Главная стр 1
скачать
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 г.Новоалтайска»

Внеклассное мероприятие по химии

«СВОЯ ИГРА»

для учащихся 9 классов
Учитель химии: Прихожая Т.В.


Развивающие цели:

  • побуждение учащихся к познавательной деятельности;

  • развитие логического мышления;

  • реализация межпредметных связей биологии, истории, литературы и химии;

  • развитие сообразительности.

Воспитательная цель игры:

  • воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма.

Учитель химии:

Без химии жизни, поверьте, нет.


Без химии стал бы тусклым весь свет,
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим,
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!

Добрый день! Мы начинаем интеллектуальную игру «Своя игра». В игре принимают две команды учащихся 9 классов по 7 человек в каждой.

Придумайте, пожалуйста, название своих команд и выберите капитана.

Команды приветствуют друг друга.

Разрешите представить вам компетентное жюри: _______________



Итак, мы начинаем. Первый конкурс «Разминка».
Разминка

Командам будет задано по 9 вопросов.

Все ответы должны начинаться на букву “К” или “С” (по жеребьевке)

  1. Соединение серы, имеющее запах тухлых яиц. (сероводород)

  2. Токсичный туман? (смог)

  3. В воде она родиться, но странная судьба. Воды она боится и гибнет в ней всегда. (соль)

  4. От какого металла нужно отрезать 1/3, чтобы получилась известная кость? (серебро – ребро)

  5. Нагревательный лабораторный прибор. (спиртовка)

  6. Тяжелый металл, вызывающий отравление клеток головного мозга. (свинец)

  7. Как по-другому называется реакция соединения веществ? (синтез)

  8. По производству этого вещества судят о развитии химической промышленности страны? (серная кислота)

  9. Какой неметалл ценится дороже золота, и когда платят деньги за то, чтобы от него избавиться? (углерод – сажа)

Вопросы другой команде.

  1. Как называется жженый сахар? (карамель)

  2. Самый распространенный химический элемент? (кислород)

  3. Как называются вещества, ускоряющие химическую реакцию? (катализаторы)

  4. Химическая стеклянная посуда. (колба)

  5. Общее название мела, мрамора, известняка? (карбонат кальция)

  6. Как называется раствор, образующийся при нагревании крахмала с водой? (клейстер)

  7. Как называется топливо для заправки самолетов? (керосин)

  8. Разрушение металла под действием окружающей среды? (коррозия)

  9. Как называются изделия из глины? (керамика)

I тур




Растения

5

10

15

20

25

Превращения без превращений

5

10

15

20

25

Химические элементы и биология

5

10

15

20

25

Химия и медицина

5

10

15

20

25

Мир химии

5

10

15

20

25



Растения


5. Картофель, лук, морковь. Что объединяет их, и почему морковь в этой "компании" можно считать лишней? (Морковь - корнеплод; картофель, лук – побеги; во всех запас питательных веществ).

10. Картофель, виноград, арбуз, земляника. Все они относятся к классу двудольные. Что еще объединяет эти растения? (Плод - ягода).

15. В середине века этому растению приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от смерти и ударов мечей. Философы древности использовали его при изучении астрономии. Ему приписывали лечебные свойства и считали, что даже его запах предохраняет от заболевания. (Луковица).

20. Это растение посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Им награждали художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда произошло слово "лауреат". (Лавр).

25. В какой “капусте” много йода? (ламинария)

Превращение без превращений


5. Какой химический элемент III группы носит название соснового леса? (Бор)

10. Какой химический элемент, исследованием которого рекомендовал "особо тщательно" заниматься Д.И. Менделеев, носит название планеты солнечной системы? (Уран)

15. В название химического элемента III периода добавьте букву "ф" и получите название Земной оболочки (сера-сфера).

20. В названии благородного металла замените первую букву на "д" и вы получите название столярного инструмента (золото-долото).

25. В названии галогена измените порядок букв и получите название твердого топлива, которое часто используется, как органическое удобрение (фтор-торф).

Химические элементы и биология


5. В название какого химического элемента входят названия двух животных? (Мышьяк)

10. В название каких структурных элементов ядра клетки, содержащих ДНК, входит название химического элемента? (Хромосома)

15. В название какого химического элемента входит название дерева? (Никель)

20. Названия каких живых существ произошло от названия химических элементов? (Медяница, серебрянка)

25. Название какого химического элемента не соответствует его роли в живой природе? (Азот - безжизненный)

Химия и медицина


5. Каким химическим элементом богата морская капуста-ламинария? (Йод)

10. Какой металл может болеть "чумой"? (Олово)

15. Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро)

20. Что такое "золотой корень", "золототысячник"? (Радиола)

  1. Чем полезны радоновые ванны? (Действуют на нервные окончания внутренних органов)

Мир химии

5. Этот оксид выдыхают животные и человек  (углекислый газ)

10. Что такое “философский камень”, светящийся в темноте голубоватым светом? (фосфор)

15. Одно вещество, образованное этим элементом, во много раз дороже золота, а за другое приходится платить деньги, чтобы от него избавиться  (углерод)

20. Этот газ применяется в производстве световых рекламных трубок (неон)

25. Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать? (Водород, кислород)

II тур


Написать как можно больше слов-названий химических элементов, состоящих из букв: й,и,л,ж,г,н,е,з,а,м,р,о,б,т,х,ф,д. (3 минуты)

За каждое название по 1 баллу

(бор, азот, аргон, неон, бром, натрий, магний, барий, германий, рений, гелий, хлор, фтор, йод)



Игра со зрителями

Пока команды решают задание игра со зрителями “Отгадай элемент” -



  1. Задумай химический элемент.

  2. Порядковый номер элемента умножь на “2”.

  3. К полученному произведению прибавь “5”.

  4. Полученную сумму умножь на “5”

Например: (25 · 2 + 5) · 5 = 275, 27 : 5 - 2 = 25, № 25 марганец.
Загадки:

  1. Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел. (Водород)

  2. В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем. (Водород и гелий)

  3. Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх. (Йод)

  4. Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули. (Графит в карандаше)

  5. Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным. (Алмаз, графит)

  6. Прокаленный уголек дышать пожарнику помог. (Активированный уголь)

  7. Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться. (Белый и красный фосфор)

  8. Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград. (Сера)

  9. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон)


III тур


Химия и литература

20

30

40

50

60

Химия и история

-

-

40

50

60

У нас дома

20

30

40

50

60

Химические загадки

20

30

40

50

60

Химия металлов

20

30

40

50

60

Примечание: "Химия и история" 3 вопроса, каждый вопрос имеет наивысший балл, который уменьшается на 10 очков при каждой подсказке.


Химия и литература


Перевёртыши

20. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо)

30. Не та грязь, что тусклая. (Не все то золото, что блестит)

40. Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за золото)

50. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы)

  1. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том)

 

Химия и история


Угадай вещество

от 40

1. а) Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.

б) В "Одиссее" Гомера рассказывают, что победителям в спортивных соревнованиях вручали кусок этого металла и кусок золота.

в) Среди сокровищ египетских пирамид, где золота очень много, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Они назвали его "вааепере" - "родившийся на небе".

г) По имени этого металла назван век. (Железо)

от 50

2 а) Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти.

б) Оно служило мерилом богатств. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах: начиная день - проглоти кристалл…

в) Оно в воде рождается и в воде умирает. "Из воды родится, а воды боится"

г) На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде на стол, где сидел князь и его приближенные. А гости попроще уходили "не солоно хлебавши". (Поваренная соль)

от 60

3 а) Зерна кристалла этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковальне. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах. "Ни огнем, ни искусством" – алхимики.

б) Его привезли в Европу из Колумбии и Дель Пинто.

Он был под запретом в Испании 43 года. Покупали его для подделок.

в) Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что мерк червонный блеск присущий высокопробному золоту: монеты приобретали сероватый тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым или "испанским". Дукаты самого могущественного государства – Испании - упали в цене. Злые языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона.

г) В 1752г. в актах Стокгольмской академии наук появилось сообщение о белом золоте, или седьмом металле, "называемом серебром из Пинто". Предложили назвать этот элемент белое золото. (Aurum Album). Предложенное название не прижилось. Серебришко осталось серебришком. Теперь это металл роскоши, "ювелирный король", из него сделаны первые эталоны длины и массы. (Платина)



У нас дома

20. В составе зубных паст именно этот химический элемент (F)

30. какое вещество гасят уксусной кислотой при выпечке кондитерских изделий (соду)

40. Это вещество встречается в отбеливателях и в чистящих средствах, оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. (Cl2)

50. Назовите формулу негашеной и гашеной извести, которой мы белим. CaO, Ca(OH)2)

60.Однажды ученый Бертолле растирал соль КСlО3 в ступке, где осталось немного серы. Смесь взорвалась, так впервые Бертолле осуществил реакцию, которую применяют при производстве чего? (спичек)
Химические загадки

20. А ну, скорей снимите шляпу!


Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка
Я лед. Я пот. Я облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река. Ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю
когда мороз – я застываю. (вода)

30. В горах далеких Шао Линь


Копали глину – каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали … (фарфор)

40. Такова моя природа:


Известняк, песок и сода,
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня
Я прозрачно и светло
И зовут меня … (стекло)

50. Сообщаю: я спешу!


Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я … (мелом)

Химия металлов

  1. Какой металл называют летающим? (Алюминий).

  1. Какой металл используют для спайки проводов в радиоаппаратуре. (Серебро).

  1. Металл, соединения которого входят в состав костей. (Кальций).

  1. Какой металл используют для изготовления нитей накаливания в электрических лампочках? (Вольфрам).

  1. Элементарные частицы, движением которых обуславливаются свойства металлов проводить тепло и электрический ток. (Электроны).

Конкурс капитанов

Капитанам команд предлагаются ситуации, в которых имеются варианты ответов. Через 30 секунд капитан должен выбрать правильный ответ.

Капитану 1 команды:

В банку, стоящую на окне и освещенную ярким солнечным светом ввели равное количество газообразного хлора и водорода, потом закрыли ее притертой пробкой. У ребят спросили, что дальше произойдет с этими веществами?



  • Олег ответил: "Водород, как более легкий газ, соберется наверху, а хлор останется внизу".

  • Аркадий сказал: "Часа через три газы перемешаются".

  • Семен изрек: "Отойдем, банка сейчас взорвется".

Кто прав? Ответ: Семен.

 

Капитану 2 команды:

В банку с керосином бросили кусок металлического калия. Что произойдет?


  • Олег ответил: "Калий - металл очень активный. Попав в керосин, он воспламенится, Будет пожар".

  • Аркадий сказал: "Ничего не произойдет. Калий самовоспламеняется в воздухе. Его до банки не донесут - сгорит".

  • Семен произнес: "Металл упадет на дно и останется лежать там".

Кто прав? Ответ: Семен.

Финал
Команды делают ставки.

Тема: “Высказывания”

Писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство на свете…” О чем писал Экзюпери?

(вода)
Подводятся итоги игры.


Капитану 1 команды:

В банку, стоящую на окне и освещенную ярким солнечным светом ввели равное количество газообразного хлора и водорода, потом закрыли ее притертой пробкой. У ребят спросили, что дальше произойдет с этими веществами?



  • Олег ответил: "Водород, как более легкий газ, соберется наверху, а хлор останется внизу".

  • Аркадий сказал: "Часа через три газы перемешаются".

  • Семен изрек: "Отойдем, банка сейчас взорвется".

Кто прав?

 

Капитану 2 команды:



В банку с керосином бросили кусок металлического калия. Что произойдет?

  • Олег ответил: "Калий - металл очень активный. Попав в керосин, он воспламенится, Будет пожар".

  • Аркадий сказал: "Ничего не произойдет. Калий самовоспламеняется в воздухе. Его до банки не донесут - сгорит".

  • Семен произнес: "Металл упадет на дно и останется лежать там".

Кто прав?






скачать


Смотрите также:
Внеклассное мероприятие по химии «своя игра» для учащихся 9 классов
116.96kb.
Внеклассное мероприятие "Своя игра" Цели мероприятия: популяризация государственных символов РФ
43.81kb.
Внеклассное мероприятие «Своя игра» по страноведению
83.67kb.
Внеклассное мероприятие «спокойной ночи, малыши!» Для учащихся 6-7 классов по химии
78.14kb.
Внеклассное мероприятие «Страна Весёлого Детства»
117.7kb.
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 10-11 классов игра
87.1kb.
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 9-х классов: игра-путешествие "Старинные задачи через века и страны"
71.59kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов
69.92kb.
Игра: "Символы России"
46kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 10 класса. Устный журнал «Физика и лирика»
59.83kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 9 10 классов «Я и мир профессий»
116.09kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов наркомания знак беды
154.48kb.