Главная | стр 1
«Крыловская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В МКОУ «КРЫЛОВСКАЯ СОШ» с. Крылово 2012 г. Пояснительная записка Основной задачей управленческой деятельности является контроль со стороны администрации за исполнением требований государственных образовательных стандартов. Контроль осуществляется на основании программы внутришкольного контроля, положения о внутришкольном контроле. Внутришкольный контроль (ВШК) – это сознательная деятельность администрации школы, направленная на повышение качества учебно-воспитательного процесса с целью выявления имеющихся отклонений в программе развития учебного заведения. Для администрации школы внутришкольный контроль является методической помощью педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства. Другими словами внутришкольный контроль – это вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы УВР работы на диагностической основе общегосударственным требованиям. По мнению М.М. Поташника, чтобы управлять не формально, а реально образовательным процессом и жизнью учебного заведения в целом, принимать правильные, научно обоснованные решения, субъекту менеджмента нужны разнообразные фактические данные о различных сторонах этого процесса. Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен. Внутришкольный контроль должен обеспечивать:
Система внутришкольного контроля должна быть планомерной, обоснованной и всесторонней, а его результаты – основанием для принятия оптимальных управленческих решений. Внутришкольный контроль строиться в соответствии с целями и задачами школы. По итогам внутришкольного контроля составляются аналитические материалы, издаются приказы директора. Систематизированные данные внутришкольного контроля ведутся в графиках и таблицах. Результаты внутришкольного контроля обсуждаются на совещаниях при при директоре, при завуче, педагогических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу. Мониторинг, проводимый на протяжении нескольких лет, обеспечивает администрацию необходимой объективной информацией, позволяет соотнести результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность. В МКОУ «Крыловская СОШ» необходимо совершенствование системы внутришкольного контроля, этого требуют новые федеральные государственные стандарты, новая система оплаты труда, а также положение образовательной инициативы «Наша новая школа», новый квалифицированный справочник и др. Ведущие принципы ВШК:
Цель программы ВШК:
Задачи:
Объекты ВШК:
Функции ВШК:
Администацией школы используются различные виды внутришкольного контроля:
Предупредительный контроль используется для того, чтобы снять возможные трудности учителя-предметника, классного руководителя при выполнении тех или иных видов взаимодействия с коллективом педагогов, учащихся, родителей. Предупредительный контроль можно использовать как метод выборочной проверки перед осуществлением итогового или фронтального контроля. Предупредительный контроль помогает избежать психологический дискомфорт, который часто испытывают проверяющие в ходе итогового контроля. Предупредительный контроль предполагает последующую консультацию и разъяснение по возникшим трудностям. Диагностический контроль используется с целью выяснения возможностей педагога, учащихся в той или иной учебно-воспитательной ситуации. Диагностический контроль предполагает педагогическую коррекцию, которая может быть групповой или индивидуальной. Диагностический контроль можно использовать для выяснения: атмосферы в коллективе; взаимодействия в системе учитель – ученик – родитель; уровня воспитанности учащихся; взаимоотношений в коллективе учащихся; профессиональных умений педагогов; коммуникативных и иных возможностей всех участников учебного процесса. Текущий контроль используется для изучения состояния традиционных проблем учебно-воспитательного процесса. Традиционный контроль используется для изучения планирования учебно-воспитательной работы в целом и содержания деятельности педагогов по выполнению плана. С помощью текущего контроля можно проверить: ведение журнала классными руководителями и учителями-предметниками; ведение журнала кружков и секций; ведение личных дел учащихся; состояние документации классного руководителя, учителя-предметника, воспитателя ГПД; ведение тетрадей учащимися; выполнение учебных программ педагогами школы и др. Тематический контроль осуществляется в том случае, если в организации учебно-воспитательного процесса назрела определенная проблема или необходимо сделать определенные выводы по вопросам традиционной и инновационной деятельности школы. Тематический контроль используется для изучения и принятия соответствующего решения. Такая форма контроля может быть полезной при анализе результативности программы формирования УУД, программы внеурочной деятельности, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, результативности работы кружка, секции, курса по выбору и др. Фронтальный контроль используется для изучения проблемы, которая требует долгосрочного или детального исследования. Фронтальный контроль в учебно-воспитательном процессе можно использовать для изучения результативности работы школы в определенном направлении. Надо учитывать, что фронтальный контроль предполагает сравнительный анализ, а для этого в изучении вопроса нужна большая выборка. Персональный контроль предполагает изучение проблемы, возникшей в результате непрофессионального выполнения педагогом своих обязанностей или в результате конфликтной ситуации. Персональный контроль требует детального изучения профессиональных умений педагога по всем аспектам деятельности. Теме персонального контроля может предшествовать диагностический контроль, который выявляет проблемы в организации учебно-воспитательного процесса учащихся. Индивидуальный контроль можно использовать в том случае, когда заместитель директора предполагает изучить опыт работы классного руководителя, учителя-предметника и определить содержательную сторону учебно-воспитательного процесса в классе. Административный контроль – это форма традиционного контроля, которая осуществляется администрацией школы. Административный контроль может охватывать все стороны учебно-воспитательного процесса. Он строится на основе задач планирования учебно-воспитательного процесса школы, планирования воспитательной работы школы. Планирование учебно-воспитательного процесса школы предполагает получение определенных промежуточных и итоговых результатов в том или ином направлении деятельности, административный контроль позволяет их эти достижения и результаты подтвердить или опровергнуть. Итоговый контроль используется, если проблема изучалась достаточно глубоко и по самым различным аспектам деятельности педагога, класса, объединения. Результатом итогового контроля может стать представление педагога к поощрению, распространению опыта, освещения материалов в периодической печати. Взаимоконтроль имеет огромное значение в организации процесса внутришкольного контроля. Взаимоконтроль помогает классным руководителям, учителям-предметникам избежать ошибок в организации обучения и воспитания учащихся и используется для проверки правильного выбора образовательной стратегии. Взаимоконтроль дает хорошие результаты, когда он используется в работе методического объединения. Взаимоконтроль можно предложить педагогам во время подготовки открытых уроков, подготовки к творческим отчетам, праздникам, смотрам-конкурсам, педсоветам. Взаимоконтроль помогает повысить педагогическую, профессиональную, методическую и личную культуру педагогов, учит наблюдательности, ответственности за принимаемое решение. Самоконтроль используется как поощрение для тех педагогов, которые имеют высокий уровень профессионального мастерства, сами являются наставниками молодых специалистов, руководителями методических объединений в школе, районе. Для того, чтобы все виды внутришкольного контроля были эффективны, необходимо соблюдать технологию внутришкольного контроля, включающую следующие этапы. Подготовительный этап. На заседании МО завуч знакомит педагогов школы с видами и формами контроля, персоналии контроля, целесообразность контроля тех или иных вопросов. Прогностический этап. На этом этапе определяется программа осуществления контроля, формы контроля и анализа полученных данных. Изучение проблемы и сбор информации. На этом этапе происходит посещение уроков, внеклассных мероприятий, проводятся встречи и консультации, изучается документация, проводится собеседование с участниками УВП. Анализ информации. На данном этапе материалы, полученные в ходе изучения вопроса, анализируются, составляются диагностические таблицы, схемы. Все полученные материалы являются основой для написания справки по результатам контроля. Материалы справки предлагаются педагогу для изучения, по материалам исследования с ним проводится собеседование, намечаются мероприятия по коррекции. Коррекция. На данном этапе проводятся координационные мероприятия с последующим анализом для кардинального улучшения сложившейся ситуации. Для обеспечения эффективности реализации инноваций такого масштаба, как ФГОС и НСОТ, необходимы анализ и совершенствование существующей в каждой школе системы ВШК с учетом новых требований как к результатам, так и к процессу их получения. Современные требования к качеству образования в первую очередь определяют введение в реалии школьного образования новых качеств как новых характеристик процесса. Осмысление требований стандарта именно с этих позиций требует обязательного, определенного законом введения в ВШК мониторинга личностного роста обучающегося, социализированности, воспитанности, мониторинга уровня развития над- и метапредметных общеучебных умений (по терминологии ФГОС: универсальных учебных действий – УУД). При этом реализуется консолидирующий, интегративный характер ВШК, обеспечивая согласованность в пространстве и времени функционирования и развития всех образовательных и инновационных процессов. Таким образом, при совершенствовании ВШК необходимо сначала пересмотреть состав и структуру системы контроля образовательного процесса, определив набор критериев по принципу необходимости и достаточности. При этом стандарт образования можно рассматривать как основу для выделения качеств как существенных признаков, свойств, определяющих качество. В этом случае три группы требований к качеству в стандартах определяют три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования:
Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГОС Три последующие составляющие этого раздела ВШК отражают структуру и содержание требований ФГОС к образовательным результатам. Именно здесь необходимо пересмотреть всю систему оценки качества образования в школе на основе принципов критериального оценивания и компетентностного подхода. Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, должны стать, как минимум, три показателя:
Метапредметные образовательные результаты необходимо оценивать минимум по четырем позициям в ВШК:
Качество и динамика обученности
Уровень обучаемости как объект мониторинга позволяет управлять качеством образовательного процесса на разных уровнях:
Качество обучающей предметной деятельности
Качество воспитательной работы
Мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя
Контроль качества управления
Схема внутришкольного контроля ФГОС ВШК Требования к результатам освоения ООП Качество результатов По уровню и динамике достижений ученика Требования к условиям реализации ООП Качество процессов управления По качеству уроков, школьных мероприятий По уровню компетентности учителя По материально-техническому оснащению, качеству кабинетной системы Требования к структуре ООП Качество системы управления По качеству ВШК По уровню компетентности администрации ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Список использованной литературы
Смотрите также: Внутришкольного контроля за качеством образования в мкоу «крыловская сош»
159.3kb.
План внутришкольного контроля мкоу сош №1
443.22kb.
Система внутришкольного контроля 2011-2012 учебный год
177.71kb.
Анализ по организации внутришкольного контроля
57.42kb.
7. Анализ внутришкольного контроля
266.99kb.
Методическое обеспечение умк «икт в системе управления качеством образования в условиях внедрения фгос»
206.32kb.
Методические рекомендации (изучи!) Годовой план внутришкольного контроля
31.92kb.
Программа по осуществлению контроля за качеством питания гбоу сош №797 на 2012/2013 учебный год для того, чтобы вырастить здорового ребенка, необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития
226.41kb.
Положение о ведении электронного журнала мкоу оленинской сош
32.33kb.
Отдел образования Лиозненского райисполкома
876.09kb.
Программа исследования по теме: «Электронная система контроля одно из средств эффективного управления качеством образования учащихся по физике» Актуальность исследования
73.48kb.
Положение о внутришкольном контроля 66.34kb.
|