Главная стр 1
скачать
6 класс

Тема
«Воздействие организмов


на земные оболочки»

Т.В. КОНСТАНТИНОВА
канд. пед. наук, старший преподаватель
Калужского государственного педагогического университета
им. К.Э. Циолковского


Термины и понятия

Почва — поверхностный слой земной коры, обычно коры выветривания, переработанный совместным воздействием воды, воздуха и живых организмов, обладающий плодородием.
Плодородие почв — способность почв обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами и влагой в количествах необходимых для полного развития растений.
Гумус, перегной (от латинского humus — земля, почва) — основная часть органического вещества почвы. Бесформенная темноокрашенная масса, в которой отдельные остатки животных и растений обычно неразличимы.
Выветривание — процесс изменения горных пород на земной поверхности и в самых верхних частях земной коры под воздействием солнечных лучей, воды, воздуха и организмов.

Ученые

Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — русский ученый-энциклопедист. Полагал, что растения питаются не только водой, но и тонкими частицами земли. Большое внимание уделял вопросу о происхождении перегноя, который рассматривал как продукт биологических процессов.
Альбрехт Тэер (1752—1828) — немецкий ученый, агроном, почвовед. Автор гумусовой теории, один из основоположников агрономии. Дал одну из первых классификаций почв Западной Европы в зависимости от механического состава, содержания гумуса и извести.
Юстус Либих (1803—1873) — немецкий химик. Разработал минеральную теорию питания растений, способствовавшую широкому внедрению минеральных удобрений в земледелии. Один из основателей агрохимии.
Василий Васильевич Докучаев (1846—1903) — русский ученый, основатель современного почвоведения, географ. Создал первую в мире классификацию почв, основанную на их происхождении. Открыл основные законы географии почв. Организовал крупные комплексные экспедиции. Основал журнал «Почвоведение». Идеи Докучаева о зональности природы легли в основу учения о ландшафтах и географических зонах.
Константин Дмитриевич Глинка (1867—1927) — русский ученый, основатель современного почвоведения, занимался изучением минерального состава почв, изучением древних почв и почвообразующих пород. Организатор и руководитель экспедиционных почвенно-географических исследований, охвативших огромную территорию азиатской части России.
Николай Михайлович Сибирцев (1860—1900) — русский почвовед, автор первого учебника генетического почвоведения, на основании принципов В.В. Докучаева разработал учение о горизонтальной зональности почв.
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) — русский естествоиспытатель, минералог, основоположник современной геохимии и биохимии.
Борис Борисович Полынов (1877—1952) — русский почвовед. Заложил основы современного учения о выветривании, экспериментально показал роль живых организмов в почвообразовании.

Географические и родственные науки

География почв — наука, изучающая закономерности пространственного размещения почв и их связи с другими компонентами природы. География почв тесно связана с геоморфологией, климатологией, геоботаникой и другими географическими науками.
Почвоведение — наука о почвах, их свойствах, образовании и развитии, географическом распространении, способах рационального использования и повышения плодородия.
Агрономия (от греческого agros — поле и nomos — закон) — комплекс наук о возделывании растений, повышении плодородия почвы и урожайности, рациональном использовании сельскохозяйственных угодий.

Инструментарий географа

Почвенные карты — карты, отображающие распространение почв на земной поверхности (их типов и других генетических подразделений), их особенности и свойства в зависимости от условий почвообразования.
Почвенный профиль — вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы; состоит из сформировавшихся в процессе почвообразования, генетически взаимосвязанных и закономерно сочетающихся почвенных горизонтов и подгоризонтов.

Практическая работа

Изучение по картам почв своей местности

Цель работы: формирование представления о почвах своей местности, о видах воздействия организмов на почву, формирование умения работать с почвенными картами, дальнейшее развитие умения работать со словарями, энциклопедиями и справочниками.
Оборудование: Атлас своего субъекта РФ, рабочая тетрадь, географические энциклопедии, словари и справочники.

Задание 1
По атласу своего субъекта РФ внимательно изучите почвенную карту:

а) по легенде (условным знакам) почвенной карты определите, как обозначают почвы на картах;


б) определите месторасположение своего населенного пункта на почвенной карте;
в) определите и запишите в тетрадь, какой тип почв преобладает в месте вашего проживания.

Задание 2
В географических энциклопедиях, словарях и справочниках найдите и запишите в тетрадь информацию об определенном вами типе почв:

а) каково плодородие почвы;


б) какова мощность гумусового горизонта;
в) в каких районах Земли они встречаются;
г) использование почв человеком.

Задание 3

Определите:

а) как используются почвы в месте вашего проживания;
б) как деятельность человека влияет на почвы;
в) какие меры необходимо принять для сохранения почв в вашей местности.

Рекорды Земли

Самые богатые гумусом почвы — черноземы, содержание гумуса в нем обычно не менее 6%, мощность гумусового горизонта от 40 до 120 см.

Цифры и факты

Суммарная масса живого вещества на Земле составляет 2,4 трлн тонн. Из них: растения — 99%; животные и микроорганизмы — 0,9%; человечество — 0,1%.



Интересное

Растения и очистка воздуха

Вся растительность земного шара на протяжении года забирает из атмосферы около 550 млрд т углерода и возвращает 440 млрд т кислорода.



Дышат ли растения?

Да, дышат. При этом, как и животные, используют для дыхания кислород воздуха, перерабатывая его в углекислый газ, который они выдыхают. Но при дневном свете под действием солнечных лучей в листьях растений происходит и обратный процесс — соединение воды с углекислым газом и образование углеводов, а также кислорода, который выделяется в воздух. Процесс этот называется фотосинтезом. В результате фотосинтеза в воздух выделяется гораздо больше кислорода, чем поглощается при дыхании; зеленые растения — основной поставщик кислорода в атмосферу.



Хвойные деревья и очистка воздуха

Один гектар хвойного леса в день выделяет до 30 кг эфирного масла, которое уничтожает вредные микроорганизмы в атмосфере и очищает воздух. За год гектар леса очищает 18 млн м3 воздуха. К тому же, подобно гигантскому пылесосу, он забирает из воздуха ежегодно 36 т пыли.
скачать


Смотрите также:
Воздействие организмов на земные оболочки
45.06kb.
Проведения урока с воспитанницами 6 класса по географии Тема Строение Земли. Земные оболочки. Литосфера. Урок «Горные породы и минералы»
38.98kb.
Воздействие человека на природный комплекс
31.96kb.
«Мутагенные воздействия на растения»
106.31kb.
A2 о единстве органического мира свидетельствует 1 наличие ядра в клетках живых организмов 2 клеточное строение организмов всех царств 3 объединение организмов всех царств в систематические группы 4 разнообразие организмов
92.51kb.
«Три среды обитания организмов»
76.35kb.
Словарь экологических терминов Антропогенное воздействие на природу
90.8kb.
Проверочная работа по темам «Свойства живых организмов» «Уровни организации живых организмов»
14.03kb.
Тема Основные свойства живых организмов
138.67kb.
Для каких организмов характерны в клетках всех живых организмов
14.47kb.
Эмбриональный период развития организмов
62.47kb.
Понятия «влияние» и«воздействие»
29.96kb.