Главная | стр 1
Ходюкова Галина Ивановна, учитель истории и обществознания Задачи урока: дать краткую характеристику внутренней политики Александра I и выяснить причины, которые привели к восстанию декабристов; уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение; показать героический подвиг декабристов, впервые в истории сознательно, с оружием в уроках поднявшихся против самодержавия; воспитывать чувства уважения к неординарным личностям государства Российского; развивать навыки публичного выступления. Эпиграф урока: Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали Их имена забыться не должны… ( Н. А. Некрасов) Оборудование: компьютер, проектор, экран. Слайды по программе Power Point: фрагменты каре, портретов руководителей восстания, осужденных на казнь П.Пестеля, К.Рылеева, М.Бестужева-Рюмина, П. Каховского, С. Муравьева-Апостола. .
Основные понятия: каре Написанные на доске цитаты …Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С. Пушкин. “Пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение”. А.И. Герцен. I. Вступительная лекция учителя: После окончания войны 1812–1813 гг. многие надеялись на изменение внутреннего положения в России. Александр I понимал необходимость перемен. 1. Аракчеев – проект освобождения крестьян: покупка имений в казну; 2 десятины земли крестьянам; 5 млрд. руб. ежегодно на 200 лет. Царь ознакомился с проектом, и … на этом все закончилось. 2. 1818 г. – намерение дать России конституционное правление. Новосильцев должен был разработать проект конституции (Вяземский, Сперанский, польская конституция). К 1821 г. “Государственная уставная грамота Российской империи”. законосовещательный орган, состоящий из двух палат: верхняя – Сенат, нижняя – Нижняя палата; федеративное устройство (12 наместничеств); неприкосновенность личности; свобода печати.
Почему 1825? Что такое междуцарствие?
Захват Зимнего дворца и Петропавловской крепости. Окружение Сената и принуждение его силой к опубликованию «Манифеста к русскому народу». Об уничтожении самодержавия и отмене крепостного права. - Решили не допускать присяги новому царю. Обычное время для такого рода государственных актов 10-12 часов. - В 8 часу утра восставшие узнали, что сенаторы присягнули Николаю I. Часть полков была приведена к присяге императору Николаю I еще до рассвета. Солдат запирали в казармах, силком приводили к знамени для присяги. - Было около 11 часов утра. На площади Александр и Михаил Бестужевы уже построили Московский полк в каре. Каре (карей) - боевой порядок, представляющий собой сомкнутый порядок в виде четырех угольника. Применялся для отражения атак с четырех сторон, т.е. для обороны. Пестель переводил слово «каре» придуманным им самим словом «всебронь». Александр Бестужев, сбросив шинель, остался в мундире, белых панталонах, гусарских сапогах и шарфе. На фоне серого дня выглядело это очень эффективно. Будто шутя, он точил свою саблю о памятник Петра I. Московцы ждали подкрепления диктатора. Бестужев привел почти в полном составе 11 часов утра - 800 солдат Московского полка находились на площади . В первые часы, восстанием руководил князь Оболенский. Он стремился только продержаться до прихода остальных войск и Трубецкого. Восставшие до последней минуты верили, что Трубецкой ведет переговоры в Сенате или находится в Генеральном штабе. Так думали и ожидали, что было на руку Николаю I. Он постепенно приходил в себя.
Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. К следствию было привлечено 579 человек. Пятеро наиболее виновных заговорщиков: К.Ф. Рылеев, П.. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г.Каховский были приговорены к четвертованию. Николай I решил блеснуть «великодушием» и заменил эту дикую средневековую казнь повешением. Они были казнены в Петропавловской крепости 13 июня 1826 г. 21 декабриста сослали на каторгу или на поселение в Сибирь, заключили в крепость или послали на Кавказ, где шла война с горцами, рядовыми солдатами. В чем же причины неудачи декабристов? Срыв первоначального плана восстания. Оторванность от народа. Поведение Трубецкого. Численное превосходство и лучшее вооружение царских войск. Чисто заговорщические методы, тактика военного переворота. Выжидательная политика, нерешительность восставших.
Класс делится на несколько групп (учебных пар). Всего должно быть 10 групп, но может быть и меньше.
2. Какую позицию в этом вопросе занимал Александр I? 3. Как вы думаете, мог ли Александр I стать союзником декабристов? 4. Какие исторические условия возникновения революционного движения в начале XIX века? Чем оно отличается от стихийных крестьянских восстаний? К-2. Вопросы: 1. Какие источники “революционных мнений” в России С.И. Муравьев-Апостол считает наиболее важным? 2. Как повлияли на взгляды С.И. Муравьева-Апостола и его товарищей Отечественная война 1812 г. и заграничный поход? К-3. Формирование революционных взглядов декабристов. Вопросы: 1. Какие изменения произошли в жизни страны и армии после возвращения Александра I из Европы в 1815 г.? 2. Кто входил в первое тайное общество? Какую цель оно ставило? 3. Как И.Д.Якушкин относился к крепостному праву? Почему его родственник, узнавший о плане освобождения крестьян, решил, что Якушкин “сошел с ума”?
2. Чей опыт использовали создатели тайных обществ? В чем состояла цель Военного общества? Почему тайные общества были так привлекательны для тогдашней молодежи? К-5. Вопросы: 1. Как представлял себе П.И. Пестель будущее устройство Русского государства? 2. Как “Русская правда” рассматривает проблему ликвидации крепостного права? 3. Как, по-вашему, относился Пестель к дворянству? Докажите вашу точку зрения.
2. Как решает “Конституция” крестьянский вопрос? 3. Какие права и привилегии сохраняет император? Каким образом ограничена его власть?
2. Из документов видно, что декабристы не посвящали солдат в свои истинные цели. Как вы думаете, случайно это или закономерно? Какую роль отводили заговорщики рядовым солдатам и народным массам в своей революции? К-9. Задание: Расскажите о восстании Черниговского полка. Почему это восстание можно назвать ошибкой? К-10. Вопросы: 1. Какое обвинение судьи декабристов считали основными? 2. Отразились ли в приговорах истинные цели тайных обществ? От каждой группы выступают по одному человеку. В результате выступлений от каждой группы воссоздается картина движения декабристов. Учитель по ходу выступлений дополняет и уточняет ответы обучающихся. V. Подведение итогов , характеристика внутренней политики после смерти Александра I и поражения восстания декабристов. 1826 г. – утверждено Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Главная задача – политический сыск. Принят новый устав о цензуре – “чугунный”. Уваров – “теория официальной народности” (самодержавие, православие, народность). Разрастание бюрократического аппарата. “Россией правят столоначальники”
Ученики отвечают на вопросы учителя: 1. “Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой” (А.С. Пушкин); “Сфинкс, неразгаданный до гроба…” (П.А. Вяземский) – так отзывались о нем современники. Кого они имели в виду? (Александра I). 2. О каком событии известный дипломат, выдающийся поэт Ф.И. Тютчев писал: Вас развратило Самовластье, И меч его вас поразил… О жертвы мысли безрассудной, Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный пламень растопить! Едва, дымясь, она сверкнула На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула – И не оставила следов. – Какие еще поэтические отклики на это событие вы знаете? (Восстание декабристов, 1825 г.; А.С. Пушкин “Послание в Сибирь”, А.И. Одоевский “Ответ А.С. Пушкину”). VII. Задание на дом : К 1826 г. декабристов начали небольшими группами отправлять из крепостей навстречу каторжной судьбе. - Там за горами и реками, лягут они в сырую землю, там за дымкой отдаленных расстояний и времен, растают их лица, развеется память о них - таков был умысел царя… Подготовить сообщения на тему « Дальнейшая судьба декабристов» Литература: 1. Думин С., Сорокин В. Восстание декабристов. Пакет – комплект документов. – М., 1993. 2. Кириллов В.В., Чернова М.Н. Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX–XX веков (10–11 классы): Пособие для учителей. – М.: ЦГО, 2000. 3. 1000 вопросов и ответов по истории. – М, 1998. Смотрите также: "Внутренняя политика Александра I. Восстание декабристов" Ходюкова Галина Ивановна, учитель истории и обществознания
94.28kb.
"Внутренняя политика Александра I. Восстание декабристов" Руденко Светлана Сергеевна, учитель истории и обществознания
100.16kb.
Урок истории в 8 классе «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.»
100.41kb.
Урок в 8 классе. Разработка учителя истории Хамзиной А. М. Тема урока «Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг.» Тип урока: комбинированный
78.9kb.
«Восстание декабристов». 10класс
53.14kb.
Урока «внутренняя политика александра I после отечественной войны»
31.07kb.
Подросток и наркотики
84.44kb.
Урок 25. Внутренняя политика Александра 1
401.22kb.
«Великая Отечественная война»
172.61kb.
Основные понятия Оборудование
344.38kb.
Урок «Идеология как средство легитимности власти»
411.12kb.
Урок истории в 8 классе по теме: «Восстание декабристов» 97.88kb.
|