Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОВОЛКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ___________________________________________________________________________

143120 Московская область, Рузский район, п. Нововолково ,ул.Центральная, д.6.

тел. 8(496)27-65-689 e-mail: wolruz@yandex.ru сайт:http://novovolkovskaia.ucoz.ru

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Нововолковская ООШ»

____________ Е.В. Алферова

«______»_____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Школа безопасности»

( внеурочная деятельность)

2 класс

СОСТАВИТЕЛЬ:

Володина Елена Николаевна

учитель высшей квалификационной категории

2013 год

д. Нововолково


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», « О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.

Цель программы: формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи программы:

Ø развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

Ø стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;

Ø формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;

Ø выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Реализация программы позволит:

· привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

· сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

· выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Принципы обучения младших школьников ОБЖ

Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен, на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.

Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.

Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д.

Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.



Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа во 2 классе — 35 часов.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.

Формы контроля ЗУН:

Ø беседа;

Ø фронтальный опрос;

Ø индивидуальный опрос;

Ø практикум;

Личностными результатами обучения ОБЖ являются:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.



Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.



Предметными результатами обучения ОБЖ являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Содержание программы :
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях ( 16 часов)

1.1. Чрезвычайные ситуации



Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения



Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи ( 12 часов)

2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни



От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами



Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся ( 7 часов)

3.1. Безопасное поведение на воде



Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

Уроки плавания:

подготовительные упражнения для освоения в воде;

техника спортивного плавания «кроль на груди».

3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения



Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

3.3. Безопасное поведение на дорогах



Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:

· чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;

· правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

· правила безопасного поведения в лесу, в поле;

· возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;

· ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;

· от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни.

· избыточный вес;

· травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;

· какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;

· как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Практическая работа: к концу 2 класса учащиеся должны уметь:

· правильно перейти водоем по льду;

· правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания «кроль на груди»;

· ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;

· правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;

· распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;

· оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;

· действовать по сигналу «Внимание всем!».


Учебно-методическая литература:

Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г.

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2009.

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2010.

Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт.2008.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№п/п

№ урока по теме

Раздел. Тема

Кол-во часов

Формирование компетенций

Исп. технологии

дата

ключевые

общепредметные

предметные







1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения

16
















1

1

Взаимодействие человека с окружающей средой. Влияние окружающей среды на человека. Экскурсия

1

информационная

устный диалог


рассказать о способах предупреждения опасностей, как их можно избежать

здоровье-сберегающая




2

2

Учусь принимать решения в опасных ситуациях.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.



1

социально-трудовая

устный диалог

показать связь поступков и решений

проблемная





3

3

Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Пешеходные переходы.

1

социально-трудовая

устный диалог

способствовать рациональному принятию решений детьми

здоровье-сберегающая




4

4

Особенности жизнеобеспечения современного жилища. Что вокруг нас может быть опасным?

1

информационная

устный диалог, монолог

систематизировать знания и представления детей о предметах домашнего обихода

здоровье-сберегающая




5

5

Дом – машина для жилья. Учимся управлять этой машиной

1

общекультурная

рефлексия

продолжить знакомство с понятиями домашних опасностей: электричество, балкон, лифт

игровая




6

6

Как вести себя со злоумышленниками

1

информационная

устный диалог

научить детей правильно вести себя с незнакомыми людьми

здоровье-сберегающая




7

7

Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Службы экстренной помощи.

1

информационная

устный диалог


тренировка эвакуации из школы по сигналу «Тревога!»

здоровье-сберегающая




8

8

Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транспорте, в природе)

1

социально-трудовая

устный диалог

учить детей правилам безопасного обращения с огнем

проблемная




9


9

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения

1

учебно-познавательная

устный диалог

развитие у детей самостоятельности и ответственности

здоровье-сберегающая




10

10

Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности

1

информационная

монолог

познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями

здоровье-сберегающая




11

11

Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры защиты от них

1

учебно-познавательная

устный диалог

систематизировать и расширить знания детей об опасных животных и насекомых

здоровье-сберегающая




12

12

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема

1

информационная

самоконтроль

ознакомление с правилами безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема

здоровье-сберегающая




13

13

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов

1

ценностно-смысловая

устный диалог

закреплять знания детей о правилах безопасного передвижения по льду

здоровье-сберегающая




14

14

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах

1

общекультурная

устный диалог

ознакомление с правилами купания в оборудованных и необорудованных местах

здоровье-сберегающая




15

15

Правила поведения на пляже.


1

общекультурная

рефлексия

способствовать выработке убеждения, что соблюдение правил поведения на пляже является надежной гарантией безопасности

здоровье-сберегающая




16

16

Подготовительные упражнения для освоения в воде.

1

учебно-познавательная

рефлексия

развивать ловкость, быстроту реакции, внимание

игровая










2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

12
















17

1

От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, и чего состоит тело человека.

1

учебно-познавательная

устный диалог


научить детей заботиться о здоровье

здоровье-сберегающая




18

2

Наши органы.

1

учебно-познавательная

монолог

расширить и углубить знания детей о нашем организме

проблемная




19

3

Болезни, их причины и связь с образом жизни.

1

учебно-познавательная

устный диалог


научить, как избегать ситуаций, наносящих вред здоровью

здоровье-сберегающая




20

4

Пути передачи инфекционных заболеваний. Меры защиты.

1

коммуникативная

устный диалог


развитие у детей бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

здоровье-сберегающая




21

5

Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Первая помощь. Практическое занятие

1

ценностно-смысловая

монолог

формирование умений использовать полученные знания в повседневной жизни

здоровье-сберегающая




22

6

Первая помощь при царапине, порезе. Практическое занятие

1

ценностно-смысловая

устный диалог


формирование умений использовать полученные знания в повседневной жизни


здоровье-сберегающая




23

7

Первая помощь при небольшом ожоге. Практическое занятие

1

ценностно-смысловая

рефлексия

формирование умений и навыков оказывать первую помощь при ожоге

игровая




24

8

Первая помощь при обморожении. Практическое занятие

1

ценностно-смысловая

устный диалог

тренировать у обучающихся умение находить решения в чрезвычайных ситуациях

здоровье-сберегающая




25

9

Отравления. Причины отравлений. Признаки отравления

1

учебно-познавательная

устный диалог

рассказать обучающимся о причинах и признаках отравлений

здоровье-сберегающая





26

10

Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами, грибами. Практическое занятие

1

учебно-познавательная

самоконтроль

формирование умений и навыков оказывать первую помощь при отравлении

игровая




27

11

Грибы съедобные и несъедобные. Первая помощь при отравлении грибами

1

ценностно-смысловая

самоконтроль


продолжить формирование умение и навыков оказывать первую медицинскую помощь

здоровье-сберегающая




28

12

Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес

1

общекультурная

рефлексия

научить детей заботиться о своем здоровье

здоровье-сберегающая










3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

7
















29

1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

1

ценностно-смысловая

устный диалог

познакомить обучающихся с возможными ЧС мирного и военного времени

проблемная





30

2

Основные мероприятия ГО по защите населения. Оповещение населения о ЧС.

1

ценностно-смысловая

контроль

подготовить обучающихся правильно выполнять действия по сигналу «Внимание всем!»

игровая




31

3

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»

1

учебно-познавательная

самоконтроль

систематизировать знания и умения в действиях по сигналу «Внимание всем!»

игровая




32

4

Ж/д транспорт. Мы пассажиры.

1

учебно-познавательная

устный диалог

развивать самостоятельность при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях

здоровье-сберегающая




33

5

Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты детей».


1

учебно-познавательная

устный диалог

формирование личности «безопасного типа», умеющей применять полученные знания и умения на практике

здоровье-сберегающая




34

6

Практическое занятие «День защиты детей».


1

учебно-познавательная

устный диалог

развивать коммуникативные отношения

здоровье-сберегающая




35

7

Экскурсия. Практическое закрепление знаний безопасного поведения.

1

общекультурная

рефлексия


развивать коммуникативные отношения

здоровье-сберегающая







СОГЛАСОВАНО:

Протокол ШМО учителей начальных классов

от 05.09.2013 г. № 1

Руководитель ШМО

____________ Л.И. Запевалова





СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР



___________ Е.Н. Володина «____» _____________ 2013 г.

скачать


Смотрите также:
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
176.54kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
173.26kb.
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
184.44kb.
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково
352.49kb.
Пузина Надежда Васильевна учитель математики высшей квалификационной категории 2012 2013 учебный год пояснительная записка Структура курса рабочая программа
199.12kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1357.51kb.
Малинская Ирина Григорьевна учитель географии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
699.38kb.
Устинова Белла Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории п. Участок №4, Таловский район, Воронежская область 2012 год русский язык пояснительная записка рабочая программа
8275.22kb.
Рогожникова Ольга Васильевна учитель биологии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1825.24kb.
Баннова Елена Владимировна, учитель высшей категории Ф. И. О., категория по русскому языку, 5-9 класс. 2010 2011 учебный год пояснительная записка рабочая программа
1106.23kb.
Баранникова Елена Петровна Учитель английского языка высшей квалификационной категории Возможности дистанционного обучения как элемента технологии открытого (сетевого) образования в средней школе
65.36kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013
571.71kb.