Главная стр 1
скачать
Валиева, Р. З. Педагогический потенциал народного орнаментального искусства [Электронный ресурс] / Р. З. Валиева // Режим доступа: http://www. fan-nauka.narod.ru/2008-1.html, свободный. (0,5 п.л.)
Валиева Регина Завдатовна,

ст. преподаватель кафедры изобразительного искусства

Набережночелнинского государственного педагогического института
Педагогический потенциал народного

орнаментального искусства
(13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования)
Каждый человек принадлежит к определённому этносу – исторически сложившейся общности со своими определёнными параметрами: художественными традициями, языком, государственными границами и т.д. Тюркский народ стал общей платформой для многих народов России и Ближнего зарубежья, которые сложились в нации со своим языком и художественной культурой.

Орнамент как элемент эстетических представлений народов непосредственно участвует в формировании художественной и этнической культуры личности. С помощью орнамента выявляется история духовной не только отдельно взятой нации, но и этнической общности в целом. Данные современных научных исследований по проблеме формирования эстетических представлений студентов в процессе изучения декоративно-прикладного искусства, в частности, народного орнамента как его важного составляющего, а также опыт её практического решения в педвузах, позволяет говорить о том, что проблема является весьма важной и социально значимой в педагогическом обучении.

Изучение народного орнамента необходимо рассматривать как важное средство, формирующее художественный вкус, нравственные качества личности, духовную культуру, а также как эффективное средство формирования художественно-эстетической культуры.

Изучение и практическое освоение языка орнамента является составной частью художественно-эстетического воспитания и развития творческих способностей личности. Своеобразие образов орнамента, отражение исторического прошлого и национального характера, освещение мировоззрения, духовности и эстетических представлений народа превращают орнамент в незаменимый символ народной материальной культуры. В орнаменте отражается художественная память народа.

Несмотря на то, что с каждым годом увеличивается количество исследований различных сторон профессиональной подготовки студентов, проблема влияния народного орнаментального искусства на формирование этетических представлений студентов худодожественно-графического факультета является недостаточно исследованной областью педагогической науки. Разрозненное изучение орнаментального искусства не даёт полного представления о специфике народного орнамента, об этнической его целостности и обуславливает необходимость создания специального курса обучения орнаментального искусства народа, где возможно «смыкание в орнаменте двух систем мышления – математического и художественного образов» [Береснева, 1977, 83).

В учебно-воспитательном процессе педвуза в настоящее время орнамент может стать одним из важных направлений художественного и эстетического воспитания личности студента на художественно-графических факультетах. Изучение орнаментов народов мира, в том числе тюркских народностей как исторически сложившуюся общность, представляет собой интересный материал для полноценного изучения татарского народного декоративно-прикладного искусства, в процессе которого студенты расширяют представления не только о народном искусстве татарского народа, но и о культурах народов мира на протяжении многовековых традиций этнической мега-общности.

Орнаментально-ритмический неизобразительный художественный язык – это своеобразное художественно-абстрагированное мышление, в котором отражается идея о бытии, воплощённое в преображении жизненной реальной силой духа человека. В этом проявляется духовность, поэтичность орнамента. В художественном наследии народного орнаментального искусства в полной мере раскрывается жизнь человеческого духа. Как «пространственное неизобразительное искусство» орнамент обладает большими возможностями в познании интеллектуальной и эмоциональной стороны духовной жизни человека. Язык орнамента способен воспитывать умение организовать пространство и мыслить пространственными образами, усвоение законов ритмики и симметрии.

Таким образом, эмоциональное восприятие народного орнаментального искусства как художественно-эстетического зависит от степени развития эстетической культуры личности, идейного содержания, смысла и проникновения в форму произведения. Общая культура личности, наполненная идейным содержанием самобытного народного изобразительного искусства и художественного восприятия, способствует развитию художественно-эстетической культуры. И таким идейным содержанием, языком народного художественного творчества является орнамент, во всех своих проявлениях.

Для достижения намеченной цели необходимо:


  • овладение художественным языком орнаментального искусства;

  • познание народности орнамента как самобытного явления, «феномена» национального искусства;

  • изучение эволюции народного орнаментального искусства в контексте общемировой художественной изобразительной школы.

Орнамент как социокультурный пласт татарского народа позволяет наиболее эффективно использовать его во всех сферах системы образования, в том числе и в формирование эстетических представлений студентов художественно-графического факультета. Он ориентирует в выработку нравственных качеств личности будущего учителя изобразительного искусства как носителя и проводника ценностей и традиций народа.

Являясь средством формирования эстетических представлений студентов, орнамент вместе с эстетическими особенностями сохраняет в себе специфическое восприятие мира, сформировавшееся ещё на заре становления этноса – в культуре тюрков. Традиционный орнамент прошёл свой путь развития, с особой образной пластикой, со своими древними кодами, формировавшими универсальную модель мира, которая была напрямую связана с религиозной символикой народа, его верованиями, веками отражавшимися в «священных» узорах. Орнаментальные композиции из поколения в поколение украшали собой праздничную одежду, дом, утварь, надмогильные камни и т.д., т.е. всё, что сопутствовало быту и жизни людей. Как особый вид художественного творчества народа, орнамент является «особым языком», при помощи которого древний человек переносил на плоскость свои представления о времени, пространстве, жизни и смерти, космосе и месте человека в нём и, вне всякого сомнения, представляет бесспорную ценность многовекового духовного и культурного наследия народа. Благодаря глубокой своей внедренной в жизнь народа устойчивости мотивов и композиций, он является важным показателем своеобразия национального искусства, его развития и взаимовлияния культур. Поэтому в условиях растущего на сегодняшний день интереса к культуре разных этносов, их истории и ценностям орнамент возможно отнести к «сырьевым ресурсам будущего» [Йенсен, 2004, 115].

Как своего рода идентификационный символ принадлежности к той или иной этнической группе орнамент характеризуется как элемент оригинальная и самодостаточная знаковая система. В татарском народном художественно-эстетическом творчестве мотивы орнамента запечатлели фольклорно-поэтическое отношение к миру (солярные знаки, знаки Воды, Земли, звёзд и т.д.), аналогии которых обнаруживаются во многих разделённых в пространстве этнокультурах, с которыми была связана культура предков татар. К ним относятся многие тюркские народы, русские, финно-угры. Глубокие этнокультурные пласты всплывают в традиционных сюжетных орнаментах туркмен, казахов, таджиков и даже монголов. Длительные этнокультурные процессы с соседними народами финно-угорского происхождения (удмуртов, мари, мордвы и др.), а также башкир и чувашей, отразились в древних сюжетах орнаментального языка в виде языческих символов. Самой консервативной частью любого традиционного орнамента, в том числе и татарского, всегда оказываются «священные» символы этнической культуры: образ божественного женского персонажа, Мирового древа, астральных знаков, а также символов преисподней, так именно они передавали человеку древнюю магико-заклинательную идею, например, энергии солнца, представленную солярными знаками, знаками воды, представленными различными волнообразными мотивами; знаками плодородия в виде мотивов зерна или ростка растения; бинарными знаками жизни и смерти и т.д. Именно в этих архаических сюжетах прослеживаются мировоззренческие «коды» народа, создавшего орнамент, позволяя заглянуть в самую суть этнического художественного творчества народа.

Через «орнаментальный» этап творчества прошли все народы мира, и все создали собственный своеобразный стиль: у одних он был сложным и многообразным, не занимая при этом значительного места в традиционном искусстве; у других, чьё искусство пронизано орнаментализмом, выступал доминирующей формой художественного выражения национального сознания и эстетического идеала. К таким этносам мы с полным основанием можем отнести и татарский народ как единицу в общетюркской культуре, объединённой общей духовностью, мировоззрением, и отражением всего этого в искусстве создания орнамента в широком диапазоне его истории, сферы применения и многообразия художественных форм.

Этнический аспект в изучении в изучении традиционного искусства, в том числе орнамента, раскрывает ряд сведений по идеологии народа, так как анализ происхождения наиболее типично традиционных форм узоров и мотивов восполняет и выявляет этнические связи, духовное содержание образа жизни народа. Происхождение различных узоров и их комплексов в орнаментальном искусстве народа весьма сложно – одни из них уходят в глубокую древность и прослеживаются у многих тюркских народов Передней, Восточной и Средней Азии, Кавказа; другие обнаруживают связь с искусством соседних народов финно-угорского происхождения.

Для эффективного полноценного формирования эстетических представлений студентов художественно-графического факультета необходимо изучение эволюции татарского орнамента, развитие его традиционных стилистических особенностей, что подразумевает осмысление и изучение этого сложного и ёмкого понятия. Под термином «стиль в орнаменте» следует понимать согласование украшений между собой и с общим характером предмета, на который они наносятся соответственно требованиям и законам искусства народа в различные эпохи. Студенты изучают декор, представленный определёнными орнаментальными мотивами, анализируют и выявляют средства и способы художественной выразительности в народном творчестве.

Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями художественной культуры каждого народа, обладают определённой устойчивостью на протяжении какого-то длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национально-этнический характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи и надёжным признаком принадлежности произведения декоративно-прикладного искусства к данному времени, народу и стране.

В народном орнаменте татарского народа существует определённый набор мотивов и композиций, стилистических приёмов, ставших традиционными в изобразительном искусстве. Традиционность в орнаменте скрывает за собой некую избирательность прототипов, которые соотносятся с социокультурными, духовными устремлениями, художественными нормами и идеалами народа, при этом форма должна отличаться выразительностью и вызывать положительную эстетическую реакцию. Образы орнамента непосредственно связаны с представлениями народа о красоте и гармонии. Поэтому в художественной системе народа из всего многообразия жизненных явлений в качестве объекта изображения орнамент выбирает важное, всеобщее, эстетически значимое, соотносимое с понятием «украшение».

Выполняя аксиологическую функцию, орнамент суммирует, обобщает и сохраняет эстетический опыт народа, воплощая его в универсальных и гармоничных образах, выступая при этом выразителем художественной памяти народа.

Для образной структуры орнамента в татарском изобразительном искусстве приближение к натурализму может рассматриваться как осознанный эстетический приём отказа от пластического тропа, минус-приёмом в рамках поэтики орнамента. Однако такой приём в народном искусстве используется в ограниченной форме как своеобразная игра с приближением к реальности. На этом эффекте построена выразительность декоративного решения неповторимых цветочно-растительных букетных мотивов в вазонах сродных с росписями баварских базиликов, которые по своей стилистике приближаются к ботаническому рисунку. Натуралистический характер подачи материала касается в основном формообразования мотива как смысловой и стилистической единицы, при этом сохраняя приёмы композиционного и ритмического упорядочения, для орнаментального искусства.

Обновление мотивов орнаментики определённого исторического периода в жизни народа или введение новых элементов и мотивов чаще всего демонстрирует образно-ассоциативную связь «обновлённых» и «старых» мотивов, что говорит о преемственном содержании художественных традиций этноса. Например, древнетюркские мотивы трилистников, тюльпанов и т.д. «Старые» образы (орнаменты архаического типа) являются своего рода базой для формирования и возникновения образов представлений, поэтому в них скреплена смысловая целостность, которая универсализирует общественно-исторический опыт народа. Более поздние типы «обновлённых» орнаментов, несущих в основном эстетическую нагрузку, выражают образы, которые при сниженной повествовательности и лаконичной форме выражения, своей плотности приобретают характер образа – знака. Отдельные изображённые предметы и явления получают метафорическое звучание и приобретают символический смысл. Различные цветочно-растительные, астральные и зооморфные мотивы выражают более широкие, обобщающие понятия.

В цветочно-растительном, так называемом «флоральном» орнаменте используется набор растений и цветов, с которыми в данной этнической культуре связана определённая символика. В татарском цветочно-растительном орнаменте символической нагрузкой выделяются некоторые виды цветов и растений, к примеру, роза, трилистник, тюльпан и др., имеющие ассоциативные образы и в других культурах.

Своё ассоциативно-образное звучание трилистник как наиболее древний и традиционный флоральный мотив в изобразительном искусстве татарского народа свидетельствует о связях предков, например, булгар с причерноморской жизнью соседних византийских народов. Данный мотив связывают с земледельческой культурой виноградарей, для которых осёдлый образ жизни связан с возделыванием различных культур, характерных для данного региона. Поэтому образ этого листа винограда ассоциируется с родной землёй предков татар, и расшифровка его как «родная земля» (знак первоиероглифа) может быть вполне обоснован археологическими и искусствоведческими источниками. Следует отметить, что это образно-ассоциативная связь данного татарского мотива подкрепляется его идейно-художественной и иконографической основой, возвращает его к реальной действительности жизни.

Следует выделить и поэтичность, как одно из самых главных средств в изучении народного орнамента. Многими исследователями орнамента проводилась параллель между этим видом искусства и поэзией (Мандельштам О., Бродский И. Есенин С.). Эти два вида искусства взаимосвязаны между собой характером художественного образа, обобщённостью и абстрагированностью, природой творческого мышления, метафоричностью, особенностью художественного языка, ритмической структурой, композиционным построением и т.д. Как наиболее древние формы эстетической действительности эти два генетически родственных вида деятельности человека являются разновидностями поэтического осознания и выражения закономерностей и движения жизненной стихии. Знаковая система орнамента заключается в том, что в ней скрыто общее как в частном и общечеловеческое как в национальном явлении.

Такой подход в изучении народного орнамента может позволить студентам по-новому взглянуть на него как на «феномен культуры», ощутить его «дух и душу» и, что самое главное, – выразить и актуализировать всё это. Формирование цельного видения по отношению к народному орнаменту будет сочетать комплекс подобных углубленных и классических теоретических знаний об орнаменте. Понятие того, что орнамент это есть целое, составленное в своей основе из символических элементов в искусстве, которые находятся в определённых взаимоотношениях и связях друг с другом, есть понятие символико-поэтической орнаментальной системы как цельного соединения.

Если взять, к примеру, языческую символику в орнаментально-изобразительных формах предков татарского народа, следует, в первую очередь, принять генетическую связь народа с более отдалёнными своими предками. В свою очередь, мусульманская символика, пришедшая позже, обобщает орнаментальное искусство предков татар и других народов, проповедующих ислам.

Рассмотреть традиционные черты, скрытые от нас тайной древних мировоззрений народа, возможно лишь через призму дошедших до нас произведений декоративно-прикладного искусства. Раскрытию семантики изобразительных сюжетов и отдельных символов в народном искусстве способствует и приобщение фольклорного материала как древнего народного мифотворчества (легенды, предания, баиты, мифы и т.д.), так как орнамент как форма общественного сознания является своеобразным «языком» мифологии.

Согласно Шеллингу Ф. И., «наиболее полное и глубокое воспроизведение сущности мира осуществляется в искусстве, для которого символ является основополагающим понятием и несёт в закодированном виде глубокие знания» [Шеллинг, электронный ресурс]. К примеру, персидский ковёр представляет для посвящённого книгу о строении мироздания, чувашский народный орнамент сохранил почти все знаки тюркского рунического письма.

В нашем исследовании представленная образность орнамента как некая идейно-мировоззренческая идеология народа, создавшего его, является одним из средств формирования эстетических представлений студентов, другими словами, понимания сущности народного изобразительного искусства, которое возникает из определённых подсознательных символических образов, отражённых в изобразительном искусстве, поэзии, музыке.

Следует выделить и такое свойство орнамента, как его общность. Шпенглер О. отметил, что «… орнамент может перемещаться из культуры в культуру» [Шпенглер, электронный ресурс]. Это же подтверждается и трудами Синцова Е.В., в которых отмечено, что «…в отношении орнамента почти невозможно его точная привязанность к тому или иному народу или региону. Почти всегда в этом случае сохраняется возможность обнаружить нечто схожее в более древних цивилизациях или народов, живущих на другом конце света» [Синцов, электронный ресурс]. Здесь же учёный отмечает тесную взаимосвязь «пластического мышления данного этноса с природной средой, которая выявляется в доминировании природных мотивов как линейных, так и центроорганизованных орнаментов» [Синцов, электронный ресурс].



Через преломление природных образов, природной активности, татарский народ формировал свой духовно-творческий мир из века в век. Творю (делаю) в природе и как природа – так можно в целом определить глубинные установки татарского мышления. Но, следуя природе, татарское мышление не растворяется в ней полностью, а выстраивает между ней и человеком некую границу – фундамент национальной культуры, основной задачей которой является смягчение всего грубого. Действительно, из преобладающих мотивов заметно стремление, тяготение к образам природы, для которых характерны такие особенности, как мягкость, воздушность, упругость (мотивы трилистника, пальметки, облакообразные и др.). Об этом отмечают и искусствоведы, акцентируя внимание на миротворческий характер, созерцательность и слабую динамику как главных свойств орнаментальных композиций татар.

Ассоциативность орнамента выступает как одно из средств формирования ассоциативного мышления личности, которая способствует целостному восприятию народного изобразительного искусства в контексте общеэтнического и общемирового. Представленная ниже таблица, показывает связи орнамента с рядами ассоциаций общекультурного характера. Отметим, что ассоциативность в основе построения художественного образа в орнаменте является важнейшим его качеством. Ассоциативные связи, возникающие между элементами образной структуры, обуславливают иносказательный характер такого образа. Художественный образ строится так, чтобы вызвать ряд ассоциаций общекультурного или эмоционального уровня. Часто основанные на ассоциациях, орнаментальные образы традиционного народного искусства обращены не только к личному опыту, но и к этнокультурной подготовленности человека.
Литература:

  1. Береснева, В. Я., Романова, Н. В. Вопросы орнаментации ткани [Текст] / В. Я. Береснева, Н. В. Романова. – М. : Легкая индустрия, 1977. – 190 с.

  2. Йенсен, Р. Общество мечты [Текст] / Р. Йенсен. – СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2004. – 270.

  3. Шеллинг, Ф. Историко-критическое введение в философию мифологии [Электронный ресурс] / Ф. Шеллинг // Режим доступа : http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/shell/index.php, свободный.

  4. Синцов, Е. В. Мысле-жестовая природа бессознательного, явленная в орнаментальных формах искусства [Электронный ресурс] / Е. В. Синцов // Режим доступа : http://www.phil63.ru/ev-sintsov-teksty, свободный.

скачать


Смотрите также:
Валиева Регина Завдатовна, ст преподаватель кафедры изобразительного искусства Набережночелнинского государственного педагогического института Педагогический потенциал народного орнаментального искусства
138.71kb.
Валиева Регина Завдатовна, ст преподаватель кафедры изобразительного искусства Набережночелнинского государственного педагогического института Опытно-экспериментальная
346.31kb.
Валиева Регина Завдатовна, ст преподаватель кафедры изобразительного искусства Набережночелнинского государственного педагогического института Методы формирования эстетических представлений студентов в процессе изучения национального
138.08kb.
Валиева Регина Завдатовна, ст преподаватель кафедры изобразительного искусства Набережночелнинского государственного педагогического института Психолого-педагогические основы формирования эстетических представлений личности художественными
128.85kb.
Гатина Альбина Ростямовна, преподаватель Набережночелнинского государственного педагогического института Художественный образовательный потенциал творчества художников-прикладников татарского декоративно-прикладного искусства
178.77kb.
Валиева Регина Завдатовна, старший
156.74kb.
К уроку изобразительного искусства в 1 классе Учитель изобразительного искусства: Зверева Надежда Тихоновна
90.54kb.
Гатина Альбина Ростямовна, преподаватель Набережночелнинского государственного педагогического института Опыт разработки экспериментального учебно- методического
141.61kb.
Урок изобразительного искусства в 3-м классе на тему "Красота в руках художника"
69.7kb.
«Пейзаж изобразительного искусства»
81.95kb.
Практикум по истории изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие / Н. А. Яковлева, Т. П. Чаговец
4529.08kb.
Семиотический подход: сущность и методологический потенциал в сфере изобразительного искусства и архитектуры
55.65kb.