица», Рождество», «Сороки», «Троица», «Спас». Формы проведения праздника разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты посвящённые: Дню Победы, Дню России, Дню села, 23 февраля, 8 Марта и др. Подобная форма работы интересна еще и потому, что на празднике не бывает пассивных зрителей: каждый из присутствующих вовлечен в песню, танец, игру. Важным является и этап подготовки к празднику, когда дети совместно с родителями украшают кабинет, готовят традиционные угощения, создают костюмы, атрибуты праздника.

Для полноценного включения детей в процесс ансамблевого пения необходимо использовать формы групповой и индивидуальной работы:

-сольное пение фрагментов или всей песни;

-пение маленькими группами (по 2-3 человека), где каждый голос хорошо слышен, поможет участникам коллектива проявить свои индивидуальные вокальные возможности, почувствовать уверенность.

В период становления фольклорного коллектива одна из важнейших задач - выявление потенциальных вокально-творческих возможностей каждого участника. В исполнительском процессе важна активная и порой "ведущая" роль каждого певца. Участники ансамбля – равноправные "создатели" песни; от каждого из них зависит качество исполнения, тонус коллективного звучания, эмоциональное состояние всего ансамбля. Голос каждого певца, обладая неповторимым тембром, добавляет новый оттенок или свою собственную окраску в звучащую "палитру" ансамбля.
Методы, применяемые в ходе реализации программы

Словесные методы:

рассказ педагога построен с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

беседа – проводится с обучающимися по комплексу вопросов темы. Применяются различные виды беседы: вводная, по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная.

Наглядные методы:

иллюстрация - показ и организация познавательной деятельности на основе подлинных материалов.

демонстрация – просмотр материала.

Практические методы:

упражнение – применяется с целью доведения практических действий до автоматизма.

практическая работа - обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному и нравственному развитию.

Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными, что повышает эффект обучения.

Средством достижения цели и задач фольклорно-музыкального образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории музыкального фольклора.

Базовые теоретико-музыкально-фольклорные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы.

Детский фольклор - основа предлагаемого репертуара, так как он наиболее близок и понятен детям. Жанры детского фольклора равно как полезны, так и доступны. Вместе с тем всякое фольклорное произведение имеет двойную ориентацию на исполнителя и на культурную традицию. Поэтому выведение базовых теоретико-музыкально-фольклорных понятий в качестве структурных кажется не только возможным, но и обязательным: именно они обеспечивают музыкально-фольклорное образование.

Для большей наглядности занятий используются такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как посещение концертов, целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен (носителями традиций).

Еще один существенный момент следует учитывать в организации обучения детей музыкальному фольклору – его синкретизм, соединение в нем напева слова и движения, которые определяют основные виды творческой деятельности:

- импровизацию поэтического текста;

- импровизацию движений и пластики в танцах и играх;

- варьирование и импровизацию музыкального текста.

Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей. Сегодня песенный фольклор должен рассматриваться и как цель обучения музыкальной культуре, и как средство массового нравственного эстетического воспитания.

Этапы реализации программы


Первый этап – первый год обучения для детей младшего школьного возраста от 6 до 9 лет – этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ним – жанры детского музыкального фольклора, потешный фольклор.

Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: игры (музыкальные и словесные), пение. Участники ансамбля впервые знакомятся с музыкальными сказками, колыбельными песнями, пестушками, прибаутками, закличками, считалки и т.д. это и первое знакомство с народным календарём (Рождеством, колядованием, Масленичными песнями, закличками весны).



Второй этап – второй год обучения для детей среднего школьного возраста от 10 до 13 лет – направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. На этом этапе уделяется большое внимание изучению календарных праздников и обрядов. Углубленно изучаются виды хороводов, элементы плясовых движений и т.д. Совместно с родителями педагог и ученики проводят праздники.

Третий этап – третий и четвертый год обучения для старшего школьного возраста от 13 до 15 лет. На третьем этапе ребята занимаются дальнейшим и углубленным изучением тем программы. Знакомятся семейно-бытовыми праздниками и обрядами, с жанрами связанными с основными моментами в жизни человека: рождение, вступление в брак, проводы в армию, смерть.

На этом этапе предполагается также профессиональное осмысление выбранного вида деятельности, ориентация на повышение исполнительского мастерства в музыкальных училищах, а в дальнейшем – в высших учебных заведениях.

Программой предусматривается свободная, открытая и гибкая система добора в группы не только первого и второго этапов, но и третьего этапа обучения.

Прогнозируемые результаты реализации программы

К концу первого года обучения учащиеся будут знать:

1)детские жанры народно – песенного творчества (считалки, песни - игры, игры – загадки).

2)виды хороводов (круг, ручеёк);

3)народные инструменты (ударные, духовые, струнные)



Уметь:

1)слушать при пении другого поющего;

2)ритмично и активно декламировать песенные ритмотексты ;

3)петь в открытой, народно - певческой манере в диапазоне до-соль -(ля).Петь звонко, мягко, легко. Умеют исполнять выразительно, артистично, чисто интонационно несложную песню без помощи музыкального инструмента – соло;

4)без напряжения, спокойно и правильно дышать;

5)легко исполняют хороводный шаг;

6)обыгрывают образы героев в песнях и играх.

К концу второго года обучения учащиеся будут знать:

1)жанровые разновидности фольклора;

2)песенное творчество разных жанров;

Уметь:

1)петь в народной манере в диапазоне: сопрано - ми 1-до2, альты - ля (малой окт.) – ля

3) Исполняют чисто ансамблем любую из предложенных песен;

4)организовать игру, применить считалку, запеть в игре;

5)выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу, притоптывая, идти дробью);

6)правильно дышать при пении.



К концу третьего года обучения учащиеся будут знать:

1) локальные песенные стили, их особенности и жанры; (где, когда, зачем и как исполнялась определенная песня) ;

2) виды народных плясок;

Уметь:

а) петь эмоционально соло и в ансамбле по 2 - 3 человека, чисто интонируют, держат свой голос;

б)соблюдают цепное дыхание, поют уверенно с правильной тембровой и динамической окраской.


Формы аттестации учащихся

Оценка уровня усвоения программы проводится два раза в год (январь, май) в форме тестирования и зачета. Аттестация зачитывается автоматически за концертное выступление, за участие в конкурсах, фестивалях.

ТЕСТИРОВАНИЕ.

ЗДАЧА ПЕСНИ: (исполнительское мастерство, артистичность).



Критерии оценок исполнительского мастерства:

  • эмоциональность и образность исполнения;

  • развитость технических навыков музыкального исполнительства;

  • культура исполнения и поведения учащихся во время выступления (внешний вид, собранность, отношение к слушателям)

  • соответствие репертуара возрасту воспитанника.

Система теоретико-фольклорных понятий - неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культуры школьника. Это не значит, что фольклорное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главным условием отбора репертуарных произведений является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал.


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «МЫ ИГРАЕМ И ПОЁМ»

Цель:

Дать учащимся основные знания в области русского народного творчества, способствовать воспитанию интереса к Белгородской народной музыке, традициям и обрядам.



Задачи:

Получение первичных знаний о культуре русского народа;

изучение детских жанров народно - песенного творчества (игровых песен, прибауток, считалок, скороговорок);

представление о праздниках народного календаря.


Учебно-тематический план первого года обучения


№ п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теор.

Практ.

1

Введение: основные сведения об истории народа, его происхождении и расселении.

4

4



2

Народное искусство










2.1

Разучивание прибауток, считалок.

8

2

6

2.2

Вокально – хоровое пение

28



28

2.3

Индивидуальная работа: по постановке голоса, работа с солистами.

10



10

2.4

Народная хореография

14

4

10

2.5

Расширение диапазона

10

2

8

3

Народный календарь










3.1

Знакомство с календарными праздниками и обрядами

12

6

6

3.2

Подготовка и проведение праздника «Масленица»


24

8

16

4

Слушание музыки


12

4

6

5

Работа с шумовыми инструментами.

18

9

9

6

Встречи с интересными людьми в рамках программы «Знакомство с детскими фольклорными коллективами»

4

2

2




Всего:

144

41

103

Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. Введение.

Основные сведения об истории народа, его происхождении и расселении.



Раздел 2. Народное искусство

Тема 2.1. Разучивание прибауток, считалок

Детские жанры народно-песенного творчества песни-игры, игры-загадки, песни-танцы.



Тема 2.2. Вокально-хоровое пение

1) Музыкальная азбука чувашского фольклора, народная лексика, соеди­нение слова с музыкой, движением.

2) Малообъемные песни: песни-игры, считалки, потешки — в 1—2 звука, в терцию.

3) Постепенное расширение диапазона начиная от примарной зоны (ми-фа).

4) Знакомство с вокально-хоровыми приемами пения в народ­ной манере, близкой к разговорной речи.

5) Формирование правильного певческого звука - открытого, легкого, звонкого.

6) Работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения. Обучение умению сочетать пение с движением, игрой, охраняя качество звучания . Работа над дыханием, арти­куляцией, дикцией, осознанием исполняемого произведе­ния.

Тема 2.3. Индивидуальная работа по постановке голоса, ра­бота с солистами

1) Развитие голосовых данных: распевки, умение владеть го­лосовым аппаратом.

2) Умение эмоционально и выразительно преподносить испол­няемый репертуар.

Тема 2.4. Народная хореография

1) Освоение движений. Основные положения ног.

2) Основные положения рук.

3)Выработка правильной осанки, умение легко бесшумно двигаться, «держать спину».

4) Соединение рук в хороводе. Освоение кругового хоровода, хороводов « ручеёк», «воротца». Соединение изученных элементов с плясовыми песнями. Знакомство с шумовыми инструментами.

Тема 2.5. Расширение диапазона

1)Распевание коллектива

2)Работа над развитием артикуляционного аппарата

3)Гласные, согласные в народном вокале, интонирование и пение a capella.



Раздел 3. Народный календарь

Тема 3.1. Знакомство с календарными праздниками и обря­дами

1) Календарные праздники и обряды.

2) Зимние, весенние, летние, осенние праздники.

3) Происхождение праздников, связь их с природой.



Тема 3.2. Подготовка и проведение праздника «Масленица».

Раздел 4 .Слушание музыки

Прослушивание: 1)народных песен в исполнении народных мастеров (Зыкина Л.), профессиональных певцов и детских фольклорных коллективов. 2)фрагментов из опер чувашских композиторов, в которых использованы народные мелодии.



Раздел 5.Знакомство с национальными шумовыми инструментами. Кугиклы, ложки, балалайка, трещётки, гармошка, рубель, свистульки.

Раздел 6. Встречи с интересными людьми в рамках программы «Знакомство с детскими фольклорными коллективами ».


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «Русские календарные обрядовые песни»

Цель:

Умение детей работать в малой и большой группах; закрепление знаний 1-го года; нача­ло изучения разделов и тем программы «Белгородский фольклор».



Задачи:

научить детей взаимовыручке, чувству товарищества при работе в группе, сопереживанию товарищам;

научить применять на практике простые виды народного пения

одноголосье с элементами двухголосья;

изучение жанровых разновидностей фольклора (былины, небылицы, сказки);

познакомить с календарными праздниками;



совершенствование навыков хореографии.
Учебно - тематический план второго года обучения


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теор.

Практ.

1

Народное искусство

144







1.1

Музыкальный фольклор




12

28

1.2

Вокально - хоровое пение




18

74

1.3

Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовке сольных номеров







18

1.4

Народная хореография






24

2

Народный календарь

36







2.1

Знакомство с летними праздниками и обрядами «Масленица», «Рождество», «Семик-Троица», «Петров День».




12

18

2.2

Проведение праздника «Масленица»




8

18

3

Слушание музыки










4

Работа с шумовыми инструментами

26



26

5

Встречи с интересными людьми в рамках программы «Народный костюм»

10

3

7




Всего:

216

37

179

Содержание программы второго года обучения

Раздел 1. Народное искусство

Тема 1.1. Музыкальный фольклор

Изучение песенного материала. Белгородские обрядовые песни. Частуш­ки, хороводные, плясовые таночные. Углубленное изучение трех регионов Белгородской области (Курский, Воронежский, Старо Оскольский, и их культурные особенности.



Тема 1.2. Вокально – хоровое пение. Зимние, весеннее - летние и осенние обрядовые песни.

1) Развитие диапазона голоса, выравнивание всех его звуков.

2)Свободное, естественное исполнение песен с движением – хоровод, пляска. Пение без сопровождения инструментов.

3) Распевки: в терцию, кварту, квинту.

4) Сценическая речь; работа над дикцией.

Тема 1.3. Индивидуальная работа по постановке голоса, под­готовке сольных номеров

1) Развитие голосовых данных: распевки, соответствующие голосовым данным, умение владеть голосовым аппара­том.

2) Умение эмоционально исполнять репертуар; работа над ар­тикуляцией, дыханием, ритмом.

Тема 1.4. Народная хореография

1)Изучение различных видов хороводов: кругового, игрового, два круга рядом, «змейки»

2)Выполнение элементарных плясовых движений (ходьба по кругу, притопы, дробь).

3)Навыки работы с ударными и шумовыми музыкальными инструментами



Раздел 2. Народный календарь

Тема 1.Знакомство с летними праздниками и обрядами.

«Масленица», «Семек», «Покров».



Тема 2.Подготовка и проведение праздника «Масленица».

Раздел 3.Слушание музыки.

Расширение кругозора учащихся, углубление полученных знаний. Слушание вокально-хоровой, инструментальной музыки, использующей народные мелодии.



Раздел 4. Работа с шумовыми инструментами (трещотки, колотушки)

Раздел 5. Встречи с интересными людьми в рамках программы «Народный костюм».
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ

Цель:

Развитие творческих спо­собностей учащихся объединения «Белгородский фольклор». Семейные обряды (Свадьба, проводы в армию, колыбельные), их место и роль в жизни.


Задачи:

Дальнейшее, углубленное, изучение тем программы; участие всех детей в праздниках, театрализованные мини представления семейных музыкальных обрядов проводимых в группе, в объединении, в учреждении;



Совершенствование вокально - хоровых навыков и умений.
Учебно-тематический план 3 года обучения


№ п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теор.

Практ.

1

Народное искусство

128







1.1

Музыкальный фольклор

30

12

18

1.2

Вокально – хоровое пение

64

24

40

1.3

Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров

18

4

14

1.4

Народная хореография

16

6

10

2

Семейные обряды, знакомство с песнями, приметами, традициями.

18

8

-

2.1

Подготовка и проведение семейного обряда Свадьба (Выкуп сундука-приданого, расплетение косы)

16

6

10

2.2

Колыбельные песни, рекрутские-солдатские, плачи.

8

4

4

3

Слушание музыки

18

9

9

4

Работа с шумовыми инструментами

20

6

14

5

Встречи с другими фольклорными коллективами

8

4

4




Всего:

216

77

139


Содержание программы третьего года обучения

Раздел 1. Народное искусство

Тема 1.1. Музыкальный фольклор

1) Более глубокое изучение жанров народной музыки. Дальнейшее знакомство с народными песнями.

2) Колыбельные песни, рекрутские-солдатские, плачи. Свадебные песни.

Тема 1.2. Вокально-хоровое пение

1)Закрепление и дальнейшее совершенствование навыков.

2) Развитие звуковысотного, гармонического и вокального слуха.

3) Умение каждого участника петь в любой хоровой партии.

4)Владение дыханием, ясный унисон, чистое интонирование

Тема 1.3. Индивидуальная работа по постановке голоса, под­готовке сольных номеров

1) Развитие голосовых данных: распевки, соответствующие го­лосовым данным, умение владеть голосовым аппаратом.

2) Дальнейшая углубленная работа над репертуаром.

Тема 1.4. Народная хореография

1) Усложнение упражнений с некоторым ускорением испол­нения отдельных движений, фигур хоровода и плясок.

2) Фигуры хоровода «Улитка», «Змейка», «Восьмёрка»

3) Исполнение движений в разном темпе: среднем, с перехо­дом на быстрый темп.

4) Навыки владения шумовыми музыкальными инструментами.

5) Приглашение к танцу. Приветствие гостей хлебом - солью.



Раздел 2. Семейные обряды и праздники.

Углубленное знакомство с семейными обрядами и праздниками. Свадьба, выкуп невесты, выкуп сундука-приданого невесты, расплетение косы, проводы на войну, плачи, причитания, колыбельные песни. К календарным обрядам отнесены и обряды, связанные с культом предков.



Тема 2.1. Подготовка и проведение свадебного семейного обряда.

1)Подготовка к свадебному обряду, разработка сценария.

2) Работа над ролями; песни, пляски.

3) Подготовка бутафории и реквизита



Тема 2.2. проведение праздника «баюшки, баю»

Раздел 3. Слушание музыки.

Расширение кругозора учащихся, углубление полученных знаний. Слушание вокально -хоровой, инструментальной музыки, использующей народные мелодии.

Организация вечеров, коллективное посещение концертов, музыкальных спектаклей.

Раздел 4. Работа с шумовыми инструментами.

Раздел 5. Встреча с другими фольклорными ансамблями.


  1. Методическое обеспечение

Педагогическая технология- наука о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся. Методика проведения занятий на всех этапах обучения состоит из:

  • развития специальных данных: музыкального слуха чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения с учетом возрастных особенностей детей.

  • творческих заданий.

  • работы над певческими навыками.

  • участия в музыкальных, театральных, фольклорных мероприятиях.

В организации образовательного процесса основополагающее значение имеют формы индивидуального (сольное пение) и группового занятия (ансамблевое пение), сочетающие практическую (распевки, разучивание и исполнение песен, проведение игр- хороводов) и теоретическую части (рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном празднике, сведения из истории жанра, традиций его исполнения). На групповых занятиях проводятся народные игры, при подготовке к календарному празднику используются загадки, пословицы, поговорки по теме. В организации образовательного процесса так же используется следующий фольклорный материал:

- народные игры, в том числе хороводные игры и хороводы;


- мифология: миф, сказка, быличка и бывальщина, былина, легенда и др.;
- материал календарных обрядов и праздников;
- материал свадебного обряда;
- народный костюм, женские рукоделия: прядение, ткачество, вышивка, изготовление мягкой игрушки и др.;
- интерьер крестьянской избы и его семантика.

Включение такого материала обогащает представления обучающихся об атмосфере того или иного фольклорного явления и будет способствовать формированию «фольклорного» кругозора. Специфика фольклорного материала дает возможность проведения учебных занятий в форме путешествий, народных игр, обрядовых действий. В рамках реализации программы используются следующие формы проведения занятий:



Обряд. В зависимости от возраста школьников, им предлагается определённая интерпретация целей обряда и способов достижения этих целей. Кроме специфической формы общения и сотворчества, обряд может стать способом выработки активного отношения ребёнка ко всему, что происходит в окружающем мире. В момент проведения обряда дети становятся действующими лицами в драме борьбы света и тьмы, учатся понимать Человека – Природу – Вселенную в их единстве, видеть своё место в этом комплексе и ощущать ответственность за происходящее.

Гулянка. Гулянка имела свои традиционные формы. Она входила в структуру обряда, или была логическим его завершением, или проводилась отдельно. В народной культуре предпочтение отдавалось активным формам отдыха: игрым, песням, танцам, пляскам и др. Разученные на занятиях, они реализуют это свойство в непосредственном действии, где сценарий остаётся как бы за кадром, а на первый план выходит импровизация. Основные «приобретения» учащихся от такой формы творчества: умение отдыхать, активно общаться и испытывать чувство коллективной радости.

Толока, посиделки. Толока – совместный труд (вернее, совместная помощь кому-либо из членов коллектива), иногда сопровождаемый обрядовыми действиями и заканчивающийся угощением, застольем и гулянкой. В народной культуре толокой (возможны и другие названия) называют различные виды

совместной работы (посадка картофеля, строительство дома, жатва и др.) В условиях школы вид работы выбирается по обстоятельствам.



Посиделки – совместный труд, сопровождаемый пением песен, иногда переходящий в гулянку. Круг трудовых действий ограничивается народными ремёслами (прядение, ткачество, вышивка, пошив костюмов, изготовление кукол и др.)

Такие формы используются и на итоговых занятиях по той или иной теме. Кроме того для оптимизации усвоения учебного материала и большей наглядности занятий применяются такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как целенаправленное слушание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен, посещение фестивалей и концертов народной музыки. Такие формы работы способствуют развитию активного восприятия музыки, формируют эмоциональную отзывчивость и способствуют накоплению фольклорного багажа.



Учебное занятие, как правило, организуется по следующей схеме:

-распевка;

-показ и разучивание нового музыкального материала;

-закрепление пройденного;

-слушание музыки и анализ прослушанного;

-теоретичекие сведения;

-повторение.

Существуют и другие формы проведения занятий:



Игровое занятие – на котором школьники учатся играть в народные игры и играют в них. Параллельно с обучением игре педагог следит за взаимоотношениями в коллективе, за особенностями проявления школьников в игровом процессе (общении); производит диагностику отставаний или нарушений в способности к социализации и по возможности осуществляет коррекцию. В процессе игры усваиваются нормы этики общения. Для переключения внимания, а также в целях максимально эффективного использования времени применяются любые другие виды фольклорной деятельности: рассказывание сказок, быличек, загадывание загадок и т. д.

Занятие - подготовка к календарному празднику. Разучивание элементов календарных обрядов совершается в игровой форме. Элементы занятия: разучивание календарных песен; обсуждение текстов песен, их символического значения; обсуждение семантики ритуальных действий и ритуальных предметов. Основное внимание уделяется развитию образного мышления, освоению значения символов, пониманию их роли в решении нравственных проблем

современного общества, проблем культурной и природной экологии.



Занятие-беседа, изложение теоретических сведений с использованием

наглядных пособий, видеоматериалов, музыкальных примеров.



Практическое занятие-разучивание песен, игр, знакомство с основами хо-реографии.

Занятие- репетиция, концерт.

Итоговое занятие (завершающее тему).

Уроки мастерства (творческие мастерские). Обучение различным видам ремесла «лучше проводить в форме занятий, где одновременно с усвоением технологии изготовления изделия изучается его семантика. Например, при изготовлении куклы из соломы (или лыка) рассказывается о последнем, дожиночном снопе-кукле («Хозяйке»), при изготовлении пояса - о его функции.

Самостоятельная работа учащихся, чтение дополнительной литературы, выполнение творческих заданий, проектная и исследовательская деятельность.

Целесообразны и формы работы групповые, индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми, работа в парах, работа в микрогруппах, пение в разновозрастных дуэтах, трио.



Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Вокально-хоровая деятельность.

«На Руси, в результате постоянного и активного пения к 15-16 годам, молодые люди. Обладавшие хорошими музыкальными данными, полностью осваивали музыкальный материал своего села. Не менее 300-500 песен, многие из которых имели развитые напевы и развернутые тексты. Они запоминались с юных лет и на всю жизнь» (Щуров В.М. «Стилевые основы русской народной музыки» Московская государственная консерватория 1996год).

Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приемы и способы исполнения народных песен. Стоит заметить, что разучивание песен по нотам и записям слов противоречит глубинным принципам народного искусства. Из многих методов разучивания, применительно к народной песне, наиболее результативными являются традиционные, исстари сложившиеся:

Устно-слуховой;

Устоно-подражательный;

Метод припевания (вхождение в ритм, «мелодику» незнакомой песни, когда ребята включаются в пение повторяющегося припева, присоединяясь к ансамблю, голосу педагога или фонограмме).

При разучивании народных песен необходимо учитывать и специфику народного вокала, элементы, присущие только народному пению, которые возникли от речевой, без музыкального сопровождения, естественной интонации:



Техника дыхания. Бесшумный короткий вдох, постепенное расходование которого достигается путем упражнений на непрерывное дыхание, тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»);

Дикция. Произношение гласных и согласных «выпуклое»;

Позиция звука. Высокая, в сочетании с близким посылом (достигается при помощи языка). Звуковые упражнения в унисон, на одном звуке. Они позволяют почувствовать, что значит «открытый» звук, как сделать звук «Живым», долгим, почувствовать разницу в звучании одного человека и ансамбля, ощутить объем звука, его пульс.

Особенности ритмического движения. Смена ритма, использование дополнительных гласных при пропевании согласных, так называемая «огласовка».

Без учета стилевых особенностей (стиль- комплекс черт, примет, признаков, которые типичны для данной местной традиции народного пения) особенностей в народном творчестве невозможно в полной мере познать национальную народную музыкальную культуру, поэтому при изучении местных особен-ностей пения нужно:



Выявить характерные исполнительские приемы;

Отношение аутентичных певцов к данной песне;

Раскрыть содержание народной терминологии.

При разучивании и исполнении народной песни учитывается и особенность

местного говора, которая помогает определить исполнительские детали, связанные с манерой произнесения слова:

Слова, искаженные исполнителями;

Особые формы окончаний прилагательных, глаголов (качает-«качат»), приставки «пере» (переночуй-«перночуй»);

Выпавшие звуки (моего - «мово»);

Фонетические особенности местного диалекта («оканье», замена «е» на «ё» в безударных слогах).

О детском певческом голосе ученые музыканты и врачи фониаторы пишут уже не одно столетие. Данное явление крайне  хрупко и недолговечно – где-то в возрасте от 9 до 13 лет. Далее наступает мутация, после которой детский голос приобретает другие качества. Попытки продления этого уникального вида певческой культуры проводились, но не всегда удачно. Некоторые предлагают довольно радикальные, хирургические методы, но большинство склоняются к принципу  «Не навреди!», так как ошибка в работе с детьми имеет непредсказуемое будущее. К тому же все усложняется тем, что речь идет не просто о детском голосе, а о детском пении в традиционной народной манере. Индиви-дуальный подход, учет возрастной психологии, бережное отношение к детскому голосу так же играют огромную роль в выполнении двуединой задачи вокально-хорового обучения: научить петь каждого и научить петь хором. В организации вокально-хоровой работы в фольклорном ансамбле поможет учебно-методическое пособие авторов Сергеевой П.А., Бердниковой Л.А. «Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе»: Учебно-методическое пособие. - Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2000. - 96 с. Учебно-методическое пособие освещает специфические вопросы и отличия академической и народной манеры пения.

Рассматривает организацию вокально-хоровой работы народного пения с неокрепшими детскими голосами до мутационного, мутационного и после мутационного периода. Учитывая возрастные категории развития детского голосового аппарата, авторы дают конкретные практические рекомендации, ссылаясь на известных педагогов-вокалистов. Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность воспитательного процесса в формировании детского певческого аппарата. Пособие содержит не только задачи и последовательность путей развития детских фольклорных коллективов, но и конкретный нотный материал профессионально обработанный и художественно осмысленный для каждой возрастной группы. Учебный материал, содержащийся в пособии, адресован студентам музыкальных педагогических училищ, институтов, руководителям детских фольклорных коллективов.

Примерный план разучивания песни:

-прочесть внимательно текст песни;

-прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую принадлежность;

-разучить текст песни и мотив с детьми;

-обдумать художественное оформление.

Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, хороводах обязательно их гармоническое соединение. Программа «Фольклорный ансамбль» предполагает работу над элементами народного танца и бытовой хореографии.



Слушание музыки по фонограммам обычное и привычное дело в музыкальном образовании, становится явлением необычным и непривычным, когда это касается аутентичной музыки. Для многих ребят становится неожиданным то, что вместо артистического исполнения, они слышат исполнение бытовое, необычное для многих, поскольку оно относится к другому «не их» быту. Су-ществует ряд приемов, предупреждающих негативную реакцию, основанную на непонимании явления.

Во-первых, должна быть объяснена ситуация исполнения данного произведения, обстановки. Выявления места, какое занимает это произведение в быту, с возможным привлечением иллюстративного материала, оригинальных суждений и высказываний народных певцов об исполняемом ими произведении.

Во-вторых, должен быть расслышан и понятен поэтический текст песни, для чего педагог может пересказать слова песни перед прослушиванием, объяснить диалектные и старинные слова. Может проговаривать каждый стих в момент цензуры, перед ним или произносить слова синхронно записи, почти беззвучно, но с отчетливой артикуляцией.

В-третьих, должна быть предупреждающе описана манера пения, связанная с особенностями жанра.

Интересным и полезным оказывается прослушивание народной музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей - определить функцию фольклорного произведения на основе лишь слухового

восприятия, слухового анализа. Для этого должны быть выбраны произведения, особенно ярко, наглядно демонстрирующие ту или иную функцию. При слушании колыбельной песни негромкое, вполголоса пение, равномерный ритм, характерный «баюкальный» припев – помогут ребятам точно определить жанр.

Наиболее успешно в программе «Фольклорный ансамбль» так же используются методы:

1.Формирования сознания личности: словесные, метод примера;

2.Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;

3.Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;

4.Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.

Прекрасным дополнением к вышеизложенному является изучение местных народных традиций через общение со старшим поколением учащихся (родителями, бабушками, дедушками). Экскурсии, походы… Методика работы с детским фольклорным коллективом на первый взгляд проста, лучший принцип здесь - «Делай как я!».

Позитивным результатам деятельности ансамбля способствует следующая литература для детей:

Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки. М., 1988

Аникин В. П., Гусев В. Е., Толстой Н. И. Мудрость народная. Детство.1991

Зарецкая Н. В. Календарные музыкальные праздники М.,2004

Меканина Л. Хрестоматия русской народной песни 1-7 класс М.,1991

Новоселова Н. А. Солнцеворот. К.,2005

Петров И. Ф. Театрализованные ярмарочные гуляния для детей М.,2004

Суровяк Л. В., Тарасевич Н. А. Заинька во садочке Новосибирск.,2002

Литературный запас постоянно пополняется и изменяется.



Необходимая материально - техническая база:

Кабинет для занятий с соответствующим интерьером.

Аудио, видеотехника.

Пианино.


Русские народные инструменты: трещётки 1 шт., бубен большой 1 шт., бубен малый 1 шт., деревянные ложки в комплекте из 3 штук по числу участников ансамбля, русские свистульки по числу участников ансамбля, кугиклы 2 шт.

Костюмы для детей по числу участников ансамбля.



Способы отслеживания и фиксации результатов.

Отслеживание результата - это видение того, насколько идет продвижение к цели. Оценивание результата - это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным, качественный анализ деятельности относительно целей. Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он может быть в форме собеседования или тестирования. В качестве промежуточного контроля используются викторины, мультимедиаигры в рамках итоговых занятий по той или иной теме. Оптимальным вариантом итогового контроля в фольклорном ансамбле могут стать игровые программы (моделирование форм традиционной жизни и инсценирование обрядов), отчётные концерты, а так же анализ концертного выступления в форме беседы.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе. Пособие для учителей и учащихся. Белгород 2005г.

  2. Народные праздники и обряды Белгородчины. Белгород 1994г.

  3. Алиханова Е.В. Народные традиции Грайворонского района. 1997г.

  4. Терещенко А. Быт русского народа. Москва 1997г.

  5. ГУК «Белгородский государственный центр народного творчества». Свадебные песни Белгородчины. Белгород 2007г.

  6. БГЦНТ «Центр исследования традиционной культуры». Традиционная культура Белгородского края. Белгород 2006г.

  7. Веретенников И.И. Аранжировка и обработка народной песни для ансамблей и солистов. Белгород 2006г.

  8. Алиханова Е.В. Ой да вспомним братцы Грайворонцы. Сборник песен. 1996г.

  9. Белгородский государственный колледж культуры и искусств. Вместе играем и поём, да старинушку Белгородскую узнаём. 1994г.

  10. Веретенников И.И. Народные песни Белгородской области в обработке для сольного пения. Белгород 2007г.

  11. Кунавина А. Фольклорные песни Курской области. Курск 2009г.

  12. Панкеев И. От крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания, русского народа. Москва 1997г.

  13. Басаргина А.А. Народные праздники в школе. Методическое пособие. ГУИПП «Курск».

  14. Миронов В.А. месяцеслов. Народный календарь. Москва 1997г.

  15. Панфилов В.В. по старому русскому обычаю. Сборник обрядовых представлений и праздников. РИГ Москва 1997г.

скачать


Смотрите также:
Бережная Галина Анатольевна Грайворон-2012 программа: Модифицированная дополнительная образовательная программа
432.26kb.
Созоненко Валентина Николаевна Грайворон 2013год Дополнительная образовательная программа
467.16kb.
Образовательная программа «Новые информационные технологии»
238.95kb.
Дополнительная образовательная программа
246.83kb.
Образовательная программа для дошкольников; дополнительная образовательная программа по иностранному языку (1-4 классы)
219.95kb.
Программа кружка «В мире информатики»
146.27kb.
Образовательная программа «радиомир» Возраст обучающихся: 10 17 лет Срок реализации: 1 год Педагог дополнительного
112.15kb.
Краенкова Зухра Киримбаевна Дополнительная образовательная программа
201.39kb.
Образовательная программа «Современная хореография»
555.74kb.
Рабочая программа по литературному чтению Учебный год 2012/ 2013 Учитель Фролова Наталья Анатольевна Предмет литературное чтение
452.87kb.
Программа согласованна с методическим советом школы программа внеурочной деятельности по журналистике
371.93kb.
ДополнительнаЯ образовательная программа
181.52kb.