Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОВОЛКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ___________________________________________________________________________

143120 Московская область, Рузский район, п. Нововолково ,ул.Центральная, д.6.

тел. 8(496)27-65-689 e-mail: wolruz@yandex.ru сайт:http://novovolkovskaia.ucoz.ru

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Нововолковская ООШ»

____________ Е.В. Алферова

«______»_____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

6 класс

СОСТАВИТЕЛЬ:

Володина Елена Николаевна

учитель географии

высшей квалификационной категории

2013 год


д. Нововолково

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования на базовом уровне, с учетом рекомендаций авторской программы под редакцией И.В.Душиной. - М.: Дрофа 2009. Программа рассчитана на 1 год обучения и является программой базисного уровня обучения.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. География в 6 классе - начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих результатов:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту.

• развитие познавательных интересов и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Организуя учебный процесс по географии в 6 классе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде.



Цель курса: заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

  • Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения; Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Межпредметные связи на уроках географии.

Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии и другим предметам. Например, установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты места, пользование масштабом и измерения на карте и местности, определение среднесуточной температуры, вычисление коэффициента увлажнения невозможны без математических расчетов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии.


Ученики 6 класса в полной мере обладают основными знаниями и умения характерными для их возраста, данная рабочая программа базовая, она позволит обучающимся освоить основные требования к уровню подготовки.
Формы и средства контроля.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:


  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ


Промежуточный контроль: тестовые задания по темам:

1.Земная кора

2.Атмосфера

3.Гидросфера

4. Биосфера. Географическая оболочка.

Итоговый контроль: Диагностическая работа за курс 6 класса.
Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.



Количество часов: всего - 35, в неделю – 1 час, в том числе практических работ – 7

1. Ориентирование на местности

2. Определение географических координат точек и точек по географическим координатам

3. Топографический диктант

4. Определение расстояний на местности и плане в масштабе

5. Обозначение на к/к объектов рельефа

6. Наблюдения за погодой. Обработка собранных материалов

7. Определение географического положения объектов: моря, океаны и др.
Планируемые результаты обучения

В результате изучения географии ученик должен знать/понимать



  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов,

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

  • понимания географической специфики крупных природных географических оболочек;

  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической экспертизы;

  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.


Содержание программы  


Раздел

Кол-во часов

Элементы обязательного минимума образования

Введение


1

Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. Развитие географических знаний о Земле. Представление о мире в древности. Эпохи Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Земля во Вселенной

2

 Земля и космос. Земля – часть Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Движения Земли. Форма и размеры Земли.

Географические модели Земли

4

 Глобус. Градусная сеть. Географические координаты. Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические планы и карты.

Земная кора


9

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Разнообразие горных пород. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников, ветра. Главные формы рельефа суши. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

Атмосфера


8

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Нагревание воздуха и его температура. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Влага в атмосфере. Атмосферные осадки. Давление атмосферы. Ветры. Погода. Климат. Человек и атмосфера.

Гидросфера


7

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан – основная часть гидросферы. Свойства океанических вод. Движения воды в океане. Волны. Течения. Реки. Озера и болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.

Биосфера. Географическая оболочка


4

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. Особенности жизни в океане. Распределение жизни в океане. Жизнь на поверхности суши. Почва. Человек и биосфера. Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки. Территориальные комплексы. От географической оболочки к географической среде. Глобальная экологическая проблема.



Учебно - методический комплект

Географический атлас: 6 класс. – М.: Дрофа, 2013.

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География .Землеведение. - Дрофа, 2009.

Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 6 класс. – М.: Дрофа , 2013.


Список литературы

Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География. Начальный курс» М.Дрофа 2006

За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2006.

Интернет-ресурсы

Сухов В.П. «Физическая география. Начальный курс» 6 класс – М. Просвещение 2004г.
ИКТ

Электронный учебник «Начальный курс географии» 6 кл

«География. Планета Земля». 6 класс - учебный комплекс из коллекции ЦОР - http://school-collection.edu.ru/

Мультимедийные презентации по курсу.




п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Виды учебной деятельности

Использование ИКТ

Повторение

§ в учебнике
















Введение (1 час)

1

Что изучает география?

1




Обучение приёмам работы с дневником наблюдения.

м/м презентация




§1

Раздел 1. Земля во Вселенной (2 часа)

2

Земля – планета Солнечной системы. Земля и космос. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1







м/м презентация

в/ф «Рождение Земли» Презентация «Солнечная система»



Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы

§2-4

3

Движение Земли. Форма и размеры Земли.

1




Составление и объяснение схемы «Движение Земли вокруг Солнца»

м/м презентация

Презентация «Наш адрес во Вселенной»

Презентация «Форма Земли»


Объяснение географических следствий дви-жения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси Формы и размеры Земли.

§5-6

Раздел 2. Географические модели Земли (4 часа).

4

Глобус

Практическая работа №1 «Ориентирование на местности»

1




Определение расстояний в масштабе




Определение расстояний на глобусе

§7

5

Градусная сеть. Географические координаты.

Практическая работа № 2 «Определение географических координат точек и точек по географическим координатам»

1




Определение элементов градусной сети на карте, географических координат, расстояний и направлений по карте полушарий и физической карте России.

м/м презентация


Ориентирование по карте и глобусу; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

§8

6

Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки

Практическая работа № 3 «Топографический диктант»

1













§9

7

Географические планы и карты

Практическая работа № 4 «Определение расстояний на местности и плане в масштабе»

1




Определение элементов градусной сети на глобусе.

Определение элементов градусной сети на карте, географических координат, расстояний и направлений по карте полушарий и физической карте России.



м/м презентация


План местности

§10

Раздел 3. Земная кора (9 часов)

8

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

1




Составление схемы «Внутренне строение Земли»

м/м презентация

Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых.

§11

9

Разнообразие горных пород

1




Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.). Нанесение на контурную карту основных месторождений полезных ископаемых, природных памятников литосферы.

м/м презентация

§12

10

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли

1




Знакомство с устройством земной коры, теорией движения литосферных плит

м/м презентация




§13

11

Разнообразие рельефа Земли.

1




Определение способов изображения рельефа на картах.

м/м презентация




§14

12

Движения земной коры.


1




Горизонтальные и вертикальные движения земной коры.

м/м презентация

в/ф «Движение литосферных плит»






§15

13

Землетрясения. Вулканизм

1




Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма.

м/м презентация

в/ф «Вулканы»

в/ф «Землетрясения»





§16-17

14

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание.

1




Физическое, химическое, биологическое выветривание







§18

15

Работа текучих вод, ледников, ветра. Главные формы рельефа суши

1




Описание по карте географического положения равнин. Определение по карте высот равнин.

Описание по карте географического положения гор. Определение по карте высот гор.



м/м презентация

Презентация «Равнины суши»


Наблюдение за объектами литосферы. Описание их на местности и по карте.

§19-20

16

Рельеф дна Мирового океана. Человек и земная кора

Практическая работа № 5 «Обозначение на к/к объектов рельефа»

1




Работа с картами атласа.

Тестирование




м/м презентация





§21-22

Раздел 4. Атмосфера (8 часов).

17

Атмосфера и её строение.

1




Составление и объяснение схемы «Строение атмосферы»

м/м презентация

в/ф «Задымление атмосферы»






§23

18

Нагревание воздуха и его температура

1




Изотермы, определение амплитуды температур







§24

19

Зависимость температуры воздуха от географической широты.

1




Построение графика температуры. Решение практических задач на определение изменений температур воздуха с высотой.







§25

20

Влага в атмосфере. Атмосферные осадки.

1







м/м презентация




§26-27

21

Атмосферное давление. Ветры.

1




Решение практических задач на определение изменений температур и давления воздуха с высотой.

м/м презентация




§28-29

22

Погода

1




Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара», Составление розы ветров







§30

23

Климат.

1




Определение основных типов климата. Составление схемы







§31

24

Человек и атмосфера

Практическая работа № 6 «Наблюдения за погодой. Обработка собранных материалов»

1




Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения.

Тестирование



м/м презентация





§32

Раздел 5. Гидросфера ( 7 часов).

25

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан - основная часть гидросферы.

Практическая работа № 7

Определение географического положения объектов: моря, океаны и др.

1




Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры.


м/м презентация





§33-34

26

Свойства океанических вод

1




Определение основных свойств океанических вод: прозрачность, соленость, цвет, температура







§ 35

27

Движение воды в океане. Волны.

1

.

Глубинные и поверхностные волны. Ветровые волны. Приливы и отливы. Прибой. Цунами.

м/м презентация

Видеофильм

«Цунами»


Наблюдение за объектами гидросферы, их описание по карте и на местности. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Природные памятники гидросферы.




§36

28

Течения







Распределение течений в океане. Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры.

м/м презентация

§37

29

Реки. Жизнь рек

1




Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира.

м/м презентация

§38-39

30

Озера. Болота. Искусственные водоемы. Подземные воды. Ледники.

1

.

Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры.

м/м презентация

в/ф «Озеро Байкал»

§40-42

31

Человек и гидросфера.

1




Тестирование


м/м презентация

§43

Раздел 6. Биосфера. Географическая оболочка. (4 часа).

32

Биосфера, её строение и роль в природе.


1




Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли».

Характеристика компонентов природы своей местности.



м/м презентация





§44-45

33

Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане.

Итоговая контрольная работа



1




Распространение организмов в зависимости от глубины. Нектон, планктон, бентос.


м/м презентация




§46-47

34

Жизнь на поверхности суши. Леса. Безлесные пространства. Почва. Человек и биосфера.

1




Условия образования почв, типы почв.

м/м презентация

Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира местности на карте.

§48-51

35

Из чего состоит географическая оболочка. Её особенности. Территориальные комплексы.

1




Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли»

Тестирование







§52-54

Календарно-тематическое планирование



СОГЛАСОВАНО:

Протокол ШМО учителей естественных наук

от 05.09.2013 г. № 1

Руководитель ШМО

____________ Н.П. Гобзова


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

___________ Е.Н. Володина

«____» _____________ 2013 г.



скачать


Смотрите также:
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
184.44kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
176.54kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
173.26kb.
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково
352.49kb.
Малинская Ирина Григорьевна учитель географии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
699.38kb.
Пузина Надежда Васильевна учитель математики высшей квалификационной категории 2012 2013 учебный год пояснительная записка Структура курса рабочая программа
199.12kb.
Тимченко Елена Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1357.51kb.
Устинова Белла Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории п. Участок №4, Таловский район, Воронежская область 2012 год русский язык пояснительная записка рабочая программа
8275.22kb.
Карпова Татьяна Владимировна учитель географии первой квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
782.4kb.
Рогожникова Ольга Васильевна учитель биологии высшей квалификационной категории Калининград, 2013 пояснительная записка рабочая программа
1825.24kb.
Баннова Елена Владимировна, учитель высшей категории Ф. И. О., категория по русскому языку, 5-9 класс. 2010 2011 учебный год пояснительная записка рабочая программа
1106.23kb.
Баранникова Елена Петровна Учитель английского языка высшей квалификационной категории Возможности дистанционного обучения как элемента технологии открытого (сетевого) образования в средней школе
65.36kb.