Главная стр 1
скачать
МОУ

Петропавловская средняя общеобразовательная школа



План-конспект урока

по теме: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве. Образ Спасителя».

10 класс

Учитель: Артамонова Н.А.

С. Петропавловка

Тема: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве. Образ Спасителя».

Цели и задачи:


  • Закрепить знания по теме «Архитектура средних веков».

  • Познакомить с шедеврами мирового искусства.

  • Формировать интерес и уважение к культуре своего народа.

  • Способствовать умению проводить сравнительный анализ произведений искусства, определять художественные стили.

  • Формировать представление о духовной красоте человека, о нравственных ценностях.

  • Способствовать умению определять нравственные ценности на примере художественных произведений.

  • Оборудование: мультемедийная установка, Библия, таблица с опорными словами, макеты храмов, презентация «Образ Спасителя».

Ход урока.

  • Организационный момент.

  • Сообщение темы урока.

  • Цели и задачи урока.

  • Закрепление темы: «Архитектура средних веков»

  • Содержание урока.

  • Обобщение урока.

Ход урока.

Тема урока: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве. Образ Спасителя».

Звучит повседневный звон.

Сегодня на уроке закрепление изученной темы «Культура Средних веков».

Вы познакомитесь с личностью, образ которой запечатлен многими выдающимися мастерами мирового искусства. С личностью, с которой на протяжении двух тысячелетий человечество связывает свои помыслы и идеалы.

«Есть Бог, есть мир, они живут вовек.

А жизнь людей мгновенна и убога.

Но все в себе вмещает человек,

который любит мир и верит в бога».

Н. Гумилев.



Вопросы по закреплению темы: «Западноевропейская и Древнерусская архитектура»:

  • Какой исторический период мы рассматривали на прошлых уроках, знакомясь с культурой Западной Европы и Древнерусской?/средние века/.

  • Какая одна из мировых религий оказала огромное воздействие на средневековую культуру?/христианство/.

  • В каком виде искусства наиболее полно выражены главные идеи и устремления средневековой эпохи?/архитектура/.

  • Какие основные стили сложились в эту эпоху?/романский и готический/.

  • По архитектурным изображениям на слайдах определить название построек, художественный стиль и принадлежность культуре.

Сравнительный анализ:

  • Наследие черт, какой культуры есть в храмах Западной Европы и Древней Руси?/римская базилика/.

  • Что олицетворяет храм?/Воплощение представления человека о структуре мироздания/

Отличие и сходство древнерусского храма от готического.

Задание:

Установить соответствие между словосочетаниями.



  • 1.купол шлемовидной ФОРМЫ.

  • 2.купол луковичной формы.

  • 3.витраж.

  • 4.романский стиль.

  • 5.готический стиль

  • 6.базилика.

  • 7.готический храм.

  • 8.Древнерусский храм.

  • 9.христианство.

  • 10.язычество.

  1. Царский дом, царственный.

  2. Живопись из цветного стекла.

  3. Арки, башни, шпили.

  4. Пламя свечи.

  5. Крепостной характер, зубчатые стены.

  6. Символ воинской славы, славу.

  7. Многоглавость.

  8. Круглые окна /готические розы/.

  9. Вера в сверхъестественные силы природы.

  10. Признание бога в своем триединстве.

Содержание темы урока.

Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия.

Что же так привлекает нас в Библии? Это, прежде всего идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. О жизни и учении Христа повествует вторая часть Библии: Новый Завет.

Бессмертный облик Христа пытались запечатлеть величайшие мастера мировой культуры: Микеланджело, Рубенс, Рембрандт, Андрей Рублев, Иван Крамской…Созданные ими библейские сюжеты в росписях, фресках, иконах, картинах – это не иллюстрации Библии. Это произведения, несущие в себе огромное духовное содержание и глубокий нравственный смысл.

Звучит знаменный распев духовной музыки.

Входя в храм, наш взгляд устремляется вперед к царским вратам, которые распахнуты во время богослужения. В освещенном проеме видим образ Спасителя. На иконе Андрея Рублева «Спас в Силах» изображен Иисус Христос, восседающий на троне. Обрамляющие Христа красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируют его славу и «силы» небесные. Величавость облика Спаса в соединении с душевной мягкостью позволяет видеть здесь национальный русский идеал. В его образе воплощены народные представления о справедливости, попираемой в реальной жизни.

Благая весть.

В галилейском городе Назарете жили смиренные и благочестивые потомки царя Давида Иоаким и его жена Мария. Господь послал им ребенка за великую веру и любовь к Богу. Нарекли ее Марией, что означает «Госпожа, надежда».

«Из Евангелия от Луки мы узнаем о дальнейшей судьбе Марии. Однажды, когда она читала книгу пророчеств Исайи, вся ее комната озарилась ярким необыкновенным светом. Перед ней предстал Божий посланник. Архангел Гавриил предрек ей непорочное зачатие и рождение Сына, будущего спасителя. «…И родишь Сына, и наречешь ему имя Иисус. Он будет велик и царству Его не будет конца…». Этот библейский сюжет изображен художником Возрождения Боттичелли в картине «Благовещение».

Справа – Мария, слева – коленнопреклонный архангел Гавриил, который принес благую весть. Торжество события подчеркнуто ярким праздничным колоритом.



Чудесное рождение Христа.

Царь Ирод, наместник римского императора Августа издал повеление провести всенародную перепись населения. Поэтому каждый житель должен был прийти в Вифлеем. Толпы израильского народа потянулись в город своих предков. В их числе был Иосиф и его жена Мария.

Мария, ожидавшая ребенка, была сильно измучена утомительной и долгой дорогой. Наконец они пришли в Вифлеем. Нигде не найдя пристанища, Мария и Иосиф укрылись в вертепе /одной из пещер/, куда пастухи загоняли свои стада во время ненастья.

«Все было там убого, скудно, просто.

Ночь: душный хлев, тяжелый храп быка».

В духе своего времени воплощена библейская легенда в картине Боттичелли «Поклонение волхвов». Художник передает значимость, важность события. Вершиной композиции является группа-Мария с младенцем. Из неглубокого пространства, замкнутого скалой, наш взгляд переносится на группу пышно разодетых волхвов. Следуя за путеводной звездой, они нашли в Вифлееме недавно родившегося Христа и его мать Марию. Они преподносят золотые дары, знак уважения царству Христа; ладан – знак признания божественности Христа; смирну - благовонную смолу/пророческий знак смерти/.

Звучит «Аве Мария».

Русский иконописец Феофан Грек в образе «Богоматери Донской» раскрывает тему материнства. Это воплощение высокой любви, нежности. Это Мать, постигшая весь страх, всю боль предчувствия грядущих событий. Тень страданий, печали затаились в ее глазах, которые она должна преодолеть ради великой идеи. Ее образ человечен и трагичен.



Образы крещения.

В Евангелии от Луки сказано: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на нем». Шло время. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, пришел он из Назарета к реке Иордан, где проповедовал и крестил людей Иоанн Предтеча. Одним из главных пророчеств Иоанна было пришествие Мессии /Спасителя/.

Человечество на перепутье…здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и грешные, те, кто поверил сразу и кто до сих пор сомневается. Как по-разному выражают свои чувства собравшиеся! Справа люди, уходящие от Христа. Это его будущие гонители – фарисеи. Их головы опущены, на лицах враждебность. Глаза потуплены, губы сомкнуты. Здесь затаилась тревога, зреет зловещий умысел. Слева те, кто уже прошел крещение в священных водах Иордана, кто искренне покаялся, переполняет чувство радостного ожидания. Они устремились вперед, готовые пойти за Христом. Кок благороден и выразителен лик пророка Иоанна. Какая сила убежденности в его взоре! Страстно и самозабвенно звуча его пророческие слова.

Свежий утренний ветер заиграл складками темно – синего плаща, кто идет по склону холма, едва касаясь стопами земли. Он идет к людям, он несет в мир гармонию и красоту, покой и согласие.

Так о чем же эта картина?

Об ожидании справедливости, правды, веры в совершенного человека, понимающего все нужды и чаяния народа, готового принести себя в жертву ради спасения человечества. Туман сомнений еще висит над толпой, но люди в который раз поверят и пойдут на поиски счастья, совершенства, истины.

Вопрос: Кто крестил Иисуса Христа?

Искушение Христа.

После крещения Господь удалился в пустыню, чтобы там уединиться, молитвою и постом приготовиться к исполнению великого предназначения. Сорок дней и ночей Христос находился в пустыне с дикими зверями, не принимая никакой пищи. Там его трижды искушал дьявола. Не удалось сатане соблазнить Бога и отступил дьявол от Христа.

К этой теме обратился русский художник Иван Крамской.

В картине «Христос в пустыне» Крамской сумел передать главное – мучительный выбор Христа дальнейшего пути жизни. В бескрайней пустыне нет проторенных дорог. Свой путь придется выбирать самому. Думы Христа глубоки, тревожны, преисполнены страдания. Но эти страдания не о своем горе. Его мысли о людях, души которых необходимо спасти. Несомненно, художник раскрывает драму человека, взявшего на себя ответственность решать проблемы человечества. И он готов смиренно нести это бремя.



«Так мыслит он – и смерть ему любезна.

Не скажет он, что жизнь ему нужна,

Не скажет он, что гибель бесполезна:

Его судьба давно ему ясна…

Его еще покамест не распяли,

Но час придет – он будет на кресте;

Его послал Бог Гнева и Печали

Царям земли напомнить о Христе».

Н.А. Некрасов.



Тайная вечеря.

За шесть дней до праздника еврейской Пасхи, в воскресенье, Иисус Христос совершил вход в Иерусалим, где был с почетом и славой встречен народом. Не могли фарисеи и первосвященники смириться с восторженным отношением людей к Христу. Собравшись в доме у первосвященника Каиафы, они обсуждали, как погубить Христа.

В четверг Иисус Христос вместе с учениками стал готовиться к Пасхе. Петр и Иоанн приготовили трапезу, необходимую для вечери. В начале Вечери Иисус произнес слова, которые сильно смутили присутствующих:

«…Истинно говорю вам, один из вас ядущий со Мною, предаст Меня…».

Различные моменты Тайной Вечери нашли отражение в произведениях искусства. Признанным шедевром мирового искусства считается фреска Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». Леонардо да Винчи выбирает кульминационный момент, когда Христос говорит: «Один из вас предаст меня». Перед зрителем разворачивается огромная человеческая драма. Прямо посередине фигура Христа. Он вслушивается в речи двенадцати апостолов. Перед нами образ любви, милосердия, кротости.

А что же ученики? Они импульсивно откликаются на слова Христа, проникнутые единым движением. Иуда представлен в резком повороте, судорожно сжимает кошель с серебряниками.

Вопрос: Так кто же предаст Христа?

Распятие.

Звучит григорианский хорал.

Образ Распятия – один из самых трагичных в мировом искусстве.

С образом Распятия в течение многих лет связывались надежды людей на грядущее спасение. Из века в век характер этого образа менялся, отражая настроения, мысли, чувства той или иной эпохи.

Распятие – величайшая и таинственная тема в христианском искусстве. Крест – знак умерщвления плоти и Воскресение бессмертной души. Распятие Спасителя – акт любви Бога к своим созданиям.

Тайна распятия многим иконописцам понималась как великая трагедия: любимый верующими Христос умер на кресте, и горе Его матери, учеников, братьев – человеческое чувство, близкое и понятное всем, но христиане знают о том, что произошло после распятия – о великой радости Воскрешения.

В картине испанского художника Веласкеса в центре – крест с распятием Христа. Склонилась к плечу голова, скорбно закрыты глаза. Кровь на теле Христа – это означает, что она пролилась во искупление греха Адама во имя спасения человечества. Перед нами огромной впечатляющей силы образ страдания.

Снятие с креста.

Вечером к Понтию Пилату пришел благочестивый и знатный Иосиф, тайный ученик Христа. Он попросил разрешения снять с креста тело Иисуса Христа и похоронить его. Понтий Пилат согласился выполнить просьбу Иосифа.

Иосиф вместе с фарисеем Никодимом пришли на Голгофу, сняли тело Иисуса с креста. Они намазали его душистой смесью из драгоценных благовонных масел /смесь смирны и алоэ/, спеленали полосами льняной ткани, обернули плащаницей /большим куском льняного полотна/ и бережно перенесли тело Христа в гробницу в скале пещеры, завалив вход большим камнем.

Сюжет снятия с креста хорошо известен в произведениях мирового искусства.

Трагизм человеческих переживаний передает Рубенс в своей картине «Снятие с креста» тело Христа плавно скользит по белой ткани и навсегда застывает в никогда не завершающемся падении. В картине выражено представление художника о совершенном Боге – человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Здесь нет, не искривленных мукой тел, ни криков, ни мук, ни слез. Горе и страдание предельно сдержанны, благородны и лаконичны.

Воскресение и Вознесение Христа.

На следующий день на рассвете жены – мироносицы пришли в сад, где была пещера, чтобы помазать принесенными ароматами тело умершего Христа. Но подойдя к пещере, они с удивлением увидели, что камень отвален. На камне сидел ангел, который сказал: «…Его нет здесь, он воскрес, как сказал». Женщины не нашли тело Христа в пещере.



«Отвален камень от скалы,

И плащаница опустела,

Как будто птица отлетела

На расстояние стрелы.

Мария! Он покинул гроб!

Ликуй и радуйся, Мария!..

Упали капли дождевые

На светлый след Христовых ног.

Ищи его среди живых,

Открой удержанные вежды!

Лишь юный ангел белоснежный-

На черных глыбах гробовых.

Не плачь, Мария! Кровь моя

Отмыла душу всем, и снова

Сошлись Молчание и Слово

В последнем действе бы

Г. Анищенко.

Воскреснув, Иисус Христос несколько раз явился людям на земле, прежде чем на сороковой день вознесся на небо. Одной из первых он явился Марии Магдалине.

На картине русского художника А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» запечатлен момент, когда Христос предстает взору Магдалины. Его появление столь неожиданно, что она поначалу отказывается верить своим глазам. Но это не чудо, не, сон. Это явь! В волнении, простирая руки к Господу, потеряв дар речи, она хочет прикоснуться к нему. Но Христос, облаченный в ослепительно белые одежды, решительным жестом останавливает ее: «…Не прикасайся ко Мне, ибо я еще не восшел к отцу Моему!../Евангелие от Иоанна/.

На сороковой день после Воскресения собрались апостолы, и Христос вновь предстал перед ними. Беседуя с учениками, он отправился на гору Елеонскую. Там, благословив апостолов, он поднял руки и стал отделяться от земли и возноситься на небо, поднимаясь все выше, и выше. /звучит духовное песнопение/

Вопрос: что выражает духовное песнопение услышанное вами?



Обобщение.

а/ что является основой эстетического идеала в средние века? /любовь к богу/.

б/ какие идеи выразили художники в своих произведениях?


  • вера в совершенство человека;

  • раскрыть различные характеры;

  • передать чувства человека;

  • развернуть перед зрителем большую человеческую драму;

  • передать противоречия жизни и смерти.

в/ какие нравственные ценности воплощены в образе Иисуса Христа?

  • человеколюбие;

  • самопожертвование;

  • смирение;

  • твердость духа;

  • милосердие;

  • мужественное страдание;

  • благородность;

  • кротость.

г/ как вы думаете, образ И. Христа является для нас примером?

«Дай мне Господи, быть орудием Твоего мира,

Чтобы я приносил любовь ненавидящим,

Прощение – обижающим,

Примирение - враждующим,

Веру - сомневающимся,

Надежду – отчаявшимся,

Радость – скорбящим, чтобы я приносил свет во тьму». Аминь.

Молитва св. Франциска Ассизского.



Как вы понимаете фразу: «Примирение – враждующим…». Ее актуальность в наше время.
скачать


Смотрите также:
«Библейские сюжеты в изобразительном искусстве. Образ Спасителя»
118.67kb.
Электив-9 Библейские сюжеты в мировом искусстве
139.33kb.
Лекция Библейские темы в изобразительном искусстве. Райский сад. Ноев ковчег. Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков. Иконопись
55.75kb.
«Образ Родины в музыке, литературе, изобразительном искусстве» (обобщение)
95.66kb.
«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
68.78kb.
Темы итоговой контрольной работы
11.97kb.
Натюрмо́рт (фр nature morte — «мёртвая природа») — вид изобразительного искусства, изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики. Релье́ф
22.41kb.
Образ богородицы в искусстве
150.58kb.
Ученица 8 класса моу «оош №4» Биктимирова Алина
89.47kb.
Образ софии
107.14kb.
«Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве
224.83kb.
Учебного предмета (курса)
211.09kb.