Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОВОЛКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ___________________________________________________________________________

143120 Московская область, Рузский район, п. Нововолково ,ул.Центральная, д.6.

тел. 8(496)27-65-689 e-mail: wolruz@yandex.ru сайт:http://novovolkovskaia.ucoz.ru

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Нововолковская ООШ»

____________ Е.В. Алферова

«______»_____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Школа безопасности»

( внеурочная деятельность)

3 класс

СОСТАВИТЕЛЬ:

Володина Елена Николаевна

учитель высшей квалификационной категории

2013 год

д. Нововолково


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», « О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.

Цель программы: формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи программы:

Ø развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

Ø стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;

Ø формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;

Ø выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Реализация программы позволит:

· привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

· сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

· выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Принципы обучения младших школьников ОБЖ

Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.

Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д.

Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.



Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в 3 классе — 35 часов.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.

Формы контроля ЗУН:

Ø беседа;

Ø фронтальный опрос;

Ø индивидуальный опрос;

Ø практикум;

Личностными результатами обучения ОБЖ являются:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.



Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.



Предметными результатами обучения ОБЖ являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

Содержание программы:
I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся ( 25 часов)

1.1. Безопасное поведение на дорогах



Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.

1.2. Мы — пассажиры



Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.

1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре



Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения. Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

1.4. Безопасное поведение дома



Лифт — наш домашний транспорт. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.

1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера



Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи ( 1 час)

2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами.



Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях ( 9 часов)

3.1. Чрезвычайные ситуации.



Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.



Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:

· правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;

· виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;

· правила движения пешеходов по загородной дороге;

· обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него;

· правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;

· меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;

· признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;

· правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;

· как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;

· о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:

· — ураган, буря, смерч (примеры, последствия);

· — лесной пожар. Действия по его предупреждению.
Практическая работа: к концу 3 класса учащиеся должны уметь:

· переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;

· оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;

· правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;

· двигаться по загородной дороге, в том числе группой;

· правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;

· разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;

· соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;

· оказать первую помощь при отравлении угарным газом;

· действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Форма урока

Тип урока

Опорные средства

Цели и задачи

Дата урока

1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (25 ч)

Безопасное поведение на улицах и дорогах (8 ч)

1

Движение пешеходов по дорогам

1

Урок с

элементами

дискуссии


урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Таблица «Правила дорожного движения»

Создать условия для знакомства с правилами движения пешеходов по дорогам, право- и левосторонним движением




2

Правостороннее и левостороннее движение

1

Урок-путешествие

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Дорожные знаки презентация

Создать условия для знакомства с элементами дорог, дорожной разметкой




3

Элементы дорог.

Дорожная разметка.



1

Беседа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Таблица «Дорога и ее составляющие части»

Создать условия для знакомства с перекрестками и их видами




4

Переходим дорогу, перекресток

1

Урок- практическое занятие

урок комплексного повторения знаний и способов действия

Модели

дорожных знаков презентация



Способствовать отработке умения переходить перекресток и дорогу




5

Сигналы светофора и регулировщика

1

урок - игра

Практическая работа



урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Модель

светофора, жезл регулировщика



Создать условия для знакомства с сигналами светофора и регулировщика




6

Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

1

Беседа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Картон, цветная бумага, клей, ножницы

Создать условия для знакомства с видами транспортных средств




7

Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля

1

Практическая работа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Альбом, цветные карандаши.

Создать условия для знакомства со скоростью движения городского транспорта, состоянием дорог и тормозным путем




8

Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге

1

Урок- практическое занятие

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

презентация

Способствовать отработке умения двигаться по загородной дороге, в том числе группой




Мы — пассажиры (2 ч)

9

Безопасность пассажиров

1

Практическая работа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Таблица «Мы пассажиры»

Создать условия для отработки умения правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него




10

Поведение при угрозе и во время аварии

1

1

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Карточки для парной работы

Создать условия для формирования умения правильно вести себя при угрозе и во время аварии




Пожарная безопасность и поведение при пожарах (3 ч)

11

Пожар в общественных местах, причина пожара

1

Беседа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Таблица

«Внимание!

Пожар!» презентация


Создать условия для знакомства с правилами поведения при возникновении пожара в общественных местах




12

Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах

1

Беседа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Задания для

групповой

работы


Способствовать отработке умения правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах




13

Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения

1

Практическая работа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Рисунок автобуса

Создать условия для знакомства с правилами поведения при возникновении пожара в общественном транспорте




Безопасное поведение дома (6 ч)

14

Лифт – наш домашний транспорт

1

Беседа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Альбом, кисти, краски

Создать условия для знакомства с правилами пользования лифтом




15

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии

1

Урок - игра

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Пустые

упаковки из-под предметов бытовой химии, с. 65 - 68



Создать условия для знакомства с мерами безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии




16

Внимание – бытовая химия

1

Урок - игра

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Пустые

упаковки из-под предметов бытовой химии, с. 65 - 68



Применение мер безопасности при пользовании в быту предметов бытовой химии




17

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами

1

Беседа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Таблица «Электричество»


Создать условия для знакомства с мерами безопасности при пользовании в быту электрическими приборами




18 - 19

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами

2

Урок-практикум

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Карточки для

индивидуальной

работы


Создать условия для знакомства с мерами безопасности при пользовании в быту газовыми приборами




Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (6 ч)

20 – 21

Правила обеспечения сохранности личных вещей

2

Урок-игра

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Сумки, пакеты,

одежда,


кошелек.

Создать условия для знакомства с правилами обеспечения сохранности личных вещей




22 - 23

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей

2

Практическая работа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Маски зверей

Создать условия для знакомства с правилами обеспечения сохранности личных вещей




24-25

Особенности поведения с незнакомыми людьми

2

Урок-игра

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия




Создать условия для знакомства с особенностями поведения с незнакомыми людьми




2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (1 ч)

26

Отравление. Первая помощь при отравлении угарным газом

1

Практическая работа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

Таблица «Оказание первой помощи пострадавшему»

Способствовать развитию умения оказывать первую помощь при отравлении угарным газом




3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (9 ч)

27

Чрезвычайные ситуации природного происхождения

1

Урок – лекция

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

презентация

Создать условия для знакомства ЧС природного происхождения




28 - 29

Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите

2

Беседа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

презентация

Создать условия для знакомства с примерами стихийных бедствий, мероприятиями по защите




30

Лесные пожары

1

Беседа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

презентация

Создать условия для знакомства с действиями по предупреждению лесного пожара




31 - 32

Организация оповещения населения о ЧС

2

Беседа

урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия

презентация

Создать условия для знакомства с организацией оповещения населения о ЧС




33 - 34

Повторение по теме «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся»

2

Урок -КВН

урок комплексного повторения знаний и способов действия




Создать условия для повторения изученного материала по теме




35

Повторение по теме «Защита человека в чрезвычайных ситуациях»

1

Беседа

урок комплексного повторения знаний и способов действия




Создать условия для повторения изученного материала по теме





Учебно-методическая литература
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г.

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 3 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2009.

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 3 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2010.

Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт.2008.

Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2010.



СОГЛАСОВАНО:

Протокол ШМО учителей начальных классов

от 05.09.2013 г. № 1

Руководитель ШМО

____________ Л.И. Запевалова





СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР



___________ Е.Н. Володина «____» _____________ 2013 г.

скачать


Смотрите также:
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
176.54kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
173.26kb.
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
184.44kb.
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково
352.49kb.
Пузина Надежда Васильевна учитель математики высшей квалификационной категории 2012 2013 учебный год пояснительная записка Структура курса рабочая программа
199.12kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1357.51kb.
Малинская Ирина Григорьевна учитель географии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
699.38kb.
Устинова Белла Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории п. Участок №4, Таловский район, Воронежская область 2012 год русский язык пояснительная записка рабочая программа
8275.22kb.
Рогожникова Ольга Васильевна учитель биологии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1825.24kb.
Баннова Елена Владимировна, учитель высшей категории Ф. И. О., категория по русскому языку, 5-9 класс. 2010 2011 учебный год пояснительная записка рабочая программа
1106.23kb.
Баранникова Елена Петровна Учитель английского языка высшей квалификационной категории Возможности дистанционного обучения как элемента технологии открытого (сетевого) образования в средней школе
65.36kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013
571.71kb.