Главная стр 1
скачать
Внеклассное мероприятие по литературе для 7 класса

Литературная игра «За всех в ответе» по произведениям русских писателей: Л.Андреев «Кусака», А.Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок», Ф.Абрамов «О чём плачут лошади»

МОУ «Спасбардинская основная общеобразовательная школа»

Учитель литературы Кадочникова Татьяна Ивановна

Цели мероприятия:

*формирование у учащихся уважительного и доброжелательного отношения к человеку-труженику, к животному и любовь ко всему живому.

* развитие памяти, внимания, самостоятельности, коллективизма, умений формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

*приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей

*учить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев

Описание игры. Провести данную игру можно на обобщающем уроке по творчеству русских писателей. Игра состоит из отдельных туров, участвуя в которых игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений и содержания рассказа. Игра носит как контролирующий, так и обучающий характер и может служить альтернативой зачётному уроку. В игре принимают участие 3 команды, учитель заранее нацеливает ребят на выполнение ряда заданий. В жюри приглашаются и учащиеся, и педагоги. Оценка состязаний проводится по трёхбалльной системе.

Оборудование: карточки с отрывками из произведений; карточки со словесными описаниями героев; карточки с ключевыми словами; пакеты с набором букв; чистые листы бумаги, карандаши, ручки.

Ход игры

Вступительное слово учителя

Учитель. Каждому из нас знакомы такие слова, как милосердие, сострадание к живому существу, уважение достоинства. Альберт Швейцер, немецко-французский мыслитель, врач, говорил: «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несём ответственности, и не предотвратить их». Тема милосердия и сострадания традиционна для русской литературы как 19, так и 20 века. К этой теме не раз обращались писатели 19 века, такие, как Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, и другие. Художники слова 20 века продолжают эту тему на страницах своих произведений.

Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же выдвинули Л.Н.Андреева в число первых писателей России начала 20 века.

Всё творчество А.П.Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому «пропащему» человеку. Но писатель не требует слепой любви. Он учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. И, наконец, Платонов активно защищает человека от посягательств других людей. Ф.А.Абрамов центром своих произведений избрал деревню, через судьбу которой показывает отражение судеб всего русского народа. Его произведения проникнуты не только уважением к человеку-труженику, но и любовью ко всему живому. Он, как и многие писатели, привлекает наше внимание в к проблеме ответственности человека за всё живое.

Разминка

Командам вручаются с набором букв. Ребята должны, используя находящиеся в их распоряжении буквы, сложить слово, имеющее отношение к теме игры (буквы закрепляются на стенде или просто кнопками на доске).

Задание команде 1 - милосердие Задание команде2 - сострадание Задание команде 3 - сочувствие

Жюри распределяет места в зависимости от быстроты выполнения задания.



Задание «Угадай произведение»

Представителям каждой команды вручаются конверты с набором карточек (их три), содержащих отрывки из одного и того же произведения. Сначала ребята читают отрывок на карточке 1. Если игрокам удаётся сразу же узнать произведение, команда получает максимальное количество баллов – 3. Если же для правильного ответа понадобится познакомиться с текстом карточек 2 и 3, на командный счёт поступит соответственно либо 2, либо 1 балл.



Карточка 1 для команды 1

«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонёк: то отражалась на стекле упавшая звезда или остророгий месяц посылал свой робкий луч»



Карточка 2 для команды 1

«Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало их ещё добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему».



Карточка 3 для команды 1

«Но такою гордою и независимою она бывала только наедине. Страх не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении она терялась и ждала побоев. И долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она неумела ласкаться». (Л.Андреев. Кусака.)



Карточка 1 для команды 2

«На пустыре трава не росла, а лежали одни серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их повсюду – и в чёрную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В чёрной доброй земле из семян рождались цветы, травы, а в камне и глине семена умирали».



Карточка 2 для команды 2

«И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она».



Карточка 3 для команды 2

«Она пошла на пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда ещё не видела такого цветка – ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

- отчего ты такой?

- Не знаю, - ответил цветок.

- А отчего ты на других не похожий?

Цветок опять не знал, что сказать». (А.Платонов. Неизвестный цветок.)



Карточка 1 для команды 3

«Полвека прожил я на белом свете и чудес, как говорится, повидал немало – и своих и заморских, ан нет, русские гулянья на лошадях о масленице сравнить не с чем. Всё преображалось как в сказке. Преображались мужики и парни – чёртом выгибались на лёгких расписных санках с железными подрезами, - преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое. Радуйте метель-огонь на всю улицу!»



Карточка для команды 3

«Но чаще всего лошади вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними. Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним, и вокруг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус, а в затишные вечера серым облаком, тучей клубился над ними комар и мошкара»



Карточка 3 для команды 3

«И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…» (Ф.Абрамов. О чём плачут лошади.)

Литературная дуэль

В ходе данного конкурса участники состязаний смогут побывать на месте героев литературного произведения, как бы перевоплотиться в литературных персонажей и ответить на ряд вопросов ведущего, связанных с «жизнью» этих персонажей на страницах книги. Беседе предшествует этап «узнавания» героями «самих себя»: игроки получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику «своего» героя и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о каком персонаже идёт речь.



Для участия в этом конкурсе от каждой команды выделяются по 2 игрока, состязаться они будут попарно.

Задания первой паре участников (Леля и Кусака – «Кусака»)

Узнай героя и представь себя на его месте: «… Хорошенькая девчушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях всё видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. Потом также внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьёзно сказала: «Вот весело-то!» (Леля)

  1. Когда весной Вы приехали на дачу, Вам было очень весело, хорошо, Вы радовались солнцу, воздуху. Кто неожиданно напугал вас? (Примерный ответ. Когда я закружилась в саду, в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины.)

  2. Вы, конечно, испугались, назвали её злющей собакой, но постепенно собака привыкала к вам, а вы к собаке. Как вы её назвали и как вы стали к ней относиться? (Сперва мы хотели её прогнать и даже застрелить из пистолета, но потом привыкли к её лаю по ночам, назвали собаку кусакой. А мне она очень нравилась, я её полюбила, потому что у неё был такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Мы её ласкали, кормили, играли с ней)

  3. Осенью вам нужно было уезжать, и вы раздумывали, как же вам быть с Кусакой. Как вы решили судьбу Кусаки? (Мать не захотела её взять в город, потому что у нас нет двора, где могла бы жить Кусака, к тому же нам Догаевы, знакомые, обещали дать породистого щеночка. Конечно, мне было жалко Кусаку, но её пришлось оставить здесь, ведь она всё-таки дворняжка.)

Узнай героя: «С привычкой к умеренности, создавшеюся годами бродячей голодной жизни, она ела мало, но и это малое изменило её до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. И когда она от нечего делать выбегала к воротам, останавливалась у порога и важно осматривала улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в голову дразнить её или бросать камнем». (Кусака)

  1. Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог сказать. Где она находилась всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, тоже голодные, когда она показывалась на улице, ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали. Кто всё же её один раз пожалел и приласкал? (Только один раз её пожалели и приласкали и назвали Жучкой. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел, пожалел и собаку, которая оказалась рядом. Но пока она подвигалась маленькими шажками к нему, у него изменилось настроение, он вспомнил все обиды, нанесённые ему людьми, почувствовал тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога)

  2. Когда приехали весёлые и добрые дачники, она постепенно привыкла к ним, привыкла к ласкам, но всякая ласка казалась ей чудом. Умела ли Кусака выражать свои чувства и ласкаться, как другие собаки?. («Она не умела ласкаться. Единственное, что она могла, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало для выражения чувств. И с внезапным наитием собака научилась кувыркаться. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг себя, и её тело, бывшее всегда гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким»)

  3. Когда наступила осень, дачники уехали, даже не попрощавшись с Кусакой. Что чувствовала собака? (Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и вернулась обратно на дачу. Первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь. Но в комнатах было пусто и никто не ответил Кусаке. Когда наступила ночь, собака жалобно и громко завыла от тоски и отчаяния)

Задания второй паре участников (юшка и прохожий – «Юшка»)

Узнай героя и представь себя на его месте: «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы… Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, чёрных и закопчённых от работы, прожжённых искрами насквозь; зимою же он надевал поверх блузы ещё полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару». (Юшка)

  1. Как вас звали на самом деле и чем вы занимались? (Я работал в кузнице при большой московской дороге; работал подручным: носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать её, и выполнял другую работу, которую нужно было делать. Звали меня Ефимом Дмитриевичем, но все люди называли Юшкой.)

  2. Когда вы шли с работы по улице, вас обижали и взрослые, и дети. Дети бросали в вас сухие ветки, камешки, сухой мусор. Взрослые останавливали, говорили оскорбительные слова и даже били. Почему вы не обижались на них и всё терпели молча? (Я верил, что дети меня любят, что я им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, поэтому терзают меня. Взрослые тоже любят меня, только сердце у них слепое, но и взрослым я нужен.)

  3. Вы были с детства больны грудью, поэтому выглядели старше своих лет. По этой своей болезни вы каждое лето уходили от хозяина на месяц. Куда вы уходили, к кому? (Люди думали, что я уходил в дальнюю деревню к родственникам, к сестре или племяннице. Но я уходил в Москву, где в приёмной семье жила девочка-сирота, которой я каждое лето относил накопленные деньги. Потом я поместил её в школу с пансионом и приносил деньги на весь год, чтоб она жила и училась.)

Узнай героя и представь себя на его месте: Встретив Юшку на улице, такой человек обычно обижал его. Это взрослый человек, у которого бывало злое сердце или обида; или он был пьян, и тогда сердце его наполнялось лютой яростью. Юшка для него «блажной», «непохожий», «божье чучело», «юрод негодный». (Прохожий)

  1. В это вечер вы были как всегда в весёлом настроении и, встретив Юшку, который уже затемно брёл из кузницы к хозяину на ночлег, решили посмеяться над ним:

-Чего та землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…

Как на ваши слова отреагировал Юшка? (Обычно Юшка в ответ на мои, а также на слова других прохожих молчал, не отвечал ни слова, а тут вдруг осерчал, что для меня было совсем неожиданно.)



  1. Как вы думаете, какие слова, произнесённые вами, больше всего задели Юшку и что он вам ответил? (Он осерчал на мои слова о его смерти, так как считал, что он «жить родителями поставлен», что тоже «всему свету нужен» и без него, значит, нельзя. Посмел себя, юрода негодного со мной равнять.)

  2. Когда Юшка умер, проститься с ним пришли все люди, и старые, и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни. Потом Юшку похоронили и забыли его. Почему же без Юшки жить людям стало хуже? (Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились между ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.)

Задания третьей паре участников (Рассказчик и Рыжуха – «О чём плачут лошади»)

Узнай героя и представь себя на его месте: «… Частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, всё равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по тёплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок. (Рассказчик)

  1. Всякий раз, когда вы оказывались на лугу, вы как будто снова попадали в мир детства, в мир пахучих трав, в мир лошадей. А какие чувства вызывали у вас лошади? («Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Они волновали, радовали моё крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую лошадиную красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание, изредка прерываемое то недовольным пофыркиванием, то коротким всхрапом – пыльная или несъедобная травка попалась»)

  2. Вы любили всех лошадей, но всё же выделяли среди них одну – Рыжуху. Чем она отличалась от других и как она выражала свои чувства? (И всё-таки Рыжуха выгодно отличалась среди своих сородичей. В ней не было какой-то тупой покорности или обречённости ни во взгляде, ни в фигуре. Она была кобылка чистая, ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер. Обычно, завидев меня, она подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла верёвка, обегала вокруг кола, то есть совершала свой приветственный круг радости.)

  3. Все мы помним балладу Пушкина «Песнь о вещем Олеге». А почему вы сравнили себя с князем Олегом? (До войны в нашей семье был конь, который как солнце освещал всю жизнь нашей многодетной, рано осиротевшей семьи. Когда в 1947 году я вернулся в деревню, первым делом вспомнил о Карьке. Конюх старик ответил мне, что он умер, на лесном фронте богу душу отдал. Несколько позже, когда мне довелось быть на месте заготовки леса, я попытался отыскать останки своего коня. К сожалению, не нашёл.)

Узнай героя и представь себя на его месте: «… Некрупная, неказистая, но очень выносливая и неприхотливая, хорошо приспособленная к тяжёлым условиям Севера. И доставалось (…) не меньше, чем её подругам и товарищам. В 4-5 лет у неё уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены начинали пухнуть» (Рыжуха)

  1. Рассказчик вас называл Рыжухой, по-бывалошному, по обычаю прошлых лет. А какое имя у вас было ещё? (В то время, когда в обычае были такие имена, как Гром, Идея, Победа, Звезда, меня звали Кларой.)

  2. На дальнем покосе вы познакомились с одной старой кобылой, с которой на пару ходили в конной косилке. Кобыла в наиболее тяжёлые минуты подбадривала вас своими песнями. Что вы узнали из тех песен? (Из этих песен я узнала, что были времена, когда нас, лошадей, называли кормильцами, холили и ласкали, украшали лентами. Эти песни про счастливые лошадиные времена из поколения в поколение передавались в их роду.)

  3. Ваши товарки и товарищи не поверили песням старой кобылы, и вы спросили об этом у человека, рассказчика. Сказал ли он вам правду? (Он напустил на себя бесшабашную удаль, что совсем на него было непохоже, и сказал, чтобы мы не забивали головы ерундой. Мне кажется, что он просто не сумел взять на себя ответственность за всё содеянное человеком, не принял в своё сердце нашу боль и беду. Он, как и мы, понял, что он ничего не сможет изменить в нашей судьбе, что от решения его ничего не зависит, поэтому он уходил так, как будто на него навалилась тяжёлая лошадиная тоска.)

Конкурс для зрителей «Быстро ответьте»

Задавая вопросы, ведущий обращается к зрителям. Возможно сформировать из зрителей команды болельщиков, тогда баллы, полученные за вопросы викторины, можно отдать командам. Команды болельщиков отвечают на вопросы поочерёдно, за каждый правильный ответ – 1 балл.



  1. Когда и где родился Леонид Николаевия Андреев? (9 августа 1871 года в Орле в семье орловского мещанина, частного землемера. На одной из городских окраин, густо населённой мелким служилым людом, прошли детские и юношеские годы писателя.)

  2. В каком учебном заведении учился Андреев? (В 1882 году он был зачислен в Орловскую классическую гимназию, которую окончил в 1891 г.)

  3. В каком университете Л.Андреев получил высшее образование? (Сначала он учился на юридическом факультете Петербургского университета, но через 2 года за неимением средств был отчислен и продолжил образование на 2-м курсе того же факультета в Московском университете.)

  4. Кем служил писатель после получения диплома? (Помощником присяжного поверенного.)

  5. Как писатель оказался в Финляндии? (Андреев приветствовал Февральскую революцию, но разочаровался в большевистском режиме, уехал из Петрограда в Финляндию и там скончался от сердечного приступа в 1919 году.)

  6. Когда и где родился писатель А.П.Платонов? (20 августа 1899 года в Воронеже)

  7. Как настоящая фамилия писателя? (А.П.Климентов.)

  8. В каком журнале Платонов начал печатать свои первые рассказы, стихотворения? («Железный путь», который начал выходить с сентября 1918 г.)

  9. Кем был Платонов во время Великой Отечественной войны? (В начале 1942 г Платонова утверждают венским корреспондентом в действующую армию)

  10. Назовите известные вам произведения Платонова. («Юшка», «Песчаная учительница», «Ещё мама», «Чевенгур», «Котлован»…)

  11. Когда и где родился Фёдор Александрович Абрамов? (В 1920 году в деревне Веркола Архангельской области.)

  12. Когда Абрамов уходит на фронт? (добровольцем с 3-го курса Ленинградского университета)

  13. Какое учебное заведение он окончил? (После войны он оканчивает филологический факультет Ленинградского университета, поступает в аспирантуру, становится кандидатом наук, затем заведующим кафедрой советской литературы.)

  14. Какой известный роман Абрамова был опубликован в 1954 г.? («Братья и сёстры», положивший начало тетралогии, завершённой уже в 80-е годы).

  15. Как по-другому называется роман «Братья и сёстры»? («Пряслины», главный герой – Михаил Пряслин.)

Конкурс «Поиск»

Командам вручаются конверты с набором ключевых слов, по которым нужно угадать произведение и назвать его автора.



Задание для команды 1. Лошади, старые песни, буханка хлеба. (Ф.Абрамов «О чём плачут лошади»).

Задание для команды 2. Дача, собака, гимназистка. (Л.Андреев «Кусака»)

Задание для команды 3. Конверт, пустырь, пионеры. (А.Платонов «Неизвестный цветок»)

Конкурс капитанов «Эрудиты, в бой!»

В этом конкурсе капитаны должны продемонстрировать свою эрудицию, т.е.показать хорошее знание текстов произведений. Ведущий читает цитату из произведения, задача капитанов – угадать, о ком говорится в этих строчках.



  1. «На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила её: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улёгшись на своё место, она всё ещё злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость». Кто это? (Кусака)

  2. «-Кусака, подойди ко мне! – звала она к себе. – Ну, хорошая, ну, милая, подойди! Сахару хочешь? Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же! Но Кусака не шла: боялась. И осторожно, похлопывая себя руками и говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице, … подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит». Как звали девочку? (Леля).

  3. Налево от шоссе тянулось потемневшее жнивье, и только на бугристом и близком горизонте одинокими купами поднимались невысокие разрозненные деревья и кусты. Впереди, недалеко, была застава и возле нее трактир с железной красной крышей, а у трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка…» Как звали этого дурачка? (Илюша)Д

  4. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе, убегая, затем прятались в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов». Кто этот старик? (Юшка)

  5. Юшка глядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.

— Это отец-мать меня родили, их воля была, — отвечал Юшка, — мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю». Как зовут собеседницу Юшки? (Даша)

  1. Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода? Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью». Кто эта девушка? (Девушка-сирота, воспитанница Юшки)

  2. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд... И все ее знают в городе, называя …». Как называют этого врача? (Дочерью доброго Юшки)

  3. Нечем было ему питаться в камне и глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле…» О ком или о чём идёт речь? (О неизвестном цветке из рассказа Платонова А.П.)

  4. На краю пустыря она почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. … вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать». Кто это? (Даша)

  5. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину. Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде». Кто это? (Пионеры)

  6. «…с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, всё ещё мокрые, печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя - маленького, крохотного человечка». О ком идёт речь? (Это кобыла Рыжуха из рассказа Ф.Абрамова)

  7. Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать её, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, … её любили, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать своё сокровище!
    Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни.» Кто это? (Лошадь)

Подведение итогов

Вот и заканчивается наша литературная игра. Мы с вами вместе хорошо поработали, давайте подведём итоги. Поделитесь своим впечатлением об уроке, а жюри оценит вашу работу. (Награждение победителей)

Спасибо, ребята, за творчество, глубину понимания нашего совместного исследования. Всего доброго!

Литература

1.Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. М. 2009год



2.Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе. 7 класс. М. 2009 год

3. Мещерякова М. Литература в схемах и таблицах. М. 2010год
скачать


Смотрите также:
Внеклассное мероприятие по литературе для 7 класса Литературная игра «За всех в ответе»
166.03kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Любители словесности"
68.12kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 10 класса. Устный журнал «Физика и лирика»
59.83kb.
Хмелькова Марина Ильинична, 43 года, учитель музыки, истории год разработки сценария -2012 год Бирюч, 2012 пояснительная записка сценарий выпускного вечера для 11 класса внеклассное мероприятие
235.44kb.
Внеклассное мероприятие для 4-го класса Activities for Christmas Party «Любимые праздники детей»
161.35kb.
Внеклассное мероприятие по русской литературе в 6 классе. Интеллектуальная игра «Веселое имя: Пушкин»
36.16kb.
Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса. «Русские посиделки»
64.41kb.
Внеклассное мероприятие "Своя игра" Цели мероприятия: популяризация государственных символов РФ
43.81kb.
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 2 класса Праздник игра Учитель: Пижамова Н. В. «Путешествие к Робинзону Крузо»
36.88kb.
Внеклассное мероприятие «Страна Весёлого Детства»
117.7kb.
Внеклассное мероприятие "Город мастеров"
31.82kb.
Внеклассное мероприятие в 10 б и 11 в классах. Литературная викторина. Учитель русского языка и литературы
45.56kb.